Константин Чуриков: Сейчас начнем эфир с поддержки молодых предпринимателей. Премьер-министр страны Михаил Мишустин согласился с идеей освободить, во-первых, от уплаты штрафов малый и средний бизнес. Кроме того, что касается молодежи, молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет – им предусмотрят гранты на сумму от 100 до 500 тысяч рублей на развитие и воплощение своих идей. Это если говорить в целом о стране. Но есть отдельные исключения для арктической зоны – там предусмотрено вообще до миллиона рублей. Отдельно думают в Москве над своей программой, в столице запустят льготные кредиты для малого и среднего бизнеса. В будущем эти меры могут быть уже растиражированы, как это обычно бывает, на регионы. Итак, как помогать молодым предпринимателям? Каким именно предпринимателям? Какому бизнесу? Вот давайте сейчас вместе подумаем. Если вы молоды и если у вас есть какое-то дело – тоже позвоните, расскажите или напишите. 5445 – наш SMS-портал. И первым в эфир у нас выходит Александр Соколов, председатель Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палаты России. Александр Владимирович, здравствуйте. Александр Соколов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Сразу много вопросов по этой программе. Безусловно, разумно поддержать молодых. Когда же, как не в то время, когда нужен, может быть, стартовый капитал, еще что-то. Но сразу много вопросов. Первое: почему до 25 лет? Почему не поднять планку до 30? У нас вообще, по-моему, даже в концепции нашей молодежной политики прописано, что у нас молодые – это до 35 лет. Второе: что можно сделать на эти деньги? Насколько это существенная сумма? Ну и самое главное: кому конкретно из молодых помогать? Нет задачи – просто раздать деньги. Александр Соколов: Вы знаете, что касается возраста, то я могу лишь поделиться своими мыслями. Видимо, молодым везде у нас дорога, и решили ограничить возраст совсем для юных предпринимателей, скажем так. 25 лет – это, конечно, человек совсем без опыта. Если посмотреть окончание института, то сейчас время сдвинулось время. Я думаю, что среднее окончание – 22–23 года. И вот через он два года выходит на какие-то бизнес-дороги. Поэтому здесь соглашусь больше с вами. Действительно, можно увеличить возраст до 30 лет. С другой стороны, как вы сами сказали, сумма достаточно незначительная – от 100 до 500 тысяч рублей. Здесь какого-то мегакрутого стартапа он не откроет. Константин Чуриков: Ну, незначительная – смотря для чего, смотря что. Вот представим, что я молодой, не 40 с лишним лет, а двадцатипятилетний предприниматель. Александр Соколов: Слушайте, да-да, давайте оттолкнемся от того, для чего это делают. Это же делают для того, чтобы как-то создать новые рабочие места. В качестве создания одного, двух, трех рабочих мест, наверное, это годится. Если он сделает правильное ИП и откроет какую-нибудь пирожковую вместо иностранного какого-то кафетерия, то, наверное, да, это неплохая сумма. А особенно в регионе 500 тысяч – это неплохие деньги. Поэтому здесь в любом случае… И мы участвовали и давали свои какие-то прогнозы, и программа Правительства РФ. Прежде всего мы должны сейчас заменить те компании, которые уходят с рынка. Ради этого, в принципе, это все и делается. Ну а молодежь поддержать, конечно, нужно и стоит. Думаю, что тех ребят, которые воспользуются, правильно воспользуются этими грантами и деньгами, их будет видно, они будут множить свой бизнес. И тогда можно на втором этапе им предоставить какие-то большие привилегии, какие-то другие деньги. Константин Чуриков: Кстати, вот интересно. Когда проводят какие-то опросы, обычно достаточно большое число людей, особенно молодых, декларируют: «Да, хотел бы открыть свое дело». А вот в каком проценте случаев дело доходит до дела? То есть сколько у нас вообще этих молодых предпринимателей? Ну хорошо, давайте не до 25 лет, а до 30, до 35. Сколько их? Какая доля? Александр Соколов: Вы знаете, статистика, конечно, такая не ведется, возрастная, потому что… Ну что такое предприниматель? Это тот, кто создал ИП? В принципе, по большому счету… Константин Чуриков: Владелец, учредитель. Александр Соколов: Да, я про это и говорю. И самозанятые тоже предприниматели у нас, и создавшие малые предприятия, средние и так далее. Поэтому здесь можно судить только по роду деятельности и по наблюдениям. Но я думаю, что хорошихи крепких предпринимателей до 30 лет, их не так много, откровенно могу сказать. Я считаю, что все-таки вот этот возраст – 30 лет – является переломным. Если до 30 лет ты чему-то научился в бизнесе или вообще где-то проработал, если в ресторанной сфере где-нибудь, барменом или официантом, то с 30 лет ты как раз начинаешь созидать и создавать. Не так много талантливых ребят и опытных ребят, которые могут правильно создать бизнес до 30 лет. В моем понимании просто предприниматель – это тот человек, который работает не на себя, а он работает, создает рабочие места, он платит зарплаты, берет на себя ответственность. Вот это предприниматель. А если предприниматель работает на себя, он ИП, один, все для себя, то какой же он тогда предприниматель? И стоит ли его поддерживать? Поэтому в основном, я думаю, настоящий предприниматель рождается после 30. Это мое заключение. Константин Чуриков: Ну, видимо, какая-то государственная задача, чтобы они рождались пораньше, чтобы ори пораньше над этим думали. Александр Владимирович, частный вопрос такой: где набраться опыта? Вот заканчивает человек вуз. На работу не берут, потому что говорят: «Ой, ты зеленый, тебя еще всему учить надо, а времени нет». И все время нет этого времени, да? Так как набираться этого опыта, чтобы, набивая шишки, уже становится предпринимателем, причем желательно успешным? Александр Соколов: Прежде всего, я бы советовал всем молодым дарованиям во время учебы, даже если он учится на дневном факультете, идти работать по специальности в то время, пока он учится. Отучился, вторая половина дня свободная – не нужно ходить гулять, спортивные достижения какие-то достигнуты, нужно идти работать профильно. И вот ты заканчиваешь институт, ты проучился пять-шесть лет, и у тебя есть опыт. И вот после этого ты можешь постепенно-постепенно набивать шишки на бизнес-улице, постепенно-постепенно начинать создавать свое дело. Ты выходишь из института, проработав три-четыре года уже где-то. И тебе уже никогда не скажут, что у тебя есть высшее образование и нет опыта. То есть – не терять время. Предприниматель – это прежде всего человек, который все время расходует во благо своего дела. Об этом надо думать еще с самых-самых ранних времен – с института. Константин Чуриков: Александр Владимирович, но сейчас же у нас такой поворотный момент, в принципе, и в нашей истории, и в нашем мировосприятии. Еще вчера эти ребята молодые, во всяком случае многие из них, скажем так, не все, но хотели быть если не блогерами в целом, то тиктокерами. Они считали, что деньги можно заработать, если ты просто дурака валяешь на каком-нибудь экономическом форуме и снимаешь какую-то сторис в ныне уже запрещенную экстремистскую соцсеть. Так вот, как вы видите это перестроение? Вообще понимает ли молодежь, куда ей идти, во что ей идти, чем заняться сегодня? Александр Соколов: Вы знаете, лично для меня это больная тема – блогерство и тиктокерство. Есть, конечно, безусловно, талантливые ребята, которые несут пользу обществу и создают, повторюсь, рабочие места, и информацию какую-то выделяют обществу правильную. А есть все-таки (извините, не для эфира) мат-перемат. И в основном, к сожалению, они за собой ведут куда-то молодежь. Поэтому тенденция отмены части вот такой негативщины… Я согласен, что сейчас должен случиться переворот в голове у человека. Он понимает, что профессия «блогер» сегодня неактуальная. А вот профессия «предприниматель», «бизнесмен» или просто любая другая профессия – качественный доктор, хороший учитель, там, где ты действительно созидаешь, производишь, интеллектуальный труд или любой другой – вот там и есть настоящие живые и правильные деньги, заработанные с удовольствием, приобретенный опыт. А все вот эти тенденции, которые последние десять лет развивались, к сожалению, государство их очень слабо контролировали. И мы распустили, конечно, нашу молодежь донельзя, когда у нас модно стало ругаться матом, у нас модно оскорблять действительно достойные профессии, работников различных заводов. Ну, я думаю, что сейчас полгодика – и мы вспомним, что такое действительно настоящий созидательный труд. И я, если честно, очень рад этому, что у нас молодежь наконец-то поймет. И сами блогеры тоже должны нести ответственность за то, что они говорят и делают. И нормальные ребята, нормальные блогеры, они должны информировать и говорить: «Вот посмотрите – нам сейчас нелегко. Идите учиться и работать». Константин Чуриков: Александр Владимирович, мне близка ваша точка зрения, что для того, чтобы состояться… Хотя я не предприниматель и вообще ни разу и нисколько, но мне кажется, что если ты понимаешь в своей профессии, если ты ее получил, если она у тебя есть, как говорится, в мозгах, то тебе проще этим потом заниматься уже как бизнесом. Но не все так думают, как мы с вами, потому что есть мнение, что можно пройти обучение, какие-то специальные курсы, какие-то коучи, личностный рост. Они рассказывают, что надо просто уметь управлять людьми – и вот тогда ты чего-то достигнешь. Как это сломать? Как объяснить то, что вы как раз и пытаетесь объяснить? Александр Соколов: Вы знаете, только на личном примере, я думаю, нужно объяснить. Лично у меня высшее образование, я закончил аспирантуру, я не посещал ни одного какого-то курса, но я почитывал какие-то правильные книги, как-то информатировал себя с помощью каких-то интервью.Я думаю, что я не самый далеко яркий пример в бизнесе, есть более яркие примеры. Это список Forbes. Надо обращать внимание на действительно мегауспешных людей, как они достигли успеха. Я думаю, что если включить интервью (не будем называть фамилии) первой десяточки, то мы увидим, как люди… А люди как раз своими руками, своими ножками создавали свои компании. Да, кто-то использовал административный ресурс, но не превышая нормы закона. Константин Чуриков: Вот! Ну, там разные, понимаете, там есть разные примеры. Александр Соколов: Разные есть примеры. Константин Чуриков: Там есть примеры тех, кто себе, скажем так, пробивал честную дорогу, не знаю, от механика, условно говоря, да? Александр Соколов: Да, да. Константин Чуриков: А есть те, кто, понимаете, непонятно как и непонятно что. И самое главное, что сейчас он уже, понимаете, в Лондоне, условно говоря, жалуется, что у него на уборщицу и на водителя денег нет. Понимаете? И этот пример тоже может вдохновить кого-то, к сожалению. Александр Соколов: Слушайте, я думаю, что непонятно кто и непонятно как – таких осталось совсем, наверное, немного, потому что удержать предприятия наплаву за все эти 30 лет не так-то просто, тоже нужен определенный талант. Я не оправдываю абсолютно никакую антизаконную деятельность, но тем не менее рекомендую смотреть на тех людей, которые создали бизнес с нуля. И таких людей в этом же журнале очень много. И смотреть на их интервью, как они двигались и что они делали. А вообще хорошо сказал Олег Тиньков: «Предприниматель – это человек очень индивидуальный. У каждого свой путь, у каждого своя особенность». Кто-то встает в шесть утра, кто-то встает в десять утра, кто-то вообще просыпается в час дня, но все они успешные. Поэтому здесь нужно выбрать свой индивидуальный путь. Но – только через труд, только через знания, только через какие-то усилия. А просто так, как вы сказали, блогеры сняли что-то, поматерились, получили деньги за рекламу, не заплатили налоги, не создали рабочие места – ну, вот так не надо, ребята. Я вас прошу: так двигаться не надо, иначе у вас будет плохое будущее, наше с вами совместное. Константин Чуриков: Но ведь поразительно! Еще несколько, не знаю, месяцев или полгода назад вполне находились бы люди вокруг, не знаю, меня, вокруг вас, которые говорили бы: «Ну что ты? Деньги поднять… Это деньги. Самое главное что? Лайкают, покупают. Все! Реклама есть – значит, все нормально». У меня последний вопрос к вам сегодня. Кстати, буду и вашим коллегам его задавать, потому что разные мнения. А какой бизнес считать бизнесом вообще? Бизнес – это что? Александр Соколов: А я вам уже в интервью, в принципе, сказал. Для меня лично понятие «бизнес» – это та сфера деятельности, которая приносит пользу не только вам конкретно, а пользу приносит прежде всего гражданам вашего государства. Это рабочие места. Это уплата налогов. Это создание нормальной нормативной базы, на которой вы работаете. И в конце, если вы соблюдаете все вот эти тезисы, вы должны получать прибыль. И если вы успешный и талантливый бизнесмен, то получайте хоть миллионы долларов, хоть десятки, хоть сотни! От этого будет выигрывать только государство и ваши сотрудники. Вот что такое для меня бизнес, очень простые принципы бизнеса. А если вы предприниматель для себя, то вы не бизнесмен, вы просто потребитель. Константин Чуриков: Спасибо, спасибо, Александр Владимирович, за вашу точку зрения. Александр Соколов, председатель Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палаты России. Много эсэмэсок. Так, значит, Москва: «Назовите, пожалуйста, организации, которые официально возьмут на работу специалиста на два, три, четыре часа, для студентов». Ну да, после того как одна сеть питания нас покинула, вернее, приостановила свою деятельность, многие сейчас студенты как раз, к сожалению, сталкиваются с этой проблемой. «Рабочие места, – нам пишет Москва, – это места с зарплатой от 35 тысяч рублей». И вот еще Ульяновская область: «Кто конкретно будет определять, кому давать гранты? Или опять осядут в чужих карманах?» У нас сейчас есть возможность поговорить с Владимиром Ульяновым – это руководитель аналитического центра компании Zecurion. Говорить мы будем, наверное, о самой перспективной и важной сейчас отрасли, как IT. Владимир Владимирович, здравствуйте. Владимир Ульянов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну, наверное, сейчас просто внимание всего государства, всей страны и тем более уж, конечно, молодого поколения приковано к вашей сфере – к сфере телекоммуникаций. Здесь какие «подъемные» нужны? Здесь какие гранты? Как здесь направить молодежь на путь истинный? Владимир Ульянов: Ну смотрите. Если говорить конкретно, в процентах, в рублях или в каких-то других цифрах, то сложно сказать. Но в любом случае, конечно, финансовая вот эта составляющая, финансовый фактор, он играет важную роль, тем более если мы говорим о молодежи. Это люди, которые пока еще не совсем понимают, как устроен этот взрослый большой мир, но им хочется зарабатывать хорошие деньги. Ну, желание вполне себе естественное, понятное и оправданное. Тем не менее, когда возникают два варианта работы, буквально одинаковых, но в одном предлагают больше денег, то, конечно, фактор денег будет абсолютно решающим. Поэтому то, что касается поддержки… Ну, вы правильно сказали, что это важно, и не только для молодежи, а и для сложившихся уже специалистов. Поэтому как-то так. Константин Чуриков: Нет, ну хорошо. Смотрите, сфера IT – она такая специфическая. Поправьте меня, если я неправ, но в моем обывательском представлении ты можешь просто где угодно, не знаю, дома на диване сидеть с этим же ноутбуком и, в общем, творить некие чудеса, которые потом станут, не знаю, приложением, новым ресурсом, новым сайтом и так далее. Нет? Владимир Ульянов: Вы совершенно верно отметили. И в этом кроется опасение, что люди, а особенно люди квалифицированные, востребованные, могут начать переезжать куда-то за рубеж, потому что фактически они не ограничены. Если условный дворник должен быть здесь и сейчас, физической метлой мести улицу, то программист может находиться где угодно и быть не менее успешным, чем тот человек, который находится в офисе. Нет, это интеллектуальный труд. И, конечно же, в условиях, когда человек может выбирать фактически любое место для работы, которое ему комфортное, он может легко перемещаться. И далее возникает вопрос: а какую работу он выберет, условно, на какую страну, на какого разработчика, на какую компанию работать? И тут уже приходится реально конкурировать с крупнейшими, топовыми мировыми игроками – что бывает довольно непросто. Константин Чуриков: Нет, ну здесь, может быть, и просто будет конкурировать, если действительно они уйдут, как они сказали, а не уйдут, чтобы потом вернуться. И самое главное – чтобы мы им не позволили вернуться, если уж они хлопнули так громко дверью, потому что иначе прахом пойдут все усилия, которые… Ну, например, не знаю, какая-то молодежь, которая сейчас нас смотрит, решит открыть новую социальную сеть, придумать свое название. Владимир Владимирович, а вот чего, кстати, сегодня IT-сфере, я имею в виду, каких направлений, если мы говорим о ресурсах, о приложениях, чего конкретно не хватает? И где себя талантливая и изобретательная молодежь может и должна попробовать? Владимир Ульянов: Ну смотрите. Во-первых, возвращаясь к предыдущему вопросу, давайте раскрою до конца. Я тут с вами немного не соглашусь – в отношении того, что компании, которые ушли, они ушли безвозвратно. Если они ушли для нашего рынка, то не факт, что они ушли для наших соискателей. Фактически они для них открытые. В этом-то риск как раз и заключается: компании, которые уходят с российского рынка, они не поставляют здесь свои сервисы, но тем не менее они могут нанимать российских разработчиков, российских IT-специалистов, которые могут работать как из России, так и из других стран. Константин Чуриков: Владимир Владимирович, но мы же не можем людей привязать, понимаете? Нет? Наверное, не можем. Владимир Ульянов: Не можем привязать, но можем замотивировать. Константин Чуриков: Вот! Владимир Ульянов: Идея-то в этом – чтобы заинтересовать человека остаться здесь. Константин Чуриков: Да-да-да. Так? Ну хорошо… Владимир Ульянов: Поэтому как раз все средства, в том числе и финансовые, конечно, хороши. Константин Чуриков: Ну да, никто же не собирается создавать какие-то шарашки такие, IT-шарашки. То есть человеку должно быть здесь интересно, выгодно, хорошо. По поводу того все-таки, на что направить усилия. Чего не хватает на рынке сегодня, если мы говорим о сайтах, о приложениях, о ресурсах каких-то? Владимир Ульянов: Ну смотрите. Дело в том, что нет такого, что мы выпустили какой-то перечень программ – и все, успокоились, больше нам ничего не нужно, не нужны программисты. Нет, IT-сфера, она как раз такова, что она очень динамичная, постоянно меняется. И продукты, которые сейчас хороши и всех устраивают, завтра, ну, буквально через пару месяцев они уже перестанут устраивать. Опять же постоянная поддержка всех этих систем должна осуществляться, и это тоже делают живые люди. Поэтому фактически потребность в новых программах и даже в поддержке старых постоянно будет расти. Ну, как бы сейчас нет предпосылок к тому, чтобы ситуация изменилась. Вот эта цифровизация, которая началась уже какое-то время назад, она идет бодрыми шагами, и она не будет откатываться, не будет ситуация возвращаться обратно. И если сейчас мы испытываем недостаток в кадрах, то со временем он будет только расти. И любые приложения, что касается пользовательских, что мы устанавливаем на свои гаджеты (смартфоны, планшеты, компьютеры), это какие-то системные приложения, это какие-то сервисы и достаточно серьезные программы для поддержки и работы информационной структуры самых крупных и важных организаций в стране, – все это требует постоянного участия IT-специалистов. Константин Чуриков: Ну, элементарно… Вот сейчас с вашей помощью, может быть, на двоих (ну и зрители помогут) накидать список, что все-таки. И в каких сферах молодым айтишникам себя лучше проявлять? Ну, элементарно. У нас каждый день сайты разных органов власти, я не знаю, структур коммерческих подвергаются этим DDoS-атакам, да? Есть такая проблема? Есть. Значит – что? Антивирусы, да? У нас… Да? Владимир Ульянов: Ну, не совсем антивирусы, но решения по кибербезопасности. Более того, информационная или кибербезопасность – это сфера достаточно многосторонняя, это не только антивирусы; это защиты как от внешних атак, к которым относятся какие-то вирусы, программы-шпионы, DDoS-атаки, но и защита от внутренних злоумышленников. Вот представьте, когда внутри организации какой-то сидят люди, которые «сливают» данные. В конце концов, базы у этих мошенников, которые обзванивают людей, своих потенциальных жертв, они откуда появляются? Да потому, что внутри организаций есть такие «жучки», которые «сливают» эти данные за вознаграждение, по какому-то злому умыслу. Бывает, что по неосведомленности, по случаю. И это тоже серьезная угроза информационной безопасности, с которой приходится сталкиваться реально компаниям, ну и обычным людям тоже. Поэтому, да, конечно, сфера кибербезопасности – это одна из таких наиболее актуальных сейчас сфер и проблем в IT. Но, помимо этого, опять же, если вы говорите, какой интерес может быть у молодежи, то я на самом деле не призываю искать какой-то сиюминутной сейчас выгоды в том или ином направлении, а тут скорее лучше выбирать, исходя из того, к чему душа лежит. Потому что заинтересованный человек, который увлечен, реально увлечен своим делом, своим продуктом, он будет работать гораздо эффективнее – и не только с десяти до сети, как ему положено, выработка часов, но реально делать продукт, который будет классный, в который он вложит свою душу. И он будет сидеть там чуть ли не круглосуточно, пока не сделает его. Константин Чуриков: И последний вопрос, как мы устно говорим: всколькером? То есть сколько должно быть людей в команде, например, айтишников тех же, чтобы, не знаю, сделать приложение, какую-то программу написать, довести что-то до ума? Как вы думаете? Владимир Ульянов: Область IT хороша тем, что тут пригодятся любые команды. И даже один человек может быть условным этим воином в поле, он может сделать продукт. Хотя, конечно, если мы говорим о серьезных корпоративных системах, то тут очень много разных компетенций требуется. Это не только программист-разработчик, который создал какую-то идею, сделал продукт, – и вот, пожалуйста, пользуйтесь. Нет, это, конечно, более серьезные системы. Они изначально планируются с учетом определенной архитектуры и требований к продуктам, они разрабатываются и тестируются (а это тоже немаловажно), они поддерживаются большими и серьезными командами. Поэтому вот это масштабирование – это очень хорошо и привлекательно для IT, поэтому мы можем начинать с какого-то небольшого прототипа. Или небольшая команда может выполнять какую-то отдельную функцию в рамках работы большого проекта более крупных команд. Поэтому тут нет какой-то явной привязки. И опять же, мы не будем разделять: ну, 30 человек – это хорошо, а 50 – это слишком много. Нет, на самом деле даже маленькие команды могут быть вполне успешными и, конечно же, масштабировать свой бизнес. Константин Чуриков: Да, спасибо большое, Владимир Владимирович. Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра компании Zecurion. На самом деле чем заняться, какими приложениями, какими разработками – вот на этот вопрос отвечает наш SMS-портал, потому что люди… Вот кто-то пишет все еще про лекарства, что трудности с покупкой лекарств. Я думаю, что приложение, где купить то или иное лекарство, в какой аптеке оно есть, сейчас имело бы оглушительный успех. Ну, как говорится, молодым айтишникам на заметку. Через пару минут продолжим. Это будет «Личное мнение» Юрия Савелова. Говорить будем уже о проблемах всех предпринимателей, не только молодых. Оставайтесь с нами.