Петр Шкуматов: Полис ОСАГО должен быть привязан к конкретному человеку, а не к машине, как сейчас

Гости
Петр Шкуматов
член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве

Тамара Шорникова: Ну а мы приступаем к новой теме. Внимание автомобилисты, сейчас очень много важной информации. В Совете Федерации прошли парламентские слушания по реформе ОСАГО. Она может вступить в силу уже в начале ноября этого года.

Юрий Коваленко: Ну, после реформы ОСАГО полисы станут дороже лишь для каждого пятого россиянина, так посчитали в Российском союзе автостраховщиков. Президент организации, Игорь Юргенс сегодня заявил, что автолюбителям опасаться роста цен не стоит. Новые тарифы будут более справедливыми.

«СЮЖЕТ»

Тамара Шорникова: В союзе автостраховщиков также назвали преждевременным переход от страхования автомобиля к страхованию ответственности водителя. В этом случае семье из трех человек, которые ещдят на одном автомобиле, пришлось бы платить за ОСАГО трижды.

Юрий Коваленко: Ну, еще немного данных. Водители, которые безаварийно водят машину в течение двух-трех лет, могут получить снижение полиса ОСАГО после расширения тарифного коридора на 20% вниз и вверх, как говорил Игорь Юргенс. Вот сейчас система тарификации такова, что ряд водителей недоплачивают за полис ОСАГО, а ряд серьезно таки переплачивают.

Тамара Шорникова: Также меняется подход к опыту и возрасту водителей. Чем больше стаж, тем меньше коэффициент, то есть, молодой, неопытный водитель со стажем до 3-х лет будет платить за возможные риски по максимуму. Но и это не все данные. Предлагается увеличить выплаты в случае ДТП. Если сейчас компенсацию в 2 миллиона рублей можно получить только при аварии в общественном транспорте, а в легковом автомобиле всего 500 тысяч, то после внесения поправок, если таковые будут одобрены, сумма будет едина для всех, 2 миллиона рублей. Ну и сейчас мы продолжим обсуждение всех этих нюансов. Действительно, не всем понятно, даже опытные автомобилисты не всегда могут с первого раза понять, что хотят сказать автостраховщики и как это аукнется на их карманах. И обсуждать это будем мы с гостем нашей студии.

Тамара Шорникова: Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок» у нас в студии. Встречайте!

Юрий Коваленко: Здравствуйте!

Петр Шкуматов: Здравствуйте, здравствуйте!

Юрий Коваленко: Как Вы поняли это послание?

Петр Шкуматов: Ну, я присутствовал на слушаниях в Совете Федерации и хочу разъяснить автомобилистам на пальцах вообще, что происходит. Все эти коэффициенты, полисы, ответственности это очень сложно.

Юрий Коваленко: Я не сразу понял тоже.

Петр Шкуматов: На самом деле, все очень просто. У нас доллар что, подрос? Подрос. Запчасти, которые сейчас ставятся новые на автомобили в ходе ремонта по ОСАГО чьи? Импортные и покупаются за доллары США. Сегодня Игорь Юргенс сказал, что собственно вот эта вот дыра, которая за последнее время возникла, это почти уже 20%, там 16% или 17%. Это десятки миллиардов рублей. Естественно, водители хотят получить отремонтированный автомобиль, но автомобиль импортный, и запчасти импортные, и в итоге расходы страховщиков на ремонт автомобилей с каждым месяцем, можно сказать, увеличиваются. Были приведены цифры, которые, в общем-то, ну, наверное, им имеет смысл доверять, потому, что они четко коррелируются с увеличением стоимости иностранной валюты. И, конечно, с этим надо что-то делать. Если мы хотим получать автомобили в отремонтированном виде.

Юрий Коваленко: Подождите, одну секунду, разъясните. А если доллар сейчас упадет, у нас полис ОСАГО вдвое дешевле будет?

Петр Шкуматов: Нет, ну они же в среднем считают, не по конкретному, дневному курсу, они же считают по таким средним промежуточным.

Юрий Коваленко: Почему среднее всегда дороже получается?

Петр Шкуматов: Нет, среднее получается дешевле. Так-то доллар у нас за три года подрос со скольких? С 45-ти до 70-ти рублей.

Тамара Шорникова: Ну, сейчас уже поменьше.

Юрий Коваленко: 66.

Петр Шкуматов: Ну, поменьше, 66, да.

Тамара Шорникова: Но величина такая колеблющаяся.

Юрий Коваленко: 65 вот к этому часу, например.

Тамара Шорникова: Пока мы среднее вычисляем, я обращусь к телезрителям, маленькую паузу сделаем в вашем важном разговоре. Автовладельцы, звоните нам, рассказывайте, какие вообще отношения у вас сейчас с полисом ОСАГО, что вы думаете о готовящихся нововведениях. Что бы хотели, чтобы изменилось. Простите за перебивку.

Петр Шкуматов: Ну, так вот. И страховые компании естественно вышли, говорят, мы терпим убытки, давайте, пожалуйста, повышать стоимость полиса. Но Центробанк не пошел на линейное повышение стоимости полиса, а предложил реформу немножко иную. И кстати, это очень грамотная история, почему? Давайте задумаемся, а кто у нас причиняет убытки? Ну, страховщикам и другим водителям?

Юрий Коваленко: Ну, те, которые лихо водят, скажем, так.

Петр Шкуматов: Лихачи, так.

Юрий Коваленко: Пьяные водители.

Петр Шкуматов: Или пьяные.

Юрий Коваленко: Молодые, неопытные.

Петр Шкуматов: Да, да, да. И так далее.

Юрий Коваленко: Люди со снижением концентрации, уже в возрасте, наверное. Эта есть проблема на Западе, у нас пока ее, по-моему, нет.

Петр Шкуматов: Ну, и еще люди с пониженной социальной ответственностью. Давайте скажем так, на дорогах. Так вот, вот эти группы они составляют 16% по данным Центрального банка и, соответственно, страховых компаний. Там 15-16%, отличие на один процент. То есть, получается, что 85 % водителей, это абсолютно нормальные люди, абсолютно нормальные люди, которые платят сейчас за эти 15%, которые на дороге ну выделывают, что они хотят! Я тут один случай нашел, замечательный. Ну, у нас есть Крым, республика Крым, значит, там действует льготный коэффициент на ОСАГО, 0,6. Так вот, если человек житель Крыма, попался дважды пьяным за рулем, получил уголовную судимость, уголовную, за это, по 264-й, часть первая, то стоимость полиса ОСАГО для него в три раза меньше, чем для Шкуматова, который не попадал в аварии 13 лет.

Юрий Коваленко: А почему так? А где справедливость?

Петр Шкуматов: Справедливости нету. И, конечно же, с этим надо заканчивать. Вот с этой историей, когда, по сути, маргиналы, ну реально, маргиналы алкоголики, наркоманы, люди, которые ведут себя на дороге абсолютно неадекватно, люди, которые десятками раз в год попадают в аварии. Тоже замечательный случай нашел в интернете. В Воронежской области семья во время поездок на дачу 42 или 44 раза попадала за два года в аварии по своей вине.

Тамара Шорникова: Стабильность – признак мастерства!

Петр Шкуматов: Может быть, этим людям на дороге просто делать нечего? Почему я должен оплачивать вот этих вот, вот этих вот неадекватов?

Юрий Коваленко: А полис у них сколько стоил?

Петр Шкуматов: Полис у них стоит дешевле, чем платит Шкуматов, который 13 лет не попадал в аварии!

Юрий Коваленко: Да что же такое? Где же справедливость?

Тамара Шорникова: Юр, нет ее! Второй день тебе об этом говорят! Перестань! Да, давайте слушать наших телезрителей, много звонков, естественно, «горящая» тема. Валерий из Московской области сначала, здравствуйте!

Зритель: Здравствуйте!

Тамара Шорникова: Итак, Ваше мнение.

Зритель: Вот я к уважаемому, отношусь, он там поближе к Думе, к Президенту, чтоб вообще отменить эту кормушку, страховку. Судов много, разберутся в судах, если чего! Это поборы одни. И плюс, еще это как бандиты, звонят, у вас страховка кончается! Не застраховал, значит, тебя оштрафуют. Как гражданина России мои права-то нарушаются! Принудительно меня заставляют-то!

Тамара Шорникова: Ну, с одной стороны, да. А с другой стороны вот мне хочется…

Петр Шкуматов: Давайте, давайте я вот телезрителю отвечу. Значит, вот, уважаемый телезритель, Вы попробуйте посудиться, когда, допустим, я в Вас приеду, с меня есть чего взять. Не буду кривить душой, но Вы попробуйте из меня изъять эти 20-30 тысяч рублей, которые я причиню вреда, ущерба Вам! Вы будете бегать по судам год и потратите на суды больше, чем ущерб Вашему автомобилю. И таких людей, на самом деле, которые просто плюют, бросают это, идут, чинятся за свой счет огромное количество. А, хорошо, ладно с меня хоть взять есть что. А у нас на дорогах есть люди, вот буквально недавно мы обсуждали это с судебными приставами, восемь миллионов автомобилистов с которых нечего взять даже приставам. То есть, люди ездят, накатывают штрафы на миллионы рублей.

Юрий Коваленко: Но у них есть деньги только на бензин.

Петр Шкуматов: Когда приставы к ним приходят, оказывается, машина не на них, значит, имущества на них нету, ну, машина точнее на них, но она там какая-нибудь недорогая, имущества никакого нету, и вообще в квартире только их тапочки и полотенце, все. Восемь миллионов человек.

Тамара Шорникова: Ну, кстати, оптимистов очень много. Предлагает и Ленинградская область – «Если не выгодно ОСАГО, надо его отменить. Кто хочет, пусть страхуется, остальные в суд»!

Петр Шкуматов: Нет, нет. Суды никакие не работают. Не дай бог, еще раз, не дай бог никому!

Тамара Шорникова: Ну, если примерно ездили и не сталкивались!

Петр Шкуматов: Да конечно, вы просто не сталкивались с российскими судами! Не дай бог никому судиться с каким-то физическим лицом, у которого из имущества нету ничего. Не дай бог!

Юрий Коваленко: Хорошо, если по пунктам, давайте. Расширение тарифного коридора ОСАГО. Что это? Для чего это нужно? Кому это выгодно? Кому не выгодно?

Петр Шкуматов: Значит, расширение тарифного коридора ОСАГО, оно будет увязано вместе с реформой расчета формулы ОСАГО. То есть, теперь предлагается главным сделать коэффициент бонус-малус, так называемый, это скидочный коэффициент, он будет вестись за каждым водителем, он не будет прерываться, как сейчас. И самое главное, что этот коэффициент будет главным в определении стоимости полиса. Коэффициент мощности автомобиля уйдет, территориальный коэффициент уйдет.

Юрий Коваленко: Когда это произойдет?

Петр Шкуматов: Это буквально через несколько месяцев произойдет. Может быть, и до конца этого года. Но ваша водительская история будет являться определяющей для расчета полиса ОСАГО. И вот представьте себе, приходит, допустим, в страховую компанию не знаю, водитель-маргинал, у которого пьянка за рулем, «встречка», там 50 раз проезды на красный свет и так далее. Вот, страховая компания должна иметь возможность ему назначить справедливый тариф. Сейчас получается так, что вот этот маргинал, когда приходит в страховую компанию, покупать полис, ему обязаны продать его по цене, которая установлена государством. То есть, это что означает? Это означает, ну вот как, опять же, приводились примеры, есть люди, которые, я вот приводил пример, есть люди, которые вообще не следят за собой на дорогах. Так вот, в результате вот этой реформы, что произойдет? Те люди, у которых большой стаж - я! Те люди, у которых, ну, в общем, немолодой возраст – я! Те люди, которые не попадали в аварии – я!

Юрий Коваленко: 13 лет.

Петр Шкуматов: 13 лет, да. То есть, вот такие аккуратные водители они будут платить за полис меньше. Меньше. Даже не столько же, а меньше. Для меня подешевеет полис.

Юрий Коваленко: А будет учитываться количество Ваших штрафов?

Петр Шкуматов: Вот, ключевая история. Будут учитываться только грубые нарушения. Во всяком случае, сейчас это «красный», повторный проезд на «красный». Не первый, а повторный. То есть, условно говоря, если человек уже совсем не дружит с головой и ездит на красный, ну ему просто хочется так.

Юрий Коваленко: Традиционно.

Петр Шкуматов: Традиционно. То есть, у нас как, один раз тебе полторы тысячи выписывают штраф. Ты аккуратнее, вот нельзя! А эти люди, вот, пожалуйста! Так вот, «красный», «встречка», наркотическое опьянение и алкогольное опьянение, передача, соответственно, лицу автомобиля в алкогольном и наркотическом опьянении, ну и так далее. То есть, все составы, которые связаны с лишением прав, которые рассматриваются судом. Таких водителей у нас в стране ориентировочно два-три миллиона, вот так вот, каждый год. Ну, три – это верхняя планка, в среднем – два.

Юрий Коваленко: То есть, 1 процент?

Петр Шкуматов: То есть, вот этим людям полис, очевидно, станет дороже стоить. Ну, скажите, разве это не справедливо?

Юрий Коваленко: Ну, я думаю, им надо делать вдвое дороже!

Петр Шкуматов: Я думаю, им надо делать в 10 раз дороже!

Тамара Шорникова: Давайте спросим у народа еще раз! Валерий из Бурятии теперь на связи у нас. Валерий, здравствуйте! Слушаем Вас!

Юрий Коваленко: Здравствуйте, Валерий, добрый вечер!

Петр Шкуматов: Не хочет Валерий.

Тамара Шорникова: Алло, Вы на связи!

Зритель: Але, да, да, да!

Тамара Шорникова: Наконец-то, да Валерий.

Зритель: Да. Я хочу сказать, что еще с автомобилями, как-то еще можно чего-то понять там. Страхование. Я живу в глухой деревне.

Юрий Коваленко: Так.

Зритель: А вот как с сельхозтехникой, которую тоже нужно страховать постоянно, которая работает временами и иногда? И не ездит по дорогам.

Юрий Коваленко: У Вас техника не ездит по дорогам общего пользования, да?

Зритель: Ну, сельхозтехника ездит только по сельхозугодиям.

Тамара Шорникова: Ну, вопрос серьезный.

Юрий Коваленко: Хороший вопрос, спасибо!

Петр Шкуматов: Ну, это не ко мне, наверное, вопросы.

Тамара Шорникова: Очевидно, мы обязательно его передадим нашему специалисту по аграрной политике.

Петр Шкуматов: Да.

Тамара Шорникова: И еще один звонок, Сергей из Екатеринбурга. Давайте сразу послушаем, чтобы долго не ждали у нас телезрители!

Зритель: Да, из Екатеринбурга, здравствуйте!

Юрий Коваленко: Здравствуйте!

Тамара Шорникова: Слушаем Вас!

Зритель: У меня вот такой вопрос следующего характера. Как ведущий и консультант, что считает, почему нельзя сделать таким образом, чтобы свободный гражданин свободной России мог придти в любой магазин, буквально на кассу и купить этот полис страхования совершенно…

Петр Шкуматов: А что Вам мешает, простите, зайти в интернет и купить его в один клик, ну, в несколько кликов?

Зритель: Ну, вот Вы знаете, я уже второй год лично оформляю полис через интернет, но это мучительная форма, конечно.

Петр Шкуматов: А что там, что там неудобного простите? Я вот сам просто тоже оформляю.

Зритель: Да практически все неудобно. Ну, буквально на днях я оформлял полис Е-ОСАГО, у меня ушло, вот не поверите, это еще на удачу, более 6 часов! Потому, что мне хочется застраховать у определенной компании, и эта компания переводит на сайт РСА, и можешь обозначить себя на нескольких других компаниях, в итоге все это завершается или зависанием, или отказом. И вот это вот как замкнутый круг. Я слышал даже, что в цивилизованных странах уже принято давно, где-то, по-моему, в странах Прибалтики, что можно просто придти и на определенное количество дней, которые ты эксплуатируешь автомобиль, его застраховать. Но вот государство не доверяет, лично для меня это – форма обогащения страховых компаний. Не больше, не меньше, вот я уже несколько, больше десяти лет, вожу автомобиль ничего не нарушая, и что меняется? Да ничего не меняется! Страховые компании не обозначают бонус-малус, не фиксируют его. Он может понизиться у тебя. То есть, постоянно какие-то изменения, за которыми не можно уследить! И вот еще один важный момент. Полис Е-ОСАГО начинает действовать через три дня после его оформления. То есть, в этот период ты покупаешь автомобиль, ты не можешь его зарегистрировать! Тебе отказывают в регистрации, объясняя тем, что у вас полис не начал действовать. Ну я считаю, это вот совершенно не нормальная ситуация просто какая-то! Почему? Потому, что, то есть, государство мне позволяет ездить без ОСАГО 10 дней, без регистрации и без полиса. Но не ставит на регистрационный учет автомобиль, потому, что у меня нет действующего полиса. На руках полис есть, но он не начал действовать.

Юрий Коваленко: Спасибо большое!

Тамара Шорникова: Сергей, поняли Вас, да, поняли!

Петр Шкуматов: Ну, во-первых, я всем рекомендую обратить внимание на свой коэффициент бонус-малус. Потому, что он, спустя несколько месяцев всем автомобилистам начнет играть очень важную роль в определении стоимости полиса. Если были какие-то ошибки, в определении этого коэффициента нужно написать жалобу в Центральный банк. Это делается гораздо легче, чем оформить полис по 6 часов, да, как говорил человек. Но что касается оформления полиса, в чем проблемы? Дело в том, что сейчас, сейчас для, ну опять же вот в условиях роста цен на запасные части, для страховых компаний, которые являются коммерческими учреждениями, которые должны получать прибыль какую-то, да, целые российские регионы становятся невыгодными для функционирования. То есть, условно говоря, продав полис за 5 тысяч, они получают, там 10 тысяч рублей убытка. Ну, или пять – шесть тысяч рублей убытка, не важно. Так вот, это, как вот знаете, в позднем Советском Союзе был дефицит, да? Когда колбаса стоила, ну реально стоила, допустим, два рубля, а вам директивно заставляли ее продавать за один рубль. Из этой ситуации есть два выхода. Первый выход это добавить в колбасу туалетную бумагу и довести ее до одного рубля, собственно, местами так происходит и в страховании. Второй способ, это просто банально ее не продавать. То есть, держать под прилавком.

Юрий Коваленко: Ну, подождите. У меня вот коэффициент 0,5.

Петр Шкуматов: Да, прекрасно!

Юрий Коваленко: И по-хорошему, за мной должны страховщики бегать. Потому, что я приношу им свои деньги и не трачу их рубли.

Петр Шкуматов: Великолепно!

Юрий Коваленко: Я им 18 лет исправно плачу страховку. Где вот эта радостная встреча меня с цветами? Почему я хожу, как правило, день или два трачу, чтобы найти компанию, в которой мне будут не просто рады, а хотя бы дадут этот полис!

Петр Шкуматов: Ну, на самом деле это из-за не рыночных отношений. То есть, условно говоря, сейчас, сейчас страховым компаниям директивно указывают, по какой цене они должны продать полис. И, безусловно, если коммерческая организация должна продавать полис по какой-то цене, то получается, ну такое, такой микст советского учреждения, где никому не были рады тоже, и такого лоска, пафоса рыночной экономики. В действительности, что должно быть? Полис должен быть привязан к конкретному человеку. Сейчас вот к Вам он не привязан, при всем уважении.

Юрий Коваленко: Он к машине привязан.

Петр Шкуматов: Он к машине привязан, конечно. И, конечно же, полис надо привязывать к Шкуматову и вообще, к кому угодно! То есть, вот если я езжу аккуратно, если я веду себя на дороге адекватно к другим водителям, и стараюсь не создавать аварийных ситуаций, то в этом случае я – желанный клиент для любой страховой компании.

Юрий Коваленко: Это к этому же, наверняка, и собираются убирать коэффициент мощности машины.

Петр Шкуматов: Абсолютно.

Юрий Коваленко: Территориальный коэффициент.

Петр Шкуматов: Да.

Юрий Коваленко: И все остальное. То есть, не важно, какая у меня машина, будь это «Запорожец» или у меня будет «Феррари», я в любом случае буду платить полис за себя, а не за машину?

Петр Шкуматов: Да, но пока это такая будет ситуация двоякая. То есть, пока этот полис все равно оформляется на машину. Но они говорят уже о втором этапе реформы, когда все-таки будет либо гибрид какой-то, когда и на машину и на человека, либо вообще перейдут полностью на человека. Вот когда не машина будет приезжать в страховую компанию, с коэффициентом 0,5, а человек будет приходить с коэффициентом 0,5, который 18 лет не попадал в аварии, тогда страховые компании, конечно же, будут выкатывать перед Вами красную ковровую дорожку.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще один телефонный звонок, Юрий из Московской области дозвонился.

Зритель: Добрый день!

Юрий Коваленко: Здравствуйте!

Тамара Шорникова: Да, слушаем Вас!

Зритель: Добрый день, Юрий Иванович, Подмосковье. Во-первых, хотел попросить вас предать большую благодарность всему коллективу вашего канала, мы всей семьей, всеми друзьями смотрим только вас, потому, что вы цените человеческое достоинство и ближе всех к правде!

Юрий Коваленко: Спасибо Вам за это!

Тамара Шорникова: Спасибо!

Зритель: Второе, значит, мне 83, только не забудьте, когда будет рейтинг, чтобы мы могли проголосовать за вас! Значит, мне 83 года, 60 лет у меня стажа вождения, может быть даже 61, потому, что в мое время, когда я сдавал у нас, уже три раза или четыре менял свои права, и поэтому истинного значения, когда, и я не помню и нигде не могу это восстановить. Это первое. Второе. У меня, как только ввели обязательное страхование, мне, я страховался у страховщика где-то дома, значит, так удобно было страховому обществу, и мне написали сколько-то лет, сказали это не важно. Уже было больше трех лет, кажется. Теперь, когда это учитывается коэффициентами, мой стаж вождения и мое безаварийное, у меня всего два наказания за все 60 лет, превышение скорости 60-ти километров. Вот, ни одной дырки на талон номер одни и номер два, еще старые, молодежь не знает, ведущие наши, сейчас о таких талонах.

Тамара Шорникова: Юрий Васильевич, вопрос, очень, две минуты остается буквально!

Зритель: Как, как, как мне восстановить, я писал заявление, восстановить истинное положение стаж моей безаварийной езды?

Тамара Шорникова: Поняли, спасибо! И меньше минуты на ответ!

Петр Шкуматов: Сайт Центрального банка, cbr.ru

Пусть уже родственники помогут туда зайти. Там есть очень простая форма, которую надо заполнить, там, имя, отчество, полис, страховая компания и так далее, и все эти данные будут восстановлены. Ну, если они, конечно, сохранились.

Юрий Коваленко: Ну, либо придется побегать, но тогда уже с помощью родственников опять же.

Петр Шкуматов: Да.

Юрий Коваленко: Хорошо, спасибо большое! Обсуждали мы тонкости нового ОСАГО, о том, каким оно будет и будет ли оно таким, как хотят водители, вместе с Петром Шкуматовым, координатором движения «Общество синих ведерок». Спасибо Вам большое!

Тамара Шорникова: Спасибо!

Петр Шкуматов: Спасибо!

О реформе ОСАГО