Тамара Шорникова: А сейчас поговорим вот о чем. Пандемия меняет цены, на услуги в том числе: эксперты Avito назвали сервисы, которые существенно подорожали в прошлом году. Петр Кузнецов: Итак, больше всего работы было у мастеров по установке бытовой техники, строителей и клинеров. Причем спрос значительно превышал предложение, как следствие дефицит рабочих рук вызвал рост стоимости на услуги, причем резкий. Тамара Шорникова: Самой подорожавшей из услуг признана уборка, +50... Петр Кузнецов: ...процентов. Тамара Шорникова: Да, или тысяч. Спрос на нее в 2020 году вырос на 65%, тогда как предложение увеличилось на 35%. Например, сейчас генеральная уборка трехкомнатной квартиры в Москве обойдется примерно в 10 тысяч рублей, а в начале прошлого года можно было уложиться в 6. Петр Кузнецов: Ремонтные и строительные работы стали дороже на 25%, ну и здесь тоже спрос существенно превышает предложение, от этого такой скачок. Тамара Шорникова: Установка техники и рекламно-полиграфические услуги за время пандемии прибавили 20% тоже из-за востребованности. Петр Кузнецов: А вот дальше то, что не изменилось. На нулевом уровне остались цены на услуги в сфере красоты и здоровья, цены на интернет, телеком, благоустройство территорий, обучение, внимание, и курсы, кто бы мог подумать... Тамара Шорникова: Очень странно. Петр Кузнецов: Вот это да. Организация праздников, ну здесь понятно, их просто не было, и мероприятий. А вот смотрите, еще одна занятная штука: услуги по ремонту и обслуживанию техники даже подешевели на 7%, потому что вот здесь предложений было намного больше, чем они были нужны, представляете? Тамара Шорникова: Ну, в общем, цифры вызывают вопросы, честно говоря, сейчас будем разбираться. Вы расскажите, как-то сориентируйте по ценам в своем регионе, какие услуги у вас сколько стоят, что подорожало, что, может быть, подешевело. Если вы эти услуги предоставляете, убираете квартиры, например, ремонтируете что-то, тоже поделитесь, что изменилось в вашей работе. Петр Кузнецов: Ждем вас. А мы дождались уже Ольгу Чернявскую, она пресс-секретарь онлайн-сервиса услуг YouDo.com. Здравствуйте, Ольга. Ольга Чернявская: Добрый день. Петр Кузнецов: Уборка лидирует. Объясните, пожалуйста, пройдемся по... Во-первых, мы так понимаем, что у вас есть свой мониторинг, давайте лучше с этого начнем. Подтверждает ли он вот данные этого опроса, с которого мы начали? Совпадает ли уборка, например? Ольга Чернявская: Да, мы согласны с коллегами, но все же не во всем, у нас несколько другие цифры. Например, по уборке на нашем сервисе могу сказать, что цены не изменились. Думаю, это можно объяснить тем, что тут уровень спроса равносилен уровню роста предложения. Если говорить о самых подорожавших услугах, у нас это ремонт цифровой техники, здесь рост среднего чека составил порядка 20%, также услуги по ремонту и строительству, рост на 16%. Здесь скорее мы говорим не о крупном ремонте, о квартирном ремонте например, а об услугах мастеров на час, потому что как никогда в условиях пандемии они стали актуальны. Люди стали больше времени проводить дома, соответственно, больше поломок, ну и здесь активно растет и спрос, и предложение, и, соответственно, цена чуть выше получилась. Тамара Шорникова: Ну, мы усиленно пользовались своими квартирами и домами и всем, что в них. Но все-таки хочется спросить то, что лично у меня вызывает вопросы, – всегда ли увеличение цены связано с повышенным спросом? Ну, например, те же образовательные курсы, мне кажется, что только ленивый не решил чему-то обучиться во время пандемии, когда тем более были такие длинные каникулы, какие-то курсы, мастер-классы и так далее, и так далее. Мне кажется, тут уж спрос, ну просто был невероятный скачок. Ольга Чернявская: Ага. Тамара Шорникова: При этом это вот не отразилось как-то там на стоимости. Почему? Ольга Чернявская: М-м-м, честно, не могу говорить за коллег, но вот у нас категория «Образование», здесь небольшой рост, но все же он есть, на 5% ценник вырос. И очень любопытно, что эта категория за время пандемии у нас буквально выросла в несколько раз, хотя она всегда казалась не самой сильной на сервисе, то есть не самой популярной. Но мы мониторили задания и видели, что активно появляются не только задания по обучению английскому, репетиторству по школьным предметам, но люди создавали такие задания, как курсы по игре на музыкальных инструментах, курсы по сомелье, по игре Dota 2 и так далее. Ну и, конечно же, все это сопровождалось припиской «онлайн», то есть люди... Петр Кузнецов: Именно в таком порядке... Тамара Шорникова: Курсы сомелье? Петр Кузнецов: Сначала сомелье, а потом в Dota, да, это про нас. Тамара Шорникова: А потом уборка нужна, да? Петр Кузнецов: Потом уборка. Скажите, пожалуйста, то, что вы сейчас перечислили, вот из последнего, – это все максимально безопасно, потому что это онлайн. Давайте найдем объяснение тому, почему услуги самые востребованные все-таки предполагают физический приход того или иного мастера на час, кем бы он ни был, человека, который... Тамара Шорникова: Короче, чужой человек у вас в доме. Петр Кузнецов: Да, вы закрылись, вы сидите, вы ждете не знаете чего, и тут чужой человек. Тогда еще никаких антител не было, не знали, как они вырабатываются, как это работает, спасали маски или нет, но все предпочитали как-то полностью изолироваться. Ольга Чернявская: Да, действительно, поначалу, где-то в конце марта – начале апреля у нас рос спрос на все, что связано с онлайн, также услуги первой необходимой помощи вроде курьерской доставки, но там, понятно, можно было оставить под дверью. Но как раз-таки спрос на все офлайновые услуги очень сильно просел, это касалось и ремонта, и мелкого бытового ремонта, и грузовых перевозок, и, конечно же, ивент-сферы (фотографы, организаторы мероприятий) – все это очень сильно просел. Однако где-то летом, в середине лета весь спрос уже восстановился к докарантинному уровню. И вот, к слову, мы в декабре заметили любопытную динамику на то, что активно рос спрос на услуги исполнителей с антителами, буквально в 3 раза увеличилось число запросов, содержащих слова «переболевший коронавирусом», «иммунитет», «антитела», «прививка», за первые 2 недели декабря в 3 раза увеличилось число таких запросов. Петр Кузнецов: А эти сотрудники свои услуги предоставляют уже по каким-то особым ценам? Ну понятно, по каким? Ольга Чернявская: Да, действительно, любопытно, что стоимость на эти услуги порой даже в несколько раз превышала обычный, средний чек. Вот могу даже привести примеры... Петр Кузнецов: Да-да, конечно. Ольга Чернявская: Например, самой подорожавшей была услуга маникюра, то есть мастера с антителами при обычной цене в 2 тысячи предлагали порядка 4,5 тысячи за обычный маникюр, если у человека, конечно же, были справки о наличии антител. Петр Кузнецов: Работа все та же, то есть, получается, 2,5 тысячи стоят антитела? Занятно, занятно. Тамара Шорникова: Или справка в переходе о том, что у тебя есть антитела. Петр Кузнецов: Или справка. Кстати, вот об этом. Онлайн-сервисы услуг несут какую-то ответственность, они проверяют сотрудника, ну то есть подтверждают наличие этих документов и официальность этих документов? Ольга Чернявская: Нет, к сожалению, мы никак не можем это проверить. Я думаю, здесь все же остается личная ответственность исполнителя. Но, конечно же, мы советуем заказчику, если ему требуется такая услуга, проверять документы, смотреть, чтобы, например, справка была от ЕМИАС, то есть можно показать в приложении тест, что человек действительно его сдавал, он есть в системе, вот. Но так же не только на антитела, но и порой просто наличия отрицательного теста достаточно, например, для услуг фотографов, ну вот перед Новым годом были актуальны такие услуги, все же какие-то утренники в детских садах проходили, какие-то мероприятия небольшие. Петр Кузнецов: Ага. Послушаем потенциального вашего клиента, с нами на связи Иван из Самары, он электрик, но нам подсказывают, что был в Москве какое-то время и пробовал подрабатывать. Здравствуйте, Иван. Ольга Чернявская: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Видите, как много мы уже о вас знаем. Ольга Чернявская: Ага, да. Тамара Шорникова: Расскажите больше нам. Зритель: Я вот вообще хотел как бы сказать про... Ну вот моя мысль, почему пандемия удорожала услуги. Как вы понимаете, в начале, по весне, когда только началась пандемия, у нас очень много работников из стран СНГ, которые работали у нас, уехали домой, были вынуждены уехать домой. Даже на границе Самарской области был целый лагерь работников из Узбекистана. Петр Кузнецов: Ага. Зритель: Соответственно, рабочей силы в стране стало меньше, а потребность в строителях в частности выросла, соответственно выросли цены на их услуги. Петр Кузнецов: Это все здорово, да. Нам больше интересна ваша история. Тамара Шорникова: Вы на себе почувствовали? Ваша зарплата выросла? Спрос на вас повысился? Зритель: Спрос повысился как бы, да. Но, как я уже с редактором с вашим говорил, когда есть работа, это необязательно, что увеличится заработок, потому что в нашей стране сейчас очень сложно, например, забрать свои деньги, если ты работаешь сам на себя. Бывает, что берешь какой-то большой объект непосредственно и потом начинаются сложности с финансированием, приходится, например, денег очень долго ждать. Петр Кузнецов: А можно в цифрах, Иван? Вот Ольга Чернявская нам привела пример конкретный с услугами на маникюр: человек без антител 2 тысячи, уже 4,5 с антителами. Как изменился ценник ваших услуг? Раньше стоило столько-то розетку поменять, сейчас столько-то, или в пандемийный год, в саму пандемию столько-то. Зритель: Ну, возьмем так, что вот как бы не по точке, часто, когда берется большой объем, он считается не точкой, а, например, расчетом в день бывает. То есть непосредственно расчет в день увеличился, да, допустим, с 2 тысяч до 3, скачок где-то на 50%. Петр Кузнецов: 50%, да, его и фиксируют сервисы услуг, ага. Спасибо большое. Тамара Шорникова: Спасибо. Петр Кузнецов: Ольга, скажите... Да? Тамара Шорникова: Просто, да, нам зрители уже тоже пишут, что у них изменилось в регионах. Например, Курская область, пишет нам уборщик или уборщица: «Цены не изменились, так же как и нет большого скачка в спросе на услуги», – это вот информация из конкретного региона. Мурманская область, телезритель пишет, что подорожало: «Медицинские услуги и ремонт». Ну и много, конечно, таких SMS, как вот, например, из Башкортостана: «Мы в селе не пользуемся услугами мытья квартир, у нас нет богатых лодырей», – и так далее. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, Ольга, а долго ли еще вот эти услуги, которые выросли, будут держаться на этом высоком пандемийном ценовом уровне? Ольга Чернявская: На самом деле сложно сказать. Я думаю, что продолжат расти услуги, связанные с онлайн, и, к слову, многие исполнители адаптировались к такой динамике и перевели свои услуги в онлайн. Мы даже наблюдали не только вот, что касается образования, но и многие специалисты по бытовому ремонту тоже предлагали свои услуги в онлайн, то есть они оказывали консультации по починке по видеосвязи. Я предполагаю, что это происходило так, что заказчик связывается с исполнителем, показывает ему по видео все неполадки, и, конечно, если это возможно починить самому, но это, конечно, наверное, речь шла о каких-то совсем небольших поломках, то он консультирует заказчика, как все это исправить, вот. То есть достаточно любопытная была тенденция. Тамара Шорникова: Ольга, скажите, а вы отметили какие-то новые услуги, которые вот именно прошлый год нам принес? Ну, например, «схожу за вас в магазин за продуктами» или что-то еще? Ольга Чернявская: Ну, «схожу в магазин за вас за продуктами» – это все же не новая услуга... Тамара Шорникова: Ну было, да, но что-то такое прямо уникальное? Ольга Чернявская: Новое – это, конечно, онлайн-няни, впервые мы такое заметили начиная с весны... Петр Кузнецов: Онлайн-няни? Ольга Чернявская: Да, услуга онлайн-няни. Опять-таки многие люди... Тамара Шорникова: Как это работает? Петр Кузнецов: Это же про меня! Ольга Чернявская: Да. Многие родители рабочий день проводили дома полностью, детские сады были закрыты долгое время, и вот, казалось бы, что делать с детьми? Услуга онлайн-няни, мне кажется... Тамара Шорникова: Посмотреть на них по Skype с другого города, да? Петр Кузнецов: Ш-ш-ш! Ольга Чернявская: Ну, как-то занимать, играть с ребенком. Возможно, если ребенок постарше, то какие-то обучающие вещи проводить. Эта услуга действительно пользовалась большой популярностью, вот такая новая услуга была в прошлом году. Сейчас, наверное, уже она стала такой обыденной для многих. Петр Кузнецов: Оля, еще один вопрос. Наш телезритель Иван упомянул, что не хватало рабочей силы, да, это так, там был спад, рабочей силы, задействованной в том числе в подорожавших услугах, да, уехали домой, вернуться не могут. Можно ли сказать, что цены задирали на услуги, но качество даже пострадало, не соответствовало уровню работы, которая выполнялась? Я к тому, что не увеличилось ли при этом количество жалоб, которые пользователи, то есть заказчики услуги, могут оставлять на вашем сервисе? Ольга Чернявская: Ну, у себя мы точно такого не замечали. Но вот я хотела бы поддержать мысль Ивана о том, что многие специалисты из ближнего зарубежья вернулись домой во время пандемии и не приехали обратно. Действительно, мы слышим от многих игроков рынка, строительного рынка, такую проблему, и это действительно большая проблема сейчас на рынке стройки. Но, к слову, не сказала бы, что это повлияло на нашей сфере, конкретно на сервисе YouDo, потому что всегда исторически доля исполнителей здесь все-таки не связана с мигрантами, вот, поэтому у нас здесь не было проблем в количестве предложений. Петр Кузнецов: Вы не фиксировали, да. Спасибо вам, спасибо. Ольга Чернявская, пресс-секретарь онлайн-сервиса услуг YouDo.com. Тамара Шорникова: Да. Еще немного SMS. Нам пишут, вот конкретно Мурманская область, что зарплаты упали, соответственно, многие услуги просто стали автоматически слишком дорогими. И пишут: «Много трачу как раз на уборку, это подорожало», – это уже Москва и Московская область, ну, здесь, да, видимо, популярная услуга. Следующий эксперт или сначала видеоматериал? Петр Кузнецов: Нет, давай как раз узнаем... Это несколько сообщений из нескольких регионов, а мы сейчас в Рязань отправимся, в Пермь и Екатеринбург. Какие услугами там пользовались в пандемию и каких, наоборот, не хватало? ОПРОС Петр Кузнецов: Хорошая позиция. «Качества работ не хватало», – SMS из Пензенской области. Орловская пишет: «В такси появились новые услуги, такие как сантехник, уборка квартиры, курьер, купим и привезем», – о новых возможностях. Тамара Шорникова: Да, и о новых людях в нашем эфире. Москва, Роман, давайте послушаем телезрителя. Зритель: Да, здравствуйте. Я в прямом эфире, да? Петр Кузнецов: Роман, да. Зритель: Да. Очень приятно. Значит, я работаю Дедом Морозом каждый год. В сентябре – октябре месяце, предполагая очень негативный прогноз по работе моей Дедом Морозом, я стал участником программы клинического испытания вакцины «Спутник V», вот. Благодаря мне и другим 20 тысячам человек в Москве вы все сейчас прививаетесь безопасно этой вакциной. Так вот, значит, я получил сертификат уже в начале декабря, что я привит, и всем своим клиентам прошлогодним, позапрошлогодним и новым клиентам стал предъявлять сертификат, что я привит, что я Дед Мороз с прививкой от COVID. Петр Кузнецов: Классно! То есть вы рассчитали, что, скорее всего, это повлияет на стоимость услуги еще тогда, и в какой-то степени рискнули? Зритель: Нет, здесь вопрос не в стоимости, а вообще в наличии услуги. Тамара Шорникова: В доступе. Зритель: То есть некоторые, вот в вашей программе тоже были, в новостях на других телеканалах, что, мол, Дед Мороз с прививкой стоит дороже... Петр Кузнецов: Да. Зритель: Ничего подобного! Петр Кузнецов: Как это? Зритель: Если даже кто-то и выставлял эту услугу дороже, то реальных заказов он не получил. Петр Кузнецов: Ага. Зритель: Это поверьте мне как Деду Морозу с 25-летним опытом, вот. Наличие данной прививки означало только то, что ты получишь этот заказ, по сравнению с другими, то есть это было некоторое такое конкурентное преимущество, но никак не в цене, только в количестве заказов. Более того, клиенты, которые обращались ко мне с запрос на услугу Деда Мороза и Снегурочки, вот, они уже заранее понимали риск, и в принципе им наличие прививки у Деда Мороза, ну как бы есть – хорошо, но если нет, в общем-то, и ладно, это первое. И второе. Значит, по общей сумме заказов, конечно, у людей денег стало меньше, поэтому по сравнению с прошлым годом мне приходилось чаще работать одному, нежели в паре со Снегуркой. Вот такая вот история. Петр Кузнецов: Я тоже работал когда Дедом Морозом, я тоже работал один, так, кстати, выгоднее. Роман, скажите, пожалуйста, а вам заказы поступали через сервис, или вы уже как-то самостоятельно, так как у вас стаж большой, у вас есть собственный сайт, сарафанное радио? Зритель: Значит, заказы поступали с разных источников. Значит, что касается через сервис, да, через PROFI.RU много было в этом году заказов, но PROFI.RU повысили в 4 раза комиссию за отклик по сравнению с прошлым годом. То есть если, допустим, я за контакты клиента платил 100–150 рублей, то в этом году я платил 400–450. И даже если я заплатил 400–450 рублей за контакты клиента, это не значит, что клиент меня закажет, то есть оформит заявку на заказ, то есть эти деньги могли вообще раствориться в воздухе, точнее не в воздухе, а пойти в карман PROFI.RU, вот. Значит, агентства по организации праздников, в этом году заказов от них было значительно меньше, потому что им, ну как бы я всем разослал, что я привит и все такое... Петр Кузнецов: Да-да-да, но это тоже... ? Зритель: Да, им, в общем-то, без разницы, что привит я, что не привит, им главное цена. Если ты... Петр Кузнецов: Вот, Роман, по цене коротко, мы в цифрах все-таки, цифры – это самая показательная штука. В итоге сколько стоила ваша услуга и сколько вы заработали за этот сезон? Зритель: Ну, это коммерческая тайна, я не скажу никому, сколько я заработал, сколько стоила моя услуга. Я могу только в процентах рассказать и все. То есть по сравнению с прошлым годом я заработал на 20% меньше. Петр Кузнецов: Но стоили вы столько же, сколько в прошлом году? Зритель: А? Петр Кузнецов: Стоили вы в этом году даже со справкой столько же, сколько в прошлом, нормальном году? Зритель: На 20% меньше я заработал со справкой, чем в прошлом году. Петр Кузнецов: Ага, а услуга стоила столько же? Зритель: Да, услуга стоила столько же, даже немножко меньше. Петр Кузнецов: Все, у вас не получилось заработать на справке. Да, спасибо большое, это Роман из Москвы. А это Владимир Козлов, член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейротехнологий, с нами на связи. Здравствуйте, Владимир. Владимир Козлов: Добрый день. Тамара Шорникова: Вот как раз хочется вас спросить, как по-вашему, почему подорожали те или другие услуги. Есть сомнения вот у некоторых телезрителей наших, что прямо уж спрос везде виноват. Возможно, в каких-то случаях виноваты, например, повышенные комиссии агрегаторов и так далее. Ваше мнение на этот счет? Владимир Козлов: Вы знаете, мы проводили исследование поведения покупателей, поведения потребителей и поведение тех, кто предлагает свои услуги. И вы знаете, пандемия сыграла с нами очень интересную роль, что, живя в цифровую эпоху, мы стали, вот вы знаете, локальными. То есть по сути телезритель Иван рассказывал о том, что уехали, скажем, строители, например, или другие, скажем так, при цикле рабочей силы из ближнего зарубежья. Но тем не менее количество спроса, даже если оно стало меньше, оно перестало удовлетворяться и извне и стало искать тех, кто находится в том же городе, в том же районе Подмосковья. И да, конечно, это больше проявилось в крупных городах. Мы видим, как один из телезрителей сказал, что неленивые все могут сделать сами, вот. Поэтому спрос вырос на местные услуги, которых, как выяснилось, недостаточно: нет строителей, мало строительных бригад, мало людей, живущих рядом, которые могли бы прийти, приехать и, скажем, оказать качественные услуги на хорошем уровне. Это сыграло свою роль и на цены, и на предложение. Тамара Шорникова: Где бы вы сейчас положительные моменты такие бы отметили по цене, по стоимости услуг? Ну условно, если кто-то сейчас оказался без работы, может быть, ему нужно в первую очередь рассмотреть какие-то варианты устроиться электриком, разместить объявление (ну, если есть какие-то навыки), или уборщиком, или... ? Кто, кто сейчас больше всего может заработать? Владимир Козлов: Вы знаете, мы недавно общались с коллегами, и кто-то из них высказал задачу, что если мы хотим зарабатывать больше, то, наверное, нужно по выходным как маркетологам идти класть кафель. Действительно, вы знаете, есть высокие цены, есть высокие доходы, есть спрос на этот вид услуг. Почему? Потому что очень многие люди во время пандемии озаботились жизнью за пределами Москвы, не в этих кирпичных коробках, не в этих, знаете, таких квартирах, где все зажато, и выяснилось, что очень многие дачи, дома загородные не приспособлены для жизни: холодно, некрасиво, неэстетично. И поэтому... А поскольку большинство людей, имеющих свои дачи, не предполагают, что они могут своими руками все там сделать на свете, и электрику, и кафель, и водопровод, очистные сооружения, и вот на эти услуги значительно повысился спрос. Петр Кузнецов: Мы видим, что, согласно этим опросам, мало мы о них говорили, никак не изменились за год цены косметологов, массажистов и мастеров по уходу за ногтями. Но можно ли сказать, что трансформировался сам вид предоставления вот таких услуг, что чаще люди все-таки, такие пандемийные привычки, которые остались и, может быть, остаются навсегда или надолго? Просто предпочитают все равно не ходить в салоны, а приглашать домой мастеров. Владимир Козлов: Ну, вы знаете, да, появился такой спрос, даже такая услуга «мастер на дом». Но все равно, понимаете, мы за этот год пандемии даже на своей семье почувствовали, как тяжело находиться большому количеству шумных, веселых людей в одном очень сжатом пространстве. И очень многие, вот не знаю, подруги моей жены, моя жена, они предпочитают вызову на дом, хотят куда-то съездить из дома, выехать из него. И по сути я могу сказать, что и я сам, и моя семья, и наши знакомые, и опросы показывают высокую готовность людей ездить в салоны, выезжать из дома, ездить, пусть даже где-то около дома, только не быть все время дома. И по сути мы видим в этом возможность роста спроса, роста цены и роста доходов малого бизнеса, в том числе салонов красоты, парикмахерских, салонов бытовых услуг. Петр Кузнецов: Мне вот еще интересно по поводу роста спроса: а как цены оперативно реагируют на повышение спроса и предложения? Вот рынок там, вот пошел спрос, спроса больше, чем предложений, – как быстро цены ползут вверх? Ну и наоборот, в другом случае вниз? Владимир Козлов: Вы знаете, этот год показал себя очень необычно. Вы знаете, очень многие люди, которые раньше платили ту цену, которую им называли, за этот год научились, знаете ли, торговаться. Петр Кузнецов: Да, да. Владимир Козлов: Они научились считать каждый рубль по сути. Петр Кузнецов: Экономить, да. Тамара Шорникова: Да, спасибо вам. Кстати, вот... Спасибо Владимиру Козлову, это член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейротехнологий. SMS разные опять-таки приходят к нам по-прежнему по этой теме. И вот в тему о том, что статистика бывает разной и не всегда совпадает с личным мнением телезрителей. Самарская область, пишет нам телезрительница: «Мой косметолог подорожал с нового года на 300 рублей». Петр Кузнецов: Ну потому что это ваш косметолог. Тамара Шорникова: Может быть, поэтому, да. Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо. Оставайтесь с нами, совсем скоро, после «Несерьезных новостей», будем говорить о перепланировке.