Блокировка банковских счетов. Граждане в последнее время стали чаще жаловаться на блокировку банковских счетов, хотя раньше это касалось в основном предпринимателей. При этом число действительно неблагонадежных клиентов как минимум не снижается, сетуют банкиры. Банки нередко пользуются и правом спрашивать клиентов и об источниках происхождения средств. В чем причины блокировок и что с этим делать - спросили у эксперта. В студии Эдуард Савуляк - директор консалтинговой компании. Петр Кузнецов: «Откуда такие деньги?» – теперь этим вопросом задаемся не только мы, когда видим новость об очередном олигархе, но и банки. Они стали чаще интересоваться у клиентов, уже у нас, у физических лиц, как мы заработали на открытие вклада и на что хотим потратить снятые с депозита средства, например. Если ответы не устраивают, блокируют счета. На это жалуются не только предприниматели, еще раз, но и все чаще физические лица. Тамара Шорникова: Да, в банках отвечают при этом, что все по закону. Требования для финансовых организаций по контролю за доходами, сделками и денежными операциями клиентов прописаны в законе №115, известном как «антиотмывочный». Им, собственно, банки и руководствуются. При этом критерии, по которым банки отличают подозрительные операции от обычных, они не раскрывают, это, соответственно, расширяет их возможности, считают юристы и другие эксперты. Петр Кузнецов: Так вот чем же обусловлено пристальное внимание к нашим деньгам и что делать, если ваш счет заблокировали? Будем разбираться в ближайшие 18 минут. У нас в гостях Эдуард Савуляк, директор консалтинговой компании. Здравствуйте. Эдуард Савуляк: Здравствуйте. Петр Кузнецов: То есть как бы к банкам особых претензий нет, да? Они под гнетом таком своеобразном Центробанка, Росфинмониторинга, боясь потерять лицензию, не выполнить какие-то требования, которые на самом деле четко не обозначены, вот они приступают теперь к более тщательной проверке физических лиц? Эдуард Савуляк: Ну смотрите, я с одной стороны соглашусь, что на банки действительно много навалилось разной работы. Но все-таки регулятор банковский – это Центральный банк, председатель Центрального банка уже неоднократно говорил о том, что банки палку перегибают. В том числе, когда вот последний случай был, так же госпожа Набиуллина сказала о том, что Центральный банк, условно говоря, настолько рьяно не ожидает, что банки будут исполнять свои функции. Поэтому здесь действительно надо разделять, возможно, то, что мы там видим в прессе, кто-то там чем-то возмущен. Возможно, базово какой-то перед нами господин Иванов, а на самом деле это ИП Иванов, это немножко другое. И возможно, этот ИП Иванов действительно с одного банка на другой деньги получил, для того чтобы потом их по картам снять, так называемое обналичивание, через ИПшников у нас в стране оно имеет место быть. Вот здесь ситуация одна, и банк, видимо, тут справедливо это дело пресекает. Соответственно, ситуация немножко другая, когда условно обычный пенсионер свои какие-нибудь 60 тысяч рублей, пришел получить какие-нибудь, не знаю, 3 тысячи рублей процентов, и ему начинают задавать какие-то вопросы. Здесь, естественно, перегиб. Но все-таки в чистом виде про пенсионеров я такие разговоры пока не слышал. Тамара Шорникова: Ну вот есть конкретные истории, не будем называть банки, действительно их сейчас тиражируют: копил деньги на крупную покупку на вкладе в одном банке, вывести было удобнее через счет в другом банке; спустя неделю после снятия средств в кассе банк заблокировал счет, потребовав от клиента предоставить документ о происхождении средств, собственно, объяснить, во-первых, как они появились, а самое главное, на что они будут потрачены. И уже после предоставления клиентом документов банк сказал, что вот у него есть 3 недели на то, чтобы проверить документы, соответственно убедиться в истинности и так далее. Таких случаев не миллион, но они имеются, о них все чаще рассказывают. Меня в этой ситуации удивляет именно вторая часть, когда интересуются судьбой банки. Действительно, происхождением средств, сейчас все борются с коррупцией, это еще понятно, но на что я потрачу свои деньги… Действительно ли банк может этим интересоваться? Если да, то в каких случаях? Эдуард Савуляк: Ну мы видим, что банк этим действительно может интересоваться, даже такой пример у нас есть. Другое дело, чтобы мы тоже сильно не сгущали краски, мы же понимаем, на что я потрачу деньги, видимо, и то, что я скажу реально банку, и поверит ли в это банк – это уже как-то немножко второстепенно. Поэтому то, что раньше никому такие вопросы не задавали, а сейчас вдруг задали и все немножко оторопели от этого, – ну да, возможно, такое есть. Но опять же оттого, что у меня спросили, на что я снял условно 8 миллионов, я говорю: «Так на квартиру же я коплю», – ну и я считаю, что ничего страшного в этом не произошло, и банк удовлетворился, и я. Если же опять же по факту, тут уже вопрос немножко в другом, когда счет заблокирован и банк говорит: «На квартиру? Хорошо, я подожду 3 недели, у тебя вроде бы в это время сделка, посмотрим, что будет дальше со счетом». Вот интересно, чем эта ситуация закончится. Но еще раз, я не думаю, что тут все так кроваво, как внешне кажется. Ну спросил банк, на что потратите деньги, ну ответьте ем… Еще раз: если вы не какой-то, я не знаю, а-ля террорист, да что вам скрывать? Тамара Шорникова: Я имею в виду, есть ли какие-то пороговые суммы, определенные виды операций, проводя которые, ты можешь в принципе игнорировать эти вопросы и говорить, что это мое сугубо личное дело? Эдуард Савуляк: Вот тут смотрите сразу. Мы догадываемся, что, видимо, если мы говорим, вы как вкладчик и напротив вас такая большая машина, как банк, состоящая из юристов, еще из кого-то, прямо скажем, игнорировать их совершенно точно не стоит, тем более если у них мои деньги. Одно дело они мне деньги отдали, а потом вопросы задают, совсем другое дело, когда они говорят: «Отвечай, и дадим», – видимо, игнорировать не надо. Поэтому ругаться с банками, я считаю, совершенно точно себе дороже, поэтому по этому пути даже идти не нужно. Что они спрашивают, желательно это отвечать, и тут вопрос еще и в сроках. Банк если спрашивает, это, видимо, речь не про то, что я могу думать полгода, то есть сразу важно спрашивать, когда тебе это нужно, если он сам этого не сказал. Потому что на самом деле нужно, как правило, в течение 3-х дней, там еще нюансы могут быть такие, что документы надо соответствующим образом заверить, то есть это реально можно еще и не успеть сделать. Петр Кузнецов: Тем более если находишься где-то… Заграница – это отдельная история, блокировки за границей… Эдуард Савуляк: Как правило, если даже не за границей находитесь, а, еще раз, вас попросят нотариально заверить документы, а вы иногда и не можете их у себя дома найти, они лежат непонятно где… В общем, срок этот просрочить можно и потом усугубить ситуацию, это раз. Два – про пороги. С одной стороны, в законе четко и ясно сказано про 600 тысяч рублей. Но здесь опять же про 2 рубля… Тут вроде бы и про суммы нет речи, но везде сказано «крупная сумма». Поэтому чувствую, что и первый, и второй случай, больше, чем 100 тысяч, то есть банк это обязан спросить. То есть еще раз, у него нет возможности не спросить, 601 тысяча – спрашивай. Но допускаю, то может быть такой вариантик, когда кто-то снимает по 200 тысяч рублей, но каждый день на протяжении условно 2-х недель. Естественно, это очень похоже на то, что этот человек как раз знает, как устроена система, и пытается ее обойти. И сразу говорю, что, видимо, здесь… Тут 200 тысяч рублей условно, по 60 можно снимать, по 590… Петр Кузнецов: Ну понятно, да, регулярно. Эдуард Савуляк: И естественно, если банк такую системность заметит, – а мы понимаем под словом «банк» на самом деле бездушную машину… Петр Кузнецов: Вот, я хотел спросить: это какой-то конкретный сотрудник банка принимает решение по каждому случаю? Эдуард Савуляк: Это вообще не сотрудник банка, это, как правило… Петр Кузнецов: Полуавтомат? Эдуард Савуляк: Блокирует, конечно, вас автомат, а сотрудник банка уже может разблокировать или нет. При прочих равных условиях, мы понимаем, сотрудник банка, так же как любое подневольное лицо, считает, что лучше он исполнит свои обязанности, чем он их зачем не исполнит, вдруг это окажется тот самый случай, когда тут какой-то страшный человек… Петр Кузнецов: …и меня уволят. Эдуард Савуляк: Его выгонят с работы, не знаю, лишат премии – зачем ему это надо? Поэтому тут я тоже соглашусь с тем, что, еще раз, банки перегибают палку на ровном месте, но все-таки их к этому обязывает наш закон. И мы опять же видим, что если отзывается лицензия, как правило, у нас у банков в последнее время, то отзывается она именно по этому закону, поэтому тут банкам на самом деле тоже есть чего бояться. Петр Кузнецов: Да, мы с этого, собственно, начали. Опасения продолжают появляться на SMS-портале. Кстати, уважаемые телезрители, если вы столкнулись в последнее время с неожиданной блокировкой, причем какой-то незначительной суммы, обычный какой-то ваш платеж и вдруг блокировка карты, позвоните нам, расскажите. Опасения появляются, Владимирская область пишет: «Обнаглели уже эти ростовщики, не их собачье дело». То есть еще раз, четкого критерии подозрительных операций у банка нет, верно? То есть он может заблокировать практически любую… Эдуард Савуляк: Нет, сейчас, секунду, это не совсем так. Дело в том, что, еще раз, если почитать закон, 115-й ФЗ, то там таких критериев столько, что под них попадает, если честно сказать, абсолютно все. То есть мы видим 600 тысяч рублей, вообще подпадает все, а если ниже, то читай, что там написано, там попадает практически все опять тоже. Поэтому банк, с одной стороны, если дойти до суда, допустим, принципиальный кто-то найдется и скажет: «Сейчас я вам покажу», – будет судиться, потратит деньги, и предположу, что банк все-таки этот суд выиграет, потому что он скажет, что вот посмотрите, по совокупности таких-то факторов вот этот человек… Условно говоря, я просто называю факторы, которые в реальной жизни могут быть: человек положил деньги, не знаю, год назад, после пропал, а теперь пришел, а у него другая прописка, а у него все это время счет стоял, а тут он внезапно захотел деньги снимать. Вот они, критерии подозрительности: счет стоял, и внезапно снимают всю сумму, изменения какие-то в документах, про которые клиент не сказал, хотя типа должен был… А кто из нас это делает? Да никто, пока банк не спросит. Вот и банк говорит, что это сомнительно, а он еще и так выступать стал, что я еще больше убедился, что это неспроста, и попросил у него еще, на что потратит. Петр Кузнецов: Хорошо, а если я заранее предупрежу о том, что я в ближайшее время буду… Эдуард Савуляк: Вот очень правильный подход. Я считаю, что, конечно, заранее всегда банки предупреждать надо, и как раз вы узнаете, вдруг какие-то изменения произошли, они запросто происходить могут, просто вас не касались. Вам скажут: «Кстати, хорошо, что пришли, мы вот что-то там вам на «мыло» пишем, а вы не отвечаете». А вы говорите: «А я и не захожу в этот ящик уже сто лет». Поэтому предупредили – молодцы. Петр Кузнецов: Даже если эти 600 тысяч, попадающие под… Эдуард Савуляк: Да. Тут вопрос, еще раз, не даже если 600 тысяч, для кого-то и 60 тысяч деньги. Я говорю просто про то, что вам надо, условно говоря, в эту пятницу 60 тысяч рублей снять по-любому, и вы не хотите, чтобы вы пришли в банк, а они сказали: «Шестьдесят тысяч для нас большие деньги, а мы не заказали», – это условно. Тут вопрос в другом, но вы деньги в пятницу не получите, да? Поэтому придите условно за 2 дня до этого, скажите: «Я хочу 60 тысяч в руки, вопросы сразу мне скажите, я все бумажки принесу», – вот так. Тамара Шорникова: Есть как раз две SMS с логичными вопросами. Омск: «Друг занял деньги, потом отправил их мне на карту. Замучился доказывать, что это не обналичка», – пенсионер пишет. И следом же вопрос: «Скажите, что значит «банк спросит»? Поверит ли он на слово? Нужно ли документальное подтверждение намерений своих трат, скажем, договор взноса на ипотеку или покупку автомобиля?» Эдуард Савуляк: Да, вот сразу первый вопрос по поводу безналичных платежей через карты между физлицами. Вот здесь сразу надо понимать, что платежи между физлицами – это самые сомнительные платежи на свете. И к слову, чем, видимо, меньше сумма, тем он, как ни странно, может казаться сомнительнее. Почему? Это кто-то там, пенсионер, знает, что он у друга какого-то занял, а могли же на самом деле за наркотики заплатить а-ля пенсионеру, да? Запросто, наркотики не стоят 600 тысяч рублей или миллиард, они стоят небольшие деньги, но много, и мы не знаем, вот он про конкретный платеж сказал, а у его друга сколько было таких платежей и у него, один он был или шесть, условно говоря, за месяц или за неделю. Мы этого не знаем. Поэтому при прочих равных условиях я, конечно, понимаю, что сейчас все пенсионеры очень, весьма IT-продвинутые, но мне почему-то кажется, друг если деньги вам дал и он у вас условно в соседнем доме, отдайте ему эти деньги, уж так и быть, в руки, не идите через два банка. Потому что возможна ситуация, что вы деньги отправили, а там деньги заблокировали, и ваш друг так же не получил, начинает так же вас дергать. Ситуация вторая немножко другая… Тамара Шорникова: Да, нужно ли документальное подтверждение намерений своих трат. Эдуард Савуляк: Да-да. Вот тут сразу, здесь принципиально важно, еще раз, точно соблюдать то, что спросил банк. То есть зачастую, я честно много видел, как что банк спрашивает, – в подавляющем большинстве случаев банк на вас даже не смотрит, просто подсовывает вам на поллистика анкетку, там написано, соответственно, допустим, как вы заработали… В этой анкете надо отметить, как вы заработали деньги, и там написано «личные накопления», допустим, «зарплата», «ипотека», «подарили», другое. Хоть что поставьте, лишь бы не «другое», потому что «другое» уже сразу надо расшифровывать, какое, могут документы попросить и все остальное. Если вы, допустим, нигде не работаете и вам подарили абстрактно 10 миллионов рублей, теоретически могут попросить договор дарения. Но как правило, опять же если мы говорим про суммы относительно небольшие и вы просто галочку поставили, что личные накопления, банк этим вполне удовлетворяется, вот так. То есть по факту, если вы сами на это, я бы так сказал, не нарываетесь, у вас документы никто и просить не будет. Петр Кузнецов: Аня пишет нам через сайт, что очень похоже уже на Оруэлла. Елена из Владимира с нами на связи. Здравствуйте, Елена. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Расскажите вашу историю. Зритель: Дело в том, что у меня супруг имеет пенсионный счет в банке. Вот вчера буквально пошел снять пенсию, майскую пенсию, а ему сказали, что пенсия не переведена, что денег на его счет не поступило за май. Он взял выписку, ему дали выписку, что действительно счет, как сказать, не оплачен. Он звонит в Пенсионный фонд, ему там отвечают, что да, пенсия из этого банка вернулась на счет в Пенсионный фонд, то есть банк не принял нашу пенсию. Петр Кузнецов: Ситуация понятна. Зритель: И говорят теперь нам, чтобы мы шли сами в этот банк и разбирались, по какой причине банк вернул нашу пенсию в Пенсионный фонд. Петр Кузнецов: То есть со стороны Пенсионного фонда заблокировали? Карта заблокирована, потому что Пенсионный фонд перечислял? Эдуард Савуляк: Ну смотрите, я с одной стороны, вот честно, такое слышу впервые. Петр Кузнецов: Ага. Тамара Шорникова: Ага. Эдуард Савуляк: Предположу, что, возможно, это связано с ошибкой в реквизитах. С одной стороны, маловероятно, но это просто первое, что мне в голову приходит. Петр Кузнецов: Он же регулярно получает оттуда же. Эдуард Савуляк: Ну я не знаю… Петр Кузнецов: Это какой-то слом, все должно быть вбито. Эдуард Савуляк: Может быть, карта изменилась, может быть, в банке изменилось какое-нибудь программное обеспечение и там лишняя цифра добавилась или убавилась. Поэтому предположу, что дело здесь именно в реквизитах. Уж точно не надо себе фантазировать про то, что у кого-то пенсию отбирают или там что-то еще. Это вот вопрос сугубо технический. Здесь уже второй вопрос, как быстро на эту ошибку укажет банк, но я предположу опять же… Это же как происходит? Вот деньги пришли, допустим, от Пенсионного фонда в банк для господина Иванова, вот такие-то реквизиты. Он их по идее должен был зачислить, но зачислить их машина не может, еще раз, в силу какой-то причины, что-то там не бьется, не знаю, буква не та, цифра не та, что-то не так. Они «поболтались» 3 дня у банка на невыясненных, и вот он что-то там пытался сделать, может быть, пытался с Пенсионным фондом связаться, с этим человеком, что-то еще, у него это не получилось, он деньги отправил назад, потому что по факту деньги получаются вроде как не его, пришли деньги на Иванова, а у него условно «Иванов» на «ф» заканчивается, допустим. Поэтому да, в банк, конечно, сходить надо, я думаю, что ситуация разрешится. Тамара Шорникова: Давайте еще Александра послушаем из Москвы. Здравствуйте. Зритель: День добрый. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Слушаем вашу историю. Зритель: У меня счет в «Сбербанке», и я пытался перевести 6 тысяч рублей на счет в другом банке. Мне позвонил сотрудник «Сбербанка» и спросил, какие цели перевода. Тамара Шорникова: Так, и что вы сказали? Петр Кузнецов: Еще раз, 6 тысяч рублей, да? Зритель: Шесть тысяч рублей, да. Я назвал цель, и в общем все закончилось благополучно… Тамара Шорникова: Вам поверили? Зритель: Да, мне поверили. Тамара Шорникова: Ну рады за вас. Спасибо Александру. Я все-таки хочу уточнить вот именно про такие переводы. Чисто теоретически банк же должен заботиться обо мне как о клиенте, соответственно если он видит какой-то на его взгляд странный перевод даже, допустим, в 6 тысяч рублей, его в первую очередь должно интересовать, не мошенникам ли я перевожу… Эдуард Савуляк: Да. Тамара Шорникова: И поэтому он меня должен спрашивать. Если я объясню ему, например, что, не знаю, действительно другу, брату, я знаю как минимум этого человека, блокировка в данном случае возникнуть же не может? Или все-таки в некоторых случаях это может стать поводом? Эдуард Савуляк: Ну вот в этом примере, как мы видим, ничего и не возникло. То есть вот смотрите… Петр Кузнецов: Ну это просто лишняя бдительность, что ли, была или что? Эдуард Савуляк: Нет, это не лишняя бдительность. Смотрите, вы правильно все сказали, только немножко с другой стороны зашли. На самом деле мошенники, редко такое бывает, конечно, что те, которые вам голову запудрили и вы им бросаете деньги, но гораздо чаще это те, кто воруют деньги сразу у вас. То есть другими словами, я думаю, тут ситуация была какая? Смотрят, никогда в жизни на эти условие реквизиты человек деньги не перечислял, тем более по 6 тысяч рублей или с такой-то периодичностью, и тут вдруг перечисляет. Там, может быть, еще фактор времени сыграл, условно выходные дни, что-то еще, какой-то такой странный платеж, и банк боялся, что, может быть, это деньги как раз не человек посылает, а мошенники крадут у него. То есть каким-то образом, не знаю, получили доступ к карте или что-то еще и вот по 6 тысяч «дербанят», потому что настоящие мошенники никогда сразу не воруют всю сумму, они как раз вот такие дробные цифры небольшие помаленьку-полегоньку, чтобы вы сами не поняли, что произошло. Соответственно, с человеком связались, я предположу, что у него банк, видимо, спросил какое-нибудь кодовое слово, еще что-то, он это кодовое слово сказал, и все ушло. Тут разновидность есть еще, когда банк связывается, спрашивает кодовое слово, а человек его не помнит и начинает обижаться, что заблокировали платеж, – ну так а что обижаться? Вот вы внешне на мошенника как раз и были похожи, кодовое слово не знаете. Вот еще важный на самом деле момент, мы пока до него не дошли ни разу, еще, может быть, вопрос такой будет. Имейте в виду, возможна ситуация какая? Вот этот человек, 6 тысяч рублей который делал платеж, а у него на счете лежало 500 тысяч условно. Так вот если банку что-то показалось не так – не знаю, кодовое слово не знаете, что-то еще, дозвониться он до вас не может, – то он, как правило, блокирует операцию, а не счет и уж тем более все деньги. Петр Кузнецов: Да, вот как раз, то есть это не блокировка полностью, а это, например, невозможность пользоваться мобильным банком, снимать просто с карты… Эдуард Савуляк: Да, 6 тысяч… Это не невозможность пользоваться мобильным банком, а я говорю, что именно 6 тысяч платеж показался сомнительным, именно он не ушел, именно эта операция заблокировалась, а 500 тысяч, которые лежат, никуда не делись. Петр Кузнецов: А, все понятно. В качестве итога. Тут очень многие пишут на самом деле, что нет доверия банкам, масштабы блокировок, судя по всему, не снизятся в ближайшее время. Может ли народ постепенно возвращаться к наличным с такими-то мерами? Эдуард Савуляк: Я вам честно скажу, вот с такими-то я все больше в этом сам убеждаюсь, что да, это, как ни странно, самый адекватный может быть выход. Потому что сегодня мы общаемся, какие-то относительно безобидные… Я, конечно, понимаю, что для пенсионеров, кому не пришли деньги с Пенсионного фонда, для них это кошмар, но все-таки это относительно безобидные, на мой взгляд, вопросы. А как правило, когда действительно похоже на кошмар, – это человек улетел за границу, соответственно с карточкой, там у него какие-то были планы за гостиницу, глядишь, заплатить, а сделать этого он не может. И вот он названивает, а ему еще что-то невнятное отвечают, и вот это кошмар, конечно. И сто раз тогда подумаешь: я бы лучше эти деньги взял с собой, там себя как король чувствовал, а тут я с этой карточкой ничего сделать не могу, сейчас хожу побираюсь, можно ли съесть бутерброд условно, за гостиницу не могу заплатить, и что мне тут делать целую неделю? Вот это реальная проблема. Поэтому еще раз мы к теме возвращаемся: одно дело, что вы не заплатили 6 тысяч рублей, это очень, я уверен, неприятно, но не смертельно, но вы сами все-таки тоже должны думать, что теоретически такое может быть: мне понадобятся деньги, а вдруг меня что-то спросят, я их не в этот день получу, а условно через три дня. Поэтому если какие-то у вас реально крупные покупки, если вы собрались, грубо говоря, за границу куда-то ехать или что-то еще, подстрахуйтесь еще раз или заранее с банком согласуйте, скажите: «А вот вы в курсе, я, кстати, ехать собираюсь, и там откуда платеж сделаю, а вдруг вы подумаете, что это мошенники, а вот вы не подумаете, надо что-то вам написать, я напишу». Или: «Я там что-то снимать собираюсь через неделю, покупать себе мотоцикл, вот столько-то денег, я их все могу снять, никакие проценты с меня не возьмете, что я там что-то быстро снимаю слишком». Вот так. Лучше вы пусть будете в данном случае тот самый условно пенсионер, который ходит каждый день и донимает банк, что они уже чешутся на вас, и тогда они десять раз подумают, прежде чем вам что-то заблокировать: «Он сейчас как начнет возмущаться, не будем его трогать», – чем вот как раз тот «суперклиент», который опять же деньги положил и пропал, а потом внезапно появился, и банк сразу думает, он это или не он, что-то с усами, такой красивый условно. Вот так. Петр Кузнецов: Да, и отличная точка, по-моему, в теме из Челябинской области: «Я и кодовое слово помню, и PIN-код отлично знаю, только денег на карточке нет». Спасибо. Эдуард Савуляк, директор консалтинговой компании. Эдуард Савуляк: Спасибо.