Виталий Млечин: «Молодежная политика – стратегически важная тема», – подчеркнул Владимир Путин на заседании Госсовета по развитию этой сферы. Сегодняшние молодые люди через 10–20 лет будут вкладывать свои силы в реализацию целей развития страны, а определяются они сейчас. Как воспитать молодежь? Давайте поговорим об этом в ближайшие полчаса. Звоните нам в прямой эфир по номеру 8-800-222-00-14, пишите SMS-сообщения на короткий номер 5445. Как вы считаете, на чем стоит сделать упор, как подготовить молодых людей к решению вот этих самых государственных задач и как это делается сейчас в вашем регионе? Расскажите нам об этом, пожалуйста. А мы побеседуем с Галиной Силласте, профессором социологии, научным руководителем Департамента социологии Финансового университета при Правительстве России. Галина Георгиевна, здравствуйте. Галина Силласте: Добрый вечер. Виталий Млечин: Галина Георгиевна, прежде чем начать разговор, давайте послушаем, что сказал президент именно относительно молодежи. Владимир Путин, президент РФ: Молодым свойственно не повторять что-то или даже не улучшать что-то, а искать новое и идти вот по этому новому пути. Это на самом деле так оно и есть. Нам нужно всемерно помогать им на этом пути, формировать условия для максимального раскрытия их потенциала, чтобы они могли проявить себя, найти дело, которое позволит реализоваться, быть востребованным. Виталий Млечин: Вот молодым свойственно не повторять и не улучшать даже, а искать что-то новое, идти по собственному пути, с одной стороны. С другой стороны, все-таки мы же существуем в определенной системе координат, что-то радикально новое выдумать не всегда получается. Как сочетать эти два фактора, т. е., с одной стороны, указать молодежи на ту систему координат, в которой они существуют, но при этом не уничтожить вот эту тягу к созданию чего-то нового? Галина Силласте: Вы знаете, я бы тут сочетала два глагола: доверять и помогать. Виталий Млечин: Так. Галина Силласте: Вот если исходить из того, что, конечно, молодежь, все-таки это самая динамичная часть нашего общества, у нее новизна, вы знаете, она фактически каждый день может возобновляться, добавляться. И вот с этой точки зрения вот эта энергетика, которой обладает молодежь, социальная энергетика, она, конечно, требует прежде всего найти то дело, где эта энергетика становится созидательной. И вот мне кажется, что в нашей молодежи за последние, я особенно беру за точку отсчета 2008 год, ведь у нас тогда стало постепенно формироваться более самостоятельная молодежная политика в России, то это очень интересный период, который еще раз подтвердил то, что сказал президент, – это стремление использовать тот потенциал, который сейчас имеется, технологический, информационный, в интересах, которые практически нужны для реализации всем: для реализации в промышленности, для реализации в науке. И вот в этом отношении я считаю, что созидательной силой, которой обладает молодое поколение, ну это замечательный мотор, это просто мотор, который дает возможность, как говорится, не останавливаясь ни на полдороги, ни на полделе, все время двигаться вперед. Но, как всегда бывает в таких случаях, одна-единственная проблема, которая может практически изменить эту направленность, – а с какой целью энергию направить и куда ее направить? И вот тут, мне кажется, то, что могут сделать люди старшего поколения, дать эту траекторию, поддержать молодежную инициативу, раскрыть возможности самореализации. Ведь сегодня вообще категория самореализации – это одна из ведущих категорий для молодежи: реализую я себя в этой жизни или нет, а что я могу сделать для того, чтобы реализовать себя быстрее, интереснее? Вот это, знаете, такое, мне кажется, совершенно естественное движение, которое мы всегда будем ощущать от лица молодежи. Я посмотрела интересные последние данные, которые показывают, насколько мы, допустим, вообще в России доверяем и сама молодежь доверяет реализацию тех больших проектов, которые заявляются, в которых она участвует. И приятно было отметить, что за последние годы, считайте, уже не просто годы, а с 2009–2010-х гг., т. е. в течение последнего десятилетия, у нас значительно возрос процент тех среди молодежи, 28% доверяют тому, что молодежь может реализовать эти проекты, она способна реализовать проекты. И даже среди нашего взрослого, опытного населения, особенно, кстати говоря, среди женщин, очень высоко сегодня оценивается та помощь, тот энтузиазм молодежный, те конструктивные молодежные дела, которые в России сегодня мы наблюдаем в очень разных направлениях. Поэтому мне кажется, что здесь, конечно, период с 2008–2009-х гг. до сегодняшнего дня – вот это, пожалуй, самый интересный период, когда все-таки ставка, позволю себе сказать, была сделана не просто на патронаж молодежи, а ставка была сделана на раскрытие ее созидательного потенциала. Виталий Млечин: Вопрос целеполагания, то, что вы уже сказали. С какой целью молодежь вообще должна хоть что-то делать? Что, какая задача, вот сверхзадача? Галина Силласте: Вы знаете, я думаю, что здесь есть базовая задача для всех молодежных групп – «это полезно для Отечества?». Виталий Млечин: Ага. Галина Силласте: «Это нужно Родине?». Это дает пользу вот тому окружению, будь то человеческому окружению, тому технологическому плану, в котором ты зависим, или это просто удовлетворение собственной возможности показать себя? И вот я в этом плане ни в коем случае не критикую сейчас нашу молодежь, потому что, вы знаете, вот это стремление раскрыть свои способности в самых разных отраслях... Вот я, допустим, полностью приветствую эту нашу замечательную программу «Россия – страна возможностей». Она очень точно отражает вот эту суть: да, страна возможностей, причем в самых разнообразных планах. Мне думается, что и то, что касается сегодня возможности самореализации молодежи в области науки... Ведь центры типа «Сириуса», которые построены, которые, я думаю, еще будут построены, ведь они дают возможность молодежи лучше определиться. Есть тяга к науке – дерзай, у тебя теперь есть для этого конкретные интереснейшие площадки. Есть у тебя тяга к каким-то более творческим, более таким культурологическим направлениям – пожалуйста, тебе даются совсем другие программы. И я в этом отношении хочу признать интересную программу, которая идет по линии общества «Знание», это то, что Российское движение школьников. Вы знаете, вот совершенно новые появились направления. И я вам должна сказать, что я просто ради интереса посмотрела. Вот у нас сейчас молодежь в России составляет 40 миллионов человек, 40. И я прикинула по странам нашей Западной Европы, а где примерно такое население в целом. И я вам должна сказать, что мы можем сравнить этот наш огромный потенциал, 40-миллионный потенциал российской молодежи, пожалуй, по количеству населения только с Польшей, и то там 38 миллионов с небольшим, значит, еще плюс 2 миллиона надо добавить. Виталий Млечин: А молодежь сейчас считается до какого возраста? Галина Силласте: Молодежь теперь считается практически... Раньше мы считали от 16 до 30, а сейчас у нас этот диапазон расширен до 35 лет. То есть диапазон взят на протяжении 20 лет развития поколенческого. И с этой точки зрения, ну если подумать о том, что такое 35-летний человек, ну да, он не старый, конечно, но, согласитесь, это уже другой социальный опыт. Виталий Млечин: Это уже не ребенок явно. Галина Силласте: Да, это не ребенок, это не школьник и это даже и не поствузовский студент – это уже человек, который социально ответственный, который себя уже в определенной мере нашел, и он, в общем, очень хорошо понимает, отчего и что он делает. Виталий Млечин: А вот смотрите, мне хотелось бы еще разочек вернуться к вопросам целеполагания. Вы такие очень, несомненно, правильные, но очень философские вещи сказали, что надо оценивать, поможет это своей стране или нет. Это же вопрос достаточно сложный, поможет или нет. Кто-то считает, что стране помогает, скажем, сельское хозяйство, накормить страну, кто-то считает, что стране помогает создание новых вооружений, обороняться. Галина Силласте: Правильно. Виталий Млечин: А кто-то считает, что стране помогает, например, предпринимательская деятельность. И вот тут как это оценить-то правильно? Как правильно тогда оценить, точно это помогает моей стране или нет? Галина Силласте: Интересный вопрос. Вы знаете, во-первых, я исхожу из того, что молодежь... Сегодня во всем диапазоне промышленности и производства нет практически ни одной сферы, где бы не была задействована, где бы не вкладывала свой творческий, созидательный потенциал молодежь. И мне кажется, что вот практически за последние лет, наверное, 10, максимум 15 государство раскрыло такие большие, интересные возможности технические и пр., для того чтобы дать просто элементарно выход молодежной энергии. Но, знаете, выход тот, который отвечает на конструктивный вопрос – «а с каким выходом я, собственно, иду?». И меня очень удивило, в последнее время я когда смотрела наши результаты исследований наших различных социологических центров, то, вы знаете, вот начиная примерно с 2011–2012-х гг. у нас растет количество тех молодых людей, которые говорят, что им хотелось бы сделать то, что полезно для других. Ну, «других» – это слово широкое, конечно, но тем не менее это все-таки стремление отдать свои силы для полезности. Виталий Млечин: А, скажем, футболистом полезно быть? Галина Силласте: Футболистом? Ну, во-первых, футболистом в принципе полезно быть, полезно. Но в том случае, когда мы начинаем говорить о том, что как футболист кому вы служите, каким интересам вы служите, мы начинаем очень хорошо раскладывать этот пасьянс. Виталий Млечин: Но тут, понимаете, просто получается... Галина Силласте: Это встает вопрос, это моя собственная корыстная реализация, или я действительно приношу своей такой спортивной игрой, приумножаю достоинство своего государства. Виталий Млечин: С одной стороны, футболист ничего не производит, людей не кормит, оружие не создает, в космос не летает. Галина Силласте: Да. Виталий Млечин: С другой стороны, он отстаивает престиж своей страны на международных соревнованиях. Вот полезно это или нет? Галина Силласте: Я думаю, конечно, если смотреть именно с такой точки зрения и считать это главным, что может быть, то тогда мы говорим о том, что это, безусловно, полезно. Но надо в то же самое время понимать, и, я думаю, то, что я скажу, ни для кого не является секретом, нельзя тот или другой вид спорта или вид деятельности настолько монетизировать, что проблема, сколько я получу за это, становится быстрее и более важной, чем то, что я отдам, что-то делая. Виталий Млечин: Ну вот футболисты получают больше, чем космонавты, не говоря уже о других сферах. Галина Силласте: Дело в том, что у нас спорт вообще стал очень важной политической ареной, и в этом отношении здесь страсти разгораются уже по целому ряду линий. С одной стороны, да, это определенная сфера, которая показывает силу, способность государства, спортивность государства. С другой стороны, конечно, на том фоне, как произошла монетизация спорта за 1990-е гг., за 2000-е гг., мы прекрасно понимаем, что это еще и чисто рыночная система сегодня включена. Поэтому, когда задают иногда сами студенты вопрос «А вы понимаете, с какой целью выступает тот или другой футболист?», начинаются дебаты. Поэтому здесь это одна сторона. А я, вы знаете, подумала о другом. Ведь каждый раз, когда случаются определенные переломы в жизни общества и государства, то в первую очередь таким движущим потенциалом, движущей силой всегда, конечно, выступает молодежь. Вот как интересно разделились два фронта. У президента очень правильно была выделена интересная идея. Где, собственно говоря, основная сегодня опасность для молодежи, где слабость, которую, по существу, надо уметь и учитывать, и помочь? Это, конечно, влияние того информационного поля, того информационного пространства, в котором мы сегодня все находимся. И вы понимаете, как бы открылось два неравноценных фронта. С одной стороны, с учетом нынешней ситуации, бесспорно, Родина зовет, и молодежь откликается, та, которая во всяком случае способна пойти, отдать, выполнить свой долг, защитить страну. А с другой стороны, ведь, бесспорно, влияние той информации, квазиинформации, в которой мы находимся, оно, конечно, заставляет задуматься, а все ли у нас молодые люди сегодня понимают то, что происходит, почему происходит и какой ценой, ценой собственных усилий они могут сами участвовать и помочь в этой ситуации. Виталий Млечин: Все ли взрослые люди понимают, что происходит?.. Давайте послушаем Сергея из Кировской области. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Виталий Млечин: Вы в эфире. Зритель: У меня большой опыт руководства молодежными коллективами, начиная от 1970-х гг., 1967 год. Я строитель, у меня были строительные бригады, в основном молодежные. И я считаю, в первую очередь это духовная, это самое, моральная атмосфера, когда ты стараешься создать атмосферу дружелюбия, любви, отношений нормальных между, это самое, молодежью. И отсюда идут все успехи. Я считаю, что нравственность, это самое, идеология должна быть впереди экономики, когда люди морально-нравственно любят... Виталий Млечин: Понятно. Как это привить молодежи, как это молодежи объяснить доходчиво, чтобы уселось в голове, улеглось? Зритель: Это, конечно, в первую очередь своим примером, собственным примером, это самое, когда ты стараешься к людям относиться дружелюбно, с хорошим отношением, тогда начинаются и в коллективе эти тенденции. Так что вот так я считаю. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо вам большое. Для молодежи важнейшая сфера – это образование. Сейчас с нами на прямой связи заслуженный учитель России, историк, кандидат психологических наук Александр Снегуров. Александр Викторович, здравствуйте. Александр Снегуров: Здравствуйте, Виталий, здравствуйте... Виталий Млечин: Александр Викторович, еще одна фраза президента, сейчас ее послушаем и обсудим. Владимир Путин: Наша задача – дать молодым людям России прочную опору в виде достоверных знаний и с этой целью в т. ч. разработать и внедрить в учебные процессы отдельный академический курс, посвященный истории и основам российской государственности. Виталий Млечин: Александр Викторович, как вы считаете, о чем тут идет речь? Ведь вроде курсы по истории есть уже. Александр Снегуров: Ну да, курсы по истории есть, мы там рассматриваем в курсе русской истории начало государственности, нормандскую теорию, с разных сторон дискуссии ведем. Но и в курсе обществознания этому уделяется, в разделе «Политология». Наверное, имеется в виду, что требуется вот как-то аккумулировать темы из разных курсов и свести их в один, который был бы одним из генеральных таких курсов. Виталий Млечин: Ага. Александр Викторович, а вот скажите, пожалуйста, как человек, который взаимодействует с молодежью непосредственно каждый день: вот сейчас современные молодые юноши и девушки – они как представляют свое будущее? Они когда планируют какую-то карьеру сделать, выбрать сферу, в которой они будут работать, они что ставят во главу? Александр Снегуров: Ну, разные группы детей, и возраста разного, и разной направленности, разной мотивации, разное ставят. Скажем, если мы стандартизируем ситуацию, то главное – это возможность самореализации, это комфорт, это достаток, это способность к развитию, свободному развитию личности. Вот если так вот, штрихи к общему портрету. То есть в принципе те задачи, которые ставились и прежде, и прежде, здесь особой специфики вот нет, когда говорят, сравнивают поколения, что же прежде, что сейчас. Для молодежи, как и прежде, важно, чтобы не было двойных, тройных стандартов, лживой обстановки, чтобы была работа, была перспектива, была возможность заниматься и наукой, и семьей и при этом не бедствовать. Очень простая модель. Виталий Млечин: А вот это желание принести пользу государству, оно присутствует? Александр Снегуров: Да, конечно присутствует, присутствует. Если оно даже не обозначается вот так вот в этой модели, то на площадке самореализации люди хотят трудиться, после вуза получать работу по профессии, трудиться в России, и само по себе это означает, что они приносят пользу государству. А как же? Если они не бедствуют, если они не стеснены какими-то мерами, так скажем, полицейского характера, то они, разумеется, приносят пользу и себе, и своей семье, и государству. Это синтезный процесс. Нельзя по-настоящему, это ясно, трудиться, не принося пользу Отечеству. Виталий Млечин: Александр Викторович, а скажите, пожалуйста, как учитель, вот как вы считаете, как правильно объяснять молодым людям важность патриотизма, любви к своей стране и т. д., вот этим важнейшим материям? Как правильно это сделать, чтобы информация опять же улеглась в голове и противодействие не вызвать? Потому что мы прекрасно понимаем, что то, что навязывается сверху, очень часто не усваивается. Александр Снегуров: Да. Ну вот поэтому надо не говорить, а создавать среду, где все это было бы естественно, создавать атмосферу. Ну как это я делаю, основав пять музеев, в т. ч., как я говорил неоднократно, в 2007 году музей-лабораторию Карбышева, его времени, когда мы извлекали имя Карбышева из небытия. Там была организована атмосфера, в которой человек органично себя чувствовал, ученик или гость, взрослый человек. И вот одиозной какой-то беседы, такой риторики патриотической не требовалось, потому что сами экспонаты, сами наши диспозиции в этом музее, наше состояние, настроение – все, так скажем, использовалось для этого важного ресурса, не только для этого, и для других прочих. Вот тут вот телезритель позвонил, сказал про нравственно-духовное воспитание – ну так вот оно не из методички вытекает, а из того, что действует сам педагог в его русле и атмосфера такая, что она другое вот как-то отсекает, отклоняет, этим не хочется заниматься, другим, потому что есть вот это вот яркое, есть правдивое, есть органичное. И вот тогда это органичное надо не только сделать таким вот праздничным актом, один раз в полугодие, это очень сложно, это и рутина такая, не только на крыльях вдохновения, но... Это постараться можно сделать, и для этого нужна воля государства, так скажем, последовательная очень воля государства. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое! Александр Снегуров, заслуженный учитель России, историк, кандидат психологических наук, был с нами на прямой связи. Галина Георгиевна, вот как бы с человеческой точки зрения оно понятно, вот то, о чем сейчас было сказано. С другой стороны, когда государство решает такого рода задачи, это нужно переложить на язык юридический, т. е. создать какое-то распоряжение, закон, разработать программу какую-то учебную. Там же не запишешь «учитель должен создать атмосферу, в которой вот этот патриотизм впитывается сам собой», там нужно написать: «Рассказать ученику то-то, то-то и то-то». Вот как этого добиться? Галина Силласте: Вы знаете, мне кажется, что здесь немножко другой ракурс. Дело в том, что вот школьники – один возраст, одно представление об идеалах, а студенты уже более зрелые, другое представление. И я вам должна сказать, что ведь это удивительно, но в последние годы мы отмечаем, что вот это вот желание «я хочу быть полезным», я считаю, что это очень прогрессивная линия, которая за последние 10 лет сложилась. И я думаю, что именно состояние души многих таких среди наших молодых людей мы с вами прекрасно это видели тогда, когда наступили экстремальные условия, связанные с необходимостью оказать действительно реальную помощь людям во время пандемии. И ведь то, что связано сегодня с развитием добровольчества... я тоже считаю, что это значительно более лучший, понятный термин «добровольчество», чем «волонтерство» в зарубежном контексте... И на мой взгляд, вот я когда анализировала последние наши темпы развития добровольческого движения среди молодежи, то я пришла к выводу, пожалуй, что это самое крупное, самое масштабное и самое яркое доказательство того, что потенциал, реализовать свой потенциал и быть полезным кому-то, конкретному человеку, пусть немного, но вот «я полезен»... Понимаете, вот иногда мы считаем, что ну подумаешь, ну сделал полезное дело, а для молодых людей это очень важно: «Я для чего это делаю? Я это делаю для того, чтобы вот этому человеку чем-то помочь?» Он скажет тебе спасибо – это тоже великое дело. Поэтому я бы сейчас выделила вот эту линию. Это же сострадание, это проявление сострадания, которое очень-очень о многом говорит. И вот добровольчество, которое мы развиваем, добровольцы наши, которые сегодня среди абсолютно разных возрастов, это, наверное, самое масштабное движение последнего времени, оно как раз-таки говорит о том, что желание наших молодых людей быть не только полезным, а сделать то конкретное, что он видит, что он сделал, вот это важно. И ведь у нас очень много сейчас программ для этого предлагается. Виталий Млечин: Тут есть очень важный аспект, который тоже нельзя обойти стороной. Вот, с одной стороны, нам наши зрители пишут, что вот дети только о деньгах думают. С другой стороны, нам пишут: а как не думать о деньгах, ведь они видят, сколько пенсионеры сейчас получают... Галина Силласте: Конечно. Виталий Млечин: То есть если ты сам не заработаешь, то тебе уже потом никто не поможет. Галина Силласте: Абсолютно правильно. Виталий Млечин: Как вот это вот сочетать? Галина Силласте: Вы знаете, вот здесь имеются довольно-таки несложные, между прочим, механизмы. Потому что, с одной стороны, конечно, труд – это вид монетизирования деятельности, согласитесь, поэтому в каком бы вы возрасте ни были, если вы не трудитесь, то вы фактически просто-напросто ничего и не имеете, поэтому тут очень интересная стимуляция. И с этой точки зрения, конечно, сегодня стремление молодых людей скорее войти в эту сферу трудовой деятельности, чтобы самостоятельно экономически стать свободными и получать, зарабатывать. Но я вам должна сказать, что практически ведь здесь не только стимул, что «я зарабатывать хочу», но это одновременно и стимул «я хочу быть самостоятельным, я тоже что-то могу, я могу сам себя прокормить, я могу себя поддержать, я могу помочь родителям тем, что я работаю и снимаю таким образом с них определенную нагрузку». Поэтому, вы знаете, я бы не обвиняла сегодня молодежь и не говорила бы, что это вот она хочет только заработать. А скажите, пожалуйста, вспомните себя в юности – вы не хотели быть экономически самостоятельным человеком? В советское время, я вспоминаю, даже наши школьные, студенческие отряды, когда мы с 13–14 лет, в общем-то, могли давать молодым нашим ребятам где-то зарабатывать на колхозном поле, таким образом оплачивать их скромный труд. Поэтому здесь вопрос не в этом состоит – здесь вопрос состоит в том, что сама цель, ради чего. Если «я зарабатываю, и зарабатываю только на себя, ничего отдать не могу», вот тогда серьезно стоит задуматься. Вот посмотрите, сейчас, допустим, мы говорим о том, что очень во многих домах, даже в Москве, я думаю, что и не только в Москве, у нас висят объявления, что собираются определенные виды помощи, для того чтобы отправить нашим военнослужащим в полном смысле слова на фронт. И я вот понаблюдала, в целом ряде домов поговорила с дежурными, кто приносит эту помощь, вообще приносят эту помощь в копилку общую? И я в данном случае говорю про наш район, про Останкино, поэтому не могу судить о других, но многие говорят: «Вы знаете, приносят даже небольшие такие пакетики, оставляют, сами и дети...» Ну как дети, где-то уже старшеклассники, скорее всего. А другие говорят: «Да нет, в нашем доме никто из молодежи ничего не давал». Вот вопрос стоит о достоинстве личности, которая формируется сегодня у молодежи, есть ли это достоинство. Ведь я не могу не вспомнить, в свое время мыслитель Джон Милль писал, что достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей. То есть если мы говорим о достоинстве России, о национальном достоинстве России, то мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы это чувство достоинства было воспитано в каждом молодом человеке. Можно сказать, что это иллюзия, «во всех вы все не воспитываете», допускаю. Но стремиться к тому, чтобы чувство национального достоинства сегодня наряду с личным достоинством составляло единое целое, мне кажется, это исключительно важно. В таких экстремальных условиях, в которых мы живем сегодня, если не будет этого чувства среди молодежи, мы очень много проиграем. Поэтому мне думается, что сегодня молодежной политикой, хорошо, что она именно так сегодня называется, она стала за эти последние 15 лет намного более последовательной, она стала иметь свои самостоятельные программы, она стала предлагать больше программ. Вот посмотрите, как интересно развиваются сегодня региональные программы. То есть то, что предлагает столица, это отнюдь не является, так сказать, единственно важным и неповторимым. А регионы? Тоже замечательные программы. Я посмотрела, допустим, наши даже большие такие программы, где мы ставим вопросы конкурса по труду, по науке. Ведь у нас за последние годы в этих конкурсах приняло участие 150 стран, т. е. мы уже вышли на тот уровень, что мы даже там, где мы показываем, как можно реализовать себя в труде, как можно реализовать себя в профессии, какие сегодня профессии интересны, где вы способны дать свою большую созидательную отдачу. Они стали не просто каким-то рынком труда, а они стали огромным пространством, которое демонстрирует возможности самореализации и возможности действительно своего профессионального продвижения. Поэтому мне представляется, что сегодня позитивные сдвиги, которые мы имеем в молодежной политике, дай бог, чтобы они ни в коем случае не ослабли. Виталий Млечин: Спасибо вам большое! Будем внимательно наблюдать, естественно, и эту важнейшую тему обсуждать тоже. Галина Силласте, профессор социологии, научный руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве России, была у нас в гостях. Наши зрители очень важные вопросы ставят. Вот, например, из Самарской области нам пишут: «А как объяснить ребенку, что значит патриотизм? Он говорит: «Папа, бабушка всю жизнь работала на благо Родины, а ей дали пенсию 12 тысяч рублей»». Галина Силласте: Вот об этом в следующий раз. Виталий Млечин: Из Воронежской области: «Не будет справедливости – не будет патриотизма». Пора нам завершать. Я благодарю переводчиков жестового языка Ольгу Иванову и Светлану Елисееву, которые работали вместе со мной в прямом эфире. Благодарю всех наших зрителей. Хороших вам выходных! Увидимся на следующей неделе. До свидания.