Марина Калинина: Правительство планирует реорганизовать Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в одну единую организацию и предложить работодателям общую взносооблагаемую базу для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование. Иван Князев: При минимальном росте нагрузки на бизнес, это, по замыслу Минтруда, позволит увеличить размер ряда социальных выплат для населения в 1,5 раза, вот как это должно выглядеть по планам к 2025 году в цифрах. Эти цифры на ваших экранах. Обсудим это вместе с нашими экспертами. Марина Калинина: С нами на связи Юлия Финогенова, профессор кафедры финансов и цен РЭУ имени Г. В. Плеханова. Здравствуйте, Юлия. Иван Князев: Приветствуем вас. Юлия Финогенова: Добрый день. Марина Калинина: Давайте все-таки внесем ясность: что хотят сделать? Юлия Финогенова: На самом деле уже к этому шагу шли давным-давно, начиная еще с того момента, когда функцию по контролю за страховыми взносами отдали налоговой инспекции, налоговой службе. На самом деле ничего страшного не происходит. Дело в том, что в настоящее время действительно существует два фонда – это Пенсионный фонд Российской федерации и Фонд социального страхования, которые очень схожи по своим функциям. Марина Калинина: Так может один просто ликвидировать, оставить один, и все? Юлия Финогенова: Да, совершенно верно. То есть сейчас речь идет о том, что наши цифровые технологии уже находятся на таком уровне развития, что возможно отслеживание взносов, которые делают работодатели как в Фонд социального страхования, так и в Пенсионный фонд, в общем, в таком достаточно автономном режиме. И так называемая Единая цифровая платформа, которая сейчас формируется, на самом деле сейчас уже практически сформирована, как я уже говорила, последние 2-3 года происходил процесс собственно объединения баз данных. Как раз на основе этой Единой цифровой платформы будет агрегироваться информация и будет формироваться так называемый единый социальный профиль гражданина, когда мы будем знать, какие социальные льготы ему полагаются, может быть, какие-то пособия, связанные с беременностью, родами, еще какие пособия, и плюс, естественно, будет известен его пенсионный статус, то есть на какой размер пенсии он в дальнейшем может претендовать и так далее. Марина Калинина: Сейчас это нельзя посмотреть отдельно в Пенсионном фонде, отдельно – в Фонде страхования? Юлия Финогенова: Да, конечно. Но это все же два разных ведомства. И сейчас информацию можно частично посмотреть на портале Госуслуг. Но при объединении этих фондов будет формироваться именно так называемый единый социальный профиль, когда в одном документе можно будет более подробно ознакомиться целиком и полностью с той информацией, которая нам доступна относительно того или иного гражданина. Причем эта информация будет выверяться, верифицироваться и, собственно, она не будет противоречить каким-то различным источникам. Иван Князев: Кроме того, что это станет удобным для нас (это, видимо, просто какая-то техническая реорганизация), это не повлияет на увеличение выплат, на увеличение пенсий в стране, на бюджеты того же Пенсионного фонда? Юлия Финогенова: Прежде всего надо сказать, что по расчетам (я сама не формировала документы, которые мы сейчас обсуждаем, но тем не менее), по предварительным расчетам повышается база по взносам. То есть она будет унифицирована, она будет та же самая по взносам в Фонд социального страхования, что сейчас в Фонд пенсионного страхования – это 1565 тысяч рублей в год (фонд оплаты труда). И что это означает? Если база по взносам увеличится, то планируется, что будут также увеличены и отдельные социальные пособия, например, по материнству, по родам и так далее. Они также (как вы показывали таблицу в начале нашего разговора) будут увеличены. Это то, что касается денежной стороны вопроса. То есть будет унифицирована база, и соответственно часть взносов будет также увеличена, точнее, часть социальных выплат будет увеличена. Но это, естественно, будет касаться в основном именно тех выплат, которые придутся на Фонд социального страхования, поскольку в пенсионной системе сама пенсионная формула несколько более сложная, она не зависит напрямую от базы, и кроме того, база в системе обязательного пенсионного страхования не меняется. То конечно, в Пенсионном фонде, мне кажется, пенсии, которые мы будем получать после объединения этих двух фондов, не будут зависеть, скажем так, от расходов этих фондов в большей степени. Но кроме того вы слышали цифру, что, в общем-то, административные расходы не превысят 1% от всех расходов фондов, то есть по сути для конечного пользователя с точки зрения объединения фондов и их влияния на повышение каких-то, допустим, пенсий, это никак не повлияет. Наверное, это только повлияет на клиентов именно Фонда социального страхования, тех, которые получают социальное пособие. Марина Калинина: Юлия, простите, пожалуйста, но я не очень понимаю, откуда возьмется вот это увеличение пособий? За счет чего будет увеличена эта взносооблагаемая база, откуда она берется, как она формируется? Вот это непонятно. Юлия Финогенова: Да, объясняю. Там ситуация следующая. Сейчас максимальные взносы в Фонд социального страхования производятся с базы 1032 тысячи рублей в год. А максимальные взносы в Пенсионный фонд – это 1565 тысяч рублей, то есть выше, приблизительно на 450 тысяч больше. И если база Фонда социального страхования будет увеличена (собственно, они будут унифицированы), сдвинута с миллиона до полутора миллионов, то соответственно, за счет этого же и будут расти соответственно … деньги, и таким образом увеличатся и пособия. Марина Калинина: А база будет увеличиваться за счет работодателя? Юлия Финогенова: Конечно, да. Но вы знаете, что самое интересное, что я читала сегодня несколько интервью с представителями работодателей, и они не сильно беспокоятся, они считают, что такого рода повышение пройдет… Иван Князев: Приемлемо. Юлия Финогенова: Да, вполне безболезненно. Иван Князев: Спасибо вам. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Юлия Финогенова, профессор кафедры финансов и цен РЭУ имени Г. В. Плеханова, была с нами на связи. Далее к разговору подключается Сергей Смирнов, доктор экономических наук. Сергей Николаевич, приветствуем вас. Марина Калинина: Здравствуйте, Сергей Николаевич. Сергей Смирнов: Доброго дня всем, коллеги. Иван Князев: Сергей Николаевич, хотелось бы вот что понять – качественно увеличить, например, те же пенсии в нашей стране можно за счет чего? Мы сейчас говорили о каких-то возможностях сэкономить средства и так далее. А если качественный сдвиг? Сергей Смирнов: Качественный сдвиг может быть только при качественном росте заработной платы. В конечном счете у нас все зависит от той заработной платы, которую получает будущий пенсионер, или те работающие пенсионеры, которые сейчас у нас существуют. Поэтому это – единственный вариант. Либо если государство берет на себя какие-то дополнительные повышенные социальные, скажем так, обязательства, то это прямые расходы бюджета. Мы знаем, что регулярно, ежегодно федеральный бюджет перечисляет бюджету Пенсионного фонда федеральный трансфер, который связан с покрытием дефицита бюджета. Это мы знаем, эту старую проблему омертвления средств накопительной части пенсии, когда она действовала, и вот этот самый трансфер, который ежегодно перечисляется. Если мы хотим кардинально повысить пенсии, выйти на какой-то принципиально иной уровень, хотя бы добавить 10 процентных пунктов пенсии, чтобы выйти на … вот эти 40% соотношения заработной платы с пенсией, то тогда, вы понимаете, необходимы средства из федерального бюджета. И я должен сказать, что вот то, что будет происходить со слиянием, с реорганизацией этих фондов, там безусловно есть свои плюсы. И в первую очередь плюсы для нас, нынешних или будущих потребителей услуг этих фондов. Посмотрите, вчера, по-моему, в московских средствах информации и в социальных сетях возникла совершенно неожиданная проблема. Да, хорошо, что лица старших возрастных групп, которые ревакцинировались или вакцинировались в первый раз, получают эти 10 тысяч рублей из московского бюджета. Да, региональное решение, не федеральное, но тем не менее. Есть отделение Пенсионного фонда по Москве, есть отделение Фонда социального страхования. И люди, чтобы получить вот эти 10 тысяч либо в наличной форме, либо переводом на карту, были вынуждены идти в отделение социального страхования в своих районах и стоять там в очередях, извините. Если бы информационные базы того же московского отделения Пенсионного фонда и социального страхования были бы едины, для лиц старших возрастных групп (а там люди стояли и 80+, и 75+), проблемы просто бы вообще не возникли. Но они возникли, да. Иван Иванович Иванов получает пенсию, он ревакцинировался или вакцинировался, и он получает с очередной пенсионной выплатой вот эти 10 тысяч рублей. Это, безусловно, будет положительным моментом в слиянии этих двух фондов. Но не будет кардинального повышения этих самых выплат. И скорее всего (вот ту табличку, которую я тоже увидел, совершенно замечательная табличка, я буду очень рад, если эти социальные выплаты будут повышены, но я не очень соглашусь с Юлией) еще не очевидно, что эта база будет повышена для отчисления средств в Фонд социального страхования. По-моему, окончательное решение пока не принято. И вот это увеличение, скорее всего, пойдет, в первую очередь за счет увеличения средств, поступающих в этот объединенный бюджетный фонд из федерального бюджета Российской федерации. Иван Князев: Тогда резонный и простой вопрос, Сергей Николаевич. Возвращаясь к тому, с чего мы начали: как можно увеличить заработные платы в стране? Потому что бюджет не может бесконечно вливать деньги в Пенсионный фонд, потому что это разгонит инфляцию. Но и с другой стороны, зарплаты регулируются рыночными отношениями. Сергей Смирнов: Безусловно, да, я согласен. Зависит от профессии, зависит от региона, безусловно, и зависит в конечном счете (между прочим, вот то, что мы наблюдаем в период пандемии, на современном этапе пандемической ситуации) от соотношения (извините, это классика, это азы рыночной экономики) между спросом и предложением на рынке труда. Мы же знаем, что работодатели в значительной степени повысили заработную плату, но не у всех. Я понимаю, наверное, возможны возмущенные звонки телезрителей и так далее, но то, что в ряде производств произошел рост заработной платы – это вполне очевидно. Посмотрите на зарплаты курьеров, на их социальную структуру, которые приезжают, привозят нам продукты, привозят нам какие-то вещи длительного пользования, и много чего еще. Вот конкретный пример роста спроса на рабочую силу на рынке труда. А есть, конечно, какие-то стагнирующие специальности, профессии, где о росте говорить не приходится. И безусловно, когда государство говорит: «Инвестиционные проекты», то же самое строительство в Москве, можем по-разному к этому относиться, но объективно, когда мы даем какие-то инвестиции в эту сферу, когда строится жилье (там реновации, не реновации, не будем оценивать качественные явления), но тем не менее это рабочие места, это гарантированная, в общем, заработная плата и так далее. И если объемы строительства будут увеличиваться (то же метро, тоже по-разному), но тем не менее это рабочие места, это достаточно пристойная заработная плата, как мне кажется. В регионах сложнее, согласен. Марина Калинина: Сергей Николаевич, это не нонсенс, что в такой большой богатой стране, у нас зарплаты растут только у курьеров? Сергей Смирнов: Вы знаете, не только у курьеров на самом деле. Марина Калинина: Но в основном, вы же сами с этого начали. Сергей Смирнов: Нет, не в основном. Все-таки, когда растут цены на нефть и все такое, растут соответствующие отрасли. Кроме того, если у нас федеральный бюджет, между прочим, с большим профицитом сводится, совершенно, казалось бы, уникальная ситуация, казалось бы, тяжелая ситуация и так далее, у нас федеральный бюджет, как говорится, не страдает, во всяком случае, серьезно не страдает от этого. А зарплата, вы понимаете, есть два сюжета. Первый сюжет – это те работники, которые получают заработную плату из бюджета, это один вопрос. И второй сюжет – это те, кто работает в негосударственном секторе экономики. И вот здесь, к сожалению, очень много проблем. Проблемы связаны с тем, что наши с вами доходы растут в принципе не очень большими темпами и даже сокращаются. Возьмите тех же самых пенсионеров, почему опережающая, другая инфляция, согласен, но 8,6% – это все-таки лучше, чем 5,9%, по-моему, или 5,7% было изначально. И тем не менее, этот сюжет, когда падает покупательная способность, непосредственно отражается на заработной плате тех, кто нас обслуживает. Мы меньше, извините, стрижемся, мы меньше ходим по платной медицине, наверное, мы меньше еще чего-то потребляем. И соответственно, там государство не может гарантировать зарплаты. И те темпы, которые оно может гарантировать в бюджетной сфере. Тем же самым силовикам, по-моему, тоже на 8,6% пенсии будут индексироваться. Марина Калинина: Да. Сергей Николаевич, у нас остается буквально полминутки на эту тему, буквально кратко – стоит ли ждать от того, что эти две структуры объединятся, что пенсионная система станет хоть чуть-чуть прозрачнее и понятнее для обычных людей? Потому что сейчас никто ничего не понимает. Вот буквально в двух словах. Сергей Смирнов: Вы знаете, ничего не изменится. Будет тот же самый калькулятор ваших пенсионных выплат висеть на сайте Пенсионного фонда, очень легкий калькулятор. Ничего принципиально не изменится. Изменится цифровое обеспечение, но не изменится суть происходящего, я бы выразился вот так. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Понятно. Иван Князев: Сергей Смирнов, доктор экономических наук, был с нами на связи, идем дальше.