Константин Чуриков: Начало июля, кто-то уже сходил в отпуск, кто-то еще собирается. Ну и далеко не все, надеюсь, проведут его дома, имеется в виду в квартире или только на даче, есть, я думаю, и те, кто выезжает за пределы своего региона. Так вот куда, на сколько и за сколько собираетесь поехать, за сколько и сколько километров, и за сколько денег. Расскажите, если уже куда-то выбрались, есть фото-, видеовпечатления, присылайте фотографии, может быть, даже видео на WhatsApp, вот внизу экрана указан специальный номер. Это не тот номер, по которому надо звонить, а номер именно для ваших фотоматериалов. Говорим о нашей стране, нашей туриндустрии и о наших с вами впечатлениях. В студии у нас Ольга Санаева, вице-президент Российского союза туриндустрии. Ольга Анатольевна, здравствуйте. Ольга Санаева: Здравствуйте. Константин Чуриков: У нас такой вообще, во всех смыслах получился год необычный. С одной стороны, вот уже официально сняты все ковидные ограничения, в регионах они во многих и до этого снимались, с другой стороны, специальная военная операция, закрытие многих аэропортов. Как это повлияло на предпочтения наших граждан? Ольга Санаева: Безусловно, повлияло. Мы как туриндустрия очень ждали открытия постпандемийного, тем не менее ситуация на сегодняшний день такая, какая она есть. И конечно, туристы тоже меняли какие-то свои планы, особенно это касалось тех, кто выезжает либо в те территории, где сейчас аэропорты закрыты, либо за рубеж. Константин Чуриков: Так, хорошо. Вот есть данные ваших коллег, есть такой портал Price.ru, как раз популярные, я бы сказал, даже неожиданные популярные направления для путешествий в этом году, давайте посмотрим. Это что касается поисковых запросов по отношению к прошлому году. Итак, в этом году, если брать именно интернет-запросы, оказывается, на 316% подскочил интерес к Дагестану, более чем на 50% к Алтаю, к Карелии, к Петербургу, Сочи традиционно, Екатеринбург – вот такие результаты. Это, скажем так, за спрос денег не берут. Теперь за что берут деньги. Вот по состоянию на конец мая – начало июня есть данные OneTwoTrip, куда стремились попасть наши граждане. Если говорить, естественно, о путешествиях по России, здесь, скажем так, пятерка лидеров следующая: Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Симферополь – 7% (кстати говоря, мы видим такой, наверное, все-таки провал по сравнению с прошлым годом), Калининград – 4,5%. Ольга Анатольевна, по поводу вот... Как вы прокомментируете вот все эти направления? Ольга Санаева: Нет, все, что вы обозначили, как бы совершенно логично и действительно так, потому что многие переориентировались. Тем не менее, в каком-то долгосрочном спросе, в ожидаемом все равно были регионы России. И то, что касается Дагестана, он действительно по спросу очень сильно опережал последнее время. Алтай в спросе... Ну, я бы назвала, наверное, здесь еще и Камчатку и Сахалин, какие-то рекреационные такие возможности восточных наших регионов. А вот то, что Москва, например, мне это тоже очень странно, потому что все-таки, вот если брать Москву летнюю нашу с вами, она правда очень хороша для путешествий, она не такая пробочная, она летняя, теплая, красивая. Константин Чуриков: Ремонт тротуаров, перекладывание плитки... Ольга Санаева: Ну ладно, но тем не менее. Константин Чуриков: Приглашаю всех туристов сейчас в Басманный район. Давайте сейчас посмотрим сюжет. У нас очень красивые сюжеты сняли наши коллеги в Крыму и в Санкт-Петербурге. Вот особенно хочу обратить внимание всех на Крым, сезон цветения лаванды. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Да, пышки – это Большая Конюшенная в Петербурге, лучшее место, место силы, всем рекомендую, сам недавно там был. Ольга Анатольевна, нам зрители активно пишут. Я вот к своему стыду не знал, что еще может означать слово «синяк», ну мы привыкли, синяк – след, синяк – человек, который любит выпить, синяк – это еще, оказывается, растение. Нижегородская область, село Никольское – смотрите, в какой красоте люди побывали, наши зрители. Вот такую Россию, я думаю, каждый хочет увидеть. Смотрите, какая красота. В общем, выглядит примерно как лаванда в Крыму, но, в общем, тоже по-своему, со своими особенностями. Давайте сейчас послушаем звонок, чтобы зрителя отпустить, и потом будет к вам несколько вопросов. Здравствуйте, вы в эфире, это у нас Резида из Ижевска. Резида, здравствуйте. Зритель: Да, здравствуйте. Константин Чуриков: Рассказывайте, где отдыхали или будете отдыхать, какие у вас планы на лето. Зритель: Мы на неделю съездили в санаторий в соседний регион, в Пермский край. Константин Чуриков: Так. Зритель: «Уть-Качка» называется санаторий. Прекрасный санаторий на берегу Камы. Константин Чуриков: Так. Как обслуживание, как, не знаю, меню, как стоимость? Зритель: Ну, стоимость, скажем так, ну... Сказать, озвучить в эфире? Константин Чуриков: Ну а что, все свои. Зритель: Ну, за неделю 70 тысяч на троих. Константин Чуриков: О. Соседний регион, на троих. Зритель: Да. Константин Чуриков: Так. Зритель: Да, были с дочкой. Константин Чуриков: Размещением довольны? Сервис, качество? Зритель: Очень, очень здорово было, очень здорово. Мы знаем этот санаторий, мы были там зимой, поэтому мы как-то не сомневаясь туда поехали, решили посмотреть, летом что. А собираемся ехать, такой основной отпуск у нас будет в Гагре. Константин Чуриков: Так. Зритель: В сентябре. Константин Чуриков: Ну, Гагры – это уже... Зритель: Мы сравнивали Сочи и Гагру, думали-думали, но что-то Сочи дороговато. Константин Чуриков: Дороговато. Да, спасибо. Вот это «дороговато» сейчас, Резида, нам пишет буквально вся страна. Ольга Анатольевна, вот такой вопрос. Ну я понимаю, особый год, особые условия, но доллар 55, евро 57, почему у нас в стране стало отдыхать еще дороже? Ольга Санаева: Ну, вряд ли у нас как-то поменялись цены на продукты, на транспорт, я имею в виду на билеты, поэтому, если мы говорим в целом о турпакете, он ежегодно повышается вслед за инфляционным процессом. Поэтому говорить о том, что это стало дороже, чем это было раньше, вряд ли можно. Но другое дело, что соотношение цена/качество очень от многих позиций зависит, и здесь с этим надо разбираться, конечно. Но вряд ли рубль к евро, может быть, только на некоторых направлениях, и чаще всего выездных, имеет значение. Константин Чуриков: Ага, т. е. это не работает, это такие условные курсы, они не влияют на внутреннюю ситуацию? Ольга Санаева: Эти условные курсы влияют на выездной туризм, но вряд ли влияют на внутренний. Константин Чуриков: Мы сейчас поговорим, подключим к нашему разговору вашего коллегу – Алексан Мкртчян, вице-президент Альянса туристических агентств России. Алексан Мушегович, здравствуйте. Сейчас мне включат звук и мы вас услышим. Алексан Мушегович, у меня такой вопрос. Вот многие годы так вот у нас заведено, если говорить о пляжном отдыхе, все-таки наши берега Краснодарского края, Крыма конкурируют с Турцией, понятно. Сейчас, вот «Аэрофлот» сегодня сообщил, что запускают рейсы с 15 июля в Бодрум, в Даламан, что рейсы будут доступнее, дешевле. Ну, есть люди, которые не боятся в это время лететь за границу, в страну НАТО, бога ради. Алексан Мушегович, как вы считаете, вот вообще, в принципе наш турист готов отдыхать в России сегодня? Он готов к этому, знаете, такому «туристическому патриотизму», как бы это ни громко звучало? Алексан Мкртчян: Давайте честно: у нас северная страна. Купаться можно у нас в море... Это вот просто о патриотизме. То есть какими... ни были, но вы не можете купаться в январе в Черном море или Каспийском, в марте. Поэтому россияне ездили и будут ездить за границу купаться с октября по апрель, это надо четко понимать. Константин Чуриков: Алексан Мушегович, очень плохо вас слышно, мы вот только примерно понимаем, о чем вы говорите. Сейчас попробуют с вами еще раз соединиться. Ольга Анатольевна, понимаете, вот вопрос все-таки в том, как относится индустрия гостеприимства, отельеры, скажем так, владельцы курортов к своим гостям. Потому что у меня ощущение очень часто, что, грубо говоря, приехали и приехали, ну ничего страшного, т. е. нет вот этой задачи тебя, чтобы ты в следующий раз вернулся, тебя, ну как сказать, «замагнитить». Да, места у нас очень красивые, но, давайте честно говорить, что касается средств размещения, тут очень-очень много вопросов. Плавали – знаем, Ярославская область, Углич, Тверская область, ну много где все бывают, я тоже бываю, ну правда, вопросы есть. Ольга Санаева: Можно все-таки я постою за туриндустрию в целом? Константин Чуриков: Давайте. Ольга Санаева: Потому что, безусловно, проблемы есть, здесь никто не спорит, проблемы есть, и развитие индустрии у нас не такое долгое, как, может быть, у других стран, особенно у стран-курортов, так скажем, у стран, у которых туризм является одной из важнейших составляющих экономики, это совершенно другое дело. Плюс, если мы говорим о пляжных наших направлениях, то это достаточно короткий сезон, и это тоже влияет на стоимость. Но я здесь соглашусь со своим коллегой, что мы действительно северная страна и люди все равно будут ездить и за рубеж в том числе. И не надо здесь делить, наверное, на патриотов не патриотов – человек хочет просто отдыхать. Константин Чуриков: Конечно. Ольга Санаева: И ему необходимо дать это право, и наша обязанность, чтобы это право было удовлетворено, и удовлетворено качественно. Но работы в этом много ведется и с нашей стороны, я имею в виду со стороны предпринимателей. Константин Чуриков: У журналиста всегда есть право на провокационный вопрос. Ольга Анатольевна, ну а кого мы считаем, вы кого считаете туристом? Турист – это тот, кто пришел в агентство и купил некую путевку? Или турист – это тот, кто зашел, кстати говоря, в какое-нибудь отечественное приложение, вот всем рекомендую ознакомиться, рекламировать специально не буду, правда, они есть и работают, я тому свидетель, и там человек поехал с семьей, снял квартирку в каком-нибудь городе. Это турист или не турист? Ольга Санаева: Да конечно турист, безусловно. Константин Чуриков: Так, а как, скажем так, вообще, в принципе поднимать, получается, наши основные туристические направления? Сделать так, чтобы они соответствовали нашему представлению о качестве, о гостеприимстве, чтобы нам, не знаю, не хамили, чтобы удобно было добираться из точки А в точку Б и т. д.? Ольга Санаева: Ну, все-таки я думаю, что подвижки в этом есть, и первый наш звонок был о том, что человеку понравилось в санатории. 70 тысяч, они все-таки на троих, и все-таки это санаторий с лечением. Если вот все же разложить эту цифру, не такая уж она и высокая, на мой взгляд, не знаю. Поэтому... Что еще делать? Учить, кадровый вопрос, его ставить, и он сейчас очень активно ставится у нас, потому что персонал, любой линейный персонал, безусловно, должен быть обучен: тот, кто встречает гостя, неважно, через туроператора, через турагента он пришел, приехал он сам. В любом случае, это большая череда составляющих: это отель, это транспорт, это тот, кто продал путевку, это тот, кто накормил, и т. д., и т. д. И конечно, совокупность деяний всех этих людей, их профессионализм и говорит о том, получит качество турист или нет. Константин Чуриков: К нам присоединяется Алексан Мушегович, надеюсь, сейчас будет получше слышно. Алексан Мушегович, отдельный вопрос про Крым. Их много, этих вопросов, на портале. Во-первых, вопрос по поводу билетов, билетов на поезда. Есть ли возможность как-то договориться увеличить пассажиропоток, потому что билетов в продаже уже просто нет? Алексан Мкртчян: Слушайте, к сожалению, «РЖД» перевозки в Крым не осуществляет, осуществляет некая частная компания, возможностей которой физически не хватает. Билетов нет, на 2 месяца вперед билетов нет. То есть вот сейчас уже до конца августа билетов в Крым нет. Если вы попытаетесь взять для семьи, папа, мама, скажем, двое детей, целое купе, это только на сентябрь возможно. Константин Чуриков: Да-да-да, пытались как раз. Алексан Мкртчян: Есть разрозненные места в 5-м вагоне, в 8-м вагоне, в 9-м, но, вы понимаете, так ни одна мать своего ребенка в другой вагон не отправит. Мы выступаем, вот Альянс турагентств России выступает за то, чтобы заставили «РЖД» осуществлять перевозку в Крым, потому что у «РЖД» есть техвозможности, это большая, серьезная государственная компания, а не некая небольшая частная. Но есть и хорошие новости: в Крыму резко... Ольга Санаева: ...упали цены. Алексан Мкртчян: ...ушли вниз цены, упали цены. Я вам скажу, что сейчас в том же Сочи понимают сочинские отельеры, что они монопольно сейчас единственный открытый аэропорт, на Черноморском побережье закрыто все, Краснодар, Анапа, Геленджик, Симферополь, все закрыто, сочинские отельеры подняли цены на 30–40%. Ведь не зря сейчас ваша зрительница сказала, что она едет в Гагру, а не в Сочи, потому что в Гагре на 30% дешевле, чем в Сочи. Так вот в Крыму на 40% дешевле, чем в Сочи. Тот отель в Сочи, который стоит 10 тысяч рублей в сутки, в Крыму стоит 5–6 тысяч. Поэтому мой совет вашим зрителям – это воспользоваться автомобильным транспортом, автобусным сообщением, раз нет ЖД, и доехать. Слушайте, можно сэкономить очень много денег, допустим, за неделю 40 тысяч экономия на семью, за 2 недели 80 тысяч рублей экономия на семью. Причем дешевле не только проживание, питание сейчас тоже дешевле, чем в Сочи. Поэтому мой совет: если у кого нет авиасообщения, допустим, или далеко ехать, скажем, условный Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, им далеко ехать, – пожалуйста, можно долететь в ту же Махачкалу и на Каспийском побережье отдыхать. У нас по Дагестану рост сейчас +70%, Дагестан тоже дешевле, чем Сочи, примерно на 40%. Константин Чуриков: Ну, тогда возникает последний вопрос, что там с водой, что там с качеством моря, тут тоже я слышал разные отзывы, лично я. Алексан Мкртчян: Слушайте, море великолепное в Дагестане, чистое, прозрачное, еда потрясающая. И кстати, пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить Ольгу Санаеву в прямом эфире, она сегодня выступила за недорогие пакетные туры по 45 тысяч рублей на Камчатку, ей пытались оппонировать неумные камчатские чиновники. Ольга, я на вашей стороне. Ольга Санаева: Спасибо! Константин Чуриков: Отлично, спасибо, спасибо. Подробнее, Ольга Анатольевна, 45 тысяч на Камчатку, я думаю, полстраны уже выстроилось. Ольга Санаева: Ну, дело в том, что у нас полетели чартеры на Камчатку туристические, первый чартер уже отправился, уже улетел. В последующем в т. ч. «Аэрофлот» предложил ценовой пакет очень интересный, там, по-моему, в продажу в районе где-то от 16 до 20 тысяч рублей туда и обратно. Понятно, что эти чартеры быстро заполняются, но места еще есть. И действительно, туроператор, составивший пакетный тур, именно стартует примерно от такой стоимости. Это правда, это возможно. Заполняется быстро, но места есть. Константин Чуриков: Ага. Еще раз поблагодарим Алексана Мушеговича. Алексан Мушегович Мкртчян, вице-президент Альянса туристических агентств России. У нас много звонков. Прежде чем, давайте просто посмотрим на мой компьютер. Мне сейчас вся страна присылает разные фотографии. Это Алтай. Конечно, совершенно фантастическая картина, какое-то чистейшее озеро. Это Алтай, ребята. А сейчас, через секунду, я вам должен показать Карелию... Так, давайте позже, у меня съехало сообщение. У нас в эфире сейчас наша зрительница Наталья, Ханты-Мансийск. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Да, меня зовут Наталья, я из города Сургут, это Ханты-Мансийский округ. Я отдыхаю сейчас, на данный момент в городе Ейск с двумя детками. Да, долго выбирали, куда поехать, так предположили, что Сочи переполнен сейчас, и всегда у нас запасной вариант есть вот город Ейск. Константин Чуриков: Так, а как вы туда добрались? Зритель: Вот смотрите, от Москвы, получается, сутки на поезде ехать. Также здесь все в шаговой доступности, т. е. ЖД-вокзал, также можно пешком дойти до моря, здесь частный сектор, 400 рублей в частном секторе сейчас жилье стоит с человека. Константин Чуриков: Недорого, да. Зритель: Да, недорого, очень бюджетно. Допустим, даже черешня, вишня 150 рублей килограмм. Здесь также все развлечения для деток есть... Константин Чуриков: Все красиво, все комфортно, все достойно, да? Зритель: Все достойно. Единственное, что море здесь неглубокое, оно за счет лечебной грязи такого зеленоватого цвета. Детки оздоравливаются, мне вот их не страшно отпускать одних в море, они плюхаются, я как бы смотрю за ними... Константин Чуриков: Неглубокое, зато теплое, Наталья, это самое главное. Зритель: Да-да-да. Константин Чуриков: Отлично, спасибо за ваш звонок. Вот как раз, обещал Карелию, это Карелия, Янисъярви. Ну посмотрите, как это красиво! Можно вывести на экран нашим зрителям показать? Это вам раз, это вам два, это вам три... В общем, хочется уже быть там. Ольга Анатольевна, что еще можно сделать? Вот, видимо, у нас все-таки вот эта история с Западом, это противостояние, это непонимание, это все надолго. Да и просто, честно говоря, после всего, что они, так сказать, нам сделали, честно говоря, не очень хочется ехать... Ольга Санаева: Не очень хочется, да. Константин Чуриков: Да-да-да. Что можно сделать, чтобы, знаете как, воспользоваться этой ситуацией? Как нам показать, «нам» самим гражданам, нашу страну? Как сделать ее еще, я не знаю, более привлекательной для путешествий? Какие вопросы надо решить? Ольга Санаева: Ну, во-первых, спасибо вам за такие передачи, потому что вы отчасти тоже решаете тогда эту проблему, когда вы хотя бы рассказываете о том, какие есть регионы. У нас на самом деле люди зачастую не понимают, что совсем рядом от них, где-то в соседних регионах, может быть очень комфортно, интересно проводить время своего отдыха. Еще раз подчеркиваю: да, северная страна, да, достаточно мало территорий морских, пляжных. Но то, что касается культурно-познавательного, активного туризма, туризма в природной среде и т. д., этого вполне достаточно. И какие-то этапы, особенно июль – август в нашей стране, ну уж точно, совершенно точно можно провести внутри. Потому что такие «морезаменители», как реки и озера, коих у нас предостаточно в стране, они тоже есть в любом регионе. Но поднимать, конечно, и престиж профессии обслуживающей, и работать над тем, чтобы кадры были обучены, чтобы они, как вы говорите, ждали того человека, гостя... У нас очень часто... У нас раньше называлось-то «гостиница», а не «отель»... И очень часто отельеры говорят: «У меня сегодня столько гостей, столько гостей!» Вот чтобы отношение было как к гостю, чтобы человек понимал, что его всегда где-то ждут, и он хотел возвратиться в то место, где он был уже. Это очень хороший показатель. Поэтому работы много, и мы увидели в сегментах какого-то очень активного спроса регионов, что там очень много надо сделать еще для того, чтобы массово наполнить эти курорты. Красиво, да, но надо, чтобы мест для размещения было вполне достаточно и транспорта чтобы было достаточно. Константин Чуриков: У меня вопрос по поводу Приморского края. К сожалению, наши зрители в Приморье, наверное, сейчас спят и видят сны, но увидят повтор. Как там все-таки создать эту инфраструктуру? Потому что вот сам смотрел, думал: господи, Владивосток, я там столько раз побывал, хотел семье показать – ну негде разместиться, ну практически негде. Как решить вопрос? Ольга Санаева: Мне очень обидно за мой родной регион... Константин Чуриков: А. Ольга Санаева: Я родилась в Приморском крае. И конечно, это вот, знаете, такая узкая воронка, если мы говорим о Сибири, о Дальнем Востоке, теплого моря, реально теплого моря. Потому что, если говорить о Хасанском районе, еще южнее Владивостока, бесподобное Японское море, очень теплое. Константин Чуриков: Шамора какая там! Ольга Санаева: Ну да. Но мест размещения, абсолютно с вами согласна, именно комфортных мест размещения немного. Но то, что сегодня делают... Константин Чуриков: А с чем это связано? Это какие-то стандарты, это нельзя, я не знаю, канализацию провести, удобства во дворе? Ольга Санаева: В том числе, в том числе. Но то, что делает губернатор Кожемяко, то, что делают власти региональные туристические, очень много там подвижек прошло: и все-таки появились и новые места размещений, и появились новые какие-то, то, что с гастрономией делает Приморский край. Потому что вот все эти, извините за это слово, морские твари очень вкусные, которые там водятся... Константин Чуриков: Да просто морские гребешки с жареной картошкой. Ольга Санаева: Да. Нет, ну действительно, там настолько разнообразие, это некая вот русскость, которую мы завезли так далеко, ведь там и филиал Мариинского театра есть, и посмотрите, какие там еще иные объекты, океанариум великолепный во Владивостоке. То есть, безусловно, это тот край, который нуждается в его таком созидании именно туристическом, но там это происходит. Константин Чуриков: И билеты по плоскому тарифу стали стоить дешевле, чем за границу. Ольга Санаева: Стали, да. Но опять же короткий сезон и расширять вот эти ветки сезона тоже необходимо. Константин Чуриков: Ну, я специально про Дальний Восток, потому что сейчас как раз август будет, это самый пик. Ольга Санаева: Да. Константин Чуриков: Кстати, и в начале сентября еще достаточно тепло... Ольга Санаева: Сентябрь там чудесный. Константин Чуриков: Ну что, нам зрители много чего написали. Значит, хвалят Золотое кольцо, ну само собой разумеется, классика. Ленинградская область: «Три года назад отдыхали в Анапе, море очень грязное, туда больше ни за что не поедем». В общем, и в Карелию нас приглашают, и в Ярославль, и в Санкт-Петербург, тут я тоже присоединяюсь, я крупнейший в нашей галактике поклонник Санкт-Петербурга. Спасибо большое всем! Очень здорово, что у вас такие грандиозные планы, очень здорово, что много у вас впечатлений, просто у нас уже фактически WhatsApp просто перестал работать от обилия ваших фотографий. У нас в студии была Ольга Санаева, вице-президент Российского союза туриндустрии. На этом у нас все, продолжим завтра.