Дмитрий Востриков: «Сейчас прекрасное время, потому что кроме розничной торговли у нас появились маркетплейсы»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/otechestvennoe-luchshe-importnogo-65392.html
Виталий Млечин: Каждый седьмой продуктовый бренд на полках российских магазинов пришлось заменить. Об этом рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли. Среди лидеров по импортозамещению – газированные напитки, бытовая химия и готовые завтраки. Вот цифры, сейчас вам все покажем.
В секторе потребительских товаров 37 иностранных компаний ушли с российского рынка, 44 – приостановили свою деятельность, 15 – сократили операционную деятельность. Об этом свидетельствуют данные Йельской школы менеджмента. На смену им в торговых сетях с марта появилось более 13 тысяч новых продуктовых товаров.
Доля российских товаров значительно увеличивается в таких категориях, как газированные напитки (здесь появилось около 100 новых наименований), готовые завтраки, а также макаронные и кондитерские изделия, бытовая химия и товары по уходу. Важную роль в восполнении ассортимента играют собственные торговые марки розничных сетей, их популярность сейчас опережает спрос на международные бренды.
Но сейчас перед отечественными ритейлерами и производителями стоит непростая задача – продвижение отечественных продуктов под торговыми марками, которые не знакомы потребителям. То есть фактически надо вытеснить то, что уже стало привычным и знакомым, и, соответственно, заменить это новыми наименованиями.
Напишите нам, пожалуйста, или позвоните в прямой эфир: 8-800-222-00-14. Какие отечественные товары появились в вашей продуктовой корзине, в вашем магазине? Довольны ли вы качеством и ценой? Вот об этом будем говорить в ближайшие полчаса. SMS-сообщения – на короткий номер 5445. Звонки – на номер 8-800-222-00-14. Бесплатно из любого российского региона.
У нас в гостях исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Дмитрий Владимирович, здравствуйте.
Дмитрий Востриков: Добрый день.
Виталий Млечин: Дмитрий Владимирович, давайте разбираться. То, что после ухода международных брендов не остались без еды – это однозначно хорошо. Но что пришло на смену? Это товары, которые как отличаются от импортных? Они лучше? Хуже? Дешевле? Дороже? Как можно это оценить?
Дмитрий Востриков: Ну, я бы начал с того, что многие бренды ушли с рынка, именно забрав бренды либо передав активы российскому руководству, поэтому как производственные технологические площадки они продолжают работу, продолжают выпуск продукцию. Здесь коллизия в том, насколько этому импортному предприятию возможно те же бренды выпускать на российском рынке, потому что здесь юристы анализируют и, соответственно, минимизируют риски иностранных игроков, для того чтобы они не попали под санкции в своих же странах. Поэтому это технические рокировки.
Я думаю, что для покупателей, конечно, наиболее важно качество продукции и то, что они могут купить привычные наименования товаров на полке. А здесь мы видим, что в магазинах сильных изменений нет. Те бренды… Вот газированных напитков, например, коснулись. Действительно, сейчас появилось очень много различных торговых наименований, новых торговых марок, которые даже неизвестные, но если открыть и попробовать, то многие очень сильно напоминают тот бренд, который ушел.
Виталий Млечин: Знаете, по поводу газировки уже много сообщений пришло. Например, из Челябинской области: «Цвет похож, а пить невыносимо». Из Самарской области: «Отечественная кока-кола – так себе. А ведь раньше был вкусный напиток «Байкал». Кстати, «Байкал», по-моему, и сейчас тоже есть. Ну, вот как-то отечественная кола не очень нравится, по крайней мере нашим зрителям.
Дмитрий Востриков: Ну, я думаю, что здесь это временное явление, для того чтобы новые производственные площадки могли быть узнаваемыми покупателем. По той же коле есть достойные замены, и я бы не сказал, что они чем-то отличаются либо хуже по вкусу от того, что ушло с нашего рынка. Поэтому здесь какое-то производство действительно может выпускать лучше, какое-то – хуже. Это время, которое необходимо покупателю для того, чтобы оценить: «Вот с этим торговым наименованием я покупаю продукт, а вот этот, наверное, надо еще доработать».
Ну и плюс то, что вы говорили: СТМ. Для телезрителей, чтобы понимать, СТМ-товары – это сетевые торговые марки. То есть это то, что напоминает контрактное производство. То есть сеть заказывает под своим торговым знаком выпуск продукции на каком-то предприятии. При этом предприятия могут меняться, поэтому здесь вопросы к устойчивости вкуса как к таковому. Но в рекламу им не надо вкладываться, именно поэтому оно дешевле, потому что сам ритейлер может поставить то, что он хочет на полку. И производителю стороннему здесь сложнее попасть на ту же полку.
Виталий Млечин: А с качеством что?
Дмитрий Востриков: С качеством все нормально, потому что у нас действительно мониторится постоянно. У нас и в предыдущие годы за качеством следили все структуры – ну, Роспотребнадзор, Россельхознадзор. Вели и статистику. В последнее время у нас появилась еще такая структура, как Роскачество, которая делает веерные закупки и постоянно мониторит продукты питания то по одной категории, то по другой. И если посмотреть отчеты, то там действительно с качеством начинаются даже процессы улучшения. Статистика говорит об этом.
Это, наверное, связано с элементарной вещью: если производитель знает, что его категория периодически попадает под веерные исследования и делаются открытые публичные заявления, у кого качество выше, некоторым присваивается при отечественной локализации «Знак качества», то и производитель себя начинает вести более ответственно.
Поэтому с качеством у нас все нормально. Мы не видели каких-то изменений в худшую сторону – даже с учетом того, что у нас стандарты перестроены под стандарты безопасности. Качество – это все-таки индивидуальные предпочтения покупателя, а на чем они базируются – это уже знает сам покупатель.
Виталий Млечин: Вот именно эти собственные торговые марки сетей крупных – у них тоже все в порядке с качеством? Просто там действительно смотришь – и получается, что они часто существенно дешевле, чем все остальные. Это иногда как-то... Ну, просто так дешевле обычно не бывает. Вот и думаешь: за счет чего они дешевле?
Дмитрий Востриков: Вы затронули как раз самое уязвимое звено – качество сетевых торговых марок. Потому что у нас, в отличие от других стран, действительно основной акцент сетевой ритейл ставил на том, что сетевая марка должна быть самая дешевая, то есть то, что называется «на каждый день». И здесь сталкивали лбами производителей: кто предложит рецептуру наиболее дешевую, ну, естественно, с соблюдением параметров безопасности, потому что по безопасности у нас ответственность вплоть до уголовной для производителя предусмотрена. И понятно, что самое дешевое предложение не всегда самое лучшее.
Я сказал, что это контрактное производство. То есть сегодня вы купили под сетевой торговой маркой, и абсолютно не гарантировано, что завтра вы купите продукцию того же производителя под той же торговой маркой. То есть здесь вопросы стабильности качества как такового. Поэтому это можно даже рассматривать, как некоторое введение потребителей в заблуждение, потому что он привык к одной торговой марке, но если ранее за этим стоял производитель, то теперь стоит просто розничный оператор.
Виталий Млечин: Но там же все-таки должно быть указано, где произведено.
Дмитрий Востриков: Указано оно мелко. Вот те, кто любит читать, да, действительно, они могут найти производителя. Наиболее внимательные могут запомнить, какой был вчера производитель, какой производитель будет месяц спустя, и как-то на этом акцентировать внимание. Ну, тем не менее, мы считаем, что более честно было бы связывать с торговой маркой.
Мы видим, что некоторые розничные операторы действительно хотят гордиться своей сетевой торговой маркой, и они очень крупно указывают – допустим, «Дикси», «ВкусВилл». То есть то, что мы сразу видим и понимаем. Это продукт, который заказывает сеть. Соответственно, по вопросам вкуса, качества и так далее первое требование, естественно, к сети.
Виталий Млечин: Давайте послушаем Николая из Кабардино-Балкарии, он дозвонился до нас. Николай, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Слушаем вас. Какие у вас перемены в магазине?
Зритель: Ну, я хотел бы сказать насчет колы и пепси-колы. Цена буквально два месяца назад возросла почти в два раза, а качество местного производства никудышнее.
Виталий Млечин: Так кока-кола – все-таки не тот продукт, без которого нельзя прожить. А что с другими продуктами, которые вы покупаете? Как их качество?
Зритель: Ну, качество вроде бы ничего, но цены слишком задрали, очень сильно!
Виталий Млечин: А насколько сильно?
Зритель: Ну, если сахар стоил 60 рублей, то сейчас 95 рублей стоит сахар в магазине. Что делать пенсионеру с пенсией в 13 тысяч?
Виталий Млечин: Понятно, спасибо большое.
8-800-222-00-14 – телефон прямого эфира. Позвоните и расскажите, что у вас в магазине происходит, что из того, что вы покупали зарубежное, теперь покупаете отечественное. Очень важно и очень интересно.
Вот на качество жалуются часто и в сообщениях, и на цены жалуются. Хотя вроде бы статистика говорит, что инфляция не такая страшная, а наши зрители постоянно пишут о том, что очень серьезная – и в полтора раза, и в два раза выросло все. Не остановить этот процесс?
Дмитрий Востриков: Ну, понимаете, мы всегда привыкли подходить с точки зрения борьбы с ценами и их остановки, но это невозможно, потому что накладные расходы год от года увеличиваются, и у нас инфляционные процессы идут во всех странах. Как мы сегодня видим, уже и в Европе, и в Америке идут, причем галопирующими темпами, потому что там двузначную инфляцию население вообще не привыкло видеть.
И, наверное, более правильный все-таки вопрос, постановка вопроса – это повышение доходов населения. Вот здесь надо сосредоточиться. Мы согласны в том, что та пенсия, которая минимальная, которая выплачивается, она действительно не позволяет человеку купить все необходимое. И здесь надо работать в этом направлении – именно обеспечение особо нуждающихся слоев населения достойными доходами. Я думаю, что мы в последующем ну никуда не уйдем либо от какого-то вида адресной помощи, либо от какого-то вмененного дохода, потому что автоматизация и роботизация производств в любом случае также каждый год увеличивается, и, соответственно, необходимость в рабочих руках несколько сокращается.
Поэтому здесь роль государства и помощи государства тем, кто нуждается – даже на уровне того, что человек остался без работы. У него, наверное, должно быть достойное пособие для того, чтобы он мог абсолютно спокойно искать эту работу, но чтобы у него хватало на удовлетворение всех потребностей.
Виталий Млечин: Никаких сомнений. Хочется вот еще что понять. Раньше, полчаса назад, мы обсуждали тему как раз курса рубля с экономистом и пришли к выводу, что сейчас эта импортная составляющая далеко не так важна, как еще год назад. Казалось бы, многие зарубежные производители просто покинули российский рынок, цепочки логистические разрушились – вот импортозамещение происходит, вот отечественное производство, произведенное из отечественных продуктов. Почему это стоит столько же, сколько импортное, а то и дороже?
Дмитрий Востриков: Объясню. Нам очень много лет, практически даже десятилетий внушали то, что должно быть мировое разделение труда и что каждая страна должна специализироваться на выпуске тех или иных товаров, которые наиболее эффективно получается выпускать в условиях мировой конкуренции. И это разделение действительно прошло.
То есть мы видим, что даже авиастроительные компании не производят в одной стране, а собирают комплектующие практически по всему миру, и там интеграция сотен различных стран для того, чтобы собрать готовый самолет, на котором можно летать.
Точно так же интегрировалось и сельское хозяйство. У нас аграрии привыкли работать на лучших образцах техники, которые наиболее эффективно обрабатывают почву и дают возможность получить максимальную урожайность с гектара – соответственно, на этом зарабатывать и обновлять технологии.
И в последние годы, начиная с 2020-го, это мировое разделение труда стало испытывать сложности: вначале – пандемийного характера, теперь – санкционного, запреты. Все это сказывается и на времени доставки, и на цене, и на логистических издержках. Потому что то, что можно было привезти раньше, заплатив перевозчику 3 тысячи долларов, теперь обходится уже предприятию выше 10 тысяч долларов. То есть здесь просто в разы рост. И это, естественно, отражается.
То, что вы сказали, что сейчас курс доллара невысокий, он относительно стабильный – это счастье для нас, потому что вот эти все возрастающие издержки минимизируются хотя бы этим устойчивым, низким, зафиксированным состоянием доллара. Потому что иначе нам еще и покупать придется то, чего у нас нет, да еще в некоторых случаях через третьи страны.
Импортозаместиться мы в одночасье не можем. И понятно, что промышленности для того, чтобы выпускать все, если это даже возможно, все равно потребуется несколько лет. Это должно быть какое-то планирование, стратегические инвестиции хотя бы в самые необходимые технологические для нас товары. Потому что здесь, если разбирать даже сельское хозяйство, то нам есть над чем работать: и по посевному материалу, и по средствам защиты растений, и по технике, и по комплектующим. Здесь мы действительно настолько в эту интеграцию вошли! Никто не ожидал, что она потерпит такие изъяны, будут ограничения и будут сложности как с транспортом, так и санкции на прямую покупку.
Виталий Млечин: Вячеслав из Уфы нам звонит. Вячеслав, здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Добрый день. Ну, сейчас импортозамещение. Я не знаю, вообще уже продуктов-то нет нормальных. Масло какое вы продаете? Из пальмы? Все пальмы, наверное, там порубили. Вот раньше помните масло? Мне восьмой десяток лет. А мороженое было раньше по 28 копеек в Москве, эскимо. Шоколада тоже нет, из пальмы.
Зачем все порубили-то? Почему советское все угробили? Мне не надо… Хоть советское, хоть американское производство, но сделайте, как раньше было, чтобы нормальное масло. Мясо – тоже не знаю, из чего делают. Чем кормят скотину? Буренок-то нет, а молочных продуктов завал! Пальмы все порубили. У нас Роспотребнадзор, наверное, не работает? Раньше санэпидстанция нормально работала, а сейчас Роспотребнадзор все разрешает, пожалуйста. Я-то ладно, а как молодежь-то будет питаться?
Виталий Млечин: Понятна ваша мысль, спасибо большое.
Про пальмовое масло много пишут. Еще больше пишут о том, что в Советском Союзе все было вкусно и полезно. Но вопрос остается, Во-первых, с пальмовым маслом: так ли его много сейчас? Его же вроде бы импортируют. И второй вопрос – про качество советских продуктов. Почему нельзя по той рецептуре, например, производить?
Дмитрий Востриков: Ну, пальмовое масло, да, во многих дискуссиях упоминается. Это вообще стало таким нарицательным сырьем, из которого что-то готовят. На самом деле я могу сказать, что в Советском Союзе при проработке детского питания шли поиски грудного молока. И, как ни странно, советские ученые пришли к тому, что из пальмового масла получается молочная смесь наиболее приближенная к материнскому молоку.
Виталий Млечин: Пальмовое масло просто бывает разное – бывает высококачественное, а бывает не очень.
Дмитрий Востриков: Ну поверьте, дискуссии тоже были. Дело в том, что завозится у нас различное пальмовое масло, но у нас масложировая промышленность дошла до собственной переработки и выпускает уже спецжиры на основе пальмового масла, которые одни из лучших в мире. Поэтому здесь переживать за то сырье, которое ввозится… Ну, наверное, переработку надежнее иметь нашу отечественную, потому что она под контролем и выдает понятные продукты.
То, что есть издержки, которые отличают натуральное хозяйство от индустриального – это понятно. Потому что ту курицу или ту коровку, то молоко можно получить, если вы уедете в деревню, заведете свою корову и будете ее выпасать на лугах, а на зиму заготавливать сено. Однако сейчас урбанизация и привычка жить в городах не позволяют таким образом вести натуральное хозяйство.
А индустриальное всегда будет отличаться, и будет отличаться в том числе пальмовым маслом. Да, оно используется. И вы попробуйте кондитеров отговорить, заменить. Они вам расскажут, что они не смогут столько наименований продукции выпускать чисто технологически, потому что есть определенные свойства, которые делают действительно востребованным этот продукт, допустим, в кондитерке.
Виталий Млечин: Понятно, хорошо. А советские рецептуры?
Дмитрий Востриков: Советские рецептуры? Ну смотрите. У нас, допустим, очень много сейчас товаров по ГОСТу. И любители советского как раз могут покупать товары по ГОСТу. Эти ГОСТы остались практически без изменений. Некоторые менялись, но там можно посмотреть год, потому что после ГОСТ идут пять цифр, потом черточка, и вот после черточки четыре цифры – это год, в котором этот ГОСТ принят. То есть тем, кто хочет советские времена, надо просто смотреть, чтобы действительно период этого ГОСТа был еще из тех времен. И, поверьте, там будут абсолютно все те же самые составляющие.
Виталий Млечин: Хорошо.
Сейчас посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах, смогли ли российские продукты заменить иностранные.
ОПРОС
Виталий Млечин: Ну, получается, что люди особо не пострадали, по крайней мере опрошенные.
Дмитрий Востриков: Получается то, о чем мы говорили. Качество – это понятие субъективное, очень субъективное.
Вот закончу дискуссию по индустриальному производству. Что нам дали новые технологии? Вы заходите в магазин и видите на выбор ассортимент продуктов питания. Это то, что дали индустриальные технологии. Может, они и не настолько натуральные. Но зрители должны понимать, что натуральным хозяйством мы не можем накормить города, ну реально, просто не можем. Поэтому лучше, наверное, заходить в магазин и иметь выбор продуктов питания на полке, выбирать из того, что есть, то, что вам больше нравится, именно по качеству и по вкусу.
Виталий Млечин: Да, тут можно только согласиться с этим. Когда приходишь в магазин и видишь пустые полки – это совсем грустно.
Наталья из Карелии. Наталья, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Вы в эфире. Расскажите, что вы думаете.
Зритель: Я хочу задать вопрос про лимонады.
Виталий Млечин: Давайте.
Зритель: Вот почему все говорят про пепси, колу? Раньше у нас были такие прекрасные лимонады! «Дюшес», я помню «Золотой ранет», такая вкуснятина! Вот мы детьми пили. Я уже в большом возрасте. И были у нас ириски «Золотой ключик». Помните? Ну, не помните…
Виталий Млечин: Помню. Нет, я помню. А как же? Помню, конечно.
Зритель: Да? И у нас в Петрозаводске выпускают… Ну, у нас очень много лимонадов всяких выпускают. Непосредственно выпускают лимонад «Ириска», вкус этой ириски «Золотой ключик». Ну, вообще такой вкусный лимонад! Вот мы пьем в нашей семье, даже мои дети, внуки мои пьют только этот лимонад. Ну и еще всякий «Дюшес». У нас очень большой ассортимент лимонадов выпускают. Например, даже морсы выпускают, лимонадные морсы: черная смородина, вишня. На натуральных соках выпускают такие лимонады. И мы в Карелии нисколько не потеряли от того, что пропали эти пепси и кола. Не очень-то мы ее и пили.
Виталий Млечин: Спасибо большое, что позвонили и рассказали.
Вот смотрите. То есть получается, что есть продукты наши отечественные, которые нравятся людям. Но в Москве, например, по крайней мере я не видел такого лимонада. А почему? Ведь если он нравится, если на него спрос будет, то почему бы его по всей стране не продавать тогда?
Дмитрий Востриков: Ну смотрите. Во-первых, здесь вопрос: насколько готов производитель? Потому что то, что делается из натуральных соков, во-первых, оно получается не столь дешево. Соответственно, это продукт не столь массового потребления. Плюс производитель даже с объемами не может справиться.
Виталий Млечин: Казалось бы, чем больше производишь, тем дешевле.
Дмитрий Востриков: Ну, не всегда. Здесь надо разбираться в деталях. Все-таки чем отличаются Москва и Санкт-Петербург? Здесь самая высокая степень представленности сетевых и розничных магазинов. Сетевой и розничный магазин всегда нацелен как раз на индустриальный продукт, которого можно произвести много, когда не будет никаких перебоев с поставками. И плюс это самое доступное по цене. Поэтому мы видим в сетевых магазинах ровно то, что они отфильтровывают, отсортировывают и выбирают на прилавок, в чем они уверены, что это будет покупаться постоянно.
Если мы хотим какую-то экзотику, то сейчас на самом деле прекрасное время, потому что, кроме розничной торговли как канала сбыта, который постоянно прирастал, у нас появились маркетплейсы. Вот прелесть маркетплейса в том, что там просто полка безграничная. Небольшие производители, вкус которых вам нравится, кто делает из натуральных соков, кто делает какую-то экзотику, именно преследуя удовлетворение потребностей каких-нибудь гурманов.
Вы можете заказать на маркетплейсе с доставкой, и вам будут привозить. Вот сейчас для производителей на самом деле есть шанс любой продукт довезти до покупателя, но через маркетплейсы. Потому что надо понимать, что те магазины у дома и те гипермаркеты, которые есть, они все равно ограничены по тому товарному ассортименту, который они продают.
Виталий Млечин: В общем, на самом деле, как бы странно это ни казалось, стоит дать совет людям, которым не нравится ассортимент их магазина у дома: как-то научиться пользоваться интернетом. В интернете можно найти очень много всего хорошего.
Дмитрий Востриков: Конечно. Там однозначно набор продуктов гораздо выше, потому что там можно найти и фермерское. Мало того, можно прямо по видеокамере посмотреть, как действительно там куры питаются, как корову доят, действительно ли это фермер. Потому что это больше такие экзотические истории, и фермеры пытаются поддержать свой имидж и показать покупателю, что они действительно как раз натуральное выращивают.
Виталий Млечин: Уважаемые зрители, вы сами все слышали только что. Это на самом деле не так уж и сложно. Попробуйте, попробуйте в интернете найти тоже какие-то продукты. Почему нет?
Давайте послушаем сейчас Веру из Екатеринбурга. Вера, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Слышите меня?
Виталий Млечин: Да, слышим вас.
Зритель:Я тоже пенсионер, мне 69 лет. Я очень хорошо помню, конечно, все, что было в Советском Союзе. Я могу сказать так. У нас в Екатеринбурге, вообще в нашей области, я считаю, вопрос даже не только импортозамещения, а вообще достаточно давно вопрос продукции собственной очень хорошо поднимался. Он и в Советском Союзе был неплох, потому что здесь были совхозы.
Вот мне сейчас совершенно не понятно, что происходит, что у нас с экономикой, кто как чего рассчитывает. Почему-то раньше всех могли накормить. Например, наша область своими огурцами славилась. Я хорошо помню, что уже с февраля и почти до Нового года мы в последние годы перестройки свои огурцы ели, качественные, не то что сейчас. Я сейчас просто не знаю, какие выбирать в магазине, после того как 25 лет прожила в частном доме и выращивала свои. То есть качество падает.
И вообще очень большая претензия именно по качеству товаров, которые идут по более такой доступной, как говорится, цене. К сожалению, особенно в молочной продукции, сейчас все больше мы видим каких-то дополнений жировых, которые не отмечены. То есть идет вроде бы натуральная продукция, а по факту она натуральной не является.
Виталий Млечин: А скажите, какие именно претензии у вас к качеству? То есть в чем они выражаются? Скажем, вы травились когда-то чем-то или еще что-то?
Зритель: Да. Вот молоко, допустим. Смотрите. Нормальное молоко при скисании не горчит. У нас все дешевое молоко, как правило, горчит. Когда я разговариваю с производителями, они говорят: «Да что вы? Да как вы?» Я звоню им просто, производителям, и говорю: «Почему такое?» – «Нет, у нас все нормально, у нас все хорошо. Непонятно, что вы брали». То есть как бы редко.
Но бывает, надо отдать должное… Как-то у меня был прецедент по колбасе, я позвонила производителю. Ко мне даже приехал представитель, извинился. То есть вообще, в принципе, просто я считаю, что надо, во-первых, контрольную работу лучше проводить. И не просто контролировать и наказывать, а перестройте наконец-то новую экономику. Вот посмотрите, что было хорошего в Советском Союзе. Мы все поотметали. А на самом деле как миллионники кормили?
Виталий Млечин: Понятна ваша мысль, спасибо, спасибо вам большое.
Вот видите? По качеству претензии возникают. Скажите, пожалуйста… Это то, что сейчас наша зрительница сказала: качественное молоко при скисании не горчит, а некачественное – горчит. Это означает, что оно вредное, небезопасное, что его пить не надо?
Дмитрий Востриков: Вы знаете, я бы здесь скорее обратился к тем телезрителям и в таких случаях порекомендовал бы не полениться, взять и купить пакет молока, который горчит и отправить его в лабораторию Роспотребнадзора. И вы узнаете о продукте. Потому что массовых таких случаев не было. Вы правильно спросили, были ли отравления и так далее. В основном сейчас все претензии – они субъективные. Потому что говорят: «Вот тогда было вкуснее, а сейчас это не так».
Виталий Млечин: Ну, просто главное – понимать, что это еще и не вредно. Ну, отравление – это уже экстремальный случай. А бывает такое, что съешь что-то неполезное – ну, не отравился, да, но как-то гадость накапливается в организме. Вот этого тоже, конечно, хотелось бы избежать.
Дмитрий Востриков: Ну, если рассматривать вред здоровью человека, то статистика показывает очень сильное снижение с советских времен, поэтому в безопасности продуктов питания уж точно можно быть уверенным.
Виталий Млечин: Спасибо большое. Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз», был у нас в гостях. Говорили о продуктах – импортных и отечественных.
Сейчас прервемся на минутку и перенесемся на орбиту околоземную.