Поколение Z выбирает здоровый образ жизни?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/pokolenie-z-vybiraet-zdorovyy-obraz-zhizni-45301.html Иван Гостев: Ну что, уважаемые телезрители, давайте начнем наш вечер с обсуждения нашей молодежи. Тем более что, судя по результатам исследований, есть повод за них порадоваться. Россияне до 24 лет меньше подвержены вредным привычкам, чем старшее поколение. Они реже покупают алкоголь и табак (почти в два раза) и чаще выбирают здоровье питание – овощи и фрукты.
Ольга Арсланова: Но есть и плохие новости, как говорится: они более зависимые от Интернета. Онлайн зумеры проводят в среднем 6 часов 40 минут в день.
Какие они – представители этого поколения Z? Какими вы их видите? Какими их видят наши эксперты? Давайте поговорим прямо сейчас. Позвоните в прямой эфир, если, например, у вас дети, родственники. Или если вы сами зумеры, то тоже позвоните в прямой эфир и расскажите о вашем образе жизни. Нам очень интересно!
Иван Гостев: А мы сейчас подключим к беседе нашего эксперта – Татьяну Каменеву, заведующую кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Курского государственного медуниверситета, доктора социологических наук и доцента. Татьяна Николаевна, здравствуйте.
Ольга Арсланова: Здравствуйте.
Татьяна Каменева: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: У нас тут зрители, взрослые зрители пишут: «Неудивительно видеть вот такие данные, потому что нынешняя молодежь живет в довольно стабильное время, поэтому она здоровая, умная, красивая. У нее мало проблем, у этой молодежи, поэтому она, в общем, какой-то здоровый образ жизни соблюдает и позитивное мышление сохраняет».
Так ли это на самом деле?
Иван Гостев: Алло. Татьяна, вы нас слышите?
Ольга Арсланова: Ну что же, попробуем еще раз.
А пока еще раз посмотрим на цифры. Итак, в чеках этих самых зумеров – то есть тех, кому меньше 25 – алкоголь встречается в два раза реже, и табачная продукция тоже. Но на самом деле интерес к алкоголю после самоизоляции заметно снизился у всех поколений, как отмечается в этом исследовании. В основном люди стали покупать легкие напитки. Кстати, зумеры тут тоже не исключение.
Итак, представители поколения Z на 30% чаще, чем более старшие поколения, покупают овощи и фрукты, на 30% реже – мясо и птицу. В целом люди до 30 более экономные и уделяют больше внимания экологичности товаров. Вот такие данные.
С нами на связи наша зрительница Елена из Воронежа. Здравствуйте, Елена.
Иван Гостев: Елена, слушаем вас.
Ольга Арсланова: Что вы можете сказать об этих цифрах? Какие у вас наблюдения? Елена, слушаем вас.
Зритель: Алло. Спасибо. Значит, что я хочу сказать о здоровом поколении? К сожалению, в Воронеже ситуация такая: в каждом доме две-три пивнушки, кальянные на каждом шагу, наркотики рекой льются! И вы знаете, делается все, причем государством делается, идет государственная политика фактически уничтожения целого поколения, потому что детей приучают к этим ночным клубам, к ночным пивным…
Ольга Арсланова: Подождите, Елена, я прошу прощения. Я родилась в Советском Союзе, в 80-х, и одно из моих самых ярких впечатлений – это как соседи, знакомые родителей ходят в пивнушки. Они же были всегда. Что изменилось?
Зритель: Вы знаете, такого количества не было никогда. В жилых домах, в шаговой доступности, в жилых домах этого не было никогда! Понимаете? Жилой дом – это фактически приставка к пивной. Мало того что не спит весь дом из-за этих заведений, но и дети, извините, в любое время суток в трусах и в майке… Хлеба не купишь, а любое зелье, пожалуйста, на первом этаже.
Это политика государства по развлечению и так далее, и так далее. Детей не готовят к труду, не готовят к каким-то серьезным вещам. Их только развлекают, причем развлекают чудовищным образом. И я вижу такие изменения у детей (я доктор), у подростков, которых я за всю свою жизнь не видела никогда, потому что пиво порошковое газируется углекислым газом, дети пьют этот углекислый газ. И когда смотришь их желудок, то у меня, у старой женщины, волосы дыбом встают! Ребятушки, это чушь про здоровое поколение. Надо менять философию и вообще внутреннюю политику.
Ольга Арсланова: Да, спасибо.
Иван Гостев: Спасибо большое.
Ольга Арсланова: Видите как? Сразу есть другая точка зрения, которая не совпадает с данными исследователей.
А мы возвращаемся к диалогу с нашим экспертом. С нами на связи Татьяна Каменева, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Курского государственного медицинского университета, доктор социологических наук.
Татьяна, добрый вечер.
Татьяна Каменева: Добрый вечер.
Ольга Арсланова: Можно ли сказать, что поколение зумеров здоровее, больше заботится и о здоровье, и об экологии, чем предыдущие поколения?
Татьяна Каменева: Я бы не была категорична в отношении того, что они здоровее, но сказала бы однозначно: они очень хорошие, они вообще большие молодцы.
Если вернуться к самому началу и говорить о проблеме курения – да, действительно, они меньше курят. И это неудивительно. Понимаете, если все это проанализировать, то становится совершенно ясно, что эти молодые люди взрослели в период активной антитабачной кампании. Вред и несовместимость курения и здоровья – они на самом деле это впитали. Это во-первых.
Во-вторых, что ни говорите, на сегодняшний день как таковой образ успешности не связывается с наличием вредных привычек. Наоборот…
Ольга Арсланова: Татьяна?
Иван Гостев: Наоборот? С чем он связывается?
Татьяна Каменева: Демонстрация образа успешного человека через отсутствие… Наоборот, он связывается со здоровым образом жизни. То есть нет связи с вредными привычками как таковыми. Успешный человек сегодня – это спортивный человек, это тот человек, который ни в коей мере не курит. И это становится популярно.
Поэтому молодые люди не выбирают традиционное курение и традиционные сигареты. Если мы будем говорить о кальянах, вейпах – это уже совершенно другая вещь, которая, действительно, сегодня в молодежной среде есть, и определенную долю молодых людей на себя это оттягивает. Но все-таки я придерживаюсь такой позиции, что молодые люди, особенно молодежь младших возрастных границ, они все-таки ратуют за здоровье.
Вот буквально совсем недавно мы закончили огромное социологическое исследование. Это всероссийское исследование, и оно охватывало как раз молодежь от 15 до 30 лет. По результатам этого исследования были выявлены две таких тенденции. Я оговорюсь вначале, что мы его провели совместно с Центром социологии молодежи Института социально-политических исследований. А вот теперь – о тенденциях.
Первая тенденция – это то, что сегодня здоровье и здоровый образ жизни – это прежде всего путь к активной жизни через сохранение, поддержание и укрепление здоровья. Именно этой тенденции и придерживаются эти маленькие молодые люди.
И вторая тенденция, когда здоровый образ жизни – это больше модно, наверное. То есть пойти в спортзал – это модно. Не для того, чтобы поддержать свое здоровье, а просто для того, чтобы почувствовать принадлежность к особой группе, которой доступен, допустим, фитнес.
Ольга Арсланова: Татьяна, я просто сразу хочу уточнить. Часто читаю молодежные паблики – интересно! – и вижу, что есть огромные группы подростков, где это не модно, где по-прежнему модно напиться на вписке, модно откопать какую-нибудь закладку и модно покурить кальян. То есть это социальные различия между группами подростков?
Татьяна Каменева: Безусловно. Молодежь сегодня очень разная. Есть и такое. Но мы говорим все-таки о тех тенденциях, которые преобладают.
Я могу заявить о том, что преобладают тенденции сохранения здоровья через заботу об этом здоровье. То есть они начинают опасаться потерять свое здоровье, оно становится для них ценностью. Ведь на самом деле что самое ценное? Это здоровье. Есть здоровье, а все остальное приложится. И сегодняшняя молодежь начинает это осознавать, осознавать и всячески стараться поддержать и сохранить это здоровье – именно через практики здоровьесберегающего поведения и практики здоровые.
Иван Гостев: Татьяна, вы говорите о здоровье, о сбережении здоровья, об активном образе жизни. Но вы не считаете, что благодаря тому, что сейчас наши дети, наши младшие братья и сестры, они стали меньше уделять внимания личному общению, они стали больше сидеть в социальных сетях, у них как раз появился этот недостаток общения, и из-за этого они становятся менее активными в реальной жизни? Это большая проблема сейчас?
Татьяна Каменева: Безусловно, безусловно. Ну не то что это проблема… Скажем так, это изменение той жизни, которое мы наблюдаем. То есть вся жизнь немножечко перешла в виртуальность. Сказать, что это проблема или сегодняшний тренд, может быть, даже требование времени, когда они пересели в это виртуальное пространство? Здесь я не могу однозначно сказать, плохо это или хорошо. Это изменение – то есть то, что изменилось. Все меняется на самом деле. И не может…
Иван Гостев: Татьяна?
Татьяна Каменева: То, что было приемлемо и здорово 30 лет назад, быть таким же сегодня. Если мы говорим о переносе своей жизни в виртуальную среду и об общении в виртуальной среде, то очень много блогеров, которые пропагандируют зарядку, аэробику – то, что можно посмотреть и чем можно позаниматься, смотря в экран своего гаджета. Точно так же можно заниматься какими-то физическими упражнениями и приносить себе пользу.
Точно так же в этой виртуальной среде, несмотря на… Конечно же, есть все. Конечно же, есть и что-то негативное. Но все-таки то, что сейчас начинает преобладать – это ориентация на правильность, на правильное отношение к своему телу, на правильное отношение к самосохранению своего здоровья. А тенденция такая, да, есть.
Иван Гостев: Татьяна, вот смотрите. Вы сказали, что теперь молодой человек может, допустим, включить свой смартфон, посмотреть на блогера. Это какая-то выборочность, условно. То есть теперь человеку необязательно читать книгу для того, чтобы узнать какой-то фрагмент, что ему нужно, допустим, да?
Как вы считаете, это не перекладывается на отношение к образованию? Потому что там теоретическая направленность – и в школах, и в университетах. А молодые люди уже привыкли очень фрагментарно выбирать то, что им интересно. Возможно, они могут столкнуться с определенными сложностями в образовании классическом – в университетах и в школах.
Татьяна Каменева: Ну, дело в том, что меняются и молодые люди, и меняется образование. И здесь уже наисложнейшая задача – заинтересовать студента, абитуриента теми знаниями, которые мы им предлагаем, и подать им их в той форме, которая для них будет приемлема и интересна.
В последней ситуации мы перешли на новые практики в образовании, когда все свои задания и лекции мы перенесли в виртуальную среду и так начали общаться со студентами. Как воспринимается это молодежью? Достаточно по-разному. И студентами воспринимается по-разному, и молодыми преподавателями по-разному. Но тем не менее это новое в образовании и в образовательных стратегиях. Это тоже сегодня новое. Опять-таки это виртуальность, дистанционное образование, с которым мы все столкнулись.
И задача, наисложнейшая задача педагога – найти те точки соприкосновения в своей дисциплине, в своем предмете и зацепить этого студента, чтобы он понял, что это его, это как раз то, что ему нужно.
Ольга Арсланова: Готова поспорить с вами наша зрительница – Людмила из Твери. Добрый вечер, Людмила, вы в эфире.
Зритель: Здравствуйте. Я хотела бы вот на что обратить внимание. По поводу здорового питания нашей молодежи, якобы здорового. Посмотрите. Я бываю в магазинах, хожу мимо McDonald’s. Кто там сидит? Сидит там молодежь. Что они едят? Гамбургеры, чизбургеры со всеми этими майонезами, кетчупами, непонятно какими котлетами. В магазинах берут чипсы, сухарики, газированную воду, кукурузу эту…
Ольга Арсланова: Это правда.
Зритель: Я не вижу, чтобы они… И это не пенсионеры берут, а это берет-то молодежь. И поэтому сказать, что они получают здоровое питание… Вот пенсионеры как раз фрукты берут, фрукты и овощи берут. Но молодежь берет то, что полегче, так сказать, что можно тут же сунуть в рот, как говорится, и запить газировкой, пивом, энергетиком.
Ольга Арсланова: Спасибо большое, спасибо.
Татьяна Николаевна, не так давно ведь было исследование американских ученых, которые действительно заметили, что у поколения Z (это все-таки те, кому меньше 25) большие проблемы со здоровьем, гиподинамия. И это пристрастие к фастфуду действительно вызывает серьезные проблемы со здоровьем. Может быть, здесь у нас в России получше дела обстоят с этим?
Татьяна Каменева: Я думаю, однозначно получше, потому что… Что бы мы ни видели, но те стремления и те образы, которые молодой человек для себя рисует, которые он пытается реализовать в своей жизни, ни в коей мере они не связывают с фастфудом. Наоборот, они говорят: «Да, это вредно». Возможно, когда-то они к этому прибегают.
Я считаю, что у нас ситуация совершенно… ну, не совершенно, но в некоторой степени иная, потому что не характерна нам в традиционном понимании любовь к фастфуду. То есть она когда-то пришла, мы попробовали, а потом начали понимать, что не так уж это полезно.
Но я не отрицаю того, что… Да, действительно, где-то это есть. Действительно, парень и девушка пойдут, купят, быстро что-то перекусят, где-то в кафешке посидят. Да, такое есть. Но это не то, к чему они стремятся. Это не то, что они видят. И не так бы они хотели на самом деле. Во всяком случае, они говорят: «Да, это вредно». Они осознают вредность этого, но, действительно, прибегают к таким вещам иногда.
Ольга Арсланова: Спасибо. Татьяна Каменева, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Курского государственного медицинского университета, доктор социологических наук, была у нас в эфире.
Продолжаем общаться с вами, читать ваши SMS. Пишут нам: «Молодежь сидит в гаджетах, а это вредит здоровью, особенно психическому. Зависимость ведет к отуплению». «Моя дочь перестала есть мясо, рыбу, яйца. И внуков не кормит. Воюю с ней. Разве это здоровье питание?» И сообщение из Владимирской области: «Среди молодежи больше наркоманов, чем среди старшего поколения». Отмечают наши зрители: «Мы рано радуемся. Молодежь стала меньше покупать сигареты и алкоголь. Это значит, что молодежь перешла на какой-то другой допинг».
Иван Гостев: На что-то другое.
Ольга Арсланова: Вот давайте об этом поговорим.
Иван Гостев: Поговорим мы с Сергеем Полозовым, членом Совета по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации, председателем Всероссийского общественного движения «СТОПНАРКОТИК». Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Здравствуйте, Сергей.
Сергей Полозов: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Проблема с наркотиками сейчас по большей части какое поколение затрагивает, какой возраст?
Сергей Полозов: В принципе, проблема с наркотиками сегодня затрагивает все возрасты. Естественно, превалирует, по статистике опять же, возраст 20–25 лет. Однако первое потребление начинается и в 11–12 лет. А синтетические наркотики, все новые вещества – они в первую очередь интересуют молодежь, в том числе молодежь до 18 лет.
Что касается непосредственно самого вопроса о том, что здоровье стало лучше, количество потребления алкоголя и табака стало меньше. Все-таки я считаю, что статистика – достаточно хитрая наука, и она по-разному может трактоваться.
Исходя из того, что я вижу на улицах – да, действительно, тренд на здоровье, на фитнес, на спорт достаточно активно поддерживается. И видно, что и среди политиков, и среди обычных жителей достаточно много людей выходят на различные марафоны, забеги по всей стране. Но тем не менее говорить о том, что это прямо такое массовое оздоровление сейчас, я бы не стал.
И вы правы абсолютно, говоря о том, что наркотические вещества сейчас превалируют именно у молодого поколения. И связано это с тем, что доступность этих веществ стала гораздо ниже, чем потребление алкоголя в том числе. И здесь, скажем так, мы, по сути, бьемся с одной проблемой, но получаем выход энергии в другую.
Ольга Арсланова: Подождите, Сергей. Правильно мы вас понимаем, что наркотик сейчас проще найти молодому человеку, чем купить алкоголь? Вы это имели в виду?
Сергей Полозов: Абсолютно точно.
Ольга Арсланова: А как это?
Сергей Полозов: Вот женщина звонила и говорила о количестве пивных в каждом доме и так далее.
Ольга Арсланова: Но там паспорт попросят.
Сергей Полозов: Это несравнимо меньше с количеством закладок и рекламы наркотиков…
Иван Гостев: Даже реклама наркотиков? А как же эта реклама проходит?
Сергей Полозов: Конечно. Мы сейчас бьемся с рекламой табака и алкоголя в фильмах, соответственно, в рекламе, то есть мы запрещаем рекламу на спортивных объектах. При этом наркотические препараты рекламируются настолько активно в социальных сетях, в мессенджерах…
Иван Гостев: А там нет какого-то отслеживания, контроля за этим?
Сергей Полозов: Проблема заключается как раз именно в этом – контроля практически нет. Ну, скажем так, один из известных мессенджеров, который мы еще недавно блокировали всей страной (так и не заблокировали), он является основным источником распространения информации о продаже наркотиков. Общение идет через бота, через компьютерную программу. Соответственно, найти кого-то персонально невозможно. Все это скрывается в том числе через VPN и так далее, в другие страны уводит. Поэтому достаточно сложно это отследить. Да, конечно, это хороший вопрос, но пока он нереализуемый.
А стоимость различных веществ сегодня действительно ниже или сопоставима с дешевым алкоголем. Поэтому, к сожалению, я скажу, что у нас есть статистика: 10,5 миллиона потребителей наркотиков в год, регулярных потребителей. И это статистика без учета аптечной наркомании, без учета синтетических наркотиков, которые не вошли в перечень запрещенных. То есть даже по этой статистике это каждый седьмой.
Иван Гостев: Да уж, ужасающая статистика!
Ольга Арсланова: Сергей, я, может быть, сейчас какую-то ужасную вещь скажу. Я не специалист. Вот у вас как у специалиста хочу узнать.
А что, синтетические наркотики, которыми время от времени увлекается молодежь, я так понимаю, в каких-то развлекательных целях, они вреднее алкоголя или они вреднее наркотиков, на которых «сидело» старшее поколение? Ну, судя по статистике, героиновых наркоманов, например, у нас в стране существенно меньше стало. То есть мы понимаем, что человек молодой всегда будет стремиться что-нибудь такое принять, ну, экспериментировать. Так устроен его разум, такой опыт он получает. Может быть, это не самое страшное?
Сергей Полозов: Здесь три вопроса у вас в одном.
Ольга Арсланова: Да.
Сергей Полозов: Я постараюсь ответить коротко на каждый.
Что касается героиновых наркоманов – да, их действительно становится меньше, и ровно потому, что рынок поменялся. Сейчас для того, чтобы создать какое-то большое количество наркотика и им захватить огромную территорию, требуется маленькая квартирка, не знаю, в 50 квадратных метров. Абсолютно не требуется никаких огромных полей, лабораторий, охраны и так далее. Соответственно, маржа выше, а проблем меньше.
Плюс синтетические наркотики (параллельно перехожу сразу ко второму ответу) в начале своего сбыта не попадают в перечень запрещенных. И это является дополнительным стимулом для покупателей этих наркотиков – за них не посадят. Да, мы работаем, стараемся быстро работать на законодательном поле, но время принятия решения с момента выявления нового вещества до момента его попадания в перечень запрещенных – оно все-таки достаточно большое по-прежнему.
И отвечаю на третий вопрос. Да, действительно, у молодежи всегда такие интересы возникают, но тем не менее… То есть у синтетических наркотиков гораздо больше последствий, чем у алкоголя и у других наркотиков в том числе, именно исходя из своей химической составляющей. Да, действительно, скажем так, воздействие алкалоидов или опиоидов каких-нибудь на организм, они разные рецепторы задействуют, но, по сути, вызывают те же процессы привыкания и те же процессы отмирания клеток мозга, нарушения центральной нервной деятельности, работы сердца, дыхания.
А синтетические приводят в том числе к изменению… вплоть до изменения структуры ДНК. То есть они влияют гораздо жестче, быстрее. И последствий в том числе летальных гораздо больше. То есть я не стал бы тут проводить параллели…
Ольга Арсланова: Но при этом удивительное поколение…
Сергей Полозов: Все равно так или иначе это имеет место быть. Молодежь к этому стремится ровно из-за того, что это стало более доступным.
Ольга Арсланова: И здесь, кстати говоря, парадоксальность все-таки этого молодого поколения в том, что может молодой человек что-то такое принять, а потом, в принципе, через пару дней в спортзал пойти. То есть это никак…
Иван Гостев: И считать себя здоровым человеком.
Сергей Полозов: Я бы не стал так говорить.
Ольга Арсланова: Нет?
Сергей Полозов: Потому что это может стать некой пропагандой наркотиков, такая речь ваша. Абсолютно точно нет. Человек, который после принятия такого вещества пойдет на следующий день в спортзал, скорее всего, сляжет с сердечным приступом.
Ольга Арсланова: Ну, может, вы и правы. Придется выбирать.
Спасибо. Сергей Полозов, член Совета по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации, председатель Всероссийского общественного движения «СТОПНАРКОТИК», был у нас в эфире.
Продолжаем читать ваши сообщения. «Молодежь ходит в McDonald’s. В магазинах стоят в очереди за энергетиком или пивком», – пишет наш зритель. «Как курила молодежь, так и курит. Правда, с пивными бутылями перестали ходить».
Иван Гостев: А вот пишут: «Гаджеты разобщают молодежь, – из Астраханской области. – Это социофобия и социопатия».
Ольга Арсланова: Продолжаем общаться с нашими зрителями. У нас на связи Юрий Михайлович из Тулы. Добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер, студия. Добрый вечер, ведущие. Добрый вечер, гости.
Мне 71 год, я пенсионер. Город Ясногорск Тульской области. Мне 71 год, и я сегодня отжимаюсь от пола 23 раза. Мое поколение посещало спортивные секции с 15 лет и выше. Я занимался не одним видом спорта, а двумя видами. Я занимался двумя видами. Но дело не в этом. Сегодня молодежь специально спаивают, обкуривают, обкалывают, чтобы она меньше думала. Поэтому и нет у нас спортивных секций. Вот это плохо. Мы теряем поколение людей.
Ольга Арсланова: У меня вопрос: в Туле действительно такие проблемы с секциями спортивными?
Зритель: Я не в Туле, а город Ясногорск Тульской области. И это по всей России в глубинке, я знаю. Я обратил внимание, что в конце 90-х – в начале 2000-х годов молодежь стояла на улице, с горлышка пили пиво. Сегодня этой молодежи не видать, они уже там. Ну, вы сами догадываетесь, где они. Так вот, я скажу, что нормальное пиво раньше варилось – «Жигулевское» – 29 дней в чане. А сегодня это химия! И к 18 годам они все больные. Я не знаю, как еще их в армию забирают. Удивляюсь!
Ольга Арсланова: Непьющих забирают. Спасибо.
Иван Гостев: Спасибо большое, спасибо. Действительно, о качестве продуктов говорят многие телезрители. Многие пишут, ругаются, жалуются, сравниваются с продуктами советского времени – и, конечно, не в лучшую сторону.
Ольга Арсланова: Это вечная история.
А у нас на связи директор Института повышения конкурентоспособности, кандидат экономических наук Алексей Ульянов. Алексей Сергеевич, здравствуйте.
Алексей Ульянов: Добрый вечер.
Ольга Арсланова: Когда мы видим, что молодое поколение более ответственно относится к своему здоровью, тщательнее выбирает продукты, заботится об экологии, многие зрители старшего поколения говорят: «А чего тут удивляться? Молодежь материально лучше живет, чем предыдущие поколения. И времени у них больше. Вот поэтому мы видим и другое качество жизни».
Что вы можете на это сказать как экономист? Это действительно влияет на мировосприятие?
Алексей Ульянов: Ну конечно, есть такие факторы. Мы действительно отмечаем рост качества жизни, что бы ни говорили, по сравнению с советскими годами, тем более с «лихими» девяностыми. Если судить по числу телефонов, автомобилей, доступности различных видов услуг, того же отдыха, то для значительной части нашего населения (прежде всего, конечно, жителей крупных городов), у молодых людей качество жизни сильно улучшилось.
При этом, конечно, нельзя не сказать о том, что произошел существенный рост неравенства. Например, по неравенству имущественному мы находимся впереди планеты всей, Россия первое место занимает. Немножко лучше ситуация по неравенству доходов – мы где-то в середине списка. Хотя есть большие вопросы по учету теневых доходов. Тем не менее, конечно, этот рост качества и разнообразия не мог не повлиять.
И, скажем так, нацеленность на успех. Если говорить о поколении том, когда взрослел я лично, о поколении 80-х годов, 90-х годов, многие говорили о каком-то потерянном поколении. Рушилась на наших глазах страна. Мы не понимали, где мы будем жить, как мы будем жить. Отсюда был рост и подростковой преступности, и хулиганства уличного, которого сейчас, конечно, на порядок меньше.
Сейчас многие молодые люди… Наблюдается тенденция нацеленности на успех. Отсюда и отказ от обильного возлияния, особенно крепкими алкогольными напитками, отказ от курения у многих молодых людей наблюдается. Мы видим, что динамика курильщиков, особенно мужского населения, у нас самая лучшая в мире. Несмотря на то, что мы занимали первое место в мире по числу курящих мужчин, но и первое место в мире по темпам падения.
Хотя есть еще куда падать, как говорится. У нас 45% мужчин до сих пор курят. Но среди мужчин моложе 30 лет эта доля уже упала ниже 25%. Поэтому, в принципе, есть чему радоваться, по крайней мере с точки зрения курения. Наш закон об ограничении потребления табака свои плоды, безусловно, принес.
Иван Гостев: Алексей, прошу прощения. А как-то можно сказать, что, допустим, курят и употребляют алкоголь больше дети из неблагополучных семей, или нет?
Алексей Ульянов: Мы по алкоголю четко видим возрастную градацию. Скажем так, люди старше 45, очевидно, склонны потреблять крепкие спиртные напитки, а более молодые когорты склонны потреблять пиво либо более разнообразное потребление – алкоэнергетики. Но на самом деле не факт, что они менее опасные, чем та же самая водка. Хотя запрет сыграл определенную положительную роль. Там мы видим и склонность к качеству вин, иногда других напитков крепких, может быть, не водки. Но если говорить о тех, кто старше 45 лет, то это четко либо самогон, либо водка. Вот есть такая четкая градация.
И по отношению к курению то же самое. Наш закон по ограничению курения в большей степени повлиял, конечно, на молодых, то есть молодые стали меньше этим злоупотреблять.
А если говорить о доходных категориях, то я бы не сказал, что здесь наблюдается сильная такая градация. Мы видим, что если молодые люди курят, то примерно одинаковая пропорция – как среди жителей городов более обеспеченных, так и среди менее обеспеченных.
Ольга Арсланова: Спасибо за ваш комментарий. Директор Института повышения конкурентоспособности, кандидат экономических наук Алексей Ульянов был у нас в эфире.
Мы говорили об образе жизни молодого поколения – так называемых зумеров.