Иван Князев: Ну а прямо сейчас – наша с вами любимая и никогда не скучающая рубрика «ЖКХ по-нашему». Жалобы на счета по электричеству и счетчики. Как проконтролировать, если вам начисляют лишнее? Как отстаивать свои права? Тамара Шорникова: И не только это. Все коммунальные вопросы ваши и наши переадресуем нашему эксперту – Татьяне Овчаренко, руководителю «Школы активного горожанина», эксперту в сфере ЖКХ. Татьяна Иосифовна, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Иван Князев: Впервые вы за эту историю с коронавирусом, за это время пандемии и изоляции в нашей студии. Мы, честно сказать, соскучились и очень рады. Татьяна Овчаренко: Я тоже. Иван Князев: Я думаю, наши телезрители – также. Для начала давайте посмотрим видеоматериал, который подготовили наши корреспонденты. В частности, жалобы на счетчики мы получили из Москвы. Энергетики Москвы уже несколько лет выставляют жилищно-строительным кооперативам одного из районов столицы счета за электричество, которые, по мнению жильцов, в 5, а то и в 10–20 раз превышают аналогичные счета в соседних домах. Тамара Шорникова: Сначала ЖСК оплачивал общедомовые затраты на электричество, то есть освещение подъездов и лифты, по специальным счетчикам. Но два года назад в щитовой были активированы приборы, установленные там сетевой организацией раньше. Их включили без ведома жильцов и с нарушением процедуры установки. Счетчики замеряют общее потребление энергии – и общедомовое, и поквартирное. В письме энергетики объяснили, что теперь из объема электроэнергии, потребленной домом, они при расчетах вычитают то, что пришлось на квартиры (хитро!), а остаток – это и есть так называемые нужды дома, его и должны оплачивать, в общем-то. Так, здесь смотрим. СЮЖЕТ Иван Князев: Жильцы хотят, чтобы расчет велся только по показаниям одного счетчика – его называют «вводной», и он учитывает лишь общедомовые расходы. Сетевая организация должна установить его по новым требованиям. Пока же ЖСК оплачивает из кармана добросовестных плательщиков долги тех, кто не платит. А энергопоставляющая компания дважды получает деньги за эти киловатты: сначала с ЖСК, а в следующем месяце – с недобросовестных жильцов. Тамара Шорникова: Я начала возмущаться уже в середине материала: здесь считать, там не считать… Давайте разбираться по пунктам. Татьяна Овчаренко: Ну, все очень просто. Действительно, правильный расчет – это когда у тебя счетчик отдельно общедомовой. Можно даже отдельно в подъезде, можно отдельно лифтовой. И индивидуальные счетчики, ну, по квартирам и по комнатам, если у вас коммуналка. Тогда вы имеете хоть какое-то представление, но достаточно ясное, во сколько общедомовые нужды вам обойдутся. В 2017 году вдруг было принято постановление, по которому все решили так: «Всего дом потребил. Вот один счетчик, он показывает всеобщее потребление. Вычитаем из него граждан. А остаток – это и будут общедомовые». Но граждане-то не платят на 10-е, 15-е или на 25-е число. Они платят как хотят, невзирая на все уговоры. В основном часть не платит или платит с опозданиями. В результате общедомовые… Понимаете? То есть уменьшается вот эта разница. Вернее – разница возрастает. И все становится общедомовыми… Иван Князев: И быстренько раскидали? Татьяна Овчаренко: Да. И что получается? В этом ЖСК… Мне сразу хочется строго спросить: а на каком основании вы покрываете это за счет добросовестных? Вообще говоря, это недопустимо! Председатель ставит себя и правление вот в такое положение. Они в этом году все-таки спохватились, три года прошло. С 1 января 2020 года у нас начнется ввод «умных» счетчиков, которые будут непрерывно транслировать эту самую расходную часть, в том числе прежде всего у граждан, потому что граждане – это такие неаккуратные плательщики. Но, как известно, пока солнце взойдет, роса очи выест. На эту программу отведено от 16 до 25 лет, потому что поверка счетчиков – раз в 16 лет, а общая служба – 25. То есть пока мы по всей стране заменим… Пока это нерешенная проблема. И первый вариант, когда счетчики «сидели» на лифтах отдельно, ну, чердак, подвал, – это было гораздо более правильно, на мой взгляд. Тамара Шорникова: Как-то сейчас можно удовлетворить требования горожан, которые считают, что с них берут больше? Можно самим установить счетчики? Татьяна Овчаренко: Да. Ну и надо устанавливать, в общем-то, самим, честно говоря. И во-вторых, это результат такого дикого монополизма, потому что у сбытовиков – то есть «Мосэнергосбыт», «Воронежэнергосбыт» – сотни тысяч потребителей, и поэтому учет таких массивов… Сколько бы вы ни обкладывали себя компьютерами, у вас всегда будут подвижки: эти не заплатили, эти переплатили. И этот массив очень плохо обрабатывается на дату. Поэтому когда у вас 20 поставщиков, то у них гораздо лучше. Это мировая практика. Тамара Шорникова: Татьяна Иосифовна, а если хочется все-таки, чтобы все было, как в аптеке, и хочется больше счетчиков, четче понимать картину, то что нужно сделать? Нужно собрать жильцов и сказать: «Мы скидываемся на счетчики»? Татьяна Овчаренко: Да. Тамара Шорникова: Какое-то количество подписей получить? Какой алгоритм? Татьяна Овчаренко: Это просто. Общее собрание решает докупить эти счетчики за счет… А это же содержание, входит в содержание. Тамара Шорникова: Общее собрание? А это сколько процентов жильцов? Татьяна Овчаренко: 50% плюс один человек. Но, к сожалению, это будет касаться только общедомовых нужд. Граждан призвать к порядку можно, но это… Тамара Шорникова: А счетчики можно любые или какие-то сертифицированные, определенной фирмы? Татьяна Овчаренко: Всегда. У нас только сертифицированные счетчики. И потом, у нас несчастье в том, что заводы, производящие счетчики, принадлежат самим энергетикам. Понятно? Поэтому они стоят так, как будто бы они считают… я не знаю, космические корабли обсчитывают. Понимаете? Это простейшие устройства, а стоят они баснословно дорого. Опять же надо вынуть заводы из-под энергетиков, например, – тогда они подешевеют раза в три, если не в пять. Кроме этого, надо кончать с этим самым монополизмом. Потому что у нас на область и на Москву, например (а это, кажется, 19 миллионов или 16 миллионов человек), у нас один поставщик гарантирующий – «Мосэнергосбыт». Все. Иван Князев: А они от этого не откажутся, потому что если поставишь другие, то они потом будут говорить: «Ваши счетчики неправильно считают». Татьяна Овчаренко: Это борьба. Да, конечно, конечно. Иван Князев: Соскучились по вам, Татьяна Иосифовна, наши зрители! Зритель из Перми сейчас дозвонился. Давайте узнаем, какой у него вопрос. Здравствуйте. Зритель: Новый счетчик поставил, там 400 киловатт всего набежало. И что они делают? Еще приплюсовывают 300, чтобы я платил по старому счетчику. Понимаете, что они делают? Получается, что я плачу 700 вместо 400. Вот как тут быть? И еще с нас пени дерут – по 30 рублей. Они уже совсем обнаглели, эти монополисты! Понимаете? И говорят: «Мы возвратим, возвратим». – «А когда возвратите?» – «Ну подождите, через неделю». Ждем до сих пор, когда они деньги эти… Как на них управу найти? Татьяна Овчаренко: Я не понимаю. А какой это старый счетчик? И какой это новый счетчик? Зритель: Ну, старый, который еще советский. Татьяна Овчаренко: Ну хорошо. Так он у вас работает или как? Зритель: Он работает. Они говорят: «Надо менять счетчик». Татьяна Овчаренко: Все понятно. С 1 января… Во-первых, вас не могут принудить. Даже если он поверку не прошел или вышел якобы из оборота, до 1 января никто не имеет права вам ни пени начислять, ни требовать, чтобы вы заменили счетчик. Все счетчики с 6 апреля этого года по 1 января 2021 года считаются действующими. Считайте по старому. И напишите им об этом. Это постановление вышло, кажется, 454-е… Забыла я. От 6 апреля 2020 года. А монополизм – да, это основное. Тамара Шорникова: Беда наша, да. Смотрите, SMS: «Соседи воруют электричество и мотают на мой счетчик. В горсетях сказали: «Нас это не касается». Электрик сказал: «Я сейчас проводок скину, уйду, а его опять накинут». Что делать?» Иван Князев: Ну да, кстати, это такая вопиющая история. Тамара Шорникова: То есть, мол: «Разово решу проблему, но вы дальше будете страдать по-прежнему». Татьяна Овчаренко: Ничего, кроме неправового, я не могу порекомендовать. Иван Князев: Ну, здесь надо писать в полицию, да? Татьяна Овчаренко: Вообще, да, в полицию надо, потому что это самое настоящее мелкое воровство. Смотря на какую сумму. Если больше 6 тысяч насчитаешь, то уже можно уголовное дело возбуждать, ну сто процентов. Иван Князев: И еще по поводу счетчиков вопрос: «Возможно ли установить личные счетчики на свет и воду, если мы живем в бывшем общежитии, но не в статусе жилого дома? Как это правильно сделать? Платим по общим нормативам, но очень дорого», – Воронеж. Татьяна Овчаренко: Полное право имеете. Пишете заявление в адрес своего сбытовика, он у вас гарантирующий поставщик. И у вас такая особенность отношений с ним: он не имеет права вам отказать, потому что это публичный договор. А это особый вид договоров в энергоснабжении. Пишете ему заявление: «Хочу установить счетчик. Прошу установить. Указываете – одно- или трехразрядный». У них есть сроки. Они вам обязаны ответить, обязаны вам принести этот счетчик, установить для вас лицевой счет и регулярно высылать вам (уж как хотите – хоть по электронной почте, хоть как) счета за реально потребленное вами электричество. Что касается общедомовых, то это как всюду: общее делится пропорционально площадям, которые занимают потребители. Одно плюс второе. Тамара Шорникова: И еще один телефонный звонок – Марина на этот раз из Нижнего Новгорода. Узнаем, какой у нее вопрос. Марина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я слышу, что Овчаренко не говорит пока еще со мной, не слушает мой вопрос. Татьяна Овчаренко: Я слышу ваш вопрос. Тамара Шорникова: Внимательнейшим образом вас слушает. Зритель: Хорошо. Татьяна, здравствуйте. Уважаемые ведущие, здравствуйте. Тамара Шорникова: Задавайте вопрос, Марина. Зритель: Спасибо, что удалось дозвониться. Татьяна, скажите, пожалуйста… Вот наш многоквартирный дом измучился тем, что у нас постоянно отключается свет. Начинается все с того, что прекращают ходить лифты, девятиэтажный дом. Мы добились понимания, в чем проблема. Кабельная линия, ведущая от ТП во дворе дома к кабельным ящикам – разделены балансодержатель и собственник. И нас муниципальная власть убеждает, что кабельная линия – это их собственность, а кабельные ящики чтобы мы ставили на свой баланс, они оказались бесхозными. Правильно ли мы делаем, что обязываем муниципальную власть, как и кабельные линии, поставить на баланс и, в общем-то, модернизировать это оборудование энергетическое, за которое они отвечали изначально? Татьяна Овчаренко: Ничего вам не могу сказать. Что это значит? Они говорят, что кур у них доят. Документы на то, что кабельные линии имеются у них на балансе – это раз. Во-вторых, что касается распределительных лифтовых счетов, то они относятся непосредственно к лифтам, поэтому это составная часть лифта. И вам придется свои средства потратить на их модернизацию. Все зависит от того, чья эта трансформаторная подстанция. Она принадлежит дому? А есть и такие. Или она принадлежит муниципалитету? Тамара Шорникова: А где можно эту информацию получить? Татьяна Овчаренко: Запрашивать надо письменно сразу и у муниципалитета, и у гарантирующего поставщика энергоснабжения. И только на основании этих документов можно будет что-то понять. Иван Князев: Еще есть вопрос по поводу счетчиков, из Рязанской области телезритель пишет: «Счетчика на воду нет, платим за семью из трех человек 1 400 рублей. Это нормально или много?» Просто некоторые наши телезрители пишут, что не хотят они ставить никакие счетчики. Татьяна Овчаренко: Ну, хозяин – барин. Если нравится, поутру встав, посеять тыщенку-другую, то – пожалуйста. Я не могу вам сказать, много это или мало. Иван Князев: Просто 1 400 – это много для Рязани или нет? Татьяна Овчаренко: Не знаю, какой у них норматив. Может, у них по 20 кубов считается на человека холодной воды. Тогда – мало. Тамара Шорникова: Огромное количество SMS по другим вопросам. Татьяна Овчаренко: Перейдем? Тамара Шорникова: Давайте перейдем в рубрике нашей к другой подрубрике – «Спросите Овчаренко». СПРОСИТЕ ОВЧАРЕНКО Иван Князев: Ну тогда поехали! Татарстан: «Мы – два инвалида-собственника. Нет денег утеплять холодный пол первого этажа. Должны за свой счет подвальное помещение делать?» Не утепляют толком. Татьяна Овчаренко: Нет, если нарушены эти самые нормативы (а это надо запрашивать санитарных врачей и эксплуатационников, вообще-то), то утепление пола возможно. Это дефект проекта, такое бывает. Либо неправильно эксплуатируется подвал. Иван Князев: Ну, там ветер гуляет, скорее всего, все открыто настежь. Татьяна Овчаренко: Да, да, да. Ну действительно охлаждается. Тогда это обязанность эксплуатирующей организации. Иван Князев: Там алгоритм какой? К кому нужно обратиться в первую очередь? Татьяна Овчаренко: Ну, прежде всего надо вызвать и заактировать температуру на уровне поле. Потому что у нас вообще измерение температуры в квартире на расстоянии метра от окна и по высоте варьируется – 1,35 или 1,10. Понимаете, для пола, по которому не ходят, этого явно недостаточно. Поэтому надо им измерить в двух точках. Иван Князев: Ну да, может, там иней на полу. Татьяна Овчаренко: Да. Ну, в смысле – очень холодно. И затем надо обследовать. Там же регулярно обследуются подвалы. Прямо спуститься и посмотреть, в чем дело, там замерить температуру. Есть нормативная температура – 16 градусов, например. Есть 13. Это зависит от климатического района. И затем обратиться прежде всего в адрес управляющей организации с требованием… Иван Князев: …привести в порядок. Татьяна Овчаренко: Да, надо делать проект. Иван Князев: И начать нужно с обращения тоже в управляющую организацию? Татьяна Овчаренко: Да. «В чем дело?» – пожаловаться. Иван Князев: Замеры сделать. Татьяна Овчаренко: Замеры сделать, да. Если они не явятся, то замерить самостоятельно шаровым термометром (он очень недорогой), он сертифицирован, с помощью двух соседей. Подписать акт. Это если не явятся. А явиться они по такому запросу должны в течение пяти рабочих дней, три-пять рабочих дней. Тамара Шорникова: Башкортостан: «Жители города Белорецка не удовлетворены косметическим ремонтом подъездов, – пишут нам, видимо, коллективно жители Белорецка. – Делают их мигранты, делают плохо, как попало. Электропроводка и телекабель висят над лестницами, подъезды замусорены, грязь за собой не убирают. Грубят жильцам на замечания по ремонту». Татьяна Овчаренко: Ну, москвичи в таких случаях запирают подъезд и гонят. Я вам совершенно серьезно говорю. Не допускают нерадивых работников без нарядов (а у них обязаны быть ежедневно выданы наряды) и под руководством. Где бригадир? Где прораб? Значит, надо требовать от управляющей организации немедленно отказаться от услуги такой и вычесть из должностных лиц эти средства, обратиться с этим прежде всего в жилинспекцию. Иван Князев: Ну да. А то непонятно. Приходят какие-то люди, что-то делают в подъезде… Татьяна Овчаренко: Какие-то люди что-то в подъезде делают. Иван Князев: А потом что-то выставляют. И что? Татьяна Овчаренко: Вот эти самые «сопли» электрические – это совершенно недопустимо! Все, о чем они говорят, все прописано в соответствующей Инструкции о проведении капитального и текущего ремонта. Там расписано все! И в 170-м постановлении «Правила содержания…» А, может быть, в 491-м – «Правила эксплуатации и правила содержания общего имущества». Только так. И следующее – запросить немедленно акты произведенных работ и накладные на купленные материалы строительные, потому что потом окажется, что купили за 40 копеек, а списали 200 тысяч. Это обычная история. Иван Князев: Из Владимирской области: «Нужно ли ежегодно платить за освидетельствование лифтов?» Каждый год? Татьяна Овчаренко: Есть эксплуатационная организация. Обычно ежегодно заключают договор на эксплуатацию. И вообще это входит в договор, что она освидетельствует эти самые лифты. Так что… Кому платить – не могу сказать. Вопрос несколько неопределенный. Тамара Шорникова: Есть телефонный звонок. Возможно, в нем больше определенности. Тезка – Тамара из Хабаровска. Здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Слушаем вас, Тамара, говорите. Зритель: Я хочу задать такой вопрос. Здравствуйте. Правомерно ли мне начисляют в квитанциях за горячую и холодную воду коэффициент 1,5? Ну, у меня нет счетчиков. Они просто начисляют, наверное… Я не знаю, с каких пор. Я в «АиФ» прочитала, что с 1 июля 2020 года сами предприятия должны устанавливать этот счетчик. Мне 80 лет, у меня счетчиков нет. Мне платить за установку и покупать их – денег нет, я пенсионерка. Татьяна Овчаренко: Значит, коэффициенты вам начисляют совершенно законно. Все, кто не имеют счетчиков, давным-давно имеют эту проблему. Это раз. Во-вторых, вы посчитайте, сколько вы по этим самым коэффициентам переплатили. Возможно, выгоднее было бы поставить счетчики. Тем более что в обязанность муниципалитетов входить бесплатная установка такой категории, к какой вы принадлежите. Но их надо теребить и требовать от них, чтобы вам эти самые счетчики установили. То есть – писать заявление, жаловаться, требовать, обращаться, вплоть до социальных служб, чтобы те их теребили, и так далее. Иван Князев: «Кто должен оплачивать поверку общедомового прибора учета тепловой энергии?» – спрашивают из Бурятии. Татьяна Овчаренко: Установку? Иван Князев: Поверку. Татьяна Овчаренко: Собственники. Иван Князев: Собственники? Татьяна Овчаренко: Если принадлежит муниципалитету, то он оплачивает. Если принадлежит гражданам, то они оплачивают раз в пять лет или сколько в паспорте написано. Тамара Шорникова: Ленинградская область, телезрительница пишет: «Батареям 53 года. Я живу в страхе, как на вулкане». Какой срок годности вообще у батарей? Татьяна Овчаренко: У нее, наверное, чугунные. Я так не скажу. Тамара Шорникова: Во-первых, есть ли чего бояться? Во-вторых… Татьяна Овчаренко: Нет, бояться – это когда подтекает. Иван Князев: Нет, здесь, видимо, вопрос такой: можно ли поменять, но не за свой счет, если они старые? Татьяна Овчаренко: Нет, поменять можно только за свой счет. Иван Князев: А так, если потекли… Татьяна Овчаренко: Все, что от стояка отходит (там такие краны должны стоять), начиная с этого крана все принадлежит нам, если мы собственники. Если квартира муниципальная, то надо требовать от собственника – от муниципалитета. Иван Князев: У нас есть две минуты на вопрос и ответ. Елена из Ярославля. Елена, здравствуйте. Задавайте ваш вопрос, если можно, коротко. Зритель: Намокает стена, идет конденсат именно от пола. Вышел сегодня техник, составил акт и сказал, что утепление либо какие-то действия… Если повреждения наружной стороны нет, то как бы так и будет. Что мне дальше делать? Татьяна Овчаренко: Так причина в чем? Зритель: Он сегодня пришел, посмотрел и сказал: «Я не знаю». Татьяна Овчаренко: Значит, вызовите того, который знает. Должен быть инженер в вашем этом заведении, которое вас обслуживает. Вызывайте главного инженера, и пусть определяет источник конденсата. Или дальше уже заказывайте экспертизу, а потом вмените им стоимость. Ну, техник пришел и сказал…. Иван Князев: Но бывает же такая история, Татьяна Иосифовна. Придет какой-нибудь и скажет: «А я не знаю, что здесь». А независимая экспертиза – это куда обратиться-то? По объявлению, да? Татьяна Овчаренко: У нас всюду есть, во-первых, общества защиты прав потребителей, у них есть строительные отделы (не всегда, правда). А вообще такие эксперты водятся под каждым орешником, потому что это платно. Иван Князев: Ну а счет потом? Выставила, а они скажут: «Не будем мы ничего платить». Татьяна Овчаренко: Нет-нет-нет. Не будут? В суде встретятся и выплатят. Иван Князев: В суде? Татьяна Овчаренко: Да. Но, в принципе, надо начинать с уровня «управляйки» и стройнадзора, потому что надо же выяснить, в чем дело. Иван Князев: Ну, на самом деле, действительно, может, просто к начальству сначала обратиться: «Что это у вас за сотрудник, который ничего не знает?» Татьяна Овчаренко: Судья спросит: «Что вы делали до этого?» Иван Князев: Спасибо вам большое, Татьяна Иосифовна. Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина» и эксперт в сфере ЖКХ, была у нас в гостях. Татьяна Овчаренко: Всего хорошего! Тамара Шорникова: Спасибо. Это были темы дневного выпуска программы «Отражение». А сейчас обсудим, что коллеги возьмут вечером.