Константин Чуриков: Две недели и один день до 1 сентября, ну, если сегодняшний день не считать. Все, у кого дети или внуки школьного возраста, понимают, о чем речь – о наших расходах, которые, понятно, в этом году вырастут, в отличие от доходов, по крайней мере пока. Вот мне, например, в этом году только одного ребенка в школу собирать, а в следующем году уже второй пойдет – расходы удвоятся. Что у вас, уважаемые зрители? Какие траты и на что? Расскажите, позвоните. Может быть, что-то вам сложно купить. Расскажите – что. А пока давайте посмотрим сюжет, как собирают детей в школу. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Ну и сейчас давайте еще обратимся к статистике, к нашей официальной статистике. Вот есть данные, что набор первоклассника в этом году стоит почти 23 тысячи рублей. Инфляция якобы небольшая, по Росстату. Значит, набор первоклассницы – 27–28 тысяч. При этом в плане покупки формы девочки, естественно, обходятся подороже, если так можно выразиться. Мы сейчас приглашаем в эфир Марину Кондратович – это президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями. Здравствуйте, Марина Анатольевна. Марина Кондратович: Да, добрый день. Константин Чуриков: Именно с многодетных правильно будет начать. Почему? Потому что чем больше детей, тем выше расходы. Я ничего не путаю? В том году были выплаты на детей перед учебным годом? Марина Кондратович: Да. Константин Чуриков: Ну, как вы думаете, в этом году многодетные своими силами в нашей стране справятся? И вообще как их поддержать в эту сложную пору? Марина Кондратович: Ну, я удивлена, честно говоря, что, понимая, насколько будет тяжело многодетным, в общем-то, собраться в школу… и не только многодетным, но многодетным особенно… Вот у меня идут четверо в школу, причем одна из них первоклассница. Для меня, конечно, это весомо по бюджету ударит. Понятно, что мы, многодетные, уже умеем приспосабливаться, поэтому ажиотажно не бежим сейчас ничего особенного закупать. Мы подождем сейчас после 1 сентября пару недель и потом уже по скидкам пойдем более глобально, скажем так, закупаться. Константин Чуриков: То есть совет родителям, которые хотят сэкономить (а я думаю, что таковых большинство), ну, не на детях, имеется в виду, а бюджет семейный сберечь, может быть, на питание, на какие-то отложенные и важные покупки: сейчас купить только необходимое, а потом… А вот когда потом? Через какое время? То есть, грубо говоря, сколько недель пройдет? Две? Три? Месяц? Два? Марина Кондратович: Максимум две-три недели – и огромные скидки пойдут, то есть можно будет купить это вполовину как минимум дешевле. Константин Чуриков: Марина Анатольевна, мы понимаем, что 1 сентября – это не только про одежду, про ранец, циркуль, фломастеры, я не знаю, ручки и так далее. Мы понимаем, что 1 сентября – это еще про собрание, на котором скажет родительский комитет: «Ну, скидываемся, граждане». Вот мы тоже думаем, сколько в этом году придется скидываться. Как здесь быть? Ну давайте честно признаемся, что у людей нет лишних денег. Вот тот случай, когда правда нет. Марина Кондратович: Ну, здесь, опять же, аппетиты родительского комитета. Мой совет: на первом же собрании обозначить, что сейчас… не стесняться сказать: «Сейчас сложная ситуация, давайте умерим наши аппетиты, не будем перестилать третий раз подряд в нашем классе линолеум. Может быть, вместо жалюзи купим занавески и обойдемся, например, без каких-то аховых подарков деткам на дни рождения». То есть, в принципе, я думаю, что родительскому комитету вполне хватит полторы-две тысячи на год для того, чтобы… Это минимально необходимые деньги, которые на воду… На что там? На какие-нибудь ручки, на что-то еще. Ну, расходники. Константин Чуриков: Не могу еще не спросить про так называемую школьную форму. Если я правильно понимаю, это, в общем-то, на откуп школам отдано, как там решат родители, управляющий совет школы и так далее. Но по факту во многих школах это есть, и регулируется так: светлый верх и темный низ. И даже, казалось бы, это простое требование/пожелание выполнить бывает достаточно сложно, да? Ну, если джинсы просто купить, то брюки для мальчика, наверное, сложно купить, да? Вот здесь как быть? Можно ли повоевать (в хорошем смысле) со школой, чтобы, так сказать, не создавать лишних проблем сейчас родителям? Марина Кондратович: Воевать даже и не придется. В принципе, можно будет… Ну, просто надо покупать… Если джинсы вы покупаете, то купите вы черные джинсы, менее похожие на джинсы, и вопросов возникнет гораздо меньше, во-первых. Конечно, джинсы удобнее для мам мальчиков, потому что джинсы не протираются так быстро, как обычные брюки. Константин Чуриков: Да-да-да. Марина Кондратович: Мальчишки ползают, куда-то лазят, и брюки у нас «улетают», просто чуть ли не через месяц покупать приходится. Поэтому, конечно, мамы идут на то, чтобы купить плотные джинсы, чтобы их хватило хотя бы на полгода. Поэтому, если вдруг кто-то сделает замечание, можно подойти к директору и сказать: «Сейчас не очень удачная, в общем-то, экономическая обстановка у нас в стране, в нашей семье в частности, поэтому мы будем придерживаться дресс-кода – темные черные джинсы, например, и светлая рубашечка». Константин Чуриков: Ну что же, последим, последим за тем, так сказать, что нам ответят зрители по поводу сборов в школу, потому что они еще пока только-только начинаются. Посмотрим, чем сердце успокоится к 1 сентября или, как вы говорите, через несколько недель после 1 сентября, когда и нужно производить основные закупки. Спасибо за совет и ваши ответы. Марина Кондратович была у нас в эфире, президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями. Значит, пишут зрители. Так, Астрахань: «Чтобы собрать детей в школу, сам без штанов останешься». Пермь: «У нас двое старших в институтах, третий идет в одиннадцатый. Веду четвертого сына в первый класс. Все пояса уже перетянуты». «В СССР тетради стоили полторы копейки», – нам напоминает наш зритель. Давайте сейчас подключим к нашему разговору еще одного экспериментатора – это Игорь Качалов, маркетолог, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Вот такое официальное наименование, но беседовать будем о том, просто ли сейчас найти одежду доступную, потому что бренды многие ушли. Игорь Викторович, здравствуйте. Игорь Качалов: Добрый вечер. Константин Чуриков: Как по-вашему, большинство родителей столкнулись с определенными какими-то трудностями из-за того, что некоторые компании хлопнули дверью и покинули нашу страну? Игорь Качалов: Ну, если мы говорим о тех компаниях, которые покинули нашу страну, то идет речь о небольшом количестве лояльных покупателей зарубежных брендов, к тому же среднего, а иногда даже дорогого ценового сегмента. Ведь большинство товаров, как уже было рассказано (полностью поддерживаю предыдущую информацию), шьют и в Азии, и во Вьетнаме, и в Китае, и в Казахстане, и, кстати говоря, в нашей любимой Белоруссии. Эти страны остались с нами, поэтому 90% рынка не поменялось. Конечно, выросли цены. Вот это самое страшное, о чем стоит говорить сегодня и сейчас: каким образом поискать в этом многообразии более доступные цены? А это вполне можно сделать. Могу предложить на выбор четыре-пять советов, которые помогут нашим телезрителям сэкономить до 20% расходов. Константин Чуриков: Давайте! Потому что нам уже пишет вся страна. Одни уже посчитали, что им в 50 тысяч обойдется собрать одного ребенка в школу. Слушайте… Игорь Качалов: Да-да-да. Сэкономить можно 10 тысяч как минимум. Константин Чуриков: Рассказывайте! Мы слушаем и записываем. Игорь Качалов: Поехали! Ну, во-первых, традиционно все идут либо в канцелярские магазины, либо в детские магазины и так далее. Мало кто заглядывает в обычный большой гипермаркет – 5 тысяч квадратных метров, где покупаем обычно мясо и картошку. А там, тем не менее, как раз перед такими вещами появляются школьные развалы. И там как раз, в гипермаркетах, появляются вполне хорошие товары (у них отработана система качества и приемки товара), причем хорошие цены. Есть еще одно новое слово, оно появилось буквально два года назад, новый тип продаж – так называемые хард-дискаунтеры. Это маленькие магазинчики, с плохим оборудованием, но с прекрасным выбором интересного товара и еще более дешевыми ценами. Константин Чуриков: Я знаю, как он называется. Все, я понял сразу. И наши зрители тоже, я думаю. Дальше? Игорь Качалов: Поняли, да? То есть, смотрите, вот эти два канала, традиционно недооцениваемые… А я специально зашел в хард-дискаунтер по соседству с нами. Там шикарные тетради, линейки, обложки. И все гораздо дешевле, чем эти 18 рублей, которые в обычном канцелярском или книжном магазине. Там всегда самые дешевые цены. Далее. Очень хорошо работает совет – объединяйтесь с родителями. Я автолюбитель, и когда мне нужно купить автомойку для машины, мы вдесятером объединяемся и покупаем в пять раз дешевле напрямую с завода. Ну, можно покупать напрямую в оптовых фирмах, на оптовых развалах. Достаточно десяти родителям объединиться, хотя бы десяти – и это уже скидка может быть от 10% и больше. А если объединятся два параллельных класса? Почему вы показываете сейчас на экране замечательную мамочку, которая одна-одинешенька выбирает себе товары в дорогущем магазине? Пускай она соберет весь класс, соберет заявки не на 10 тетрадей, а на 100 тетрадей, и купит сразу дешевле. Оно будет стоить максимум 10 рублей, она сможет найти хорошие тетради на оптовом развале. Константин Чуриков: Ну, тут есть один минус. Знаете, обычно родителям по каким-то более очевидным вопросам даже трудно между собой договориться, а уж тетради… Понимаете, один хочет с покемоном, другой – с Микки-Маусом, третий – с Винни-Пухом. Понимаете? И все переругаются, как обычно. Игорь Качалов: Вы абсолютно правы, Константин. Вот тут самое время научиться договариваться. Да, мы еще слабо умеем договариваться друг с другом и в семьях, а тем более с родителями своих соседних детей. Надо учиться. Надо учиться договариваться. И это хороший повод. Хотите сэкономить десятки тысяч рублей? Ну договоритесь, найдите общий язык. Следующий вариант. Конечно, надо покупать в интернет-магазинах – там тоже цены бывают такие же дешевые, как в хард-дискаунтерах. И у меня есть хорошая новость: цены в интернет-магазинах (это экономика) меняются в течение недели и иногда даже в течение дня, одного дня недели. Ну, например, традиционно некоторые интернет-магазины делают хорошие скидки по средам и четвергам, когда самый маленький поток посетителей, и тогда падают цены. Оставьте свои сообщения. Иногда интернет-магазины бесплатно вас будут информировать о скидочных ценах. Вот, собственно говоря, основные советы. Давайте еще раз перечислим: гипермаркеты, хард-дискаунтеры, интернет-магазины, отслеживатели скидок, промокоды. Объединяйтесь с другими родителями. И, в конце концов, не стесняйтесь пользоваться «Авито» – там тоже очень часто бывают хорошие товары. Костюмчик носили пару раз и продают за несколько тысяч рублей вместо пяти или десяти. Вот пять-шесть основных советов – и как минимум 10–15% вы сэкономите точно. Константин Чуриков: Что же, спасибо вам большое, Игорь Викторович. Игорь Качалов, маркетолог, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, был у нас в эфире. Сейчас почитаю обратную связь. Нижегородская область (смотрите, какое сообщение интересное): «Ваша программа «ОТРажение» не решит ни один вопрос! Единственное грамотное решение – покупать много и после 1 сентября через недельки три». То есть вроде как не решим, но что-то уже решили. Так, Челябинск: «Дочь – первоклашка. Сарафан и блузку купили за 4 600, кроссовки есть, спортивный костюм найдем. Пальто купили заранее, еще весной». И это правильно. Калининград нам подкидывает темы: «Школа – это сколько? Музей – это сколько? Театр – это сколько? Жизнь – это сколько? При капитализме живем». Ну и еще Москва просит нас исправиться. Неправильно говорить «подключи́м», нас просят говорить «подклю́чим». Давайте мы сейчас подключи́м все-таки компьютер. Посмотрите, уважаемые зрители. Просто мы не со зла это делаем. Вот: «включи́ть», «включи́м». Мы продолжим через три минуты, будем говорить… Да, вот сейчас можно показать. Это «Грамота.ру». Ну, в словаре можете тоже проверить.