Почему случился дефицит бензина в Хабаровске?

Почему случился дефицит бензина в Хабаровске? | Программы | ОТР

И понесет ли кто-то за это ответственность?

2021-02-05T12:30:00+03:00
Почему случился дефицит бензина в Хабаровске?
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Максим Кривелевич
доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)

Иван Князев: Ну, тема-то вот какая. Продолжаем обсуждать бензин в Хабаровском крае. Точнее, его дефицит. Сейчас вместе с экспертом хотим разобраться, почему все-таки такая ситуация получилась. Почему так случилось и кто за это ответит? Почему резервов топлива, например, не оказалось в достаточном количестве? И как подобных проблем избежать в будущем? Вы тоже, друзья, звоните нам, особенно хабаровчане, из Владивостока и не только. Расскажите, какая ситуация сейчас, по вашим наблюдениям.

Тамара Шорникова: Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, кандидат экономических наук, выходит с нами на связь. Вот видим. Здравствуйте, Максим Евсеевич.

Максим Кривелевич: Добрый день, коллеги.

Иван Князев: Максим Евсеевич, главный вопрос: кто за это будет отвечать? Люди стоят в очередях, мерзнут.

Максим Кривелевич: За это не будут отвечать. Да, за это не будет отвечать совершенно никто. Как и за все подобные проявления в прошлом и в будущем. Потому что это системная проблема, которая появилась совершенно не случайно. Надо понимать, что это не ЧП. Это совершенно запрограммированная ситуация, да? Если у вас есть табуретка, у которой четыре ножки, и две из четырех ножек вы уже отпилили, рано или поздно табуретка упадет. Вопрос только в конкретной секунде, когда вот последние ножки не выдержат.

Иван Князев: Метафора интересная. Но вот эти две ножки, которые отпилили, – это что?

Максим Кривелевич: Для того чтобы четко понимать нашу ситуацию, давайте себя расположим на оси. От мест, где такое в принципе не может произойти, до мест, где такое происходит ежедневно. Такое ежедневно происходит в Венесуэле, где государство контролирует полностью производство топлива, и страна с самыми большими запасами нефти в мире себя бензином обеспечить не может. И такое, совершенно точно, никогда не может произойти в США, где, по данным Independent Petroleum Producer Association, более 9 тыс. независимых производителей топлива. Т. е. как только вы делаете из топлива обычный товар, у вас пропадает вообще такое представление, как дефицит топлива. Потому что есть масса продавцов. Понимаете, вот, у нас же не бывает дефицита шариковых ручек, да? У нас не бывает, не знаю там, дефицита спичек. Т. е. когда на этом рынке много производителей, дефицита не будет. Когда на этом рынке у нас сплошной монополизм и топливо используется больше как фискальный инструмент, чем как товар, т. е. через топливо осуществляется монетарная политика государства, акцизы удваиваются каждые пять лет, и за счет этого как бы растут цены на все на свете, – тогда, естественно, у вас на рынке остается несколько производителей, несколько переработчиков. И малейший сбой, малейшая авария, малейшее, там, не знаю, плановое техобслуживание обязательно приводят к подобным результатам. Т. е. такого не могло бы не произойти с нашей структурой топливного рынка.

Тамара Шорникова: Максим Евсеевич, но бензин, действительно, это же ведь не шариковые ручки. И даже если выпускает, там, 1-2-3 человека, предусмотреть резерв такого стратегически важного продукта-то должны были? Почему этого не происходит?

Максим Кривелевич: Потому что частные компании не обязаны решать государственные задачи.

Иван Князев: Ага.

Максим Кривелевич: Государство обложило их со всех сторон налогами. Государство ввело соответствующие коэффициенты, чтобы им, не дай бог, не было выгодно продавать эту продукцию на экспорт. Потом применило аналогичный коэффициент, чтобы им не стало слишком выгодно продавать эту продукцию внутри страны. В итоге государство фактически возложило на них оказание государственной услуги по сбору налогов в пользу государства через акцизы. Т. е., понимаете, когда у вас в цене бензина больше половины это налоги, сами топливные компании не заинтересованы в стабильности рынка. Т. е. им это не интересно. Фактически они работают ради работы. А если сделать этот рынок открытым, как вот пример, который я привел: где у вас, пожалуйста, 9 тыс. независимых компаний, вы просто покупаете землю, под которой есть нефть, ставите вышку и добываете, сколько хотите. Вы просто получаете экологическое разрешение и ставите свой маленький нефтеперерабатывающий заводик. Вот тогда получается совершенно другая ситуация. Тогда производитель начинает конкурировать, на рынке возникает избыток. И как только где-то возникает недостаток, туда тут же, так сказать, переливается продукция, выпускаемая в других местах. Невозможно насоздавать на все случаи жизни резервов. Невозможно предусмотреть все остановки оборудования. Плюс расконсервация резервов сама по себе требует времени большего, чем необходимое время реакции.

Иван Князев: Ага.

Максим Кривелевич: Поэтому – нет. Путь, связанный с резервированием, он нерабочий. Резервировать можно на случай войны, понимаете, потому что война не длится три дня. Вот на случай войны можно создать госрезерв. На случай, не знаю там, чего-нибудь такого же жуткого. А на несколько дней резерв вы создать не можете, потому что вытащить запасы из резерва потребует больше времени, чем нужно для преодоления ситуации рыночными методами.

Иван Князев: Давайте послушаем наших телезрителей. Звонок у нас есть.

Тамара Шорникова: Да, слушаем. Алексей, Хабаровск.

Зритель: Здравствуйте. Я из Хабаровска. Что хочу сказать. Во-первых, не пишут правду на заправках. Ну, пишут там: техническое обслуживание как бы у нас. Приходится заезжать, кружить. На самом деле бензина нет. И второе, что очень не нравится. Вот наш губернатор … , вот чтобы он непосредственно вышел на связь, объяснился. Он посылает зама. Литвинчук – тот отвечает на вопросы, там, что-то говорит. Во-первых, не пускает их на территорию этого завода. Он говорит то, что ему говорят по телефону. Т. е. у них нет полномочий туда даже попасть, узнать правдивую информацию доложить. А губернатор, вместо того чтобы доложить, как-то людей успокоить, потому что пробки большие на этих заправках, он встречается по голосованию. Нового человека тут, не знаю, он с ним обсуждает вопросы, как будут голосовать, какую-то вот… Короче, не ведет ту политику, которая нужна людям. Вот что я хочу сказать. В принципе все.

Иван Князев: Понятно, понятно. Вы сами-то очереди наблюдаете? И большие они? Сколько машин стоит – 10, 20, 30?

Зритель: Сегодня заправлялся возле краевого ГАИ на Воронежской. Вот бензин, видимо, только подвезли, это было обеденное время, два часа дня. И машин 10. А вообще пробки стоят – бывает, что вот вечером едешь, например, с работы часов в 17, пробки – ну, машин, наверное, 40.

Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо.

Иван Князев: Да, понятно. Спасибо вам большое. Максим Евсеевич, а вот эти две компании полностью частные? Там государственной доли вообще нет никакой?

Максим Кривелевич: Понятно, что на нефтяном рынке нету в России полностью частных компаний.

Иван Князев: Вот. Вот я про то и говорю. Просто, ну, как-то повлиять на их процессы, может быть, даже местные власти, федеральные власти же могут, наверное?

Максим Кривелевич: А вот тут очень большой вопрос, кто на кого может повлиять. Потому что, вот есть такой предмет в университете, называется comparative economics, его, как правило, в российских вузах читают приглашенные специалисты из Восточной Европы, кто накопил очень большую на эту тему, так сказать, экспериментальную базу. И у них это называется «захват государства». Т. е. когда вы искусственно ограничиваете конкуренцию, когда вы возлагаете на частные компании функции, связанные с оказанием фактически государственных услуг, то получается очень интересная ситуация: что не государство диктует компаниям, а компании диктуют государству. Что те люди, кому принадлежат эти компании, они номинально, может быть, должны подчиняться чиновникам, но по факту они могут давать этим чиновникам распоряжения.

Иван Князев: Понятно.

Максим Кривелевич: Т. е. вот в этом проблема монополизма. Монополист слишком силен, для того чтобы его контролировать.

Иван Князев: Просто мне, наоборот, всегда казалось, что две компании контролировать проще каким-то образом, чем много маленьких, которые абсолютно независимы и неизвестно, что у них там происходит. Но, видимо, не так.

Максим Кривелевич: Вся прелесть в том, что маленькие компании совершенно не нужно контролировать. Всего лишь обеспечивайте, чтобы они действовали в рамках закона, и они будут наполнять рынок, конкурируя друг с другом. Те, кто плохо работает, будут разоряться. Те, кто хорошо работают, будут расти. А когда вы искусственно создаете вот такую монополию: одна компания, две компании, три компании, – эти компании захватывают власть. Они подчиняют себе чиновников. Они начинают назначать чиновников. Они начинают контролировать чиновников. И ни один чиновник уже не может, условно говоря, нагрубить представителю такой компании, потому что в следующий раз он просто потеряет свое кресло.

Тамара Шорникова: Да. Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, был с нами на связи.

Тамара Шорникова: «В Комсомольске-на-Амуре начал поступать бензин. Очереди небольшие». Это вот пишет наш телезритель из Хабаровского края. Будем следить за ситуацией. А сейчас к следующей теме.

Иван Князев: Да, и самое главное – какие выводы после всего этого сделаем. К следующей теме.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)