Тамара Шорникова: Пассажирам общественного транспорта могут запретить слушать музыку и смотреть ролики без наушников. Национальная ассоциация экспертов по деловой этике, этикету и протоколу, а у нас и такая есть, обратилась с таким предложением к министру транспорта. Иван Князев: Это будет правильно, если я скажу, что – наконец-то? Для убедительности привели цифры. 94% граждан не одобряют такое поведение. Я вот среди них, 100%. 13% выступили жестче, честно признались: мечтают побить соседей по автобусу или электричке за громкую музыку или фильмы под боком. Тамара Шорникова: Мне кажется, ты как среди них вот, этой маленькой группы агрессивной. Иван Князев: Да, да, 100%. А что вы думаете по этому поводу, дорогие друзья? Рассказывайте, как есть. Раздражают вас такие вот люди, когда с вами едут и громко слушают музыку? Тамара Шорникова: Запустим СМС-опрос «Вас раздражает музыка в транспорте?» «Да» или «Нет», это коротко на наш короткий номер 5445. И, конечно, звоните к нам в прямой эфир. Сейчас выслушаем эксперта. Это как раз компания, которая инициировала такое предложение. Альбина Холгова, президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу. Здравствуйте. Иван Князев: Альбина… Спасибо вам большое сразу хочу сказать. Альбина Холгова: Спасибо за поддержку. Тамара Шорникова: И второе. А ответ-то от министра транспорта получили? Альбина Холгова: Мы ждем. Со дня на день мы ждем. Тамара Шорникова: На что рассчитываете? Услышат ли? И будут ли какие-то меры введены? Альбина Холгова: Я рассчитываю, что да. Потому что все-таки в Европе эта проблема решена. Например, по Швейцарии есть поезда, где не просто нельзя слушать музыку или смотреть фильмы без наушников, – нельзя слушать в наушниках даже, если через них минимальное цоканье, какие-то минимальные звуки доходят до других пассажиров. Во Франции дурным тоном является ответить на телефонный звонок в общественном транспорте. У нас же пока с этим ситуация… Тамара Шорникова: А говоря о зарубежном опыте: а что там с нарушителями делают? Это штрафы? Альбина Холгова: Вы знаете, я затрудняюсь сказать, по крайней мере назвать какие-то конкретные цифры. Но это общая культура граждан. И если нам не удастся выработать какую-то систему наказаний, систему штрафов, опять же, нужно сейчас собраться всем основным перевозчикам и решить совместно, как действовать дальше, чтобы эту проблему устранить. Потому что она есть. Вот всего 4% опрошенных нами граждан сказали, что им все равно, и это были мужчины. Точнее, 2% сказали, что нас эта ситуация вообще не касается. Может быть, они не пользуются общественным транспортом. И 4%, и это только были мужчины, сказали: «Ну, почему бы не послушать музыку без наушников?» Иван Князев: Альбина, скажите, пожалуйста, вот Тамара уже попыталась уточнить этот момент: кто и как будет контролировать? Ну вот хорошо: я еду в автобусе, мой сосед громко слушает музыку, а, не дай бог, еще находится в каком-то неадекватном состоянии. Кто ему сможет сделать на законном основании замечание? Ведь если не на законном основании, если ты не будешь в форме полицейского, то, знаете, и до мордобоя может дойти по поводу таких замечаний. Альбина Холгова: Абсолютно согласна. Да. Но есть предположение, что когда в общественном транспорте появятся наклейки, когда будет звучать звуковое сообщение, что просьба этого не делать, не нарушать общественный порядок и не доставлять дискомфорта, то часть граждан сами прислушаются к этой рекомендации. Возможно, я допускаю мысль, что кто-то делает это, даже не думая о том, что это как-то мешает. И вот эти граждане точно прекратят это делать. Они скажут: да, действительно, зачем мы так поступаем. Ну, кто будет дальше контролировать – опять же, это нужно сейчас садиться и разрабатывать решение. Тамара Шорникова: Альбина, кстати, в метро на дверях есть надпись «Не прислоняться». Она ни на кого не действует. Т. е., возможно, единицы действительно, увидев надпись, испугаются. В вашем предложении, которое вы направили в министерство, есть какие-то меры? Условно, штрафные санкции и т. д.? Альбина Холгова: Мы не предлагали таких вещей. Мы просим помочь организовать дискуссию между перевозчиками, для того чтобы выработать дальнейшие шаги, как реализовать. Понимаете, двери в метро не касаются… двери – это неживое существо… Иван Князев: Понятно. Альбина Холгова: …им самим все равно, прислоняются к ним или нет. Пусть сами люди решают, рисковать или нет. А когда мы включаем музыку без наушников, мы травмируем, мы портим настроение окружающим. И вот когда люди будут делать замечания, то им… т. е. понимаете, сейчас они могут услышать в ответ: «А почему? Кто запретил?» Они могут показать пальцем: «А вот здесь наклейка, которая говорит, что этого делать нельзя». Иван Князев: Ага. Альбина, т. е., я понимаю, это будет такая общественно-воспитательная инициатива. А скажите, а можно ее дополнить, чтобы еще запретить людям, которые вот так вот по Скайпу общаются со своими родственниками из Тимбукту какого-нибудь там, я даже не смогу воспроизвести, потому что там вот начинается ля-ля-ля и т. п., это жутко раздражает. Тамара Шорникова: Это уже наше предложение. Может, вы дополните? Иван Князев: Дополним, может, немножко? Альбина Холгова: Спасибо вам большое за это предложение. Мы обязательно его внесем на обсуждение, когда соберемся с основными перевозчиками. Иван Князев: Хорошо. Спасибо вам. Тамара Шорникова: Да, об этом мы расскажем. Альбина Холгова, президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу, была с нами на связи. Сейчас послушаем телезрителей, много их. Иван Князев: Звонков у нас много, да. Владимир у нас на связи из Ростовской области. Здравствуйте, Владимир. Зритель: Добрый день, добрый день, ведущие. Мое мнение такое. Обычно громкая музыка, молодежь там, бывает, хулиганит. Но есть же водители, которые едут и включают музыку, так ехать намного веселей. А есть автобусы, в которых даже есть телевизор. Так что надо какую-то меру, по-моему, знать. Хорошо? Иван Князев: Да, да. Тамара Шорникова: Да, хорошо. Иван Князев: Спасибо вам большое. Тут просто какое-то колоссальное количество СМС, люди жалуются. Вот, например, одни жалуются на то, что водители включают музыку. Я согласен с ними. Особенно когда водитель в какой-нибудь маршрутке такой жуткий шансон, там, «Вот запахло весной», это вообще просто такая интересная вещь. Самарская область пишет, что «я за музыку в общественном транспорте, но если будет Антонов, Ротару и т. д.» Тамара Шорникова: Ну, тут сложно, мне кажется, будет договориться по общему репертуару. Иван Князев: Да, не договоришься никак. Тамара Шорникова: «Страшнее музыка у водителей». «Да, действительно, они ничего не слышат». «Меломаны-дебилы достали всех». И пишут очень многие, что не так страшна музыка, как телефонные разговоры». Иван Князев: Вот, это к моей инициативе. Еще у нас есть один звонок. Вера у нас на связи. Здравствуйте, Вера. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Слушаем ваше мнение. Зритель: Здравствуйте. Я всегда хочу до вас дозвониться, но не всегда получается. Тамара Шорникова: Вот наконец-то. Зритель: Очень рада вас видеть. И я бы хотела сказать, что у меня есть опыт проживания в Канаде, и я хочу сказать, что иногда я брала автобус, например, пригороды, в которые ехать без остановок полчаса, иногда это просто обычный городской автобус. Никакой музыки, слава тебе, господи, никто не поет, никаких шансонов, ни каких-то разговоров водителя по телефону, ни курения водителем. Вот это все отсутствует безусловно. И вы знаете, очень тихо и спокойно. Это как-то успокаивает, и люди ведут себя нормально. Слышат… Тамара Шорникова: Да, Вера, скажите, а почему там так тихо и спокойно? Извините, что прерываю: мало времени у нас. Зритель: Я не знаю, почему, но, видимо, это давно заведено. Потому что ни у кого вообще вопросов даже не возникает. Иван Князев: Хабаровский край, люди воспитанные просто. Зритель: Нет, это не Хабаровский… Тамара Шорникова: В Канаде, мне кажется. Иван Князев: А, вы про Канаду, да. Но просто я смотрю на карту. Звонит человек из Хабаровского края. Зритель: Я про Канаду. Это в Канаде. А в Хабаровском – там курение водителя за рулем, разговоры со своими друзьями по телефону, и прочее и прочее. И, конечно, музыка, и очень-очень часто шансон, что раздражает жутко. И мне кажется, надо запретить. Потому что никто не может договориться по поводу, там, какая музыка. Поэтому надо ее просто запретить, вот и все. Будет тихо и спокойно. Тамара Шорникова: Вера, а короткий вопрос: а вы, когда слышите музыку, например, в салоне или раздражает ваш сосед, по телефону говорящий громко, вы замечание делаете? Или сидите, как бы чего не вышло? Зритель: Я делаю замечание. Если я довольно близко сижу. Я делаю замечание, если я близко сижу, если там это не через весь автобус кричать, то я делаю замечание… Тамара Шорникова: И как реагируют? Зритель: …иной раз, конечно, резкие выпады в ответ, что не твое дело, и прочее. Вот. Но я стараюсь, да, делать замечания. Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо большое. Иван Князев: Да, спасибо, Вера. Еще один эксперт у нас на связи. Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России. Здравствуйте, Кирилл Владимирович. Кирилл Янков: Здравствуйте. Иван Князев: Кирилл Владимирович, вы уже в курсе, да, этой инициативы? Просто мне хотелось понять, как отреагируют перевозчики на это? Посчитают ли они, что эта инициатива достаточно серьезная? Хотя, в принципе, ну, а чего проще – таблички наклеить. Кирилл Янков: Да. Я думаю, что, во-первых, в инициативе должна идти речь не только о музыке, а вообще обо всех громких воспроизводящих устройствах. Кто-то хочет слушать музыку, а кто-то хочет слушать новости или аудиокнигу. Ни то, ни другое, ни третье недопустимо. Поэтому речь не должна идти только о музыке. Во-вторых, в общем-то, я думаю, перевозчики на это нормально отреагируют. И сейчас, в принципе, вежливые люди никогда не поступают и не включают громко ни музыку, ни новости: они слушают это через наушники. Если это еще будет и записано, это даст больше аргументов перевозчикам, представителям перевозчиков – проводникам вагонов, кондукторам, водителям – требовать выключить громкую музыку или какой-то другой громкий текст. Хочу также отметить, что это правило не абсолютное. Скажем, оно не должно распространяться на отдельные купе в поездах. Если я еду в купе один или я еду с кем-то и мы хотим послушать все вместе что-то, там такое правило действовать не должно. Тамара Шорникова: Кирилл Владимирович, а водителям-то понравится? Многие жалуются на них. Вот Красноярский край пишет: «Водители автобусов часто говорят по телефону, что раздражает и опасно». Иван Князев: Нет, но они вообще в принципе не должны. Кирилл Янков: Мы сейчас говорим именно о звуковоспроизводящих устройствах. Мы не говорим о том, чтобы запретить разговаривать в транспорте. Вот на это никто никогда не пойдет. Я думаю, что разговаривать в транспорте люди могут. За исключением, конечно, случаев, если это ночь, спальный вагон. Там это будет мешать, там это недопустимо – громкие разговоры. Но в принципе разговоры людей-пассажиров в транспорте никто никогда не запрещал и запрещать не будет. Это разные вещи. Тамара Шорникова: Хорошо. По-вашему, какие меры нужно предусмотреть, я имею в виду штрафные санкции, чтобы убедить быть культурнее наших пассажиров? Нам многие прямо пишут: «Если штрафы будут 50 руб. и никто проверять не будет, так все и останется». Кирилл Янков: Ну, понимаете, это правонарушение не является опасным. Соответственно и штраф должен быть небольшим. Мне кажется, там 500 руб. это вполне нормальный размер штрафа за такого рода правонарушение. Тамара Шорникова: Спасибо. А, еще вопрос? Иван Князев: Да-да, мне хотелось просто узнать: а к кому обращаться? Вот человек слушает музыку. К водителю можно будет подойти, и он дальше там разберется? Или что? Тамара Шорникова: Кондукторы какие-то… Кирилл Янков: Да, надо жаловаться кондуктору, водителю… тому, кому можно. Понятно, что в вагоне метро… но в вагоне метро тоже можно пожаловаться машинисту. Кстати, в метро это небесполезно жаловаться, потому что в метро-то как раз много полиции, которая может на очередной остановке подойти к этому вагону и разобраться с пассажиром. Иван Князев: Да, просто водитель как-то обычно неохотно влезает в различные разборки, если кто-то повздорил с кем-то в автобусе. Тамара Шорникова: И его ли это обязанность? Он все-таки должен довезти из пункта А в пункт Б, а не… Иван Князев: Да, не отвлекаться. Кирилл Янков: Вы знаете, представители перевозчика, которые работают с пассажирами: и водители, и кондукторы, и персонал станций, – они должны быть обучены улаживанию конфликтов. Я считаю, что со всеми ними должна вестись специальная подготовка с участием психологов о том, как им поступать в той или иной ситуации. К сожалению, сейчас никого из них специально к этому не готовят. Иван Князев: Вот. Это интересно. Хорошо. Спасибо вам большое. Кирилл Янков был с нами на связи, член Общественного совета при Минтрансе России. Тамара Шорникова: Странно все-таки, как это будут проверять, действительно. Если будут специальные люди… Иван Князев: На слух. Тамара Шорникова: …ну, зашли в автобус позже. Человек сразу раз – выключил, знает, что оштрафовать могут. Иван Князев: Давай звонок. Тамара Шорникова: Давай попробуем спросить об этом у телезрителей. Кто должен следить за дисциплиной в автобусе или в электричке? Александр, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Александр. Слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. А вот у вас вопрос: «Вас раздражает музыка в транспорте?» – в наушниках или без наушников? Я так и не понял. Иван Князев: Ну, если в наушниках, если она и даже через наушники вам слышна и вас раздражает… Зритель: Да вы что? Даже через наушники вас раздражает? Тамара Шорникова: В первую очередь, конечно, сейчас идет инициатива в том, чтобы музыку и ролики смотрели и слушали только в наушниках. Вы поддерживаете или вы против? Зритель: Нет, да, это я поддерживаю. А вот то, что в больших городах идет транспорт – автобусы, троллейбусы – и через каждые 2-3 секунды идет реклама, это как? Тамара Шорникова: Ага. Александр, а как вам кажется, кто должен контролировать дисциплину в автобусе, в метро, в электричке? Зритель: А вот почему вопрос так стоит: контролировать дисциплину? Что, мы недисциплинированные? Иван Князев: Да невоспитанные мы, более того, Александр, я вам скажу. Тамара Шорникова: Ну, если бы были дисциплинированные, наверное, таких предложений бы не возникало, все и так было бы хорошо, Александр, согласитесь. Зритель: Ну, не возникало. А кого это вообще раздражает? Что это за 85% людей, которых раздражает? Тамара Шорникова: Вы только что сказали: «Я полностью поддерживаю». Значит, неравнодушно относитесь, как минимум. Как-то вы уворачиваетесь… Зритель: …потому что я спокойный человек. Нет, если будет, конечно, громкая музыка, пьяные там лица, это, конечно, это всех будет раздражать. Иван Князев: Ладно, Александр. Да, мы поняли, спасибо. Зритель: Но чтобы через … , в таком случае надо к психиатру. Иван Князев: Спасибо, спасибо. Возможно. Тамара Шорникова: Абсолютно спокойный человек только что звонил в эфир. Иван Князев: Да, да. По поводу того, скольких людей раздражает: вот посмотрите. Тамара Шорникова: 86%, да, Александр, слышите? Такая цифра. Иван Князев: 86% проголосовали, сказали «да», что раздражает их громкая музыка. Тамара Шорникова: Переходим к следующей теме.