Оксана Галькевич: Кажется, уважаемые друзья, мы сейчас впервые будем обсуждать в прямом эфире продажу пакета акций одного собственника другому, но я могу ошибаться. Так или иначе все когда-то происходит впервые, правда, Костя? Тема тем более очень важная: дело в том, что собственник по сути дела государство в лице правительства Московской области и продавать он будет не долю, знаете, в какой-нибудь пекарне, не абы что… Константин Чуриков: …а долю в "Центральной пригородной пассажирской компании" – той самой, которая, между прочим, обеспечивает работу подмосковных электричек и не только подмосковных. Оксана Галькевич: Правильно ты сказал, что не только подмосковных: крупнейший пригородный железнодорожный перевозчик в нашей стране, с 2006 года он работает в 11 регионах, каждый день эта компания перевозит по 1.5 миллиона человек ни много ни мало, а в год это составляет полмиллиарда пассажиров, между прочим. Константин Чуриков: И вот до конца этого года "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК) станет полностью частной: 25% плюс 1 акция еще недавно были у РЖД, они уже проданы в этом месяце, следом о желании расстаться с частью пакета объявило и правительство Московской области – это еще 25% и 1 акция. Оксана Галькевич: У нас остается еще половина, вторая половина пакета акций – там, соответственно, получается, что 50% минус 2 акции – ими владеет Московская пассажирская компания, это частное предприятие, которое принадлежит некоей кипрской компании, кипрскому холдингу. Интересненько, да? Константин Чуриков: У нас много вопросов к нашему эксперту и, конечно, вопросы к вам: как вы считаете, вообще не опасно отдавать бизнесу такое социально-важное направление, как пригородные перевозки? Что у вас в регионе с электричками? Звоните 8-800-222-00-14 или пишите на SMS-портал. В студии у нас тем временем Александр Рубцов, кандидат экономических наук, обозреватель портала Vgudok.com. Александр Владимирович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Александр Владимирович. Александр Рубцов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Мы прекрасно понимаем, что, конечно, московское направление, все, что связано с московским ЖД-узлом – это довольно хлебное место. Вопрос первый: почему государство избавляется от перевозок пассажирских рентабельных? Александр Рубцов: На самом деле это, в общем-то, загадка для меня, почему ОАО "РЖД" полностью продала свою долю в прибыльной компании: казалось бы, они могли бы зарабатывать деньги, успешный бизнес – почему нет? Но тем не менее смотрите, РЖД продало. Кстати, московское правительство давно собиралось избавиться от своего пакета, оно этого ожидало, и причем даже когда пошла речь о недавнем аукционе 9 ноября, тогда еще не было речи о том, что Московская область продаст акции, но тем не менее это случилось. Оксана Галькевич: А вообще вот этот случай – это нечто беспрецедентное, такого прежде не было нигде, в других регионах подобное не происходило, чтобы перевозки переходили в таком объеме практически полностью в частные руки? Александр Рубцов: Вы знаете, ЦППК – это вообще такая беспрецедентная компания у нас в стране, потому что это крупнейшая пригородная компания, которая, в общем-то, обеспечивает перевозки на самом пассажиронагруженном московском узле и обеспечивает их успешно по отношению ко всем прочим компаниям, где ниже пассажирооборот, где есть проблема с компенсацией выпадающих доходов от государственного регулирования и услуг. В общем-то, я в принципе ничего страшного не вижу. Оксана Галькевич: Ну действительно, смотрите, есть автобусные перевозки пассажирские в регионах… Константин Чуриков: …частные. Оксана Галькевич: Частные, да. Что у нас еще есть? Маршрутное такси, такси – это все частные пассажирские перевозки. Александр Рубцов: Да, безусловно. Константин Чуриков: Ну страшно или не страшно, давайте чуть позже об этом поговорим. Я вот обратил внимание – да и, собственно, мы об этом только что говорили в эфире – что контрольный пакет ЦППК принадлежит некоей ООО МПК, которая в свою очередь принадлежит кипрской компании. Никого не смущает, что как-то на Кипре отвечают за эти перевозки важные? Александр Рубцов: Ну смотрите, как бы вот эта кипрская компания аффилирована со структурами господ Махмудова и Бокарева, которым принадлежит Трансмашхолдинг. Я не знаю, конечно, это вопрос по офшору компании, но это, не знаю, так, что ли, сложилась ситуация, так сложилась обстановка. Смотрите, дабы не выглядеть неким адвокатом этого частного бизнеса, я хочу обратить внимание на что? Компания в 2006 году была образована (ЦППК), и сначала она начинала работать на Павелецком направлении, потом, к 2011 году она... Оксана Галькевич: Разрослась, охватила все, да? Александр Рубцов: …охватила, что вполне логично, регион весь, обслуживаемый Московской железной дорогой. Вы правильно отметили 11 регионов, субъектов федерации. И что у нас происходило дальше? Сперва Москва продавала, причем там очень интересно: они продали внезапно – сначала чиновник говорил, что, собственно, нечего продавать, потому что у компании тогда не было ничего (персонал они арендовали у ОАО "РЖД", подвижный состав у ОАО "РЖД", все остановочные пункты принадлежали ОАО "РЖД"), они просто управляли людьми, которые продавали билеты. Оксана Галькевич: То есть входили в сделку без необходимой бизнес-инфраструктуры? Александр Рубцов: Они арендовали, они работали на инфраструктуре ОАО "РЖД". Потом, значит, постепенно бизнес компании развивался, они взяли в аренду всю прибыльную инфраструктуру (это остановочные пункты, пригородные вокзальчики). Здесь тоже очень интересно. С точки зрения, например, ОАО "РЖД" – они как балансодержатель, они отдают в аренду. Нужно было какую-то предпродажную или какую-то- подготовку – нет, они отдали все уже на грани физического износа, и поэтому ЦППК столкнулось с тем, что на нее теперь обвалился весь этот вал, ком жалоб пассажиров за провал в платформах, плохие лестницы, плохие сходы, отсутствие освещения и так далее. Но тем не менее вы посмотрите… Я хоть и столичный житель, но живу я сейчас в Подмосковье, за городом на даче и пользуюсь электропоездами – в общем-то, вид достаточно приличный. Константин Чуриков: Пока да, но мы не знаем, что будет дальше, потому что частный перевозчик будет по своему усмотрению регулировать расписание. Оксана Галькевич: А как это он будет регулировать по собственному расписанию? – тарифы все равно государство устанавливает, нет? Александр Рубцов: Минуточку, смотрите, у нас же вот это реформирование было не просто так, с бухты-барахты взяли, продали, отдали. Потому что та же ЦППК в 2015 году заключили 15-летний договор с крупнейшими субъектами – Правительство Москвы и Правительство Московской области. И в этом договоре прописано количество пассажиров, маршрутов поездов, какие они обязаны обеспечивать своей работой, а также прописан уровень тарифа, выше которого они не имеют права продавать билеты. Константин Чуриков: А, то есть здесь все защищено, можем не волноваться… Александр Рубцов: Да, я вам сразу сказал… Константин Чуриков: …что пойдет дядя и скажет: "Электричка в Дубки мне не нужна". Оксана Галькевич: За 500 рублей. Константин Чуриков: Давайте послушаем звонок – Татьяна, Пермский край. Татьяна, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Константин Чуриков: Как у вас в регионах с пригородным сообщением? Зритель: Вот мое мнение. Ни в коем случае нельзя отдавать транспорт общественный во владение всяких частных компаний, потому что это ноль безопасности называется. Я часто с детьми пользуюсь транспортом и хочу вам заметить, что если все отдать в частные руки, то у нас вообще никакой безопасности не будет. Наемные рабочие, которые тоже тяп-ляп работают, часто вообще граждане дальнего зарубежья. В итоге случись что-то такое не дай бог глобальное – какая-нибудь авария или еще что-то такое – и в итоге никто не будет виноват, люди будут гибнуть. Вообще на железной дороге сейчас на данный момент буквально, не соврать бы только, месяца 3 назад я последний раз ездила на поезде – вообще ужасное состояние, ужасное состояние вокзалов, непомерно высокие цены на билеты, ужасное состояние вообще в вагонах. Единственное могу сказать, какой поезд мне понравился – это понравился белорусский поезд в Минске: удивительно приветливые проводники, удивительно чистые вагоны, вообще все места пользования. Константин Чуриков: Это мы с вами уже перешли на дальнее пассажирское сообщение, международное. Оксана Галькевич: Зарубежный опыт, так скажем. Александр Рубцов: Да, это другая тема. Константин Чуриков: Татьяна, спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: Давайте так: вот сейчас покажем нашим зрителям и сами посмотрим сюжеты о том, как устроены пригородные перевозки, и проблемы в Кирове и в Тамбове, и параллельно давайте запустим опрос, надо ли отдать электрички в частные руки – как вы считаете? "Да" или "нет", пожалуйста, отвечайте по SMS 3443, в начале буквы "ОТР". А теперь смотрим на экран. Оксана Галькевич: Ну а голос Татьяны из Пермского края приобщим: нет, не отдавать. СЮЖЕТ Оксана Галькевич: Вот такая ситуация в нашей большой стране. Уважаемые друзья, я напомню о том, что мы буквально перед этим сюжетом запустили SMS-опрос – принимайте, пожалуйста, участие. Спрашиваем вас, как вы считаете, нужно ли отдавать в частные руки наши электрички – "да" или "нет", SMS-портал 3443, первые буквы "ОТР", примерно через полчаса подведем итоги. Константин Чуриков: Даже раньше. Оксана Галькевич: Я хочу обратиться к нашему гостю с вопросом: скажите, а какая конкуренция там предполагается? То есть вот сейчас есть один собственник (Московская пассажирская компания, у них 50% акций минус 2 акции), плюс компания, которая купила 25% у РЖД и еще неизвестно, кто купит у Московского правительства 25%. Это могут быть два конкурента на этих направлениях, а могут быть и три. Делается, видимо, все-таки ради чего? – ради того, чтобы была усилена конкуренция, повышался уровень сервиса (я так полагаю)? Александр Рубцов: Подождите, в данном вопросе какая может быть конкуренция? Здесь идет, так назовем, аукционная борьба за пакет акций, но ведь собственники 25% не будут конкурировать с 75% ЦППК? Константин Чуриков: Оксана имела в виду, наверное, то, что, может быть, вслед за пригородной пассажирской компанией пускай бы на рынке появилась, не знаю, вторая пригородная пассажирская компания, которая бы другим людям принадлежала и они бы между собой конкурировали, создавали лучшие условия для нас, пассажиров. Александр Рубцов: В принципе, как события будут развиваться, это возможно, но не в данном случае, не в продаже этого пакета акций. А что касается… Оксана Галькевич: То есть по сути дела это просто, так скажем, перекладывание… Как бы это сказать поаккуратнее… Не то чтобы из одного кармана в другой. Александр Рубцов: Аккуратнее сказать, государство со своей стороны полностью избавляется от такого, в общем-то, сложного… Константин Чуриков: …прибыльного актива, скажем так. Давайте послушаем Александра из Петербурга – добрый вечер, Александр. Зритель: Здравствуйте. Я вообще считаю, что это была, конечно, большая афера по созданию ОАО "РЖД", так же как большая афера по созданию РАО ЕЭС Чубайса. Потому что сюда нужно пригласить, допустим, не господина Рубцова, а кого-нибудь из бывших министров путей сообщения или замминистров, чтобы они сказали о перераспределении денег внутри МПС, когда оно существовало. Вот когда в свое время всплыли о "Сапсанах", например, что нужно на "Сапсаны" поднять цены, на "Сапсаны" цени подняли, но на электрички не сбавили, потому что каждая контора живет отдельно, это отдельная теперь организация. Константин Чуриков: Вы хотите сказать, что нет такой единой регулирующей все тарифы всех уровней политики, да? Зритель: Нет, просто раньше я такую вещь слышал в 1990-е гг., что внутри МПС часть прибыли от грузовых перевозок перебрасывалась на компенсацию убытков от пригородных. Константин Чуриков: Да, перекрестное субсидирование. Зритель: Сейчас такого нет, сейчас каждая живет по-своему, этот кусок делит. Потом второе, что это может быть, вот электрички в частные руки. Это может быть ударом по нашим вагоностроительным заводом, то есть запросто будут закупать либо китайские электрички, либо за взятки пропихивать сюда швейцарские электрички. Вот у нас, например, в Питере зреет большая афера по частному трамваю, нам в этой сфере, где блокадники, инвалиды – если бы у нас не было никаких льготников (ветеранов), за которых вот эти частные компании требуют компенсации, тогда можете закупать все что хочешь, хоть китайские электрички, хоть швейцарские. А у нас под бюджетные деньги сейчас пропихивают швейцарские трамваи "Stadler" и будут пропихивать, если частная полностью компания, любой подвижной состав кроме, допустим, Демиховского завода или наших российских. Константин Чуриков: Спасибо, Александр, за ваш звонок, мы его трансформируем в несколько вопросов. Вопрос первый – и, кстати, на портале тоже все волнуются – а что со льготными билетами на проезд? Александр Рубцов: Ну как? – так же, как и прежде, потому что проезд льготников федеральных, региональных соответственно компенсируется властями региональными, это все прописано в договоре, договор никто менять не будет. Кстати, по поводу звонка из Санкт-Петербурга – ну и что "Stadler"? Ведь, наверное, там организовано это не просто так, а какой-то государственный регулятор, региональный регулятор есть. Оксана Галькевич: Вот по поводу вагонов уточните, да. Александр Рубцов: Да. И соответственно, проезд пассажиров-льготников они тоже должны решить, неважно, "Stadler" это, что-то китайское или что-то еще. Поэтому я не знаю, здесь… Оксана Галькевич: Нет, ну если государство регулирует тарифную политику, чтобы оставались льготы, чтобы не выше определенной стоимости… Александр Рубцов: Да, безусловно. Оксана Галькевич: …были билеты. Вот по поводу все-таки закупок вагонов, подвижного состава – есть ли тут какие-то требования в том же самом договоре, где, как вы говорите, все прописано, отдавать предпочтение отечественному производителю? Это то, что беспокоит нашего телезрителя из Петербурга, в частности. Александр Рубцов: По вопросу ЦППК, они действительно отдают предпочтение отечественному машиностроителю, Демиховскому заводу, который, кстати, тоже участвовал в аукционе, но не победил, а достался пакет каким-то непонятным "Маршрутным системам". Константин Чуриков: Маршрутные системы, которые занимаются, кажется, автобусными перевозками. Смотрите, одно дело автобусы и маршрутки, другое дело вагоны – это другие инвестиции. Например, я прочитал, что в прошлом году РЖД вложили в обновление парка пригородных поездов 16 миллиардов, купили 200 с лишним вагонов, отремонтировали почти 1 тысячу – это колоссальные инвестиции. Потянет новый собственник? Александр Рубцов: Подождите. В общем-то, здесь вот эти 25%, он не собственник всего и вся. Константин Чуриков: Ну да, совладелец. Александр Рубцов: У нас есть еще МПК. Так вот МПК обновляют парк, ведь был взят курс на полное обновление того парка, который пока арендовал у РЖД, и на смену приходят электропоезда белого цвета (раскраска Московской области). Константин Чуриков: Да там не только раскраска, понимаете, отличается и качество: ты сразу понимаешь… Александр Рубцов: Комфорт, совсем другой комфорт. Вот эти поезда, в общем-то, пришли от частного собственника, а играют-то они по правилам игры, которые заложило государство. А вот что будет дальше касательно вот этих вот… Оксана Галькевич: Очень интересно сейчас, да. Александр Рубцов: …непонятных "Маршрутных систем". Вот если бы у нас был идеальный мир, наверное, даже можно было бы порадоваться такому, потому что они себя позиционировали как компания, которая занимается межрегиональными автобусными перевозками. Вот у нас что такое происходило в последнее время? Например, на Смоленском направлении три региона (Смоленская область, Московская область и Москва, электропоезд Москва – Гагарин), Смоленска область говорит: "А зачем мы будем компенсировать вот эти 11-вагонные поезда, которые к нам приходят из Москвы? Нам это неинтересно, нам это не нужно". И возникла проблема: пассажиры есть, которые хотят из Москвы приехать в Гагарин, а… поезда нет, потому что администрация Смоленской области отказалась подписывать вот этот договор, компенсировать. Тогда ЦППК решило этот вопрос: они договорились, нашли 4-вагонные поезд, состыковали с помощью РЖД график прибытия, и эта московская электричка приходит в Можайск, а там пассажиров ждет уже местная электричка, которая дальше везет… И вот по этим "Маршрутным системам", если бы был идеальный мир, наверное, это было бы здорово, что вот пришли собственники компании, которая имеет большой опыт автобусных перевозок, и вот в таких вопросах, например, у региона нет желания или средств на то, чтобы покрывать содержание целых поездов, то можно было бы развозить людей автобусами. Оксана Галькевич: То есть подключились бы, так скажем. Логистика такая. Александр Рубцов: Подключились, да. Но мы не знаем, что это за "Маршрутные системы" и что у них за опыт, потому что я вот силился найти о них информацию… Константин Чуриков: Мы знаем, что они были зарегистрированы как вот это ООО за сколько? Александр Рубцов: За месяц, ровно за месяц до этого. Константин Чуриков: Вот, это тоже заставляет задуматься. Оксана Галькевич: Скоро узнаем, на самом деле. Я думаю, что скоро узнаем поподробнее и о том, что за компания, и как это будет работать. Александр Рубцов: Эксперты подозревают, что в принципе, наверное… Понимаете, изначально, когда МПК (Московская пассажирская компания) сначала 25% закупила, она сразу сказала, что их курс на 75% акций. А когда в 2016 году РЖД хотело продать свою часть за 4.1 миллиарда рублей, то господин Бокарев сказал: "Нас такая цена не интересует – кто хочет, пожалуйста, покупайте". Константин Чуриков: Продолжают сыпаться вопросы по поводу отмены льгот: нет, не отменят, заявляет наш эксперт в студии Александр Рубцов. Александр Рубцов: Надеюсь. Константин Чуриков: Надеюсь? Оксана Галькевич: Нет уж вы скажите. Александр Рубцов: Смотрите, нельзя давать гарантию за частный бизнес, это совершенно невозможно. Но у нас есть документ, у нас есть договор 15-летний, который обязывает играть по определенным правилам игры, а что будет дальше? Оксана Галькевич: А договор заключается именно на такой срок, на 15 лет? Александр Рубцов: Вы знаете, как правило там в зависимости от регионов, субъектов: где на 1 год, где на 3, а вот здесь было принято такое решение и заключили на 15 лет с Москвой, Московской областью, и, по-моему, еще ЦППК с Рязанской областью заключило аналогичный договор. Оксана Галькевич: Слушайте, так это же просто лакомый кусок, золотая сделка! Константин Чуриков: Звонок из Московской области – Наталья у нас в эфире. Наталья, добрый вечер. Насколько вас беспокоит переход электричек в коммерческие руки? Зритель: Очень беспокоит, потому что все прекрасно известно, что и так сейчас за наши железные дороги слишком много отвечающих. Один отвечает за контроль за билетами, второй охраняет контролеров, которые ходят по электричкам, кругом стоят турникеты, каждый турникет охраняет охранник на платформе, кассир выдает билеты, аппараты, которые должны продавать билеты, не работают. А если посмотреть Белорусское направление, как оно начиная с февраля работало до сегодняшнего дня, это вообще отдельная песня: вечером ты выходишь с работы (я заканчиваю в 21 час) – оказывается, электрички уже закончили ходить, следующая электричка пойдет в половине первого ночи. И вот вы сейчас отдадите электрички, вагоны будут принадлежать одному человеку или так, в каждой электричке вагон будет принадлежать разному человеку, а поезд будет принадлежать тоже следующему человеку, электропоезд, и все будет вот таким вот образом. Вы понимаете, просто на электричках… Константин Чуриков: Я думаю, до этого маразма мы не дойдем, Наталья. Что скажете, Александр Владимирович? Александр Рубцов: Такого не бывает, чтобы вагон одного поезда принадлежал одному человеку, а другой – другому. Тем более то, что вы перечислили (охранников, турникеты, контролеры, кассиры) – это все люди из одной компании, и если вас что-то не устраивает, в общем, насколько мне известно, у этой компании достаточно сильно отработана система обратной связи, там расследуют любой случай. Константин Чуриков: Но все равно в стране, устремленной в будущее, наверное, странно видеть неработающие автоматы по продаже билетов и ситуацию, когда женщина в окошке тебе сдачу кладет на блюдечко, из дома принесенное – странно действительно то, о чем говорит наша зрительница. Оксана Галькевич: Смотрите, есть какой-то просто ужас перед словом "частные перевозки". Мне бы хотелось ваше мнение услышать как эксперта – как этот опыт в принципе у нас работает именно в сфере железнодорожных перевозок? Может быть, где-то… Может быть, вы можете слово какое-то доброе за частный бизнес-то замолвить? – сказать, что, ребята, не все так страшно, и правила у нас соблюдаются, и государство… Скажите что-нибудь. Александр Рубцов: Я считаю, что на московском узле пока ничего страшно, опасаться нечего, потому что здесь работают, парк обновляется – посмотрите, новые электропоезда всем известные. Поэтому… А по поводу того, что телезрительница говорила про Белорусское направление, насколько я в курсе, там Московская железная дорога, там ОАО "РЖД", они подготавливают вот это направление к скоростному движению поездов западному, и там они так расписание перекорежили, если можно такое слово употребить, вне зависимости от мнения компании ЦППК. Оксана Галькевич: Но видите, нам звонила зрительница из Пермского края, она как потребитель отметила, конечно, не расписание, но она сказала, что чистенько, аккуратненько, сервис, проводники улыбаются, все хорошо, все государственное Лукашенко обеспечил. Константин Чуриков: А давайте сейчас забудем об этой подмосковной, московской истории, которая касается московского железнодорожного узла – вообще в других регионах на других железных дорогах можно ли проводить подобные эксперименты и действительно передавать частникам электропоезда? Оксана Галькевич: А это, наверное, должны быть очень лакомые куски, как Московское направление. Александр Рубцов: Я думаю, что мы не найдем частников, которые захотят такие лакомые куски. Хотя бы даже... Просто по пригороду я вам примеры не приведу, а вот, например, по дальнему следованию – мы здесь, кстати, в студии уже обсуждали – где у нас частники работают? Москва – Петербург, все. Константин Чуриков: Хотели в Казань отправить поезда, пустить туда гранд – не пустили, по-моему, или что-то там не срослось. Александр Рубцов: А невыгодно. И поэтому в регионах, где, в общем-то, проблемы, как сейчас в репортаже, концы с концами не сводят – какой частник придет? Константин Чуриков: Но смотрите, помните то знаменитое заседание, когда премьер Медведев заболел, вместо него был Дворкович, и Путин в его адрес стучал кулаком по столу… Александр Рубцов: Да, "вы что, сумасшедшие?" Константин Чуриков: …и говорил: "Вы что, с ума сошли?" Если бы сейчас в России все пригородные компании на всех дорогах были бы частными, скажите, от этого ситуация в какую бы сторону изменилась вследствие этого решения? Александр Рубцов: А это, мне кажется, зависит от регулятора. Ведь частник не может существовать сам по себе в государстве, потому что перевозки пригородных пассажиров – это социальные перевозки. Константин Чуриков: Вот. Александр Рубцов: Мы не можем брать с людей полную стоимость поездки. Оксана Галькевич: Но они ведь не только у нас в стране такие социальные? Александр Рубцов: Правильно, не только у нас в стране – и на Западе, в западных странах государство просто компенсирует пригородные перевозки. Вот, например, стоишь на какой-нибудь пригородной платформе под Кельном, электрички идут одна за другой пустые, но они идут четко по расписанию: поезд приходит и уходит. Константин Чуриков: И они должны ходить. Александр Рубцов: Они так и должны ходить. Константин Чуриков: Человек должен иметь возможность попасть на работу… Оксана Галькевич: …выбраться из глухой Германии куда-нибудь в центр, в столицу. Константин Чуриков: Я имею в виду даже в нашей реальности. Извините, у нас когда люди рассказывают, что им приходится в районные центры или в краевой центр ехать в поликлинику элементарно, как здесь без электрички? А расстояния у нас в стране огромные. Александр Рубцов: Да, в общем-то, проблемы большие. Если посмотреть на регионы, там, где даже не электрички ходят, а тепловоз несчастный плацкартный вагон тянет в ранге пригородного поезда. Константин Чуриков: Давайте послушаем звонок – Зоя из Удмуртии у нас на линии. Оксана Галькевич: Еще один регион, что интересно. Константин Чуриков: Зоя, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я прослушала с самого начала вашу передачу о том, что все поезда переходят в частные руки. Константин Чуриков: Не все, а только электропоезда в ближнем Подмосковье, в Москве и Подмосковье, в соседних регионах. Зритель: Да. Если там началось, начнется по всей России. Поэтому я предлагаю ни в коем случае не передавать электрички, во-первых. Во-вторых, был вопрос о том, сохранятся ли льготы, якобы сохранятся, но если в данный момент у нас льготы не сохраняются на "Газельках", это частные машины, там льгот нет, только на автобусах у нас льготы. Константин Чуриков: Кстати, это вы очень интересный аспект затрагиваете. Александр Рубцов: Вот по поводу "Газелей" – вы же, наверное, встречались, сталкивались, кто там работает. Ведь сколько предпринималось навести порядок, обязательно чтобы желтые номера, например, были, зарегистрированный автобус, чтобы был хоть какой-то контроль за безопасностью самого транспортного средства, его техническое состояние. И кто там реально работает? Константин Чуриков: Вы хотите сказать, что это какие-то "серые" перевозчики, да? Александр Рубцов: Там дикий рынок. Вот, например, где-то он более-менее цивилизуется, где местные власти под контроль взяли, они там требуют, например, чтобы в таких маршрутках можно было картой "Стрелка" или "Тройка" рассчитаться, проехать, понимаете. Кстати, я обращал внимание, такие же, скажем, "серые" или как их назвать перевозчики, для льготников там 2 места в автобусе, но тем не менее они хоть как-то, худо-бедно (видимо, их кто-то заставляет это сделать), но тем не менее… Оксана Галькевич: Но это условия договора, правила открыты, они договариваются. Александр Рубцов: Да. Оксана Галькевич: А уж там вопрос, проговаривать тогда... Власти тоже должны настаивать каким-то образом на своих условиях и на их соблюдение. Александр Рубцов: Конечно. Оксана Галькевич: А вот скажите, наша телезрительница из Удмуртии сказала: раз у нас в Москве, значит, и по всей стране начнется. Но здесь, наверное, надо отметить, что не начнется, потому как экономическая ситуация у нас… Тут требуется что? Вот для того чтобы такие перевозки были успешными, работали хорошо, чтобы все вот так вот красиво сверкало, как в Подмосковье, летало и обслуживалось, что необходимо? Проходимость? – именно должно быть плотное население? Население с более-менее приличным кошельком? Александр Рубцов: Пассажиропоток прежде всего, с доходом. Чтобы оплачиваемый спрос был, как мы на примере Москва – Петербург. Кстати, позиция РЖД – они, в общем-то, готовы. Они не готовы отдавать именно такие проблемные места, где непонятно, как там. Но с другой стороны, мне вот немножко это странно, потому что если у тебя есть прибыльная компания, ты зарабатывай и повышенную прибыль инвестируй в пригород. Собственно, как ЦППК и делает, ведь они свою прибыль направляют на обновление парка, обновление платформы и все прочее, улучшение сервиса. Константин Чуриков: Я напомню, что мы обсуждаем тему передачи в частные руки электричек, как произошло уже на Московском железнодорожном узле, в частности, в пригородном сообщении. Мы продолжим обсуждение этой темы буквально через несколько минут, оставайтесь с нами. Кстати, голосование продолжается – пожалуйста, пишите, как вы считаете, надо передать частникам электрички или нет. НОВОСТИ Константин Чуриков: Для тех, кто только что включил ОТР, напомню, что крупнейший перевозчик на рынке пригородных ЖД-перевозок ЦППК вскоре станет полностью частным (ранее был государственным, а теперь частным), и вот в этой связи мы пытаемся у вас спросить и выяснить, как вы думаете, надо отдать электрички в частные руки, да или нет? Это формулировка нашего SMS-опроса – 3443, в начале буквы "ОТР". Мы также собираем ваши мнения, ваши комментарии к ситуации на ваших железных дорогах – что у вас с пригородным сообщением, какие вопросы. В студии у нас Александр Рубцов, кандидат экономических наук, обозреватель портала Vgudok.com. Александр Владимирович, много вопросов. Спрашивают нас уже несколько зрителей, когда же будут ходить электрички из Улан-Удэ в Гордон (Хабаровский край) – нет электричек уже несколько лет. Оксана Галькевич: Электрички, Хабаровский край, из Бурятии – бывают такие? Константин Чуриков: Это может быть просто телефон хабаровский, неважно. Оксана Галькевич: Все-таки очень дальние перевозки. Александр Рубцов: Да нет, здесь ответ в принципе, на мой взгляд, на поверхности лежит. Это вот опять несогласование между региональными властями, видимо, это другого региона. Или если вот этот населенный пункт на территории того же региона, отсутствие денег на компенсацию расходов перевозчику, а в данном случае там ОАО "РЖД". Константин Чуриков: Скажите, а как это можно инициировать? Вот есть группа людей, поселок, город, им надо в Улан-Удэ, другим надо в Хабаровск – как власти объяснить, что нам нужен этот маршрут? Что нужно сделать? Оксана Галькевич: Как добиться его появления? Александр Рубцов: Наверное, нужно обращаться к власти каким-то образом. Константин Чуриков: А куда обращаться? Оксана Галькевич: Видимо, никак. Константин Чуриков: Как у нас устроена форма собственности этих пригородных пассажирских компаний в других регионах на других железных дорогах? К кому? – к губернатору, к начальнику дороги? Александр Рубцов: Часть акций принадлежит региональным властям, а у губернатора есть люди, которые соответственно отвечают (вице-губернаторы, как правило) за транспортную связь и так далее. Тарифы устанавливает специальная комиссия региональная (РЭК так называемая). Константин Чуриков: Понятно. А вторая часть принадлежит? Александр Рубцов: ОАО "РЖД". Константин Чуриков: Так значит, человеку, нашему зрителю из Хабаровского края нужно взять две бумажки: на одной он пишет обращение к губернатору, на другой он пишет обращение в РЖД, правильно? – и отправляет два конверта. Александр Рубцов: Смотрите, вообще объем перевозок… Ему не надо два конверта, потому что РЖД его отправит к губернатору, потому что регион заказывает объем перевозок. Константин Чуриков: Все понятно. Оксана Галькевич: Понятно. А скажите, электрички считаются пригородными до какого расстояния? Потому что я вот смотрю, в Гордон из Хабаровского края и Улан-Удэ – это, простите меня, не пол-Сибири, конечно, но где-то ее пятая часть через несколько регионов. Александр Рубцов: Ну вот, пожалуйста. Оксана Галькевич: Улан-Удэ от Хабаровского края очень далеко, через все Забайкалье. Александр Рубцов: 200 километров. Оксана Галькевич: Видимо, все-таки это дальнего следования имелся в виду поезд. Александр Рубцов: Да, это поезд дальнего следования, потому что здесь вот именно 200 километрами ограничили, это сделали чиновники РЖД, не будем говорить, кто и что, в угоду ФПК. Константин Чуриков: Федеральной пассажирской компании, которая контролирует как раз уже поезда дальнего следования. Александр Рубцов: Да. Оксана Галькевич: Рязань на связи с нами – наш телезритель Вадим. Здравствуйте, Вадим, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы сказать. Я работаю в компании ОАО "РЖД", я являюсь машинистом электровоза (правда, грузового, не пассажирского движения). Просто я хотел бы сказать: если сейчас мы отдадим электрички в частные руки, произойдет все то же самое, что и с ремонтом. Потому что ремонтом сейчас занимается…, ремонт проходит просто караул. Грубо говоря, ничего не ремонтируется. Электрички в аварийном состоянии, электровозы также находятся в аварийном состоянии, то сумасшествие, которое творится… И я хотел бы сказать также. Опять же, приоритет тот же компании ОАО "РЖД": когда она была государственной компанией, мы хоть чувствовали себя локомотивными бригадами, машинистами, помощниками, получали зарплату. Сейчас зарплату нам просто урезали, грубо говоря, на 30%, как начался вот этот раскол с ремонтом происходить, и просто мы даже уже не знаем, что делать, мы просто опускаем руки. И если отдадут, грубо говоря, наше сначала пассажирское движение, потом, естественно, возьмутся за грузовое движение и тоже отдадут его в частные руки… Просто мы уже даже не знаем, что делать. Просто будет не такая приоритетная профессия машиниста электровоза. Константин Чуриков: Вадим, секунду. Оксана Галькевич: Вадим, я хочу спросить – действительно прямо в аварийном состоянии, вы сказали, подвижной состав никак не ремонтируется, все в аварийном состоянии. Прямо до такой степени, вы не преувеличиваете? Страшно на работу было бы выходить тогда. Зритель: Я не преувеличиваю. Нам все обещают и обещают прислать новые электровозы, новые электровозы, но новые электровозы к нам никак не приходят. У нас некоторые электровозы ходят с 1965-1967-х гг., 1970-х гг. электровозы. Как вы думаете, за… Константин Чуриков: Зато у вас как у железнодорожника есть… Александр Рубцов: А какая серия электровозов? Оксана Галькевич: А серия электровозов какая, спрашивает наш гость? Зритель: У наших электровозов серия какая? Александр Рубцов: 1965 года какой электровоз? Зритель: ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11. Александр Рубцов: Это у вас позднее выпуски. Потом они же все проходили капитально-восстановительный ремонт с продлением сроков службы. Все неплохо. Константин Чуриков: Вадим, работники железных дорог, уважаемые граждане, зато у нас с вами есть "РЖД Арена", футбольный клуб "Локомотив", правильно? У железнодорожников еще есть, я слышал, телеканал "РЖД ТВ", то есть масса утешительных факторов. Хорошо, что вы об этом сказали, потому что вот, кстати, вспомним историю про Подмосковье: этим летом Ространснадзор проводил проверку и выявил многочисленные нарушения в работе электричек в пригороде Москвы – в частности, серьезные проблемы с тормозными и противопожарными системами электропоездов, о чем, кстати, подробно писала пресса… Александр Рубцов: Да, и наш сайт об этом писал. Константин Чуриков: Что касается безопасности, то, о чем говорит наш уважаемый зритель и как она сейчас будет обеспечиваться частной компанией? Александр Рубцов: Ну смотрите. В принципе эта система вся давным-давно обустроена, потому что даже еще в социалистической экономике были не МПСовские парки и локомотивы, а промышленные, а там выход на общую сеть очень строго регламентировался и строго проверялся. И здесь тоже должны приемщики перед приемкой на линии проверять состав и выпускать его или нет. Потому что смотрите, что значит выпустить неисправный поезд на линию? Он выезжает, останавливается, что-то у него ломается, встает все направление. Оксана Галькевич: Коллапс такой. Александр Рубцов: Транспортный коллапс – это очень большие издержки. Так что здесь не стоит так сгущать краски. Оксана Галькевич: У нас есть еще один звонок. Кстати говоря, пару SMS выловила, которые благодарят. В частности, Алтайский край, город Барнаул пишет: "Спасибо местному руководству, с электричками все в порядке", и замечательно. Давайте послушаем, как обстоят дела в Московской области, опять же, довольны ли всем пассажиры. Гульсина, наша телезрительница – здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Гульсина, довольны вы электричками, нет? Беспокоитесь вы по поводу частников? Зритель: Конечно, беспокоюсь. Я категорически против, если вообще действительно интересует мнение обыкновенных людей, обыкновенных граждан. Хочу сказать, что вот, например, возьмем опять-таки эти пресловутые "Газельки": в частные руки они перешли, но лучше же от этого не стало. Вы ездили когда-нибудь в пригородных маршрутках? Даже вот эти ближайшие города возьмем – Электросталь, Электроугли – они же там все на ладан дышат. Будет то же самое и с электричками, хотя и сейчас, если кто-нибудь ездил электричкой Москва – Петушки, то видели, в каком состоянии электрички. А будет еще хуже, потому что будут экономить и скажут: "Люди и так поедут, ехать надо – поедут". Константин Чуриков: Вы знаете, это довольно удивительно, потому что мы говорим о Московском железнодорожном узле, где огромное количество населения, если всю агломерацию сложить, еще прибавить соседние области – это колоссальная масса людей, которые постоянно передвигаются из точки А в точку B, C и так далее. Оксана Галькевич: И направление передвижения понятно. Константин Чуриков: Почему люди жалуются, XXI век у нас на дворе, все это вокруг Москвы, мы понимаем, что все цветет вокруг Москвы исключительно – почему не могут сделать нормальные поезда? Оксана Галькевич: Самая унавоженная почва? Александр Рубцов: Ну, видимо, потому что они не могут старые поезда очень обновить. Вы знаете, я давно, года три назад мне довелось по Белорусскому направлению проехаться, и я пришел в ужас, потому что по сравнению с Казанским направлением это какое… Стекла, через которые ничего не видно, поломанные лавки и все прочее. На этом направлении сейчас ходят новые поезда, о которых на Казанском можно пока только мечтать, такие не придут – с кондиционерами, с беззазорными сцеплениями (тамбур, как в Ikarus, кормушкой), где спокойно можно… Оксана Галькевич: Главное, чтобы туалеты на поездах дальнего следования не открывались в любой момент, а не только, знаете, пока идет поезд. Вы знаете, у меня вот такой вопрос. Вы видите, мы с Костей видим, как у нас идет SMS-голосование, вы видите по звонкам настроение наших телезрителей. Вот вопрос такой: а вот Московская область затеяла продажу своей части акций, своего пакета (25% плюс 1 акция) – я права, да? Александр Рубцов: Да. Оксана Галькевич: Время они выбрали правильное, как вы считаете? Я в том смысле, что у нас вроде бы выборы, электоральный цикл, а люди очень беспокоятся. Александр Рубцов: Вот это тоже меня немножко удивляет, потому что пригородные перевозки – это социально значимый сектор, и накануне выборов затевать такие вот игры как-то непонятно. Константин Чуриков: Скажите, а кто дает одобрение на такого рода сделки? Мы понимаем, что это крупная сделка, верно? Александр Рубцов: Крупная в смысле? Константин Чуриков: Крупная по объему. Оксана Галькевич: Социально значимая, крупная, обоснование какое-то должно быть. Константин Чуриков: Этих пакетов акций, стоимости. У нас же есть ведомства, которые говорят, что возможно, а что невозможно. С чьего согласия эта сделка проведена? Александр Рубцов: Нет, это возможно, я даже процитирую здесь. Вице-президент РЖД Андрей Старков заявил: "Наше участие в деятельности пригородных компаний – это не какая-то данность. Совершенно не значит, что это будет всегда". То есть компании были созданы, а потом, как в случае с ЦППК, РЖД просто оттуда ушла, она свой пакет продала. Решило Правительство Москвы продать свой пакет. Причем вот эти суммы – например, сейчас они за 2.3 миллиарда продали, а последний, по-моему, Московская область собирает за 2.1, если суммировать (два лота у них получается). А что такое 2 миллиарда? РЖД сейчас собирается с Москвы строить детскую железную дорогу стоимостью 2 миллиарда рублей. Константин Чуриков: Детскую железную дорогу? У нас же есть какая-то в Кратове. Александр Рубцов: У нас есть в Кратове, и причем, мне кажется… В принципе нет, дорога – это на самом деле замечательно с точки зрения профориентации молодежи, досуг летний, туда-сюда возить, ребята там и машинистами, и дежурными по станции работают и так далее. Еще такую дорогу делать не знаю зачем. Второй пример: Правительство Москвы вокруг МЦК благоустраивает территорию за 2.3 миллиарда рублей, плиточку кладет. А тут продают четверть прибыльной компании. Оксана Галькевич: Может быть, там потоки финансовые настолько велики, что, знаете, это капля в море, мы себе даже не представляем. Вот смотрите, вопрос из Саратовской области: "Отдавая прибыльные маршруты (о чем мы говорим), за счет чего РЖД собирается обеспечивать убыточные?" Это, видимо, вспоминая о том самом перекрестном субсидировании, о котором уже кто-то спрашивал. На вопрос нашего телезрителя как вы ответите? Александр Рубцов: Не РЖД будет обеспечивать убыточные, а региональные власти. Константин Чуриков: Государство. Оксана Галькевич: Нет, РЖД уже продал свой пакет. Александр Рубцов: Нет, там, где у них есть пакеты, в любом случае. Почему? Потому что… Оксана Галькевич: Люди удивляются: хорошо работает, хорошо налаженный бизнес, золотая жила, столько людей, 10% населения страны, а они берут и продают... Александр Рубцов: Ну смотрите, здесь, в общем-то… Оксана Галькевич: …оставляя себе неприбыльные, плохенькие такие. Александр Рубцов: Москва и область – это не вся Россия далеко. Здесь столько пассажиров, которых по всей России не найдешь, понимаете, поэтому здесь это может быть прибыльно. В регионах такого не будет. Константин Чуриков: То есть чтобы пригородное сообщение вообще в целом по стране стало прибыльным, необходимо решить фундаментальные вопросы нашей экономики – сделать так, чтобы точки роста представляли собой не только Москву и какие-то там отдельные города, а чтобы в целом… Александр Рубцов: Да, чтобы развивалась экономика, какие-то производства. Понимаете, как получалось? Чтобы трудовая миграция, что дает пассажирский поток. Константин Чуриков: Чтобы население было распределено по стране более-менее равномерно хотя бы с востока на запад. Александр Рубцов: Хотя бы более-менее да. Константин Чуриков: Давайте сейчас… Оксана Галькевич: А без нормальных перевозок по стране, знаете, тяжело этого добиться. Давайте действительно подведем итоги. Кстати, они, может быть, даже предсказуемые, судя по тем настроениям, которые высказывались на нашем SMS-портале (все читали это у себя на экране и слышали в звонках): 2% только за то, чтобы передать, а 98% против. Поэтому я и спросила вас, Московской области, может быть, надо было подержать немножко пакет при себе? Александр Рубцов: Возможно, да. Константин Чуриков: Вы знаете, что хорошо? Нам пишут люди из РЖД, из "Центральной пассажирской пригородной компании" нас сейчас смотрят, так что, в общем, я думаю, что ваше мнение и мнение зрителей было как минимум услышано. Мы, программа "Отражение", продолжим через несколько минут  – будьте с нами на ОТР.