Подарки: ожидания и реальность

Гости
Николас Коро
член совета Гильдии маркетологов
Александр Теслер
врач-психотерапевт

Елена Медовникова: И в следующей теме поговорим о желаниях, ожиданиях и возможностях. Оказывается, многие россияне хотят получать совсем не те подарки, которые им вручают родственники, друзья, ну или коллеги. По данным ВЦИОМ, 13% опрошенных больше всего ждут путевок, денег и турпоездок, а между тем самые распространенные подарки у россиян – это конфеты, спиртные напитки и косметика, их планируют дарить 27%.

Александр Денисов: Ну, поэтому по-прежнему актуален тост из «Кавказкой пленницы»: «Чтобы наши желания совпадали с возможностями». Ну, тут уже не с нашими, а с возможностями наших близких.

На связи с нами Николас Коро, член совета «Гильдии Маркетологов», с ним и поговорим о желаниях, возможностях. Николас, добрый вечер.

Елена Медовникова: Добрый вечер.

Николас Коро: Добрый вечер, Елена, добрый вечер, Александр.

Александр Денисов: Николас, вы знаете, с другой стороны, вот несовпадение желаний и возможностей – это такая классика даже уже литературная. Помните, у О. Генри был рассказ «Дары волхвов», когда девушка состригла волосы, их продала, чтобы купить цепочку для часов своему жениху, а жених продал часы, чтобы купить гребень для своей девушки. В итоге оба принесли подарки, это не помешало все-таки, не испортило им праздник. Поэтому, может быть, это в своем роде тоже атрибут праздника, ну получаем подарок какой уж вышло?

Николас Коро: Ну, практически каждый год на три основных праздника, два по гендерному принципу, 23 февраля и 8 март, и Новый год, всеобщий праздник, мы наблюдаем несовпадение ожиданий и готовности что-либо подарить. Но дело в том, что в этом году Новый год действительно показал такой, простите уж за, может быть, резкость формулировки, экономический крест позора, когда самые недорогие подарки демонстрируют в готовности подарить, и совершенно естественно, что они находятся в числе аутсайдеров в желании их получить. Увы, этот год действительно демонстрирует экономические возможности всей страны.

Елена Медовникова: А какие это подарки, может быть, поясните?

Николас Коро: Самые недорогие – это кондитерка, постольку-поскольку маркетинг кондитерских предприятий очень четко нацелен на праздничное настроение через упаковку. То есть фактически за вас уже все сделали, написали и поздравление на упаковке, и оформили красиво, то есть упаковка создает радость, и неважно, сколько штучек находится внутри того или иного кондитерского изделия. Поэтому здесь царствует маркетинг, ну а покупателям остается только сравнить свои доходные возможности и взять то, что действительно хотя бы внешне создает праздник. Поэтому кондитерка лидирует, на первом месте.

Елена Медовникова: Но она, по-моему, всегда лидировала, Николас, здесь не соглашусь с вами, ну это традиционный подарок, бутылка и конфеты, каждый год.

Николас Коро: Бутылка – это не кондитерка, хотя, конечно, кому-то, возможно, это самый сладкий подарок на свете. (Лена, я не в отношении вас, я вообще, конечно же).

Елена Медовникова: Ну, я имею в виду, конечно, кондитерские изделия – это всегда, в общем-то, топ подарков.

Николас Коро: Алкоголь всегда находился в числе подарков на Новый год, но это был не самодостаточный подарок, и кондитерские изделия были не самодостаточным подарком.

Елена Медовникова: Вот, вот это важное пояснение, да, то есть обязательно к кондитерке, к конфетам и так далее, должно, наверное, еще что-то идти.

Николас Коро: А в этом году это самодостаточный подарок. Единственное, чего я почему-то не нашел в исследовании ВЦИОМ, – это новости этого года, хотя она идет действительно впервые в этом году не как самодостаточная, а именно как допподарок, приложение к подарку, чего не было никогда, – это всевозможные антибактериальные, противомикробные средства, которые в этом году активно прикладываются к подаркам и считаются, в общем-то, желанными.

Елена Медовникова: Абсолютно точно, с вами соглашусь, уже сама получила.

Александр Денисов: Николас, каждый год мы с вами эту тему обсуждаем, и я вот помню, в прошлом году был опрос, тронуло за душу, жительница Читы рассказывала, что она хотела бы купить подарки детям, но это дорого и она не может себе позволить, как-то стало резко грустно, хотя и праздник, и прочее. В этом году, слава богу, такой проблемы нет, по 5 тысяч детям, вот президент распорядился во время большой пресс-конференции, все-таки в этом году проблема будет решена, уже хорошо, дети свои подарки получат.

Николас Коро: Ну, дело в том, что мы сегодня не анализируем отдельно детские ожидания и возможности взрослых подарить им. Это отдельное исследование, которое проводили мои коллеги в этом году буквально месяц назад. И там, конечно же, еще больше перекрестие возможностей и готовности, ожидания и того, что подарят.

Взрослые действительно самые недорогие предметы выносят на первое место, в то время как наивные дети все-таки ожидают дорогих подарков и искренне пишут письма Деду Морозу о том, чтобы он преподнес им, тем самым дистанцируясь от семейной экономики, понимания того, что в семье не все очень хорошо. С другой стороны, это прекрасно, что мы изолируем детей от сложностей взрослых, но, по большому счету, может быть, это показатель того, что детей нужно приучать к экономике, чтобы они понимали, что такое семейные финансы, все-таки ну если не с 1-го, то хотя бы с 3 класса.

Александр Денисов: Николас, а расскажите вот про это исследование про детские подарки. Детей опрашивали, что они хотят, или взрослых?

Николас Коро: Да, это действительно так и было, детей и их родителей, взрослых. Дети, конечно же, на первое место, скажем так, мидл- и премиум-класса ставят все-таки дорогостоящие гаджеты и компьютерные игры. Что касается готовности родителей, то это все-таки лакомства, овощи, фрукты, конфеты, всевозможные сласти, того, чего дети вообще не хотят получить.

Ну и есть все-таки некая, скажем так, сердцевинка, серединка, которая, честно говоря, меня радует, где сошлись и готовность подарить, и готовность получить. В золотой середине и ожиданий, и готовности находится книга. И действительно мы видим, что книги как подарок последние 5–6 лет прогрессируют и дети опять же благодаря тому, что наша полиграфическая промышленность научилась готовить книги, которые действительно стали подарком, невероятно красивые и не очень дорогие по большому счету по сравнению со взрослыми книгами. Но здесь мы видим, что все-таки есть золотая серединка, когда дети хотят получить волшебные, прекрасные, красивые приключения или сказки, а родители готовы их подарить. Но увы, это не на первом месте.

Елена Медовникова: Николас, и здесь еще один очень важный вопрос как раз, может быть, воспитания. Не кажется ли вам, что мы сами воспитываем потребительское отношение у наших детей, а потом это, в общем-то, нам и выливается в определенную копеечку? На собственном опыте, между прочим, на собственных ошибках учимся.

Николас Коро: Ну, по большому счету не дети на самом деле являются абсолютными лидерами того, кого мы балуем. Возможно, вы удивитесь, но то, что мы готовы тратить на домашних питомцев, на кошек и собак, ну по крайней мере по еде, превалирует над детским питанием примерно на 25%.

Елена Медовникова: Очень интересная статистика.

Николас Коро: Так что есть еще бессловесные твари, которым ничего не надо говорить, надо просто посмотреть хозяину в глаза, и хозяин побежит покупать все что угодно, потому что объяснить собачке и кошечке о том, что «ну не могу в этом году», невозможно, она не поймет.

Александр Денисов: Абсолютно справедливое замечание, Николас. По статистике наши коты питаются лучше, чем жители России, потому что в корме все содержится, и микроэлементы полезные, и прочее.

Елена Медовникова: У нас широкая русская душа.

Александр Денисов: Да.

Николас, по традиции мы с вами каждый Новый год обсуждаем тему подарков, и каждый раз я вас спрашиваю, что за свитер надет на вас. Прошлый раз был Paul Smith, сейчас что за такой желтенький наряд у вас?

Николас Коро: Я вдруг понял, вероятно, пандемия подействовала или экономические постулаты, о том, что среди сказочных существ моим любимым всегда был среди покемонов так называемый Crazy Duck – сумасшедшая утка, которая от стресса просто-напросто взрывала свою голову и уничтожала все вокруг. Так что сегодня я, пусть меня не ругают сейчас наши операторы, но покажу: сегодня я нахожусь именно...

Елена Медовникова: Ой, какая прелесть!

Николас Коро: ...в свитере Psyduck, который, как мне кажется, отражает аналитическую ситуацию во всей стране.

Александр Денисов: Да. Николас, через пару лет откроем музей такой своеобразный нашего эфира, где представим ваши свитера, в которых вы каждый год выступали у нас, будет интересно. Спасибо.

Елена Медовникова: Николас, и последний вопрос. Откройте нам секрет, надеемся, что ваши, может быть, родственники не смотрят наш эфир, какой подарок хотите получить на Новый год?

Николас Коро: Я в этом году понял, что я устал от ресторанного питания, от заказов, которые доставляет кто-то, готовит и привозит, ну потому что это проще всего, честно говоря, получается несколько дешевле, чем ездить на рынок, покупать и что-то готовить. Поэтому я уже тонко-тонко два последних месяца намекал о том, что соленья, варенья, все, что можно съесть и долго хранить, что невозможно купить в магазине, дарите мне, я буду счастлив. И мне приятно, что примерно от 11 до 15% населения нашей страны готовы дарить своим близким именно то, что когда-то осенью смогли заготовить.

Елена Медовникова: Прекрасный совет и для наших телезрителей! Спасибо вам большое. С наступающим!

Александр Денисов: Да. Николас Коро был у нас на связи.

И наш следующий собеседник – Александр Теслер, врач-психотерапевт. Александр Оскарович, добрый вечер.

Елена Медовникова: Добрый вечер.

Александр Теслер: Добрый вечер. С наступающим всех.

Александр Денисов: Александр Оскарович, требуется ваш, да-да, профессиональный комментарий. Опросы мы проводили и вчера тоже, ну в течение недели, кто каких подарков ожидает, кому что подарят. Так вот оказывается, что чаще всего на подарки не рассчитывают мужчины, то есть они привыкли дарить, а в ответ ничего не ждут, вот загадочная ситуация. И кстати, дамы тоже не говорят, что собираются как-то порадовать своих мужчин. В чем причина-то?

Александр Теслер: Ну, это разница, как известно, гендерная: мужчины ждут хотя бы немного внимания, а женщины все равно ждут подарков, потому что подарки для женщины – это признание. Я думаю, что на самом деле сейчас самое основное – это не ожидание каких-то дорогих или смешных подарков, а желание преодолеть все то, что нам так мешало в этом году, и собраться за большим столом со своими друзьями, с близкими, с теми людьми, с которыми ты бы хотел посидеть, пообщаться, попраздновать вживую.

Александр Денисов: Да. Вот мы обсуждаем, что не всегда есть шанс дождаться подарка, которого хочется. Самый простой вариант, Александр Оскарович, купить этот подарок самому, заранее подумать и сделать себе приятное к Новому году, не стесняться, так сказать.

Александр Теслер: Этот подарок можно купить во время завтрака, обеда и ужина. Самому себе делать подарки скучно, гораздо веселее делать подарки кому-то, потому что ты видишь реакцию на этот подарок, попал ты или не попал, вот это самое замечательное во всех подарках.

Елена Медовникова: Александр Оскарович, вы знаете, хочу о чем спросить? На ваш взгляд, в последнее время культура дарения, восприятия подарков у нас, в нашей стране меняется? Потому что, помню, в Европе, знаете, вот это вот воспитание с младенческих лет праздновать Christmas в семье, вот эти вот маленькие какие-то безделушечки, подарки – вот этого, на мой взгляд, не было у нас.

Александр Денисов: Лен, прости, а что такое «праздновать Christmas»? Это что означает?

Елена Медовникова: Рождество, простите. Мы об этом поговорим еще чуть позже.

Александр Теслер: При советской власти, особенно в 1920-е гг., было запрещено праздновать Рождество, даже рождественскую звезду запрещали на елке. Это потом уже, как на кремлевских башнях...

Елена Медовникова: Нет, я имею в виду, что в Европе эта традиция очень такая яркая.

Александр Теслер: Очень многие традиции сохранились, а в России они были сломаны, и на протяжении последних, может быть, 30 лет они стали возрождаться. Причем в каждой семье свои традиции, и самое главное, что мы не следуем тому, что полагается делать, например, во всем многоквартирном доме, а мы все-таки вспоминаем традиции нашей семьи, как это было в те времена, когда мы были маленькими, когда нам было тепло, уютно, мы чувствовали себя защищенными. Слава богу, что для нас в России Новый год – это семейный праздник, и этот семейный праздник подразумевает присутствие рядом с тобой родных и близких, товарищей, друзей. То, что накрывают такие лихие столы и делают подарки... Еще раз, подарки мы делаем для себя, а вот столы мы накрываем для своих близких.

Елена Медовникова: Вот, вы сейчас сказали действительно ключевое слово, и, мне кажется, эта тенденция стала возвращаться сейчас.

Александр Теслер: Ну, что я могу сказать? Нет ничего лучше, нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения, и за последние месяцев 8–9 мы с этим столкнулись напрямую. И давайте тем не менее несмотря ни на что развивать эту замечательную тему.

Елена Медовникова: И вот с вами согласятся наши телезрители, Нижегородская область нам пишет: «Мечтать не вредно, мечтать полезно». Коми пишет: «Подаркам надо радоваться, а не оценивать по своим желаниям». Ну вот видите, действительно возвращаемся к таким традициям добрым.

Александр Теслер: Ну, во-первых, радоваться подарку как факту, что о тебе не забыли, что о тебе помнят, о тебе позаботились... Сейчас не так часто дарят подарки. Если тем не менее приходит какой-то доставщик, совершенно замороченный человек, и приносит тебе какой-то пакет, коробочку и ты видишь, что о тебе позаботились, что там какая-то вещица или набор продуктов, которые ты любишь, ты понимаешь, что не все потеряно, не все связи прерваны, что ты кому-то нужен, и взаимное какое-то тяготение, взаимная симпатия, узы не сломлены, не обрублены.

Александр Денисов: Спасибо большое, Александр Оскарович.

Елена Медовникова: Спасибо. Ключевое слово – внимание. Спасибо.

Александр Денисов: Спасибо. Александр Теслер был с нами на связи, врач-психотерапевт.