Ксения Сакурова: Пивовары предложили установить минимальную розничную цену на пиво. По словам производителей, это поможет в честной конкуренции и защитит потребителей от контрафакта. Конкретные цены были названы еще летом: литр пива в стеклянной бутылке или банке не дешевле 110 рублей, в пластиковой – как минимум 90, в розлив – 85. Иван Князев: При этом в Минфине, Минпромторге и других профильных ведомствах инициативу считают преждевременной. По словам чиновников, этот вопрос обсуждается уже несколько лет, но окончательное решение пока не принято. Ксения Сакурова: Что думаете об этом вы? Нужно ли устанавливать минимальную цену на пиво? Позвоните, напишите, расскажите свое мнение. А мы представляем нашего эксперта: Максим Черниговский – генеральный директор клуба профессионалов алкогольного рынка. Иван Князев: Здравствуйте, Максим. Ксения Сакурова: Максим Зиновьевич, здравствуйте. Максим Черниговский: Здравствуйте, Иван. Здравствуйте, Ксения. Иван Князев: Максим, я так понимаю, тут не только между ведомствами спор идет. Сами пивовары не могут договориться, рассорились даже в Союзе – нужно ли устанавливать минимальную цену либо нет. Почему? Расскажите нам. Максим Черниговский: Ну, действительно рассорились. Но надо понимать, то есть – есть три, скажем так, основных оператора пивного рынка – это «Хайнекен», «Эфес» и «Балтика», объемы продаж которых это примерно 70% от всей емкости пивного рынка (если говорить о розничных продажах Российской Федерации), и все остальные пивовары. И действительно: три вышеназванных компании ушли из Союза пивоваров, создали свою собственную ассоциацию, которая категорически против введения МРЦ (или минимальных розничных цен) на пиво. А Союз пивоваров, который включает всех других (в первую очередь российских пивоваров), – они, конечно, выступают за введение МРЦ. Почему? Потому что они не могут конкурировать с этими тремя западноевропейскими монстрами (в хорошем смысле этого слова – монстрами). Вот в двух словах. Вы знаете, мое мнение в части введения МРЦ – вы знаете, оно двойственное. Значит, с одной стороны, я, конечно, противник введения МРЦ. Почему? Потому что это автоматически приведет к тому, что розничные цены на пиво и пивные напитки в Российской Федерации вырастут. А с учетом того, что у нас реальные доходы у населения последние два года падают, любое повышение я, как аналитик потребительского рынка, конечно, расцениваю крайне отрицательно. Это с одной стороны. А с другой стороны – вы понимаете вот вообще – что такое алкогольный рынок? Это 12 миллиардов литров – всего: это пиво, водка, вино – в общем, вся алкогольная продукция. Так вот вдумайтесь: из этих 12 миллиардов годового оборота алкогольной продукции 8 миллиардов литров – это пиво. Так вот из этих 8-ми миллиардов – 6 миллиардов приходится на вышеназванные компании, а именно: «Хайнекен», «Эфес» и «Балтика». То есть с русского на русский – половина всего объема алкогольного рынка приходится вот на три эти компании. Вы понимаете? Пивные производители не маркируют свою продукцию акцизными марками, нет минимальных розничных цен на эту алкогольную продукцию. Продавцы розничные пива могут, то есть не получают соответствующие розничные лицензии на право продажи алкогольной продукции – то есть куча всякого рода преференций. Вы понимаете? Опять таки, я, как человек, который уже больше 20 лет работаю на алкогольном рынке, прекрасно понимаю, что в отношении, в первую очередь, вот этих трех пивных производителей – «Хайнекена», «Балтики» и «Эфеса» – ну, в общем, определенная политика, скажем так, протекционизма – она, конечно, существует в Российской Федерации, и это не может меня не беспокоить. Ксения Сакурова: Но вот при всем при этом интересен вопрос качества. Ну хорошо. Вот эти гиганты – они могут предложить товар по низкой цене. А ведь речь же идет о конкуренции. А вот те, остальные – они, может быть, продают дороже, но лучше? Или нет? Максим Черниговский: Вы знаете, вопросы качества, на самом деле, и минимальных розничных цен – они, в общем, не пересекаются, на мой взгляд, сильно. Дело в том, что минимальные розные цены на алкогольном рынке – они же были введены более 10 лет тому назад. И изначально предполагалось, что МРЦ буду вводить только на крепкую алкогольную продукцию. Почему? Потому что большое всего подделок, больше всего контрафакта именно в сегменте крепкого алкоголя – там самый высокий акциз. Ну и основной объем крепкого алкоголя приходится на водку, которую в общем и целом легко подделать. Понимаете? То есть на слабые алкогольные напитки не предполагалось вводить МРЦ. Но в 2016 году вдруг ввели МРЦ на шампанские и игристые вина. Для меня это до сих пор, в общем-то, является загадкой – почему именно на шампанские и игристые вина ввели? Вы понимаете? Я еще раз повторяю: с точки зрения снижения объема нелегального рынка (если говорить о сегменте пива и пивных напитков), с точки зрения повышения качества – МРЦ никак не скажется. Но ситуация, когда, скажем так, разные правила существуют на одном и том же рынке – рыночные правила – она, на мой взгляд, совершенно неверна. Иван Князев: Вот, кстати, по поводу контрафакта тоже интересный момент. Обе стороны, как вы говорите, говорят, что одни говорят, что если ввести МРЦ – рынок вырастет контрафактный, другие говорят, что если не ввести – рынок вырастет. Тоже как-то странно. Ксения Сакурова: А он, вообще, существует? Что такое контрафактное пиво? Вот… Иван Князев: Откуда его везут? Ксения Сакурова: Да. Откуда его везут? И что это вообще? Максим Черниговский: Это в том числе серый импорт. Понимаете? Потому что у нас акцизы в Российской Федерации на алкогольную продукцию высокие. Понимаете? В странах бывшего Советского Союза акцизы зачастую ниже, чем у нас. То есть это, в общем, приводит к тому, что у нас начинают завозить пиво, в том числе из других стран, в рамках всякого рода серых схем. Понимаете? Разливное пиво – ну что скрывать – тоже, в общем, там есть определенный объем нелегального рынка. Но! Понимаете, если в сегменте крепкого алкоголя (водки) объем нелегального рынка оценивает Росалкогольрегулирование в 30%, понимаете, а независимые эксперты там до 40%, то в пиве он там 6-7% – то есть это небольшой, на самом деле, объем. Ну, сравнительно, конечно, небольшой. Но вот я еще раз повторяю: МРЦ на пиво не повлияет, на мой взгляд, на снижение объемов нелегального рынка в сегменте пива и пивных напитков или не повысит качество. Понимаете? То есть для Союза пивоваров это в первую очередь инструмент конкуренции. Почему? Потому что, естественно, пивные гиганты за счет того, что у них огромный объем – они могут снизить себестоимость своей продукции, они могут, соответственно, розничным покупателям предложить продукт по более низкой цене, чем у предприятия, скажем так, малого и среднего масштаба. И за счет того, что просто конкурировать не могут, вот Союз российских пивоваров, скажем так, лоббирует вопрос, связанный с введением МРЦ. Иван Князев: А левое пиво, как вы говорите, серое пиво в основном – из Белоруссии, Украины и так далее? Я правильно понимаю? Максим Черниговский: Ну, как я уже сказал, это из стран бывшего Советского союза. Иван Князев: Ну понятно. Мы все понимаем, о чем речь. Да. Спасибо большое. Максим Черниговский – генеральный директор клуба профессионалов алкогольного рынка – был с нами на связи. Ксения Сакурова: Пара сообщений от наших зрителей. Владимирская область: «Не минимальную, а максимальную и не менее чем на пять лет. Нужно вводить цены на все, за исключением предметов роскоши». Рязанская область: «Хорошего пива давно нет. А эту жидкость пусть сами пьют». И Краснодарский край: «Сейчас алкоголь плохой, а раньше был качественный». Иван Князев: После перерыва, после выпуска новостей обсудим последние новости коронавируса. В России удвоилось число госпитализированных и взрывной рост заболеваемости детей, в том числе в Москве. Ну и также – кто минирует российские школы, другие образовательные учреждения, административные здания? Кто за этим стоит? Также спросим у экспертов. Ксения Сакурова: Оставайтесь с нами.