Почему рынок электронных сигарет до сих пор никак не контролируется?

Гости
Сергей Пурясев
врач-пульмонолог
Олег Барвин
руководитель департамента по работе с государственными органами «БАТ Россия»

Константин Чуриков: В нашей стране, в России, решили взяться за курительную вот эту электронику очень модную: вейпы, нагреватели табака, какие-то IQOS. Во всех странах ЕАЭС – это мы, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия – собираются ввести так называемый техрегламент на современные эти курительные устройства и на их начинку, то есть на все эти странные жидкости и смеси, которые туда помещают.

Оксана Галькевич: Сейчас никто и никак не контролирует оборот этой продукции. Более того, если вы обратили внимание, уважаемые телезрители, то молодежь эти штуки активно употребляет. А формально устройства альтернативного курения сегодня могут продать даже подростку. Вы знали об этом, родители?

Константин Чуриков: Ну да. При этом самое любопытное, что производители всей этой электроники смогут сообщать на упаковках о преимуществах своей продукции. Первый вопрос: какие у этой продукции преимущества (если они в принципе вообще могут быть)?

Ну давайте сначала, наверное, поговорим с заинтересованной стороной. Олег Барвин, руководитель Департамента по работе с государственными органами «БАТ Россия» – это представитель British American Tobacco, между прочим, в нашей стране. Олег, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Ну а вы, уважаемые телезрители, тоже подключайтесь, пожалуйста, звоните нам, если вы заинтересованы в сохранении своего здоровья и здоровья своих детей, высказывайтесь по этому поводу.

Здравствуйте, Олег.

Константин Чуриков: Олег, скажите, пожалуйста, какие же все-таки преимущества есть у этой продукции, с вашей точки зрения?

Олег Барвин: Добрый день. Позвольте начать с того, что это продукция новая, которая появилась на рынке относительно недавно. И действительно, в отношении этой продукции пока не установлены законодательные правила ее продажи и маркетинга.

Тем не менее мы как компания ответственная придерживаемся того принципа, что, во-первых, такое законодательство должно быть принято (и оно сейчас разрабатывается). Во-вторых, мы ориентируемся на реализацию нашей продукции исключительно совершеннолетним людям. И, как правило, это те потребители, которые уже знакомы с никотином и являются потребителями никотина через традиционные табачные изделия – например, сигареты.

Оксана Галькевич: Олег, понимаете, вот вы говорите, что вы порядочный производитель, порядочный представитель бизнеса. Но, к сожалению, бывает так, что не все представители в бизнесе порядочные, и кто-то, в общем, стремится урвать копеечку за счет других каких-то категорий населения. Как это отрегулировать? Вот этот порядочный, у этих нормальный состав, безвредный или менее вредный. А вот эти не такие замечательные, как вы.

Олег Барвин: Безусловно, прежде всего необходимо принятие законодательства, которое бы установило четкий и однозначный запрет о недопустимости продажи такой продукции несовершеннолетним. Пока этот закон не принят, есть способы саморегулирования отрасли. И здесь важна ответственная позиция не только производителей, но и наших торговых партнеров.

Константин Чуриков: Подождите, Олег. Очень интересно! Значит, вы говорите, что фактически никаких законов относительно этой новой курительной электроники нет, тем не менее как-то в магазинах она везде висит. Мы видим, как разные люди этим дышат, это все в себя вдыхают. То есть я правильно понимаю, что вот что хочешь, то и произвел, то и продаешь сейчас? Это если говорить о вейпах, об IQOS.

Олег Барвин: Смотрите. Во-первых, у нас есть разработанные ГОСТы, которые являются документами, определяющими правила и требования к самим продуктам. Например, в нашей линейке продуктов, которые мы называем «продукты с потенциально меньшим риском для здоровья», потому что они не содержат в себе элемента горения табака (а именно в процессе горения табака образуется большая часть вредных веществ), например, в нашей линейке таких продуктов есть нагреваемый табак, изделия из нагреваемого табака, представленный брендом GLO. И в отношении изделий из нагреваемого табака действует ГОСТ, который описывает основные правила такой продукции.

Константин Чуриков: Понятно, Олег.

Олег Барвин: Но, безусловно, должен быть принят закон, который должен регулировать правила обращения на рынке.

Константин Чуриков: Да, мы вас поняли, спасибо большое. Олег Барвин, руководитель Департамента по работе с государственными органами «БАТ Россия». Сигаретной отрасли надо работать с госорганами. И работа эта ведется.

Оксана Галькевич: Надо бы нам поговорить с врачом каким-нибудь, с медиком, который со своей точки зрения, со своей колокольни медицинской объяснит нам, как это вообще влияет на здоровье людей – молодых и не очень молодых.

Константин Чуриков: Кстати, на всякий случай предупредим, что курение вредит здоровью, потому что столько тут у нас уже прозвучало лозунгов.

Оксана Галькевич: Тяжелую артиллерию давай подключим. Сергей Михайлович Пурясев у нас на связи, врач-пульмонолог. Сергей Михайлович, здравствуйте.

Сергей Пурясев: Добрый день.

Константин Чуриков: Добрый день.

Оксана Галькевич: Сергей Михайлович, скажите, пожалуйста…

Константин Чуриков: Можно я?

Оксана Галькевич: Сейчас, Костя.

Константин Чуриков: Давай.

Оксана Галькевич: Вот сигареты и эти вейпы – большая ли между ними разница? Или, может быть, это один черт, просто по-разному малюют?

Сергей Пурясев: Ну, по всей видимости, вот второе вы озвучили более правильно, потому что и табакокурение, естественно, и химические вейпы – это в целом очень вредно для дыхательной системы во всех отношениях.

Константин Чуриков: Сергей Михайлович, а как вы объясните так называемую болезнь вейперов, которую сейчас отмечают в Соединенных Штатах Америки? Там уже даже несколько десятков человек умерло. Скажите, пожалуйста, по вашим данным, если вы изучали этот вопрос, что за опасные ингредиенты, ну помимо никотина, есть в этих вейпах и электронных сигаретах?

Сергей Пурясев: Те химические компоненты, которыми наполнены вейпы, они сами по себе, естественно, как любой химический препарат, токсичные, и поэтому мелкодисперсное распыление этих ядов приводит к поражению дыхательной системы, к развитию бронхиальный астм, онкологии и сосудистых заболеваний.

Оксана Галькевич: Сергей Михайлович, скажите, а в вашей практике, наверное, есть люди, которые с заболеваниями дыхательных путей, пострадавшие в результате табакокурения. А пострадавшие в результате этого вейпокурения есть? Или как это назвать?

Константин Чуриков: Вейперы к вам приходили?

Оксана Галькевич: Вейперы к вам приходят?

Сергей Пурясев: Дело в том, что мы имеем дело с людьми или очень молодыми, с детьми (у нас детская пульмонологическая практика), или с людьми, уже страдающими выраженной дыхательной недостаточностью.

Вот этот относительно здоровый контингент, потенциальные будущие наши больные, будущие инвалиды – они к нам еще не приходят. Это, как правило, возраст, вы сами понимаете, от 20 до 40. Это достаточно крепкий здоровый возраст. Они этого еще не осознают. И поэтому у нас такой прямой практики с ними, с пострадавшими непосредственно от вейпов, к сожалению, нет. А может быть, и к счастью.

Оксана Галькевич: Запас здоровья пока еще тянет.

Константин Чуриков: Сергей Михайлович, вы сказали, что приходят очень молодые. А очень молодые – это сколько им лет-то?

Сергей Пурясев: Нет, это дети имеются в виду. Это детская практика.

Константин Чуриков: А, детская.

Оксана Галькевич: С другими проблемами, не табакокурение.

Константин Чуриков: С другими, я понял.

Сергей Пурясев: Да, с другими проблемами. Это не вейперы. А эти ребята здоровые. Они еще ничего не осознают. Они курят, пьют, живут хаотичной жизнью, не задумываются о завтрашнем дне.

Константин Чуриков: Сергей Михайлович, мы как-то беседовали в эфире с председателем Мосгордумы Шапошниковым. Он отдельно изучал этот вопрос и вроде бы внес законопроект о том, чтобы как-то с вейпами было поосторожнее. Вот он нам сказал, что вообще не изучено, что за смеси туда пихают. У вас есть какая-то информация об этом? Что внутри?

Сергей Пурясев: Ну безусловно, надо полагать, что это система достаточно закрытая, система, как и любые торговые марки, особенно сейчас, засекречена. Мы же не знаем состав Coca-Cola по сей день. И так далее и тому подобное. Извините, даже молока мы не знаем состав на самом деле. Поэтому это, естественно, засекречено.

Константин Чуриков: И сыр.

Сергей Пурясев: Но сам факт благоразумного отношения к своему здоровью должен как-то все-таки людей отрезвлять.

Константин Чуриков: Спасибо за эти важные слова.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: Сергей Пурясев, врач-пульмонолог, был у нас на связи.

Оксана Галькевич: Слушай, вот удивительно! Я думаю: люди в больших городах живут, и столько гадостей вокруг, вот эта задымленность и так далее. И еще какие-то вейпы, сигареты. Зачем это надо? Друзья, берегите здоровье!

Константин Чуриков: Берегите здоровье!

Оксана Галькевич: Мы с вами не прощаемся, у нас впереди большой выпуск новостей, а после этого мы вернемся и продолжим прямой эфир программы «Отражение».

Константин Чуриков: Да. И будем говорить о том, как нелегко живется бедным людям – их ввергают в ипотеку, дают кредиты. Но легче ли становится от этого людям? Об этом – через 20 минут. Смотрите ОТР.

Какие правила пора вводить? И когда это будет сделано?