Антон Шапарин: «Машину в России нужно приравнивать к базовым потребностям человека, таким как еда»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/podgotovka-mashiny-k-zime-64155.html
Константин Чуриков: Ну а сейчас поговорим о новом зимнем автомобильном сезоне. В Москве сейчас плюс два градуса, пасмурно, ощущается как минус четыре. Пишите о своей погоде. И расскажите, подготовили ли автомобиль к зиме и во сколько вам это обошлось. Честно говоря, такие весьма противоречивые данные по поводу того, сколько это стоит в этом сезоне.
Давайте сейчас обратимся к исследованию «СберАвто» и ресурса «Чек Индекс». Ну, якобы в среднем сейчас подготовить машину к зиме, то есть щетки поменять, аккумулятор, покупку жидкости провести, шиномонтаж сделать – то есть это якобы 5 710 рублей. Что-то мне подсказывает, что это может быть не совсем так или далеко не так.
Но сначала послушаем, что говорят автомобилисты, как подготовили машину к зиме и сколько это стоило, а потом вернемся в студию.
ОПРОС
Константин Чуриков: Вы знаете, слушал эти высказывания… Да, у нас в студии, кстати говоря, Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Антон Владимирович, здравствуйте.
Антон Шапарин: Приветствую.
Константин Чуриков: Вот слушал этот опрос и, знаете, прямо бальзам на сердце. Вот как будто все по-прежнему, ничего не поменялось, да? Такие разные ответы! Кто-то говорит, что на 50% все подорожало, кто-то говорит, что рублей на сто. Кому верить?
Антон Шапарин: А здесь же у людей очень разные потребности. Кто-то традиционно лил самое простое и самое дешевое масло, которое можно купить в супермаркете под какой-нибудь маркой самого супермаркета, а кто-то лил качественное масло. И то, которое в низу ценового сегмента, оно плюс-минус так и стоило. Ну, другой вопрос, что я не стал бы его лить в машину, это просто опасно.
Отдельная история про «резину». Многие люди в этом году ее просто перестали менять и поехали на той, которая была. Я сам размышлял: купить мне новую «резину» или не купить? Посмотрел – она подорожала в опте (ну, у меня есть возможность по оптовым ценам покупать) на 40–60%, та, которую мне хотелось купить.
Константин Чуриков: Неплохо.
Антон Шапарин: И проблема даже не в этом. Очень ограниченный выбор. То есть если раньше я мог повыбирать, то сейчас мне приходится покупать то, что есть. И очень многое так. И здесь прямо зависит от того, какая у человека машина. Если это самые простые «Жигули», то там и огромный выбор «резины», в том числе отечественной, и с маслом можно не заморачиваться, и расходники дешевые, и так далее.
И тут какие-то мировые цены, геополитические процессы не влияют на 41-й «Москвич» – как гнил, так и гниет. На все остальное, к сожалению, влияют. Чем глубже мы погружены в мировую экономику, вот конкретный человек… Если он купил, например, Mercedes себе, то он сейчас думает, куда бы его продать. Вот у меня знакомый пытается уже четвертый месяц продать Mercedes по цене ниже рынка. И почему-то нет желающих! Почему-то никто не хочет сложную немецкую технику покупать в сложное время.
Константин Чуриков: Ну, это понятно. Потому что как ее обслуживать? Где запчасти?
Антон Шапарин: Это безусловно понятно.
Константин Чуриков: И где деньги?
Антон Шапарин: И где деньги? Да. У нас же традиционно покупали такие машины часто в кредит. Нам же нужно казаться, а не быть, да? У нас Mercedes покупается обычно в комплектации чуть-чуть лучше, чем LADAGranta. Просто есть уже стеклоподъемники, и то не все, не факт.
Константин Чуриков: Ну да. А зачем нам эти понты?
Антон Шапарин: Действительно. Они снаружи нужны, понты, а внутри мы народ скромный, нам нужно казаться. И здесь то же самое. Ключевая проблема – это нехватка масла. В России, в великой стране, не производятся присадки для масла – а это основная его функциональная черта. И присадки сейчас на российские заводы приезжают из-за рубежа через четыре-шесть стран мира.
Константин Чуриков: Объясните, пожалуйста, пешеходам и людям, далеким от химии, что такое присадки.
Антон Шапарин: Вы производите из нефти базовое масло, которое… Ну, по сути это минералка. Но чтобы оно как-то работало в современном двигателе, вы добавляете туда пакет присадок. И вот эта высокотехнологичная штука, ее делают на самом деле не так уж много заводов – десять на весь мир. Точнее, десять компаний, а заводов больше. И они обычно покупались, приезжали сюда и без проблем добавлялись. Китайские…
Константин Чуриков: А у нас сырья для этих присадок ну просто завались, да?
Антон Шапарин: Но у нас нет технологий. Это очень высокотехнологичное производство, высокотехнологичные заводы. Те заводы, которые… Например, завод Shell, который построен в России, который сейчас перешел к одной из российских нефтяных компаний, что он делает? Он берет базовое масло, он берет присадки, все это смешивает, пакует – и дальше оно уходит на прилавок. Кончились, соответственно, вот такие возможности, и поэтому сейчас через Казахстан, через Киргизию в Россию едет безумное количество подделок под мировые бренды.
Константин Чуриков: Ну вы меня извините, конечно, я человек далекий от химии и от такого тонкого производства, но мне кажется, что совершенно не бином Ньютона организовать это в нашей стране.
Антон Шапарин: Это бином Ньютона, потому что никто за последние двадцать лет даже не двигался в этом направлении.
Константин Чуриков: Нет, подождите. Если за последние двадцать лет никто не двигался в этом направлении, то это…
Антон Шапарин: …то это значит, что это бином Ньютона.
Константин Чуриков: …это не значит, что это нельзя было сделать.
Антон Шапарин: На самом деле это достаточно высокие технологии. Присадки производить – это достаточно сложно.
Константин Чуриков: Значит, просто мы считали, что мы это купим?
Антон Шапарин: Как всегда, конечно.
Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем звонок – Василий из Тюмени. Василий, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Да, пожалуйста.
Зритель: Я звоню из Тюмени. У меня Toyota Corolla 2008 года. Я решил масло поменять. Поехал в магазин. Узнал сначала в центре Toyota – там 1 537 литр масла Toyota. В магазине масло – 5 литров стоят 9 тысяч.
Константин Чуриков: Так? В чем вопрос?
Антон Шапарин: Это катастрофа. Это не вопрос. Это описание ситуации.
Константин Чуриков: Описание катастрофы? Вы знаете, уважаемый зритель, уважаемый Василий, вот тут пришла такая эсэмэска, сейчас я хочу вам ее как раз прочитать: «Если нет денег на подготовку машины к зиме, то зачем вам машина в нашей зимней стране?» И многие так пишут: «Ну, вы же купили машину. Значит, вы богатый». Вот что вы хотите этим людям ответить, Василий?
Зритель: Какой я богатый? Я пенсионер. Просто я купил ее в 2008 году, когда работал на Севере, у меня деньги были.
Константин Чуриков: Спасибо, Василий, спасибо.
Антон Шапарин:Ну, ситуация Василия (уж не знаю отчество, простите), она очень понятная. У нас колоссальная страна, при этом уровень автомобилизации низкий. Нам нужно было больше машин. У нас машин меньше, чем в достаточно отсталых европейских странах. Мы находимся на уровне таких, знаете, развивающихся середняков. У нас с нашими пространствами машина – это просто жизненная необходимость.
Константин Чуриков: Но они все в Москве.
Антон Шапарин: Вы заблуждаетесь.
Константин Чуриков: Да?
Антон Шапарин: Они далеко не все в Москве. Нам нужно машин гораздо больше. И машину здесь, в России, нужно приравнивать к базовым потребностям человека, таким как еда, потому что общественный транспорт далеко не везде доступен. Мне очень интересно, как эти сельские территории без автолавок будут существовать. А автолавку точно так же надо обслуживать, и это все стоит больших денег.
Константин Чуриков: Безусловно.
Антон Шапарин: И поэтому сейчас ситуация достаточно сложная, безусловно.
Константин Чуриков: Мы сейчас можем подключить к нашей беседе Александра Пахомова – это председатель правления Союза автосервисов из Санкт-Петербурга. Александр Михайлович, здравствуйте.
Александр Пахомов: Да, здравствуйте, друзья. Здравствуйте, коллеги. Здравствуйте, Антон.
Антон Шапарин: Приветствую!
Александр Пахомов: Я со вниманием послушаем вашу беседу.
Константин Чуриков: Александр Михайлович, вы знаете, какой вопрос? Вот хочется понять. Сейчас, понятно, тем более сейчас все хотят сэкономить, потому что денег-то стало не больше, а меньше, за последний год у людей. Как не дать себя обмануть? Когда приходишь в этот автосервис, наверное, сразу люди, специалисты понимают, что перед ними профан или профанка (что хуже), и начинают, понимаете, раскручивать, что-то там рассказывать, сказки какие-то. И в итоге человек уходит без штанов из автосалона.
Александр Пахомов: Вы знаете, Союз автосервисов как раз и борется с таким заблуждением, которое вы только что выразили словами. Современные автосервисы… Да, вот это не современный автосервис, который вы показываете. Современные автосервисы, вообще-то говоря, очень аккуратно работают со своими клиентами, используют различного рода системы, СRM. И нет никакой цели сегодня у автосервиса заработать вот прямо сейчас, на бегу сорвать денег, а наоборот как раз – сегодня все стараются сделать своих клиентов лояльными, уступать их просьбам, решать их проблемы, для того чтобы оставить этого человека надолго в своей компании.
Константин Чуриков: Ну да. Тем более свой автомобиль он поменяет уже не скоро, он надолго будет с этим автомобилем приезжать в этот автосервис.
Александр Пахомов: Да, тем более.
Антон Шапарин: Вы знаете, здесь есть… Вот нам высказали точку зрения менеджмента и владельцев автосервисов, сетей автосервисов. Но, знаете, как любовная лодка разбивается о быт, вот эти благие начинания часто разбиваются об конкретных менеджеров, которым может быть плевать на клиента, которым может хотеться сейчас что-то поменять больше, у которых на складе что-то залежалось (и такое тоже бывает). И даже в крупных сетках, и даже лично я сталкивался с тем, что тебя воспринимают, знаете, как в кино про Чужого и Хищника, когда Хищник через эту свою маску и видит такие тепловые тени. Вот нас часто воспринимают именно так, к сожалению.
Константин Чуриков: Ну, это то же самое, как если ты приходишь, например, в платную клинику, и тебе сразу говорят: «А, вот эти анализы, вот эти. Тут еще надо проверить аллергические реакции». И все!
Антон Шапарин:С другой стороны, ты приходишь в государственную клинику и тебе говорят: «А ты здоров». – «Но я пришел на диспансеризацию». – «А ты здоров».
Константин Чуриков: Александр Михайлович, базовый совет: как не дать себя обмануть?
Александр Пахомов: Просто найти такой сервис, которому вы будете доверять. Вот и все.
Константин Чуриков: Только и все.
Александр Пахомов: Других рецептов нет.
Константин Чуриков: Слушайте, я знаю людей, которые доверяют своему сервису, но…
Антон Шапарин: У меня есть рецепт.
Константин Чуриков: …но, например, стоит «переобуться», проверить автомобиль, масло поменять еще что-то… Вот я слышал истории и про 50 тысяч, и про 60 тысяч в этом сезоне.
Александр Пахомов: Да, конечно. Но вы поймите, вы слышали истории, а давайте рассматривать все 70 тысяч сервисов, которые у нас есть. Не все такие. И, как правило, мы слышим какие-то маржинальные случаи, а про те сто случаев, когда люди получили услуги, были довольны и уехали, мы про них не слышим. Понимаете? Поэтому…
Константин Чуриков: Нет, правда ваша, согласен, согласен.
Александр Пахомов: Поэтому все не совсем так. Кроме того, я должен вам заметить, что наш-то рынок независимых автосервисов, вообще-то, довольно сильно сегментирован, и его создает спрос. Если, например, есть спрос на такой сервис, который вы самым первым показывали, где грязные, чумазые, которые за три копейки людям проволочкой прикручивают бампер вместо того, чтобы ремонтировать, то такие сервисы и будут. И если есть спрос на услуги в 50–60 тысяч рублей, то тоже такие сервисы будут.
Константин Чуриков: Понятно, да. Люди позволяют себя обманывать. Спасибо большое, Александр Михайлович. Александр Пахомов, председатель правления Союза автосервисов.
Антон Владимирович, откомментируйте, пожалуйста.
Антон Шапарин: Я знаю рецепт успеха, как с автосервисами поладить.
Константин Чуриков: Так?
Антон Шапарин: Нужно знать владельца. Владелец должен знать вас. И владелец перед вашим приездом должен «построить», что называется, своих, с тем чтобы они тебя приняли, все сделали, что нужно, чтобы они отнеслись к тебе, как к дорогому гостю. Тогда все работает. Без окрика сверху, к глубокому сожалению, несмотря на все СRM и так далее, современные технологии, часто все, так как на потоке…
Константин Чуриков: То есть нужно быть на пафосе?
Антон Шапарин: Не на пафосе. Нужно, чтобы они знали, что, если что, начальник их, значит…
Константин Чуриков: А, вот так?
Антон Шапарин: …да, построит как надо. Тогда к тебе отношение совершенно другое. И еще скидку дадут.
Константин Чуриков: Ну понятно. То есть надо быть немножко своим блатным.
Антон Шапарин: Не блатным. В России нужно выстраивать систему отношений.
Константин Чуриков: Ну, это то же самое, простите.
Антон Шапарин: Нет, это, извините, принцип «Крестного отца»: «Сегодня я тебе помог. Завтра я тебе помогу».
Константин Чуриков: Так и живем.
Антон Шапарин: И все вроде как-то живут нормально.
Константин Чуриков: Ну, не все, но живут, да.
Сергей из Ростова-на-Дону, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Пожалуйста, рассказывайте, во сколько вам это все обошлось.
Зритель: Мне обходится масло поменять в машине… У меня Renault Duster, 5,5 литра. Выходит 3,5 тысячи рублей. Колеса стоят у нас 5 500, зимняя «резина».
Константин Чуриков: Поменяли уже, провели эту операцию, все?
Зритель: Зачем? Она у меня на дисках. У нас еще плюс 10–12.
Константин Чуриков: А, ну да. Господи, Ростов-на-Дону…
Зритель: Зачем ее менять?
Константин Чуриков: Вам еще можно два месяца не менять. Да, спасибо, спасибо.
Антон Шапарин: Хотя утром я был у вас в эфире, и утром… В Ставрополе уже меняют. А Ставрополь южнее, насколько я понимаю.
Константин Чуриков: Ну да. Там разная роза ветров.
Антон Шапарин: Да. Смотрите, еще момент, который важен сейчас всем: можно нарваться на поддельное масло. И это фундаментальная проблема. Покупая масло… Я сам сталкивался с ней лично. Покупая масло в красивой канистре, нужно сначала грамм пятьдесят отлить и заморозить, просто тупо заморозить в своей морозилке на минус 20–25. Мое масло совершенно отлично замерзло на этой температуре. И я понял, что это подделка. Сейчас этого очень много! Плюс крупные зарубежные бренды отключили системы проверки контрафактной продукции на своих сайтах. Кто-то сайты вообще отключил русскоязычные, поэтому проблема стала еще более острой.
Константин Чуриков: Подождите, а у нас это никто не контролирует?
Антон Шапарин: У нас это никто никак не контролирует ровным счетом! Знаете, как это происходит? Все предельно просто. Вы покупаете партию абсолютно любого масла в Китае, с нужными вам этикетами все будет. Это будет самое дешевое – либо переработанная отработка, просто очищенная, либо вообще трансмиссионка… господи, трансформаторное масло. Все что угодно может быть. Оформляется сертификат в Киргизии или в Казахстане. Причем в сертификате будет не только масло, но еще и куча продуктов питания, предметов одежды и еще чего-нибудь. Это все приезжает через среднеазиатскую таможню в единое таможенное пространство, а дальше оказывается на наших прилавках.
Возвращаюсь к тюменской ситуации. Полторы тысячи рублей за литр масла – это безумно дорого!Можно попросить поискать в Интернете, есть и немецкие производители. Не наши из Подольска и Обнинска, а немецкие, которые продают сильно дешевле. Я купил и себе, и отцу сейчас совершенно топовое по характеристикам масло по 1 100 за литр.
Тойотовское масло за 1 500 – это просто грабеж сред бела дня! Нельзя на это вестись. Поэтому если масло становится недоступным в вашем регионе, то поступаем предельно просто: идем в крупнейший сетевой магазин, в гипермаркет, покупаем там отечественное масло, которое подходит вам по характеристикам, и меняем раз в 7 тысяч. Все!
Константин Чуриков: Сейчас направимся в часовой пояс +7, у нас звонок из Приморья. Александр, вам добрый вечер, у вас уже 21 час 23 минуты. Здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер, программа «ОТРажение», любимая программа. Всегда вас с удовольствием смотрю.
Константин Чуриков: Спасибо.
Зритель: Я хочу пояснить, как у нас обстоят дела во Владивостоке, в столице нашей автомобилизации, скажем так. На сегодняшний день замена масла – ну, две тысячи рублей канистра четырехлитровая. Нормальное хорошее масло. Синтетика – ну, три тысячи, и это максимум, понимаете, что можно купить. И, в принципе, не канистрами покупать, а покупать… Как правильно он сказал, нужно знать своего автомеханика. Автосервис должен быть свой, проверенный. Ни в коем случае не надо вестись на красивые баночки и все железное, что пластмассовое. Это может быть подделка. Поэтому если свой автосервис, то там железно хорошее масло.
По шинам. Сегодня у нас Китай. Великолепные шины! Я сам их покупаю. В прошлом году я покупал комплект за 10 тысяч, четыре колеса, по 2,5 тысячи. На 14, сразу говорю. И в этом году этот комплект стоит 3 тысячи/колесо.
Константин Чуриков: Александр, вы в Приморье, вы все знаете, наверное, слышите и так далее. Как сейчас? Ну, традиционно в ваш регион поступали автомобили по такому, скажем так, параллельному импорту. Сейчас привозят вам машины?
Зритель: Привозят машины, никаких проблем вообще нет.
Константин Чуриков: То есть не только Китай, но и Япония, Южная Корея, да?
Зритель: Нет, Южная Корея чуть меньше сейчас уже, я сразу скажу. Конечно, отказались от западных брендов – Mercedes и все остальное уменьшено очень сильно. А японские машины – пожалуйста. Сегодня большой выбор, они есть у нас не только на Зеленом рынке, но и в открытой продаже.
Константин Чуриков: То есть это те, которые приехали к нам после 24 февраля? Все спокойно, без проблем, да?
Зритель: Спокойно после 24 февраля. У меня сын как бы занимается этим делом. Он берет чуть подбитую, ремонтирует, перепродает. Ну, как молодой человек этим занимается параллельно. Я вам скажу, что самые лучшие машины все – электрички, не электрички, всякие-всякие. То есть все идет, все продается. И цена, в принципе, на сегодняшний день не поднимается за максимум какой-то.
Константин Чуриков: Хорошо, Александр, спасибо большое. Мечтаю когда-нибудь услышать в нашей программе звонок, не знаю, из Владивостока: «Спасибо за автомобиль «Москвич». Лучшая машина в мире!»
Антон Шапарин: Вы знаете… Хотя вы достаточно молоды. Может быть, у вас есть шанс, но я в этом не уверен. Или существует параллельная реальность, где это произойдет.
Константин Чуриков: Спасибо. 43 года.
Антон Шапарин: Смотрите, что касается… Ну, во-первых, параллельного импорта не существует. Все, что приезжает, приезжает на физических лиц. На юридических лиц для дилеров через параллельный импорт новых машин приехало около 80 штук в Российскую Федерацию всю. Это первое.
Второе – Дальний Восток ожидает ужесточение правил ввоза. Сейчас часто человек находится где-нибудь на Урале или в Центральной России, заказывает машину, и ее, условно, таможат на него, СБКТС оформляют на него. Ожидается, что нужно будет физическое присутствует на дальневосточной таможне того конкретного человека, на которого приезжает машина.
Константин Чуриков: Ну, в принципе, учитывая всю обстановку, в этом определенная логика есть.
Антон Шапарин: В этом логика, с одной стороны, есть, да. С другой стороны, перекупщикам это будет сложнее.
Третья история. Конечно же, японцы без проблем продают бэушные машины куда угодно, они ездят по всей Азии, в том числе по российской азиатской части. И ездить будут, потому что в Японии специфическое налоговое законодательство: им дешевле машину продать, и часто дешевле продать битую, чем ремонтировать ее, потому что все очень дорого в Японии, ну, в плане прежде всего сервисных работ. Поэтому часто наши товарищи покупают машины не только немножечко битые, но и вполне себе множечко битые, и восстанавливают их методом, как показывали в ролике, синей изоленты, проволоки и всего такого прочего. Так что здесь нужно быть ультраосторожным! Это второй момент.
И третий момент. Конечно, это машины с правым рулем. И они будут с правым рулем. И, конечно, эти машины достаточно дешевы, потому что там чаще всего небольшие двигатели. У нас таможня стоит 48–54% от стоимости машины. Это безумно много! Сейчас существует схема через Казахстан и Армению завоза с занижением таможенной стоимости, но руководство уже Российской федеральной таможенной службы прекрасно об этом знает. И сейчас разрабатывается механизм, как тем, кто уже купил такие машины в России, как этим людям доначислить то, что казахи недоплатили у себя. Это миллионные суммы могут быть, потому что часто приезжают машины с большими двигателями.
Плюс к этому казахи делают что? Они берут машину, покупают «Евро-0» или «Евро-2» и превращают ее поддельными документами в «Евро-4» и «Евро-5». И дальше эта машина уезжает в Россию.
Константин Чуриков: Несколько эсэмэсок. Иркутская область: «Ездили в отпуск в Казахстан. ТО сделали там. Выбор масел – как у нас до февраля. Еще и покрышки взяли на следующее лето». Вот так народ выкручивается. Так, Самара: «У нас в городе цены в среднем выросли на 30–50%. Автомобиль теперь – роскошь». Кстати, много таких сообщений.
Опять-таки, может быть, это люди куда-то не туда приходят? Может быть, это они приезжают в эти официальные сервисы, а там, понятно, выставляют им по полной? Вот как это происходит?
Антон Шапарин: Это, безусловно, с одной стороны, так. Плюс, возвращаясь к предыдущему звонки, знать свой проверенный сервис в нынешних условиях уже недостаточно, потому что даже в проверенный сервис может приехать в бочках поддельное масло. И я знаю официальных дилеров, у которых такое поддельное масло сейчас в Москве разливается.
Константин Чуриков: И проверенный сервис тоже может содрать по полной.
Антон Шапарин: То же самое. Если раньше они могли как-то, понимали, откуда что покупается, то сейчас сервис выцепляет это масло в бочках откуда получается. Понимаете? И часто не может проконтролировать его вообще никак. Так что сейчас наступило время, когда даже то, что тебе кажется надежным, надежным может и не быть.
Константин Чуриков: Как говорил президент, впереди у нас десятилетие неопределенности, да? Самое непредсказуемое десятилетие.
Антон Шапарин: В конце которого вы купите «Москвич» на Дальнем Востоке.
Константин Чуриков: Так?
Антон Шапарин: Ну, безусловно, неопределенности. И здесь нужно просто часто снижать свои требования, потому что мы ответим на нехватку западного качественного масла частой сменой нашего отечественного. Человек такое существо, подстраивается.
Константин Чуриков: Конечно. Тем более наш человек. Постоянная эта утруска, усушка…
Антон Шапарин: Другого выбора часто нет. Что касается цен, то цены на шиномонтаж плюс-минус стабильные. Я менял что в прошлом году, что в этом. И здесь нет проблемы, потому что просто стоимость труда в Российской Федерации очень невелика. Приезжаешь на шиномонтаж где-нибудь в какой-нибудь отсталой даже Греции – и обнаруживаешь такие цены, что у тебя волосы дыбом встают на голове! Так что наши цены…
Константин Чуриков: Сейчас у них там цены будут все выше, выше и выше, как в нашей песне.
Давайте послушаем Максима из Ивановской области и будем закругляться. Максим, здравствуйте.
Зритель: Да, здравствуйте.
Константин Чуриков: Слушаем вас.
Зритель: Я бы хотел вопросик задать.
Константин Чуриков: Давайте.
Зритель: Почему государство не введет маркировку на автомобильные масла, как на шины ввели?
Константин Чуриков: А под маркировкой вы что конкретно имеете в виду? Там какой-то знак стоит?
Антон Шапарин: Давайте я расскажу.
Константин Чуриков: Ладно, хорошо. Давайте.
Антон Шапарин: Как с молочкой.
Константин Чуриков: А-а-а! Все.
Антон Шапарин: То есть как с алкоголем, как с молочкой. Прозрачная система, когда государство понимает от поля до прилавка, откуда оно и как приехало.
Константин Чуриков: Знаки-то я вижу. И там что-то можно проверить. У меня вопрос: молоко с тех пор вкуснее стало?
Антон Шапарин: Молоко? Это не ко мне вопрос.
Константин Чуриков: Да-да.
Антон Шапарин: Что касается масла… На запчасти пытаются ввести систему маркировки, но это не взлетает пока что-то. С маслом это делать нужно абсолютно точно, но государство просто не может здесь наладить даже систему сертификации нормальной. То есть если бы масло обязательно приезжало в лабораторию, тестировалось и на каждую партию масла реально оформляла бы сертификат, то тогда бы мы понимали, что это действительно нормально.
А у нас сертификат на масло – это просто филькина грамота, которую можно за 20 тысяч рублей купить в Казахстане и забыть про него за следующие три года, и гнать под этот сертификат все, что тебе хочется. И Роспотребнадзор, и Росстандарт здесь разводят лапками и говорят: «Вот видите? Меховая? Меховая. Мы ничего не можем».
Константин Чуриков: Последний вопрос, сложный и тяжелый. Давайте не про «Москвич». «Москвич» – это все-таки какое-то такое новое начинание. Кто-то говорит, что миф. Кировская область: «Когда у нас будут доступные «Лады»?»
Антон Шапарин: Доступные «Лады»? Прямо отвечу: никогда. Автомобиль может быть доступным, если он выпускается огромным тиражом и огромными тиражами выпускаются запчасти для того, чтобы его собирать. Тогда возникает эффект масштаба. Если бы вдруг наши… Вот у нас есть система торгпредств, да? В каждом посольстве сидит торгпред. Недавно смотрел фотографии одного из торгпредов в Польше. Он сидит с вином перед камином, и подпись: «Думаю о Родине!» Совершенно отлично! Я вижу, что человек делом занят.
Константин Чуриков: «Мажу утром бутерброд…» Да?
Антон Шапарин: Очень многие заняты примерно так же. Когда и если наши автомобили будут экспортироваться за рубеж и будут там востребованными (и они, и запчасти), тогда мы увидим дешевые автомобили здесь, в России. Но только тогда. Вот эти штучные изобретения, которые мы здесь в Тольятти пытаемся производить и пытаемся судорожно по всему миру найти хоть какие-то замены запчастей, которые теперь нам просто не продают, – это не автопром, это порнография.
Константин Чуриков: Ой! Вам оппонирует наш зритель из Петербурга, из Города трех революций, пишет: «При коммунизме машины будут бесплатно, как и алкоголь». На этом, я думаю, мы и закончим.
Антон Шапарин: При коммунизме машины были дороже, чем во всем мире.
Константин Чуриков: Ну да. А за алкоголем были очереди.
Спасибо большое, Антон Владимирович. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.
Через несколько минут будем говорить о наших платежах, о платежках за жилищно-коммунальные услуги. Есть очень большой шанс, что расширится перечень льготников и кому-то станет проще расплачиваться за эти важные услуги. Не переключайтесь.