Сергей Кривицкий: В Москве 10 водоемов пригодны для купания. Но все они в выходные дни перегружены

Гости
Сергей Кривицкий
руководитель инновационной компании «Экология и природа»

Оксана Галькевич: Так заболела на прошлой неделе! Ну что, друзья? Вот такое лето у нас в центральной части России. И не только в центральной части страны, а и на северо-западе довольно прохладно, дождливо. Курточку дома, что называется, не оставишь пока. Зато вот Сибирь, говорят, дает жару – 31, 33, 34 градуса. И так до конца недели. Это прогноз погоды в Восточной Сибири. На Байкале хорошо – там сейчас лучше, чем здесь.

Виталий Млечин: Да, там лучше, чем здесь вообще, мне кажется.

Оксана Галькевич: У нас-то холодно, да.

Виталий Млечин: У нас холодно. Но, в общем, погода – дело переменчивое. Дождемся и мы, я надеюсь, тепла. И как только это произойдет, сразу все побегут купаться в реках, в водоемах любых. Роспотребнадзор, естественно, уже вовсю пляжи проверяет, потому что на бумаге-то купальный сезон уже открыт. Берут пробы воды, проверяют наличие санитарных комнат, лежаков и прочего необходимого для хорошего отдыха. Ну, пока результаты радуют не везде.

Оксана Галькевич: Уважаемые телезрители, мы хотели бы сейчас провести небольшой опрос. Присоединяйтесь к SMS-голосованию. Расскажите нам, вот водоемы вашего города – пригодны ли они для купания? Города, села, региона. "Да" или "нет" – присылайте ответы на короткий номер 3443.

Ну а теперь в масштабах страны, где в России хорошо, а где не особенно с пляжным отдыхом – мы обсудим с нашим гостем. Сегодня в студии – Сергей Кривицкий, руководитель инновационной компании "Экология и природа". Сергей Владимирович, здравствуйте.

Сергей Кривицкий: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Ну, вы, наверное, по роду деятельности традиционно следите, так скажем, за подготовкой к летнему отдыху россиян.

Сергей Кривицкий: Обязательно. Это входит обязательно в наш постоянный мониторинг нашей фирмы – ну, не только потому, что мы активно занимаемся экологическими анализами. Есть специальный, как вы сказали, Роспотребнадзор, специальные ведомства. Но мы отслеживаем вообще всю ситуацию в России, потому что нам интересно вообще, как развиваются наши водоемы, пляжи и где мы можем вообще применить свои силы. И поэтому постоянно нас информируют экологические различные службы по ситуации в России. Ну и просто как любопытные россияне, которые следят за погодой, за климатом, мы здесь тоже, в общем-то, с интересом наблюдаем.

Я скажу, что вообще-то проблема пляжного отдыха – во всем мире проблема. Даже где-то в 86-м году в Америке такая сформировалась группа или компания, или программа (так ее назовем) International Coastal Cleanup. Она вылилась потом в международную программу, и к ней присоединились уже 88 стран, которые занимаются именно проблемой загрязнения не только воды, но и берега.

Мы же с вами знаем, что вообще-то с поверхности земли в океан попадает очень много загрязняющих веществ, и особенно пластика. Вот это сейчас большая проблема. Если почитать внимательно экологическую всю информацию, выяснится, что в центре Тихого океана, в северной части образовался уже огромный остров из пластика. Он по масштабам примерно как Бразилия или Аргентина. И там бедные животные себя уже очень плохо чувствуют.

Оксана Галькевич: Настолько ли чудовищные масштабы безобразия в нашей стране? У нас если говорить " coastal", океанический – знаете, он очень холодный, там у нас люди не купаются. А вот в тех местах, где мы все-таки проводим наши жаркие дни?

Сергей Кривицкий: Согласен с вами, но coastal имеет отношение к дальневосточному побережью, если мы говорим о России.

Оксана Галькевич: Дальневосточное, хорошо.

Сергей Кривицкий: Слава богу, что помимо официальных ведомств, которые следят за загрязнением, за экологическими проблемами, слава богу, подтягиваются волонтеры. Вот это является сейчас основным таким серьезным движениям, которое помогает все-таки каким-то образом сохранять экологическую чистоту наших побережий. Вот с Дальнего Востока начали специально уже волонтеры очищать острова, дальневосточное побережье. Все-таки побережье Дальнего Востока – это тоже жемчужина нашей страны.

Виталий Млечин: Мы тоже следим немножко за экологией. Наш корреспондент Максим Волков собрал из разных регионов репортажи, что там происходит, какая ситуация с водоемами. Давайте посмотрим.

Сергей Кривицкий: Давайте посмотрим.

СЮЖЕТ

Оксана Галькевич: Через 10–15 лет – это такая веселая перспектива, мне кажется, для жителей Северной столицы. Может, климат к этому времени поменяется.

Виталий Млечин: И то, если престать загрязнять. То есть – если так все пойдет, как сейчас, то и через 10–15 лет только хуже, наверное, будет.

Сергей Кривицкий: Да, вы видите – по всей стране примерно одна и та же ситуация: либо необорудованные пляжи и там гибнут люди, либо оно оборудованные, но все равно загрязненные. И вот патогенная микрофлора не дает возможности… В общем, любой человек может заболеть, а дети особенно.

Оксана Галькевич: Простите, прозвучала фраза в нашем сюжете: "Если хлебнуть, глотнуть этой воды, то можно получить целый букет всевозможных неприятностей".

Сергей Кривицкий: Именно так и есть.

Оксана Галькевич: Но, знаете, звучит это все настолько угрожающе, что, кажется, даже погружаться в это безобразие опасно для здоровья.

Сергей Кривицкий: Ну, все правильно, потому что вы можете…

Оксана Галькевич: Не просто хлебнуть, а вот именно…

Сергей Кривицкий: Нет, вы можете подхватить любую болячку, кожное заболевание. Поэтому вот правильно сказал консультант, специалист, что попадают постоянно неочищенные стоки из канализационных… Вот знаменитый залповый выброс в прошлом году из Павшинской поймы, прорвало коллектор – и всё, и все пляжи Москвы были закрыты, потому что это просто невозможно. Вот такие вещи. И мы с вами видим Урал – такая же проблема. Я так понимаю, Дальний Восток. И вообще не потому, что плохо работают ведомства, которые следят за экологией, а в принципе просто ситуация у нас связана с нашей экономической ситуацией. Скажем, мы же не можем привести в порядок очистные сооружения – это очень дорого.

Оксана Галькевич: Ну, это такая глобальная, масштабная работа в рамках всей страны. И стало быть, вот этот затянувшийся холодный сезон – его совсем недостаточно, чтобы быстренько успеть подготовить. Это совершенно другая работа.

Сергей Кривицкий: Ну конечно. И вы понимаете, дело в том, что ведь в любом… Скажем, в Москве Департамент природопользования – у него есть план подготовки наших пляжных комплексов. И я так понимаю, что мы не всегда можем этот план реализовать, скажем, наше ведомство, потому что это еще вопрос денег, вопрос экономики. Не всегда можно выделить эти деньги. И в принципе, даже если бы были деньги, мне кажется, очень сложно вот так взять и отсечь все вот эти стоки загрязненные, которые, в общем-то, сливаются из городских территорий. Вот тут проблема очень сложная, комплексная.

Виталий Млечин: Что касается очистки. Понятно, что надо стоки очищать, да и поменьше сливать в реки и водоемы. Но если уже попало (понятно, что попадает), сами водоемы можно как-то чистить?

Сергей Кривицкий: Вы знаете, есть, вообще-то, так называемая функция самоочищения у любого водоема, но если он не перегружается загрязнениями. Либо тогда должны просто делать некие мероприятия, но это опять-таки денежные дела. Вот смотрите – на Западе и сейчас у нас стали на водоемах делать так называемые плавучие острова. Америка уже доходит по размерам до футбольных полей. И вот этот плавучий остров (его и в Москве-реке хотели сделать), который как раз занимается фильтрацией вот этих загрязнений с помощью микроорганизмов, которые там уже приживаются. И это тоже приводит к самоочищению и очищению водоемов. Но опять-таки это вопрос денег и специалистов, потому что сейчас, в последнее время очень мало оказалось специалистов, которые занимаются вот такими проблемами.

Оксана Галькевич: Ну, у нас Год экологии – может быть, все-таки будут какими-то решения серьезные приняты.

Сергей Владимирович, у нас звонок есть из Калуги, Елена с нами на связи. Елена, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Елена.

Зритель: Добрый вечер. Я из Калуги звоню. Наш город на реке Оке, как вы знаете. Где-то последних пять лет… да, пять лет, это точно, у нас постоянно запрещено купание на пляже, но люди купаются, несмотря на все запреты. Да, купаются. Что у нас есть? У нас есть водохранилище Калужское, очень красивое, река, но они тоже все загрязнены. Выходят добровольцы – ребята, молодые люди. Они сбирают мусор, все такое. Но проблема… Вот ваш уважаемый гость правильно сказал, что проблема действительно в сточных водах. И видимо, с этим не справиться.

Виталий Млечин: Спасибо большое.

Оксана Галькевич: Сергей Владимирович, вот скажите… Мы себе представляем, звонок из Калуги – большая полноводная река, и тем не менее очистные сооружения этого города не справляются с очисткой стоков. А проблема в чем? В том, что они устарели? Ну, допустим, еще были поставлены лет 30, 40, 50 назад, не знаем когда. Или, может быть, просто выросла нагрузка антропогенная на эти очистные сооружения?

Сергей Кривицкий: Вы правы, это все вместе. И не справляются, потому что старые. И плюс еще дополнительно сейчас очень много появилось вот этих загрязнений. Вот смотрите, мы с вами можем эту проблему таким образом… Есть Байкал, находится под охраной ЮНЕСКО. И маленький целлюлозный комбинат. Казалось бы, что он может сделать этому огромному озеру? Однако и его закрыли, чтобы не навредить этой жемчужине.

А извините, Калуга и Ока – это сопоставимо по своим размерам. Если город и вся область Калужская туда спускает свои стоки, то, в общем-то, это проблема для жителей области. Они не могут купаться, это естественно. Вообще-то, скажем, ученые в России уже оценили загрязнения наших водных объектов – порядка 80%.

Оксана Галькевич: В России?

Сергей Кривицкий: В России 80% загрязнено сточными водами и прочим. И что здесь? Начинать надо вообще с маленьких водотоков – калужских, каких угодно. Отсекать все загрязнения. И тогда, может быть, через те 10–15 лет, о которых сказал питерский товарищ, может быть, потихонечку вот эти речки, очищаясь, и приведут к очистке, если мы не будем дополнительно загрязнять опять нашими комбинатами и прочим.

Виталий Млечин: Что касается тех мест, где нельзя уже сейчас купаться. Все-таки остались еще места, где можно? Вот что там? Там действительно чисто?

Сергей Кривицкий: Для Москвы открыто десять водных объектов, десять водоемов, на которых можно купаться. Из них семь – это в Москве, и три – в Зеленограде. Все проверено, по всем параметрам они подходят для купания. Да, там можно. Но видим сразу перегруз этих водоемов. Когда люди в выходные хотят… Ну, там просто, знаете, как сельди в бочке, получается. И поэтому либо надо приходить рано утром, окунуться… Ну, в общем, каждый выбирает для себя.

Оксана Галькевич: Тем не менее, вы знаете, когда смотришь на то, как идет подготовка в регионах, читаешь эти истории, статистику, обращает на себя внимание, что там, где отдыхающих в сезон традиционно много (например, некоторые регионы курортные наши на юге), там как раз, несмотря на антропогенную нагрузку, несмотря на то, что тоже есть какие-то проблемы наверняка с очистными, более или менее ничего. Я не беру сейчас Крым. Я говорю о Кубани, о Краснодарском крае.

Сергей Кривицкий: Но опять-таки "ничего" там, где нет рядом сброса фекальных вод в море. Там же все равно есть эти коллектора, которые уводят их за 50, за 100 метров от берега. Но там течение, и могут все равно переносить. Вы знаете, некоторые жители России такое мнение высказывают: "Я после отдыха в Египте, в Турции даже в Черное море не полезу, уж не говоря о Москве-реке".

Оксана Галькевич: Ну, это же оценочные суждения, согласитесь.

Сергей Кривицкий: Согласен.

Оксана Галькевич: Мы же не знаем, как египетский Роспотребнадзор что находит в этих египетских водах.

Сергей Кривицкий: Но конечно, пока что наше Черное море еще невозможно загрязнить до конца. Ну, просто побережье, если рядом с берегом, купаться там, где просто очень много народу, детей и прочих – лучше заплывать подальше, за буйки, скажем так. Ну, конечно, Черное море, пока еще в нем можно купаться. И в Крыму, я думаю. Это хорошая, так сказать, замена нашим внутренним водоемам.

Виталий Млечин: Пора подвести итоги голосования, тем более что мы можем уже это сделать. Мы спрашивали у вас: водоемы вашего города пригодны для купания? "Да" – 26%. "Нет" – 74%. В общем-то, тут особо и комментировать, видимо, нечего.

Сергей Кривицкий: Да.

Оксана Галькевич: В студии у нас сегодня был Сергей Владимирович Кривицкий, руководитель инновационной компании "Экология и природа". Друзья, здоровья всем, хороших и чистых пляжей! И не заплывайте за буйки!

Сергей Кривицкий: Да. И не болейте.

Виталий Млечин: Спасибо, что пришли.

Сергей Кривицкий: Спасибо.