Марианна Ожерельева: В эфире программа «ОТРажение». «Без долгов». Минстрой предложил списывать задолженность и предоставлять льготы тем, кто попал в больницу, потерял родственников или столкнулся с невыплатой зарплаты. Давайте эту тему обсуждать, потому что нововведений много, и, конечно же, необходимо понять, как получить данные льготы. Со мной в студии Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Павел Дмитриевич, здравствуйте. Павел Склянчук: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: В «Парламентской газете» был комментарий Сергея Пахомова, председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. Значит, что оттуда выписала для себя? По его словам, улучшается адресность поддержки. Далее – гибкое применение мер социальной поддержки он тоже отметил. Но при этом была фраза: «Субсидий предоставляется недостаточно». С этого и начнем. Кто сегодня и как мог бы воспользоваться теми хорошими мерами, которые предложены Минстроем? Павел Склянчук: Ну, действительно, понятие адресности является таким краеугольным. То есть мы должны оказывать поддержку тем, кто в этом нуждается. А главный критерий, который здесь существует – это среднемесячный уровень дохода на члена семьи. Соответственно, если семья у нас является малоимущей и уровень дохода либо равен прожиточному минимуму, либо меньше, то полагается субсидия. В разных регионах вот эта предельная планка, после которой предоставляется субсидия, она различается. Федеральный стандарт – 22%. То есть если у вас на члена семьи доход в районе, я не знаю, 12 тысяч рублей, а коммуналка приходит по 5 тысяч рублей, то вы платите, условно говоря, 2 тысячи, а все, что сверху, покрывается государством. Ну, у нас есть еще одно основание – это все, что касается списания. Списание может происходить в двух случаях: если человек, физическое лицо было признано банкротом (у нас пару лет назад появился такой институт банкротства физических лиц); а вторая история связана с тем, что задолженность не была просужена в течение трех лет со стороны… Марианна Ожерельева: Три года? Павел Склянчук: Да, три года. Ну, бывают исключительные обстоятельства. Как правило, управляющая организация либо коммунальщики все-таки подают исковое заявление в суд для того, чтобы зафиксировать наличие задолженности. Собственно говоря, уже зафиксированная задолженность, просуженная, она не имеет сроков давности, она будет за человеком. Даже если он захочет продать квартиру, собственно говоря, эта информация за собственником будет закреплена. Марианна Ожерельева: Павел, очень много сообщений. Вопрос: «За чей счет?» – спрашивают нас из Новгородской области. Дальше, одно из самых первых сообщений в нашем эфире как раз было, Костромская область: «ЖКХ по-доброму – конечно, хорошо. Но за чей счет такая доброта? Не раскинут ли эти долги на добросовестных плательщиков?» Действительно, с дисциплиной, с платежеспособностью и так далее не станет ли хуже? Все-таки это же нововведение. Как было раньше и как будет сейчас? Удастся ли всех посчитать? Павел Склянчук: Ну, скажем так, это только проект нововведения. У нас действительно пока есть постановление Правительства 491-е, где прописываются все основания, порядок предоставления субсидии. Но он начинается, в принципе, с обращения гражданина либо в орган МФЦ, либо в орган соцзащиты по месту жительства. Марианна Ожерельева: То есть один из вариантов: человек не получает зарплату. Если он не получил один месяц, он уже имеет право пойти в МФЦ и заявить, что за июль он зарплату не получил, поэтому он сейчас не в состоянии оплатить услуги? Павел Склянчук: Он может обратиться в свою управляющую компанию за предоставлением рассрочки. То есть для того, чтобы человеку не стали начислять пени…. То есть речь не идет о списании именно задолженности, а о предоставлении рассрочки. Сегодня такой механизм существует. Действительно, утрата трудоспособности либо невыплата заработной платы является основанием для того, чтобы не прекращать выплату субсидии, которую человек уже оформил на себя. То есть это уже действующий механизм. Но мы говорим о том, что бывают те же самые жизненные ситуации, когда у человека резко ухудшается финансовое положение (утрата трудоспособности, задержки по зарплате), но коммуналка продолжает начисляться. И в этом отношении Минстрой, мне кажется, движется в правильном направлении. Хоть тут и говорят про доброе ЖКХ, но у нас в стране действительно очень развита система субсидий. Ни в одной стране мира такого нет. Марианна Ожерельева: За чей счет банкет? Только один к вам вопрос. Павел Склянчук: История состоит в том, что, действительно, у нас есть поставщики коммунальных ресурсов и исполнители – то есть управляющие организации и коммунальщики. Если государство в рамках проведения своей социальной политики, которая у нас прописана в Конституции, возьмет на себя обязательства компенсировать эти средствами, опять-таки делать адресно и делать это кратковременно. История состоит в том, что если зарплата не выплачивается, то, соответственно, нужно сделать все, чтобы она начала выплачиваться, человеку вернулся стабильный доход, и он тогда продолжит, собственно говоря, оплачивать коммуналку по тем объемам, которые он потребил. Марианна Ожерельева: Уважаемые телезрители, пожалуйста, звоните: 8-800-222-00-14. Если вы уже являетесь льготником, то как эту льготу получили? Тяжело ли было или просто? Потому что очень много сообщений: «Субсидию получить невозможно», – пишут нам из Ярославской области. Насколько это проблемная ситуация? Опять же, по словам того же Сергея Пахомова, председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, он прямо называл там регионы, и далеко даже не 20 регионов нашей большой страны могут похвастаться тем, что эта адресность, всем малоимущим помогают. Нет-нет-нет, там далеко не так. И больше регионов, где как раз эта мера, вроде бы как эта субсидия номинально существует, но фактически, в реальности люди не могут ею воспользоваться. Возникает вопрос: это все опять слова какие-то, какое-то светлое будущее? Павел Склянчук: Ну нет, это уже светлое настоящее. История состоит в том, что у нас упрощается процедура оформления субсидии. То есть достаточно заявительного характера: прийти в орган соцзащиты, а дальше происходит межведомственный обмен. Здесь, конечно, есть проблема в том, чтобы… Ну, государство устанавливает защитные механизмы, чтобы не было злоупотреблений. Марианна Ожерельева: То есть? Павел Склянчук: То есть они высчитывают реальный доход человека, чтобы не было, скажем так, что доходы в «серой» зоне у человека, который получает, и плюс еще от государства требует какую-то доплату. Вот здесь действительно есть определенные ограничения, то есть нужно подтвердить свой доход на членов семьи и так далее. А вот что касается регионов, то у нас действительно разный уровень поддержки, в зависимости от бюджетной обеспеченности субъектов. Но ряд регионов… Я уже приводил пример. Бывают семьи, одиноко проживающие граждане, у которых уровень дохода равен прожиточному минимуму. И, в принципе, мы говорим о том, что, даже оплатив коммуналку, 2 тысячи рублей, он уже оказывается как бы в ситуации, что ему не на что покупать продукты, одежду и так далее. Вот здесь регионы некоторые идут на то, чтобы компенсировать не все, что свыше 22%, а 100% оплаты компенсируют. Соответственно, оставшийся минимум у семьи идет на лекарства, на продукты и на первостепенные нужды. Вот об этой дифференциации идет речь. Есть категория людей, которые совсем… Ну, это у нас исторически появился феномен «бедных собственников». То есть у людей практически нет средств к существованию, но при этом они являются собственниками и в силу Жилищного кодекса несут бремя содержания. Соответственно, коммуналка приходит им. И это, конечно, парадоксальная ситуация: у человека есть квартира, он может ее продать, но при этом не может оплатить текущие счета. Здесь говорится в телеэфирах европейский опыт. Например, в Великобритании рекомендуют реже мыться. В Испании запрещают кондиционеры использовать и так далее. Марианна Ожерельева: Хорошо про них говорить, только у нас есть своя реальность. И нам пишут, например, из Воронежской области: «Если потребил услугу – плати! Долги нельзя прощать». Волгоградская область: «Никому не прощать! Мы из последнего платим, – что тоже наша реальность. – И еще берут пятипроцентную комиссию с одной квитанции. Ужас! А им прощать? Нет!» «Я не хочу платить за неплательщиков, – из Югры. – Они пьют, лодыри, и за них должны платить? Совсем уже, что ли?» И еще из Рязанской области вот такой резюме: «Под этот критерий попадает половина нашей страны. Тогда желающих не платить будет больше, чем достаточно». И мы сейчас примем звонок из Саратова. Людмила, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У нас ТСЖ в доме. Я платеж за капитальный ремонт регулярно платила, как положено, по 6,33. Наш председатель сделал на целых полтора года 17,36, я не помню. И вот эти излишние деньги у меня теперь накопились как долг. Ни в какой суд он на меня не подавал. Это уже прошло пять лет, долг «висит». Спишется с меня этот долг или нет? Марианна Ожерельева: Павел? Павел Склянчук: Ну, здесь есть сомнения в правомочности действий председателя ТСЖ. У нас есть система «общего котла», есть спецсчет. То есть ТСЖ открыло свой счет, соответственно, установили размер ежемесячного взноса на капремонт. Соответственно, пересчитывать за те периоды, когда действовали другие основания, у председателя ТСЖ не было никаких поводов. Соответственно, доказать то, что он доначислил за капремонт, необходимо через судебные инстанции. Поэтому здесь нужно знать свои права в том отношении, что… Ну, вы платите от месяца к месяцу. То есть у нас жилищные услуги, расчетный период – соответственно, до 25-го числа нужно подать сведения и потом до первых чисел следующего месяца оплатить. Все, цикл завершается. А если у нас приходит доначисление за два года назад, то уже повод усомниться, почему здесь идут перерасчеты. Бывают, да, истории, когда у нас в доме нет общедомового прибора учета, ну, допустим, по теплу – и тогда в конце года делают сверку, какие-то средства доначисляют, если была холодная зима, сверхпотребление тепла. Но по капремонту фиксированные взносы идут от месяца до месяца. То есть здесь повод разобраться. Марианна Ожерельева: Павел, еще несколько сообщений. Конечно, больше сейчас недовольства: а кто все это будет оплачивать? Но было сообщение: «Вообще надо срочно отменить все пени и судебные издержки в сфере ЖКУ. Народ и так весь в долгах», – из Астраханской области сообщение. Адыгея: «Надо сделать нормальные цены на ЖКУ, чтобы могли все платить». А еще предлагают нам из Мурманской области наконец уже проверить тщательнее тарифы. Павел Склянчук: Ну, я телезрителям все-таки хотел бы сказать, что, мне кажется, не стоит так противопоставлять. Действительно, у нас очень развита система адресных субсидий. Да что говорить, у нас в целом тарифная политика на коммунальные услуги очень социально ориентированная. У нас же эксперты очень много лет говорят о том, что нужно доводить тарифы до экономически обоснованных. Но учитывая, что это действительно серьезная финансовая нагрузка на людей, то у нас тарифы остаются довольно-таки низкими, опять-таки по сравнению с Европой, про которую мы не будем сейчас говорить. А что касается добросовестных плательщиков, то здесь я с телезрителями, конечно, соглашусь. И нужно вот эту адресность высчитывать. Но просто так от нее отказываться я бы не стал. Коммуналка у нас исторически – это тот финансовых обязательств, которые государство помогает выполнить в срок, предоставляет субсидии. Отчасти это связано с тем, что у нас институт частной собственности, то есть когда жильцы в силу Жилищного кодекса несут бремя содержания, ну, ему, считайте, 15–20 лет, и люди еще не привыкли. Но постепенно нужно будет искать механизмы, когда коммуналка будет стоить столько, сколько она стоит. А все, кто не может оплачивать по экономическим тарифам, им будут оказывать адресную поддержку. Вот так видится дальнейшее развитие. Марианна Ожерельева: Хорошо, здесь понятно. Еще звонок, из Краснодара теперь. Надежда, здравствуйте, вы в прямом эфире. Зритель: Добрый день. У меня проблема. Я после ковида получила осложнение, ослепла и не могу ходить. Я оплачивала… Муж умер у меня в том году от ковида. Я оплачивала по факту электроэнергию. Потом летом я лежала на операции, на глазах мне делали, были осложнения. В общем, я за последние два месяца не заплатила за электричество. Пришла домой с лечения – у меня отрезали электроэнергию. Что мне делать? Как быть? Назначили большой штраф. И за подключение электроэнергии еще четыре с лишним тысячи. Марианна Ожерельева: Надежда, вы, пожалуйста, свои контакты оставьте нашим продюсерам. А мы сейчас у Павла спросим. Павел Склянчук: Контакты, да, пусть оставит продюсерам. Ну, это тот случай… Как не помочь человеку? То есть это ситуация, когда… Марианна Ожерельева: Давайте алгоритм действий. Что делать? Павел Склянчук: Ну, соответственно, здесь нужно коммунальщикам, вообще-то, ударить по рукам. У нас, конечно, претензионная работа ведется. Это то, о чем пишут телезрители, чтобы платежная дисциплина была. И вот применяют разные меры воздействия. То есть отключение электроэнергии просто, в отличие от других коммунальных ресурсов, в некоторых регионах и жилых домах максимально удобно. То есть они отключают счетчик – и ты не можешь воспользоваться. С водой сложнее. С теплом это невозможно. Но коммунальщики, когда они ведут какую-то работу с должниками, они должны учитывать социальный портрет неплательщика. Потому что у нас бывают люди, которые действительно годами могут не платить, но при этом ездят на дорогих автомобилях, ездят за границу. Марианна Ожерельева: Да-да-да. Павел Склянчук: И для них есть важных инструмент: при выезде в аэропорту проверка, указание в Бюро кредитных историй о том, что они являются неплательщиками. Это тоже некоторые меры воздействия. Но вот случай Надежды – это, конечно… Марианна Ожерельева: Здесь что надо делать? Павел Склянчук: История состоит в том, что нужно, во-первых, написать письмо в энергетическую компанию, которая поставляет электроэнергию, с тем чтобы… Надо указать, что в указанный период Надежда была на стационарном лечении. И они, во-первых, должны вернуть поставку коммунальных ресурсов, а во-вторых, аннулировать те пени, которые они начислили, потому что это вообще дикость – через два месяца уже отключать электроэнергию. Это только в крайнем случае должны делать коммунальщики. И здесь некая человечность должна присутствовать в формате поддержания платежной дисциплины. Марианна Ожерельева: Еще звонок – Татьяна из Санкт-Петербурга. Здравствуйте, вы в прямом эфире. Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, вот я смотрю… Очень многие гневаются: «Вот эти неплательщики такие-сякие!» Я бы очень хотела поменяться с той плательщицей своим жильем, чтобы она потом платила, как я, неизвестно за кого и за что. Понимаете? Марианна Ожерельева: Татьяна, а что вас не устраивает? Зритель: «Вот они такие-сякие!» Я живу в общежитии. Я 25 лет отработала на заводе, мастером работала, начальником цеха. Ну, так случилось, что построили дом, семь этажей построили, а в 90-е годы раздрай, все закинули, все забросили. И мы – половина общежития – остались без очереди, то есть без жилья. И остались в этом поганом общежитии. Знаете, что такое общежитие бывшее? Это помойка! Марианна Ожерельева: Понятно. Зритель: А плата знаете какая? Марианна Ожерельева: Какая? Зритель: Две маленькие комнатки у меня – и почти 10 тысяч! Марианна Ожерельева: Ух! Зритель: За что? И счетчики у нас общие: один на электричество, один на воду. А внизу пять магазинов, две парикмахерские, почта, бассейн и дохрена чего еще! Понимаете? Марианна Ожерельева: Понятно, Татьяна, ваша эмоциональность понятна. Действительно, да, 10 тысяч за комнату в общежитии… Все-таки большинство сообщений: «Никому ничего не прощать. Понятно, кто эти субсидии хотят получать, определенные категории». Чаще всего обозначают как «маргинальные». Павел, давайте справедливости ради отметим, что еще у нас есть нововведение. Вы начали с действий управляющих компаний. Тут сообщают, что теперь понадобится как минимум 50% плюс один голос, чтобы решение признали правомочным. Это закон, согласно которому управляющие компании жители многоквартирных домов будут выбирать большинством голосов собственников. То есть это как-то меняет нашу жизнь в лучшую сторону? Или опять, как нам тут пишут, все это сплошная болтология, ничего не изменится? И будем не мы – вроде как те, кто должны как раз диктовать условия для управляющих компаний, – а все-таки сама управляющая компания по-прежнему будет нами управлять и выставлять нам ровно те цифры, которые им выгодны? Павел Склянчук: Ну, на мой взгляд, конечно, государству выгодно, чтобы у нас были ответственные собственники, чтобы было чувство хозяина в доме, чтобы люди ощущали себя хозяевами. При этом мы видим, что, действительно, у нас вот эта практика и культура добрососедства, культура ответственного отношения не только к своей квартире, но и к дому, в котором она находится, она только у нас формируется. Повышается жилищная грамотность, то есть люди начинают понимать, что у них есть не только обязательства, но и права. И пока что в этом историческом периоде государство, конечно, взяло на себя обязательства и диктует те правила, которые должны защитить людей и при этом все-таки… Я бы не стал портрет неплательщика так черной краской пачкой. Да, действительно есть люди, которые… Знаете, в чем самая большая опасность? В том, что люди не будут заинтересованы выйти из этой сложной жизненной ситуации, потому что они лишатся, например, субсидии или каких-то выплат. Ну, это общая проблема всех социальных пособий. Но при этом государство, конечно, устанавливает те правила, которые оно видит, обеспечивая максимальный комфорт. На самом деле злоупотребления есть как и со стороны неплательщиков, и со стороны управляющих организаций. Это то, о чем идет речь, когда действительно это развязывает руки управляющим компаниям, и они будут говорить: «Ну а куда вы денетесь? Попробуйте, самоорганизуйтесь». У нас в основе жилищного права лежит договор управления, то есть люди договариваются, создают ТСЖ либо нанимают управляющую организацию. Но договор управления не является, скажем так, вообще юридической прямо основой для того, чтобы диктовать стоимость жилищных услуг и всего остального. Потому что государство навесило кучу других обязательных требований из лучших побуждений, чтобы обеспечить защиту разных общежитий и разных других домов с очень разным составом жильцов, где есть и маргиналы, есть и одинокие пенсионеры и так далее. Вот это пока что у нас немножко так ввело в ситуацию патовую, то есть вроде бы и государство не может уже совсем за собственника делать все, иначе получается обратный гнев: «Как же так? Пусть люди сами пытаются, изыскивают возможности». И я с ними соглашусь – в том отношении, что это будет не честно по отношению к добросовестным плательщикам. Но при этом люди постоянно пишут жалобы в органы власти: «Помогите, сделайте что-то». Вот управляющим компаниям, конечно, важно не злоупотреблять этим правом теперь, что люди не смогут собраться. У нас очень низкий кворум для того, чтобы… Марианна Ожерельева: То есть 50% плюс один голос. Павел Склянчук: Ну, представьте себе многоквартирный дом, где 500 жителей или 1 000 жителей. Таких домов в массовой жилой застройке достаточно много. Они не смогут собраться. И как крайний такой кнут – это сказать: «Мы вас поменяем, если вы не будете выполнять свои обязательства». Марианна Ожерельева: Из Воронежской области сообщение: «Ресурсники и управляющие компании не горят желанием разбираться с должниками. Им легче повышать тарифы». Звонок из Ханты-Мансийского автономного округа. Алексей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Слушаем вас. Зритель: У меня такой вопрос. Я только сейчас включил телевизор, хотел бы узнать. А правда ли, что за должников платит весь дом? Потому что нас не было три месяца, летом мы уезжали, а приходят счета, что мы как будто платим по полной программе. Павел Склянчук: Я понял вопрос. Марианна Ожерельева: Спасибо, спасибо. Павел Склянчук: Алексей, действительно есть те коммунальные и жилищные услуги, которые невозможно поставить на паузу. А есть коммунальные услуги, которые высчитываются по счетчикам. Если вы не включали кран воды, то у вас и счетчик не будет наматывать, и у вас будут по месяцу нулевые показания, не изменившиеся. Но есть общедомовые нужды, которые не зависят от того, проживаете вы в доме или нет. Есть также очень развитая, скажем так, практика, когда вы можете управляющей компании показать, как в самом начале эфира мы обсуждали, что вы были на стационарном лечении, находились в отъезде, чтобы для вас сделали перерасчет, ну, допустим, по вывозу мусора. То есть у нас такая коммунальная услуга теперь есть. Если вы подтвердите, что вас не было длительное время в доме, то вам сделают перерасчет в меньшую сторону, потому что вы не могли физически производить мусор. Но вся эта проблема сводится к тому, что есть бремя содержания и бремя платежей за общие коммунальные расходы, за хозяйство. Вот по поводу тарифов, что повышают. Ну, действительно, у нас суммарная задолженность всего населения – 780 миллиардов рублей. Коммунальным организациям нужно ремонтировать трубы. Управляющим компаниям нужно делать опрессовку всех инженерных коммуникаций в доме, чтобы подготовить к отопительному периоду. То есть, опять-таки, коллективная ответственность в доме. Если у нас вывешивают таблички с теми, кто сколько задолжал, и соседи понимают, что эти люди обеспеченные, они просто игнорируют свои обязательства, то должны быть какие-то меры общественного порицания, должны быть какие-то инструменты воздействия. Но при этом есть категория «бедных собственников», которые владеют квартирой, но при этом не могут оплачивать. Их нужно адресно поддерживать. Я здесь, наверное, соглашусь. Про доброе ЖКХ вы сказали. Ну, оно и должно оставаться добрым. Марианна Ожерельева: В кавычках ли? Давайте графику сейчас еще раз покажем. Все-таки количество должников растет по отношению к 2021 году, причем цифра такая серьезная – почти плюс 8%. Все-таки это некий такой звоночек. И вот о чем мы говорили: кто-то не платит, потому что это спишут. А еще график – сколько миллиардов рублей уже должны россияне в этом году. 804,5 миллиарда рублей. Суммы достаточно большие. Павел, кто-то не может, а кто-то, как прямо говорят на SMS-портале, не хочет просто. А действительно так бывает? То есть все-таки жизненная ситуация, вот эта адресность? Или же люди готовы будут куда угодно обратиться, чтобы что-то там получить, какую-то субсидию, компенсацию за чужой счет, но при этом продолжать жить и пользоваться всем? Павел Склянчук: Вот смотрите. Здесь все опирается, если уж хотите, на Конституцию, на социальную политику, на социальную ориентированность государства. Во многих странах действуют, не церемонясь: вы не платите – вас не только отключают от поставки, а выселяют. Марианна Ожерельева: Предлагают выгонять у нас из квартир. Павел Склянчук: В Европе могут жильцы собраться и шумному соседу вообще через суд предписание, чтобы он вообще выселился из этой квартиры, поскольку он мешает другим жить. Есть и такие подходы в политике. Марианна Ожерельева: А у нас остаются они в своих квартирах. Павел Склянчук: У нас остаются, ну, собственно говоря, потому что есть некие границы, связанные с личными правами, с неким правом на ошибку людей. То есть здесь государство, если оно почувствует общественный запрос на более жесткие меры, будет вводить более жесткие меры, но пока что сохраняется история действительно очень лояльная. И в целом про тарифы – они действительно ниже экономически и технически обоснованных. То есть у нас потребность в устранении недоремонтов колоссальная, при этом задолженность – вы видите какая. Марианна Ожерельева: Да. Павел Склянчук: Здесь еще причем антикризисные меры. Мораторий на пени был в 2020–2021-м, сейчас мораторий на банкротство установлен. Вот люди бесплатно кредитуются за счет коммунальных ресурсов. Но мы же в магазин приходим и сразу же оплачиваем? Вода, электроэнергия – это тот же самый вид товара. Но при этом советское представление, что за все платит государство, сохраняется. И, к сожалению, здесь скоропалительных решений не нужно совершать, иначе наломаем дров, но постепенно… Марианна Ожерельева: Но движение какое-то есть. Павел Склянчук: Движение есть. Марианна Ожерельева: Спасибо вам. Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Зачитаю несколько сообщений. «Наш сосед хронически не платит коммуналку – и ничего, его никуда не выгоняют, только пугают». Из Рязанской области мнение: «Вот эти нововведения, из-за них неплательщиков будет много. А платить трудно практически всем пенсионерам». Из Коми: «Ничего не делают управляющие компании, а квитанции лишь присылают с тарифами все повыше». Предложение от пенсионера из Оренбурга: «Пенсионерам уже пора вообще отменить плату за ЖКУ». Видимо, об этом тоже государству стоит подумать. Оставайтесь с нами, потому что дальше обсудим нововведения в техосмотре: что сегодня необходимо, а что уже не нужно.