Оксана Галькевич: А вот почему двоечник ты, Костя? Константин Чуриков: Двоечником быть очень хорошо. Оксана Галькевич: Хорошо, да. Друзья, есть хорошие новости для тревожных таких родителей, которые переживают, что ребенка часто ругают за поведение и, соответственно, часто такое бывает, что и оценки хромают в связи с этим. Не переживайте, друзья. Есть целое исследование, которое говорит о том, что если ваш ребенок такой активный и постоянно подвергается каким-то нареканиям со стороны педагогов, то он впоследствии может быть очень даже успешным человеком, построит прекрасную карьеру, бизнесменом станет, обеспечит вашу безбедную старость, друзья. Константин Чуриков: Дело в том, что компания по продаже канцелярских товаров Office Depot провела опрос. И выяснилось, что те из нынешних взрослых, кто признался, что в прошлом в школе себя плохо вел, часто вызывали его к директору, вошли в список тех, кто чаще всего доволен жизнью: 61%. Более того, вот те, кого именно к директору вызывали, они вдвое чаще сегодня становятся успешными бизнесменами. Оксана Галькевич: Т. е., друзья, это не просто так народная молва какая-то. Это серьезные клинические какие-то исследования психологические. Почему так? Давайте спросим нашего первого собеседника. На связи с нами клинический психолог Артур Гараганов. Артур, здравствуйте. Артур Гараганов: Добрый день. Константин Чуриков: Добрый день. Артур, правда ли действительно есть такая линейная зависимость между тем, как ты себя ведешь в детстве, и кем ты потом становишься? И действительно ли нарушение правил и норм приводит к невероятному успеху? Артур Гараганов: Тенденция-то отмечается, но чаще всего, да, действительно, вы правы, то, чему мы обучаемся в детстве, и то, с чем мы сталкиваемся, это потом мы автоматически воспроизводим в своей взрослой жизни. Поэтому, если мы говорим о прямой зависимости, о том, что если ребенок, например, плохо учился, а потом он стал успешным в жизни, то давайте возьмем конкретно, например, поколение миллениалов, или поколение Z, которое понимает, что им учиться в принципе скучно. Они хотят получать информацию в определенном формате, только под себя, и использовать ее хотят только для конкретных целей. Поэтому современное поколение – оно информационное поколение. Это поколение, которое понимает, как управлять инфопотоками. И как раз таки старые системы и старые подходы в образовании – для них и им они кажутся несколько устаревшими и долгими. И поэтому вот здесь многие, кто учился, скажем так, плохо, они познавали все равно окружающий мир и реальность своими способами, альтернативными. И нельзя сказать, что оценка определяет уровень интеллекта или образования в жизни. Многие люди, которые получали средние оценки, достигли достаточно хороших успехов, узко специализировавшись в определенных нишах и проектах. Оксана Галькевич: Артур, а мы не слишком ли однобокий и в некотором смысле привлекательный делаем вывод, что вот, человек учился не очень хорошо, но потом большинство из таких ребят становятся вполне успешными? Ведь, нарушая правила… Некоторые нарушают правила и строят успешную карьеру, находясь в социальном русле, а кто-то, простите, в сторону криминала уходит: это тоже ведь нарушение правил. Здесь какие-то клинические исследования имеются у вас и ваших коллег? Артур Гараганов: Вообще, имеются. И много сейчас говорят о том, как обучать детей и на что обращать внимание. Современная школа, например, вообще занимается внедрением образовательных стандартов, но не занимается развитием личности ребенка. Т. е. «личностью должны заниматься все-таки родители», у нас это так. В зарубежных частных, например, школах этому уделяется внимание. И даже в Москве открыли множество различных частных школ, в которых как раз занимаются тем, что раскрывают внутренние способности, таланты ребенка, помогают ему в реализации, в самореализации. И конечно, здесь можно найти определенный баланс, который позволит человеку быть успешным потом. Потом, не надо забывать, что нужно все-таки заниматься еще профориентацией. Нужно понимать, к чему склонен тот или другой ребенок, и все-таки уделять большее количество времени и внимания его определенным способностям, помогать ему развивать эти способности. Но не у всех хватает времени, возможностей. У кого-то финансовые трудности. Но тем не менее многие родители на сегодняшний день понимают этот факт и стараются все-таки помочь ребенку. Что касается исследований, то их масса. И, как говорится уже, наши британские коллеги провели очередные исследования, в ходе которых они установили, что поведенческие реакции все-таки не будут влиять на то, каким будет ребенок: успешным или неуспешным. Т. е. на это будет влиять все-таки и окружение, и те цели, с которыми он соприкоснулся. В том числе мнение родителей и мнение авторитетов. Константин Чуриков: И хочется верить, что на это все-таки еще как-то влияют знания в наше время, да? Спасибо вам большое. Артур Гараганов, клинический психолог, был у нас в эфире. Оксана Галькевич: А сейчас у нас в эфире Татьяна из Краснодарского края. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну как, вы согласны с канцелярской компанией, которая сделала такие далеко идущие выводы? Оксана Галькевич: Вы сами-то как учились в школе? Зритель: Нет, я не согласна. Я уже читала о том, что, да, действительно, хулиганы впереди и все такое. Смотря что смотреть, что значит «успешный человек». Если думать о том, что успешный человек это который побольше денег набрал, нагреб, – то да, возможно, да. У нас в классе были хулиганы. Их много было. У нас класс был мальчиков, всего 8 девочек. Константин Чуриков: И все хулиганы прямо? Зритель: Не все были, конечно, хулиганы. Но хулиганов было много. Второгодники у нас оставались. Так вот, эти хулиганы потом кто-то в тюрьму сел, кто-то в драке погиб, кто-то спился. У нас не было успешных хулиганов. Девочка была одна отличница, она успешная довольно девушка. Т. е. не в плане, что она миллионершей стала, но она в престижной фирме большой, замдиректора, хорошая помощь директору. У нее хорошая семья. Вот, я считаю, это успешный человек. Константин Чуриков: И еще была одна успешная девушка, вот сегодня она нам дозвонилась. Спасибо большое, Татьяна. Оксана Галькевич: Спасибо большое, Татьяна. Друзья, успевайте дозваниваться во время наших таких коротких тем. Давай еще одного собеседника подключим к разговору. Константин Чуриков: Да, у нас на связи Владимир Морыженков, профессор Бизнес-школы МИСиС. Владимир Алексеевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Владимир Алексеевич. Владимир Морыженков: Здравствуйте, коллеги. Константин Чуриков: Здравствуйте. Вот вы у нас на связи. Оксана Галькевич: А вы что думаете по поводу этих исследований и выводов, самое главное, которые сделаны? Владимир Морыженков: Моя точка зрения довольно проста и будет отличаться, возможно, от многих. Люди, которые, как мне ставили вопрос эксперты, готовящие передачу о том, почему троечники становятся часто хорошими бизнесменами… Мне кажется, лежит совершенно в другой плоскости ответ на этот вопрос. Люди часто выбирают не ту дорогу, по которой они должны идти. И этот путь им подсказывает время. Что это означает? Человек пришел в институт радиоэлектроники, а у него способности музыканта. Есть такие люди, они становятся знаменитыми певцами (история того же Паваротти и многих других людей). Когда вы начинаете рассматривать, то человек ошибочно выбрал свой путь, а потом, в другой плоскости, он действительно великолепный музыкант, в другой плоскости он великолепный предприниматель. Помните, что вообще склонность человека к предпринимательству, к успеху в бизнесе – это такая же профессия, как музыкант. Многие ли могут стать великими музыкантами? Музыкантами нормальными многие могут стать, но все равно это лежит в плоскости 5-10%. Оксана Галькевич: Но подождите. У музыканта и бизнесмена практикующего все-таки разный набор качеств, необходимых для успеха, правда? В бизнесе все-таки склонность к риску какая-то нужна. У музыканта в меньшей степени. Константин Чуриков: Виртуозность, Оксана, тоже нужна в бизнесе. Владимир Морыженков: Совершенно правильно вы говорите. И я вам замечу, что те люди, которые поступают часто в бизнесовые школы или поступают в те направления, где есть коммерческая жилка, и человек чувствует свое призвание, они реализуются совершенно по профессиональному пути и довольно быстро получают свой успех. А те люди, которые выбрали не ту профессию, но заканчивают ее, это зависит от сложности того, чему тренирует профессия. Хорошая школа, которую ты заканчиваешь, там, Бауманский университет или какой-то (кстати, оттуда полно предпринимателей, которые учились не так выдающееся, но сумели осилить), – это постоянная тренировка мозга, это постоянное нахождение среди людей, с которыми надо уметь коммуницировать. Если ты можешь коммуницировать с людьми, которые талантливее тебя, способнее, ты можешь объединить их труд, можешь наладить эту работу, – это внутренне те же самые таланты и способности, которые не измеряются в академической аудитории. Константин Чуриков: Владимир Алексеевич, нас сейчас смотрят, я думаю, многие родители, миллионы родителей. Очень популярен в последнее время формат бизнес-тренингов. У вас ровно 1 минута. Как вырастить талантливого, успешного в бизнесе человека? Владимир Морыженков: Друзья, учите своих детей поддерживать дружеские отношения, налаживать связи. Учите убедить человека принять точку зрения, которую вы сгенерировали у себя. Не быть просто доктринерами, т. е. не навязывать точку зрения, а уметь найти аргументы, почему нужно пойти вместе с вами и быть заводилой. Как стать неформальным лидером. Как нужно воспитать себя никогда не молчать. Заводите социальные странички в социальных сетях. Начинайте беседу. Ищите то количество лайков, которое не через котиков, а через ваше выражение мысли демонстрирует от вас полезность. И, конечно, генерируйте хорошие мысли или занимайте эти мысли у других людей, не забывайте ссылаться на чужие идеи. Но продвигает. Оксана Галькевич: Владимир Алексеевич, вы сказали про умение налаживать связи. Это то, что в советское время называлось блатом? Иметь блат, какие-то связи? Нет? Владимир Морыженков: Сейчас эта форма гипертрофирована еще хуже. Потому что уже все денежные капиталы… чтобы вам получить доступ в бизнесе, нужно иметь доступ к капиталу. Константин Чуриков: Доступ к телу надо получить, Оксана. Владимир Морыженков: Доступ к капиталу на сегодняшний день находится в руках больших родственников великих, крупных политических и государственных деятелей в России. Вы по-другому не получите. Оксана Галькевич: Прямолинейно, на мой взгляд. Владимир Морыженков: Прямолинейно. А как вы хотите? Посмотрите фамилии владетелей банков и дальше. И вы поймете, что не нужно тогда каким-то образом пытаться избегать этого вопроса. Константин Чуриков: Владимир Алексеевич, а мы назовем эти фамилии уже в следующем часе. У нас, кстати, будет специальная тема «Кому на Руси жить хорошо». Спасибо большое. Владимир Морыженков, профессор Бизнес-школы МИСиС, был у нас в прямом эфире. Оксана Галькевич: Костя, не «яйца» и не «тело», а коммуникации. Communication Tube помнишь, да? Вот что главное. Константин Чуриков: Да. Между прочим, Ульяновск пишет, что в классе учился у них там в школе один хулиган и двоечник, а сейчас стал директором школы. Видишь, как далеко человек пошел. Оксана Галькевич: А, он не справился… Константин Чуриков: У отличников, Оксана… вот, кстати, синдром отличника, аккуратней. Потому что, зритель пишет: «Часто бывают у них биполярные расстройства, расстройства личности». Поэтому не надо вот эти жесткие высокие стандарты. Ты будь собой, и все пойдет. Оксана Галькевич: У меня все нормально, по-моему. Константин Чуриков: Мы уходим на новости, через 20 минут к вам вернемся. Это «ОТРажение» на ОТР, не переключайтесь. Оксана Галькевич: Костя, а ты-то кто? Вопрос остался. Константин Чуриков: Ведущий!