Помощь бизнесу: Настало время очень серьезных решений и перестройки всей нашей экономической жизни
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/pomoshch-biznesu-nastalo-vremya-ochen-sereznyh-resheniy-i-perestroyki-vsey-nashey-ekonomicheskoy-zhizni-57918.html Тамара Шорникова: О том, как будет вести себя с работодателями, на какую поддержку может рассчитывать бизнес. Сегодня как раз состоится совещание Президента с Правительством. Будут обсуждаться различные меры поддержки, антикризисный план, дополнительные меры.
Что ждет бизнес? Что из введенных мер считают наиболее важным? Об этом и не только поговорим с нашими экспертами.
Иван Князев: Дмитрий Курочкин у нас на связи, вице-президент Торгово-промышленной палаты России. Дмитрий Николаевич, приветствуем вас!
Дмитрий Курочкин: Здравствуйте, Иван, здравствуйте, Тамара!
Иван Князев: Давайте, наверное, сразу обозначим все-таки позицию бизнеса и предпринимателей, производственников, промышленников. Какая помощь вам нужна? Чтоб мы вас услышали. А потом обсудим.
Дмитрий Курочкин: Ну, вы только что говорили о том, что главная, скажем, опасность и угроза, если брать население в целом, сводится к угрозе высокой инфляции. И, скажем так, проблема с трудоустройством, с потенциальной безработицей, то для бизнеса это, прежде всего, сегодня проблема, связанная с поставками комплектующих, сырья.
Поскольку у всех, практически у всех нарушены производственно-сбытовые цепочки. Это проблема со сбытом продукции, особенно с экспортом за рубеж. И, соответственно, обеспечение необходимых платежей, то есть, проплата, обеспечение всех финансовых операций, связанных с оплатой продукции.
Вот это важные, важнейшие, скажем так, проблемы. Но при этом не менее важен, мне кажется, психологический настрой. Когда нужно максимально сосредоточиться и понимать, что в данной ситуации нужны, естественно, нестандартные и очень сильные меры, которые для многих, естественно, будут непривычны и неожиданны.
Но при этом, повторяю, важно не терять не просто присутствия духа, но и понимать, что, во-первых, ничего катастрофического произойти не должно, и не произойдет. Вот. Но при этом нужно быть максимально собранным.
Если вы помните Юрия Никулина, которого у нас все знают, как комика, он прошел две войны. И в свое время делился такими впечатлениями, когда он говорил: «Вот когда на тебя идет танк, не верьте никому, кто говорит, что не страшно. Страшно абсолютно всем. И чем ближе он к тебе приближается, тем страшнее тебе становится. Но когда он оказывается уже прямо перед тобой, этот страх куда-то исчезает, и понимаешь, что нужно, и как действовать. И действуешь строго по обстановке».
Так вот здесь, мне кажется, мы как раз в такую стадию сейчас и вступили. Когда настолько страшно, что уже и не страшно.
Тамара Шорникова: Дмитрий Николаевич, а сейчас наши бизнесмены, производственники уже понимают, что нужно делать? Вот мы говорили, что многие, говорили сейчас с рекрутером о том, что многие компании там замерли, да? Такую выжидательную позицию занимают. Но время – деньги. Это в прямом смысле сейчас.
Что делают предприятия? Перестраивают логистические цепочки? Думают о том, как заменить поставщиков? Думают о расширении бизнеса? Потому что крупные зарубежные игроки могут уйти с рынка, освободив прекрасную долю.
Дмитрий Курочкин: Промышленники, безусловно, и подавляющее большинство предпринимателей прекрасно понимают ситуацию. Практически все вот, с кем мне приходилось в эти дни и недели работать, мы встречались на прошлой неделе с большим количеством руководителей предприятий. Нас приятно удивило, что никто не то, что там в паническом, но даже в таком, знаете, эмоционально неустойчивом настроении не пребывает.
Все достаточно четко понимают, какие серьезные проблемы перед ними стоят. Но нацелены на их решение. Повторяю, важно обеспечить бесперебойность работы предприятий, устойчивость, как экономическую, так и финансовую. Продумать сбыт. И мы уже столкнулись с тем, что предприниматели предлагают новые схемы поставки, новых поставщиков.
Действительно, продумывают достаточно быстро, в таком, знаете, экстренном режиме, варианты развития событий. Но, безусловно, они во многом зависят от тех мер, которые будет предпринимать Правительство, насколько они будут системными, насколько они будут оперативными.
Вы знаете, наверное, что вчера был принят, в общем-то, очень большой пакет правительственных мер по внешнеэкономической деятельности, там особенно, ну и по налоговому законодательству. Особой строкой там прошли медицинские изделия. То есть, он достаточно большой, нам никакого времени не хватит перечислить все эти меры.
И могу, забегая немножко вперед, сказать, что часть из этих мер мы предлагали, наши эксперты. Мы направляли их на прошлой неделе в Правительство. И, слава богу, многие из них были приняты. Конечно, не только мы, и другие деловые объединения, но, в общем-то, мы тоже внесли свой вклад.
Иван Князев: У меня два уточняющих момента. Из бизнесменов еще кто-то думает об экспорте в нынешних условиях? Вспоминает золотые времена, когда можно было продавать за рубеж за валюту?
Дмитрий Курочкин: Нет, ну есть, безусловно, и сложности, и проблемы. Но еще раз повторяю. В восточном, скажем так, юго-восточном направлении уже целый ряд бизнесменов уже не просто предлагают, уже реализуют различные схемы. Возможно, они заранее подготовились, это, может быть, у них там план Б какой-то был.
Иван Князев: Переориентироваться, правильно?
Дмитрий Курочкин: Да, переходят от слов к делу. А вообще, должен сказать, что мы давно уже предлагали, скажем так, проект, который можно было бы назвать новой индустриализацией. Вот наш совет по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России как раз на следующей неделе, на одном из своих заседаний представит вот эту стратегию новой индустриализации.
Мы считаем, что пришло время переходить от слов к делу. Создавать максимально благоприятные условия именно для отечественной обрабатывающей промышленности. Чтобы в России было выгодно не только продавать, но и производить.
Иван Князев: Да, потому что, если уж от нас там собирается уходить, хотя еще непонятно, уйдет «IKEA», и тому подобное, там иже с ними. У нас же есть громадный рынок сбыта, собственная страна, которая не уйдет никогда, этот рынок сбыта.
Дмитрий Курочкин: Объем импорта был просто колоссальный. И если заместить его наполовину или хотя бы на треть, это имело бы гигантский экономический эффект.
Иван Князев: Я про то и говорю, что, мне кажется, сейчас бизнесмены, производственники, производители, промышленники, они должны сидеть и потирать руки, и говорить: «Ну, наконец-то! Сейчас у нас такие возможности открываются». Идти со своими предложениями в Правительство, показывать им бизнес-стратегии и говорить: «Вот здесь, вот здесь и вот здесь мы хотим вот это производить, мы хотим это создать, мы хотим обеспечить страну».
Мне кажется, вот сейчас они должны только об этом думать. При таких условиях, при таких возможностях.
Дмитрий Курочкин: Предприниматели – люди, знаете, такие реалистичные, прагматичные. И прежде чем что-то потирать, они, конечно, намерены решать текущие проблемы. Но при этом, действительно, многие из них видят очень серьезные открывающиеся перспективы.
Я хотел бы отдельно подчеркнуть, что речь не идет о заполнении ниши, скажем так, любой продукцией. Речь идет именно о качественной, конкурентоспособной продукции. Никто не собирается чисто административно решать эти проблемы.
Но за те годы, которые вот прошли, с 2014-го года, мы убедились, что наши предприниматели достаточно быстро и, еще раз хотел бы особо на этом остановиться, качественно научились замещать те ниши, которые освобождают по тем или иным причинам иностранные конкуренты.
Тамара Шорникова: Дмитрий Николаевич, а вот сейчас, при освобождающемся месте на рынке, потенциально освобождающемся, могут быстро бизнесмены, промышленники перестроиться и там заменить продукцию, часть продукции, выпускать больше? Технологические возможности есть для этого? Или выпускали, в общем-то, всегда по максимуму, и чтобы выпускать больше, нужно строить?
Дмитрий Курочкин: Да нет, ну что вы. Мы всегда изучали рынок, отслеживали ситуацию. И производственные мощности наших предприятий редко когда были загружены. Ну, естественно, многое зависит от конкретной отрасли и даже от конкретного региона. Но, тем не менее, загрузка была у кого на треть, у кого наполовину. Поэтому потенциально такие возможности есть.
Та же, например, энергетика, которая у нас избыточная, она тоже рассчитана совсем на другие мощности обрабатывающей промышленности. То есть, еще раз повторяю: потенциал есть, очень важно действовать согласованно, сбалансированно, чтобы не нарушить вот те, достаточно устойчивые экономические связи, которые сложились у нас внутри страны и с нашими поставщиками за рубежом.
Иван Князев: Тут, понимаете, какая опасность, Дмитрий Николаевич? Чтобы бизнес опять не пошел по пути наименьшего сопротивления. Вот у них сейчас, у бизнесменов, возникли там сложности с логистикой и так далее. Ну, я не знаю, можно взять любой пример, да? Мы продаем древесину, да, за рубеж, там, не знаю, в азиатские страны, да куда-либо. Вот.
И сейчас вот как раз-таки есть возможность нам наладить собственное производство. Не кричать о том, что логистические цепочки у нас нарушены, мы тут прибыль какую-то теряем. А подумать немножко вот перпендикулярно, скажем так. И развернуть свое видение в этом направлении. И попытаться что-то создать. Пока для этого есть возможности. Это большое окно возможностей сейчас.
Дмитрий Курочкин: Ну, Иван, вот то, что вы сказали по древесине, как раз по древесине были совсем недавно приняты достаточно серьезные, я бы сказал, радикальные меры. Когда, действительно, в соответствии с известными решениями Президента еще ноября 2021-го года по декриминализации лесопромышленного комплекса.
В этой сфере наводится порядок, но, еще раз подчеркиваю, здесь далеко не все зависит от самих лесопромышленников. Здесь многое зависит от определенных возможностей государства, как в части правового регулирования, так и непосредственно обеспечение программы…
Иван Князев: Но это поле для диалога, как раз-таки об этом и нужно сейчас говорить с Правительством. Чтоб и с той стороны, и с этой стороны были предложения, и с той стороны гарантии и так далее.
Дмитрий Курочкин: Нет, об этом мы и говорим. Вот вы же знаете, проблема маркировки товаров различных категорий. Там, к сожалению, программное обеспечение все обеспечивалось с иностранных фирм.
И, несмотря на то, что были приняты соответствующие решения, разработка отечественного софта, но она шла не так быстро, как планировалось и как хотелось бы. Сейчас, наверняка, эти вопросы ускорятся, потому что у нас, нам просто не оставляют другого выхода.
Тамара Шорникова: Коротко, да, еще тоже. Звучит здорово: индустриализация. Конечно, хочется, чтобы больше появлялось наших заводов, больше у нас возможностей покупать свою продукцию. Но, возвращаясь к той же древесине, например, не секрет, что мы вывозим очень много сырья.
И практически, скажем так, крайне мало, мягко говоря, перерабатываем. Что мешало заводу по переработке строить до? Условно, было ожидание, что государство должно их построить? Или еще что-то? Хочется просто понять, что сейчас вселяет надежду? Что вот, наконец, начнем строить заводы, наконец, начнем производить.
Дмитрий Курочкин:Ну, про мановение волшебной палочки мы говорить не будем. Что мешало? Если говорить про тот же лесопромышленный комплекс, надо отдавать себе отчет, что речь идет о громадных инвестициях, о многомиллиардных инвестициях. И там действительно было, ну, буквально засилье иностранных компаний.
И здесь нужно, все-таки, определенный баланс соблюдать в пользу, скажем так, отечественных компаний. В силу особенностей проведения нашей денежно-кредитной политики. Политики, которую Минфин, ЦБ проводили многие годы. Нашим производителям было просто невыгодно.
Они были поставлены в такие условия, да, извините, и сегодня ставка 20% ЦБ, она, ну, душит всякую инвестиционную активность, будем откровенны. Поэтому здесь, конечно, далеко не все так просто. Вот. Я еще раз повторяю, просто речь идет о совершенно нестандартных мерах, ну, не будем предвосхищать, о результатах того совещания, которое вы анонсировали. Вот.
Но я думаю, настало время очень серьезных решений, перестройки всей экономической модели и всей, скажем так, ткани нашей экономической жизни.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо! Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты России, был с нами на связи. Подключаем Алексея Петропольского, руководителя Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Московского отделения «Опоры России». Алексей Игоревич, здравствуйте!
Алексей Петропольский: Добрый день!
Тамара Шорникова: Да, расскажите о своих ожиданиях. Какие меры по поддержке бизнеса вы бы хотели услышать?
Алексей Петропольский: Ну, конечно, самая главная – это сейчас банковская сфера. Потому что любому бизнесу при переформатировании, при открытии новых ниш нужны долгие дешевые деньги. Это касается тех, кто сейчас старается открыть новое производство, старается занять ниши, которые освобождаются.
Дело в том, что по 20-й там ставке, а реально деньги выдают там по 28-й, по 29-й, открыть что-то новое и начать зарабатывать, с учетом того, что в моменте сейчас падает спрос, как у населения, так и у бизнеса, ну, при таких ставках это сделать невозможно.
Поэтому, первое, на что должно пойти Правительство, это выдавать долгие, это от пяти лет и выше, деньги не выше 10% годовых. Субсидируя банкам ставку рефинансирования.
Второе – это нужно помочь тем предприятиям, которые остановили сейчас, по сути, свою деятельность. И находятся в режиме паузы, ожидания, потому что не могут выстроить новые логистические цепочки, не могут найти свой товар, не могут разобраться с контрагентами.
И в моменте они, опять же, выплачивают зарплаты. Через два-три месяца у них не будет денег на выплату этих зарплат, потому что торговля и поставки остановлены.
Китай очень осторожно заменяет, точнее, выдает возможность покупать комплектующие напрямую, обходя Европу. А многим просто отказывает. Здесь нужно сейчас собраться и помочь предприятиям, особенно крупным. И им же тоже нужна помощь с банками, потому что в одностороннем порядке новые кредиты уже выдаются по новой ставке, а старые меняют условия и, собственно, люди не могут выплачивать деньги по новым условиям.
Иван Князев: Кредиты, логистика – это все?
Алексей Петропольский: Кредиты, логистика – это не все. Самое главное – налоговое бремя для малого бизнеса. Если мы хотим, чтобы в доле ВВП было не 19%, как это было ранее, сейчас, наверное, и того меньше, именно малый бизнес, а, как в развитом мире, 60-70-80, нужно дать абсолютно полную свободу.
Иван Князев: Но малый бизнес какой, Алексей Игоревич, просто, простите, что перебиваю, мало времени, «купи-продай»?
Алексей Петропольский: Не «купи-продай». Ну, сейчас, понятно, спекуляция будет развиваться. Но это, как накопление капитала, ничего плохого в этом нет. Когда есть спрос, но нет предложения, можно и спекулировать. Но самое главное, это замещать уходящие бренды малыми компаниями и давать им возможность развиться.
Тамара Шорникова: Алексей Игоревич, а у вас один из бизнесов – ведь это кофейни, правильно?
Алексей Петропольский: Да, это кофейни. И у нас сейчас высвобождается ниша.
Иван Князев: У вас «Старбакс» ушел, у вас идеальные вообще условия сейчас.
Тамара Шорникова: Как вы относитесь, да, к этой возможности?
Алексей Петропольский: Я отлично. И уверен, что их нишу займем мы очень быстро. И вернуться им просто не получится. Здесь настолько конкурентная среда, что вернуться обратно им будет крайне сложно, потому что их площади заберут моментально. И фактически торговля будет ничем, ничуть не хуже. Потому что мы здесь добились абсолютного качества и конкурентоспособности.
Иван Князев: Да, если попытаются, нужно просить государство, чтобы тогда уже вот эти возможности от вас уже не ушли ни в коем случае. И ни в коем случае не дать тем, кто пришел на этот рынок, вновь потесниться из-за того, что кто-то придет из-за рубежа.
Но еще, я так думаю, к сожалению, времени совсем не остается, если уж льготные кредиты, о них речь зашла, то под конкретные бизнес-проекты, а не абы кому и абы всем. Пять секунд.
Алексей Петропольский:Вы поймите, проблема бизнеса малого в том, что нет залогов и поручительств. Хотя бы здесь сделали послабление, помимо ставки. Тогда бизнес будет действительно стараться развиваться. И деньги должны быть, самое главное, долгие. За два-три года здесь сейчас что-то отбить, заработать не получится. Нужно семь, десять лет и более.
Иван Князев: Понятно. Спасибо вам большое. Алексей Петропольский, руководитель бюро по защите прав «Опора России».