Покупка автомобиля на вторичном рынке. Пошаговая инструкция от специалиста по автоподбору

Гости
Владимир Ларин
специалист по подбору автомобилей

Петр Кузнецов: Третья тема в дневном «Отражении», поговорим о вторичном авторынке. Спрос падает, цены при этом растут, подорожание докатилось с рынка новых автомобилей до вторички. Средняя стоимость подержанной машины в этом году 635 тысяч рублей, и это на 4% больше по сравнению с прошлым годом.

Тамара Шорникова: Это значит, что надо выбирать тщательнее, чтобы не ошибиться и не потратить лишние деньги. Прямо сейчас советы от эксперта, на какие модели стоит обратить внимание и как проверить автомобиль перед покупкой. Об этом расскажет Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей. Ждем ваших вопросов. Здравствуйте.

Владимир Ларин: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Я думаю, что начнем мы, наверное, с видеосюжета, вы в нем приняли участие. Наш корреспондент Екатерина Ходасевич обобщила рекомендации по проверке автомобиля перед покупкой. На какие модели подержанных автомобилей сейчас стоит обратить внимание и что нужно делать, пока вы еще не отдали деньги? Смотрим видеоматериал.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Скажите, Владимир, вот есть такой стереотип, не знаю, может быть, был уже, что если живете где-то в небольшом провинциальном городке, то за б/у машиной нужно обязательно ехать в Москву. Эта модель сейчас сохраняется, или раз мы говорим о том, что вторичный рынок сейчас очень хорошо подорожал, то в принципе ситуация по всей стране так выровнялась?

Владимир Ларин: Нет, действительно в Москву едут многие за автомобилями. Здесь находится, наверное, в европейской части наибольшее сосредоточение автомобилей, которые выводятся в продажу на вторичный рынок, и здесь есть из чего выбрать, поэтому сюда люди едут.

Петр Кузнецов: И поторговаться соответственно, да?

Владимир Ларин: Да.

Тамара Шорникова: Мы, кстати, ждем личных историй ваших, если вы выбираете как раз сейчас подержанный автомобиль или купили его, звоните, рассказывайте, как вы выбирали, на что обращали внимание. Если были какие-то случаи мошенничества, тоже о них рассказывайте, потому что мы видим, что это, конечно, рынок с повышенным риском, скажем так, для покупателя.

Владимир Ларин: Да.

Тамара Шорникова: Есть что-то, что сразу должно отпугнуть в предлагаемой сделке?

Владимир Ларин: Нужно вообще как-то вкупе, в общем на ситуацию посмотреть, которая происходит, когда вы выходите на сделку. Если какой-то есть момент сомнения в продавце или в автомобиле, взять надо паузу, немножко обдумать, выйти, может быть, на каких-то знакомых людей в ГАИ, либо кто занимается подбором, либо юристы, чтобы они вам немножко… Обрисуйте им эту ситуацию, возьмите паузу, и возможно, со временем как-то люди вам помогут, чем вы опрометчиво совершите покупку и, получается, потеряете все деньги, если юридически будут с автомобилем какие-то истории в его прошлом, соответственно вы потеряете все деньги. Поэтому торопиться нельзя, нужно подходить немножко с холодной головой к покупке.

Тамара Шорникова: У нас, кстати, есть звонок, Андрей из Иркутска к нам дозвонился. Давайте узнаем, с чем он пришел к нам в эфир. Здравствуйте, Андрей.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Слушаем вас. Вы выбираете автомобиль?

Зритель: Да-да, я вот хотел задать вопрос при выборе автомобиля. Есть такие как бы функции, что именно по пробегу, смотришь когда спидометр, именно на спидометре у него 400 тысяч, например, а смотришь по педалям, резинки на педалях, они бывают стертые до железа, то есть вот такой вопрос. И по состоянию тормозных дисков, большая выработка или маленькая. Но это, естественно, все можно поменять, но просто не каждый будет менять, не каждый на это внимание обращает.

Петр Кузнецов: Спасибо. Такие два вопроса от Андрея.

Владимир Ларин: Ну Андрею хочу ответить в первую очередь, что да, есть косвенные признаки, которые говорят о пробеге автомобиля: это наличие сколов на лобовом стекле, на кузове автомобиля, износ его шин, тормозных дисков, педалей, сидения – в общем, всех частей, которые вы, соответственно, руль, дотрагиваетесь до чего-либо либо что имеет контакт с окружающей средой. Естественно, бывают такие случаи, что пробег корректируется в меньшую сторону, но от этих признаков, если непрофессионально готовят автомобиль, соответственно эти признаки остаются, мы на них как специалисты обращаем внимание и часто выявляем скрученный пробег даже элементарно по базе техосмотра.

Петр Кузнецов: Что влияет скорее всего на стоимость? – прежде всего год или все-таки пробег?

Владимир Ларин: И год, и пробег являются определяющими факторами.

Петр Кузнецов: Как-то они так соотносятся, да? Нужно смотреть, соответствуют ли, потому что бывают на самом деле…

Владимир Ларин: Да, бывает очень свежий автомобиль…

Петр Кузнецов: …за 2 года вообще наездил там под 100 тысяч километров…

Владимир Ларин: Автомобиль такси бывает, 100 тысяч в год проезжает и продается как не автомобиль такси.

Петр Кузнецов: То есть нужно обращать внимание на в принципе то, сколько нужно закладывать тысяч километров в год, сколько в идеальном сценарии должна машина в год проезжать, чтобы она к 10 годам…

Владимир Ларин: Москва и область – берем 20–25 тысяч в год. Когда мы подбираем автомобиль клиенту, мы предупреждаем о том, что пробег будет примерно равным 20–25 тысячам в год, это считается для Москвы и области нормой. В принципе умножаем количество лет владения автомобилем на эти цифры и получаем реальный пробег. Бывает, конечно, попадаются автомобили с крайне маленькими пробегами, мы такие автомобили находим часто. Допустим, 8 из 10 автомобилей, наверное, которые я подбирал последние, даже 40 тысяч пробега нет, возраст 5–7 лет автомобиля.

Петр Кузнецов: Вот вы о сколах еще заговорили – что выгоднее, где я выиграю скорее, если продам машину такой, какая она есть, с внешними какими-то дефектами, с теми самыми изношенными какими-то колодками, например, или же все-таки вложиться в нее до продажи и соответственно стоимость повысить?

Владимир Ларин: Ну смотря какая требуется подготовка, нужно тоже тут все взвесить, количество вложений, которые требуются в автомобиль, и взвесить, так же посмотреть на соседние объявления, допустим, автомобили без вложений, и как-то прикинуть. Может быть, сделать как-то цену под это дело, как говорится, подогнать, что с небольшим торгом или на устранении недостатков вы продадите свой автомобиль за ту цену, которую…

У вас все равно есть какая-то нижняя психологическая отметка, ниже которой вы не продадите, в принципе… Есть тонкие психологические моменты, когда люди закладывают какую-то цифру, 30–50, у кого-то 70 тысяч в зависимости от бюджета автомобиля, и соответственно как-то делают, когда уже непосредственно с покупателем вы встречаетесь у машины, соответственно у вас какое-то наладилось общение, какая-то появилась, в общем, взаимосвязь, вы уже, соответственно, объявляете, что вот ваша цена такая-то. Если у вас спрашивают, какая ваша последняя цена, вы говорите, что такая-то, вам все равно еще ниже говорят, вы… Нет, это тоже все зависит от психологии…

Петр Кузнецов: Ну и от спроса тоже, конечно.

Владимир Ларин: Если вы стоите на своем… Да, и в зависимости от того, какой у вас ликвидности автомобиль: если высоколиквидный автомобиль, там диапазон мы имеем в виду сейчас 500–600 тысяч рублей с пробегом до 100 тысяч, они очень хорошо уходят, эти автомобили. Конечно, вас могут продавить по цене перекупщики, создать какой-нибудь искусственный ажиотаж, позвонить вам с нескольких разных номеров в течение нескольких дней, сказать, что ваша машина столько не стоит, я заберу за столько-то, вас начнут как бы давить. Надо тоже, я говорю, взять паузу, немножко расслабиться и не обращать внимания, если действительно у вас хороший автомобиль. Если он не очень хороший, соответственно делайте скидку и продавайте его, все равно придете как-то к общему знаменателю, как говорится.

Тамара Шорникова: Еще один совет, возможно, можем дать Александру из Москвы или услышать его вопрос как минимум. Александр, здравствуйте. Александр, вы слышите нас?

Петр Кузнецов: Александр? Еще одна попытка.

Зритель: Алло.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Слушаем вас.

Зритель: Слышно?

Петр Кузнецов: Да.

Тамара Шорникова: Да.

Зритель: Прекрасно. Я вот, кстати, хотел сказать насчет искусственного ажиотажа. Что иногда творит продавец? Мы тут сыну поехали машину покупать. Приезжаем, а там молодая пара, значит, уже смотрят. И вот, значит, как-то они хотели нам с ними, так сказать, искусственное соревнование устроить. Ну я-то, в общем, сразу это просек. В общем, я хотел сказать: люди, будьте бдительны!

Петр Кузнецов: Спасибо. Совет в итоге Александр из Москвы дал. Спасибо.

Владимир Ларин: Прокомментирую?

Петр Кузнецов: Да.

Тамара Шорникова: Пишут Камчатка и Владивосток, что очень много у них своих каналов поставок автомобилей, как раз имея в виду близкие границы и как раз рынок такой же развитый, как московский.

Владимир Ларин: Да.

Тамара Шорникова: Много ли покупают оттуда? Или это только для соседей выгодно?

Владимир Ларин: На самом деле вот сейчас есть у меня несколько заявок, люди из Владивостока хотят в Москве приобрести Lexus, Toyota Land Cruiser с левым рулем. У них, видимо, это какой-то престиж, может быть, во Владивостоке и автомобиль с левым рулем, то есть есть такие заказы на Владивосток. Мы здесь их находим, оформляем договор купли-продажи, иногда даже на учет ставим и отправляем сеткой во Владивосток, то есть есть такие заказы.

Петр Кузнецов: Современная машина, в принципе неважно какая, все равно в Калуге собирают, – вот после 10 лет, как правило после 10 лет, сейчас немножко эти сроки отодвигаются, машиной стали владеть дольше. Все еще жива, ликвидна, на ней еще можно много проездить? Вот сейчас говорят, что современные машины максимум 10 лет живут.

Владимир Ларин: Все зависит от состояния. У машин старше 9–10 лет как такового нет пробега, я так считаю, не смотрите на пробег. Бывает, что 140 тысяч пробег, 200 тысяч пробег, но машина выглядит хорошо, за ней очень хорошо следили, по трассе за фурами дистанцию соблюдали, сколов на ней практически нет либо, может быть, ее пленкой оклеивали. И вот после соответственно 10 лет смотрите на состояние.

Бывает, что один владелец владел 10 лет, но он на ней возил рассаду, возил любимых собачек, коняшек и тому подобное, и машина выглядит очень непрезентабельно как снаружи, так и внутри. Допустим, он ее оттирал, отдалбливал лед от нее зимой скребком, а кто-то хранил в подземном паркинге ту же самую 10-летнюю машину. Если мы рядом поставим два этих автомобиля, естественно, вы выберете тот, за которым ухаживали, за которым следили, даже если у него будет больший пробег. То есть смотреть надо глазами на самом деле, не всегда пробег говорит о состоянии.

Тамара Шорникова: Ну и вот в сюжете, который мы смотрели, и, в общем-то, нам приходят SMS такие, до полумиллиона Kia Rio, Volkswagen Polo, Mazda 3, ни одного отечественного автомобиля. Значит ли это, что они не проходят по ценовой категории, или все-таки мало людей верят в том, что после 10 лет та же LADA Kalina будет так же бодро бегать?

Владимир Ларин: Да, люди в московском регионе, так как здесь у меня специфика работы по Москве и области, топ автомобилей до 500 тысяч, наверное, все-таки Rio, Polo, Solaris, на четвертом месте Tiida, наверное, ну и пятое место, наверное, все-таки российский автопром. В московском регионе предпочтение люди отдают иномаркам, Kia, Hyundai и Nissan, Mazda…

Тамара Шорникова: Но это просто эстетический выбор, или есть какие-то реальные обоснования для этого? Ну то есть просто нравится иномарка, или все-таки…

Владимир Ларин: Наверное, все-таки какой-то, как говорится, псевдопрестиж в иномарке есть.

Тамара Шорникова: Понятно.

Владимир Ларин: Отечественный автопром в Москве мало кто предпочитает.

Петр Кузнецов: Владимир из Челябинской области с нами на связи. Владимир, здравствуйте, это вы?

Зритель: Да-да.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, слушаем.

Зритель: Я заменил двигатель Nissan Maxima 1998 года. Как мне ее продать? Документов на двигатель нет.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо. Вот такие исходные данные.

Владимир Ларин: Да. Надо еще важный момент: при выборе автомобиля сейчас нужно всегда смотреть на номер двигателя, какой бы он там ни был ржавый, он должен хотя бы немного, но читаться, иначе вас отправят на экспертизу. Вот Владимир столкнулся с тем, что он заменил двигатель, он купил двигатель, видимо, контрактный, без документов, может быть, где-то на какой-то площадке Интернет-объявлений…

Петр Кузнецов: Без всего, так.

Владимир Ларин: Если вы покупаете двигатель, как правило, продают юрлица, у них есть все документы: таможенная накладная, чек кассовый, и также у вас для постановки автомобиля в ГИБДД должен быть еще заказ-наряд с авторизованного сервиса, что вы двигатель установили в авторизованном центре. Вот эти 3 минимум документа позволят автомобилю встать на учет. Теперь этот автомобиль, получается, у вас на вечном учете, он будет на вас, либо вам нужно теперь ставить другой двигатель, который имеет документы.

Петр Кузнецов: Менять, да.

И Олег из Краснодара еще у нас есть. Здравствуйте, Олег. Олег?

Зритель: Добрый день.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: У меня такой вопрос, интересует такой момент. Не знаю, как в ваших центральных регионах, но у нас на юге часто встречаю объявления и по дороге когда едешь, и вообще. Объявления такого рода: «Срочно выкуплю автомобиль с пробегом, включая отечественные». Вот я хочу просто узнать, в чем смысл? Если отечественная машина с приличным пробегом стоит практически, ну по вашим московским ценам копейки, 30 тысяч, 40 тысяч, какой смысл заниматься такого рода дилерством? Вот я хотел спросить, в чем смысл.

Петр Кузнецов: На чем выигрывает перекупщик, ну понятно, что это перекупщики.

Владимир Ларин: Это «серые» площадки, «серые» дилеры. Они скупают автомобили в любом состоянии, у них есть свои слесарные цеха, малярные, они в них готовят автомобиль, пылесосят, «химчистят», соответственно делают скрутку пробега, приводят его в более-менее надлежащий вид, и к ним идут покупатели, у нас народ любит, как говорится, халяву, соответствие у них дешево и красиво. То есть выбирают люди глазами, естественно, такой автомобиль уже не имеет ни ресурса, ничего; его полностью вычищают, вымывают, следы эксплуатации на нем всячески скрывают, соответственно продают его дороже, на этом зарабатывают.

Тамара Шорникова: Вот такой тоже вопрос из Нижегородской области: «Купил Volkswagen Polo после одного владельца, сломалась через неделю. Нельзя ли как-то подать заявление на предыдущего владельца?» – видимо, не знаю, как-то компенсацию, что ли, хотят, вернуть или еще что-то. Есть ли какая-то защищенность у тех, кто покупает подержанные автомобили? Как отстаивать свои права?

Петр Кузнецов: Или все, руки пожали и все?

Владимир Ларин: На самом деле нет, он мог ему вернуть, расторгнуть договор, вернуть деньги в полном объеме. Единственное, что, как правило…

Петр Кузнецов: На основании каких документов?

Владимир Ларин: …физлица сразу начинают уклоняться от этого, говорят, что они деньги истратили, отдали долг и так далее, в общем, в этом плане очень сложно. С официальным дилером было бы проще, человек бы просто пригнал на эвакуаторе, ему оформили, получается, обратную приемку, написал бы досудебную претензию, соответственно у него бы приняли автомобиль обратно. Ну в случае серьезной поломки, двигатель или коробка – два самых таких серьезных узла агрегата, которые имеют наибольшую стоимость в автомобиле. Там если, конечно, у него подшипник заклинило либо какая-то течь пошла, естественно, это уже в процессе эксплуатации могло возникнуть, то есть такие мелкие факторы сам бы устранил и дальше поехал, как говорится, претензий бы не имел.

Петр Кузнецов: Финальный вопрос, буквально 30 секунд: как все-таки эффективно и с наименьшими затратами проверить б/у автомобиль?

Владимир Ларин: Значит, придать наибольшее значение нужно проверкам по базам не выходя из дома. Вы лучше потратите несколько часов, час, два, полтора, три на проверку всех документов, тех данные, которые вводные вам дали, прежде чем куда-либо ехать. Вы можете на дорогу, здесь в Москве обычно тратится 2–3 часа только на дорогу; лучше все-таки потратить 2 часа на проверку, полностью проверить по базе ГИБДД, Федеральной службы судебных приставов, реестру залогов, avtokod.mos.ru, здесь много есть ресурсов. Еще есть платные, воспользуйтесь платными для полной картины. Соответственно, вы будете уверены, что нет ограничений, нет обременений.

Петр Кузнецов: Это уже большая часть нужной информации.

Владимир Ларин: Да, юридическая информация вот эта вся имеет наибольшую ценность. Технически, если что-то сломается, вы что-то недосмотрите, недопроверите…

Петр Кузнецов: Ну да, человек, который покупает, все-таки готов к тому, что ему даже в ближайшее время предстоит все-таки поработать с этой машиной, куда-то ее отдавать.

Владимир Ларин: Да.

Петр Кузнецов: Спасибо большое. Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей.

Тамара Шорникова: Это были темы дневного выпуска программы «Отражение», сейчас расскажем, о чем речь пойдет вечером.