Оксана Галькевич: Ну вот как видите, уважаемые друзья, у нас тут небольшие перемены в прямом эфире, совсем небольшие, потому что по-прежнему рядом со мной Константин, просто не Чуриков, а Точилин. Константин Точилин: Иной, еще не ведомый. Оксана Галькевич: А все почему? Потому что, друзья, это наша рубрика «Жизнь на воде», а Константин Точилин – большой лодколюб, водолюб, речколюб, озеролюб, правда? Константин Точилин: Просто ты так не хочешь сказать, что Константин Чуриков не может отличить электричку от парохода, поэтому мне приходится на время этой рубрики его подменять. Оксана Галькевич: Это правда. Мне же потом с ним работать. Константин Точилин: Да, я-то потом уйду. Итак, это действительно «Жизнь на воде» – обсуждаем все, что связано с отдыхом на воде, лодки от надувных до больших катеров, моторы, экспедиционное снаряжение, все, что может быть связано с хорошей жизнью на воде. И как обычно в студии Михаил Кулик, член Русского географического общества, водномоторник с огромным стажем, видеоблогер «Кормщик TV», – встречайте. Михаил Кулик: Добрый день, дорогие зрители. Константин Точилин: О чем сегодня? Михаил Кулик: Сегодня поступило первое видео, к чему мы с вами призывали… Константин Точилин: Призывали-призывали и допризывались. Михаил Кулик: Да-да, Антон Денисов из Санкт-Петербурга прислал видео о своем путешествии на своем катере от Шлиссельбурга до Кижей, мы его сегодня увидим. Потом расскажем немножко о последних событиях на воде, к сожалению, не самых радостных, и поговорим, ответим на вопросы. Константин Точилин: Ну что же, давайте сразу не будем терять времени, потому что практика показывает, что нам его обычно не хватает, – давайте смотреть сюжет, который прислал наш зритель: Шлиссельбург – Кижи. СЮЖЕТ Константин Точилин: Вот такое видео от нашего зрителя. Немножко отличается качество съемки от того, что нам Михаил обычно показывает, но зато все прямо абсолютно настоящее. Я так понимаю, что автор из Питера сам, поэтому и маршрут… Михаил Кулик: Да-да, это водномоторник с большим стажем. Понятное дело, за 3 минуты не показать весь фильм, на его канале на YouTube «Мэддоктор» фильм полный – пожалуйста, заходите, зрители, смотрите и радуйтесь этому путешествию. Константин Точилин: Давайте объясним. Только я хотел задать вопрос, там примерно то же самое у меня спрашивают: возможно ли проплыть этим интересным маршрутом, шутка, на надувном матрасе? Но действительно для надувной лодки это посильно или нет? Шлюзы? Михаил Кулик: Во-первых, шлюзы, во-вторых, очень тяжелая акватория Ладожского и Онежского озер, которые непредсказуемые, даже зная прогноз погоды, рисковать не стоит на малых лодках. Но я вам не рассказывал до сих пор: есть такой вариант прохождения маршрута «рваный маршрут», и кстати Антон им ходил, и я им ходил. Предположим, отпуска нет… Константин Точилин: Потому что маршрут длинный получился. Сколько у него заняло, кстати? Михаил Кулик: Да, 5 суток. Есть другие маршруты, речные в основном. Рваный маршрут: в выходные на лодке доходим до определенного места, оставляем в яхт-клубе, на лодочной станции, у знакомых, как угодно, на электричке возвращаемся домой, в следующие выходные приезжаем к своей лодке и продолжаем поход. То же самое для малых лодок в случае со шлюзами: собрал, положил в машину, переехал, оставил на хранение либо просто приехал в ту же точку… Константин Точилин: Или просто переехать тот участок канала, где много шлюзов, и сразу уже можно спуститься. Михаил Кулик: Совершенно справедливо. Ну и опять же… Оксана Галькевич: Простите, Михаил, а вот карту эту стоянок, где можно на выходные оставить свое судно, где выяснить эту информацию, где ее искать? Михаил Кулик: Никакой официальной карты такого рода не существует. Оксана Галькевич: А, вот. Михаил Кулик: Но есть маленький сюрприз. Спасибо огромное большому парусному водномоторному сообществу, в свое время оно создало такую карту в Google. Я и мои единомышленники открыли для общего доступа, и все желающие в этой карте отмечают все достопримечательные места, опасности, шлюзы, слипы (места спуска лодок), яхт-клубы и так далее. Эта карта абсолютно доступна, и мы найдем способ, наверное, ссылку на ее опубликовать, может быть, в следующий раз в бегущей строке. Оксана Галькевич: А это карта только европейской части России, северо-запада, центрального округа, или там и вся Сибирь, и Дальний Восток? Михаил Кулик: Google-карты не ограничивают зону, то есть каждый, кто знает такое место, ставит хоть в Южной Америке. Оксана Галькевич: А, вот так. Михаил Кулик: Сейчас на этой карте, она примерно до Белого моря, включая острова Белого моря, Баренцево море, Кольский полуостров, ну я не говорю про Центральную Россию… Константин Точилин: Волга вся практически. Михаил Кулик: Вся Волга практически отлично поднята, большая часть Камы, до Урала, до Черного моря, даже с Украины коллеги присылают эти точки, устанавливают, белорусы… Оксана Галькевич: То есть мы можем обратиться к телезрителям: если кто-то вдруг такой же увлеченный этой темой человек, вы тоже, друзья, можете ставить эти метки… Константин Точилин: Ну это мы опережаем немножко события, потому что мы сейчас как раз договариваемся, как бы у нас ссылку на эту карту повесить на нашем сайте на страничке как раз «Жизни на воде», чтобы можно было прямо туда зайти и свои какие-то комментарии вносить, а Михаил с коллегами будет это все дело оформлять. Потому что я посмотрел на эту карту, я там кое-чего добавил бы по моей любимой Волге, например. Михаил Кулик: Вот. Константин Точилин: Если продолжать тему этого маршрута применительно к надувным лодкам, наверное, можно ведь не проходить все, но сходить в какие-то интересные места одним-двумя днями? Михаил Кулик: Конечно, можно. Константин Точилин: То есть в ту же Онегу, например, в те же Кижи. Михаил Кулик: Конечно. Выбрать маршрут, если вы не уверены в своей лодке, если вы не рискуете пройти через Онегу, найти ближайшую береговую точку, кратчайшим маршрутом по воде до Кижей дойти до Кижей, ошвартоваться, посетить Кижи, вернуться и в следующий раз пойти другим маршрутом, добившись некоего разнообразия. Константин Точилин: Нет, конечно, с воды картинка открывается по-другому любого города, памятника, чего-то еще. Михаил Кулик: Совершенно иная. Константин Точилин: Звонок у нас есть. Оксана Галькевич: Это Олег из Орловской области. Константин Точилин: Олег, здравствуйте, слушаем вас. Михаил Кулик: Добрый день, Олег. Зритель: Здравствуйте. Мне бы хотелось узнать у специалиста Михаила про мотор «Carver» лодочный 3.8 китайского производства, он воздушный. Что можете про него сказать? Михаил Кулик: Вы знаете, я не являюсь специалистом в китайских лодочных моторах, но здесь же все просто: если вы купили его официально и эксплуатируете надлежащим образом, выполняя инструкции и рекомендации продавца и производителя, то что бы с ним ни случилось, вы его вернете производителю через продавца и либо получите свои деньги, либо попробуете еще раз поупражняться на тему этого мотора, взяв себе новый. А их сейчас так много, приезжайте на выставки, смотрите, практически невозможно все запомнить. Константин Точилин: Я вот как пользователь китайского мотора уже 5 лет – тьфу-тьфу, пока ничего. Хотя, наверное, это все-таки лотерея. Михаил Кулик: Согласен про лотерею, но давайте посмотрим, китайские автомобили занимают свою нишу… Константин Точилин: Уже стали занимать. Михаил Кулик: Лодочные моторы точно так же занимают свою нишу. Оксана Галькевич: Но простите, на этом рынке… Извините, у меня нет мотора ни китайского, ни другого, но на этом рынке как поделены, распределены силы? – китайские моторы, российского производства, какого еще? Константин Точилин: Российские, по-моему, сдохли уже все. Михаил Кулик: К сожалению, да, вышли российские моторы, но пока ни отзывов, ни обзоров, ни какой-либо более-менее убедительной информации. Америка и Япония. Оксана Галькевич: Понятно. Константин Точилин: Ну и Китай, который берет все новые… Михаил Кулик: Семимильными шагами внедряется на этот рынок. Оксана Галькевич: А наших моторов не было традиционно, или просто так случилось, что мы их потеряли? Константин Точилин: Нет, были «Нептуны», «Ветерки». Михаил Кулик: Прекрасные моторы, да. «Москва», «Вихрь», «Ветерок», очень много было отличных моторов высочайшей технологичности. И многие из них, Константин, вы же видите, на воде ходят до сих пор. Константин Точилин: Ремонтопригодные. Михаил Кулик: До сих пор ходят. Константин Точилин: «Салют» еще был, ой, я помню этот «Салют», это… Михаил Кулик: Да, и обсуждаются, я даже коллекционирую книжки с описанием этого всего дела, с удовольствием их читаю. Константин Точилин: Так, у нас звонок еще один, да? Оксана Галькевич: У нас есть еще один звонок, давайте выведем Александра из Ульяновской области. Александр, здравствуйте. Константин Точилин: Здравствуйте. Михаил Кулик: Добрый день, Александр. Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос к Михаилу. Скажите, пожалуйста, ваше мнение о самодельных лодках. Может быть, их делают какие-то кооперативы или еще – из пластиковых водопроводных труб? Михаил Кулик: Самодельные лодки из пластиковых водопроводных труб?.. Хотелось бы увидеть, как это выглядит: из материала, переплавка или это разрезание и некое сшивание… Константин Точилин: Или… из тростника делал Кон-Тике, нет… Михаил Кулик: Да-да, ваша любимая тема. Константин Точилин: Может быть, так же связывают… Михаил Кулик: Да, наверное. Александр, у меня огромная просьба: если вы можете, пришлите, пожалуйста, на инфо, электронный адрес телеканала ссылку, если есть информация… Константин Точилин: …как это выглядит. Михаил Кулик: Да, вы нам снимите ролик, в YouTube мы с удовольствием посмотрим, тогда я смогу отозваться об этом. Зритель: Она примерно как надувная. Михаил Кулик: А, я видел такой ролик. Это вот такого вот диаметра трубы, сваренные в виде баллонов… Константин Точилин: Как поплавки получаются. Михаил Кулик: Да, баллоны. Простите, я на такой лодке не ходил, но по логике, если все швы герметичны, она будет весьма плавучей, практически непотопляемой. Посмотреть бы, как она себя поведет, как можно там установить транец, который выдержит мотор. Идея имеет право на существование, думаю. Константин Точилин: Так, возвращаясь к тому маршруту, интересуются, сколько бензина сожгли. Михаил Кулик: Ну это зависит от двигателя. Мы говорили практически в первом нашем выпуске передачи: мотор 100 лошадиных сил – это примерно 350-400 миллилитров топлива на 1 километр пути примерно. Константин Точилин: А мотор 10 лошадиных сил? Михаил Кулик: 180-190. Мотор 175-200 лошадиных сил – это от 700 до 1 литра. Константин Точилин: Но вообще лодочные моторы традиционно прожорливые, они более прожорливые, чем автомобильные, с этим, к сожалению, ничего не поделаешь. Михаил Кулик: Безумно прожорливые, это факт. Оксана Галькевич: Наши телезрители спрашивают: «А как вот с маршрутной сетью по Дону или по рекам Урала?» Вишеру вспоминают прекрасную. Михаил Кулик: Это замечательные места… Константин Точилин: Вишера просто… Михаил Кулик: Я с удовольствием общаюсь с людьми, которые там ходили, есть об этом рассказы опять-таки на YouTube, форумах и так далее. Сам я планирую поход от Новомосковска по Дону практически от истока еще в этом году, обязательно вернусь и доложу. Константин Точилин: Да, мы же только начинаем, поэтому мы постараемся, чтобы вся Россия была отражена. Михаил Кулик: Была охвачена максимально. Константин Точилин: И еще раз скажу, что ждем ваших видео с вашими любимыми реками, любимыми местами, любимыми… Михаил Кулик: И так мы закроем гораздо большую территорию. Константин, я прошу прощения, вы знаете, телеканал об этом сообщал, да и все масс-медиа об этом говорят: последние трагические события. Хочу призвать наших зрителей… Константин Точилин: Давайте напомним, какие. В Астраханской области погибли дети, просто пересекая рукав Волги… Михаил Кулик: …в 15 метрах от берега по вине наркомана-судоводителя, а может, и не судоводителя, а случайного человека. Константин Точилин: А просто… Причем как они в «южанку», которая, по-моему, 5-местная… Михаил Кулик: 4-местная. Константин Точилин: …умудрились 15 человек засунуть, это отдельная песня. Михаил Кулик: Ну разные версии, 9 спаслись… Ужасная ситуация. Константин Точилин: И еще несколько было подобных сообщений, это становится эпидемией. Михаил Кулик: На Дону в Липецкой области дети перевернулись на плату, двое погибли… Оксана Галькевич: Сегодня катамаран перевернулся, пока известно об одной погибшей. Михаил Кулик: Нет, он перевернулся пару дней назад, насколько я помню, в Хакасии. Сегодня нашли туристку первую, вторая без вести… Оксана Галькевич: Погибшую, да. Михаил Кулик: Друзья мои, к чему это? Это не самая лучшая тема для телеэфира. Я призываю к соблюдению норм, правил безопасности и к разумному подходу. Остались бы живы все в Астраханской области, будь они в спасательных жилетах, хотя бы в спасательных жилетах. Не могли бы они утонуть. Константин Точилин: Ну и хотя бы если бы они соблюдали нормы пассажировместимости все-таки – в 4-местную лодку 10 человек… Михаил Кулик: Это уже ответственность одного человека, конкретного судоводителя: он позвал, за ним пошли. Поэтому безопасность… Вода – не дорога, не остановишься у обочины и не выйдешь даже из горящей машины. На воде ты остаешься с судьбой и своим зачастую безумством один на один. Оксана Галькевич: Михаил, но это означает, что во всякое какое-то водное судно, во всякую лодку когда вы садитесь, выходите на воду, вы должны быть в спасательном жилете в любом случае, всегда. В чем тогда сложность? Они дороги, они недоступны? Почему в таких элементарных ситуациях… Михаил Кулик: Средняя цена спасательного жилета составляет 1 тысячу рублей. Константин Точилин: Проезд дешевле. Михаил Кулик: Я находил по 600 рублей спасательные жилеты, они держат на воде ровно так же… Даже если подойдет инспектор ГИМС и забракует жилет, сославшись на отсутствие штампа Ростеста, он спасет жизнь, это самое главное. Константин Точилин: Это же мы не для инспектора покупаем, мы это для себя покупаем. Михаил Кулик: Совершенно справедливо. Нет, есть особые критерии: в кабинные лодки граждане старше 14 лет могут внутри лодки находиться без жилета. Написал законодатель, утвердил, это остается на его совести. Моя рекомендация – всегда в спасательном жилете. Можно выбрать достаточно комфортную модель, которая не будет мешать двигаться, сидеть, стоять и отдыхать на воде. Оксана Галькевич: Но когда о детях речь идет, в любом случае обязательно… Михаил Кулик: А дети даже по закону всегда, везде, независимо от водоизмещения, размеров и типа судна. Константин Точилин: Ну это, наверное, вопрос еще и ко взрослым, чтобы своим детям объясняли все-таки, что вода не воздух, дышать в ней нельзя… Михаил Кулик: Конечно. Константин Точилин: …обратно не отыграешь, это не компьютерная игрушка, это жизнь. Оксана Галькевич: Так и чужим детям, судя по той истории в Астраханской области, тоже надо объяснять. У нас есть звонок из Краснодарского края, давайте послушаем Анатолия. Константин Точилин: Анатолий, здравствуйте. Михаил Кулик: Добрый день, Анатолий. Зритель: Да, извините, я из города Ейска… Константин Точилин: А, знаем мы этот город. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Михаил Кулик: Замечательный город. Зритель: Знаете, да? Прекрасно. Вроде как у нас получается, что есть граница с Украиной, а как таковой по большому счету морской границы нет. Я вопрос такой задаю. Спасательные жилеты – это понятно, это все прекрасно, но я хочу сказать, что в любом случае, как бы там ни было, если техосмотр судно проходит, в любом случае там должны быть эти все спасательные вещи, это все понятно. Но самое что интересное, вот я выхожу в море, и получается так, что я если 2 мили прошел в сторону от берега, 2 морских мили, понимаете, пограничная зона. А какая может быть пограничная зона, если нет морской границы между Россией и Украиной? Михаил Кулик: Анатолий, позвольте… Я понимаю ваш вопрос, уже отвечу, у нас, к сожалению, стремительно истекает время. Константин Точилин: Да, из экономии времени. Михаил Кулик: Морская граница все равно существует, есть понятие территориальных вод, за которыми начинаются нейтральные воды. Если территориальные воды одной и другой страны не позволяют разметить, скажем так, условно разметить… Константин Точилин: Насколько я знаю, Азовское море в совместном пользовании России и Украины. Михаил Кулик: Совершенно справедливо. Поэтому мы не будем все-таки диктовать пограничной службе ФСБ России, как охранять границу, а судоводителям я настоятельно рекомендую не вступать в споры с этими ребятами… Константин Точилин: Себе дороже. Михаил Кулик: Они реально несут боевую службу ежедневно даже в мирное время, я с ними хорошо знаком. Константин Точилин: Так, еще один звонок… Оксана Галькевич: …к сожалению, слетел. Вы знаете, есть предложение от наших телезрителей, может быть, тоже для будущих тем эфиров, – просят рассказать о жизни на воде в прямом смысле, о домах на воде. Михаил Кулик: Я понял, Оксана, спасибо. Этот вопрос… Константин Точилин: Дайте я отвечу, потому что я буквально сегодня заказал сюжет в Петербурге про людей, которые построили себе дом-дебаркадер… Михаил Кулик: Замечательно. Константин Точилин: Я надеюсь, может быть, к следующему эфиру мы его получим и обязательно на эту тему поговорим. Михаил Кулик: Поговорим. Оксана Галькевич: Кстати говоря, это сообщение из Мурманской области, Константин, оцените. Константин Точилин: Из Мурманской области? Не самая такая климатическая зона для житья на дебаркадере. Михаил Кулик: Замечательно. Я еду сейчас в Мурманскую область, дорогие телезрители, ожидайте в ближайшее время сюжет из Белого моря, с Баренцева моря, – выясним, как там на маломерных судах люди существуют, живут и что делают. Оксана Галькевич: Вообще на воде очень хочется есть. Константин Точилин: Вообще на воде очень хочется есть и на воде очень быстро бежит время даже в нашей студии, потому что наше время истекло. Мы успеваем только попрощаться – это был Михаил Кулик – и показать нашу традиционную кулинарную рубрику. Счастливо, до следующего четверга, смотрите на YouTube. Михаил Кулик: До свидания. Смотрите «Островную кухню» сейчас. Пока. СЮЖЕТ