Покажите детям, что вы справляетесь с ситуацией

Покажите детям, что вы справляетесь с ситуацией | Программы | ОТР

Тогда у них не будет неврозов и депрессии от коронакризиса

2020-05-21T15:14:00+03:00
Покажите детям, что вы справляетесь с ситуацией
Водка может исчезнуть с прилавков из-за нехватки стеклянной тары
Справедливы ли счета за отопление в российских домах? И как по закону добиться пересчёта?
ТЕМА ДНЯ: Сладкая жизнь заканчивается - цены на сахар растут
Как найти хорошего психолога. На что обратить внимание, чтобы получить профессиональную помощь
Пенсионерам простят долги? Выясняем, кто попадает под временную амнистию
Тотальная слежка по-китайски. Будет ли в России внедряться система контроля за людьми по QR-коду, как это делается в КНР
Что нового? Владивосток, Красноярск, Сочи
Пока сырьевые монополии будут поддерживать зарвавшихся юнцов-миллионеров, мы и будем проигрывать на футбольном поле кому ни попадя
Суеверуем!
Как справляться с неприятностями?
Гости
Екатерина Бурмистрова
семейный психотерапевт, писатель

Ольга Арсланова: Немного о детях тех самых бизнесменов, которые сейчас теряют доходы, да и о детях в целом. Сегодня каждый пятый ребенок на карантине страдает от депрессии. Это данные китайских ученых. Они изучали симптомы депрессии и тревоги у школьников, которые были дома больше месяца из-за пандемии.

Петр Кузнецов: На самом деле похожая картина и в других странах. И об этом говорят уже исследователи в США и Европе. Миллионы детей по всему миру внезапно оказались в непривычной ситуации, которая вызывает стресс.

Ольга Арсланова: Из-за пандемии коронавируса закрыты школы, отменены спортивные состязания, запрещены встречи с ровесниками. Кроме того, дети видят, что происходит дома, что родители теряют работу, доход. Как меняется привычный образ жизни? И как они будут это переживать? Что будут делать с этим? Большой вопрос, если даже и взрослым тяжело сейчас.

Давайте посмотрим. С конца марта по середину мая число обращений к онлайн-психологам выросло на 69%. В целом в первом квартале этого года россияне стали в четыре раза чаще пользоваться услугами психотерапевтов, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Заметьте: это данные по России, где психотерапия все-таки еще не настолько популярна, как в Европе или в Соединенных Штатах Америки.

Ну и детям тоже непросто сейчас. Исследованием их психологического состояния занимаются многие ученые. А вот американский социолог Глен Элдер изучал то, как, например, Великая депрессия 30-х отразилась на детях (есть некая аналогия). И такие факторы, как потеря работы, социального статуса, влияли напрямую на жизнь в семье – и дети начинали работать, например, чтобы семье помочь, и становились более самостоятельными.

Как будет сейчас? Пандемия навредит психике наших детей или поможет им сформировать силу характера? Давайте поговорим.

Петр Кузнецов: Сделаем это с Екатериной Бурмистровой – это детский психолог, семейный психотерапевт. Здравствуйте, Екатерина.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Между прочим, чтобы вы понимали, мама одиннадцати детей.

Ольга Арсланова: Одиннадцати! Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Правда? Да. Подкрепим, знаете, статусность вашу.

Ольга Арсланова: А давайте тогда о них и поговорим сейчас для начала. Ваши дети, как вам кажется, сейчас сильный стресс испытывают?

Екатерина Бурмистрова: Вы знаете, мы оказались в очень хорошем положении относительно других семей. Дачи у нас не было, но в начале карантина мы приняли решение уехать из города. Это было финансово рискованное решение, но мы поняли, что если мы не уедем, ни мы не сможем работать, ни дети не смогут нормально учиться. Потому что у нас много человек. У нас семья – тринадцать человек. Одиннадцать детей родились в одном браке, из них шесть школьников и один студент. Ну, такая история. С нами все хорошо.

И это та первая рекомендация, которую я на самом деле даю семьям с детьми-дошкольниками: при малейшей возможности организовать выезд за город. Сейчас должно стать потеплее, и есть возможность приехать на летние дачи. Это важно.

Ну, такая возможность, к сожалению, есть совсем не у всех. Давайте будем думать о тех, кто остался в своем основном месте проживания, в городах.

Значит, первое, что я хочу сказать. Восприятие ситуации детьми – детьми-дошкольниками, младшими школьниками, даже подростками – на 80% зависит от того, как эту ситуацию воспринимаем мы, родители. Макросоциальная ситуация воспринимается через буфер родительского восприятия. Если родители сами в панике, в депрессии, в тревоге, дезориентированы, стресс огромный, то дети это ловят, чувствуют и тоже начинают нервничать.

Но сейчас уже прошло достаточно времени, и я думаю, что многие из нас могут поставить некоторый буфер и разговаривать с детьми о происходящем максимально спокойно, давая им нормальную картину описания и давая им такое ощущение: «Мы справимся! Да, нам трудно. Да, сейчас, возможно, придется какие-то расходы урезать. Да, сейчас много поменялось. Но – мы справляемся». Вот этот посыл – это ключ к тому, что у детей не будет неврозов, срывов, каких-то депрессивных состояний. Это то, что можем сделать мы, взрослые, для детей.

Ольга Арсланова: Екатерина, все-таки стресс управляемый, да? То, о чем вы говорите сейчас. Неизбежный, но он управляемый. Он может пойти на пользу характеру ребенка? Он может вырасти более крепким, если понимает, что в жизни не всегда получается так, как он хочет?

Екатерина Бурмистрова: Вы знаете, я большой оптимист. И как профессионал я считаю, что да. Опять же многое зависит от родителей и от качества стресса.

Сейчас мы имеем дело с длительным стрессом. Первая стадия в длительном стрессе и у детей, и у взрослых – это мобилизация, гипермобилизация. Вторая стадия – адаптация. Третья стадия – астенизация. Мы сейчас все подошли к третьей стадии стресса – к астенизации. Нам важно не упасть туда.

Я уверена, что этот коронакризис, во-первых, приведет к формированию поколения К. То есть как было поколение Великой депрессии, сейчас тоже будет поколение детей, на которых очень сильно повлияла ситуацию с коронакризисом.

И я уверена, что будет мощнейший технологический рывок. И его, скорее всего, совершат дети, которые сейчас вынужденно перешли на дистанционное обучение и освоили раньше времени огромное количество технологий. Я еще в начале всей этой истории говорила, что если родителям удастся подать это все как некоторый челлендж: «Смотри – ситуация поменялись. Мы сколько всего нового освоили! Смотри – ты умеешь загружать Zoom, Google Meet, ты умеешь пользоваться кучей приложений»…

Ольга Арсланова: «Что-что?» – родители не все поняли, наверное, даже о чем вы говорите.

Екатерина Бурмистрова: Что такое Zoom? Это то, на чем проводят школы уроки. Google Meet – это приложение, где можно встречаться. Ну, как бы такая площадка для занятий совместных.

И дети сделали такой прорыв, что они родителям помогают перестраивать бизнес под онлайн. Это то, что я знаю. И дети смотрят, как родители справляются со стрессом.

Ольга Арсланова: Спасибо вам, спасибо. Екатерина Бурмистрова, детский психолог, семейный психотерапевт, – о том, как и взрослым, и детям пережить время пандемии.

Петр Кузнецов: Спасибо, что провели с нами этот час.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)