Оксана Галькевич: Ну ладно сахар, ладно соль, а вот что будет с жилищно-коммунальными услугами, уважаемые зрители? Я надеюсь, Костя, нам не пересчитают их по новому курсу евро или доллара, потому что уже... Константин Чуриков: Вообще-то у нас рублевая зона, Оксана. Оксана Галькевич: Потому что уже сейчас, по данным социологического опроса «Фонда общественного мнения», 43% россиян говорят о том, что несут слишком большие расходы на оплату этих услуг. А еще треть людей в нашей стране называют их неприемлемыми для себя. Константин Чуриков: Итого, если суммировать эти показатели, выходит, что подавляющее большинство наших сограждан испытывают ощутимые трудности, оплачивая эти расходы. При этом качество, опять же по опросу ФОМ, тоже не устраивает многих, кстати, больше 30%, и в основном они недовольны содержанием дома и тем, как ухаживают за придомовой территорией, также не устраивает работа отопления и водоснабжение. Оксана Галькевич: Однако даже несмотря на это больше половины россиян исправно платят по своим счетам, изредка задерживают оплату только 14%, а часто задерживают выплаты всего 5%. Ну вот как изменится этот расклад в ближайшем будущем и, кстати, что у вас с оплатой счетов за жилищно-коммунальные услуги, уважаемые зрители? Напишите нам на наш SMS-портал, мы в прямом эфире, короткий бесплатный номер у вас на экране, 5445. Константин Чуриков: Ну, тема сейчас на самом деле важная, но тонкая. Потому что, с одной стороны, да, конечно, многие сейчас семьи просто не потянут рост еще каких-то тарифов, это с одной стороны. С другой стороны, система очень сильно изношена, о чем говорят все эксперты. Сейчас будем спрашивать Павла Склянчука, это эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Павел Дмитриевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Павел Склянчук: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Павел Дмитриевич, скажите, у нас индексация тарифов происходит ежегодно в середине года, 1 июля, по-моему, все пересчитывают, на какую величину, согласно закону? Павел Склянчук: Не выше инфляции. Оксана Галькевич: Не больше инфляции. Соответственно, как вы думаете, чего нам ждать в середине этого года? Павел Склянчук: Ну, учитывая сегодняшние реалии экономические, конечно, инфляция может перейти в двузначные цифры, и это, конечно, проблема. Она уже сейчас для организаций сферы ЖКХ является проблемой, потому что тарифы по итогам прошлого года пересчитывали в диапазоне 3–4%, а сейчас в связи с удорожанием всех производных, комплектующих, которые необходимы для текущих расходов жилищно-коммунального комплекса, они, конечно, ставят уже вопрос на будущее, как им в таких условиях сводить дебеты с кредитами. Но социальная защищенность граждан у нас в приоритете, отвечает за это ФАС, сейчас вы знаете, как они борются с ценами на продукты, ну вот в следующем году будут бороться с ценами на ЖКХ. По поводу соцопроса я вот хотел сказать. Еще Минстрой у нас же относительно молодое ведомство, оно появилось в структуре правительства где-то в 2013 году, и в самом начале они даже хотели ставить вот эти показатели удовлетворенности по данным соцопросов в число собственного как бы полезного действия, которое они делают, показатели эффективности. Но потом как-то от этой идеи планомерно отказались. Константин Чуриков: Павел Дмитриевич, ну сейчас же по сути, понимаете, особая ситуация, все уже понимают, уже видят, как растут цены, это, возможно, только начало. И вот те самые, знаете, у кого-то там +4% рост, у кого-то +6%, там разные коридоры, и никто, кстати, до конца не понимает, сколько же прибавят, мы все-таки это узнаем постфактум, но ладно, отдельная тема. Так вот, понимаете, сейчас вот этой копеечки может на что-то и не хватить, я имею в виду людям, домохозяйствам. И как быть? Павел Склянчук: Ну смотрите, безусловно, здесь нужно думать об адресной социальной поддержке, и в то же время нужно повышать уровень доходов, благосостояния населения. Это вот самая первооснова. Потому что почему там 43% граждан кажется, что расходы на ЖКХ слишком большие? Прежде всего из-за того, что есть другие расходы, мы знаем, есть закредитованность по потребительским кредитам, вообще в целом... В общем, все, одно, другое, третье, а тут еще и за «коммуналку» заплатить. Но раньше как было? Конечно, экономили на коммунальных платежках и платили за них в последнюю очередь. Сейчас, мы видим, ситуация обратная, т. е. вроде бы высокий уровень неудовлетворенности, а платежная дисциплина крайне высокая. Конечно, это такой кредит доверия, который нельзя ни в коем случае подрывать, и коммунальщикам в этой связи нужно очень сильно постараться, чтобы не ухудшилось качество коммунальных услуг. Вот вы здесь говорили... Константин Чуриков: Это очень важно, да, это очень важно, потому что у нас не Великобритания, где можно сказать «Если вы поддерживаете Украину, прикрутите у себя батареи», у нас такой номер не пройдет, у нас все-таки немножко другой климат, мягко скажем. Оксана Галькевич: Слушайте, ну и как вы думаете, этот консенсус, вот это доверие, оно ведь может пострадать, собственно, от того, что у нас сейчас происходит, от роста цен, не знаю, от того, что просто у людей эти средства, которые раньше они обязательно несли на уплату жилищно-коммунальных услуг, теперь придется, может быть, на что-то другое потратить в первую очередь. Павел Склянчук: Ну, безусловно, такие сценарии возможны, именно сценарии по планированию оплаты, и данные соцопроса это подтверждают. Хотя, мне кажется, соцопрос очень такой условный, показатели восприятия, насколько хорошо работают управляющие компании, очень субъективны, качество воды, ее вкусовые свойства тоже сильно разнятся, и не только из-за водоочистки, а просто из-за особенностей водоснабжения, из каких источников производится водозабор. Я думаю, что у нас коммунальные ресурсы конкретно, вот шесть видов коммунальных ресурсов, которые поставляются, свет, вода, тепло и т. д., они, конечно, останутся таким минимально необходимым уровнем благ. А вот вторая часть в платежке за ЖКХ – это все, что связано с жилищными услугами, т. е. это, условно говоря, услуги консьержа, я не знаю, обслуживание домофонов, обслуживание каких-то там других сервисных историй. Вот, может быть, даже... Тот же самый домашний интернет или телефонная связь – это же тоже определенная часть расходов. Вот в этой части либо будет снижение цены, и за этим тоже нужно следить, либо отказ от этих услуг, для того чтобы сохранить платеж. Константин Чуриков: Павел Дмитриевич, вы знаете, я вот еще раз сейчас вчитался в это исследование, в этот опрос, который мы с Оксаной представили. Конечно, к ФОМ претензий нет, может, такая выборка была, не знаю, но вот у меня есть вопрос. Потому что в принципе ну кого ни спроси, качеством ЖКХ, мне кажется, в стране у нас недоволен просто каждый второй, если не каждый первый, понимаете. Это и ветхий жилой фонд, который невозможно отремонтировать, а надо ремонтировать. Знаете, не буду показывать свою кухню, как она изуродована очередной протечкой, и так у нас происходит, кстати говоря, каждый, каждый год, понимаете, вот эта крыша льет и льет, льет и льет. Все, понимаете, ну против лома нет приема, ну что ты хочешь, последний этаж. И таких, как я, много, по разным вообще, скажем, случаям, вот. Вам не кажется, что циферки немножко такие, заниженные, я бы сказал? Павел Склянчук: Константин, я с вами здесь могу согласиться, учитывая, что в выборку ФОМ были включены даже коммунальные квартиры. Ну сколько у нас в стране коммунальных квартир? То есть понятное дело, какой там уровень и качество жизни. Безусловно, он не соответствует стандартам современным. И здесь вы абсолютно правильно говорите, что это может быть, и в отдельном доме конкретном цифры могут и зашкаливать, а в других домах... Константин Чуриков: «В доме высокой культуры быта». Павел Склянчук: Ха-ха, точно. Оксана Галькевич: Нет, вы знаете, там, может быть, и не соответствует современным требованиям каким-то высоким, но может соответствовать представлению о прекрасном тех или иных людей. Вы же знаете, они у всех разные: кому-то крыша протекает плохо, жалуется, а кому-то ну ладно, потерпим, ничего... Константин Чуриков: Это был такой привет управляющей компании с моей стороны. Павел Склянчук: Оксана, я продолжу вашу мысль. Самая наглядная услуга – это теплоснабжение: кому-то хочется, чтобы тепло было, а кто-то... Оксана Галькевич: Ну да, например. Павел Склянчук: ...любит похолоднее. И у нас, если помните, в начале года, и вы наверняка на «Общественном телевидении» эту тему подробно обсуждали, вот этот перерасчет за теплоснабжение, теплая, холодная зима. Вот я думаю, что в нынешних реалиях подобного рода такие оплошности, скажем так, когда насчитывают гигантские суммы, они просто недопустимы. И это не так, что вы можете исправить ошибку. Если все-таки будут людям начислены суммы, которые они будут воспринимать как абсолютно издевательские, несправедливые и экономически необоснованные, то нужно принимать самые жесткие меры. А вот вторая часть, я уже об этом тоже сказал, она связана именно с жилищными услугами. Управляющие компании, они же работают тоже по определенным ставкам, сколько стоят услуги дворника, сколько стоят услуги помывки подъезда или, например, обслуживание лифтов, это все тоже тарифицируется. И здесь вот ситуация очень такая кривая. У нас есть муниципальные ставки, и когда частная управляющая компания приходит на общее собрание жильцов, она говорит: «Ну вот город считает, что это будет стоить столько-то». Вот что будет дальше с этими ставками... Они очень часто не актуализируются, эти цены, они во многом иногда бывают заниженные, иногда завышенные. Константин Чуриков: Ну, самое главное сейчас актуализироваться властям, понимать, в какой исторический период мы живем сейчас, в каком историческом периоде. Павел Склянчук: Да. Константин Чуриков: Спасибо большое, Павел Дмитриевич. Павел Склянчук: Спасибо. Константин Чуриков: Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Вологодская область: «Очень дорогое отопление, нереально дорогое». Челябинская область, Анатолий: «Требую отменить капремонт!» – имеются в виду, видимо, взносы за этот капремонт... Оксана Галькевич: Строчка такая есть у всех. Константин Чуриков: Сейчас мы Александра Гурылева приглашаем в эфир, вице-президент «Национального жилищного конгресса». Александр Геннадьевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Александр Гурылев: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Александр Геннадьевич, скажите, а вот как, собственно, эти самые ставки, о которых только что говорил предыдущий наш эксперт, удержать в рамках даже, наверное, не разумного, я не знаю, в рамках возможностей людей? Просто мы понимаем, что если за последние 3 недели произошел такой рост на ту же гречку и еще на что-то, то, вероятно, и здесь тоже возможен какой-то пересмотр или требует необходимость. Как их удержать в рамках какой-то разумности, возможностей людей? Александр Гурылев: Ну, вы знаете, я думаю, что все-таки... Не очень приятную вещь скажу, но нужно просто определиться, что первично, курица или яйцо. Дворник, слесарь – это такой же человек, который живет и ходит в такой же магазин, как и житель дома. И затраты, связанные с ремонтом дома, которые зависят напрямик от его технического состояния, зависят от тех затрат, которые управляющая компания несет. И если стройматериалы, их стоимость выросла условно на 10%, ну как может платеж за содержание и ремонт остаться прежним, если клиенту требуется тот же объем работ? Ну это просто технически невозможно. Другой вопрос, что государство в состоянии тем людям, которые не могут оплачивать адекватный рост платежа, каким-то образом помочь. И адресные субсидии, те, которые сейчас разрабатываются в правительстве, они призваны... Оксана Галькевич: Александр Геннадьевич, вы говорите просто... Понимаете, вы говорите о тех алгоритмах, которые можно было обсуждать, ну не знаю, месяц назад, например. Вы сейчас видите, как стремительно меняется ситуация в принципе в экономике вообще. И здесь нужно уже, мне кажется, мыслить другими какими-то категориями, кризисного управления в данный момент. Вот, понимаете, начинается такое пике́, вот вы говорите: ну что делать, ну да, вот придется; если вы хотите, чтобы услуга была качественной, значит, будет дорожать. Вы понимаете, что людей, которые будут испытывать, так скажем, ощутимые затруднения с оплатой коммунальных, жилищно-коммунальных услуг, будет становиться больше? Поэтому я вас и спрашиваю, какие есть варианты кризисного такого управления в данной ситуации этой ситуацией. Александр Гурылев: В части производственной работы управляющей компании это переход с планово-предупредительных ремонтных работ на по сути заявочный и, уж простите, аварийный, т. е. выполнение только крайне необходимого минимума на доме, для того чтобы обеспечить не столько комфорт, сколько безопасность. Например, ремонт в подъезде имеет отношение к комфортности проживания человека, но, если течет крыша, и это безопасность, то лучше сделать крышу и не делать ремонт подъезда. Оксана Галькевич: Ну, это уже что-то, да. Константин Чуриков: Александр Геннадьевич, но мы с вами рассуждаем как честные люди. Но в данном случае мы имеем дело с очень нечестной сферой, согласимся с этим, да? Как сделать так, чтобы вот как раз сегодня управляющие компании, извините меня, просто не разворовывали деньги на этом, понимаете? Потому что по ведомости может пройти какой угодно ремонт, но по факту он сделан не будет, а мы знаем, как они умеют нас дурить. Александр Гурылев: Да, это отлично известно. Но я вас уверяю, что отрасль ЖКХ в связи со своей затратной частью, составом затратной части, одна из самых прозрачных. И если бы житель или правоохранительные органы спрашивали, какие конкретно деньги на какие затраты конкретно прошли, и, если бы это спрашивал клиент управляющей компании, я вас уверяю, украсть в ЖКХ при такой постановке вопроса от клиента или органов крайне тяжело. Потому что отрасль вы не представляете, насколько прозрачна: 80% затрат в отрасли ЖКХ – это заработная плата сотрудников, и проверить ее элементарно. Те управляющие компании недобросовестные, которые нужно ловить и, извините меня, наказывать, которые не платят зарплату «вбелую», а платят ее «вчерную», вот их ловить необходимо в первую очередь. И затратная часть, она более чем прозрачна получается. Константин Чуриков: Хорошо, еще такой вопрос, Александр Геннадьевич... Оксана Галькевич: Интересно, а почему вот вы... Нет, я просто прошу прощения. Почему тогда столько вопросов у наших зрителей постоянно возникает именно к этой сфере, если она такая вот прозрачная, всегда идет на диалог... ? Константин Чуриков: Ну да. Александр Гурылев: Просто, к сожалению, граждане не задают те вопросы, на которые управляющая компания должна была бы ответить. Заметьте, тот опрос ФОМ, который проходил, речь идет о неудовлетворенности платежом, все говорят, что дорого, – а сколько на самом деле? Почему люди не спрашивают, сколько нужно заплатить, для того чтобы получить тот или иной результат? Человек говорит «дорого» или «дешево» в зависимости от его возможностей... Константин Чуриков: Правильно. Александр Гурылев: ...и это для него является показателем. Константин Чуриков: А люди не спрашивают, сколько надо заплатить, как говорится, по гамбургскому счету, потому что они понимают, что они это не потянут. Они уже сейчас «коммуналку» с трудом тянут. Александр Геннадьевич, знаете, какой вопрос? Вот мы сейчас, беседуя о разных сферах нашей жизни, о разных отраслях, мы ищем, где соломку постелить, как нам импортозаместиться. В сфере ЖКХ мы насколько независимы? Я не знаю, трубы, материалы, все остальное... Оксана Галькевич: Краска, ведра-метлы... Александр Гурылев: Это очень большая проблема, потому что... Например, просто для примера: пластиковые трубы, которые являются основной затратной частью для ремонта инженерии, у нас несколько поставщиков, и это делится на Китай, Турцию и Чехию. Чехию с Турцией можно немножко отодвинуть, остается Китай и наш производитель. Наш производитель делает это из гранулята, гранулят он получает либо из Уфы, либо из той же Чехии, где химическая промышленность в европейской зоне особо развита. В результате на данный момент те, кто привык работать с чешской трубой, я уж даже не говорю про немецкую трубу, срок действия работы которой намного больше, вынуждены будут сейчас работать вот с этим материалом. Но отечественный производитель на данный момент восполнить мгновенно это не сможет, ему нужно некоторое время на восполнение. Все остальные материалы – краска, цемент, металл – безусловно, производятся у нас, внутри, и здесь особых проблем быть не должно. Вся проблема у нас, повторяюсь, это неплатеж у ЖКХ и заработная плата сотрудников, которая точно так же в соответствии с законом изменяется, индексируется, повышаются минимальные ставки оплаты труда и пр., пр., пр. Оксана Галькевич: Александр Геннадьевич, давайте вместе, может быть, продолжим этот мозговой штурм, с нашими зрителями вместе в том числе. Вот многие пишут, что можно снизить сумму в платежках, если отменить оплату за капитальный ремонт. Как вы считаете, вариант? Константин Чуриков: Я можно еще дополню? Просто логика очевидна: сейчас ремонт подорожает сильно и все равно всех не отремонтируют, мы это тоже понимаем. Даже, как говорится, в прежней жизни многие платили деньги на этот капремонт, но ремонта как такового не было... Оксана Галькевич: Ремонта не видели. Константин Чуриков: Может быть, действительно здесь уже как-то ослабить поводья? Александр Гурылев: Я вам хуже того скажу. Я абсолютно согласен с этим мнением, но хуже того, на данный момент при той планируемой инфляции, которую сейчас прогнозирует Центральный банк, те накопления на капитальный ремонт, которые накапливаются либо на спецсчете дома, либо в Фонде капитального ремонта, ну сами понимаете, через год-два превратятся в совершенно другие деньги. Оксана Галькевич: Кстати, да. Уже превратились, наверное. Александр Гурылев: И вопрос отмены взноса капитального ремонта может быть очень актуальным. Если тем более эти деньги направить на выполнение не комплексного капитального ремонта, который иногда, конечно, очень красивый получается дом, но лучше ремонтировать то, что реально сломано, чем делать из одного дома конфетку по тем видам, которые могли бы подождать. В этом случае работа Фонда капитального ремонта была бы более эффективной, как нам кажется. Оксана Галькевич: А кстати, вот пока... Александр Гурылев: ...стоит подумать насчет снижения взносов за капремонт. Оксана Галькевич: Александр Геннадьевич, но пока такое решение не принято. Смотрите, вы правильно ведь сказали, превратятся через 2 года, они уже в принципе превратились... Константин Чуриков: Частично. Оксана Галькевич: Частично превратились. Вот те планы, которые намечены были уже на этот год, когда никто не знал, что будут так разворачиваться события, они по-прежнему будут реализовываться? Тогда как, если люди выходят на проект, например, и понимают, что строительные материалы с конца февраля до конца марта подорожали на столько-то и этих средств выделенных уже не хватает на намеченные стены, крыши и т. д.? Александр Гурылев: Подрядная организация, которая участвует в конкурсе на право проведения капитального ремонта, который проводит каждый субъект, и делает он, как правило, это либо зимой, либо ну крайне весной, в этом конкурсе смета, в смете стоимость материалов. После конкурса смету поменять практически невозможно. И подрядная организация, выиграв подобный конкурс, если она ответственна, она должна взять калькулятор, посчитать, в состоянии ли она выполнить те обязательства, которые на себя взяла. Если она не в состоянии выполнить, лучше ей, конечно, в работы не ввязываться, потому что... Оксана Галькевич: Подождите, а как, если они выиграли этот тендер? Соответственно, они наверняка уже подписали какой-то договор, а договор – это все-таки юридический документ, соответственно, отказаться от него просто так нельзя, сказать: «У-у-у, нет-нет-нет, мы, ребята, не будем, ищите других». Александр Гурылев: К сожалению, события, которые у нас сейчас происходят, не подпадают под гражданское понятие форс-мажора. Следовательно, у тех подрядных организаций, которые в конкурсе поучаствовали и выиграли, только два пути: либо отказываться и попадать, скорее всего, в список недобросовестных участников конкурса, либо минимизировать объем работ по договоренности с заказчиком. Это юридические процедуры, они возможны, и любой фонд капитального ремонта, ну если он адекватно оценивает то, что происходит с отраслью, должен был бы на это пойти. Я думаю, ни фонду капитального ремонта, ни жителям не нужно, чтобы крышу разобрали, а сделать ее не смогли. Это намного хуже, чем не начинать работу. Оксана Галькевич: Это намного хуже, чем твои протечки, Костя. Константин Чуриков: Да. Спасибо, спасибо, Александр Геннадьевич. Александр Гурылев, вице-президент «Национального жилищного конгресса». (Это не мои протечки, это протечки «управляшек», как их сейчас называют.) Самарская область: «Почему за капремонт платим авансом, а не за сделанный ремонт?» – ну, я думаю, логика определенная все-таки есть... Оксана Галькевич: Там было объяснение такое, что это достаточно больших сумм требует, эти деньги должны накапливаться, и вот когда подходит очередь того или иного дома, вот тогда выделяется уже полностью вся большая сумма. Константин Чуриков: Ну а мы, кстати, посмотрим... Оксана Галькевич: «Все течет, все меняется». Константин Чуриков: ...что по части ЖКХ войдет в такой антикризисный план правительства, тоже любопытно будет узнать. Через 2 минуты продолжим, будем говорить о том, в чем мы теперь будем ходить, – о моде для народа.