Тамара Шорникова: Итак, Минтранс рекомендует городам уменьшить количество парковок. К примеру, ввести плату за стоянку, если машинами занято более 85% мест. Поможет ли это сдержать, как выражаются в ведомстве, «автомобилизацию страны»? Расскажите, что с парковками в вашем городе, можно ли проехать по улицам и внутри кварталов, или все заставлено машинами, есть ли сейчас платные парковки и как, конечно же, будете выходить из положения, если платные парковки в вашем городе введут, сможете ли себе позволить пользование автомобилем. На все эти и ваши в т. ч. вопросы будет отвечать Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Здравствуйте. Максим Кадаков: Добрый день. Тамара Шорникова: Итак, хочется понять, хорошо, есть такие требования от Минтранса, даже вроде как впервые сформулированные для муниципалитетов... Максим Кадаков: Некие «методические предложения». Тамара Шорникова: Да, методические предложения. Насколько они реализуемы в наших городах и регионах? Максим Кадаков: Они... В принципе, реализовать можно все что угодно, это показала Москва. Но Москва отличается тем, что это город с огромным бюджетом, и, конечно, таких денег нет ни в одном другом городе ни областном, ни в центрах республик и т. д., даже если мы берем какой-то крупный город, как Казань и т. д., хотя в Казани как раз уже давно платные парковки. Я говорю о том, что полностью разлиновать город, и мониторить все это дело, и закрыть альтернативные парковки очень сложно. Для этого нужно вложить огромные деньги. То есть, условно, если вы вводите жестко такую систему, например, в Тюмени или в Чите, то местные автомобилисты найдут массу возможностей парковаться во дворах, в дворовых проездах, где-то около магазинов и т. д., просто на обочине. То есть это надо жестко администрировать, т. е. это везде какие-то клумбы, бордюры, как в Москве... Тамара Шорникова: Шлагбаумы... Максим Кадаков: ...шлагбаумы бесконечные и т. д. У нас в принципе и в этих городах, и в Тюмени, на востоке Красноярск, если берем центр страны, Пермь, Казань, юг – Краснодар, Севастополь, если западная часть, это Курск, Тула, Петербург, не говоря про Москву, – у нас уже платные парковки есть. Просто где-то их немножко, где-то через пень-колоду работают, но это примерно два десятка городов. Тамара Шорникова: А давайте повторим графику «Платные парковки», сейчас уже показываем параллельно разговору. В Москве 40 минимум, 450 рублей в час, Санкт-Петербург – почти до 200 рублей в час, ну тоже от 40, 39 нижний порог; Нижний Новгород – 60 рублей в час, Тула – 40 рублей в час, Воронеж тоже 40. Это вот то, что из открытых источников нашли; присылайте свои цены, если какие-то не услышали сейчас в эфире. Если говорить о возможностях населения... Максим Кадаков: ...платить. Тамара Шорникова: Да, платить. Мы вот такой список городов показали, а в следующей программе покажем, он будет в 2 раза больше, например... Максим Кадаков: А потом еще в 2 раза больше. Тамара Шорникова: А потом еще в 2 раза больше. А мы понимаем, что сейчас, да уже давно, автомобиль в принципе не средство передвижения, а роскошь. Смогут ли позволить себе? Максим Кадаков: Я думаю, что, во-первых, не смогут позволить. Во-вторых, это чисто психологически очень тяжело – платить за то, что просто разлинован кусок дороги и поставлены знаки. Тем более что мы платим огромное количество налогов, в первую очередь транспортный налог, а может быть, даже не в первую очередь транспортный, а во вторую, а в первую очередь акцизы, которые зашиты в стоимость бензина и дизтоплива, – в сумме получаются огромные суммы. И автомобилисты, конечно, спрашивают: «Почему мы должны теперь платить еще и за парковки?» А еще есть платные дороги... То есть надо платить за все. И вот эта идея ведь чем подкрепляется? В первую очередь это идея «зеленая», экология, во вторую очередь... или наоборот, уж не знаю... это возможность пополнения бюджетов местных, региональных, Минтранс так об этом открыто и говорит. И в общем-то, выглядит это немножко странно, особенно сейчас, когда людям и так непросто живется. Тамара Шорникова: Я бы, мне кажется, расширила этот перечень причин, потому что в некоторых городах, которые объективно не рассчитаны на такое количество новостроек и т. д., просто уже сложно проехать: на новых магистралях образуются многокилометровые пробки. Максим Кадаков: Правильно. Поэтому, когда строится какой-то микрорайон в Москве, около Москвы, в Петербурге, в каких-то других городах, в Казани, мы не хотим заставить застройщиков сделать так, чтобы сначала была вот такая дорога. Вот приезжаете вы в Китай, идет проспект, пять полос в одну сторону, пять полос в другую, вокруг ничего нет, вот ты едешь среди поля. Потом выясняется, что здесь будет завод, здесь будет какая-то фабрика, там будет какой-то большой центр... То есть сначала делается инфраструктура, потом строится. У нас выкраивается маленький кусок и весь застраивается. Тут мы еще воткнем детский садик, а здесь мы воткнем универсам. Где вы будете парковаться – это ваши проблемы. Мне кажется, это тоже неправильно. Вот эта идея высадить людей из-за руля – она странная, потому что автомобиль является не только просто средством передвижения, это на самом деле один из драйверов экономики. У нас каждое место в автомобильной промышленности создает от 8 до 10 мест в смежных отраслях. То есть чем больше мы продаем автомобилей, тем мы сильнее раскручиваем экономику, тем больше мы потребляем бензина, это тоже налоги, деньги и т. д. Если мы хотим всех прижать, зажать автомобилистов, «отказывайтесь от автомобилей», ну допустим. Возникает вопрос: а у нас что, транспортная проблема во всех городах решена? Нет. У нас с автобусами беда, у нас не выполняется план по закупкам автобусов, у нас не работает федеральная программа. Тамара Шорникова: Да. Об общественном транспорте поговорим чуть позже, подробнее действительно, насколько вот можно пересадить, если даже уговорить россиян пересесть. Давайте послушаем пока телефонный звонок. У нас на связи Валерий, Амурская область. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Правильно вот говорит эксперт о том, что действительно земли-то у нас много, а не предусматривают проектировщики о том, чтобы все вот это сделать. И точечная застройка, она все парковочные места съедает за пять секунд, как говорится. И про общественный транспорт. Я не знаю, ездить на общественном транспорте на работу, с работы – это времени теряется бешеное количество. Тамара Шорникова: А расскажите подробнее вот конкретно на своем опыте. Амурская область, конкретно какой город? Зритель: Благовещенск. Тамара Шорникова: Благовещенск. Итак, вы автомобилист? Зритель: Да. Тамара Шорникова: Сколько на автомобиле дорога занимает от дома до работы? Зритель: Ну, смотря куда... Обычно минут 20–25 хватает, в основном. Тамара Шорникова: А на общественном, если пересядете? Зритель: Ой... Тамара Шорникова: Есть вообще альтернатива? Зритель: Это час, час двадцать, где-то вот так. Тем более что не доедешь до тех мест, где я доезжаю, туда просто общественный транспорт ну никак. Тамара Шорникова: Действительно, страна-то у нас большая. И если вдруг у вас в Благовещенске... У вас, кстати, есть платные парковки? Зритель: Платные? Ну, мне не попадались, я как-то стараюсь без них обходиться. Тамара Шорникова: Ага. Если введут? Зритель: Ночные есть парковки. Я так подозреваю, что всегда найдется место, где поставить машину, обходя эту платную парковку, потому что она в принципе постольку-поскольку. Тамара Шорникова: Да, поняли вас, спасибо, Валерий. Ну вот 20 минут на автомобиле, больше часа на общественном транспорте, и то, действительно, если туда идет общественный транспорт, мы понимаем, какая у нас страна. Максим Кадаков: То, о чем я говорил, конечно. И совершенно справедливо зритель говорит, что, во-первых, не всегда можно доехать туда, куда тебе нужно, быстро и просто, это раз. Во-вторых, можно обойти всю эту историю по крайней мере во многих городах. Ну и в Благовещенске, по-моему, нет платных парковок, я могу ошибаться. Я думаю, что зритель имел в виду ночную стоянку, это немножко другая история, когда человек хочет просто поместить под охрану свой автомобиль. Тамара Шорникова: Владивосток звонит нам, София. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, София, слушаем вас. Как у вас дела с парковками, с машинами? Зритель: Да, у нас вот буквально недавно во Владивостоке начали такую систему платных парковок в центре города, хотя до этого такого не было. И стоит час парковки 75 рублей. Тамара Шорникова: Так. И что, как отреагировали автомобилисты? Зритель: Что? Тамара Шорникова: Как реагируют автомобилисты? Пользуются? Зритель: Автомобилисты очень плохо реагируют. Ну, пользуются, но при этом очень много возмущений, потому что в принципе и так город очень маленький, мало земли, соответственно, парковаться негде, постоянно приходится куда-то ездить по работе, а цена как бы... Ну, 75 рублей, некоторые сравнивают с Москвой, 50 рублей в час, по-моему, средняя цена парковочных мест... Так что не складывается все. Тамара Шорникова: Понятно, да. София, коротко: власти как аргументируют, мол, «мы же для вас хотим, чтобы разгрузить дороги»... Алло, София? Зритель: Власти никак не аргументируют это. Тамара Шорникова: Центральные власти говорят, что они хотят разгрузить улицы, слишком много машин на дорогах. Сейчас есть такая проблема, например, во Владивостоке, что ни проехать ни пройти, машины приезжают в офис, утром ставят и... ? Зритель: Постоянно, и до введения платных парковок, и после введения платных парковок... После введения платных парковок эта проблема еще более усугубилась. Тамара Шорникова: Понятно, да... Вот такое мнение. Максим Кадаков: Ну правильно, потому что вся эта история к чему приводит? К сокращению количества парковочных мест. То есть, условно говоря, было 100 мест, находилось место всем. Что будут делать местные муниципалитеты, местные власти? Они ждут этих методических указаний во многих городах, они ждут, потому что автомобилисты – это новая нефть. Если у тебя есть автомобиль, значит что? – у тебя есть деньги, и мы их будем администрировать. Значит, было 100 парковочных мест, мы сделаем платную парковку, но на 50 мест, чтобы точно нашлись люди, которые будут здесь парковаться. И вот эти методические указания, они, вот вы уже говорили об этом, должно быть загружено не более 85% парковочных мест. Мы оставили 50 мест, стоимость парковки сколько сейчас сказали, 75 рублей. Тамара Шорникова: 75, да. Максим Кадаков: Если будет постоянно на 90% это занято, эти места, значит, что мы сделаем? Поднимем цену до 100 рублей, потом поднимем до 150 рублей... Кстати, вот зрительница сказала про Москву: в Москве максимальная стоимость парковки 450 рублей. Поэтому цены просто запредельные. В Москве и 380, и 450, цены разные, у нас все очень очень дорого, запредельно. И все пришло к тому, что есть люди, это в любом городе есть, которым все равно сколько платить. В Москве есть люди, которые могут платить 500 рублей, 1 000 рублей, и они будут стоять. А кроме того, есть люди на дорогих машинах с водителями, которые не глушат двигатель, завешивают номера тряпками или багажник поднимают, – они вообще ни за что не платят. Он ездит на Maybach и ни за что не платит. И в результате, когда приезжает мама с детьми в какую-то спортивную школу или с больными родителями в больницу, она уже не может машину оставить: либо мест нет, либо запредельно дорого. Вот в Москве, например, давно уже нужно ввести какое-то сокращение по времени парковки, т. е. ты постоял... Вот на этой улице можно стоять в течение часа: реши свои проблемы и уезжай, потому что надо другому припарковаться. Это у нас вводить не хотят, у нас только постоянно повышают стоимость парковки. Тамара Шорникова: Что пишут наши телезрители? Тамбовская область: «Парковочные места строятся, но их все равно не хватает, на всех дорогах стоят машины». Ярославль: «Центральная улица забита транспортом, в часы пик центр и крупные артерии в часовых пробках, парковок очень мало». Нижегородская: «Собрать с дороги легче, чем сделать станок», – так живет Нижний Новгород. Краснодарский край: «В городах, возможно, надо закрывать кататься на частном транспорте, пусть возит общественный и заказной транспорт», – вот мнение телезрителя. Очевидно, что как-то надо с пробками бороться, – за счет чего, каким образом? Максим Кадаков: С пробками бороться без расширения улично-дорожной сети невозможно. Ну есть какие-то резервы по организации, условно говоря, можно, как в Москве, сделать полосы поуже и сделать вместо трех полос на проспекте четыре полосы. Да, это можно подумать, как это улучшить. Но когда мы застраиваем каждый клочок земли, не оставляя место для транспорта, мы этим не победим проблему, это сделать невозможно. А когда вот люди говорят, что давайте вводить общественный транспорт дополнительный, – у нас автобусов не хватает, друзья. Мы же не можем прорыть... Если нам пророют в каждом областном центре метро, это будет, конечно, здорово, но это нереально. У нас в 2019 году было закуплено, если я не ошибаюсь, всего 3 600 городских автобусов на всю страну. В 2020-м и в 2021-м гг. – 5 300. Был план увеличить объем закупок в ближайшие годы до 7 500 автобусов, но в результате в этом году будет закуплено столько же, сколько в 2020-м и в 2021-м, примерно 5 300 машин. И то наполовину это благодаря Санкт-Петербургу, где сейчас реализуется огромная региональная программа по обновлению парка. А в остальных-то городах беда с транспортом. Тамара Шорникова: Давайте успеем послушать телефонный звонок. У нас сейчас кто на связи? Анатолий, Калуга. Здравствуйте, Анатолий, коротко, если можно. Зритель: Здравствуйте. В Калуге тоже введены платные парковки. Но проблема в том, что город застроен до безобразия, дороги узкие, и продолжают застраивать, т. е. там, где нельзя строить, они продолжают строить, сужается проезжая часть. Строятся огромные, непонятные какие-то торговые центры, припарковаться негде. Даже в отличие от Москвы, все еще намного хуже. Если в Москве по выходным можно бесплатно поставить, то в Калуге даже в выходные и в праздничные дни ты должен заплатить. Надо делать платные парковки за счет городских властей, которые застраивают эти города, вместо того чтобы расширять, делать инфраструктуру городскую, они просто зарабатывают деньги на платных местах для строек. Тамара Шорникова: Да, понятно, спасибо. Конечно, таких мнений очень много. Что касается опять-таки предложений от Минтранса, как стимулировать то, чтобы автомобилисты пересаживались на общественный транспорт, также создавать перехватывающие парковки в городах и т. д. При этом, по данным последнего опроса, несмотря на то что дорога машина часто и т. д., 53% россиян не готовы пересаживаться. Это вообще реалистичная идея, попытаться «утащить» в общественный транспорт? Максим Кадаков: Насильно можно все сделать, как в Сингапуре, например, но там немножко другая история, это совсем крохотный пятачок земли, он безумно застроен. У нас вроде в России проблемы такой нет. Но просто, когда местные власти не хотят заниматься градостроительными проблемами... А перекладывать эту проблему на плечи автомобилистов очень странно. Квартиры у нас покупают люди, у которых есть машина, – ну нельзя так все застраивать. А иногда в семье и по две машины среди тех, кто покупают новые квартиры. Давайте все-таки, может быть, сначала будем вести правильную градостроительную политику, а уже потом вводить какие-то гонения на автомобилистов. Тамара Шорникова: Да, спасибо вам. Вот с вами солидарен телезритель из Москвы: «Надо планировать город и потребности граждан, не строить то, что уже застроено. Мест в России много, но не нужно уничтожать города и рекреационные зоны вокруг них». Благодарим эксперта. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Это была программа «ОТРажение». В студии с вами провела эти 2 часа Тамара Шорникова. Мне помогали переводчики жестового языка Мария Зизина и Светлана Горобченко. Спасибо, что смотрели. До встречи. Спасибо. Максим Кадаков: Спасибо.