Ольга Арсланова: И снова ОСАГО. Петр Кузнецов: Мы поговорим об очередных изменениях. Дело в том, что на этот раз Банк России предлагает изменить, и на этот раз речь идет о порядке расчета цены полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителей. Ольга Арсланова: Давайте посмотрим. Самый высокий коэффициент – 1,8 – предлагается ввести для молодых автолюбителей с самым маленьким стажем. Для более зрелых автолюбителей впервые вводятся скидки. Самую маленькую в 1% получают те, кому от 35 до 39 лет, и если у этого автомобилиста стаж от 5 до 9 лет. А на максимальную скидку в треть стоимости полиса могут рассчитывать те, кому более 49 лет и у кого стаж вождения более 14 лет. Петр Кузнецов: Свежая информация: в Российском союзе автостраховщиков уже поддержали проект нового порядка расчета стоимости "автогражданки", разработанный Центробанком. Андрей Знаменский, советник президента Российского союза автостраховщиков, у нас в гостях. Андрей Борисович, здравствуйте. Андрей Знаменский: Добрый день. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Если мы не ошибаемся, уже существуют эти категории, просто их станет еще больше? Андрей Знаменский: Ну, на сегодняшний момент таких категорий четыре. Петр Кузнецов: С четырех до семи увеличивается. Андрей Знаменский: Нет, не до семи, а значительно больше. На самом деле та матрица, которую предлагает Центральный банк, включает в себя 48 позиций, то есть 48 групп, в которые попадают водители. Петр Кузнецов: Но при этом принципиально нового чего-то не произошло, а просто людей тщательнее рассортировали? Андрей Знаменский: Ну, скажем так, просто уточнили… да-да-да, рассортировали тщательнее. Просто четыре группы – это очень грубые были расчеты, которые не менялись очень много лет, по сути дела с рождения ОСАГО. И поэтому сейчас, естественно, такое изменение уже как бы обосновано и той статистикой, которая накоплена, и в общем… Ну, совершенно очевидно, что, условно говоря, человек в 23 года и человек в 33 года водит машину немножко по-разному – и за счет опыта, и за счет… Ольга Арсланова: А можно об этой статистике? Действительно, хотелось бы о ней поподробнее узнать. Что она гласит? Просто очень многие эксперты жалуются на то, что статистика не очень убедительная пока что. И вообще подробно ее никто не видел. Петр Кузнецов: Вообще-то, ее нет, да. Ольга Арсланова: Да, подробно ее никто не видел. Петр Кузнецов: Это данные страховщиков, и они ее не раскрывают. Андрей Знаменский: Нет, ну почему? Здесь все расчеты, которые делал Центральный банк или которые делались по заказу Центрального банка, естественно, берут полностью всю ту базу данных, которая сейчас накоплена, еще раз, обо всех ДТП, обо всех заключенных договорах страхования – то есть, по сути дела, обо всех водителях России. Это все сейчас накоплено. И именно на базе этой статистики делаются эти расчеты. Эти расчеты делались не страховыми компаниями, не страховщиками, не Союзом, а это все расчеты Центробанка. Петр Кузнецов: То есть адекватность расчетов мы только так можем оценить и проверить? Андрей Знаменский: Ну, мы точно так же, скажем так. Ольга Арсланова: А что это за статистика? Андрей Знаменский: Расчеты со своей стороны Союз проводит сейчас. Но насколько первоначально мы видим, эти цифры действительно совпадают. Ольга Арсланова: А что говорит эта статистика? Молодые – неопытные и чаще попадают в аварии? Андрей Знаменский: Да, это действительно так. Ольга Арсланова: А в какие аварии – тяжелые, легкие? Не знаю… Просто, знаете, есть такое убеждение, ну, просто автомобилисты в это верят (не знаю, правы ли они), что, условно, в первые три года человек, наоборот, себя очень неуверенно чувствует и ездит крайне осторожно. Андрей Знаменский: Это не совсем так. Действительно, когда человек начинает водить, какое-то время он ездит действительно осторожно. Но для разных людей это разный срок. Кто-то через полгода начинает чувствовать себя уже асом и начинает, так сказать, гонять на дорогах. Кому-то требуется этот срок больше. Между прочим, здесь есть разница между мужчинами и женщинами. У них как раз, скажем так, период, когда они начинают чувствовать себя на дорогах профессионалами, он длиннее, чем у мужчин. Ну и здесь, конечно, возраст тоже является очень важным, потому что человек как бы более молодой на самом деле… у него раньше приходит… Петр Кузнецов: Здорово, что вы на меня посмотрели. Андрей Знаменский: Да, Петр, конечно. Соответственно, еще раз – более молодой человек раньше чувствует себя более опытным. И к сожалению, это может быть преждевременное качество, так сказать, которое у него возникает, поэтому и аварии происходят. Очень много аварий, которые происходят не просто из-за неаккуратности, а именно из-за превышения скорости, которым в большей степени грешат молодые водители. И там более серьезные аварии, которые имеют более тяжкие последствия. К сожалению, вот такая статистика существует. Ольга Арсланова: Но есть же взрослые водители, которые получают права, скажем, уже в таком зрелом возрасте. И все равно они будут попадать в эту невыгодную категорию? Петр Кузнецов: Не будет ли путаницы? Вот сколько вы сказали? 40 пунктов? Андрей Знаменский: 48. Ольга Арсланова: То есть получается, кто опаснее – молодой, но с большим стажем, или пожилой, но с маленьким стажем? Петр Кузнецов: Не будет ли путаницы, не будет ли ошибок? Ольга Арсланова: Это же настолько все, мне кажется, относительно. Андрей Знаменский: Нет, это относительно в статистике… Это точно выверено в тех самых коэффициентах, которые предлагает ЦБ. Причем сегодня 48, а завтра, может быть, статистики накоплено будет больше – и будет, я не знаю, 128 категорий или что-то еще. То есть здесь точность может быть любая, вплоть до каждого года – для каждого года возраста и для каждого года вождения. Собственно говоря, на Западе такие коэффициенты существуют, и это все отработано на мировой практике. Петр Кузнецов: Есть мнение, и мнение большинства (чего уж тут скрывать?), что любые какие-то новации в этой сфере все равно приводят к общему повышению стоимости полиса ОСАГО. Вот здесь мы говорим… Андрей Знаменский: Нет, изначальная цель, которую установил Центральный банк при расчете этих коэффициентов, звучала таким образом: общая сумма собираемой премии не должна увеличиться по ОСАГО. Поэтому сейчас идет речь только о некоем изменении баланса. Петр Кузнецов: Перераспределение денежной нагрузки, да? Андрей Знаменский: Да, да, да. Петр Кузнецов: Чтобы опытные не платили за неопытных, не переплачивали за неопытных. Андрей Знаменский: Да. И здесь тоже такая стратегия, можно сказать, сейчас (и Минфином она поддерживается, и Центральным банком): как бы меньшее значение должны оказывать коэффициенты, которые зависят от типа транспортного средства, от мощности двигателя, вот от этих характеристик, и в большей степени от водителя. Ну, то есть это как в поговорке водителей о том, что аварийность на дороге зависит от машины, а в машине – от "прокладки", от "прокладки" между рулем и сиденьем. И вот, собственно говоря, про эту "прокладку" в основном говорим сейчас. Петр Кузнецов: Давайте поговорим о полисах "мультидрайв". Во-первых, что это такое? Какие плюсы и минусы? Потому что именно на них, судя по новостям, приходится существенное подорожание. И вообще они пользуются спросом? Андрей Знаменский: Достаточно узкая группа лиц пользуется сейчас этими полисами. Ольга Арсланова: А это что такое, простите? Андрей Знаменский: Вы можете заранее заплатить дороже, но при этом как бы купить такой свой полис ОСАГО, куда вы можете впустить любого водителя, не уведомляя страховую компанию. Собственно говоря, вот эти полисы без ограничений по списку лиц имели и раньше повышающий коэффициент. Сейчас они повышаются еще больше. Ну, предлагает ЦБ повысить именно для физических лиц. Ну, потому что опять же статистика показывает даже здесь некие, скажем так, маркетинговые изменения, поскольку молодому водителю, который вынужден платить по этим коэффициентам достаточно высокий коэффициент, ему становится выгоднее просто начинать заключать договор без списка, не указывать себя в нем. И вот чтобы этого не происходило, здесь повышается параллельный коэффициент по ограничению. Но еще раз – категория таких лиц, физических лиц, которые заключают договора без ограничения, достаточно невелика, и поэтому для большинства водителей договора подешевеют. Мы уже проверили по нашей базе: если эти коэффициенты, соответственно, наложить на то, что есть сейчас, то 18,5 миллиона договоров ОСАГО получат дополнительную скидку. Петр Кузнецов: То есть "мультидрайв" – это как раз высокие риски, если мы говорим о коэффициентах, которые заложены в пропорциональной степени риска, которые несут те или иные категории? Андрей Знаменский: Да. Петр Кузнецов: То есть "мультидрайвом" пользуется узкая группа, но при этом это очень рискованно, когда ты сажаешь, допускаешь любого человека в свой автомобиль за руль? Андрей Знаменский: Да. Ольга Арсланова: Мы обращаемся к нашим зрителям: как вы относитесь к дополнительной, такой мелкой "шинковке" или сортировке автомобилистов, предложенной Центробанком? Пожалуйста, позвоните и скажите. Нам пишут: "Ощущение, что для Центробанка водители – все равно что картошка". Приведите даже краткую статистику по ДТП, возрасту и стажу водителей, потому что люди сомневаются в том, что возраст имеет какое-то значение. Говорят, что стаж – безусловно. А вот с возрастом не так все однозначно. Андрей Знаменский: Ну, если посмотреть вот эту матрицу, которая от возраста и стажа, то понятно, что коэффициент от стажа в большей степени, как говорится, снижаются: чем стаж больше, тем сразу резко снижается коэффициент. Но и от возраста он тоже существует. И действительно эта статистика есть. Как можно привести статистику из базы? Я, как говорится, не представляю себе, что хотят люди. Но вот эти самые коэффициенты, по сути дела, и являются отражением, еще раз, той реальной статистики. Петр Кузнецов: Смотрите, по-моему, мы про эту категорию не говорили. Архангельская область: "Знаю немало людей, которые имеют права, но по разным причинам за руль практически не садятся". Ольга Арсланова: А стаж идет. Петр Кузнецов: А стаж-то идет, и человек старше становится. То есть получается, что он практически в категории, которая получает максимальные льготы, максимальные скидки. Андрей Знаменский: Еще раз, ситуация сейчас выглядит следующим образом. Ну, такие люди, безусловно, существуют, но они ведь находят отражение и в той статистике, которая есть. То есть, еще раз, те водители, которые сейчас… Ну, условно говоря, он получил права и три года не ездил, а потом купил полис. Соответственно, если он попал после этого в ДТП, то это отразилось именно на той категории, в которую он в данной ситуации попал. То есть такие люди, может быть, и влияют на статистику, но, еще раз, эти коэффициенты учитывают эту самую статистику, в том числе и с такими людьми. Петр Кузнецов: Послушаем Александра из Тверской области. Александр на связи с нами. Здравствуйте, Александр. Зритель: Добрый день. Ольга Арсланова: Да, здравствуйте. Зритель: Скажите, пожалуйста… Стаж вождения – 28 лет. В этом году стал оформлять страховочку, и скидка мне – всего 5%. Может такое быть? Ольга Арсланова: Спасибо. Андрей Знаменский: Я думаю, что здесь речь идет о скидке, о так называемом коэффициенте бонус-малус (КБМ). Кстати, Центральный банк предлагает, собственно говоря, реформу этой системы, но реформу, не заключающуюся в изменениях коэффициентов, а именно, скажем так, в глобальном наведении порядка по применению этого коэффициента. Петр Кузнецов: Ну, говорилось о ее несостоятельности в России, этой системы. Андрей Знаменский: Ну, не соглашусь о несостоятельности, но соглашусь с теми, скажем так, проблемами, которые в ней существуют – и по качеству базы данных, и по качеству загрузки данных, там по множеству вещей. И вот теперь Центральный банк как раз достаточно жестко определяет правила игры, в которых ситуация, при которой человек, так сказать, достаточно долго имеет права, ездил, не попадал в ДТП и не получает скидку за накопленный свой бонус, она становится фактически невозможной. Вот это, наверное, основное изменение, которое касается технологии применения КБМ. Это, скажем так, неотвратимость применения бонуса страховыми компаниями и неотвратимость применения малуса, в случае если водитель действительно высокоаварийный. Петр Кузнецов: Москва пишет: "Это, скорее всего, приведет к увеличению поддельных ОСАГО. В Оренбургской области была свидетелем разговора, когда молодой человек отказывался платить 11 тысяч за ОСАГО, когда у него зарплата 15 тысяч". При этом эксперты говорят, что в связи с изменениями, которые предлагается сделать с ОСАГО, 90% мошенников уйдут с рынка. Андрей Знаменский: Ну, я не знаю… Петр Кузнецов: То есть все эти изменения способствуют увеличению теневого этого рынка или действительно способствуют уходу мошенников? Андрей Знаменский: Ну, видите ли, как говорится, борьба с мошенничеством – это, наверное, другая немножко ветка. И Центральный банк в этом отношении тоже много всего делает и переводит, скажем так, на сегодняшний момент полисы в большей степени в электронный вид. То есть вот это вот все – необходимость подтверждения полиса с точки зрения заключения, его отражения в единой базе данных – вот это все позволит в ближайшее время, надеюсь, вообще избавиться от фальшивых полисов. Но, конечно, конфликт определенный в ситуации существует – в том плане, что молодой аварийный водитель, которому надо платить достаточно много, он, как было в этом подслушанном разговоре: "Я не буду вообще покупать ОСАГО, потому что это для меня слишком дорого". Я не хочу задаваться вопросом: где человек взял деньги на машину? Это реальная ситуация, к сожалению, по западным странам. Например, мы анализируем… Ольга Арсланова: То есть это не только у нас? Андрей Знаменский: Да-да-да. Когда полис ОСАГО на первый год у молодого водителя может стоить дороже, чем машина. Это реальные цифры. Да, действительно это так. И человек, который покупает машину, в принципе, должен для себя понимать: "Сейчас, пока я молодой и настолько аварийный, пока я учусь ездить и так далее, сама страховка будет для меня стоить достаточно дорого". Естественно, у нас такого соотношения нет, и полис стоить дороже или даже 10% от машины не может, но тем не менее для вот таких молодых и аварийных водителей страховка будет повышаться. Петр Кузнецов: А кому больше 60 лет? Несколько вопросов, почему-то зацепились за этот возраст. Там что в новых категориях? После 60 ничего? Андрей Знаменский: Нет, там просто… Петр Кузнецов: Именно про 60 лет действительно ряд вопросов. А что делать тем, кому больше 60 лет? Ольга Арсланова: Может быть, считается, что у них, наоборот, показатели падают после 60 лет? Андрей Знаменский: Нет. Там, соответственно, насколько я помню, максимальный возраст указанный – 50. И для всех, кто старше 50 лет, просто идет снижающий коэффициент, и все. Ольга Арсланова: Снижающий? Петр Кузнецов: Все, понятно. Мы про это. Андрей Знаменский: 60, 70 и так далее. Ольга Арсланова: Смотрите, спрашивают: "Не логичнее ли привязывать вот эти коэффициенты к аварийности, а не к возрасту?" Ну, потому что всегда есть некий индивидуальный фактор. Очень аккуратные молодые с маленьким стажем, и наоборот. Ну, я так понимаю, что аварийность – этот показатель тоже никто не отменял. Он будет учитываться параллельно как-то или приплюсовываться? Андрей Знаменский: Да. На сегодняшний момент от водителя зависят два коэффициента: это коэффициент возраст/стаж и коэффициент бонус-малус, который зависит именно от его истории вождения. Но здесь статистика как раз показывает, что даже если человек, условно говоря, молодой и за два года не попал ни разу в ДТП, то все равно его вероятность попадания в ДТП, условно говоря, на третий год выше, чем у более возрастного водителя или у водителя с большим стажем, но который тоже за последние два года не был в ДТП. Это действительно параллельные вещи, которые как бы накладываются одна на другую, поэтому и существует коэффициент возраст/стаж, и коэффициент бонус-малус. Они дополняют друг друга. Петр Кузнецов: Послушаем Сергея из Краснодара. Сергей, здравствуйте. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Работал 20 лет на автобусе, возил пассажиров, Москва – город Краснодар. Потом перешел в транспортную компанию "Магнит", уже работаю 25 лет. И тьфу-тьфу, слава богу, у меня ни одного ДТП не было. Если я сейчас хочу поменять машину, бэушную на новую, у меня ОСАГО какое будет? У меня не было ни одного ДТП за это время. У меня будет дешевле оно или нет? Ольга Арсланова: Ну, это вопрос: за кем идет ОСАГО – за машиной или за водителем все-таки? Андрей Знаменский: Это, наверное, вопрос как раз к системе бонус-малус и к ее частичной несправедливости, к той системе, которая существует сейчас. Действительно, если, например, водитель заключает договор без ограничений, то есть без указанного списка водителей, а потом хочет себя вписать, то у него неоткуда взять историю, поскольку он не числился за последние годы в полисе. И у него действительно коэффициент КБМ обнуляется. И эта несправедливость как раз сейчас устраняется этими поправками Центрального банка, который говорит о том, что история по водителю будет храниться вне зависимости от того, какой он машиной управлял. Ольга Арсланова: Ну а сегодня, например, если у человека обычный, совершенно обычный полис и долгая безаварийная езда, коэффициент бонус-малус, при смене автомобиля он сохраняет эти привилегии? Андрей Знаменский: Все равно должен сохранять. Еще раз я говорю: есть как бы небольшие ситуации, в которых, так сказать, это теряется. Это при переходе с одного вида договора на другой. Ольга Арсланова: Понятно. Андрей Знаменский: По всех остальных история и его личный КБМ должен сохраняться. Петр Кузнецов: Сообщение, Новгородская область: "За рулем с 1980 года. Имею скидку по страховке 50%. А сейчас мне выставляют 35%. Где справедливость?" "Водительское удостоверение с 1974 года, – уже Самарская область, – ни одного страхового случая. Сколько с меня возьмут?" Воронежская область: "Никаких скидок не дадут. Муж с 40-летним стажем кое-как зарегистрировал машину без дополнительных и навязанных страховок". Вот Ульяновская область, судя по всему, за новую систему расчета: "Обидно, когда стаж с 1989-го, без аварий, а платишь такие же деньги, как и новички", – это Равиль из Ульяновска. Еще у нас есть Юрий из Москвы. Юрий, приветствуем уже вас, здравствуйте. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Добрый день. Ольга Арсланова: Да, Юрий, говорите. Зритель: Да, добрый вечер. Можно задать вопрос? Петр Кузнецов: Да, можно. Зритель: Скажите, при этой сортировке есть ли какой-то возраст, где ОСАГО дешевле? Не переведут ли в семье, друзья все свои автомобили на этого человека, чтобы сэкономить на ОСАГО? Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Как раз к слову о появлении новых схем в связи с изменениями. Андрей Знаменский: Нет-нет, это невозможно. Ведь мы с вами говорили о том, что базовый договор, который сегодня основная масса водителей, физический лиц, использует – это договор с ограничением, то есть со списком водителей, которые допущены к управлению. Если там записаны три водителя в семье, то, соответственно, они там, видимо, три и останутся. И для каждого из них будет свой коэффициент, и по максимальному будет применен тариф. То есть здесь, с моей точки зрения, нет возможности для какого-то мошенничества или, так сказать, "оптимизации". Если только взять и не вписывать молодого водителя… Ну, тогда вы и не будете его допускать до управления машиной или самим придется платить, в случае если допустили, а произошло ДТП. Ольга Арсланова: Но схема, согласитесь, интересная. Спрашивают: "Как зависит страховка от возраста автомобиля?" Ну, мы же страхуем ответственность перед другими автомобилистами. Наверное… Андрей Знаменский: Да, такой зависимости нет, у нас таких коэффициентов в России нет и не планируется. Еще раз говорю, что стратегически все-таки в большей степени направленность на коэффициенты в зависимости от водителя, от индивидуального вождения. Петр Кузнецов: Спрашивают: "Будут ли учитываться штрафы?" Или это все-таки мы как раз говорим о привязке к аварийности? Хотя штрафы – это не совсем то. Ольга Арсланова: Ну, это не всегда же авария. Петр Кузнецов: Да, это не совсем то. То есть много штрафов, например… Ольга Арсланова: За превышение скорости. Андрей Знаменский: Есть такая идея, что как бы можно еще один коэффициент ввести – в зависимости от водителя, уже именно от количества штрафов. Но пока считают все (и Центральный банк, и мы считаем), и прямой зависимости, скажем так, именно от нарушений правил и аварийности пока не выявлено. То есть если в перспективе что-то удастся, как говорится, насчитать и посмотреть, то, возможно, такой коэффициент будет введен. Но пока мы в той самой статистике, которую вы все просите, в данной ситуации этого не видим. Ольга Арсланова: Много возмущенных. Вот Ярославская область: "Грабеж населения! Сейчас есть 50%, а по расчетам новым их нужно отнять. Сейчас и так многие ездят без ОСАГО. А после таких введений их станет больше". Что будет с этой скидкой в 50%? Андрей Знаменский: Ничего подобного! Еще раз, скидка 50%, о которой говорят, коэффициент бонус-малус – она вся как есть, она вся сохраняется. Ни у кого ее, так сказать, отбирать или изменять не будут. Еще раз, это как бы дополнительная скидка. Там 50% и еще вплоть до 30% (в зависимости от опытных и возрастных водителей) получат. Петр Кузнецов: Еще есть вопрос из Ханты-Мансийского округа, только что пришел: "Почему цена на страховку не зависит от цены автомобиля? Мы что, должны оплачивать ремонт лимузина?" Андрей Знаменский: Вы страхуете по ОСАГО свою гражданскую ответственность. Никто не знает, с каким автомобилем произойдет ДТП и какой придется ремонтировать, поэтому тариф по ОСАГО, по "автогражданке" никогда не зависит от стоимости автомобиля самого, который страхуется. Ольга Арсланова: Ну и, наверное, самый популярный и ожидаемый вопрос: "Из чего формируется эта цена? Откуда берутся эти сумасшедшие суммы за страховку?" Действительно, в последнее время мы видели только подорожание. При этом с выплатами, как мы все знаем, действительно очень много проблем. И все эти рассуждения, возможно, о натуральном возмещении возникли из-за того, что много недовольных выплатами. И дальше там начинаются суды, автоюристы и так далее. Андрей Знаменский: Ситуация двоякая. С одной стороны – да, действительно как бы существует категория, так сказать, страхователей, которым в результате того, как они получают выплату, им не хватает на ремонт. Здесь, наверное, тоже проблема в первую очередь в этой усредненности. Сегодня все выплаты производятся по единой методике, в которой используются средние цены на запчасти в регионе и используется средняя опять же стоимость нормо-часа. То есть, в принципе, по вот этим деньгам, выплатам, если пойти в самую лучшую станцию и как бы купить новые детали, их не хватит никогда. То есть они действительно как бы рассчитаны в среднем. Поэтому, условно говоря, половине, так сказать, хватает, а половине не хватает, если, как говорится, люди считают для себя необходимым идти обязательно в такую дорогу станцию. Сейчас ситуация с натуральным ремонтом улучшается именно в отношении граждан – то есть у них появляется больше возможностей и выбора страховой компании, и выбора той станции, куда они хотят обратиться за ремонтом. Но все, как говорится, стоит своих денег. И в результате вот этих всех введений, нововведений у нас очень сильно растут, опережающими темпами растут выплаты по сравнению со сборами. И наверное, в ближайшее время как бы будут вынуждены или пересматривать тарифы уже, так сказать, их каким-то образом поднимать, или каким-то образом еще раз корректировать. Поэтому эта вещь… Наверное, забегать вперед не хочется, но сейчас весь рынок ОСАГО балансирует уже на грани рентабельности этого бизнеса. Петр Кузнецов: Спасибо, Андрей. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Андрей Знаменский, советник президента Российского союза автостраховщиков. Спасибо, что многое разъяснили Андрей Знаменский: Спасибо и вам.