Отдыхать дома - себе дороже (на 30%)!

Гости
Михаил Кожухов
президент «Клуба путешествий»
Дмитрий Горин
председатель Совета директоров туристической компании

Оксана Галькевич: Ну а теперь вот о чем. Лето все-таки пришло, сезон отпусков или отдыха официально стартовал. Ну конечно, мы все понимаем, что это лето будет необычным, будет отличаться от предыдущих во многих отношениях, в том числе и в том, как мы проведем эти ближайшие месяцы. Больше половины из нас уже отказались от отдыха. Ну а те, кто по-прежнему планирует куда-то отправиться, во многом свой подход пересмотрели.

Константин Чуриков: 18% говорят, что проведут это время дома, столько же – на дачах. Треть готовы отправиться в поездки по стране. И еще 20% все-таки надеются отдохнуть за границей, несмотря на предостережения властей. Кстати, до сих пор закрыты границы для большинства. Там небольшие исключения, но подавляющего большинства это не касается.

Оксана Галькевич: На учебу, на лечение, для ухода за родственниками, по-моему.

При этом премьер-министр Мишустин, когда рассуждал на эту тему, он признал, что людям нашим во время путешествий по России не хватает, конечно же, качественной инфраструктуры, не хватает приличного сервиса по конкурентным ценам. Это тоже важный нюанс.

Как выбрать оптимальный маршрут в таком случае, в том числе в соотношении «цена – качество»? Обсуждаем в эти ближайшие полчаса, друзья. Очень интересно ваше мнение. Напишите, куда вы поедете или куда не поедете, но хотели бы, например, отправиться. Сколько денег вы готовы потратить на свой отпуск в этом году? Ваши мнения принимаются. Номер SMS-портала внизу, номер прямого эфира тоже.

Константин Чуриков: Ну а сейчас мы обо всем спросим Дмитрия Горина – это вице-президент Ассоциации туроператоров России. Дмитрий Львович, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Дмитрий Горин: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Отлично! Вы нас уже слышите, мы вас тоже.

Хочу, чтобы вы прокомментировали следующие две взаимопротиворечащие друг другу новости. Первая: Ассоциация туроператоров России сегодня заявляет, что стоимость отдыха на российских курортах может вырасти более чем на 30%. Это заявил Александр Курносов. Значит, Ростуризм буквально пару часов назад говорит: «Нет, тенденции к росту цен на летние туры в России нет». Находятся они в постоянной связи с туроператорами, и все хорошо. Кому верить?

Дмитрий Горин: Вы знаете, если говорить о сообщении Александра Курносова, то, к сожалению, коллеги из газеты «Известия» вырвали из контекста как раз предупреждение, что нельзя допустить роста цен, а сделали это мнение утвердительным.

Ну давайте разберемся фактически. Пока в июне мы констатируем снижение цен, а не повышение, в сравнении с прошлым годом. Понятно, пока еще карантин, мы не можем, может быть, свободно путешествовать внутри страны. Но хорошие новости были вчера: 1 июля туристический сезон пусть и с задержкой, но откроется. И как раз чтобы не было этих фантастических цен, десять новых направлений туроператоры ставят по России на чартерных рейсах. Естественно, летом мы хотим моря. Краснодар и Крым будут в этом списке тоже.

Оксана Галькевич: Подождите, это очень интересно! Десять новых направлений на чартеры? Давайте тогда про эти десять направлений расскажем, перечислим.

Дмитрий Горин: Ну, такая новинка, причем доступная новинка сезона – это Русская Балтика, Калининград. И туда впервые будут летать уже не регулярные, а чартерные рейсы. Тем более мы можем только по воздуху свободно перемещаться в Калининград. Туры будут стартовать от 10 тысяч рублей, включая перелет. Да, это эконом-вариант и немного дней. Ну, например, путешествие на семь дней будет стоить 25 тысяч рублей.

Другая новинка – это Хакасия. Может быть, не все даже понимают, почему это направление, но оно уникальное по природе. Байкал по цене 35 тысяч рублей за человека на 10 дней. И таких направлений много.

Константин Чуриков: Подождите. 35 тысяч рублей на человека – это вместе с авиаперелетом или как?

Дмитрий Горин: Да. Потому что если просто покупать авиаперелет, то, увы, мы знаем, что цены зачастую выше даже стоимости этих турпакетов.

Оксана Галькевич: Слушайте, 35 тысяч на человека с перелетом на Байкал – ну, я не знаю, Дмитрий Львович, это просто вау!

Константин Чуриков: Это фантастика, да.

Оксана Галькевич: Можно я вам так скажу? Вау! Скажите, а где можно полный список этих направлений посмотреть с этими суммами? Где полная информация?

Дмитрий Горин: Об сегодня сказала уже и Зарина Догузова, руководитель Федерального агентства по туризму. И даже вице-премьер Чернышенко вчера приводил эти примеры на встрече с председателем Правительства.

Прежде всего это достигается чартерными рейсами, специальными ценами в гостиницах. И туроператоры понимают, что в условиях, когда пока, увы, временно ограничены международные путешествия, нам нужно давать альтернативу нашим туристам, но не по заоблачным ценам.

Константин Чуриков: Дмитрий Львович, я еще раз хочу все-таки вернуться к заявлению, которое неправильно перевели «Известия», как вы сказали. Тем не менее, как вы считаете – если, например, границы и далее будут закрыты, то это сработает в сторону желания поднять цену внутри страны у кого-то, у какого-нибудь отеля, я не знаю, у здравницы какой-то? Или нет?

Дмитрий Горин: Четыре года назад у нас был опыт, когда, например, отдельно были повышены цены по Анапе, и они повышались как раз на 30%. От этого только выиграл тот же Сочи. Туристы моментально переориентировались на другие направления!

Сейчас очень сложный период, когда многие потеряли работу или потеряли доход. И в этой ситуации малейшее изменение цены сразу привлечет, потому что туристы просто не поедут. Я думаю, что, вы знаете, и туркомпании, и авиакомпании, и отели в этот сезон будут работать близко к себестоимости и, можно сказать, даже ниже, потому что не надо забывать, что дополнительные меры по дополнительной дезинфекции помещений, по дистанцированию наших туристов на пляжах и в отелях.

Но много хороших новостей. Немножко избыточные меры по ограничениям, которые раньше были, от Роспотребнадзора, их сейчас уже нет. И мы с вами можем путешествовать не на 14 дней, а на любое количество дней. А в первой версии это было так. Мы с вами не будем купаться и загорать в масках и в перчатках на пляже. Поэтому я думаю, что к 1 июля нам надо проще уже планировать путешествие.

Оксана Галькевич: Кстати, по поводу планирования путешествий. Дмитрий Львович, я зашла на сайт Ростуризма, а оттуда по ссылке – на такой национальный туристический портал Russia Travel. Вот у меня как у любителя конструировать самостоятельно свои путешествия, сразу несколько как минимум каких-то замечаний – чего мне не хватает, что нужно было бы доработать, опять же в сравнении с национальными туристическими порталами других стран, других городов.

Например, нет встроенного сервиса бронирования гостиниц. Нет возможности посмотреть, каким транспортом где и как передвигаться, посмотреть опять же стоимость билетов и расписание, вплоть до этого. Возможно, какие-то скидочные купоны, что-то еще. Вот эти все вещи… Я понимаю, что, может быть, мы не очень привыкли к действительно какому-то разумному сервису, но хотелось бы надеяться, что это все будет дорабатываться и будет доступно на нашем национальном туристическом сервисе – и не только тогда, когда мы откроемся для иностранцев, но и для россиян.

Дмитрий Горин: Russia Travel – это ресурс Ростуризма. А Ростуризм не может заниматься коммерческой деятельностью по бронированию гостиниц или перелетов. Поэтому это площадка, которая показывает, например, в данный момент, в каком регионе какие есть рекомендации для туристов, прибывающих, например, из Москвы в Крым.

А вообще уже сейчас делается маркетплейс, именно торговая площадка, где туроператоры в свободной конкуренции будут предлагать в том числе свои предложения. Конечно, у нас много западных ресурсов по бронированию гостиниц, очень популярных. Но и в России их тоже уже немало. И мы надеемся, что как раз туристы сейчас обратят внимание на российские ресурсы по бронированию отелей и билетов.

Оксана Галькевич: Ну, здесь больше, знаете, речь идет о том, чтобы посоветовать людям, каким образом и как добраться, как передвигаться, где искать информацию хотя бы, понимаете, если не конкретные гостиницы рекомендовать. Можно же по-разному это делать.

Константин Чуриков: Ссылки на компании, которые в реестр включены, например.

Оксана Галькевич: Да, добропорядочные, добросовестные.

Константин Чуриков: И это бы упростило жизнь.

Дмитрий Горин: Эти ссылки есть на сайте Ростуризма. И мы очень просим все-таки обращать внимание при планировании путешествия на игроков рынка, которые есть в реестре туроператоров по внутреннему въездному и выездному туризму.

Константин Чуриков: Оксане просто надо еще получше и побольше поиграться с сайтом. Спасибо большое.

Оксана Галькевич: Да. Ну, просто навигация не самая продвинутая.

Спасибо. Дмитрий Львович Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России, был у нас на связи.

Сейчас у нас звонок, зритель на связи.

Константин Чуриков: Нам звонят с Юга – Тамара, Сочи. Здравствуйте, Тамара.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Тамара.

Зритель: Здравствуйте, «Отражение». Я с Юга, прямо из Сочи.

Константин Чуриков: Ух ты!

Зритель: Почти что на берегу моря живу, прямо рядом. Вытянутая рука – и море! Но хочется поехать на Байкал, посмотреть Байкал. Ну что это такое? Живу в России и не могу туда добраться никогда: то дорого, то самолеты не летают, то гостиницы. А тут объявили, что теперь можно лететь на Байкал и не бояться, чартерные рейсы, 30–40 тысяч. Так когда это будет? Как можно посмотреть Байкал?

Оксана Галькевич: Так уже этим летом, Татьяна. Вот только что нам сказал наш собеседник, что этим летом. Отправляйтесь срочно!

Зритель: Они только говорят.

Константин Чуриков: Вот! Я ждал этого.

Зритель: Они ничего не будут делать.

Оксана Галькевич: Вот так вы думаете, да? Нет, ну надо поискать все-таки.

Зритель: Они говорят, что 30–40 тысяч. А придешь оформлять, и скажут: «30–40 тысяч. А 20 тысяч еще добавьте».

Константин Чуриков: Страховка какая-нибудь, еще что-нибудь.

Оксана Галькевич: Так, началось!

Константин Чуриков: Сборы какие-нибудь.

Зритель: И это не только на Байкал. На Луну будет легче смотаться, чем на Байкал.

Оксана Галькевич: Нет, Татьяна, все-таки попробуйте, а потом уже будем с вами досадовать или, может быть, порадуемся. Спасибо. Это Татьяна из Краснодара, наша зрительница.

Константин Чуриков: Спасибо. А все-таки куда смотаться? Есть идеи у жителей Бийска, Владикавказа и Казани. Сейчас они нам расскажут о своих местных достопримечательностях.

ОПРОС

Константин Чуриков: Везде в России красиво по-своему. Но доступно ли? Вот в чем вопрос.

У нас сейчас на связи Михаил Кожухов, президент «Клуба путешествий». Михаил Юрьевич, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Михаил Юрьевич.

Михаил Кожухов: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Михаил Юрьевич, вот сегодня появилась обнадеживающая новость. Оказывается, у нас в России появится аж четырнадцатый национальный проект, и имя ему – «Туризм». Как раз хотят «сбить» цены, чтобы отдых был доступнее, чтобы все массово по стране путешествовали. Как вы думаете, нацпроект нам поможет сделать отдых доступным?

Михаил Кожухов: Вы знаете, вот эта чудесная женщина, которая звонила с Юга, она коротко мою позицию сформулировала: говорят они гораздо больше, чем делают. Вот наш уважаемый коллега говорил сейчас про какой-то список…

Оксана Галькевич: Десять новых направлений, как он сказал.

Михаил Кожухов: Нет-нет-нет! Он говорил, что вот туроператоры. А кто вообще решил, что среди тех, кто занимается туризмом, больше плохих людей, чем хороших, и они только и думают, как бы кого-нибудь обмануть? А давайте сделаем какой-нибудь список чиновников, которые не воруют, и мы будем за них голосовать.

Весь туристический рынок смеется над этим реестром и над этим туроператорством, потому что достаточно тебе не продавать вместе билет и программу наземную, как ты можешь не быть туроператором, не платить какие-то безумные деньги «Турпомощи», никому не нужной, жить себе и работать так же честно, как бы ты работал и без этого списка.

Смотрите, по поводу «сбить цены». Почему-то, когда наш человек едет куда-нибудь, ну не знаю, в Италию, для него перспектива потратить несколько тысяч долларов кажется нормальной. Если он собирается на Алтай или в Дагестан, то он почему-то считает, что все должны его там бесплатно принимать, поить, кормить, и это ничего ему не должно стоить. Может быть, ему еще и премию дадут за то, что он приедет. Нет, там живут такие же люди, они точно так же хотят ездить на хороших машинах, а их жены просят шубки и сапоги. И нам надо привыкать к мысли, что за это надо платить деньги.

Другой вопрос, что эти чудесные наши туристические чиновники уже на моей памяти (а я занимаюсь этим делом семь лет), они говорят: «Да, надо отменить НДС на внутренние перелеты, надо отменить». Ну отмените! И тогда эта чудесная женщина сможет полететь и увидеть Байкал. Правда, для того чтобы увидеть Байкал летом, вокруг Байкала надо построить дорогу, потому что сейчас этой дороги нет.

Константин Чуриков: Она грунтовая, но она весьма условная. Это для тех, у кого хороший вестибулярный аппарат.

Оксана Галькевич: Подожди, а где там грунтовая дорога?

Константин Чуриков: Меня возили из Улан-Удэ.

Оксана Галькевич: Я год назад была, год назад я из Иркутска на Ольхон ездила. Там есть дорога до переправы.

Константин Чуриков: Мы с разных сторон знакомились с Байкалом.

Оксана Галькевич: С разных сторон, да, хорошо. Грунтовая дорога на Ольхоне, действительно.

Михаил Кожухов: Нет, ну кое-где там, конечно, есть какие-то дорогие и куда-то подъехать можно, но не настолько, чтобы можно было сесть на машину и сказать: «Я посмотрел Байкал». Нет, этого пока нет.

И конечно, надо понимать, что человек, привыкший путешествовать за последние годы… Безусловно, никто ничего не говорит, Россия прекрасная, у нее много всего. Но он должен понимать, что он не найдет привычного комфорта, он не увидит и не почувствует привычного для себя сервиса в подавляющем большинстве мест.

Оксана Галькевич: Михаил Юрьевич, вот смотрите. Мы упоминаем какие-то места, такие какие Байкал, такие как Камчатка, такие как Алтай. Там ведь построить дорогу еще и не так просто. Там национальные парки, заповедники. В общем, есть определенные сложности. На Байкале я много раз была и хочу сказать, что есть определенное, мягко говоря, серьезное движение вперед по части сервиса. Другой вопрос: всем ли это доступно?

Михаил Кожухов: Смотрите. От Петропавловска-Камчатского до Долины гейзеров – около 200 километров. Вся Норвегия в горах, и через всю Норвегию можно проехать по туннелям. Наверное, люди, которые зарабатывают на Камчатке на ловле крабов и красной икре, могли бы подарить жалких 200 километров дороги любимому краю. А пока около 100 тысяч рублей стоит экскурсия на полдня на вертолетах. У меня не так много знакомых, которые могут позволить себе такое развлечение.

Константин Чуриков: А это вообще место силы, место мечты для очень многих россиян – Байкал как раз и Камчатка. Ну, Камчатка – это совсем недоступно.

Оксана Галькевич: Камчатка – это просто космос.

Константин Чуриков: Это надо разбить все копилки.

Оксана Галькевич: Я как раз изучала. 45 тысяч рублей – это вертолет, поезда, перелет к Долине гейзеров.

Константин Чуриков: Михаил Юрьевич, давайте звонок послушаем. Татьяна, Краснодар.

Оксана Галькевич: А если ты с семьей летишь туда… Я так посчитала: у меня двое детей и муж. Это нереально просто!

Да, здравствуйте. Татьяна, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Татьяна, Краснодар. Наконец дождалась. Вы знаете, что я хотела сказать? В это лето, вообще до конца года не надо людям думать ни о каких путешествиях. Пусть посидят дома, отдохнут. Потому что там, где они бывают, тоже люди устают от такого количества людей.

Ведь почему получился такой коронавирус? Потому что из-за границы какое количество к нам прибыло? Не успевало наше правительство самолеты отправлять. Вот такая была картинка. В Индии «заторчали» наши люди, извините за такое выражение. И представляете, показывают маму с коляской сдвоенной…

Оксана Галькевич: Татьяна, так это же заграница.

Зритель: И она стоит чуть ли не босиком, ноги голые, неизвестно что одето на ней. И говорит жалобно. Это россиянка. Там даже кушать нечего…

Константин Чуриков: Понятно. «Отдых в этом сезоне опасен», – говорит нам Татьяна из Краснодара. Татьяна, но мы не совсем про то. Мы про то, как вообще перезапустить экономику, как все-таки отдохнуть.

Оксана Галькевич: В том числе.

Константин Чуриков: И уже нам говорят: «Отдыхайте в России».

Михаил Юрьевич, буквально минута у нас есть. По каким местам в России и не в России сейчас скучаете?

Михаил Кожухов: А что мне скучать? Я не такой крупный специалист по коронавирусу, как предыдущий оратор.

Я еду 15 июля в Дагестан и всех с собой приглашаю. Ну, не всех, потому что у меня в группе осталось пара мест. Потом я еду на плато Путорана, и у меня тоже есть в группе пара мест. Это, правда, будет автономный поход, спортивный, не очень трудный, но тем не менее это не для всех. И наконец, я поеду в Казань в августе, и тоже могу кое-кого взять. Правда, ни одно из тех мест, о которых нам говорили ребята из Казани, я смотреть не буду.

Оксана Галькевич: Михаил Юрьевич, можно коротко совсем? Спрос на поездки по стране (а вы давно этим занимаетесь) в динамике есть, он растет, он падает? Он какой? Двадцать секунд.

Михаил Кожухов: Он, конечно, растет, потому что у нас несколько миллионов силовиков и начальников, которым запретили выезд за рубеж. А деньги у них есть, и они хотят путешествовать. И они обратили свои взоры на Россию.

Константин Чуриков: Вот вам и гарантированная компания для путешествий как раз в эти самые места. Спасибо большое.

Оксана Галькевич: И хотелось бы, чтобы компания ваша была шире. Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Михаил Кожухов был у нас на связи, президент «Клуба путешествий».

Константин Чуриков: Мы уходим на новости.

Оксана Галькевич: Друзья, впереди большие новости, да.

Константин Чуриков: А потом вернемся.

Сможет ли сбить цены на путешествия по России новый нацпроект «Туризм»?