Перезапуск сферы услуг

Гости
Натэла Гришина
дерматолог, косметолог
Кирилл Туров
ресторатор и ресторанный блогер

Тамара Шорникова: Ну вот я не знаю, как в других регионах, а в Москве, конечно, больше всего ждут, когда откроют парикмахерские. Ну не только в Москве, вот Ленинградская область пишет: «Парикмахерские не работают, весь зарос, стыдно выходить на улицу без маски и шапки».

Константин Чуриков: В эти полчаса поговорим, как себя чувствует сфера услуг, с какими проблемами очевидными, а может быть, менее очевидными сталкивается.

Сейчас давайте начнем все с сюжета, как в нескольких регионах нашей страны предприятия, причем такие весьма интересные, одна фирма торгует носками, а другая компания, в общем, занимается дополнительными образовательными услугами, себя чувствуют.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Ну а сейчас поговорим с представителями разных сфер услуг. Начнем, конечно, с наших рестораторов, потому что даже видные экономисты говорят, что ну не заработает в полной мере малый бизнес, если рестораны не откроют. Тут буквально недавно Федерация рестораторов и отельеров подготовила в ответ на предложение Роспотребнадзора, как им работать, свои предложения, вот сейчас мы их покажем. То есть они просят прежде всего, понятно, что торговля на вынос сейчас работает, они просят как можно скорее разрешить им открыть летние веранды, хотя бы разрешить банкеты до 20 человек, ну и надеются, что уже в ближайшее время, как только наступит третий этап, что им разрешат проводить банкеты до 100 человек.

У нас сейчас на связи ресторатор Кирилл Туров. Кирилл, здравствуйте. Мы понимаем, что в каждом регионе своя какая-то политика вот эта пандемическая, но в целом что вы можете сказать, какие проблемы сейчас у тех, кто уже открылся, у кого, может быть, какая-то летняя веранда в каком-то регионе появилась?

Кирилл Туров: Ну, я думаю, что первая главная проблема связана с тем, что уровень спроса явно ниже, чем он был до режима самоизоляции. Многие рестораторы столкнулись с тем, что недостаточная выручка, для того чтобы покрыть расходы и покрыть текущие платежи по аренде, по фонду оплаты труда.

Дальше возникает проблема того, что 2 месяца режима самоизоляции привели к сложным отношениям с некоторыми поставщиками, потому что не все поставщики лояльны, не все поставщики входят в положение рестораторов и могут начислять разные штрафы и пени за просрочки. И очевидно, что за 2 месяца могли накопиться какие-то солидные суммы.

Ну вот, скорее всего, это две проблемы, когда, с одной стороны, начинают звонить и говорить «заплатите», а с другой стороны, «вы же уже работаете», а денег пока что еще недостаточно.

Константин Чуриков: Кирилл, давайте конкретно по вашим коллегам – кому проще, кому сложнее сейчас будет выходить из этого кризиса? Потому что форматы бывают самые разные: есть фастфуд, есть там какие-то бары, есть какие-то «наливайки», я не знаю, или рестораны совсем уже гламурные.

Кирилл Туров: Да. Ну смотрите, очевидно, есть два формата, которым будет сложнее всего. Первый формат – это рестораны на фудкортах. Мы знаем, что будет ограничено количество посещений торгового центра, а рестораны на фудкорте такие быстрого обслуживания рассчитаны на то, что у них будет большое количество посетителей. Так вот это первая проблема, рестораны на фудкортах.

А вторая проблема – это большие рестораны площадью 200 и больше, 300–500 квадратных метров, есть рестораны с площадью по 1,5–2 тысячи квадратных метров. Это те объекты, которые, скорее всего, открываться будут в последнюю очередь или вообще не будут открываться. Потому что даже те меры, которые предложила Федерация рестораторов и отельеров, мы видим, что они предлагают на втором этапе открывать рестораны площадью не более 200 квадратных метров. Так вот а что делать остальным, что делать другим? Остается пока терпеть, надеяться на лучшее, на какую-то поддержку как юридическую, я думаю, так и финансовую.

Тамара Шорникова: А какие варианты есть у рестораторов сейчас, которые, очевидно, несут потери? Что это, менять меню, вводить что-то более простое, не знаю? Менять, собственно, сам процесс обслуживания?

Кирилл Туров: Ну смотрите, безусловно, мы в наших проектах везде рекомендуем и меняем меню, мы делаем его чуть проще, мы убираем очень дорогие продукты по закупке, мы делаем меню, я бы сказал, более простым, более таким вот дешевым, такое нехорошее слово, но оно так. Потому что все-таки потребительская способность, я думаю, упала, и рассчитывать на то, что будут брать очень дорогие какие-то блюда, она вот стала неочевидной, лучше начинать с чего-то попроще.

Меры предосторожности, вы знаете, во всех ресторанах, мне кажется, появились первыми. Если мне память не изменяет, то рестораторы первыми запустили перчатки, они первыми начали все обрабатывать еще до того, как их об этом кто-то попросил, потому что ну это открытое такое вот пространство, гости сидят и смотрят за тем, как их обслуживают, поэтому здесь внимание было очень большое, очень такое серьезное. И я думаю, что, безусловно, все вот эти вот меры должны остаться и останутся, это входной фильтр так называемый.

Константин Чуриков: Кирилл, вы, наверное, видели вот эту фотографию, такой кризисный рецепт салата, «змейка», вот такое блюдо, значит, это майонез вот так выдавливается и две горошинки, например. Ну вот как бы все-таки не прийти к такому? Понимаете, те, кто к вам приходил, должны получать то, что они хотят. Как здесь учесть и предпочтения людей, и вот в то же время перестроиться действительно?

Кирилл Туров: Ну, это покажет только опыт, здесь вот бизнес интуитивен в этом плане. То есть мы понимаем, наверное, что спрос на пельмени в ресторане, наверное, будет поменьше, все-таки за 2 месяца, я думаю, многие люди пельменей съели очень много, блинок напекли. Наверное, спрос будет на более сложные блюда, которые дома люди традиционно не готовят.

Тамара Шорникова: Давайте вместе телефонный звонок послушаем, Анна из Москвы к нам дозвонилась. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

У меня немножко другая сфера деятельности, у нас небольшой салон красоты, я сама там действующий мастер-инструктор. Мы, конечно, ждем, очень ждем выхода. Я уже давно изучила материалы Роспотребнадзора, и мы всегда были готовы, до всей этой пандемии, у нас всегда были одноразовые расходники, все было, и договорились мы с арендодателем на 50%, и с сотрудниками. Ну то есть как бы наша команда готова, мы просто хотим выйти и работать.

Ну и, конечно, поддерживаем своих клиентов, потому что они ждут, хотят. Но мы так ориентируемся, что цены мы не будем повышать несмотря на то, что расходники подорожали, вот я мониторила цены, все это отслеживала. Мы ждем.

Константин Чуриков: Анна, я хочу вас обрадовать: мы вчера изучали картину по стране, вот в Красноярске со вчерашнего дня разрешили работать парикмахерским, так там выстроились очереди, люди записываются на две недели вперед, а вы в большом городе, так что весь город ваш, Анна, через несколько дней.

Зритель: Ну надеемся, очень надеемся.

Тамара Шорникова: Да, удачи вам.

Кирилл, в связи со звонком два вопроса. Вырастут ли цены в ресторанах, захочется ли вот так отбить свои потери владельцам заведений общепита? И ждете ли вы очередей у, собственно, ваших коллег, у дверей?

Константин Чуриков: Ну да, как в Нью-Йорке в лучшие времена.

Кирилл Туров: Нет, я вот однозначно считаю, что роста цен мы в ближайшее время в ресторанах не увидим. Связано это опять же с тем, что в Москве уж точно рестораны не были дешевыми, повышать дальше цены некуда, поэтому я думаю, что цены останутся на прежнем уровне, а может быть, даже мы увидим какое-то снижение цены, для того чтобы стать более привлекательными.

Очереди... Вы знаете, возможно, я бы надеялся на то, что очереди будут, но, к сожалению, я должен связывать это с тем, что многие рестораны, ну вот по моему общению с моими коллегами, с моими товарищами, друзьями по ресторанному бизнесу, они не все выдержали. И вот я на сегодняшний момент знаю уже множество рестораторов, предпринимателей, связанных с общепитом, которые свои предприятия закрыли. Поэтому...

Тамара Шорникова: А каковы потери в процентном соотношении, вот сколько ресторанов, кафе не откроются?

Кирилл Туров: Ну, вопрос пока очень сложный, потому что мы пока не знаем, когда закончится. Если, наверное, мы говорим о том, чтобы открыться 1 июня, то, наверное, около 30% не откроется, а если мы говорим, что мы еще месяц будем ждать, наверное, эта цифра увеличится.

Пока что те меры, которые были предприняты, они, нужно сказать, были для меня лично такими мерами, которые мне помогали не закрываться. Ну, например, продлили алкогольную лицензию автоматически, это дало мне какие-то надежды, я подумал: ну я еще чуть-чуть протяну. Вот появился шанс подать на какие-то субсидии, ну вот мы подумали, что давайте подождем еще субсидий.

Но я надеюсь, что летние веранды все-таки разрешат открыть и разрешат открыть какие-то маленькие рестораны с небольшой площадью, поэтому будем надеяться, что откроется большинство. Потому что здесь все-таки вопрос не в самих рестораторах, а в тех людях, семьях, которые в этом бизнесе были заняты, а это все-таки большое число людей.

Константин Чуриков: Ну да, вопрос в том, что всем пора как-то выкарабкиваться из этого кризиса, неважно, пусть рестораны, салоны красоты, везде должна быть жизнь. Спасибо большое.

Кирилл Туров: Спасибо вам.

Константин Чуриков: Кирилл Туров, ресторатор.

Теперь вот как раз насущный вопрос про стрижки, все нам об этом пишут. Только вот Нижегородской области повезло, нам пишут: «Не знаю, как в городах, а у нас парикмахеры работают на дому, кто-то делает массаж».

Тамара Шорникова: Ага.

Константин Чуриков: Интересно, это парикмахеры или это отдельные люди.

Натэла Тенгизовна Гришина, косметолог, владелец салона красоты, у нас на связи. Натэла Тенгизовна, здравствуйте.

Натэла Гришина: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Ну, понимаете, насущный очень вопрос, люди не знают, как им и где стричься. У вас какая информация, когда, например, вы сможете открыться и заработать?

Натэла Гришина: Вы знаете, мы все очень уже ждем, затянувшийся карантин, мы очень надеемся, что в первых числах июня все-таки нам разрешат открыться, потому что карантин затянулся и наши финансовые резервы, подушка уже закончилась, не заканчивается, а закончилась. И мы ждем начала месяца, мы ждем, что вот в ближайшие дни, точнее в конце этой недели, которая... Ожидается все-таки, что нам все-таки скажут, объявят даты, когда мы начнем работать.

Тамара Шорникова: Натэла...

Константин Чуриков: Натэла (извини, Том), ну вот мэр Москвы недавно сказал, что постричься – это вообще не первая необходимость, можно без этого прожить. Что вам ваши, может быть, вам клиентки звонят, что-то рассказывают? Вообще запись какая-то есть уже?

Натэла Гришина: Вы знаете, я согласна с фразой, что, наверное, постричься не первостепенная задача, когда на кону жизнь и здоровье, совершенно верно, это правильно, невозможно отрицать справедливость этой фразы. Но дело в том, что есть другая сторона медали – это люди, которые задействованы в этом бизнесе, которые работали. Ведь мы же не просто бизнес, который делает людей прекрасными, мы делаем стрижки, окрашивание, омолаживаем их, делаем здоровыми за счет процедур по лицу, по телу массаж, мы ведь еще и предоставляем рабочие места, а это большое количество людей, у которых есть семьи, у которых есть дети и у которых тоже какие-то обязательства и по кредитам, и по ипотекам, и, конечно, эта категория людей не защищена осталась. Конечно, субсидии, которые государство нам обещало, наша организация получила, спасибо им за это...

Константин Чуриков: Так, ну-ка расскажите, расскажите про субсидии. Получили, серьезно?

Натэла Гришина: Да, нам перечислили субсидии, мы с бухгалтером подали на субсидии, и мы прошли по всем параметрам, то есть увольнений вообще у нас в нашей организации не было, то есть ни один человек не сокращен был; мы заплатили все налоги, ну в этом смысле мы как бы всегда педантичны и пунктуальны. И нам действительно перечислили субсидии, сейчас мы будем отчислять, у нас зарплатный проект в банке, мы будем перечислять нашим сотрудникам субсидии в размере 12 150.

Тамара Шорникова: Натэла, я помню, мы общались с вами и вы рассказывали о том, что разные варианты сейчас ищете, чтобы как-то пережить это время, в том числе, например, рассылаете своим постоянным клиентам наборы для самоокрашивания на дому и так далее. Вот что удалось за это дополнительное время, возможно, еще придумать, какие-то выходы найти для того, чтобы продержаться на плаву?

Натэла Гришина: Вы знаете, мы в тот момент, когда нас закрыли, верили все время, что вот неделя и нас откроют, неделя и нас откроют. Я собирала в Zoom моих сотрудников, говорила им потерпеть, не выходить, не окрашивать, не нарушать режим, не окрашивать в домашних условиях. Клиентов, которые нам писали в соцсети, у нас есть специальный чат, куда мы подключили всю нашу клиентскую базу, периодически просто ведем с ними беседы об их потребностях, об их каких-то необходимых моментах, я не знаю, элементарно закончился шампунь, крем, которым они привыкли пользоваться для лица, и, соответственно, как бы оттягивали момент встречи.

Но когда мы поняли, что это все затянулось, мы действительно придумали некие такие Color Box, это, конечно, элементарное окрашивание корней, никаких сложных окрашиваний типа с шатуш и так далее тут невозможно осуществить в домашних условиях, и мы отгружали. И какие-то деньги мы выручали, это, конечно, небольшие, практически себестоимость красителей входили вот в этот Color Box. На сегодняшний день стали обращаться наши клиенты, у которых действительно стали заканчиваться запасы расходных материалов в плане просто ухода элементарного (гели для душа, шампуни, кремы), и мы 2 раза в неделю отгружаем через бесконтактную курьерскую доставку. Но вы понимаете, что все равно это просто копейки, это ну просто...

Константин Чуриков: Понятно. Натэла, но у вас все-таки обеспеченные клиентки, раз все-таки они вот от вас ждут рекомендаций, какой-то отгрузки. А во-вторых, мне кажется, это очень умно и хитро все-таки держать клиентов как-то поближе к себе, с ним поддержать контакт, SMS-рассылки, чтобы вот как только все будет разрешено, вы как раз их и получили.

Ну что, смотрите, что пишут зрители: «Человека от обезьяны это и отличает, ухоженность, так что стричься обязательно». Пишут, что вот тоже «всерую» где-то уже как бы работают мастера ногтевого сервиса... «Люди (вот из Ростова нам пишут) предположить не могли, что рестораны, салоны красоты и фитнес настолько востребованы, что без них прожить нельзя». Вот, кстати, вы как на этот вопрос вообще смотрите? Вот многие говорят, что излишество это, ну зачем, можно как-то машинкой дома, а вот насколько это на самом деле влияет в целом, не знаю, на какую-то такую микроэкономику? Вот выручка, например, вашего салона красоты до всей этой заварухи какой была?

Натэла Гришина: Ну, это, конечно, такие секретные данные... Вы хотите в месяц?

Константин Чуриков: В месяц, ну хотя бы в месяц.

Натэла Гришина: Ну порядка 2 миллионов оборот. Но у нас большой салон и большой штат, и ценник, в общем-то, не низкий...

Константин Чуриков: Так.

Натэла Гришина: Мы находимся в Москве, в центре Москвы. Но видите, у нас и обязательства достаточно такие высокие, у нас аренда помещения, достаточно высокая аренда, и мы работаем на качественных материалах. То есть наша публика – это все-таки сегмент выше среднего, премиум, ну и, соответственно, все препараты и услуги, которые мы предоставляем, достаточно дорогостоящие.

Константин Чуриков: Ну мы так и поняли, если они пенки для волос через вас заказывают, конечно.

Давайте сейчас послушаем нашу зрительницу Ольгу из Петербурга. Ольга, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, слушаем.

Зритель: Я, может быть, немножко буду сумбурно говорить, но я хочу мысль донести такую, что да, сферы услуг нам все очень нужны. Но я хотела какую мысль? Вот предыдущая была тема, я не дозвонилась, что бо́льшая часть людей, ну пускай половина страны, нам реально не хватает даже на проживание, просто покушать, а не то что там... Я далеко не бедный раньше была человек, но вот так случилось, что все потеряли работу, реально потеряли.

По нынешней теме: мне кажется, я человек сейчас очень верующий и рассуждаю по-другому, и современно рассуждаю – а не дано ли нам это все, слишком много сферы услуг? Ребята, я человек уже немолодой, но хочу сказать, я видела и то время, и это... Ну, во-первых, это ненормально столько иметь комплексов, столько иметь магазинов, столько иметь парикмахерских, салонов.

Может быть, надо больше фабрик и заводов? Вот я сейчас говорю такую нормальную человеческую мысль, где может мужик нормально работать, а не вот сейчас в сфере услуг быть охранником, охранником парикмахерской, там где-то в салоне? Это противно. Там и денег нормальных все равно люди не зарабатывают, и в рабов превратились. Хочется... А может быть, нам дан этот экономический кризис, нам все-таки с количества этих ресторанов, как раньше хватало на что-то нужное пустить...

Константин Чуриков: Пельменная, чебуречная, рюмочная, все было нормально.

Тамара Шорникова: И рабочий человек доволен, да?

Константин Чуриков: Да. Спасибо большое, Ольга.

Спасибо и вам. Натэла Гришина, косметолог, владелица салона красоты. Поскорее вам открыться.

Натэла Гришина: Да, спасибо большое.

Константин Чуриков: Ну что же, мы на этом не заканчиваем...

Тамара Шорникова: Ни в коем случае.

Константин Чуриков: ...у нас впереди рубрика «Промышленная политика».

Тамара Шорникова: Там много интересного узнаете, как промышленные предприятия как раз справляются с коронакризисом, вот об этом будут говорить.