Послание президента: внутренняя политика. Сегодня эфир посвящен посланию Президента Федеральному собранию. Обсуждение начинаем с общих впечатлений и темы социального неравенства в стране. Марина Калинина: Ну что, как вы уже поняли, началась дневная часть нашей программы «Отражение». Сегодня целый день будем говорить, естественно, о главной теме дня – это послание президента Федеральному Собранию. Александр Денисов: Мы решили построить обсуждение по блокам, вот как в выступлении президента. Сначала поделимся общим впечатлением от послания. Далее обсудим экономический блок, поговорим про борьбу с бедностью, какие конкретные меры для этого наметил президент. Далее перейдем к внешней политике, к обороне – этому тоже посвятил президент часть своего послания. Ну и без долгих предисловий… Марина Калинина: Да, давайте приступим. У нас в гостях сегодня Павел Борисович Салин, директор Центра политических исследований Финансового университета. Павел Борисович, здравствуйте. Александр Денисов: Здравствуйте, Павел Борисович. Павел Салин: Здравствуйте. Марина Калинина: Давайте, наверное, вспомним, с чего президент начал сегодняшнее свое выступление. В 12 часов по московскому времени, напомню, оно началось. Это пятнадцатое уже послание президента Федеральному Собранию, именно президента Владимира Путина. Он сказал, что сегодняшнее послание сосредоточено на задачах внутреннего развития страны. Особое внимание президент уделит задачам Майских указов, выполнению этих задач и национальным проектам. Также Путин заявил, что как раз национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений. И для этого необходимо динамичное развитие нашей страны. А запаса времени на раскачку уже нет, – добавил президент. Страна уже прошла период формирования задач и целей, нужно действовать. Владимир Путин, президент России: «Абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей. Да, они сложны, эти задачи. Но снижать планку конкретных ориентиров, размывать их – нельзя». Александр Денисов: Людей, как подчеркнул Владимир Путин, не обманешь, бюрократия не должна мешать достижению результатов. И менять ситуацию к лучшему нужно уже сейчас. Для этого президент наметил целый спектр, несколько десятков конкретных мер прямого действия, которые адресованы были Правительству. Давайте послушаем, о чем говорил президент. Владимир Путин: «Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда-нибудь, а сейчас. Мы не должны повторять ошибок прошлых десятилетий и ждать «пришествия коммунизма». Нужно сейчас менять ситуацию к лучшему. Благодаря многолетнему общему труду и достигнутым результатам сейчас мы можем направить и сконцентрировать на целях развития колоссальные, во всяком случае для нашей страны колоссальные, финансовые ресурсы. Нам их никто не подарил. Мы не взяли их взаймы. Эти средства заработаны миллионами наших граждан – всей страной. Ими нужно распорядиться так, чтобы приумножить богатство России и благополучие российских семей. Уже в ближайшее время, в этом году люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему». Марина Калинина: Как сказал президент, именно на основе оценок людей в начале следующего года будут подведены итоги работы по этим национальным проектам и сделаны выводы о качестве деятельности как федеральных, так и региональных чиновников. Александр Денисов: Ну и переходим к обсуждению сегодняшнего послания. Павел, вот такой вопрос. Гадали, каким оно будет, на что сделает президент упор. В музыке есть такой термин «крещендо» – увеличение громкости, кульминация. В этом году в послании этот знак «крещендо» был поставлен на борьбе с бедностью, на социальных мерах. И впервые, мне кажется, послание носит такой прорывной характер с конкретными мерами. Я записывал, и там не одна, не две, не три страницы. У Марины тоже. Вот у вас какое впечатление от этих конкретных мер, причем с этого года? Это касается пенсионеров, семей, образования, здравоохранения. Павел Салин: Ну, вы знаете, я бы сказал, что было за полтора часа не одно послание, а три послания для трех целевых групп. То, о чем вы говорите – это первое послание, первые полчаса. Было еще второе послание – для бюрократии. Александр Денисов: Мне кажется, внутреннее послание было целый час. Вот все, что касалось экономики… Марина Калинина: Ну, почти час. Павел Салин: Первые два блока – это первый час. Александр Денисов: Целый час, да. Павел Салин: Они состояли из двух блоков. Первый – для населения, первые полчаса. Вторые полчаса – для элиты. И последние полчаса – это внешнеполитические и все прочее. В принципе, по большому счету, сегодняшнее послание – это попытка власти остановить падение рейтинга при неизменности того курса, который привел к падению этого рейтинга. Александр Денисов: Павел, давайте не будем про падение рейтинга. Давайте конкретные меры… Очевидно, что в обществе существует запрос на выравнивание социального неравенства, так скажем. И были даны конкретные ответы. Ну, давайте начнем сразу с семей: детям-инвалидам с 5 до 10 тысяч поднять выплаты, снизить налоговую нагрузку на многодетные семьи, продлить льготные ипотечные кредиты тоже не на 2–3 года, а на весь срок, и так далее. Для сельских врачей снять эти ограничения по возрасту, чтобы сельский доктор получал миллион, фельдшер – 500 тысяч. То же самое и с учителями. Это конкретные меры. Речь идет не о рейтинге, а о нашей с вами жизни. Павел Салин: Речь идет о том, что у власти накопились определенные средства, которые она готова пустить как бы для того, чтобы сгладить те свои прошлогодние ошибки, компенсировать негативный эффект от своих негативных шагов в прошлом году. Накопились определенные средства, она готова их пустить. Были обнародованы как бы направления. И вот первая часть послания этому и посвящена. Александр Денисов: Что вас больше всего впечатлило из этих мер? Марина Калинина: Что произвело на вас самое сильное впечатление, может быть, в целом из выступления? Павел Салин: Нет, если брать в целом выступление… Если брать первую часть, первые полчаса, то вот то, что были обнародованы конкретные цифры. Как в Майских указах 2012 года были обнародованы конкретные цифры, что сумма доходов должна быть такая-то, – к этим цифрам и шли. Пришли в конце, но в итоге пришли. Здесь то же самое. То есть у населения есть запрос не на общие слова, которые звучали в середине послания, а на какие-то конкретные меры, на какие-то цифры, которые были обнародованы в начале. Вот этим отличается послание, наверное, от прошлогоднего и нескольких предыдущих посланий, первая часть послания, первая и третья. Марина Калинина: Смотрите, послание это уже пятнадцатое, которое транслирует Владимир Путин Федеральному Собранию. Я тут нашла небольшую справку по поводу основных тем предыдущих посланий. Вот, например, 2003 год – главной целью Владимир Путин назвал борьбу с бедностью. В этом году то же самое. 2005 год, среди основных экономических задач – отмена налога на имущество, упрощение порядка оформления недвижимости и налоговая амнистия. 2016 год – говорил об умножении человеческого капитала как главного богатства России, коснулся вопросов налогового реформирования и борьбы с коррупцией. Все то же самое практически прозвучало и сейчас, а прошло достаточно долгое время. В чем причина того, что даже сам Владимир Путин сегодня заявил несколько раз, что эти задачи нужно выполнять, а говоря про бизнес – что он не должен «ходить под статьей». И даже сказал, что ситуация не изменилась. Об этом он говорит каждый год, в общем-то, не только в послании Федеральному Собранию, но и в своих больших пресс-конференциях. Павел Салин: То, о чем вы говорите – этому посвящена как раз была вторая часть послания. То есть первая часть послания – это конкретные меры с конкретными цифрами, о чем мы говорили. А вторая часть послания – это некоторый общий набор скорее пожеланий, не программ, благих пожеланий, которые не выполняются. И вот здесь кульминация в этой части послания, самое интересное – это когда говорил как раз про бизнес. Он говорил, что бизнес не должен «ходить под статьей» и все прочее. И что сейчас происходит с этим нашумевшим делом, с иностранными инвесторами? Здесь не суть важно, кто прав, кто виноват, суд установит. Александр Денисов: Ну, с этим разберутся. Павел Салин: Ну да. Но то, что силовики как бы участвуют в этом очень усиленно, а президент говорит прямо противоположное – ну, это самая яркая иллюстрация. Вот ответ на ваш вопрос: говорится одно, а делается совершенно другое. И так по всем направлениям. А почему? А потому что есть как бы общий курс, а есть меры, направленные на сглаживание негативного эффекта от общего курса. Вот эти меры, которые направлены на сглаживание негативного эффекта от общего курса, они в первой части, в первой трети были обнародованы. А общий курс обнародован был во второй трети и в последней трети. То есть курс не меняется, поэтому как бы стоим, воз и ныне там. Александр Денисов: Возвращаясь к социальному неравенству. Как вы думаете, общество услышало ответы на свой запрос, именно на выравнивание социального неравенства? Вот эти все конкретные меры – они удовлетворят людей? Павел Салин: А вот вопрос открытый. Здесь опять же нужно говорить о том… смотреть за тем, о чем, как вы говорите, не нужно говорить, – за показателями рейтинга. Во-первых, нужно смотреть, что будет с показателями рейтинга в ближайшие несколько недель и что будет до конца года, когда эти меры начнут реализовываться. Удастся отыграть негатив прошлогодний или нет? Вопрос открытый. Но здесь вопрос еще очень большой: а у общества запрос на какое равенство? На равенство в доходах, социальное равенство? Или на равенство процедурное, широкое перед законом? Александр Денисов: На улучшение качества жизни запрос. Павел Салин: На улучшение качества жизни, да. Вот здесь вопрос тогда. Какими-то разовыми мерами… Ну, здесь нужно сейчас посмотреть, допустим, хороший сделать социальный срез. Вот количественные показатели по повышению доходов работников здравоохранения, образования – они были выполнены к 2018 году. А нужно посмотреть, как сейчас эти социальные группы оценивают текущую ситуацию в стране. Привело это к улучшению оценки ситуации с их стороны или нет? Я таких соцопросов не встречал. Александр Денисов: Ну, смотрите. Мы же, если так выразиться, проложили рельсы в будущее. Опять же программа «Социальный доктор» расширена. Совершенно очевидно, что людей это привлечет. Программа «Сельский учитель» тоже расширена. То есть путь к успеху… Павел Салин: Да, это отдельные категории населения – жители малонаселенных территорий. Александр Денисов: Мы же путь к успеху прокладываем конкретными мерами, у нас уже есть конкретные ступени, по которым мы идем дальше. Это же сложно отрицать. Павел Салин: Да. Вы сейчас говорите про одну целевую группу – это жители, население малых территорий. Им говорят: «Мы отыграем назад те реформы, которые сделали по оптимизации здравоохранения, «Сельский доктор». Мы отыграем те реформы назад, частично отыграем те реформы назад по реформе образования, по образованию в сельской местности». То есть раньше сокращали, оптимизировали медицинские учреждения и образовательные, а сейчас в обратную сторону немножко. Это комплексная система мер по отыгрыванию тех реформ, которые проводились в последние десять лет. Но это целевая группа только одна – жители малонаселенных территорий. Одна. А есть еще жители моногородов, есть жители средних городов, есть жители мегаполисов. Александр Денисов: Еще был любопытный момент. Многие экономисты задавали вопрос: «Куда мы складываем? В «кубышку»? Куда уходят наши деньги?» И тут был дан конкретный ответ – что Фонд национального благосостояния. Да, мы копили эту «подушку безопасности», а теперь мы начинаем тратить на все эти проекты, на льготы для многодетных семей, на ту же ипотеку. Это позитивный сигнал для общества? Павел Салин: Ну, это как раз не сигнал для общества, а это стопроцентный сигнал элитам. То есть у нас борются две большие группы – условно говоря, финансисты или, как их называют оппоненты, «бухгалтера» и, условно, патриоты, государственники, сторонники новой индустриализации. Финансисты говорят, что нужно экономить для трудных времен, а, условно говоря, сторонники новой индустриализации – что нужно как можно больше расходовать. Александр Денисов: И сегодня четко дали ответ: расходовать. Павел Салин: Президент в очередной раз говорит… Президент в очередной раз сказал, что нужно экономить средства, но эта экономия в перспективе дает результат. Мы сэкономили средства – на этом заработали. И сейчас заработанные средства тратим как раз на социальные нужды. Александр Денисов: Приступаем, да, приступаем. Павел Салин: То есть он поддержал финансистов в очередной раз. Марина Калинина: Ну, эти средства будут потрачены, насколько я поняла из слов Владимира Путина, в основном на социальные нужды. То есть средства в инвестиции, в промышленность – о них ничего не говорилось. Павел Салин: Нет, то, о чем говорилось… То есть большая часть средств, по большому счету, будет потрачена на так называемые инфраструктурные проекты. Просто уже элита прекрасно знает, кто там сколько чего получит. А населению знать зачем об этом? А часть средств этих пойдет на социальные нужды. И вот социальная часть, часть на социальные расходы – на самом деле это меньшая часть от тех средств, которые будут расходоваться по нацпроектам. Ну, она подробно как раз была расписана в первой трети послания. Но большая часть пойдет не на социальные нужды, а на инфраструктуру и прочее, ну, кому положено. Они и так знают, кто сколько получит. А до широких кругов зачем это доводить? Александр Денисов: Вот послание носит такой необязательный характер, то есть не законодательный, а скорее программный, но при этом обязательный к исполнению. И впервые, мне кажется, президент задавал конкретные вопросы к присутствующим – что касалось, например, свалок. Он спросил: «Ребята, а как вы вообще выдавали разрешения на строительство вблизи свалок?» Вот на моей памяти такого не было, чтобы людей призывали к ответу тут же, во время послания. Потом я еще обратил внимание на реакцию министров и руководителей ведомств, когда речь шла о ставках на ипотеку, о понижении. Я видел, как поджала губы Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Васильева тоже отреагировала, когда речь зашла про образование. То есть люди четко понимают, что это обязательно к исполнению. Павел Салин: Ну, не совсем так. Вот если бы он конкретно сказал, обращаясь к залу: «А вот вы, Иванов, зачем выдавали разрешение на строительство дома возле свалки в своем регионе?» Марина Калинина: Ну да, вопрос прозвучал… Павел Салин: А вопрос, когда перед тобой сидит тысяча с лишним человек… Вот сейчас начали жестко, более жестко по отношению к бюрократии вести, сажают региональных чиновников. У них позиция: всех не пересажают, потому что реально это затрагивает 1% от бюрократии. То же самое. Перед тобой сидит тысяча человек. Ну, им неприятно, но каждый знает, что это, по большому счету, не его персонально касается. Что касается конкретных мер, персональной ответственности, то здесь нужно смотреть. После каждого послания через 2–3 недели появляется список поручений президента. Это уже юридически обязательный документ. Послание – не юридически обязательный документ. Александр Денисов: Но обязательный к исполнению, так скажем. Павел Салин: Юридически обязательный документ через 2–3 недели появится, список поручений. Там будут обнародованы конкретные цифровые показатели. И любопытно, какие конкретные цифры там будут, помимо тех, которые уже обнародованы были в первой трети. И конкретные исполнители. Вот на это нужно смотреть. Это уже документ обязательный к исполнению, на контроле у президента и дальше ниже по вертикали. Вот за этим нужно смотреть будет. Марина Калинина: Вот как раз контроль за исполнением и вообще исполнение этих пунктов, о которых сегодня говорил президент. Я просто хочу вернуться к предыдущим обращениям. Ведь зачастую они просто не выполняются или выполняются не так, выполняются не вовремя, выполняются не полностью. Может быть, стоит как-то подумать о людях, которые составляют команду Правительства, если из года в год происходит одно и то же? И президент уже неоднократно говорил, что задачи нужно выполнять, а, как вы сказали в начале нашей программы, воз и ныне там. Павел Салин: Ну, я бы сказал: нужно подумать вообще о составе элиты. Потому что если брать то же Правительство, то кандидатуры в Правительство лоббируют определенные игроки, которые находятся и за пределами Правительства, и даже за пределами государственной службы. Это их креатура на 80%. И нужно смотреть ниже по вертикали. То есть вопрос кадров всегда стоит очень остро. Но на такой находящейся на носу корабля, заметной структуре, в целом по объему не такой большой, как Правительство, я бы не стал сосредоточивать внимание. Нужно смотреть шире на элиту. Какими устремлениями руководствуется элита, когда она лоббирует своих назначенцев по всей вертикали – от Правительства до губернаторского корпуса? Нужно смотреть на этих назначенцев – и в Правительство, и в губернаторский корпус, и в муниципалитеты. Как их отбирают? По принципу личной лояльности? По принципу, что он эффективный менеджер и учтет финансовые интересы всех людей, которые его лоббировали? Или он все-таки будет ориентироваться на население или хотя бы на вышестоящие инстанции? Александр Денисов: Кстати, я не соглашусь насчет проблем с выполнением намеченных планов, которые президент дает в федеральном послании. Тут, мне кажется, в этом случае не отвертишься, если даны конкретные цифры. Например, задним числом выплачивать на третьего ребенка по 450 тысяч рублей. Тут уже, как ни крути, но ты не открутишь уже… Павел Салин: Совершенно верно. Поэтому я и говорил, что на самом деле три разных послания. Александр Денисов: Это неизбежно. Павел Салин: Вы все время говорите про первую треть. И здесь конкретные цифры, как я и говорил. В Майских указах были конкретные цифры – научным сотрудникам двойная зарплата к средней по региону. И вышли. Где-то приписали, в каких-то регионах. Ну, по крайней мере, вышли хотя бы официально. К этому стремились. В любом случае эффект есть. Вот первая треть послания состоит из таких мер. Ну а когда говорится мера, что «не нужно кошмарить бизнес», а что на практике происходит? Вот как это? Александр Денисов: Про это мы говорим каждый год, безусловно. Вот у вас есть ощущение, что в итоге телега сдвинулась (эти конкретные меры касаются и детей, и пенсионеров, и многодетных семей, и учителей, и врачей), что все-таки мы почувствуем, как сказал президент, уже в этом году изменения жизни к лучшему? Павел Салин: Отдельные категории. Пенсионеры почувствуют, в отношении которых дано распоряжение – пересчитать задним числом, с 1 января. Александр Денисов: Многодетным семьям – задним числом. Павел Салин: Многодетные. Почувствуют те категории населения, которые попали в кредитную кабалу, потому что в регионах люди в долги влезли, чтобы не снижать уровень потребления или, по крайней мере, существенно его не снижать. Доходы падают, по официальным данным даже, пятый год подряд, несмотря на рост реальных зарплат, и люди это компенсируют за счет кредитов. Сейчас пытаются несколько это кредитное бремя смягчить. Отдельные группы населения, социально незащищенные, наверное, большая часть из этих групп почувствует это. То есть социальные низы в целом почувствуют эффект от первой трети послания. Но это тоже часть населения. А есть еще, условно говоря, средняя группа, выше среднего… Александр Денисов: Ну, это уже немало, Павел, согласитесь. Павел Салин: Ну, немало, да. Марина Калинина: Еще речь шла, раз уж мы заговорили о кредитах, о снижении ставок по ипотеке. Буквально в прошлом году, в ноябре и декабре, банки стали повышать эти ставки. И это идет в совершенно разные стороны с тем, что говорит президент и что происходит на самом деле. Павел Салин: Ну, это уже экономическая категория. Здесь не должно это указом президента регулироваться, а должно экономическими моментами. Во-первых… Марина Калинина: Но тем не менее… Павел Салин: Банки, вообще-то, повышают ставку по ипотеке, и они ссылаются на то, что у нас повышает учетную ставку Центробанк. Это во-первых. То есть они на это кивают. Марина Калинина: Ну, понятно. Павел Салин: Банки – коммерческие. Во-вторых, что касается социально незащищенных слоев населения, многодетных семей, то здесь по ипотеке, наоборот, сделан такой очень хороший аванс. И, скорее всего, он будет реализован, потому что конкретная мера предложена – сделать не на 3–5 лет ипотеку под 6%, а бессрочно, для многодетных семей, у которых второй и третий ребенок. То есть для них проблема ипотека будет не снята, но существенно снижена. 450 тысяч компенсировать. То есть для этих социально незащищенных категорий населения по ипотеке будут существенные послабления. Для тех, у кого дела обстоят лучше… Ну, они частично в прошлом году решили жилищный вопрос. А частично все-таки есть рыночные механизмы. У нас не Советский Союз, и деятельность коммерческих банков все-таки распоряжениями президента, устными и даже какими-то письменными документами регулироваться не должна – по крайней мере, что касается рыночных ставок. Александр Денисов: Ну, там другой механизм. Банки выставляют 6%, а все, что они теряют, им доплачивает Правительство. Павел Салин: Государство. Александр Денисов: Государство. Такой механизм. Вот любопытно – президент привел цифру, что 4,5 тысячи семей у нас берут эту льготную ипотеку под 6%. Почему так мало? И объяснил как раз, что на три года дают, а дальше уже все, ты платишь по полной программе. Павел Салин: Ну, отчасти кто-то не знает. А у кого-то, вообще-то, нет денег для того, чтобы… Марина Калинина: Для первого взноса. Павел Салин: Для первого взноса. Потому что, извините, все-таки в современной России семья с тремя детьми – это практически гарантированная бедность. Семья с двумя детьми – высокая степень вероятности бедности. У них первого взноса нет. И нет уверенности, что у них есть возможность выплачивать будет ипотеку даже под 6%. Марина Калинина: Ну, у нас буквально минутка осталась, я хотела спросить. Какое впечатление у вас как у человека, не как у специалиста, у экономиста, у политолога, а вот как у человека, который живет в этой стране? Павел Салин: Такое раздвоение личности происходит у власти, то есть идем мы прежним курсом, но при этом пытаемся исправить прежние ошибки, не пытаясь пересмотреть этот курс. То есть ошибки признаем, понимаем, что они есть, вроде даже понимаем, что они носят системный характер, но на системные изменения идти не готовы. Александр Денисов: Ну, хорошо, что признаем, Павел. Марина Калинина: А почему это происходит? Павел Салин: Ну, сила инерции и уверенность в том, что, в принципе, мы идем правильным курсом. Просто большинство населения этого не понимает, а те, кто совсем уж недоволен – пожалуйста, для них первая треть послания. Александр Денисов: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо большое. У нас в гостях был Павел Борисович Салин, директор Центра политических исследований Финансового университета. Через несколько минут продолжим обсуждать сегодняшнее послание Владимира Путина Федеральному Собранию.