Ольга Арсланова: Вас сбили на дороге? Ну, сами виноваты. Одна из главных причин смертности на российских дорогах – сами пешеходы. А потому что нечего! Петр Кузнецов: Так считают не пешеходы, а так пока считает Федерация автовладельцев России. Там уверены: «Неверное поведение пешеходов – это, пожалуй, главная проблема. Они просто не знают, где переходить дорогу», – это цитата по федерации. И в этой же федерации считают, что образование автовладельцев – вовсе не критерий, который повышает смертность на дорогах. Почему об этом заговорили? Ольга Арсланова: Есть же и другие мнения. Петр Кузнецов: «Потому что на нас наехали». Назвали главными причинами высокой смертности на российских дорогах недостатки в образовании водителей и как раз пешеходов. Назвали вождение в нетрезвом виде, использование телефона за рулем и недостаточно активное преследование нарушителей. Ольга Арсланова: Кто же прав? Петр Кузнецов: А? Ольга Арсланова: Кто прав? Вот тебе как кажется? Петр Кузнецов: Конечно, Федерация автовладельцев России. Ольга Арсланова: То есть пешеходы виноваты? Хорошо. Петр Кузнецов: Ну да. И я считаю, что когда у них появились какие-то особые права, при которых пешеход всегда прав, я как человек, который больше времени все-таки за рулем проводит, я начинаю понимать, что они даже… Ну да, они по «зебре» проходят, но они даже не смотрят. «Ну и так пропустят. Я накину капюшон, я включу музыку – и меня пропустят, потому что я пешеход, я всегда прав». Ольга Арсланова: Потому что это две армии, которым никогда не договориться. Водители, вас раздражают пешеходы? Голосуйте «да» или «нет» на короткий номер. У нас есть несколько минут для того, чтобы узнать общественное мнение. Петр Кузнецов: У нас есть Владимир Соколов, председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов России». Владимир Сергеевич, здравствуйте. Владимир Соколов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Это как раз человек, который по ту сторону автомобиля, по ту сторону руля. Скажите, как вы отнеслись к заявлениям ваших антиколлег (назовем их так), то есть людей, которые имеют определенное преимущество все-таки на дороге, давайте прямо скажем? Машина тяжелая, автомобиль, ты сидишь внутри – у тебя есть преимущество. Владимир Соколов: Ну конечно, без сомнения, преимущество у них есть. И этим преимуществом некоторые пользуются без оглядки на безопасность окружающих. Но я должен сказать, что… Петр Кузнецов: Владимир Сергеевич, у нас не очень хорошая связь. Давайте еще раз попробуем вернуться к началу вашего ответа. Владимир Соколов: Итак, на самом деле «Союз пешеходов» – это не только пешеходы, но и водители. И мы считаем, что именно от водителей зависит безопасность пешеходов. Так принято во всем мире, поэтому можно согласиться с рекомендациями международной программы «Безопасные дороги». Что касается наших взаимоотношений с водителями, то они время от времени претерпевают изменения, но, к сожалению, статистика говорит о том, что количество ДТП с пострадавшими у нас было примерно 150 тысяч, и из них… Петр Кузнецов: Сколько процентов, Владимир Сергеевич? Владимир Соколов: 85% ДТП по вине водителей – и не только с пешеходами, но и водители с водителями, так сказать. Количество погибших – более 18 тысяч. Из них 5,3 – это пешеходы. В целом виноваты водители. Так вот, что касается пешеходов, то особая озабоченность – это пешеходные переходы. И там также количество наездов на пешеходов, во-первых, составляет примерно 30–35% от всех наездов, именно на пешеходных переходах, и в 80% виноваты водители. Вот как? С ними спорить бесполезно. Есть совершенно адекватные водители, которые понимают: да, главная проблема в России – это скорость. По сравнению с Европой… Петр Кузнецов: Владимир Сергеевич, буквально минута, у нас мало времени. У нас много пешеходных переходов (раз мы об этом заговорили), которыми практически никто не пользуется. И наоборот – очень много популярных мест, где постоянно переходят, но «зебры» там нет. Ольга Арсланова: Потому что там удобно переходить. Петр Кузнецов: Коротко. Кто решает, где появится эта разметка? Кому решать в итоге? Почему они появляются не там, где нужно? Владимир Соколов: Ответственность за организацию дорожного движения несет исполнительная власть. Если говорить о Москве, то это мэрия и префектура. В других местах, где нет крупных городов, то это районные власти. Им выделяются небольшие средства на мероприятия по безопасности дорожного движения. Поэтому если граждане пытаются поставить пешеходный переход или тропинку пешеходную сделать, то это занимает не менее двух лет – по той простой причине, что у нас нет источника финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения. Ольга Арсланова: Понятно. Петр Кузнецов: Хорошо, не менее двух лет. А по деньгам сколько в среднем стоит «зебру» одну нанести? Ольга Арсланова: Там, где угодно людям. Владимир Соколов: В Москве – до 15 миллионов. Ну, если это регулируемый переход. Ольга Арсланова: Лучше я перебегу. Спасибо. Петр Кузнецов: Лучше мы перебежим. Ольга Арсланова: Председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов был в нашем эфире. Вот нам пишут зрители о том, что в некоторых городах не хватает пешеходных переходов, то есть люди вынуждены перебегать дорогу. А кое-где достаточно пешеходных переходов, но автомобилисты совершенно спокойно пешеходов сбивают на тротуарах. Петр Кузнецов: Сергей Лобарев, председатель правления Гильдии автошкол России. Сергей Юрьевич, здравствуйте. Вы с нами на прямой связи. Приветствуем вас, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Вот обвиняют россиян в ООН в том, что водителей плохо готовят, плохое у них образование. Вы как можете оценить общий уровень подготовки автомобилистов в нашей стране? Сергей Лобарев: Вы сейчас только что разговаривали с моим коллегой, представителем общественной организации. Но многие вопросы, которые вы поднимаете, и поднял вопрос Жан Тодт… Петр Кузнецов: Это ООН. Сергей Лобарев: …что действительно недостаточно знаний у наших участников дорожного движения, именно правил дорожного движения. Но давайте акцент сделаем так: не только автошколы. Мы считаем, что отсутствует у нас в России непрерывная система образования участников дорожного движения в доавтошкольный период, в автошкольный и в поставтошкольный период. Три разных направления – и это Лебедь, Рак и Щука. И к нам приходят, к сожалению, неподготовленные участники дорожного движения. В средних образовательных школах всего 15 часов в год изучают правила дорожного движения. Это архимало! Мы, кстати, даже в Москве по нашей просьбе в крупных холдингах и в Центральной автошколе провели опрос бывших слушателей. Успешно сдали с первого раза. И через полгода обратную связь получаем. «Вы вроде бы в автошколе продемонстрировали знания, в ГИБДД сдали экзамен». Говорят: «Уважаемые представители автошкол, – это и женская автошкола, – мы ради автоледи, но через полгода после управления автомобилем…» Есть буква, а есть дух правил. Увидели, что ездят кто как, не смотрят порой на знаки. Отсутствует определенное наказание… Ольга Арсланова: А почему? Петр Кузнецов: Сергей Юрьевич, извините… Сергей Лобарев: Учить надо раньше, а не когда уже возбуждено уголовное дело или административная ответственность. 130 миллиардов штрафов – это победа или нет? Вообще мы считаем, что это неправильно. 12 тысяч водителей имеют более 100 нарушений ПДД. Нужно именно создавать эту систему, менять правила подготовки и обучения в автошколах. Мы теоретиков выпускаем. Петр Кузнецов: Очень коротко, Сергей Юрьевич. Много говорится о том, что действующие правила и ГОСТы просто устарели и не учитывают современную дорожную ситуацию, поэтому не понятны всем участникам дорожного движения, и нам нужна новая редакция ПДД. Вы согласны с этим? Сергей Лобарев: Согласны. Новая редакция – и не только ПДД, но и дороги… Петр Кузнецов: Это исправит ситуацию? Сергей Лобарев: Миллиарды вкладывают в асфальт, а вот потребители дорог… Где бы остановиться? Петр Кузнецов: С дорогами все вечно и все плохо. Но с новой-то редакцией побыстрее будет? Сергей Лобарев: К сожалению, вот до этого не доходит. Так что я рад вашей передаче. Молодцы! Поднимаете вопрос. Но давайте не только наказывать, но и искать причины и следствия. Это отсутствие непрерывной системы образования участников дорожного движения. Петр Кузнецов: Спасибо вам большое. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо, Сергей Юрьевич. Это Сергей Лобарев, председатель правления Гильдии автошкол России. Ольга Арсланова: «У нас много психопатов и неадекватов за рулем. Как они проходят комиссию?». Ну знаете, это к нашей первой теме. Коррупция в нашей стране развита в том числе и в этой сфере. «С телефоном, идущие как по парку – очень раздражают!» – пишут нам автомобилисты. А пешеходы говорят, что не испытывают раздражения по отношению к автомобилистам, а испытывают просто животный страх. Боятся. Петр Кузнецов: И мы еще не поговорили об отдельной категории, которая пока относится к пешеходам, – это те самые гироскутеры, это те самые велосипеды, это моноколеса, которые тоже пока считаются пешеходами. Ольга Арсланова: Их пока не выделили в отдельную категорию. Петр Кузнецов: И они тоже создают аварийную обстановку и, может быть, увеличивают эту статистику. «Водители, вас раздражают пешеходы?» – спрашивали мы в эти 15 минут. «Да» – ответили 74% водителей, а «нет» – 26%.