Платные перекрёстки: возможен ли такой эксперимент в наших городах? И готовы ли водители платить?

Гости
Ярослав Федосеев
пресс-секретарь Национальной технологической инициативы «Автонет»
Петр Шкуматов
член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве

Перекрёстки для богатых. В России предложили ввести платные перекрёстки для водителей. Что это за инициатива? Готовы ли россияне платить за более удобный проезд? И какие проблемы, кроме пополнения казны, эта идея решит?

Оксана Галькевич: Итак, мы переходим к обсуждению нашей первой темы. Вот это раньше автомобиль был не роскошью, а средством передвижения, ну а в наше время, Константин, можно было бы сказать Козлевич, понимаешь о ком, да?

Константин Чуриков: За Козлевича ответишь.

Оксана Галькевич: Ты помнишь, отсылки к какому классическому произведению. Так вот в наше время, собственно, автомобиль становится и роскошью, и средством передвижения. Сейчас я говорю не о стоимости лошадиных сил, а о том, как все интереснее и интереснее становится идея о том, как заработать на владельцах личного транспорта.

Константин Чуриков: Ну тут надо сразу сказать, что все эти идеи, конечно, подаются хитро: не как на водителях заработать, а как улучшить жизнь граждан, как освободить магистрали от пробок…

Оксана Галькевич: Обязательно.

Константин Чуриков: И как раз тут появилась буквально сегодня одна идея.

Оксана Галькевич: И о ней сегодня много говорят, мы тоже хотим с вами поговорить, уважаемые друзья, с нашей широкой аудиторией. В Национальной технологической инициативе «Автонет» предложили сделать платным проезд отдельных перекрестков в определенное время суток.

Константин Чуриков: Пока не по всей стране, повезет, возможно, одному из городов, который вы сейчас увидите на экране. Новый метод борьбы с пробками предлагают протестировать в рамках проекта «Умный город» в 2020 году.

Оксана Галькевич: Уже близко, между прочим.

Константин Чуриков: А «умный город» в данном случае – это либо Липецк, либо Ульяновск, либо Нижний Новгород. Авторы предложения ссылаются на опыт столицы Швеции: 13 лет назад в Стокгольме провели эксперимент с платными перекрестками, и что вы думаете? В итоге пробок стало меньше на 22% и на 10% меньше ДТП. При этом деньги списывали со счета водителя автомобиля.

Оксана Галькевич: Давайте попробуем вместе с вами выяснить, хорошо ли россиянам, нам с вами то, что шведам сошло? Мы в данный момент сейчас ждем гостя, как раз представителя этой самой Национальной технологической инициативы «Автонет»…

Константин Чуриков: Кстати говоря, он просто опаздывает. Видимо, человек пострадал от пробок даже сегодня, вот так.

Оксана Галькевич: Да. Но мы вот сейчас готовы связаться с другим…

Константин Чуриков: Вот с ним как раз.

Оксана Галькевич: А, с ним как раз? Хорошо.

Константин Чуриков: Здравствуйте. У нас на связи Ярослав Федосеев.

Оксана Галькевич: Ярослав Федосеев, пресс-секретарь Национальной технологической инициативы. Ярослав, здравствуйте.

Ярослав Федосеев: Добрый день, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Добрый день.

Оксана Галькевич: Ярослав, я вот хочу вам задать вопрос. Для начала скажите, пожалуйста, вы ссылаетесь на опыт шведской столицы, 13 лет назад был такой эксперимент. Он экспериментом в Швеции и остался, или это все-таки теперь такая повсеместная практика?

Ярослав Федосеев: Ну смотрите какая ситуация, давайте немножко разъясню. Во-первых, в настоящий момент данная информация о том, что у нас планируется внедрение платного пересечения перекрестков, данная информация не соответствует действительности.

Константин Чуриков: Так.

Ярослав Федосеев: Внедрение платных перекрестков у нас не планируется.

Константин Чуриков: Нет, эксперимент планируется, эксперимент в городах?

Ярослав Федосеев: Нет, даже эксперимента пока не планируется на текущий момент, даже пока экспертных дискуссий по данному вопросу не проводилось. Единственное, что, собственно, имеет отношение к данной теме, – это то, что 24 апреля в рамках Международного навигационного форума у нас планируется обсуждение инновационных решений умной городской мобильности, которое планируется, собственно, где эксперты смогут оценить возможные риски вот таких инновационных решений и идей, которые применяются в других странах. Одна из этих идей – это как раз опыт Стокгольма, 2006 года, который привлек внимание сегодняшней общественности.

Оксана Галькевич: Но вот все-таки я хочу вас спросить, Ярослав, простите, что перебиваю: опыт Швеции – это опыт, это повсеместная практика сейчас, или это был эксперимент однажды и он экспериментом и остался? Для понимания какого-то ответьте, пожалуйста.

Ярослав Федосеев: Это был эксперимент, который, собственно, и остался экспериментом. Но ввиду условий транспортной ситуации Стокгольма он привнес определенные результаты. Однако это далеко не означает, что в России такой эксперимент может повлечь какие-то позитивные последствия.

Константин Чуриков: В общем, начинаем немножко отыгрывать назад.

Оксана Галькевич: Шведы попробовали и отказались.

Константин Чуриков: Вот откуда взялась информация? Сообщило об этом нам сегодня агентство ФАН со ссылкой на Национальную технологическую инициативу «Автонет», а кто источник информации, не указано.

Ярослав, скажите, пожалуйста, а кого вы представляете? Вот у вас такое название у организации, «Автонет», то есть, видимо, «автомобиля нет»? Кто за вами стоит?

Ярослав Федосеев: Нет-нет, «нет» имеется в виду, конечно же, инновационная составляющая, «нет» в плане как «net», как и «Аэронет», есть «Спейснет» и другие национальные технологические инициативы, которые активно сейчас развиваются. В рамках нашей Национальной технологической инициативы «Автонет» идет реализация дорожной карты, утвержденной правительством РФ. Мы занимаемся внедрением беспилотных автомобилей, постановление правительства о начале тестирования высокоавтоматизированных транспортных средств, о котором я готов рассказать чуть позднее. Но вот именно эта инициатива, которая была озвучена, была, собственно, сказана одним из экспертов, мы пока не понимаем, кто это точно сделал. Но фактически это его личное мнение, которое не имеет ничего общего с мнением Национальной технологической инициативы «Автонет».

Оксана Галькевич: Хорошо.

Ярослав, скажите, 24 апреля, когда вот будут собираться эксперты, обсуждать возможные решения для наших больших городов, которые страдают от пробок, от заторов, – скажите, какие там еще идеи могут обсуждаться?

Ярослав Федосеев: Ну первая, самая основная идея – это все-таки реализация постановления правительства о тестировании высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. Постановление было принято правительством в декабре прошлого года, оно продлится 3 года.

Оксана Галькевич: Это беспилотники, да, проще говоря?

Ярослав Федосеев: Это беспилотники, совершенно верно, беспилотные автомобили, которые планируется тестировать на территории Москвы и Татарстана. 7 компаний у нас заявили о намерении принимать участие в эксперименте: это компания «Яндекс», это компания «КамАЗ», это Московский автодорожный институт, это таганрогская команда, участник конкурса «Зимний город».

Оксана Галькевич: Еще какие идеи? Именно то, что коснется простых автолюбителей, автовладельцев?

Ярослав Федосеев: Именно что коснется простых автовладельцев? Здесь, во-первых, начнем с того, что и беспилотные автомобили коснутся простых автовладельцев…

Константин Чуриков: Ну это мы с вами далеко вперед забегаем, Ярослав, а вот прямо имеется в виду завтра, в ближайшие дни и так далее что-то придумали такое?

Ярослав Федосеев: В настоящий момент пока идет разработка именно платформенных решений, на основании которых будут разработаны дополнительные сервисы. В частности, у нас есть возможность подключенного соединения между автомобилями, которая позволила бы транспортным средствам коннектироваться друг с другом, общаться друг с другом…

Константин Чуриков: Соединяться, понятно.

Ярослав Федосеев: Да-да, совершенно верно, соединяться путем 5G соединения, путем связи V2X, которая позволила бы передавать информацию в больших объемах о состоянии дорог, погодных условиях.

Константин Чуриков: Хорошо.

Ярослав Федосеев: Ну и, собственно говоря, одно из таких интересных решений, которое могло бы помочь, – это все-таки умная телематика.

Константин Чуриков: Ярослав, смотрите, нам нужно сейчас немножко времени нашим зрителям переварить эту информацию. Вы, пожалуйста, оставайтесь с нами на связи. Сейчас небольшой такой видеорепортаж, видеообзор, буквально мнение людей в разных городах по поводу тех самых платных перекрестков, насколько разумна эта идея, давайте посмотрим, а вы это услышите в трубке.

ОПРОС

Оксана Галькевич: Ну вот, уважаемые телезрители, вы посмотрели наш опрос. Вы знаете, может быть, что-то наши корреспонденты упустили, не все палитра мнений. Хотим обратиться к вам: как вы считаете, платные перекрестки – это разумная идея? Ваши ответы «да» или «нет» присылайте на наш SMS-портал.

У нас еще Ярослав на связи.

Константин Чуриков: Ярослав Федосеев, пресс-секретарь все той же Национальной технологической инициативы «Автонет».

Ярослав Федосеев: Да-да.

Константин Чуриков: Смотрите, что пишут нам зрители: «Шведов под Полтаву, дураков в дурдом», – вот просто в штыки восприняли эту инициативу.

Ярослав, вы говорили об умной городской какой-то мобильной среде. Скажите, пожалуйста, а вот вообще последняя тенденция последнего времени – это штрафы за выезд на эту «вафельницу», это какие-то камеры, которых все больше и больше на дорогах. Как вы считаете, это укладывается в концепцию такого разумного, умного города, умной организации движения? Это вообще правильно, вот так водителей все больше и больше ставить на счетчик?

Ярослав Федосеев: Ну, во-первых, здесь везде должна быть разумная логика. Конечно же, чрезмерное введение штрафов, повсеместное размещение видеокамер не только выступает против безопасности, а скорее и провоцирует как раз ДТП, потому что человек вынужден постоянно следить за знаками дорожного движения, где-то 40, где-то 60, и вместо того чтобы следить за дорогой, он вынужден постоянно посмотреть на знаки, чтобы не попасть под очередную камеру и не налететь на штраф. К сожалению, не во всех регионах у нас это соблюдается должным образом. Безусловно, есть определенные недоработки. Так вот как раз именно концепция умной городской мобильности подразумевает сбор всех этих данных для правильного, грамотного, мобильного размещения городской инфраструктуры в целях обеспечения безопасности.

Константин Чуриков: Ярослав, представим себе, что хорошо, вы получили эту информацию, собрали кучу всяких данных. Например, дело происходит в Петербурге, исторический город, где, в общем, наверное, просто невозможно предусмотреть какие-то еще расширения дорог и так далее. Вот эта история применима в городах, где уже сложился исторический облик определенный?

Оксана Галькевич: В Стокгольме, в старом городе она оказалась неприменима, как мы поняли.

Ярослав Федосеев: Если говорить именно о городах, то, безусловно, речь пойдет не о крупных мегаполисах, а все-таки именно об умной городской мобильности. Здесь речь пойдет… Как сказать? Умная городская мобильность способна, может внедряться и в крупных городах, и в средних, и в малых; другое дело, что объем данных с каждого…

Константин Чуриков: Стоп, секундочку, простите, пожалуйста, Ярослав, а в малых городах и в средних у нас прямо вот пробки, так это беспокоит всех?

Ярослав Федосеев: Здесь вопрос не пробок, здесь вопрос… Опять же если, к примеру, система связи V2X, когда автомобили могут коннектироваться друг с другом, связываться друг с другом, здесь в основном…

Константин Чуриков: А зачем? Поговорить? Зачем они связываются друг с другом?

Ярослав Федосеев: К примеру, вы выезжаете из точки А в точку Б. Ваша машина уже заранее знает, когда загорится красный сигнал светофора, вы сможете застраховать свой автомобиль по полису ОСАГО именно на данный промежуток времени…

Константин Чуриков: От красного сигнала светофора?

Ярослав Федосеев: Да не от красного сигнала светофора, а от возможных последствий, например, когда вы поедете.

Константин Чуриков: Я понял.

Ярослав Федосеев: Ну и соответственно…

Оксана Галькевич: Да. Вот вы говорите о повышенной городской мобильности. У нас вот телезрители на SMS-портале комментируют: говорят, что ваше предложение, идея, может быть, в каком-то виде все-таки существует, если она стала предметом обсуждения, – это «очередная подвижка для скорейшего изобретения аэробордов и реактивных ранцев», кстати, почему нет.

Константин Чуриков: Ярослав, буквально последний вопрос. Вы сказали в самом начале нашей беседы, что вы каким-то образом уполномочены, ваша организация, правительством как раз внедрять эти инновационные решения на дорогах. А вот как так получилось, что именно ваша ассоциация уполномочена? Как это вышло?

Ярослав Федосеев: У нас здесь не ассоциация, здесь вопрос именно всей платформы НТИ, здесь я за нее не уполномочен рассказывать. Что касается Национальной технологической инициативы «Автонет», я готов лишь сказать о том, что мы поддерживаем, оказываем поддержку грантовую, финансовую тем стартапам, тем проектам, компаниям, которые могут быть полезны на территории Российской Федерации для повышения экономических показателей страны.

Константин Чуриков: Ладно, хорошо. Спасибо. Это был Ярослав Федосеев, пресс-секретарь Национальной технологической инициативы «Автонет». Жалко, что вы до нас не доехали, но действительно проклятые пробки в Москве.

Оксана Галькевич: Пробки, да, не зря занимаются этой проблемой.

Давайте сразу к следующему собеседнику обратимся. У нас на связи уже сейчас Петр Шкуматов, координатор общественного движения «Общество Синих Ведерок». Петр, здравствуйте. Петр?

Петр Шкуматов: Да, слушаю вас очень внимательно.

Оксана Галькевич: Петр, здравствуйте, мы вас слышим прекрасно. Смотрите, мы вот только что разговаривали с Ярославом, представителем этой Национальной технологической инициативы «Автонет»… В общем, что называется, организация стала сдавать несколько назад, но так или иначе достоянием общественности стала вот эта информация, вот эта идея, в каком-то виде, в неких контурах она, стало быть, существует, в таком виде или нет, мы точно не знаем. Но скажите, как вы считаете, что за этим может стоять? Действительно такая идея, именно такая инициатива? Или, может быть, какая-то видоизмененная, что-то нам готовится? Нам автолюбителям я имею в виду.

Петр Шкуматов: Смотрите, если автолюбители умеют пользоваться Интернетом, они могут зайти в Википедию и увидеть, что это называется платным въездом в город. Есть два типа способов взимания платы за въезд в город. Есть тип лондонский, когда плата взимается по периметру…

Оксана Галькевич: По периметру города.

Петр Шкуматов: По периметру вот этой платной зоны, там центр города. И второй тип – это скандинавский тип, когда плата взимается за проезд так называемого рубежа контроля. Так вот, что называется, этих товарищей послали далеко, когда они пытались пробить платный въезд по лондонскому сценарию: они хотели сделать такую зону платную, в итоге их предложение отклонили. Ну так, что называется, их в дверь, они в окно. Теперь они…

Константин Чуриков: Петр, подождите секундочку, расскажите, кого они представляют? Я просто так и не добился ответа, откуда взялась эта организация, так сказать, в периметре правительственного внимания.

Петр Шкуматов: Ну это конгломерат частных компаний, которые, видимо, хотят в рамках государственно-частного партнерства заработать на взимании платы с автомобилистов за проезд по городам. Но самое циничное в этой истории то, что был назван Ульяновск как город для пилотного взимания платы. Ульяновск, если кто там не бывал, – это бедный, беднейший город, где люди ездят на очень недорогих автомобилях, и лезть к ним в карман за проезд по их городу – это верх, абсолютный верх цинизма. И я думаю, что авторы этой инициативы очень скоро выступят, если им дадут залезть в карман автомобилистам в этот раз, они выступят с инициативой, допустим, разбирать людей на органы – ну а что?

Константин Чуриков: Не хотелось бы.

Петр Шкуматов: Человек же есть, пусть и бедный.

Оксана Галькевич: Нет, у нас тут есть другие идеи от наших телезрителей: может быть, платные пешеходные переходы, тротуары, проход по той стороне улицы…

Константин Чуриков: Все впереди.

Петр, смотрите, в нашей реальности последнего времени нет такой безумной, фантастической идеи, которая не могла бы реализоваться. Вот у меня к вам вопрос как к эксперту. Вы говорите, что у лоббистов есть свои рычаги. А у автомобилистов простых вообще свои рычаги, свои какие-то представительства остались?

Петр Шкуматов: Нет, к сожалению, все люди, которые представляли автомобилистов, так или иначе выступают на стороне тех людей, которые продвигают свои интересы, то есть крупного капитала.

Константин Чуриков: На стороне заказчика, как это называется.

Петр Шкуматов: Ну можно и так сказать. Я поэтому очень серьезно отношусь к этой инициативе, потому что эти замечательные люди нацелены на получение прибыли, наверное, в миллиарды, причем это не рублей, а долларов, потому что взимать плату за воздух, ни за что, за проезд по той или иной улице – это…

Константин Чуриков: Это Остап Бендер, билеты на провал, это же классика.

Оксана Галькевич: Причем взимать, получать, зарабатывать деньги любой ценой, я так понимаю. Вы говорите, что это очень такая настойчивая общественная организация, объединение.

Петр Шкуматов: Конечно.

Константин Чуриков: Петр, буквально последний вопрос. Смотрите, Ярослав, представитель этой Национальной технологической инициативы, нам сказал, что ничего такого не предвидится, просто это будут обсуждать, чуть ли не прозвучало так, что будто мы обсуждаем недостоверную информацию, а сейчас законы, знаете, о-го-го какие за это. Как вы думаете, что это было? Почему это возникло на полосах изданий? Почему об этом пишет агентство ФАН и так далее? Вот что это было?

Петр Шкуматов: Я уверен в том, что эти люди, почуяв вкус денег, огромных денег, невероятно огромных денег, возможность залезть каждому автомобилисту в карман, они от своего не отступятся. И я опять же подчеркну, что на кону стоят миллиарды долларов, которые ежегодно будут перетекать из нашего кармана в адрес пока неизвестных олигархов, которые, возможно, купят на эти наши деньги, кровью и потом заработанные, яхту, например, или замок в Италии, или что-то еще…

Оксана Галькевич: То есть я так понимаю, что замок в Италии будет, а дорог нормальных в стране все-таки не будет на собранные деньги, хотя бы так?

Петр Шкуматов: Да нет, конечно, какие дороги? Кому надо вкладываться в дороги, когда можно наработать деньги из воздуха.

Оксана Галькевич: Ясно. Спасибо большое. Это был Петр Шкуматов с нами на связи, координатор общественного движения «Общество Синих Ведерок».

Я так понимаю, что у нас есть еще один звоночек из Архангельской области.

Константин Чуриков: Именно так, и не один.

Оксана Галькевич: Не один, да. Сергей, давайте с ним пообщаемся. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я вам звоню из Северодвинска Архангельской области.

Оксана Галькевич: Так.

Константин Чуриков: Так.

Зритель: Я бы хотел предложение вот это внести. Я как-то у нас побывал в… и увидел там коробки «лишенников» прав, понимаете в чем дело? У нас люди не перестают ездить, даром что их лишают, ездят как ездят. У нас город не предназначен для большого такого транспорта, был построен, у нас двухполосное движение в основном, я сам уже скоро буду 30 лет как за рулем. Я предлагаю просто ужесточить и вернуть обратно ДПС на дороги, как было раньше при коммунистах.

Константин Чуриков: Слушайте, они разве не на дороге? Сегодня не коммунисты, но ДПС-то на дорогах, нет?

Оксана Галькевич: Ну теперь больше камер…

Константин Чуриков: Да? Хорошо, спасибо.

Зритель: Да, камеры. Вот эти простые бы ДПС их отлавливали. Понимаете, они без конца их лишают, а они все равно ездят и ездят, без конца.

Оксана Галькевич: А, в этом смысле, чтобы проверяли документы. Спасибо, Сергей.

Константин Чуриков: Ну понятно, да, но с камерой не договоришься.

Оксана Галькевич: Не договоришься, да.

Константин Чуриков: Нам еще звонит Светлана из Москвы. Светлана, добрый вечер.

Оксана Галькевич: Хотя если камера при человеке… Здравствуйте, Светлана.

Зритель: Алло.

Оксана Галькевич: Да.

Зритель: Вечер добрый. Я житель города Москвы, здесь родилась. Вы знаете, у меня совершенно негативное отношение к платным дорогам. Вот построили трассу М11, мы так радовались, что можно будет как белый человек проехать свободно по трассе к себе на дачу, – нет, оказывается, это было временное явление, через 2 месяца дорога стала платной. Старая Ленинградка вся убитая, Дмитровское шоссе все убитое. Я не знаю, понимаете, чем больше появляется платных дорог, тем хуже качество дорог.

Оксана Галькевич: Общественных дорог, да.

Константин Чуриков: Всех остальных, да. спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо большое, Светлана.

Ну что, спасибо уважаемым телезрителям, нам пора заканчивать. Итоги подведем.

Константин Чуриков: Нам пора заканчивать. Итоги опроса: «Как по-вашему, платные перекрестки – разумная идея?» Да, разумная, но для 5% тех, кто принял участие в голосовании.

Мы к вам вернемся через определенное время, а впереди у нас, кстати, рубрика «Промышленная политика».

Оксана Галькевич: «Промышленная политика» с Мариной Калининой. Речь пойдет о хлебе.

Константин Чуриков: Насущном.

Оксана Галькевич: Качественном, вкусном, правильном. Смотрите.

Обсуждаем с экспертами Ярославом Федосеевым и Петром Шкуматовым