Почему Санкт-Петербург и Ленобласть не могут защитить общий лес

Вырица, Ленинградская область

Поселок Вырица окружен хвойными лесами. Раньше там был особый микроклимат. Теперь визитная карточка места - пни, оставшиеся от вековых сосен. В чаще леса - десяток полян, которые появились после вырубки. Площадь каждой - около 20 соток. Причем некоторые расположены совсем близко к домам. И такая вырубка - законна - с 2008-ого года. Когда статус этих земель внезапно изменился.

Анастасия Галактионова, жительница Вырицы: «Каким-то волшебным, непонятным образом статус этих лесов был понижен. Если мы обратимся к лесному плану 2008 года, то Вырица по нему имеет обширную, хорошую зеленую зону».

Наталья Шустова, жительница Вырицы: «В какой-то момент эти леса были вычеркнуты из зеленой зоны и переведены в противоэрозионные, потому что в противоэрозионных лесах возможны вырубки главного пользования, то есть вырубки с целью промышленной заготовки древесины».

Чаща, Ленинградская область

В окрестностях другого поселка - Чащи - защитной зоны никогда не было. Лес здесь вырубают давно, и никто его не восстанавливает.

Максим Сорокин, житель посёлка Чаща: «C таким объемом вырубаемого леса восстановление в принципе невозможно. Здесь просто заканчивается лес. Из-за этого арендатору приходится, с одной стороны, уходить дальше к поселкам, арендатор приближается к садоводческому массиву».

Раньше лес вырубали рядами - так его проще восстановить. В окружении других деревьев саженцы лучше приживались. Сейчас рубят все, под чистую. Из-за этого почва заболачивается, и даже если молодые деревца высадят, большая часть погибнет.

Санкт-Петербург

От вырубки не защищены и леса, которые окружают Санкт-Петербург.

Надежда Тихонова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Есть идея создания зеленого пояса вокруг СПБ, между Ленинградской областью и СПБ. Есть даже некоторые соглашения, подписаны документы, но нормативная база не меняется в этой части».

Вырица, Ленинградская область

Юрий Ильичёв, депутат Кобринского сельского поселения: «Невозможно создать защитную зону вокруг Санкт-Петербурга. Потому один субъект - город, другой субъект - Ленинградская область. Зачем Ленинградской области создавать защитную зону вокруг Санкт-Петербурга?»

Санкт-Петербург

В конце апреля статус зеленого насаждения получил Ржевский лесопарк - теперь строительство на этой земле запрещено. Но под защитой оказалась только та часть парка, которая находится на территории Санкт-Петербурга. А в Ленинградской области тот же лес никак не охраняется.

Новокузнецк

В Кузбассе зеленые пояса уже есть. Сейчас их 3 - вокруг Кемерова, Белова и Новокузнецка. Последний власти планируют увеличить - почти в 2 раза.

Жители:

- Мало того, что их нужно увеличивать, их нужно еще защищать, увеличить защиту, надсмотр над ними, чтобы леса не жглись. Потому что засадить - это десятки лет потребуется, чтобы это что-то дало, выросло, нас защищало. А убить можно все одним махом.

- Если не будет леса между разрезами и городом, то вся пылюка, которую взрывы поднимают, белазы поднимают, она вся в город придет. А когда она сюда придет, где она осядет? Пусть она лучше осядет на листву, на деревья, на ветки, чем на меня, например.

Но даже лес, входящий в зеленый пояс, не защищен от застройки и вырубки. У этих территорий сейчас нет охранного статуса. Поэтому депутаты Заксобрания Кемеровской области предложили его закрепить - на федеральном уровне.

Кемерово

Вячеслав Петров, председатель Законодательного собрания Кемеровской области: «Принятый федеральный закон в 2016 году, к сожалению, нормы касательно лесопарковых зеленых поясов, не были прописаны и не нашли своего отражения в других федеральных законах, а именно в земельном кодексе, в градостроительном кодексе. Не отражение этого в росреестре, влечет за собой определенные возможности для недобросовестных собственников или арендаторов».

Новокузнецк

Кусочки зеленого пояса создают и сами горожане. Недавно в Новокузнецке высадили 3 тысячи сосен в районе, где раньше никогда не было хвойных деревьев.

Анна Черкашина, школьница: «Я представляю, как я приду в будущем и буду показывать своим детям, смотрите, это я посадила, что-то после себя хорошее оставить нужно».

Маргарита Твердова, Александр Чиженок и Яна Шеметова, ОТР.