Пентагон нацелился на Калининград

Гости
Валерий Коровин
директор Центра геополитических экспертиз
Андрей Манойло
профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ

Александр Денисов: Командующий ВВС США Джефри Харриган заявил, что у них есть план прорыва нашей системы ПВО в Калининграде.

Анастасия Сорокина: В марте этого года стратегический бомбардировщик B-52, как сообщили сами американцы, пролетел в 60 милях от нашей границы и сымитировал ядерный удар по Калининградской области.

Александр Денисов: Что это такое? Интересно, как имитируется ядерный удар. Сегодня тоже об этом поговорим. В Министерстве обороны заявление американского генерала не комментируют. А калининградский губернатор Антон Алиханов «отбил» эту атаку на Кенисберг, цитата: «Плохо учили историю. Как бы ни был хорош план, всегда есть русские». То есть русские всегда ответят.

Анастасия Сорокина: Об этом мы поговорим с нашими экспертами. На связи Андрей Викторович Манойло, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени Ломоносова. Здравствуйте.

Андрей Манойло: Добрый день.

Александр Денисов: Андрей Викторович, вот такой вопрос. Американские заявления, что они имитируют ядерный удар по Калининграду. Что это за имитация?

Анастасия Сорокина: Как это можно сымитировать?

Александр Денисов: И к чему это? Что это за такие…

Анастасия Сорокина: …эксперименты?

Андрей Манойло: Содержание этих экспериментов абсолютно понятно. Пока это все ведется на уровне психологической войны. Что значит сделать подобного рода заявление? Это, во-первых, сделать так, чтобы из Калининградской области начался отток населения, потому что если натовские военные заявляют о том, что именно эта область станет в случае любого конфликта первым объектом для удара, причем удара ядерного, то здесь многие напугаются.

При этом надо все-таки иметь в виду, что в Калининградской области выросло целое поколение людей, ну, молодых, до 35 лет, которые ни разу не были на континенте, на территории России. То есть они были везде, по всей Европе, выезжали в Польшу, в Германию, а в Россию не выезжали. Это первое.

Второе – инвестиции. Раз натовцы примеряются к области, как к цели для первоочередного удара, – значит, западные инвесторы подумают, вкладывать ли туда деньги. Это два.

В-третьих, возможно, здесь попытка попугать наших военных в плане того, что «именно там мы, скорее всего, разместим наши эти ракеты средней дальности».

Александр Денисов: Андрей Викторович, ну давайте успокоим. Раз это такая психологическая атака, давайте сделаем свой удар – объясним людям, что бояться, в общем-то, и нечего, что система ПВО просто…

Анастасия Сорокина: Я думала, ты хочешь предложить ответный удар сделать, чтобы их тоже напугать.

Андрей Манойло: Вот смотрите. Бояться нам, конечно, нечего, потому что у нас пока мощная армия и флот, и никакие отдельно взятые бомбардировщики не подлетят. Но вот то, что бомбардировщик пролетел…

Александр Денисов: В 60 милях, как заявляют.

Андрей Манойло: …в 60 милях – это очень близко. С этого расстояния он вполне может запустить крылатую ракету с зарядом.

Александр Денисов: А перехватить наша система же сможет этот удар? Очевидно же, что там это тоже предусматривается.

Андрей Манойло: Сможет перехватить этот удар в течение какого-то времени – час-полтора. Потому что опять-таки любые системы противоракетной обороны, любые системы ПВО рассчитаны на боевые действия в течение определенного времени в условиях современной войны.

Но при этом важно понимать, что Калининградская область – она же не одна, за ней вся Россия, и она часть России. Поэтому если начнется конфликт какой-то (не дай бог, конечно), то дело будут иметь те же американцы и натовцы не с отдельно взятой Калининградской областью, а со всей мощью нашей армии.

Александр Денисов: Кстати, Андрей Викторович, вопрос…

Андрей Манойло: И в этом отношении наша армия… Считается, что вся Прибалтика в условиях военного конфликта – это предполье, это та часть, которая будет выжжена в первые часы в условиях современной войны.

Александр Денисов: Вот вопрос. Простите, что прерываю. Очень интересно. Вот они говорят: «У нас есть план по поводу Калининграда». А разве нет четкого понимания, что дальше никаких планов ни у кого не будет, потому что начнут срабатывать системы в других точках, в общем? А с этим что делать? То есть, хорошо, с Калининградом еще как-то понять можно. А дальше что?

Андрей Манойло: Понимаете, в чем дело? У НАТО, конечно, есть планы, в том числе и массированной войны с применением ядерного оружия всех уровней. Но вот те заявления, которые мы слышим, они носят и субъективный, и конъюнктурный характер.

То, что отдельные натовские военные делают эти громкие заявления, в данном случае командующий ВВС, – ну, здесь много самопиара. Он заявил – он прославился, он стал известен. После этого он может рассчитывать на карьеру в каком-нибудь Конгрессе США, допустим. И очень часто так делают. Вы посмотрите на Столтенберга – он просто работает как какой-то пресс-секретарь у какого-нибудь более крупного босса, он не занимается делами НАТО.

А у НАТО огромное количество проблем, в том числе и по поводу отношения разных стран к 5-й статье их договора о совместной обороне. Поэтому эти заявления направлены опять-таки и на то, чтобы успокоить союзников по НАТО, прибалтийские страны, которые, с одной стороны, задирают, а с другой стороны, боятся, что им наконец-то щелкнут по носу, то есть ответят.

Поэтому здесь в этих заявлениях, по крайней мере на данный момент, нет намеков на то, что эти планы будут реализовываться. Но сбрасывать со счетов, конечно, эти заявления не нужно, потому что если они считают, что они могут делать такие заявления – значит, им надо чем-то ответить.

Александр Денисов: Вы знаете, Андрей Викторович, вы совершенно верно подметили. Я вспомнил, наш министр по внешней политике сказал, что в США столько людей сделали карьеру на разжигании ненависти к русским, что просто диву даешься. Поэтому очередной случай, похоже, действительно.

Андрей Манойло: Ну, во-первых, это очередной случай. А во-вторых, это не только очередной случай, но и кое-что еще. Потому что сначала задирают, потом решат, что им многое возможно, а потом решат, что им все можно. А далее может быть какой-нибудь инцидент или прецедент, после которого они, конечно, разочаруются глубоко, столкнувшись с реальностью, но тем не менее риски это все-таки содержит. Поэтому уже сейчас надо не троллить и не высмеивать эти вещи, а думать, чем им ответить – причем так, чтобы неповадно было.

Анастасия Сорокина: Спасибо, спасибо. Андрей Викторович Манойло был с нами на связи, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени Ломоносова.

А мы хотим, в общем-то, тоже поговорить на эту же тему с Валерием Михайловичем Коровиным, директором Центра геополитических экспертиз, и этот же вопрос адресовать – относительно того, как действительно можно ответить на такие выпады, которые кто-то использует сейчас перед выборами, еще какие-то цели преследуются. Как прекратить эти посягательства и угрозы в адрес нашей страны?

Валерий Коровин: Ну, на мой взгляд, отвечать надо ассиметрично, как любит выражаться наш президент, то есть не наращивать вооружения, с которыми и так на данный момент все в порядке, а отвечать сетевыми методами – то есть оказывать смысловое, идеологическое и информационное воздействие на общество противника предполагаемого через голову национальной администрации. Работать с американским народом, создавать идеологемы, которые вбрасывать в общественное пространство, формируя общественное мнение и направляя негативные энергии, которые есть в любом обществе, против американского руководства, как это делают сами американцы и вообще в принципе западные технологи во всем мире. То есть наносить ассиметричный удар, ослабляющий политическую и социальную стабильность внутри США, в случае каких-либо агрессивных действий с их стороны.

Но что касается именно этого заявления американского генерала, то относительно Калининграда можно быть на данный момент спокойными, потому что Калининград прикрыт дивизией ПВО с суши и мощнейшими структурами ПВО Балтийского флота. То есть здесь если и рассматривать реальную агрессию США или союзников по НАТО против Калининграда, то, скорее всего, американский генерал имеет в виду так называемых польских партизан. Это территориальные отряды, полувооруженные, полугражданские, которые к концу этого года будут насчитывать 53 тысячи, которых будут использовать как пушечное мясо для дестабилизации ситуации на территории России. Вот если это имеется в виду, то да, наверное, это серьезная угроза, против которой нужно готовить ответные действия.

Александр Денисов: Валерий Михайлович, вот вопрос… Да, сейчас прочитаем сообщение. В фильме Оливера Стоуна Владимир Путин четко ответил, его спросили: «Скажите, у США есть преимущество в ядерной войне?» – и он ответил коротко: «Вообще нет». Все. После этого вопросов не было. Мне кажется, действительно…

Валерий Коровин: Собственно, так и есть. Россия давно еще, во времена Советского Союза, разработала эффективную систему ядерного возмездия так называемой «Мертвой руки». То есть в любом случае ответный ядерный удар будет нанесен. И учитывая нынешнее состояние американской армии, которая при том, что является самой дорогой армией в мире, является не самой, мягко говоря, эффективной… И многочисленные учения, в том числе и в Европе, и на севере Европы, это демонстрируют. Вот еще неясно, как обернется для задиристой Америки именно ядерное столкновение.

И в этой связи американцы разрабатывают концепцию молниеносного не ядерного удара, пытаясь выйти с поля ядерного противостояния с Россией, где у них нет шансов, на поле неядерного столкновения. И эта концепция включает в себя удар одновременно несколькими тысячами, 7–10 тысячами ракет типа «Томагавк» по основным военным объектам России в течение 7–10 минут. После чего на территорию России должны выдвинуться подразделения спецназа, которые должны будут зачистить именно военные инфраструктурные объекты.

Но эта концепция находится еще в стадии разработки. И пока что у США и НАТО нет такого количества «умных», как выражается Дональд Трамп, действующих и хорошо работающих ракет. Есть какое-то количество старых «Томагавков», есть какие-то новые разработки, в недостаточном количестве еще выпущенные. Пока Америка и НАТО не готовы к молниеносному неядерному удару тоже, но мы тем не менее должны к этому готовиться.

Александр Денисов: Спасибо большое, Валерий Михайлович. Это был Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз. Переходим к следующей теме.

Эксперты - о цели провокационных заявлений американских военных и «несимметричном» ответе Москвы