Иван Князев: Почти 2 миллиона пенсионеров в России не забрали накопительную пенсию. Одна из причин – недостаточное информирование граждан со стороны пенсионных фондов. Базы данных успели частично устареть, и найти тех, кому причитаются выплаты, НПФ не могут. Тамара Шорникова: Существует и проблема обмена информацией между Пенсионным фондом России и негосударственными фондами. Закон не позволяет перевести ПФР средства со счетов потерявшихся клиентов негосударственных фондов. Знаете ли вы о своей накопительной части пенсии, где она у вас хранится, сколько это денег, какая это сумма и как ее получить? Пишите, звоните нам, мы пока поговорим с экспертами. Иван Князев: У нас на связи Сергей Звенигородский, независимый пенсионный эксперт. Сергей, здравствуйте. Сергей Звенигородский: Да, добрый день. Иван Князев: Сергей, смотрите, по поводу, знают люди, не знают. Из Ленинградской области СМС: «А что такое накопительная пенсия и где ее искать?» Что такое накопительная пенсия, я думаю, вкратце можно рассказать, а вот где искать – нужно прямо, по-моему, детально разобрать. Расскажите нам. Сергей Звенигородский: В любом случае, конечно, нужно разбираться. И достаточно интересно слышать этот вопрос через 20 лет после начала реформы. Что могу сказать? Человек где-то спал. Что касается накопительной системы, в принципе, она появилась в 2002 году. Что касается тех, кто сейчас получает выплаты (как раз про вот эти 2 миллиона пенсионеров) – это люди, которые должны сейчас получить выплаты, могут это сделать в любой момент с момента назначения этих выплат. И касается это граждан, если говорить про мужчин – с 1953 года рождения по 1966 год включительно, женщин – с 1957 по 1966 год рождения включительно. То есть вот эта категория граждан, которые с 2002 по 2004 год официально работали на гражданских специальностях, имеют какую-то накопительную пенсию. Она у них крайне небольшая, потому что для этой категории граждан (они назывались тогда переходным, так сказать, периодом), то есть вот для этих людей была введена в качестве эксперимента накопительная пенсия в виде 2% от фонда оплаты труда. То есть крайне небольшие суммы, которые (опять же, зарплаты 2002-2004 годов) складывались и инвестировались по настоящее время. У людей, которые не обратились за назначением этой пенсии идет прирост (в среднем там 5-7% годовых), то есть он идет постоянно. То есть пока люди не получат эти деньги, будет идти прирост, как в банке. Если человек умер, а так и не получил эти средства, то Пенсионный фонд России либо НПФ (по заданию, как говорится, Пенсионного фонда России) обязан предоставить информацию наследникам о том, что имеется сумма, которую нужно получить в виде наследства. Что касается сумм, то суммы там небольшие, повторюсь, там всего 2% и на сегодня эта сумма в среднем составляет 10-20 тысяч рублей. Эти суммы выплачиваются единовременно, получить их несложно. Скажу больше, Пенсионный фонд России (ко мне люди обращаются, у них на руках имеются так называемые письма счастья от Пенсионного фонда России) еще весной начал рассылку гражданам, которые не получили накопительную пенсию, но имеют на это право. То есть им приходит письмо из Пенсионного фонда России, что у вас имеется определенная сумма (10-20-30 тысяч рублей), и вы ее можете забрать в любой момент. Тамара Шорникова: Сергей, вы знаете, не единственный случай о незнании того, что такое накопительная пенсия, как ее получить, много таких СМС приходит. Возможно дело в том, что с 2014 года она у нас заморожена, и многие думают, что на ней можно с тех пор поставить крест? Все-таки шесть лет прошло с ее заморозки, может быть, это повлияло на то, что многие позабыли о ней? Сергей Звенигородский: Смотрите, тут нюанс на самом деле немного в другом. То, что она заморожена с 2014 года – это значит, что новые средства не поступают в систему. Но те деньги, что там есть (повторюсь, это как вклад в банке) – они есть, они продолжают инвестироваться, приносят какой-то дополнительный доход, в зависимости от того, как распорядился человек, то есть это может быть 5% годовых, может быть 7%, может быть 10% и 12%. То есть там у всех по-разному. Что касается получения, то, как отчитывается тот же Пенсионный фонд России, как нам рассказывают в правительстве, допустим, что доля назначений пенсии через Госуслуги достигла 80%. Иван Князев: Но это, наверное, назначение общей, обычной пенсии через Госуслуги, а не вот то информирование, о котором вы говорите. Потому что вы говорите, что, например, негосударственный фонд должен каким-то образом сообщить государственному пенсионному фонду, тот уже, в свою очередь, должен позвонить человеку, сказать: «У вас там 10 тысяч где-то завалялось на счетах, придите, заберите». Тамара Шорникова: Или отправить письмо. Иван Князев: Да-да. Но судя по СМС, которые приходят к нам в эфир, этого не происходит. Сергей Звенигородский: Смотрите, что касается Госуслуг, то человек находится в Пенсионном фонде России либо в негосударственном пенсионном фонде, без разницы – все средства проходят (что касается конкретно денег) и видны по счетам граждан (СНИЛСы так называемые, это номер счета гражданина), они проходят также через Пенсионный фонд России. И в письмах счастья, которые показываются на Госуслугах, видны суммы, которые у человека находятся в Пенсионном фонде России, в негосударственном пенсионном фонде, там большой разницы нет, даже совсем нет. Но в чем нюанс – люди, когда читают вот эти письма счастья, просто смотрят на шапку, видят, что есть какая-то сумма, и смотрят конец. Они смотрят, что в конце написана сумма, допустим, 100 рублей 15 копеек. Но они не смотрят абзацы, которые идут, грубо говоря, в середине. А там как раз написано, что у человека имеется накопительная пенсия – опять же 3 рубля 20 копеек. Они эту информацию не читают, либо, если читают, они ее не понимают, просто пролистывают. Потому что там много специфической информации, которую нормальный человек, учитывая меняющееся каждый год законодательство, просто принять не может, то есть это нормально. Но что происходит дальше? Человек смотрит, что много специфической информации, он просто ее не читает, он просто ее отбрасывает, он просто не начинает в это вникать. Так делает большинство наших граждан. Это (от себя скажу) нормальная ситуация, ненормально то, что человек ничего не делает, когда слышит, читает новости, что у него есть, возможно, накопительная пенсия. То есть он опять не открывает это на Госуслугах, он не запрашивает (если он знает, что он находится в негосударственном пенсионном фонде), он не спрашивает эту информацию, чтобы теперь посмотреть, почитать, задать вопрос через онлайн-кабинет того же Пенсионного фонда России, негосударственного пенсионного фонда. Узнать можно, повторюсь, первый момент – это Госуслуги. Заходите туда, если не зарегистрированы – регистрируйтесь. Если есть сложности с интернетом, есть сложности с компьютером, а у старшего поколения они есть, не у всех, конечно, но есть. Иван Князев: Причем серьезные сложности. Сергей Звенигородский: Да. То есть просит человек у тех, кто в этом разбирается. Ловятся дети, ловятся внуки, те, кто разбираются в компьютерах, усаживаются, идет просьба помочь. По времени это занимает 5, максимум 10 минут. Все уже автоматизировано настолько, что нужно просто несколько раз нажать на кнопку. Если говорить о получении, то также через интернет, через Госуслуги форма получения накопительной пенсии единовременно – это основной момент. Там два вида бланков: один вид бланка через Госуслуги – это получить единовременно, второй – это назначение не единовременной, а постоянной выплаты, это пожизненная выплата, это касается тех, у кого сумма уже более-менее приличная, хотя бы уже 150 тысяч, 200 тысяч рублей. Тем, у кого суммы меньше 150 тысяч рублей, в основном эти суммы будут выплачиваться единовременно. И, скажу так, такие суммы начнут выплачиваться в основном только со следующего года. Сейчас пока что идут выплаты и почти 2 миллиона граждан – это (я сам в начале сказал) мужчины с 1953 по 1966 год рождения включительно, женщины – с 1957 по 1966 год рождения включительно. То есть те, у которых суммы очень маленькие. Второй вариант, не через Госуслуги – это лично подойти в отделение Пенсионного фонда России, во-первых, попросить у них выписку со своего счета, причем попросить полную выписку, это не один-два листика, это приличная пачка листов. Там будут указаны, в том числе, начисления от работодателя. Чтобы человек посмотрел, платит ли за него вообще работодатель, сколько платит, то есть хотя бы сопоставить суммы. Сразу хочу заметить такой момент, люди спрашивают у меня достаточно часто: суммы, которые фигурируют в выписке со счета (допустим, 100 рублей), и суммы, которые платит работодатель (150 рублей), никогда не совпадают. Почему это происходит? Это происходит из-за того, что сама пенсия, в принципе, состоит из трех частей: это базовая часть страховой пенсии, основная (извините за тавтологию) страховая часть страховой пенсии и накопительная. Накопительная часть из новых средств уже не формируется, в основном все идет в страховую и базовую части. Так вот, базовая часть на Госуслугах, вообще в выписках нигде не фигурирует как какая-то сумма, но деньги туда падают. Это где-то треть отчислений гражданина на его будущую пенсию. Поэтому треть суммы не отображается. Если человек смотрит на выписку от работодателя и смотрит потом на выписку от ПФР, она всегда будет на треть меньше. Тамара Шорникова: Да, понятно, Сергей, проверяется с помощью выписки со счета где какие суммы имеются. Точно так же, наверное, в Пенсионном фонде заполняется бланк на выдачу единоразовой суммы. Сергей Звенигородский: Тут же заполняется, да. Просто подпись идет. И в следующем в месяце (то есть в этом месяце написали это заявление, через Госуслуги либо так) к вашей обычной пенсии придет и сумма от уже накопительной пенсии – 20 тысяч, 50 тысяч, у кого как. Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонные звонки. Вопросов на самом много деле, несмотря на то, что мы специально не перебиваем, чтобы подробная информация поступила ко всем зрителям. Кто-то, возможно, действительно наконец-то разобрался как и что. И каждый раз, даже слушая подробные ответы, удивляешься. Что называется, следите за движением рук. Все-таки сложно. Сергей Звенигородский: Особенностей много и они ежегодно возникают новые, это нормально. Тамара Шорникова: Давайте послушаем. Это, мне кажется, как раз ненормально, Сергей, что так сложно разобраться, тем более пожилым людям – просить детей, интернет. Мне кажется, должны быть все-таки специально обученные люди в том же пенсионном фонде, которые сразу бы все понятно объясняли, без 15 листов мелким шрифтом и так далее. Иван Князев: Быстро бы все сделали, да. Тамара Шорникова: А еще лучше бы в каком-то автоматическом режиме все это происходило, без заявительного порядка. Сергей Звенигородский: Это все есть на сайте ПФР, но… Иван Князев: Да-да, Сергей, понятно, мы поняли, что все это есть на сайте, это Госуслуги, но мы с вами прекрасно представляем, как у нас пожилые люди пользуются Госуслугами, пользуются сайтами, интернетом и так далее. Сергей Звенигородский: Это да. Тамара Шорникова: Да даже не пожилые, честно! Давайте послушаем телефонные звонки. Сергей Звенигородский: Да, слушаем. Тамара Шорникова: Ольга, Ульяновская область. Зритель: Алло? Иван Князев: Слушаем. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Сергей Звенигородский: Слушаем вас. Зритель: Алло, здравствуйте. У меня такой вопрос: может быть, это даже вопрос о справедливости, потому что у меня муж ушел на пенсию по льготе в 50 лет. И ему начислили накопительную часть 250 тысяч. Но тут возник вопрос: все деньги он получить сразу не может. Ему рассчитали до 76 лет, он будет получать по 700 рублей ежемесячно – это вообще справедливо? Все-таки я считаю, несправедливо. Потому что те, у кого накопительная часть меньше 200 тысяч – они получили сразу. Тамара Шорникова: Единовременно, да, вот то, о чем мы только что говорили, спасибо вам, Ольга, за вопрос. Сергей, а если все-таки сумма превышает 150 тысяч, можно единовременно ее получить или тут нет таких вариантов? Сергей Звенигородский: Нет, смотрите, сейчас поясню два момента. Первый момент. 200 тысяч, которые у ее мужа превратились в 700 рублей ежемесячно – эти суммы будут продолжать индексироваться (слово не совсем правильно, они будут реинвестироваться), но эти 700 рублей постепенно будут превращаться в 1000, 1500, 2000, и по выходу (зависит от того, какой образ жизни ведет муж) сумма будет больше. Это первый момент. Второй момент. Почему вообще появились единовременные выплаты? Это не от того, что правительство подумало «А давайте мы все эти деньги раздадим». Когда Пенсионный фонд России производит выплаты, он тратит деньги, ресурсы. Мы все с вами говорим (и я говорю, и вы говорите), что государство неэффективно тратит государственный бюджет. Так вот на то, чтобы провести выплату обычному человеку, тратится ресурсы, а когда это производится единовременно – производится расчет, что, допустим, проще выплатить 50 тысяч один раз, чем выплачивать в течение 19 лет (сейчас уже больше, 22 лет), допустим, по 50 рублей. Тамара Шорникова: Сергей, еще раз – есть возможность получить большую сумму единовременно? Человек хочет. Можно ли написать бланк на единовременную выдачу этих средств? Поняли, что сложно, для кого-то дорого. Сергей Звенигородский: Нет. Тамара Шорникова: Нет. Сергей Звенигородский: Нет, это невозможно, и я поясняю, почему. Иван Князев: Понятно. Сергей Звенигородский: Единовременно выплачиваются только суммы меньше 5% от общей суммы пенсии. Это было высчитано Пенсионным фондом России, соответственно, и другими товарищами (это я сейчас про то, что в законе прописано). Если сумма больше, даже 5,5%, то выплачивается не единовременно, а разбивается на определенный срок дожития. Но срок дожития – это только время, на которое рассчитано. Иван Князев: Да, понятно, Сергей, все, мы вас поняли. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо большое. Сергей Звенигородский, независимый пенсионный эксперт был с нами на связи. Вот что пишут нам наши телезрители. «Почему все так запутано с этой накопительной пенсией?» – возмущается Михаил, пенсионер из Краснодарского края. Калининградская область вообще все это охарактеризовала: «В мутной воде очень хорошо ловить рыбку». Татарстан: «Почему негосударственный пенсионный фонд не отправляет письма счастья?» Тоже достаточно серьезный вопрос, как взаимодействовать с негосударственными пенсионными фондами. Хабаровский край: «Получаю накопительную пенсию с 60 лет, с 2020 года в размере 940 рублей ежемесячно и пожизненно». Московская область: «Ничего не получали из пенсионного фонда, нет никакой информации». И опять же, где и как получать и так далее. Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок, давайте послушаем. Здравствуйте, Надежда, Оренбургская область, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Я тоже насчет накопительной пенсии хочу. Я не получила накопительную пенсию, хотя я 1955 года рождения. Ездила в пенсионный, и они мне сказали, что вы не подходите, ваши деньги вы не получите. Тамара Шорникова: А почему? Иван Князев: 1955 год же попадает как раз. Зритель: Не подходите, а как же мне, я потеряла, что ли, эти деньги, куда они пойдут? Почему я не должна получить? Там такая сумма, где-то около 20 тысяч у меня всего. Иван Князев: Надежда, не кладите трубочку, прямо сейчас мы попросим прокомментировать это еще одного нашего эксперта. У нас на связи Евгений Якушев, заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики Высшей школы экономики. Евгений Львович, слышите нас? Евгений Якушев: Да, добрый день. Иван Князев: Слышали вопрос? Евгений Якушев: Вопрос я слышал, но при решении любых пенсионных вопросов нужно смотреть бумаги, документы. Иван Князев: Но у нас телезритель сейчас на связи, вы можете задать уточняющие вопросы, спросить все, что нужно, и попробуем помочь ей. Евгений Якушев: Если есть выписка, и в выписке указано, что есть пенсионные сбережения, то их вам должны выплатить по-любому, это ваше право, это ваши деньги. Иван Князев: А что значит, когда говорят «Вы не подходите»? Что это может быть? Евгений Якушев: Это не ко мне вопрос, это какая-то испорченная коммуникация между женщиной, которая звонила, и, видимо, Пенсионным фондом России, который мог сказать. Единственное соображение, которое здесь звучит, это то, что деньги находятся именно в негосударственном пенсионном фонде, и вы не подходите, потому что вы не наш клиент, а вы когда-то выбрали частного провайдера, и собственно, у вас там находятся деньги, только такое соображение. Тамара Шорникова: Возможно, да. Но все-таки, исходя из этой ситуации, какой может быть алгоритм действий, куда можно, по-вашему, еще отправить запрос, если человек не удовлетворен конкретным ответом? Евгений Якушев: Существует общий порядок – надо писать жалобу. Жалобу можно подать на сайте Госуслуг, потому что у нас цифровое государство. Мне кажется, что мы сейчас обсуждаем неправильную ситуацию, которая связана с недопониманием. И если подняться чуть-чуть выше, это неправильное информирование гражданина о его правах, и возможно, неправильный, некорректный ответ со стороны служащего, который дал какую-то кривую информацию. Иван Князев: Евгений Львович, это мы поняли. Вот этому человеку, конкретно Надежде, если ее неправильно проинформировал какой-то человек из пенсионного фонда, ей пойти к начальнику этого человека? Если, например, нет возможности подать жалобу на Госуслугах. Пойти еще куда-то, написать в Пенсионный фонд Российской Федерации, не в местное отделение? Евгений Якушев: Первое, нужно убедиться, что, если это касается пенсионных накоплений, то нужно просто получить выписку в отделении ПФР либо на сайте Госуслуг, и проверить вот эту информацию. На основании той информации, которую получит гражданин, можно тогда предпринимать какие-то дальнейшие действия. В любом случае в ПФР обязаны проконсультировать, что делать с его накоплениями. Иван Князев: Понятно, спасибо. Тамара Шорникова: Если так сложилось, что человек не был информирован, тоже случилась какая-то проблема в коммуникации, он не получил накопительную часть пенсии, а она была, но человек не дожил. Как дальше действовать родственникам? Евгений Якушев: Если это произошло до наступления пенсионных оснований, до обращения, то по закону возможны выплаты родственникам той суммы, которая у них накопилась. Тогда они должны будут представить в ПФР или негосударственный пенсионный фонд документы о смерти застрахованного лица, и тогда либо в порядке общего гражданского законодательства определяются наследники. Либо, если при жизни застрахованного лица было заявление о выборе бенефициара, то он имеет право на все, либо на ту часть суммы, которая была ему определена в договоре. Иван Князев: То есть выплату можно получить полностью всю сразу, разово? Или опять же она будет наследникам распределяться? Евгений Якушев: Да, после смерти разово выплачивается. Иван Князев: Разово, да? Евгений Якушев: Да. Тамара Шорникова: Да, и последний вопрос, спрашивают: если, условно, человек жил один, родственников нет, куда идут те деньги, которые работодатель платил, а человек не получил, на какие счета? Евгений Якушев: У всех фондов есть резерв обязательного пенсионного страхования. То есть в случае, если есть деньги, которые не востребованы, то в конечном итоге они попадают в этот резерв, и используются на случай чрезвычайных ситуаций. То есть если какая-то экономическая ситуация, финансовый кризис, то, собственно говоря, резерв по ОПС как раз используется для каких-то специальных ситуаций, из него тогда берутся деньги. Иван Князев: Понятно, остаются в фонде и распределяются на всех остальных пенсионеров или еще куда-либо. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Иван Князев: Спасибо большое. Евгений Якушев: Хорошо, пожалуйста. Иван Князев: Евгений Якушев, заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики Высшей школы экономики, был с нами на связи. Тамара Шорникова: Переходим к следующей теме.