Плацкарта не будет, но вагоны останутся. Что изменится от переименования?

Гости
Мария Роженко
специалист по транспортному планированию
Алексей Калачев
эксперт-аналитик АО «Инвестиционный холдинг ФИНАМ»

Марина Калинина: Следующая тема такая: скоро может из нашего обихода исчезнуть слово «плацкарт». Дело в том, что дочка РЖД «Федеральная пассажирская компания» уже в январе откажется от этого слова «плацкарт». Об этом сообщает генеральный директор компании Петр Иванов. Что важно: сами вагоны пока останутся. Но называться они будут по-другому.

Константин Чуриков: О планах ввести новые классы, новые названия классов обслуживания в ФПК сообщили еще в прошлом году. Клиентам (или пассажирам) предложат на выбор 4 класса вагонов: «бизнес», «комфорт», «эконом» и, мне вот еще очень нравится, временную опцию «эконом-бюджет» со старыми вагонами без кондиционеров и биотуалетов. Что изменится, что останется?

Марина Калинина: …И зачем.

Константин Чуриков: Давайте сейчас об этом поговорим. И ваш опыт, кстати говоря, проезда в плацкарте: он какой? У нас сейчас на связи Мария Роженко, специалист по транспортному планированию. Мария, здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Мария Роженко: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Что за этим стоит? Просто некая маркетинговая история? Или действительно ФПК, РЖД готовы реально менять облик наших пассажирских перевозок?

Мария Роженко: Здесь, наверное, две истории. Есть, конечно, и маркетинговая часть. Но есть и достаточно серьезные программы, которые заключаются в обновлении подвижного состава. Потому что на всей сети железных дорог у компании «Федеральная пассажирская компания» принадлежит достаточно большое количество вагонов, и, естественно, нельзя их обновить, условно, за полгода, за год, за несколько лет. Поэтому, действительно, у компании есть большие планы по увеличению качества предоставляемых сервисов, в том числе за счет более качественного подвижного состава. И частью этой стратегической программы по обновлению подвижного состава является, естественно, отказ от старого названия «плацкарт».

Марина Калинина: А что, собственно, поменяется от того, что поменяется название? Вот зачем? Для меня, например, непонятно.

Мария Роженко: Название – это все-таки здесь больше маркетинговая история. На данный момент. Потому что мы все привыкли к «плацкарту». Мы все знаем, как он выглядит. Мы все все-таки в нем ездили. Весь XX век, собственно, мы в нем прожили.

Константин Чуриков: Многие и сегодня ездят, Мария.

Мария Роженко: Многие и сегодня.

Марина Калинина: Так а многие еще и будут ездить. От того, что название поменяется, сам вагон свой облик не поменяет. И туалеты чище не станут, новее, и т. д.

Мария Роженко: Я с вами, с одной стороны, соглашусь. С другой стороны, это все-таки достаточно долгая история. Я повторюсь, что за год не изменится, наверное, ничего. Через 5, через 10 лет – изменится. И изменение названия – это часть именно этой стратегии.

Константин Чуриков: Знаете, наши зрители интересуются, что это за временная опция «эконом-бюджет» без биотуалетов? Т. е. как это возможно вообще? Что, роботы будут ездить? Люди же как-то, у них есть определенные потребности, наверное.

Мария Роженко: Когда мы говорим в принципе о поездках железнодорожным транспортом, то люди, которые выбирают его, они выбирают, в частности, именно из-за того, что билет стоит не так дорого.

Константин Чуриков: И именно отсутствие туалета они выбирают?

Мария Роженко: Нет. Опять-таки, здесь очень большая проблема. Потому что мы не можем заменить, компания «Федеральная пассажирская компания» не в состоянии заменить сразу же все вагоны.

Константин Чуриков: Ну да, мы не можем выбирать, потому что у нас в принципе, наверное, вообще 99% поездов так или иначе имеют отношение к этой прекрасной Федеральной пассажирской компании. Правильно?

Мария Роженко: Да, да.

Константин Чуриков: Все понятно. Вот так. Спасибо большое.

Мария Роженко: Можно, я сейчас как бы…

Константин Чуриков: Давайте, да.

Мария Роженко: Именно вводя такой класс «эконом-бюджет», компания пытается подчеркнуть, что человек сразу, покупая билет, он покупает билет на…

Константин Чуриков: Ну, лучше сразу написать в билете: «без кондиционера, без туалета» – все, сразу будет понятно.

Мария Роженко: Да.

Марина Калинина: И закупить подгузники, я думаю, на всю дорогу.

Константин Чуриков: Спасибо. Мария Роженко, специалист по железнодорожному транспорту. «Вагончик тронется, плацкарт останется», – пишет нам Ленинградская область. Что-то в этом есть. Прямо хороший заголовок.

Марина Калинина: И есть у нас звонок от зрителя из Пскова: Сергей нам дозвонился. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Слушаем вас.

Зритель: Я на самом деле рад, что меняются только названия. На самом деле видоизменились. Плацкартные вагоны уже не первые 10 лет ходят по бескрайним просторам нашей страны. Огромные видоизменения. В том числе биотуалеты, о которых вы, наверное, не слышали, потому что не ездили в этих вагонах.

Константин Чуриков: Почему? Ездили. Вы о нас слишком хорошо думаете. Марина, расскажи, в Мордовию как ездила.

Марина Калинина: Да, ездила в Мордовию, туалет был ужасный, совсем не био, а вот тот старый-старый, который грязный, черный и… Туда зайти было просто невозможно.

Зритель: Но это исключение сейчас из правил. На самом деле, я пользуюсь все время плацкартом и езжу в те края, никогда не встречал старые вагоны. Тем более, климат-контроль прекрасный и доступные цены…

Марина Калинина: Но вам повезло, Сергей.

Зритель: …а это прерогатива всего нашего так называемого населения, которому почему-то рассчитываются доходы по медианной составляющей. Единственное средство доехать до своих родственников, до той же Алушты или Анапы, когда мы всегда пользовались плацкартными вагонами. И в которых гораздо порой комфортней, чем пьяная компания в СВ либо в каких-то купейных вагонах. И гораздо безопаснее ездить. В зависимости от того, конечно, как люди воспитаны.

Константин Чуриков: Сергей, вы говорите, по плацкартам часто ездите, вот вам не попадались пьяные компании там? все было очень…

Зритель: Нет. В плацкарте, как ни удивительно, просто и чище гораздо, никаких уже совочков я не видел с метлами, а именно пылесосами убирают проводники. И, конечно, диаметрально противоположно той цены, когда уплачивал за СВ или за купе. Гораздо менее обходительное отношение проводников. И в том числе те пассажиры, которые порой ютятся в одном купе, не так чистоплотны. И постоянные какие-то хождения вне в зависимости от того, в каком ты вагоне купил и на что ты рассчитываешь. Поэтому я полностью за плацкартные вагоны, за их видоизменение дальнейшее. И я думаю, что это в любом случае полноценный кластер наших пассажироперевозок на РЖД.

Константин Чуриков: Спасибо.

Марина Калинина: Сообщение прочту из Сахалина: «Редко когда удавалось выйти из плацкарта трезвым после поездки». Вот и так бывает.

Константин Чуриков: Воронеж пишет: «Кто-то переименовывает аэропорты, кто-то вагоны, кто-то бордюры. М-да. Но все остается по-прежнему». Сейчас еще один звонок. Уже юг России, Краснодар, у нас на связи…

Марина Калинина: …Юля.

Константин Чуриков: Юлия, здравствуйте. Ваш опыт пребывания в плацкарте, если такой был в последнее время?

Зритель: Очень часто приходится ездить плацкартом от Новороссийска до Москвы. И я что хочу сказать. Если бы эти билеты были немножко подешевле, никто бы никогда не поехал в этом плацкарте. Это просто кошмар – ехать в плацкарте. Это такой муравейник, такой ужас. И в то же время все равно очень дорого, очень дорого стоит плацкарт.

Константин Чуриков: Но вот сколько из Новороссийска в Москву?

Зритель: Из Новороссийска в Москву 3 000, если ты берешь заранее. А при мне ехала девушка, она взяла билет перед отправлением, инвалид, она взяла за 4 200. Вот если я беру около 3-х, она взяла за 4 200 верхнюю полку у туалета, и у нее еще не было ноги. И ей сказали: «Даже и не надейтесь, что вам будет какая-то скидка». Вы представляете? Если вот хотят делать реформу, то пусть сначала сделают, а потом, через 5 лет, меняют название. А то сейчас поменяют название, а через 5 лет что-то изменится? Я что-то так не поняла.

Константин Чуриков: Да, вот мы тоже не поняли. Спасибо большое за ваше разъяснение.

Марина Калинина: Сейчас будем дальше выяснять. Алексей Калачев у нас на связи, эксперт-аналитик группы компаний ФИНАМ. Здравствуйте, Алексей.

Алексей Калачев: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Алексей Анатольевич, как вы считаете, вообще, скажем так, материально-техническая база? Какие-то вагоны, которые будут больше подходить под новые названия. Хотя бы тот же новый плацкарт, который так с помпой презентовали. Они есть, они готовы?

Алексей Калачев: Но их производят. И вообще производство вагонов в последнее время растет, в том числе и пассажирских. И новые проекты запускаются. В общем, на самом деле процесс-то идет. Без подготовки материальной базы вряд ли бы РЖД пошло бы на чисто имиджевое переименование. Нет, это, конечно: новые вагоны есть.

Марина Калинина: А есть какая-то статистика, сколько сейчас на сегодняшний день осталось еще тех старых вагонов, которые не модернизированы и совсем такие уже на ладан дышащие?

Алексей Калачев: Они, конечно, есть. Иногда даже встречаются. Но я думаю, что там процент уже небольшой. От силы, наверное, максимум процентов на 20 это вытянет. И то, даже и старые вагоны переоборудуются новыми туалетами. В общем, на самом деле процесс… Я периодически езжу на поездах-то. Хотя бы, как минимум, раз в год. И я вижу, мне есть с чем сравнивать, давно живу. В общем, действительно изменения происходят к лучшему.

Марина Калинина: Нам сейчас звонила зрительница наша и сказала, что даже плацкарт сейчас дорогой. Даже в этих старых вагонах. А если эти вагоны будут модернизированы, пусть они будут называться не «плацкарт», а какой-то, там, «эконом-плюс», «эконом-минус»: насколько можно ожидать, что вырастет цена еще на эти билеты? На те же плацкарты, по сути.

Алексей Калачев: Я думаю, что цена, конечно, вырастет. Потому что она, в общем-то, всегда растет. Она никогда не снижается, сколько мы себя помним, да?

Марина Калинина: Но и так вот люди уже сейчас говорят, что дорого. Уже сейчас дорого.

Алексей Калачев: Дело вот в чем. Это не в том дело, что дорого. Это не дорого. Это просто у людей очень маленькие доходы, очень низкие доходы.

Марина Калинина: Вот для них дорого, естественно.

Константин Чуриков: По факту все равно дорого, да.

Алексей Калачев: Для них – для них дорого. Но проблему мы смотрим не с того конца, понимаете? Если мы сейчас, это просто-напросто заказать низкие цены, то у нас начнут разоряться перевозчики и просто будет не на чем ездить. А им же нужно инвестиционные программы, им нужно развиваться и т. д. Даже если бы это был конкурентный рынок, как, например, у авиаперевозчиков, и то они сдерживают цены буквально на грани себестоимости во внутренних полетах, в перелетах. Проблема в том, что мы не с того конца подходим. Нам нужно поднимать доходы населения.

Марина Калинина: Это уже другая большая тема.

Константин Чуриков: Это уже другая большая тема…

Алексей Калачев: Это огромная тема, но она лежит в основе всего, понимаете?

Марина Калинина: Так мы об этом каждый день говорим.

Константин Чуриков: А как получается, что в России, если не брать пригородные перевозки, аэроэкспрессы и прочее, – в принципе, если брать поезда дальнего следования, то у нас частных поездов больше не становится, а только меньше? Как вы объясните отсутствие конкуренции?

Алексей Калачев: Это потому, что у нас отсутствует конкуренция. Потому, что у нас это естественная монополия РЖД на все пассажирские перевозки. Даже компании, которые для этого созданы, фактически контролируются РЖД, правильно?

Константин Чуриков: Да. Ну, неправильно, но да, да.

Алексей Калачев: Да, так есть.

Константин Чуриков: Спасибо большое. Алексей Калачев, экспертный аналитик группы компаний ФИНАМ. И сейчас еще зрителям дадим высказаться. Тут много сообщений. «В купе душегубка, лучше плацкарт»: это Алтай нам пишет. Новосибирск: «Покатайтесь с пьяными вахтовиками в плацкарте». Ну, тут пишут, что и, между прочим, от класса вагона это не зависит, это скорее зависит от человека.

Марина Калинина: От человеческого фактора, так скажем. И от воспитания. Светлана у нас на связи из Московской области. Светлана, добрый день.

Зритель: Добрый день. Я хотела сказать: вот я езжу с внуками 3 года подряд. 7-5 внуков. В плацкарте они у меня в поле зрения. В купе невозможно это обеспечить.

Константин Чуриков: Да, купе это всего максимум 4 полки, конечно, если 5-7, то единственный выход.

Зритель: Да.

Константин Чуриков: А внукам нравится?

Зритель: Да, вот им именно нравится плацкартный вагон. Потому что коммуникация с другими, коммуникация между собой.

Константин Чуриков: Общение, да. А что касается чистоты?

Марина Калинина: А внешний вид вагона вам самой нравится, когда вы ездите?

Зритель: Ну, как-то нам везет.

Константин Чуриков: Ну, слава богу. Спасибо большое. В общем, многие нам пишут о том, что действительно это очень важный, тем не менее, класс обслуживания. Ну, дай бог, если по-другому назовут, может, и по-другому плацкарты поедут.

Марина Калинина: Еще бы цена была бы приемлемая для людей.

Константин Чуриков: Переходим к следующей теме.

О ребрендинге в РЖД