Петр Кузнецов: 8 минут до конца часа. Это значит, что пора подводить итоги потихонечку. Местью можно восстановить справедливость? Ну, вы еще успеете проголосовать: поменять расстановку, повлиять на нее. Посмотрите, там борьба-то, как Святогор и Дарт Вейдер. «Да», «нет», 5445 – голосуйте: местью можно восстановить справедливость? И в прямой эфир пробивайтесь. 8-800-222-00-14. Сообщений куча. Мария Карпова: Много, да. Петр Кузнецов: Онлайн приходят. Мария Карпова: Ты подбирал слово, да? Петр Кузнецов: «Мстить надо просто, у многих не хватает на это духу. Вот и говорят, что прощают других». Мария Карпова: Ой, это очень нравится, из Пермского края сообщение: «Самая лучшая месть – это стать счастливым назло всем. А вестись на глупые выходки дураков – это опуститься до их уровня». Петр Кузнецов: «Если хочешь закопать покупай два креста на могилу – ему и себе». Это мудрость народная. Мария Карпова: Ой-ой-ой. Петр Кузнецов: Нет, мудрость народная. Мария Карпова: Я поняла, я поняла. Петр Кузнецов: «Смейтесь, чтобы возрадоваться», Орловская область. Липецк: «Месть – это удел слабых». Через сайт otr-online.ru пишет телезритель. «Лучше сделать и жалеть, о том, что сделал, чем жить с тем, что не сделал». «Справедливость должен восстанавливать закон. Мстят там, где законов нет или их не применяют». Смотри, какие, да? Интересные. Разные сообщения. Мария Карпова: Хорошие. Какие мудрые люди! Мудрые у нас телезрители! Петр Кузнецов: Ушли мы, наконец-то, от этого эффекта бумеранга. И посмотрите, в сторону. Посмотрите, сколько интересного, рассказывают свои истории. Успейте! У нас с нами сейчас на связи отец Дионисий, священник. Все дело в том, что очень многие в смс-сообщениях обращались к Библии, к истокам, к вере. Давайте об этом поговорим. Здравствуйте, отец Дионисий! Отец Дионисий: Доброе утро! Мария Карпова: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, с точки зрения православия что такое месть и как к ней относиться? Отец Дионисий: Месть? Мария Карпова: Да. Отец Дионисий: Понимаете, дело в том, что разные люди, да, они реагируют на разные изменения в своей жизни совершенно неодинаково. И поэтому для кого месть, она приемлема, для кого-то нет. Для человека цивилизованного все-таки склонность к мести гораздо менее характерна. Хотя, в общем-то, иногда, конечно, ему хочется чем-то отомстить обидчику, да? Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста! Известно, очень много тут выражений, вспоминали не столько выражения, но, нас священное писание в том числе учит: если ударили по одной щеке, подставь другую. И часто смысл этих слов искажают. Мол, христиане вообще не имеют воли и не могут за себя постоять. Я так полагаю, это не так, и в Библии тоже немало примеров возмездия. Пожалуйста: «Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволом и ангелом Его». Так у нас есть право мстить своим обидчикам? Отец Дионисий: Поспешный вывод немножко. Право мстить, да? Это уже человек должен сам решать, мстить ему или не мстить. Дело не в праве. Дело в поступке. Способен он на это или не способен. Сейчас я немножко углублюсь в тему, если позволите. Мария Карпова: Да, конечно. Отец Дионисий: Отниму у вас минуточку, да? Вот вы сказали, это удобная позиция – подставить щеку. Подставить щеку, то есть человек слабый, он сошлется на эту цитату и скажет: «Ну, вот, я подставил щеку, значит, я поступил правильно». Петр Кузнецов: Мудро, да, да, да. Отец Дионисий: Да. Но жизнь-то, она не состоит из одних только цитат. Дело в том, что советов, как вы, наверное, уже успели заметить, да, вам дают множество. Там звонки, сообщения и так далее. А все эти советы, они не работают в каждом конкретном случае одинаково. Человек иногда поступает по своим каким-то наклонностям. Если он не цивилизованный, его месть вполне не только приемлема, она ему необходима, чтобы получить нужную разрядку, чтобы почувствовать какую-то внутри доминанту. То есть: «Я отомстил, значит, я сделал правильно». А человек цивилизованный, он сильно отличается от человека не цивилизованного, от дикаря. Он руководствуется другими вещами совершенно. Просто дело в том, что сегодня в социуме, такое ощущение, что он эволюционировал не одинаково. Такое ощущение складывается, что люди, они совершенно разные. И для одних является вполне уместным сделать подлость, сделать какую-то гадость другому человеку. И он даже не почувствует угрызений совести, этот человек. А другой не может переступить через это. И, кстати, первые часто одерживают верх, да? Вы согласитесь с этим? Мария Карпова: Ну, вот, что такое месть в моем понимании? Это вот желание, тяга восстановить справедливость любыми методами. Человек именно верующий, именно православный, христианин, он должен опасаться кары Божьей? Отец Дионис? Отец Дионисий: Должен опасаться кары Божьей? Нет, не должен. Дело не в этом совершенно. Мария Карпова: А в чем тогда? Отец Дионисий: Дело, опять же, в том, что у человека внутри, чем он руководствуется. Если уж он захотел восстановить справедливость, ну, надо понять его мотивы. А что значит справедливость? Что для одного является добром, для другого является злом. Дело-то именно в этом. То есть, мы не одинаково рассуждаем, чаще всего, о добре и зле. Люди привыкли считать, что добро – это тогда, когда им хорошо. А зло – это, соответственно, когда им плохо. А в духовной жизни это не очевидно. Иногда, когда тебе плохо, это хорошо. А когда тебе хорошо, это очень плохо, потому что ты теряешь гораздо больше, чем приобретаешь. Понять это можно только, когда ты сам прикасаешься к этому. То есть, как вот мой наставник учил меня, … что он чаще всего не передается, его невозможно передать, его можно пережить, прожить заодно можно, а передать его другому почти невозможно. И поэтому, вот, все разговоры, они упрутся просто в слова, а духовная жизнь – это поступки, понимаете? Кто-то отомстит и через это поймет большее, и небо это примет. А кто-то, может быть, наоборот, претерпит. И через это познает больше гораздо. Дело-то не в этом. Только в поступках. Мария Карпова: Спасибо большое, отец Дионисий! Отец Дионисий: Подождите секундочку, если можно! Религия – это не шаблон, это не какое-то там лекало, через которое все люди становятся похожи друг на друга. Нет. Это личный опыт познания добра и зла. Мария Карпова: Спасибо большое, отец Дионисий! Петр Кузнецов: Спасибо! Отец Дионисий, священник. Я надеюсь, то мы здесь и сейчас кому-то помогли. Тот, кто сейчас прямо: «Сейчас отомщу!», и послушал. Местью можно восстановить справедливость? «Да» – 49%, «нет» – 51%. Очень спорно все-таки. Мария Карпова: Очень спорно. Почти 50 на 50. Да.