Павел Салин: По Конституции Госсовет – это фактически альтернатива президенту, но в новом законопроекте он чисто совещательный орган

Павел Салин: По Конституции Госсовет – это фактически альтернатива президенту, но в новом законопроекте он чисто совещательный орган | Программы | ОТР

Зачем президент внёс в Госдуму законопроект об обновлённом статусе и полномочиях Госсовета

2020-10-15T21:08:00+03:00
Павел Салин: По Конституции Госсовет – это фактически альтернатива президенту, но в новом законопроекте он чисто совещательный орган
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Павел Салин
директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Константин Чуриков: Ну что же, президент внес в Госдуму законопроект о Государственном совете, о новом Государственном совете. Вот до последнего времени это была одна из главных, собственно, загадок и интриг, для чего вообще потребовалось менять его структуру и полномочия, вот предполагаемое изменение Госсовета упоминалось даже в поправках в Конституцию. Ну и вот стали известны кое-какие детали.

Оксана Галькевич: Да. Давайте посмотрим на состав Государственного совета. Итак, председательствовать в нем будет президент страны. Членами Госсовета станут премьер-министр, председатель Совета Федерации, спикер Государственной Думы, руководитель Администрации президента и главы регионов. Президент может также включить в этот орган представителей думских партий, местного самоуправления и, как сказано, «иных лиц».

Константин Чуриков: Ну а займется эта структура, как сообщается, не только вопросами внутренней, но и внешней политики, что тоже, в общем, любопытно, учитывая состав участников.

Сейчас обсудим все эти изменения с вами и с нашим экспертом – это Павел Салин, директор Центра политических исследований Финансового университета. Здравствуйте, Павел Борисович.

Павел Салин: Добрый вечер.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Павел Борисович, ну вот мы уже следим за вот этими предполагаемыми изменениями в Госсовете, по-моему, с 15 января, когда президент объявил, что нужно там что-то поменять. Сейчас, когда внесен в Думу законопроект, какие-то контуры прописаны, вас лично что-то удивило или нет?

Павел Салин: Ну как, удивило то, что там прописан фактически совещательный статус Госсовета. То есть предполагалось, что Госсовет будет наделен какими-то реальными полномочиями, и тот абзац, который есть в Конституции, предполагает наделение Госсовета реальными полномочиями, подразумевает это. Но вот текст законопроекта, с которым я ознакомился, постулирует чисто совещательный статус Госсовета. Это совещательный орган при президенте, который имеет право обсуждать, запрашивать информацию, давать рекомендации, даже вносить законопроекты, но тем не менее не обладает никакими самостоятельными функциями.

Оксана Галькевич: Павел Борисович, может быть, это означает, что впереди еще нас ждут какие-то изменения, внесение каких-то инициатив? Может быть, просто не до конца еще сценарий раскрыт?

Павел Салин: Ну, естественно, потому что настроения в элите транзитные, они всегда ждали, когда президент начал вносить эти пакеты законопроектов в развитие конституционных поправок, ждали как раз в основном законопроекта о Госсовете, потому что предполагалось, что Госсовет станет одним из основных институтов транзита политической системы. По внесенному законопроекту Госсовет таким институтом не является, это чисто технический орган, поэтому здесь возможны варианты. Вариант один, не очень вероятный: у нас же законы часто во втором и третьем чтении очень сильно меняются, то есть, грубо говоря, лучшие люди страны вносят свои поправки, предложения, и нынешний проект сильно меняется.

Либо вариант Б, поскольку сейчас просто от президента все этого ждали, он внес такой проходной вариант, а потом, скажем, в конце этого года или в первой половине следующего года будут вноситься какие-то изменения, которые либо статус этого Госсовета кардинально пересмотрят... Не статус даже, статус у него высокий, а именно полномочия, наделят его новыми полномочиями, новыми возможностями. Либо учредят какой-то новый Госсовет, может быть союзного государства российско-белорусского, вот что-нибудь такое вполне может быть.

Константин Чуриков: Подождите, вот это интересный сюжет. В Белоруссии только проанонсированы изменения в конституцию. Кстати, что там у них с их конституцией... Может быть, есть ли у вас ощущение, ожидание, что каким-то образом это все будет синхронизировано, наш изменяемый Госсовет и их белорусская конституция?

Павел Салин: Ну, такое может быть, потому что господин Лукашенко якобы обещал российскому президенту вариант своего транзита в Белоруссии в 2021 году условно в первой половине, поэтому синхронизация возможна. Другое дело, что сначала господину Лукашенко нужно с протестами справиться, чтобы Белоруссия не «занесла» эту заразу в Россию вместе с присоединением. Пока у господина Лукашенко не получается, поэтому к этому вопросу вернутся до конца этого года, но что порешают... Если протесты будут продолжаться, наверное, белорусский вариант притормозят, тогда будут запускать российский вариант. Пока, судя по всему, этот законопроект внесли для того, потому, что просто нет возможности больше отсрочивать, все в ожидании, вот вам, пожалуйста, хотели законопроект, пожалуйста, получите.

Оксана Галькевич: То есть пока нет ясности именно, что там, как будут развиваться события на белорусском направлении, в связи с этим, да?

Павел Салин: Это если будет запускаться белорусский вариант, да, а может быть запущен чисто российский вариант. Вот законопроект о Госсовете в его нынешнем виде – это не законопроект о транзите политической системы, это законопроект об очередном совещательном органе при президенте, условно говоря это аналог, может быть расширенный, президентского указа о Госсовете образца 2000 года, который наделен несколько расширенным спектром полномочий, но именно консультативных, и прописывается, кто туда входит помимо губернаторов.

Оксана Галькевич: Просто хотела уточнить: какое-то все-таки перераспределение груза обязанностей, возможностей, полномочий какое здесь произошло?

Павел Салин: Абсолютно никакого не произошло.

Оксана Галькевич: Никакого, ага.

Павел Салин: По нынешнему законопроекту это совещательный орган при президенте. Другое дело, если у нас президентом будет один человек, а главой Госсовета другой человек, но в нынешнем варианте законопроекта это невозможно, потому что там четко написано, что главой Госсовета является президент Российской Федерации, поэтому это орган при президенте. Если будут внесены изменения и главой Госсовета будет не президент, а кто-то еще, президентом будет физически один человек, а главой Госсовета другой человек, тогда здесь возможны варианты. Пока это чисто совещательный орган при президенте, причем при президенте Владимире Путине.

Константин Чуриков: Павел Борисович, еще такой вопрос. Вот как пишет, например, «Коммерсант» вчерашний: «Госсовет может участвовать в разработке задач не только внутренней, но и внешней политики». Помним при этом, что в Госсовете губернаторы, региональные чиновники, могут быть даже муниципальные какие-то деятели. Вот как вы себе это видите?

Павел Салин: Ну вот здесь все зависит от формулировок: участвовать в разработке и принимать решения – это две большие разницы. Вот тот абзац, который существует в Конституции, он потенциально наделяет Госсовет гораздо более широким спектром полномочий, чем внесенный законопроект. Поэтому, грубо говоря, конституционная роль Госсовета, точнее политическая роль Госсовета, которая заложена в Конституции, во внесенном законопроекте не раскрыта.

Но сами понимаете, гораздо проще поменять или уже принятый закон, или внести новый законопроект, чем менять Конституцию, поэтому абзац в Конституции предусматривает максимально широкие полномочия Госсовета, фактически это альтернатива президенту России или институт, который по влиятельности сопоставим с президентом России. А вот в законе эта влиятельность пока не отражена, не прописана, по закону, по законопроекту это пока чисто совещательный орган. Но повторюсь, закон поменять или внести новый гораздо проще, чем менять Конституцию.

Оксана Галькевич: Павел Борисович, а вот интересно, все-таки Госсовет так или иначе в прежнем вид существует уже не первый год. Насколько это яркий и важный инструмент был в государственном управлении? Какие, может быть, важные решения принимались вот именно с участием этого органа, о которых мы все знаем?

Павел Салин: На протяжении почти всех 20 лет, кстати, внесенный законопроект предусматривает упразднение прежнего Госсовета, там отдельный пункт этому посвящен. Вот тот Госсовет, который скоро упразднят по этому законопроекту, на протяжении большей части своего существования был чисто техническим органом.

В свое время это был такой утешительный приз губернаторскому корпусу, которого убрали из Москвы на постоянной основе, убрали из Совета Федерации региональные элиты в лице губернаторов, председателей Заксобраний местных, и вот в качестве утешительного приза дали им Госсовет, намекнули, что, ребята, вы все равно будете представлены в органах власти при президенте, и первое время ожидалось, что Госсовет тоже станет чем-то таким влиятельным, может быть, условно вторым Советом Федерации с несколько ограниченными полномочиями. Но уже в 2001–2003-х гг. стало ясно, что Госсовет не функционирует так, как предполагалось.

Ну, поскольку у нас такой персоналистский режим власти был выстроен, то все подстраивалось под персону: сильнее становился президент, слабее становились губернаторы, вместе с ними потенциально слабее становился и Госсовет. Так что он был чисто технической площадкой, которая сначала была утешительным призом для региональных элит, а потом стала еще одной площадкой даже не для общения Владимира Путина с губернаторами, а для того, чтобы он во время этих встреч с губернаторами обнародовал какие-то инициативы, которые касались бы региональной политики.

Оксана Галькевич: Ага.

Константин Чуриков: Павел Борисович, спасибо. Павел Салин, директор Центра политических исследований Финансового университета.

В общем, если так подытоживать, понятно, что ничего не понятно. Будем следить, будем наблюдать. А у нас, кстати говоря, и следующий год будет очень активным, у нас выборы в Государственную Думу, да, в следующем году?

Оксана Галькевич: Но прежде мы перейдем к следующей теме, у нас еще несколько тем впереди.

Константин Чуриков: Да у нас еще много тем.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)