Пиво с чипами

Пиво с чипами | Программы | ОТР

Минпромторг предложил распространить систему маркировки на рынок алкоголя, чтобы защитить потребителя от контрафакта

2020-09-11T13:34:00+03:00
Пиво с чипами
Человека формирует дефицит? Единая тарифная сетка для бюджетников. Кредиты помолодели. Студенческий капитал. Врать – полезно для карьеры. Россияне стали злее?
Дефицит делает человека человеком?
Красиво жить запретишь
Переговоры Путина и Лукашенко, Трамп и Нобелевская премия, колонизация Венеры – в комментариях обозревателя Сергея Лескова
Единая тарификация: когда региональный бюджетник будет получать, как московский?
Студенческий капитал: каждому поступившему в вуз предлагают начислять по 500 тысяч рублей
Что вас бесит?
Рубрика «Личный контроль»: Глобальная цифровизация
Молодежь не зарабатывает - молодежь берет кредиты
Лгуны на рынке труда
Гости
Юрий Юдич
руководитель аналитической группы «Алкоэксперт»
Вадим Дробиз
директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя

Тамара Шорникова: Чипируют все. Скоро обещают добраться и до пива. В Минпромторге предложили распространить систему маркировки на рынок алкоголя. Как всегда все ради нас с вами – чтобы защитить потребителя.

Иван Князев: От паленого алкоголя. Хотя непонятно, куда на бутылках лепить еще одну метку. Там ведь уже и штрих-код, и акцизная марка. Каждая бутылка видна в системе ЕГАИС. В общем, для чего понадобилась новая маркировка и кто за нее заплатит – вот какие вопросы мы хотим задать вам и нашим экспертам.

Тамара Шорникова: Да. Звоните, пишите, как часто вы употребляете алкоголь, устраивает ли вас цена, качество продукта, готовы ли платить больше, если будете точно уверены, что это точно хорошая история.

Иван Князев: Вадим Дробиз выходит на прямую связь с нашей студией, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. Здравствуйте, Вадим Иосифович.

Вадим Дробиз: Алло. Меня слышно?

Тамара Шорникова: Отлично.

Вадим Дробиз: Хорошо.

Тамара Шорникова: Итак, новая маркировка. Сразу вопрос: что, старых недостаточно?

Вадим Дробиз: Давайте разделим проблему на две части на самом деле. У нас на сегодняшний день весь алкоголь маркируется специальными и акцизными марками, кроме пива и пивной продукции, то есть пива и пивных напитков.

И после… То есть сама марка по себе никакой гарантией легальности не является. И у нас поэтому 25 лет маркировка шла, и до 2016 года, до момента внедрения системы автоматизированного контроля в легальной рознице, большая часть нелегальной продукции продавалась в легальных магазинах. До 2010-го 100% нелегальной продукции продавалось в легальных магазинами с нелегальными марками.

Так вот, внедрение системы ЕГАИС плюс марка дает 100%-ный эффект: сегодня в каждом легальном магазине продается только легальная продукция, и никаких проблем с этим не возникает. Единственный продукт, который, в общем-то, обладает определенными свободами – это пиво и пивные напитки. Эта продукция не маркируется. И производство оптовой торговли и розничной торговли не лицензируется, в отличие от всего остального алкоголя. Поэтому одна проблема – это необходимость со стороны государства, с точки зрения государства маркировать пивную продукцию марками. С другой стороны, у нас же гоняют Минпромторг и многие другие за технологическими революциями. Поэтому несколько лет назад возникла идея сменить марку на радиочастотную. На тот момент она стоила, по рассказам своего Минпромторга, не менее 10 рублей.

Это раз. И на сегодняшний день мы видим продукт – пиво без марки. Но Минпромторг решил: «А что нам не оборудовать алкоголь радиочастотными марками? И начнем мы с пива, которое марки не имеет». Поэтому, если мы заботимся о потребителях, о пивном рынке и вообще о чем бы ни заботилось государство, оно бы просто пивную продукцию… Вот сейчас с… происходит как раз эксперимент. Почему на пиве до сих пор не было марки? Дело в том, что, как шутили некоторые, у нас если 20% разливного пива, то куда мы будем вешать при разливном пиве? На струю, что ли?

Так вот, сейчас там маркируют… Это упаковка пива, в которой она поступает…

Тамара Шорникова: Вадим Иосифович, сразу: а что, у нас так много пиво подделывают? Многие эксперты говорят, что это просто нерентабельно.

Иван Князев: Почему? Вот наши телезрители пишут, что нормального пива нет.

Тамара Шорникова: Давай эксперта послушаем.

Вадим Дробиз: На самом деле очень рентабельно подделывать пиво. Почему? На сегодняшний день в бутылке водки акциз 110 рублей. В бутылке пива меньше – 11 рублей. Но разница в гигантских объемах пивного рынка. Дело в том, что у нас 80% алкогольного рынка – это пиво и пивные напитки. 8 млрд литров в год. Крепкого алкоголя выпивается 1 млрд литров. Винодельческой продукции тоже 1 млрд литров. Поэтому если мы говорим, например, о 5% для крепкого алкоголя, это цифра одна. А если, как говорит Минпромторг, от 5 до 12%, ну, может быть, в среднем, не знаю, 8% пивного рынка считать нелегальным, то это 800 млн литров в год. То есть это уже огромный объем, и с каждого литра можно украсть 11-12 рублей. Огромные деньги.

Само государство создало нелегальный рынок пива, начиная примерно с 2010 года. Оно резко начало поднимать ставку акциза. То есть в 2009-ом в одной бутылке пива было 1.5 рубля акциза, в бутылке водки – 45. Поэтому пиво вообще никого не интересовало.

В 2010 году ставка акциза выросла в 3 раза, и потом она условно добралась в 2012-2013 году до 10 рублей за литр, до 12 рублей за литр, до 15-ти. То есть стало интересно украсть в финансовой точки зрения эти деньги. Более того, в несколько раз сократилось число легальных торговых точек. Значит, выросло число нелегальных. То есть запретили продавать пиво киоскам и так далее. И на стыке этих государственных решений возник большой нелегальный рынок пива с хорошим оборотом.

Тамара Шорникова: Хорошо. Бутылка недорогого пива в районе 50 рублей, наверное, сейчас. Клеим марку за 10 рублей. На те же 10 и подорожает?

Вадим Дробиз: Сейчас Минпромторг рассказывает, что вроде марка 60 копеек. Но смысла нет. Понимаете? Вот здесь принцип: лучшее – враг хорошего. На этой новой радиочастотной марке… Ну, шуба – это одно. Там неважно даже, сколько стоит марка. Если шуба стоит 50-100 тысяч, там можно марку и за 100 рублей наклеить. Ботинки тоже все-таки дорогие. А если мы клеим, как вы правильно сказали, марку на бутылку пива за 40-50 рублей, обычная марка сегодняшняя на всем алкоголе стоит менее 2 рублей. И она отвечает всем интересам и решает все вопросы и проблемы. То есть здесь технологическая революция в принципе не нужна. Ради самой революции. Вот это первый аспект.

Ну а маркировка пива… государству виднее. То есть на самом деле государство ничего не заработает на маркировке пива. Легальный рынок пива не вырастет от этого.

Тамара Шорникова: Ну а компании, производящие все эти радиочастотные марки, наверное, не проиграют?

Вадим Дробиз: Выиграют только те, кто производит эти марки. Все.

Иван Князев: «Спасибо вам. Весь алкоголь в акцизах, а качества никакого. Абсолютно никакого контроля», - СМС из Сахалинской области. «Пиво надо не чипировать, его надо пить». Из Саратова пишут нам люди: «Пью самогон – обходится по цене, как пиво». Из Башкортостана, опять же, про самогон: «Пускай пиво чипируют. Обойдемся самогоном».

Тамара Шорникова: Юрий Юдич, руководитель анатомической группы «Алкоэксперт», поделится своим мнением. Здравствуйте.

Юрий Юдич: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Итак, как вам история с новой маркировкой?

Юрий Юдич: После Дробиза уже трудно что-то добавить. Он полностью проблему решил и рассказал и о том, и о другом аспекте данной проблемы, потому что мы понимаем, что нет здесь ни с точки зрения контрафакта, ни с точки зрения потребителя никакого особенного смысла маркирования алкогольных напитков.

Алкоголь – можно сказать, первый продукт, который решил проблему маркировки, довел ее до выполнения не за один год, не за один месяц. И он успешно сейчас контролирует все продажи при помощи акцизных марок и системы ЕГАИС. Скажем так.

Тамара Шорникова: Юрий, скажите, так, может быть, нам не стоит волноваться? Ну, хочется государству каких-то революций в технологическом плане. Многие говорят, что сейчас это уже вышло на такой поток, что, ну, действительно, будут стоить сущие копейки эти марки – может, мы и не почувствуем это в цене? Или все-таки почувствуем?

Юрий Юдич: Но ведь это не только марки. Это технологический цикл. Их наклеивание, понимаете? Даже если сама марка стоит недорого, то процесс сам по себе оформления этих марок… Это создаст излишнюю нагрузку на производителей, которые и так в алкогольном рынке очень зарегулированы. А мы с вами почувствуем это по цене, которая будет в конечном продукте. Вот и вся история.

Иван Князев: Юрий, наши телезрители спрашивают: «А почему все-таки в России пиво такого плохого качества?»

Юрий Юдич: А почему плохого? Вы какое покупаете?

Иван Князев: Я вообще никакое не покупаю. Я трезвенник.

Юрий Юдич: Покупайте хорошее.

Тамара Шорникова: Покупайте хорошее – бельгийское.

Юрий Юдич: Ну, понимаете, у нас много больших заводов. Они делают достаточно массовый продукт. Но есть еще и малые пивоварни. Есть крафтовое пивоварение, то есть такое полудомашнее. Выбирайте, ищите. Сейчас очень много пива.

Иван Князев: Просто даже если сравнить наше крафтовое и крафтовое какое-нибудь чешское, немецкое, польское на худой конец или литовское, у нас…

Тамара Шорникова: Границы закрыты. Пей отечественное.

Юрий Юдич: У нас есть не хуже образцы. Просто нужно дать им развиваться и не сравнивать с большим производителем, не облагать таким же налогом, дать им льготы. И тогда я думаю, что мы будем с успехом конкурировать с Чехией, с Германией.

Тамара Шорникова: Хорошо. Коротко прогноз от Юрия Юдича в прямом эфире Общественного телевидения России. Нас много пугают. Действительно, трудности с приостановкой работы предприятий, с закрытыми границами и так далее меньше станет алкоголя, дороже станет импортное. Тут тебе чипирование с другой стороны. Ожидать каких-то подорожаний на этом рынке в скором времени, и что сильнее подорожает, если это все-таки случится? Так, чтобы запасы сделать.

Юрий Юдич: Логистика работает исправно. То есть все импортеры говорят о том, что они не испытывают трудности с доставкой продукта. Поэтому подорожание может быть обусловлено то есть естественными экономическими причинами. Это повышение курса евро, повышение акцизов и все такое прочее. А что касается карантинных мер, они не так сильно повлияли на рынок. Ну разве что люди не могут теперь привезти себе заветных 3-4 бутылочки в чемодане из-за границы. Тем более пойдут их покупать в магазин.

Иван Князев: Спасибо вам. Друзья, мы еще будем говорить на тему алкоголя, потому что сегодня в России отмечается день трезвости. Это будет большая тема нашего сегодняшнего дневного блока.

Тамара Шорникова: Отметим вместе с чаем, с компотом – с чем хотите.

Иван Князев: Да. Как вообще формируется алкогольная политика в нашей стране, какой она должна быть? Маркировать спиртное, как мы говорили, ограничивать продажи или все-таки больше пропагандировать трезвость? Что думаете вы? После новостей продолжим

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)