Марина Калинина: Россияне в этом году рекордно рано начали планировать свой отпуск. По наблюдению экспертов, после ковидного года со множеством ограничений и запретов в сфере туризма жители страны заранее стали искать комфортные, но и в то же время бюджетные места для своего отдыха. Пока по вполне понятным причинам лидирует туризм. Петр Кузнецов: Где это уважаемые россияне денег взяли на отдых, пусть даже и бюджетный? Марина Калинина: Скопили. Петр Кузнецов: В общем, сыграла роль здесь, может быть, программа поддержки развития внутреннего туризма с частичным возвратом денег за поездку – тот самый туристический кешбэк. Глава Ростуризма заявила, что готовится третий этап программы, и теперь он будет запущен на всю страну, и это произойдет в ближайшие недели. То есть, куда бы ты ни приехал, деньги можно будет с отдыха каким-то образом вернуть. Как это работает? Как эти первые два этапа работают? Если успеем, то обсудим в этой теме. Марина Калинина: По данным… Петр Кузнецов: Несколько цифр. Марина Калинина: Да. С декабря в поездки отправились 15 миллионов россиян. Это, правда, на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из тех, кто планирует летний отпуск за рубеж, хотят поехать 7%. Отдыхать дома – 18%. У четверти отпуск не предвидится. А остальные хотят просто на дачу. Петр Кузнецов: Ага! Самыми популярными направлениями внутреннего туризма, посмотрим, станут (ну, здесь ничего удивительного) Крым, Сочи, Анапа, Петербург, Москва – что еще? – Калининград и Кавказ. Марина Калинина: На международных направлениях лидирует Турция – на нее приходится треть купленных билетов. Также в пятерке Эмираты, Азербайджан, Мальдивы и Египет. Петр Кузнецов: Евгений Данилович, директор управляющей компании «Слетать.ру», сейчас с нами на связи. Давайте сверим цифры с самого начала. Здравствуйте. Евгений Данилович: Да, здравствуйте. Петр Кузнецов: А если вот такой, Евгений, мне кажется, преподносят чуть ли не как сумасшедший спрос после такого пандемического года… Марина Калинина: И такой ранний, и такой активный. Петр Кузнецов: Неважно, какой отдых, но брони прямо летят и летят, идут и идут. Куда угодно, но – отдохнуть. Если да, то куда? Евгений Данилович: Смотрите. Я, конечно, на самом деле сам поддерживаю путешественников, потому что, действительно, мне также хочется поездить дальше, путешествовать. Единственное, что могу сказать: мы правда отмечаем достаточно большой всплеск в процентном отношении от нашей доли продаж по сравнению с 2020 годом. Например, спрос на раннее бронирование за февраль месяц (отношение 2021-го к 2020-му) вырос примерно в два раза. На заграничные поездки спрос вырос примерно на 25–40%, в зависимости от направления. Но здесь, конечно, от себя я бы сделал небольшую поправку. Если я смотрю на эти цифры в процентном соотношении, то они меня очень сильно радуют. Но если я смотрю их в абсолютном отношении, то падение продаж по раннему бронированию к 2020 году у нас составляет примерно два раза. И в целом в принципе по отрасли пакетного рынка я тоже наблюдаю эти цифры. Поэтому для меня они не являются такими красочными, как вы говорите. Но в целом – да. Если мы сравниваем Россию, то количество в абсолютном отношении в 2020-м к 2021-му у нас не изменилось. То есть то количество путешественников, которые в феврале 2020 года планировали отправиться в отпуск по России, у нас соотношение такое же. Если мы с вами берем… Петр Кузнецов: Ну, отложенный отпуск. Евгений Данилович: Да, отложенный отпуск. Но все-таки я думаю, что на те цифры, которые я говорю, влияет то, что наши… Ну, часть наших путешественников ждет, наверное, открытия каких-то дополнительных границ. В принципе, я бы, наверное, их здесь не поддерживал и все-таки планировал свой отпуск уже сейчас, потому что мне кажется, что в апреле месяце будет достаточно большой всплеск. Мы уже видим и отмечаем небольшой рост цен. Например, отдых раннего бронирования по России вырос уже примерно на 20% по отношению к 2020 году. И самые популярные месяцы – это, естественно, июль и август. И они самые дорогие сейчас по раннему бронированию. Просто путешественники, которые откладывают на последний момент, либо сильно переплатят, либо могут остаться вообще без отдыха там, где они привыкли. Поэтому я все-таки планировал бы сейчас. В апреле месяце, мне кажется, рост продаж будет наблюдаться – и еще больше, чем есть сейчас. И цифры выровняются по отношению к 2020 году в абсолютном отношении. Марина Калинина: Смотрите – что касается цен. Ведь внутренний туризм, вообще в принципе туризм из-за пандемического этого года сильно пострадал. Не поднимутся ли цены? Вообще какая ситуация с ценами даже при раннем бронировании? Гостиницы, билеты и так далее. Евгений Данилович: Ну, при раннем бронировании, как я уже сказал, по России цены выросли примерно на 20%. Но опять же мы массово специализируемся на пакетном отдыхе. Как вы сказали, конечно, наше направление номер один – это Сочи. Мы видим рост спроса на Крым, на Анапу и на Санкт-Петербург. На Санкт-Петербург мы отмечаем спрос, потому что сейчас там один из крупнейших туроператоров страны поставил чартерную программу, и большое количество путешественников действительно отправятся сюда. И мы увидим спрос, повышение стоимости на 20%. В дальнейшем влияние на эти цены будет в зависимости от спроса. Если спрос будет падать, то цены с большой долей вероятности будут падать. Если спрос будет расти, то цены тоже будут расти. Марина Калинина: Понятно, естественно. Вот по поводу направлений. Ну понятно, что такие направления, как Крым, Сочи и так далее, и так далее, они остаются самыми популярными. А появились ли еще какие-то направления? Что сейчас еще предлагается на рынке для того, чтобы была какая-то альтернатива? Я буквально несколько дней назад вернулась из Калининграда. Это не сезон, это просто длинные выходные. Все гостиницы забиты. В ресторан нормальный ты пойти не можешь, потому что там просто нет мест. И забронировать на следующий день тоже не можешь, потому что все занято. И они просто не справляются. Сами калининградцы говорят: «Я не помню, когда у нас такое было. Наверное, только в августе». И то, мне кажется… Они говорят: «У нас народу приехало больше, чем на Чемпионат мира». Евгений Данилович: Ну смотрите. Я только хотел сказать про Калининград. Вы прямо, знаете, как говорится, с языка сняли. Да, действительно, Калининград в 2020 году и, я убежден, в 2021 году получит большое количество путешественников. И вы тоже правильно отметили, что, несмотря на это, не успевают за спросом, за тем количеством людей, которые приезжают, внутренняя инфраструктура. А так из направлений, безусловно, это Калининград. Алтай, по моему мнению и по мнению многих моих коллег, тоже в этом году и в прошлом году пользуется и пользовался достаточно большой популярностью. Байкал. Сейчас я вижу, что спрос по раннему бронированию даже на Камчатку. Но если мы все-таки с вами говорим о процентном соотношении туристов, то все равно туристы хотят, конечно, к морю теплому. Поэтому если сравнивать количество путешественников, которые отправятся на Алтай, в Калининград и в Петропавловск-Камчатский, то оно, конечно, несопоставимо меньше с Сочи, Анапой, Геленджиком, Крымом. Ну, потому что люди после такой действительно прекрасной, на мой взгляд, зимы очень много людей, которые отдыхали в области, рядом со своим местом проживания, те, которые ездили на Алтай, на Шерегеш, в Петропавловск-Камчатский, действительно хотят тепла. Поэтому Краснодарский край, Крым и Калининград в этом году, я думаю, получат большое количество путешественников, безусловно. Возможно, даже больше, чем в прошлом. Петр Кузнецов: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Петр Кузнецов: Евгений Данилович, директор управляющей компании «Слетать.ру». «Какие планы вы строите на отдых в этом году? Куда хотелось бы поехать в своих самых смелых мечтах?» ОПРОС Петр Кузнецов: Несколько сообщений вдогонку. «У большинства денег нет денег на курорты. Я на Дальний Восток съездить к родственникам не могу», – пишет нам телезритель из Москвы. Ленинградская область, оттуда сообщение: «Поездов много отменили, а на самолет денег нет». «Отдых в России очень дорогой и некачественный. Дешевле и лучше в Турции», – мнение из Рязанской области. Марина Калинина: Давайте послушаем Татьяну из Московской области. Татьяна, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Татьяна. Зритель: Здравствуйте. Я очень поддерживаю последнее ваше, что было написано. Действительно, на наших курортах не могут дать того сервиса, который дают за границей. Я отдыхала и в Ялте, и в Анапе, и в Геленджике, и в Новороссийске. Это кошмар! Грязные пляжи, никаких тебе лежаков, никаких зонтиков, ничего нет. Дорогущие и безобразные столовые. Конечно, очень бы хотелось в Египет: есть что посмотреть, чистое море. Конечно, единственное – страшно выходить в город. Ну а так внутри отеля все замечательно. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Зритель: Я не успела спросить у вашего приглашенного товарища… Петр Кузнецов: Мы можем у второго спросить. Зритель: Будет открыт Египет в этом году или нет? Марина Калинина: Мы сейчас спросим. Петр Кузнецов: Сейчас сначала с собой разберемся. Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России, с нами на связи. Дмитрий Львович, здравствуйте. Дмитрий Горин: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Вы, наверное, слышали претензии Татьяны по поводу качества наших курортов. А вот скажите, пожалуйста… Марина Калинина: И цены. Дмитрий Горин: По оценкам Ростуризма, вы знаете, действительно 80% гостиничных номеров, гостиниц, увы, еще не соответствуют международным стандартам. Всего 20% – это уже действительно тот сервис и качество, к которому мы все стремимся. Ну, для этого как раз и будет финансирование отрасли туристической в рамках уже национального проекта. Очень большие деньги выделяются – 629 миллиардов рублей. Кстати, как раз на инфраструктуру, чтобы пляжи были комфортные с лежаками и с барами, чистые, ну и чтобы гостиниц хороших стало больше. Хорошие гостиницы есть, но их очень мало. Петр Кузнецов: Чтобы, когда все направления были открыты, наши посмотрели и подумал: «Да у нас так же». Марина Калинина: «Да ну, мы дома остаемся, в России». Дмитрий Горин: Ну, например, на лыжах мы с вами уже имеем альтернативный выбор. Увы, границы пока закрыты. Все-таки курорты Красной Поляны, и не только. Нас радует, что меняется и Шерегеш, и Приэльбрусье. Ну, туристическая отрасль не может обновиться за один год закрытых границ. На это, конечно, нужно время. И так как у нас с вами сегодня тема «Раннее бронирование», то как раз… Марина Калинина: Ну да. Такой ажиотаж есть или все-таки нет его, с вашей точки зрения, по вашим данным? Дмитрий Горин: Есть не ажиотаж, а есть спрос. Опыт прошлого года, когда отели, особенно пять звезд, которых у нас всего 45 в Краснодарском крае и 15 в Крыму (в турецкой Анталии, кстати, 500, есть к чему нам стремится), были востребованы. И кто не успел заранее забронировать отели и туры, уже накануне покупали дороже. Вот акции раннего бронирования. Здесь можно долго спорить: а повысился ли уровень и количество бронирований или нет? Ну, в любом случае акция дает возможную скидку от 10 до 40%. Можно взять еще те отели, которые есть, особенно если вы планируете отели пять звезд. А по отелям две, три и даже зачастую четыре звезды все спокойнее, цены меняются пока на уровне инфляции. Но, действительно, повышение цен есть как за границу, так и на наши российские курорты. Но оно еще не очень сильное. Петр Кузнецов: А насколько вообще сильно пострадала наша туристическая отрасль за это время? Или мы, наоборот, за счет внутреннего туризма и отсутствия западной альтернативы смогли даже показать какой-то рост? Как вообще? Дмитрий Горин: В нашей отрасли работают 2,5 миллиона человек, включая смежников. Потери – более 1 триллиона 500 миллионов рублей… пардон, миллиардов. Марина Калинина: Ого! Дмитрий Горин: Вы знаете, как раз все-таки внутренний туризм, и не только в России… Здесь очень интересная статистика недавно была подсчитана: по темпам восстановления внутреннего туризма Россия, Италия, Франция и Китай находятся в лидерах. Итог прошлого года: к сожалению, по внутреннему туризму минус 40%. Три новогодних… зимних месяца показали сокращение на 25%. То есть идет замедление, сокращение поездок. Начинается уже все-таки такой рост. По загранице все гораздо хуже из-за закрытых границ. У нас фактически открыты 24 страны, из которых тех, в которые мы можем свободно летать регулярными и чартерными рейсами, всего шесть. И самые популярные как раз Турция, Эмираты, Мальдивы, Куба. Даже теперь Сейшелы есть. И там падение было минус 85%. Самая сложная ситуация у наших коллег в отрасли по въездному туризму – здесь падение составляет 93–97%. Сезон у нас в этом году, к счастью, начинается не 1 июля, как в прошлом году, на внутрироссийских курортах, а мы рассчитываем 1 мая его открыть. Поставим 12 новых чартерных направлений, чтобы сделать перевозки более доступными. А чтобы в гостиницах туристам было комфортнее, наши федеральные туроператоры берут в личное управление эти гостиницы и переносят, включая систему «все включено», опыт международный в наш гостиничный бизнес. Марина Калинина: Дмитрий Львович, скажите еще такую вещь. Вообще как себя чувствуют сейчас туристические компании? В том плане, что люди все чаще и чаще бронируют и организуют свои поездки самостоятельно. Ну, есть Интернет, есть доступные ресурсы. Не уйдет ли такое количество компаний туристических, вообще не канут ли в Лету как явление? Ну понятно, может быть, крупные останутся… Дмитрий Горин: Вы знаете, самое сложное – это закрытые границы. Их искусственно никто не будет закрывать, как вчера было сказано на совещании президента с Правительством. Их только открывают, но с учетом пандемической ситуации. Если говорить о бронировании, то коронавирус, наоборот, вернул туристов в офисы турагентов и туроператоров. Марина Калинина: А, даже так? Дмитрий Горин: Мы своих туристов – 167 тысяч – вернули из-за границы за свой счет за 30 дней, государство помогло. Самостоятельные туристы возвращались два-три месяца и где только ни жили: и в храмах, и на пляжах в палатках. Это, к счастью, организованных туристов не коснулось. Поэтому безопасность путешествий, включая, кстати, страхование не только медицинское, но и страховку от невылета, от невыезда по болезни, – это все сервисы, которые востребованные. А ведь чтобы туристу было удобно забронировать тур по выгодной цене… Еще же вопрос цены. Если посмотреть на текущие туры, чартерные программы на Байкал, то тур на неделю стартует от 24 тысяч рублей из Москвы и от 18 тысяч рублей из Екатеринбурга. Ну, билет за эти деньги не купишь просто, да? Поэтому, конечно, когда начинают считать, а сколько ты потратишь при самостоятельном бронировании… Я не спорю, таких очень немало, а по России это фактически 50–70%. За рубеж, кстати, наоборот, больше выбирают все-таки пакетный туризм. И здесь мы стараемся делать удобные сервисы. Короче, сегодня мы знаем уже, что будет скидка и кешбэк в 20%. Третий этап через 70 дней стартует после получения денег. И это тоже даст все-таки хотя бы в весенне-летнем сезоне найти более бюджетные варианты туров. Петр Кузнецов: Ближе к делу расскажем нашим телезрителям, как это будет работать. Марина Калинина: Какие-то более подробные вещи. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России. Несколько сообщений напоследок. «Самый отличный отдых – все равно только Таиланд». «Почему нет поездов из Санкт-Петербурга в Анапу на июнь месяц?» «Не до отдыха. Добавьте пенсии, а то вместо магазина читальный зал. Отдых – как в библиотеке», – SMS из Москвы. На этом и закончим. Марина Калинина, Петр Кузнецов, дневное «ОТРажение». До завтра! Марина Калинина: Всего вам доброго!