Отопление - 30 тысяч!
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/otoplenie-30-tysyach-48331.html Петр Кузнецов: Ну конечно же, не тысяча долларов в месяц, а 30 тысяч в месяц. Как вы думаете, про что это?
Оксана Галькевич: Ну, когда-то было и 30 тысяч в месяц.
Петр Кузнецов: Ну, мы карты уже тут раскрыли почти все. Это не зарплата, это не аренда квартиры в Москве. Столько стоит тепло. Жители Татарстана получили за декабрь платежки с такими космическими суммами. Чуть ниже – 13 тысяч рублей – предлагается заплатить за отопление в декабре жителям алтайского города Горняк.
Оксана Галькевич: Ну давай расскажем все-таки об одном случае подробнее. Люди жалуются местным прокурорам, пишут президенту. Давайте посмотрим на историю из Башкирии. Там, по данным Государственного собрания региона, увеличение платы за отопление достигло – не падайте только со стульев! – 80%.
Петр Кузнецов: Ого!
Оксана Галькевич: Специалисты республиканского министерства ЖКХ и госкомитета по тарифам объяснили увеличение трат на отопление тем, что в декабре было холодно. Вот так забавно. Ну а что? Логично – холодно было в декабре. Но повышение цен по этой причине не должно было превысить 40%. А там было 80%, напомню. Кроме того, коммунальщики обвиняют самих жильцов, они говорят, что те некорректно снимают показатели счетчиков.
Еще одной причиной могла стать не проведенная вовремя инвентаризация, и в платежках оказались расходы на коммерческие помещения. В общем, как бы там ни было, глава Башкирии потребовал от управляющих компаний сделать перерасчет всех платежей. И баста!
Эдуард Бикбулатов, житель Уфы: «Счета большие пришли. Они в два раза больше, чем в ноябре месяце. В ноябре у меня пришло 2 790, а в декабре пришло уже 6 200. И это только по отоплению».
Сергей Денисов, житель Уфы: «Я за однокомнатную (33 квадратных метра) заплатил за декабрь месяц 3 800. Это куда годится? За такие же квадраты… У нас в Иркутске платят столько же за трехкомнатную квартиру».
Рустам Ишмухаметов, заместитель председателя Госсобрания Республики Башкортостан: «Будем разбираться по каждому дому совместно с муниципалитетами, профильными ведомствами. Проверим корректность снятия показаний и начислений. Наша цель – конечно, защитить интересы жителей республики, добиться формирования новых счетов и возврата граждан средств в тех случаях, где повышение платы было неправомерным».
Петр Кузнецов: В итоге в Башкирии создана специальная рабочая группа для контроля за ситуацией. С завышенными суммами в квитанциях будут разбираться экспертные комиссии при каждом муниципалитете. Власти пообещали вернуть средства из-за необоснованной переплаты до выставления январских счетов. То есть совсем скоро, получается. Времени у них мало на исследование, на перерасчет и на возврат.
Оксана Галькевич: Ну, видимо, с ними серьезно поговорили.
Петр Кузнецов: Поговорили. Серьезно поговорим с вами.
Оксана Галькевич: Друзья, если у вас случались какие-то подобные случаи или похожие какие-то истории с вашими платежками и с вашим кошельком приключались – звоните, пишите, выходите с нами на связь. Делитесь вообще своим опытом, как вы восстанавливали себя в правах, в том числе в финансовых, можно так сказать. Все это бесплатно, у вас телефоны на экранах указаны.
А мы вызываем на связь в прямой эфир председателя Союза жилищных организаций Москвы Константина Крохина. Константин Викторович, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Константин Крохин: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Константин Викторович, вот как только достаешь платежку из почтового ящика и видишь там какую-то странную цифру, от которой глаза на лоб, – что делать? Пить валерьянку или уже куда-то бежать, куда-то писать?
Константин Крохин: В данном случае я вижу системную проблему. Это происходит каждую зиму. Каждый январь или декабрь у нас происходит начислений необоснованных сумм по теплу.
Петр Кузнецов: А почему именно с теплом?
Константин Крохин: В данном случае, насколько я понимаю ситуацию в Башкирии и в Татарстане, у них расчет тепла происходит по счетчикам, по фактической погоде. И это право региона – выбирать, каким образом начислять тепло. Например, в Москве тепло начисляется в размере одной двенадцатой каждый месяц по показаниям прошлого года. И граждане не сталкиваются с проблемой того, что зимой у них сильно возрастают платежи.
Я полагаю, что вот этим руководителям регионов необходимо этот опыт учитывать и все-таки принять решение на уровне субъекта Российской Федерации, как установлено законодательством, чтобы платежи с граждан взимались не по фактической погоде, не по счетчикам, а именно по одной двенадцатой по показаниям общедомовых приборов учета прошлого года. Тогда у людей не будет скачка платежа в декабре по сравнению, например, с осенью или весной.
Именно так подошли в Москве. Я считаю, это правильное решение. По той простой причине, что у всех наших граждан доходы – будь то зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, они равномерно разделены на весь год. И гражданам планировать легче, и ресурсоснабжающим организациям, управляющим компаниям легче собирать эти деньги, а не объяснять каждый раз, что, оказывается, в декабре было холоднее.
Ведь это правда, в декабре погода была более холодная, чем в ноябре или, например, чем в сентябре. Соответственно, если вы платите по своим квартирным приборам учета тепла, даже общедомовым, вы все равно будете платить больше зимой. Здесь все логично. Но людям не понятно. И это результат ненадлежащей разъяснительной работы органов исполнительной власти на местах.
Петр Кузнецов: Нам пишет Алексей из Москвы: «Неужели кто-то, не попробовав даже выяснить суть вопроса, оплатил такой дикий платеж?» Ну, я сильно сомневаюсь, Алексей, что 30 тысяч рублей взяли так и понесли резко жители, хотя бы один.
Оксана Галькевич: Я думаю, что…
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а если правда не платить по неправильным платежкам? Вот Оксана предположила, что валерьянку пить. Ну, просто ты увидел 30 тысяч – тебе все понятно, усмехнулся и не заплатил. Потом как? Будут неправильные пени и штрафы идти? И их сложнее будет потом оспорить?
Константин Крохин: Да, к большому сожалению, именно так. После введения лицензирования на рынке управляющих компаний у нас не осталось независимых компаний, а только монополисты, типа государственных, муниципальных (ГБУ «Жилищник», «Жилкомхоз»), либо компании, связанные с местными органами власти. У нас в этом году был большой скандал по теплоснабжающей компании МОЭК в Москве.
Дело в том, что очень много компаний, таких как «Юнидом» или, например, «ПИК-Комфорт», или известная компания «Юнисервис», задолжали сотни, почти до миллиарда рублей теплоснабжающим компаниям. И вот эти все долги были списаны как банкротные, например, в отношении «Юнидома». То есть получается, что независимо от того, государственная компания либо частная компания, бенефициарами которой являются недобросовестные чиновники, они все накапливают денежные средства, но не передают ресурсникам.
Кстати, вы сказали про Башкирию. Например, глава Башкирии Радий Хабиров, когда был руководителем Красногорского района Московской области, он тоже столкнулся с такой проблемой, когда крупнейшая управляющая компания Красногорска 200 миллионов рублей не перечислила тепловикам, и деньги ушли в офшоры.
То есть – есть некая схема, помимо неправильной организации начислений, которая… Я считаю, каждый регион должен все-таки эти уроки извлечь. Есть еще вопрос того, что вот этим управляющим компаниям, связанным с чиновниками, им позволяют накапливать миллиардные долги. И потом эти убытки «размазываются» в конце года на добросовестных плательщиков.
Оксана Галькевич: Вот как раз, может быть, это одна из причин, почему мы из года в год, так скажем, сталкиваемся с этой, как вы сами сказали, системной проблемой. Вот им позволяют какие-то долги накапливать, а потом срочно они вспоминают в конце года, что пожар, надо гасить эти долги, и начинают придумывать схемы разные, хитро выдуманные: как и где эти деньги получить, с кого их содрать. Ну, естественно, с людей.
Петр Кузнецов: Как мы выяснили, даже и придумывать не нужно. Схема, в принципе, одна и та же.
Оксана Галькевич: Пишешь просто 30 тысяч сразу в платежке. Может быть, это одна из причин?
Константин Крохин: Я с вами совершенно согласен. Вы прямо в точку определили. Я вчера буквально разговаривал с жителями Тропарево-Никулино (это район города Москвы), которые жаловались, что ГБУ «Жилищник» в Тропарево-Никулино выставил им платежи в 2,5 раза превышающие прошлый месяц.
И объяснение может быть именно такое: они накопили какие-то свои долги, им нужно платить поставщикам тепла. Поставщикам тепла нужно платить теплоцентрали, «Газпрому» – тем, кто эту энергию создает, используя топливо. И когда возникает вопрос, что срочно надо платить, появляются платежки с непонятно начисленными суммами.
Оксана Галькевич: А почему они обратно из офшоров деньги не выводят? Вот высказали, что деньги ушли куда-то в офшоры. А почему они обратно не возвращают? Ну, плати офшорными деньгами по долгам – и живи спокойно, спи спокойно. Помните, реклама была?
Константин Крохин: К большому сожалению, надзорный орган, который стоит над управляющими компаниями, над жилищной инспекцией, которая очень часто тоже участвует в этом бизнесе, – это прокуратура. И вот прокуратура на протяжении долгого времени не выполняла, на мой взгляд, эту функцию.
И я могу сделать крамольное предположение. Почему это происходило? Потому что семья бывшего прокуратура, его дети также участвуют в жилищно-коммунальном хозяйстве, имеют бизнес в области строительства, в области вывоза и переработки отходов и еще те бизнесы, о которых мы не знаем. Я полагаю, что…
Оксана Галькевич: Ну, это, видимо, такое предположение все-таки, Константин Викторович? Чтобы мы могли, знаете, как-то за свои слова отвечать.
Петр Кузнецов: Да, документов у нас на руках нет.
Константин Крохин: Это предположение, конечно. Если бы были доказательства, то эти материалы были бы в другом месте.
Петр Кузнецов: Вот! Это важное уточнение.
Лидия из Ставрополя с нами на связи.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Лидия.
Зритель: Здравствуйте. Я к вам обращаюсь, девушка. Ну уже невозможно! За декабрь месяц принесли платежи. Еще не было никаких повышений, а они нам 1 000 рублей на двухкомнатную накинули и 1 200 – на трехкомнатную. Трехкомнатная – 6 200, а двухкомнатная, 46 квадратных метров – 4 тысяч. И всего платежи у нас за двухкомнатную – 8 тысяч. А с этими «письмами счастья» – 8 500. Ну, это вообще уже невозможно! Вы понимаете? И пенсия – 13 тысяч. Что делать? Вот что делать? Вы ответьте, пожалуйста. Мы стали звонить всем. Понимаете, захолустье. Что хотят, то и делают. Никто их не контролирует, никто не проверяет. Стали звонить к ним туда, где контора их находится. Они так ответили: «Мы счетчики сняли и на всех раскинули». Ну что это такое?
Петр Кузнецов: Константин Викторович, а вы можете прокомментировать конкретный случай? Мы уже касались этих переплат. «Вот что делать?» – спрашивает наша телезрительница. Следующий шаг?
Константин Крохин: Неоднократно мне приходится отвечать на подобные вопросы. С одной стороны, у нас существует законодательство, когда у гражданина доходы… вернее, расходы семейные превышают 20% от семейного бюджета на ЖКУ, то в этом случае ему полагается субсидия. Но когда сталкиваешься с этой черствостью и равнодушием чиновников, которые не помогают населению на подведомственной территории, я могу сказать, что надо обращаться в надзорные органы, прежде всего в ту же самую прокуратуру, потому что она имеет право проверить начисления, проверить работу чиновников и так далее.
Но если говорить о том, что эта системная проблема существует уже много лет… На мой взгляд, ключевая проблема не решится обращением граждан в прокуратуру, потому что монополизм, который есть в теплоэнергетике, в жилищно-коммунальном хозяйстве, вот именно этот монополизм позволяет подавать завышенные тарифы. Ведь не больше 10% граждан обратятся с жалобой, а 90% так и заплатят. Из этой прибыли монополисты поделятся с коррумпированными чиновниками, включая правоохранительные органы. И все останется, как было раньше.
И получается, что наши граждане на окраинах, в регионах, в провинции совершенно не защищены от произвола местных монополистов. И здесь, конечно, необходимо эту систему менять. К сожалению, тенденция до сегодняшнего дня заключается в усилении монополизма.
Приведу простейший пример. В Москве компания «Юнидом», которая миллиард рублей похитила и не заплатила ресурсникам. Вместо нее на управление домов приглашены три компании ГБУ «Жилищник». Так ведь ГБУ «Жилищник» – такой же монополист. И они точно так же прислали в Тропарево-Никулино тарифы за тепло в 2,5 раза больше, чем в прошлом месяце.
Я к тому это говорю, что один монополист, сменивший другого, не улучшит ситуацию. И здесь нужно кардинально… Надо развивать конкуренцию. Надо привлекать малый и средний бизнес, самозанятых, для того чтобы граждане могли контролировать свои расходы в своих домах. Другого пути нет.
Оксана Галькевич: Понятно.
Петр Кузнецов: А пока граждане вынуждены топиться электричеством. Нина, Воронеж, это ваш случай, правильно?
Зритель: Нет, нет. Электричество? Нет. У нас отопление…
Оксана Галькевич: Расскажите. У вас какие-то платежки?
Зритель: Платежки у нас… Ну как какие? Обычные платежки.
Оксана Галькевич: У вас суммы выросли с началом зимы?
Петр Кузнецов: В чем тогда проблема, раз обычные платежки?
Зритель: Суммы у нас выросли. В ноябре мы заплатили… Квартира у меня двухкомнатная, 52 метра. В ноябре заплатили 2 тысячи. У нас в доме стоят тепловые счетчики. В декабре сумма выросла – 3 588 рублей. Объяснить нам никто не может, что и чего. В прокуратуру, вы сами знаете, туда не добьешься. Мы относимся к «ПИК-Комфорту». УК «Мастер» у нас, относимся к «ПИК-Комфорту». Хотя и дают отопление, но в этом году прохладно уже в квартире. У меня квартира расположена на юг вся, и у меня 24 градуса. А те квартиры, которые расположены на север, у них вообще по 18 градусов. Это температура нормальная, но для жилья – нет, не очень комфортно. И как нам быть?
Оксана Галькевич: Ну давайте спросим нашего эксперта. Спасибо.
Константин Викторович, как быть в такой ситуации?
Константин Крохин: Первый момент. В данном случае речь шла о «ПИК-Комфорт». Это известная крупная, крупнейшая компания в стране, она очень много работает, в том числе и в Москве, и в других регионах. Первая проблема, как я ее вижу (мы ее в Москве изучали), – это, конечно, низкая энергоэффективность вот этих домов, которые строит эта строительная компания.
То есть в данном случае людям приходится больше тратить тепла на то, чтобы обогреть свое жилище. Просто те строительные материалы и конструктивные решения, которые использует «ПИК-Комфорт», а вернее – «ПИК» (обслуживает дочерняя компания «ПИК-Комфорт» и все остальные компании, входящие в эти группу), они на самом деле неэффективные. Это первая проблема.
Вторая проблема. У нас в новостройки устанавливаются квартирные приборы учета тепла. И людям объясняют, что якобы это выгодно. На практике же получается, что ничего не выгодно, потому что люди платят практически за дырявые стены. Никто их не освобождает от платежей за общедомовое имущество, на эффективность которого граждане также повлиять не могут.
В некоторых случаях (Московская область, там, где новостройки) получается от 40 до 80% сумма платежа не по квартирному прибору учета, а дополнительно за общедомовые нужды. А проверить, насколько эффективно отапливаются подъезды и чердаки, граждане не могут. Это вторая часть проблемы.
Ну и третья…
Оксана Галькевич: Константин Викторович, если можно, то короче. Что делать-то в этой ситуации? Проверить не могут, но надо как-то проверить. Коротко.
Константин Крохин: Нужно переходить на одну двенадцатую. По 354-му постановлению Правительства Российской Федерации…
Оксана Галькевич: А, понятно.
Константин Крохин: …субъект имеет право переходить на одну двенадцатую.
Оксана Галькевич: Но здесь нужно иметь в виду, что это был звонок из Воронежа. Соответственно, это местные власти как-то должны принимать решение. Спасибо.
Петр Кузнецов: Спасибо. Константин Крохин.
Оксана Галькевич: Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, у нас был на связи.
Петр Кузнецов: Дмитрий Гордеев, заместитель генерального директора ассоциации «ЖКХ и городская среда»…
Оксана Галькевич: Подожди. Мы сейчас должны еще сюжет посмотреть.
Петр Кузнецов: Мы не успеем, наверное…
Оксана Галькевич: Не успеваем, да?
Петр Кузнецов: …да, с Дмитрием Павловичем побеседовать.
Оксана Галькевич: Хорошо.
Петр Кузнецов: Дмитрий Павлович тем более с нами на связи. Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Дмитрий Гордеев: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Вот мы сейчас про тепло говорим. А что, получается, это такая самая главная графа, где селятся ошибки, неправильные расчеты, не знаю, мертвые люди? Именно там простора для манипуляции больше?
Дмитрий Гордеев: В вашем вопросе уже вы наталкиваете меня на определенный ответ. Манипуляции? А с чего вы взяли, что там только манипуляции, а не везде манипуляции? Они не везде. Они будут там, где собственники надеются на ГЖИ, надеются на прокуратуру и надеются, что или управляющая организация, или теплоснабжающая организация сами все сделают. А где собственники? Если собственники не будут контролировать…
Вы задавали Крохину вопрос. Что он предлагает? Мое предложение – это активная позиция собственников. Не пассивная, «пусть они там сами сделают», а активная. Совет дома должен создать комиссию по снятию показаний приборов учета – раз. Второе – комиссию по проверке правильности расчетов платежей. И перепроверять каждый месяц правильность расчетов. Для этого нужно…
Это мой вариант. Законно, когда платеж идет – одна двенадцатая за прошлый месяц… за прошлый год, извините. Но лучше – одна седьмая, когда по факту можно посчитать. Подошла комиссия 20-го числа или 22-го, например, сняла показания, сколько тепла потребили за месяц. Понятно, что это количество энергии надо оплатить в следующем месяце. И по формуле можно все это дело посчитать.
Но если этого не делать… Вот одна двенадцатая – это очень запутанная система, потому что это за прошлогодний снег платить надо. И только раз в год делается перерасчет. Когда из месяца в месяц идет начисление платы, легче сделать контроль. Но для этого надо, извините меня, не просто ждать, сидя на стуле, а надо проявить активность. Если в доме будут ждать, то они будут постоянно, из года в год наступать на те же грабли.
Оксана Галькевич: Дмитрий Павлович, так они из года в год этим и занимаются. Отсюда и возникает вопрос. Такое ощущение, что с ветряными мельницами какими-то нехорошими боремся.
Петр Кузнецов: Телезрители пишут: «Не собираюсь я летом за тепло платить».
Дмитрий Гордеев: Собственники не контролируют, и поэтому они ждут.
Петр Кузнецов: Как и наш телезритель.
Оксана Галькевич: Давайте выслушаем звонок из Самарской области, Виктор. Или Зоя? Зоя из Волгоградской области сначала. Зоя, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Волгоградская область, город Камышин. Мы живет в городе, тарифы тоже… Вы знаете, вся проблема не только в тепле, но и в повышении тарифов. Зачем там повышать тарифы на отопление? Естественно, очень дорого получается отопление. На горячую воду. Уже по 200 рублей получается горячая вода за один куб. Очень тяжело платить! Может, все-таки остановиться на тарифах?
Оксана Галькевич: Зоя, спасибо.
Давайте еще Виктора из Самарской области сразу послушаем.
Петр Кузнецов: Самарская, да, сразу. Виктор, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Алло. Здравствуйте. Я бы хотел немного защитить наши коммунальные службы.
Оксана Галькевич: Давайте.
Зритель: Смотрите. Ну, кратко. Дома с индивидуальным отоплением, то есть со своей котельной. Цена гигакалории – в районе 800–900 рублей. Понимаете, я сами проживаю в этом доме и сталкиваюсь с людьми, которые говорят, что это очень дорого. Мало того, большинство домов оборудованы тепловыми счетчиками. И люди убавляют настолько, что у них плата за места общего пользования, которая входит в общую плату, становится больше, чем квартплата. И им это тоже не нравится.
Ну просто представьте себе: за 50 квадратных метров в зимний период, в холодное время – полторы тысячи рублей. Это максимум, что мы платим за отопление. И только в зимний период. И даже это людей начинает не устраивать. Просто становится понятно, что… Когда люди платят 6 тысяч рублей круглый год – это нормально. А когда платят 1 500 рублей какое-то время, то после этого им становится даже это жалко платить. Хотя реально это чисто те деньги, которые были затрачены на отопление своей котельной.
Оксана Галькевич: Ну понятно. Просто люди по-другому оценивают. Спасибо, Виктор.
Петр Кузнецов: И вот прикрепим еще сообщение из Петербурга: «Ни разу не было никаких перерасчетов. Ни на что не жалуемся», – SMS из Ленинградской области.
Дмитрий Павлович, скажите, пожалуйста, вот когда не было никаких перерасчетов и нет проблем – это чья заслуга? Дожили! Заслугой это называем. Управляющая компания работает хорошо?
Дмитрий Гордеев: Это вина исполнителя коммунальных услуг. Если плата вносится по одной двенадцатой за предыдущий год, то один раз в год надо снять показания годового количества тепловой энергии и сравнить его с тем нормативным или по среднему, по одной двенадцатой, что оплачено за предыдущий год. Один раз в году. И сделать корректировку.
Если плата вносится по одной седьмой, то есть каждый месяц по факту, то фактически перерасчет не нужен, потому что каждый месяц считается оплата точного количества тепловой энергии, потребленной в доме, как предыдущий коллега вам пытался объяснить. Это совершенно правильно.
Поэтому надо пинать не на рост тарифов. Вот если бы вы поднимали вопрос о том, что маленькие доходы у граждан, я бы еще понял. Но ругать высокие тарифы – это все равно, что сходить в магазин, купить продукты питания и ругать себя, какие они дорогие. Ну, товарищи, а где вы купите дешевле продукты, если это рыночные цены? Зато нет дефицита. Понимаете? Не надо только тарифы низкие ждать. Будут низкие тарифы – будут плохие ремонты, будут аварии, будет плохое качество. Тут прямая зависимость.
Оксана Галькевич: Так у нас и с ремонтами, и с качеством, и с порывами всякими, прорывами проблемы-то тоже есть, Дмитрий Павлович.
Дмитрий Гордеев: Вы ждете, что за низкие тарифы будет хорошее качество. Ждите. Ждите.
Оксана Галькевич: Мы ждем уже давно. Спасибо.
Петр Кузнецов: Будем ждать. Будем ждать вечернего эфира, вечернего «ОТРажения», потому что мы эту тему в том числе и сегодня вечером… точнее, наши коллеги продолжают. Очень много вопросов. Передадим самые важные.
Оксана Галькевич: Я пытаюсь тут перевести из Калининградской области сообщение. Тут одни вопросительные знаки и несколько цифр. Видимо, это переводится так: 3 800 .
Петр Кузнецов: Девиз ЖКХ.
Оксана Галькевич: Двое ведущих были в студии сегодня.
Петр Кузнецов: Оксана Галькевич…
Оксана Галькевич: …и Петр Кузнецов.
Петр Кузнецов: Надеюсь, вы нас не так провожаете.
Оксана Галькевич: Спасибо. До свидания.
Петр Кузнецов: До встречи. Пока.