Юрий Коваленко: Хотите красивый двор у своей многоэтажки? У вас есть два варианта: ждать, пока его вам сделают, или же сделать самим. Но, как говорится, так раньше было. Сейчас поступила прямая директива главы государства. ФРАГМЕНТ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Владимир Путин: Люди стремятся сделать что-то нужное полезное. У них немало конструктивных идей, предложений, и главное – есть желание воплотить их в жизнь. Очень важно, чтобы со стороны власти было такое же встречное желание услышать, понять предложения инициативных граждан или инициативных групп. Я не раз говорил, что игнорировать идеи и предложения граждан, заниматься "бюрократическим футболом" категорически неправильно. Неравнодушное, деятельное отношение людей к проблемам – это огромная ценность и очень хороший резерв, качество нашей работы. Необходимо всемерно поддерживать таких граждан. Марина Калинина: Ну, надеемся, что что-то изменится. Конечно, для поддержки инициатив на местах в России есть публичные слушания, территориальное общественное самоуправление, местные референдумы. Но для многих людей эти слова просто не понятны. И многие просто не знают, как это работает. Юрий Коваленко: Владимир Путин признал, что людям бывает сложно добиться решения своих проблем на муниципальном, да и на региональном уровне. И в то же время президент заявил, что это не означает, что чиновники на местах не работают. Как же так получается, что все работает и все не работает? Давайте выяснять. У нас в гостях – Андрей Михайлович Колядин, политолог, член правления Российской ассоциации политических консультантов. Здравствуйте. Андрей Колядин: Здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте. Юрий Коваленко: Это все-таки "футбол", да? "Политический футбол", о котором сказал президент. Марина Калинина: "Бюрократический". Юрий Коваленко: "Бюрократический футбол". И какие его правила? Андрей Колядин: Вы знаете, на самом деле все зависит от того, насколько ответственно к своей работе относится губернатор. У нас просто до недавнего времени губернаторы назначались, поэтому некоторые из губернаторов решали, что им нужно нравиться только президенту. Ну, президент назначает – значит, соответственно, все усилия были направлены на то, чтобы произвести впечатление на него. А то, что у него в подведомстве его живут тысячи и миллионы людей, и у них есть свои нужды, у них есть свои интересы – это как-то игнорировалось. Я скажу, что это не про всех губернаторов, конечно, речь. Но сейчас ситуация несколько меняется. И вот сейчас, например, 16 губернаторов избираются по территориям. И все они максимально заинтересованы в том, чтобы привлечь электоральное мнение к себе. Они вынуждены работать с людьми. Соответственно, вот сейчас появляются… Кстати, президент сейчас очень активно ездит по территориям, именно там, где проходят выборы. И соответственно, появляется вот эта прямая взаимосвязь между губернатором и электоратом, когда и поликлиники открываются, и включаются какие-то механизмы, когда люди сами определяют, какие дворы нужно отремонтировать, а какие не нужно отремонтировать. Прямые линии, кстати. У нас есть президентская прямая линия, которую мы знаем все и ждем ее – 2,5 миллиона вопросов поступает на каждую из таких линий. Сейчас губернаторы начинают на территориях проводить нечто подобное: "берут под карандаш" все требования людей и, соответственно, потом пытаются их воплотить в жизнь, в зависимости от запросов и финансовых ресурсов. Юрий Коваленко: Ну, это в идеале, как говорится, да? Андрей Колядин: Да. Юрий Коваленко: А вот после выборов все это выключается? Андрей Колядин: Ну, вы знаете, я надеюсь, что такое сейчас не произойдет. Во-первых, у нас одни выборы сменяются другими выборами. У нас после того, как произойдут и завершатся 10 сентября выборы глав субъектов на 16 территориях, начинается большая выборная кампания президентская. И губернаторы будут максимально заинтересованы в том, чтобы поддержать своими действиями свое реноме перед будущим президентом и показать, что они эффективные на территории. Но помимо того, что существует инициатива их, они исходят из своих возможностей, из своих желаний и вообще из своей любви к народу, который они возглавляют на данной территории. А есть те, которые не любят свой народ и занимаются какими-то своими… предпочитают заниматься какими-то масштабными проектами или рассказывать о каких-то страшных инопланетных угрозах для нашей Земли, вместо того чтобы мостить дороги, приводить в порядок дворы и так далее. Марина Калинина: Казалось бы, смотрите, ведь люди, чиновники на местах, муниципалитеты и так далее – они же тоже хотели бы, наверное, априори понравиться губернатору и понравиться вышестоящему начальству. Если этот человек отремонтирует дороги, если он сделает свой город благоустроенным – разве это не может быть поводом для того, чтобы понравиться? Андрей Колядин: Тут есть некий нюанс. Дело в том, что ремонтировать дороги – очень здорово, но очень дорого. Поэтому у муниципалитетов нет денег для того, чтобы отремонтировать дороги. Они обязаны в любом случае ориентироваться на те программы, которые есть в федеральном или в региональном бюджете. Они определены, они спланированы. Он понимает, какие суммы он получит. Поэтому отремонтировать дорогу – это можно только в рамках программы. Марина Калинина: Ну, это как пример. Может же быть много всего остального. Андрей Колядин: А вот отремонтировать дворы, навести некий порядок вокруг – это зависит уже от муниципального чиновника прежде всего, от его желания и от того, как он распоряжается бюджетом. Потому что можно затеять строительство какого-нибудь многомиллиардного моста… Может быть, он и нужен, но этот многомиллиардный ресурс можно направить на то, чтобы привести в порядок фасады зданий, привести в порядок некие дорожки, которые проходят. И тут должны вступать люди тоже. Они имеют право обратиться к губернатору или к местному муниципальному чиновнику. И в соответствии с законом 59-м он обязан в течение 30 дней принять соответствующее решение либо отписаться. А это то, что как раз "футболом" и называется. Юрий Коваленко: Традиция есть такая. Знаете, построили дом, и вокруг него начинают строить дорожки и обустраивать палисадники. Но человек по своей природе либо ленив, либо он оригинален – и он начинает протаптывать свою тропинку. Ее перекапывают каждый раз, засаживают опять какой-то травой – и опять ее протаптывают. Вместо того, чтобы проложить тропинку… Это я на простом примере. Проложить тропинку там, где человеку удобнее ходить. Вот эту инициативу, как правило, чиновники не слышат. И у нас сейчас на прямой связи телезритель, он к нам дозвонился, Михаил из Москвы. Михаил, здравствуйте. Ваша ситуация какова? Зритель: Добрый день. Я живу в Гольяново. Сколько ни писал в департамент города Москвы, никто не хочет менять кабель наружного освещения. Должны менять окна на пластиковые окна в подъездах, ремонт отмостки вокруг дома и ремонт детских площадок. Это все город должен заниматься. Но мэр Собянин не собирается приезжать в этот район. Юрий Коваленко: А вам какие-то ответы приходили на ваши обращения? Что пишут? Зритель: Отписки – "все в порядке", "все нормально". Кабель наружного освещения аварийный, 40 лет висит. Марина Калинина: И как долго длится эта ваша такая борьба с властями? Зритель: Да уже давно борюсь. Управа меня поддерживает. Я куда только ни обращался: в Следственный комитет писал, к Путину обращался по этому поводу, в Министерство энергетики написал уже. Марина Калинина: Понятно. Спасибо за ваш звонок. Как прокомментируете? Андрей Колядин: Ну, здесь есть две плоскости. С одной стороны, здесь существуют некие процедуры по ремонту территорий придомовых, дома самого. Если он включен, условно говоря, в 2018 году в реновацию или в капитальный ремонт, то раньше ничего не произойдет, потому что это требует определенных финансовых ресурсов, вложений, торгов и всего остального. Марина Калинина: А кабель аварийный? Юрий Коваленко: 40 лет, кстати, если верить телезрителю. Андрей Колядин: Поэтому обычно приходит письмо о том, что: "Ваш дом включен в такие-то… Давайте ждите". А потом его перенесли, потом в следующий раз перенесли, да? Но теперь – вторая сторона. Как с этим бороться? Существует закон, по которому в течение 30 дней тебе должен быть мотивированный ответ. Если мотивированного ответа нет, можно обращаться в прокуратуру. И уже прокуратура должна вступать в работу по данному заявлению. Если поднимать юридическую составляющую этого вопроса, то я вам могу сказать, что есть определенный тип граждан, которые, как говорится, судятся со всеми. Вот они, если разбираются в юристах, они громаднейшая проблема для чиновников, потому что отвечать нужно, они находят постоянно новые темы. И например, работая вице-губернатором на территориях и замом полпреда на территориях, я знал их по именам, потому что я обязан сотрудничать, обязан помогать этим людям. Существует четкое законодательство. А каким образом справиться, если, например, человек говорит, что нужно отремонтировать нечто, что требует больших ресурсов, а этих ресурсов в данный момент нет? Юрий Коваленко: И готов поспорить, наверняка ремонтировали. Андрей Колядин: Ремонтировали. Юрий Коваленко: И сразу же. Но вы сказали по поводу какого-то закона, на который можно ссылаться. Что это за закон? Андрей Колядин: Ну, это закон о том, как чиновники должны реагировать на запросы, жалобы и обращения граждан. Юрий Коваленко: А номер закона на всякий случай для телезрителей? Андрей Колядин: Если не ошибаюсь, 59-й. Марина Калинина: 59-й. Андрей Колядин: 59-ФЗ, который предполагает, что в течение 30 дней должен быть мотивированный ответ дан, в зависимости от запроса. Марина Калинина: Ну, хоть какой-то, да? Андрей Колядин: Но получается ситуация – либо игнорируют, особенно на муниципальном уровне… Если в высоких кабинетах стараются соблюдать эти правила, то на муниципальных уровнях могут просто это проигнорировать, потому что понимают, что бабушка, старушка, пенсионерка не пойдет в прокуратуру потом жаловаться. Либо приходит ответ: "Ваша информация принята к сведению. Спасибо за обращение, дорогой друг. Пишите нам еще". И можно писать очень долго, раз за разом. Ну, существует механизм. Если в этом механизме разобраться, то все мотивированные обращения граждан должны в очень короткий промежуток времени реализовываться. И есть все законы для этого. Марина Калинина: Смотрите, с одной стороны, есть люди, для которых хобби – пожаловаться на что-то, попросить что-то, сказать: "А сделайте мне это, а сделайте это". Они это делают постоянно и в этом подкованы. С другой стороны, как мы уже сказали в самом начале программы, есть люди, которые не понимают своих прав, не знают их, не знают, что есть территориальное самоуправление, что есть какие-то публичные слушания, что можно провести местный референдум, собраться. Вот насколько это проблема? Андрей Колядин: Я вам могу сказать, что провести местный референдум крайне тяжело. Это очень длительная процедура. Юрий Коваленко: В рамках дома одного? Андрей Колядин: Ну, в рамках дома референдум не проводится. Они проводятся в рамках районов, муниципальных округов… Марина Калинина: Ну, собрание. Андрей Колядин: …при смене муниципальных округов, при смене статусов, при определенных решениях. И это большая проблема, потому что есть закон о референдумах, и нужно соответствовать. Надо знать, шаг за шагом что нужно предпринимать и в какие сроки. Немного опоздал – и тебе имеют возможность отказать в этом. Слушания тоже… Слушания ведь проводит кто-то, да? То есть, соответственно, обычно они готовятся соответствующим образом. И есть профессионалы, которые готовят это слушание. И через слушание можно провести все что угодно. Я могу провести на территории слушание о том, что не нужно убирать этот кабель, что кабель чрезвычайно полезен, который сейчас угрожает всем. Он чрезвычайно полезен, потому что заставляет людей быть настороженными, тренированными, вовремя наклоняться, приседать, а это очень полезно для здоровья. Юрий Коваленко: Ну, я думаю, что вы один будете на слушании. А если будет хотя бы второй человек, он будет с вами уже спорить. И на чью сторону встанет суд? Андрей Колядин: В самом деле есть процедура (и психологическая, и юридическая), как правильно организовывать слушания для того, чтобы было принято соответствующее решение. Это все равно некие такие механизмы легитимизации действий. И в рамках этих слушаний, которые обычно проводятся властью, они вкладывают туда соответствующие ресурсы. Они хотят протащить прежде всего свои некие решения – необязательно плохие, но тем не менее. Марина Калинина: Проблема еще в том, что когда власти говорят: "Мы будем проводить слушания", – люди об этом просто не знают. И вообще неизвестно, кто на этих слушаниях бывает. Андрей Колядин: Ну да. Марина Калинина: И проходят они или не проходят – никакой информации жители микрорайона или дома получить не могут. Юрий Коваленко: То есть это наклеенная листовка, которая скрывается ветром. Марина Калинина: В какой-нибудь местной газетке: "Слушания провели". Андрей Колядин: Да. А потом собирается некое количество людей, которые проговорены заранее, либо они отбираются в зависимости от лояльности к тому или иному решению. Проводится какой-то социологический опрос, и выясняется, что вот эти люди за большую яму, которая будет у вас располагаться посредине… Вот они "за". Их собирают на слушания. Естественно, они совершенно искренне голосуют. Юрий Коваленко: Хорошо. И как с этой ямой потом бороться? Опять референдум? Андрей Колядин: Ну, ситуация такова, что существуют соответствующие законы, существуют СНИПы, существуют самые различные решения. Но для этого нужна внутренняя юридическая подкованность. И для этого нужно понимать, что у каждого жителя есть право требовать от власти соблюдения определенных законов и гарантий. И вот этот 59-й закон предполагает определенные сроки. И если вам пришел немотивированный отказ или вы с ними не согласны, вы можете обратиться в прокуратуру. Прокуратура должна провести соответствующее расследование. Я вам могу сказать, что если человек берется за это дело, то это проходит достаточно эффективно и проблемно для чиновников. Юрий Коваленко: А вот ситуация, когда разрешили проявлять инициативу. Я сегодня нашел несколько подтверждений этому уже действующему фактически пожеланию президента. В отдаленном селе, допустим, всем селом согласились и подумали, что вот подъезд к одному дому необходимо сделать именно сейчас. Они собрались и все это сделали. Ну а если, допустим, у какого-то дома стоит какая-то парковка, которую необходимо убрать? Это юридические сложности. И начинается уже война интересов каких-то финансовых структур. Либо один хочет парковку оставить, а другой хочет там поставить детскую площадку либо фитнес-площадку. Вот эти интересы, когда они сталкиваются, кто должен быть мировым судьей здесь? Андрей Колядин: Вы знаете, здесь все-таки зависит все от чиновника, от того, какое решение внутреннее он принимает. Если он встает на сторону жильцов, он может совершить некие действия, которые эту парковку уберут. Но если за этим стоят финансовые ресурсы… А вы знаете, что иногда парковка граждан захватывается какими-то совсем не гражданами, которые собираются зарабатывать на этом деньги. И вы понимаете, что вовсе не однозначно решаются в пользу граждан такие вопросы, потому что есть юридические зацепки, есть рейдерские захваты. Там работают настоящие профессионалы. Это всегда очень сложно. А чиновники не любят лезть в сложные ситуации, потому что судиться, разбираться… За всеми этими рейдерскими фирмами стоят обычно очень серьезные юристы, очень серьезные фигуры. И это – находиться в постоянном нервном напряжении, борясь за нужды народа. Они говорят: "Нет, пойдем по простому какому-нибудь варианту". Вот такие вещи. Каждый раз нужно смотреть индивидуально. Но есть закон, есть прокуратура, есть надзирающие органы, есть суды. И нужно просто идти через них. Если они не коррумпированные (а такое тоже бывает), то выигрывают простые люди. Если наоборот – ну, тогда уже сложно. Тогда нужно обращаться к президенту. Марина Калинина: Понятно. Лекарство одно – обращаться к президенту. Смотрите, наши корреспонденты из Владивостока, Самары и Ростова-на-Дону поинтересовались у людей просто на улицах – высказывают ли они свое мнение властям по благоустройству, ну, например, двора, и прислушиваются ли к ним чиновники. Давайте посмотрим и послушаем, что ответили люди. ОПРОС Марина Калинина: Вот что говорили люди на улицах. Давайте послушаем, что еще говорят наши телезрители. У нас на связи Ирина из Московской области. Ирина, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Мы с 88-го года последний раз наш дом ремонтировали, капитальный ремонт так называемый. 60-го года строение дома. И вот после этого у нас не делали ни разу отмостку. А крыша находится по прямой, то есть ни через какие трубы не идет вода, а идет во все под дом. Мы с 2005 года не можем никак вообще прийти ни к чему. Никто ничего не ремонтирует. Мы только пишем – нам отписываются. Мы опять пишем – нам отписываются. Ну, до каких пор все это будет? А нам говорят, что мы собственники. Мы понимаем, что мы собственники. Но я почему должна сидеть в мокрой квартире? Я собственник. Я сама все делаю, ремонт, за все плачу. Марина Калинина: Это, наверное, не совсем наша история, которую мы обсуждаем сейчас. Андрей Колядин: Ну, в самом деле это тоже история… Марина Калинина: Ну да, естественно. Юрий Коваленко: Капитальный ремонт дома. Андрей Колядин: Любая инициатива, любая проблема, которая возникает у жителей, по сути требует дальнейших действий и инициатив. Если они могут ее сами устранить, то они устраняют сами. Если такой возможности нет, они обращаются, естественно, в муниципалитеты, в городские разные администрации. Марина Калинина: Которые, как мы видим, не реагируют. Андрей Колядин: Да. Ну, потому что, во-первых… Вы понимаете, что это шквал идет звонков самых различных. И там, где нет той самой бюрократической процедуры, они на обычный звонок реагируют очень спокойно. А вот когда есть запрос, когда этот запрос правильно оформлен, когда люди понимают, что в дальнейшем будут соответствующие обращения в надзорные органы… Хотя вот сейчас… Вот из Самары были. Я в Самаре в свое время работал. И у нас один из самых любимых мэром был – это Олег Николаевич Сысуев, который здесь потом был вице-премьером. И он по два, по три часа проводил прямые эфиры в преддверии президентских вот этих всех решений, еще в начале 90-х годов, разбираясь в крышах, во всем. И потом все-все-все воплощал в жизнь, реализовывал какие-то небольшие проекты – крыл крыши, ремонтировал подъезды. И вот сейчас к этому же возвращаются. Сейчас, например, я смотрю, что те, которые занимаются выборами, они вынуждены это делать – вынуждены прямые линии проводить с проживающими на территории людьми. По 3–5 тысяч обращений к ним приходит. Вот и Парфенчиков проводил в Карелии, и Васильев проводил в Кировской области, и Овсянников проводил в Севастополе, Цыденов проводил. То есть целый ряд губернаторов вынуждены обращаться к этому, потому что, по сути своей, это единственный, один из немногих способов пообщаться с людьми и узнать их настоящие проблемы. Марина Калинина: Давайте положительный пример еще один из Ярославской области. Там специальные комиссии начали осматривать объекты по программе "Решаем вместе". Смысл этой программы в том, что жители сами выбирали территории и здания, которые они бы хотели благоустроить. Для этого нужно было провести общие собрания жильцов соседних дворов, домов и отправить заявку в администрацию. Затем специальная комиссия рассматривала эти обращения. И сейчас работы идут сразу на нескольких улицах Ярославля. Вот около школы № 99, например, рабочие заканчивают укладывать асфальт. Валерий Белов, директор школы № 99: На сегодняшний день проведены подготовительные работы, расчистка асфальта от отложений, грязи, выравнивание, подсыпка гравием. И проведены работы по созданию небольшой пешеходной площадки, зоны рядом с бассейном школы. Марина Калинина: Программа действует по всей области. Всего на нее выделено, между прочим, 650 миллионов рублей из федерального, областного и из городского бюджета. По словам авторов проекта, до конца лета в Ярославле и области будут отработаны больше 500 заявок от жителей. Вот есть как бы и положительные вещи. Андрей Колядин: Это тоже Миронов. Это совершенно правильное решение. Тоже, кстати, человек, который идет… Он сейчас исполняющий обязанности высшего должностного лица. И не только он. Это сейчас экстраполируется и в другие регионы тоже. И поэтому я очень рад, что выборный цикл не закончится. Губернаторам придется еще показывать себя хорошо перед президентом. И я надеюсь, что они эти интересные идеи или, как сейчас принято говорить, кейсы возьмут в практику. Юрий Коваленко: Как минимум на год. Марина Калинина: Ну, я надеюсь, что губернаторам и их подчиненным все-таки захочется полюбить людей, помимо того что они захотят понравиться президенту. Андрей Колядин: Ну, вот на это я бы не надеялся. Я думаю, что все-таки… Юрий Коваленко: То есть и в большом, и в маленьком городе инициатива имеет шанс быть услышанной и, главное, реализованной. Большое спасибо. У нас в гостях был Андрей Михайлович Колядин – политолог, член правления Российской ассоциации политических консультантов. Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Андрей Колядин: Спасибо.