Тамара Шорникова: И вот как раз о поправках к Конституции. Они вступили в силу. Страна одобрила – почти 78%, или 58 миллионов человек проголосовали за изменения. Всего, напомню, более 200 поправок. Иван Гостев: Ну и самый главный вопрос: что же дальше? Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что потребуется изменить более 90 законов. Что перепишут и как это отразится на нашей с вами жизни? Сейчас мы это обсудим… Тамара Шорникова: …вместе с нашими экспертами. Александр Малькевич выходит с нами на связь, член Совета Общественной палаты Российской Федерации. Здравствуйте. Александр Малькевич: Да, добрый день. Иван Гостев: Александр Александрович, здравствуйте. И первый вопрос, который бы хотелось задать. Эксперты условно делят вообще все поправки на несколько блоков: реформа власти, ценности… И вот один из важнейших блоков, особенно в контексте нашего обсуждения, – это социальный блок. Расскажите, пожалуйста, какие важнейшие изменения ждут нас тут – относительно выплат, относительно пособий, пенсий и так далее? Александр Малькевич: Ну, я на самом деле хотел бы, конечно, поговорить о том, что близко мне и Комиссии по СМИ, в которой я работаю в Общественной палате. Я, например, жду развития поправки в 71-ю статью, которая была предложена Натальей Касперской и касается защиты цифровых прав граждан, в том числе обязывает государство всемерно способствовать развитию информационных и коммуникационных технологий, информационной безопасности нашей страны. Вот только что у нас в Общественной палате прошло заседание, посвященное электронному голосованию. И здесь тоже огромная работа предстоит Федеральному Собранию по принятию законов, которые это направление будут развивать. Ведь не секрет, что два региона – Москва и Нижегородская область – в этот раз имели такую возможность, такое право. И есть минимум с десяток регионов, которые технически готовы, которые хотят. Это самый безопасный сейчас способ голосования, он прогрессивный. Явка на электронном голосовании перевалила за 90%. И это направление нужно развивать всемерно, прописывая это в соответствующих законах и нормативно-правовых актах. Естественно, мы этого ждем. Кроме того, поскольку… Вот предыдущие собеседники рассказывали, как прошло голосование. Мы на самом деле ждем изменений и в избирательное законодательство России, чтобы самым жестоким образом карать попытки в него вмешиваться. Знаменитая история с председательницей УИК в Москве, которая на камеру пыталась вбросить бюллетени. Она должна понести лютое наказание, оно должно быть максимально публичным. Но вместе с тем должны быть «зашиты» те изъяны, когда люди могли дважды или даже трижды проголосовать. Избирательные права граждан должны быть защищены. Сегодня я как раз выступаю еще в Совете Федерации на Комиссии по иностранному вмешательству. И эти законодательные лакуны должны быть «расшиты», чтобы исключить возможность для иностранного вмешательства в наши выборы, потому что у нас впереди, в сентябре, Единый день голосования, там будет порядка 40 регионов задействовано. Потом у нас выборы в Государственную Думу и так далее, и так далее. И граждане должны понимать, что они со всех сторон защищены – и средствами индивидуальной защиты на участках; если электронное голосование, то их голос никто не сможет украсть; и на их волеизъявление никто, особенно извне, повлиять не может. Вот я считаю, что это отдельный пакет законодательных новелл, реформ, который тоже будет приниматься. И он в число названных Валентиной Матвиенко 90 не входит. То есть на самом деле еще больше законотворчества предстоит, для того чтобы наша страна действительно со вчерашним днем окончательно распрощалась. Тамара Шорникова: Кстати, если говорить конкретно о различных форматах голосования, в том числе новых, о которых мы уже сказали, которые были опробованы сейчас, то в том же самом сентябре можем ли мы рассчитывать, что, например, хотя бы города-миллионники все подключатся к электронному голосованию? Иван Гостев: Полностью перейдут. Тамара Шорникова: Такой высокий интерес к электронному голосованию сейчас у россиян! Что касается Конституции – понятно. Это касается каждого, это действительно очень обсуждалось, дискуссии были жаркими, поэтому, возможно, и интерес такой высокий. Будет ли он таким же в сентябре, например? Поможет ли электронное голосование вообще в принципе привлечь интерес россиян к политической жизни в стране? Александр Малькевич: Я абсолютно убежден, что как раз электронное голосование это может сделать и сделает. Вы посмотрите даже сами: у нас, грубо говоря, 67–68% была явка на общероссийском голосовании, а на электронном – больше 90%, потому что это удобно. Человек не должен никуда идти, ни на какой участок, он это делает из дома, из машины, из кафе. Поэтому за этим будущее, с точки зрения удобства и безопасности. Кстати, я хочу напомнить, что ведь существует уже закон, который разрешает кандидатам до половины подписей избирателей собирать через Портал госуслуг. Это тоже удобно. Я надеюсь, что и здесь до 100% доведем эту позицию. Что касается регионов. Во-первых, должна быть техническая готовность и должно быть желание региона. Дальше должно быть, безусловно, обращение в ЦИК. И дальше – теребить своих депутатов. Потому что сейчас на основании тех законов, что приняты, только Москва на 2020 и 2021 годы, это прописано в законе, поэтому выборы, например, в Государственную Думу на территории города Москвы будут проводиться с использованием возможности электронного голосования. А если, условно говоря, Питер или Татарстан, в котором в сентябре будут выборы огромные (и муниципальные, и выборы президента Татарстана), захотят, то оперативно в Центральную избирательную комиссию, заряжать лобби своих депутатов в Государственной Думе и торопиться принять закон, который такую возможность даст. То есть тут многое, почти все зависит от желания, от настойчивости самих регионов, от руководителя до представителей в Федеральном Собрании. Иван Гостев: Спасибо большое. На связи с нами сегодня был Александр Малькевич, член Совета Общественной палаты Российской Федерации. А мы переходим к нашему следующему эксперту. Мы связываемся с Сергеем Калашниковым, первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике. Сергей Вячеславович, здравствуйте. Тамара Шорникова: Сергей Вячеславович, здравствуйте. Сергей Калашников: Здравствуйте. Иван Гостев: Вопрос адресуем вам – относительно важнейших поправок в социальном блоке. Что изменится относительно пособий, пенсий, индексаций, выплат и так далее? Расскажите нам, пожалуйста. Сергей Калашников: Ну, данные поправки прежде всего закрепляют те нормы, которые, в общем-то, уже были в законодательстве, но теперь они становятся конституционными нормами, то есть обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Каких-то принципиальных изменений напрямую эти нормы не предполагают, но они как бы определяют курс страны как социального государства. Тамара Шорникова: Вот смотрите – например, та же индексация пенсий, социальных пособий, которая теперь прописана в Основном законе. Можно ли теперь сказать, что независимо от того, «жирный» был ли год, «тучный» или бедный в стране, индексировать в любом случае придется, таков закон? Сергей Калашников: Индексировать придется в соответствии с Конституцией. Но, в общем-то, индексация была заложена и в предыдущем пенсионном законодательстве. Весь вопрос в том, на сколько индексировать. Можно индексировать на пять копеек, можно – на уровень инфляции, а можно – с дополнительной доплатой. В Конституции такой нормы нет, она просто констатирует, что индексация является обязательной. Тамара Шорникова: Что касается прописанного МРОТ в Конституции. Также зарплата должна быть не ниже МРОТ. У нас сейчас минимальная приравнена к нему. Но тем не менее почему была выбрана именно такая единица, а не два или три МРОТ, скажем? Можно было бы сразу решить все проблемы с бедностью в стране. Ну, не все, конечно, но как-то кардинально поправить это. Как вы думаете, почему вот именно такая завязка осталась? Сергей Калашников: Почему была выбрана такая – я не знаю. Действительно, вы абсолютно правы, закрепляется определенная норма, связанная с социальной защитой. Меньше МРОТ платить зарплату в принципе невозможно. И когда мы еще два года назад этого не делали, то народ удивлялся: «Ну как зарплата, на которую человек не может прожить?» МРОТ вообще во всем мире – это тот минимальный уровень, чтобы человек не умер с голоду. Конечно же, вы совершенно правы, ориентироваться надо на средние стандарты. Но, к сожалению, эта поправка с ориентацией на средние показатели уровня жизни и прожиточного минимума не прошла. Иван Гостев: Сергей Вячеславович, тоже хочу уточнить по поводу МРОТ. У нас МРОТ был приравнен к минимальному прожиточному минимуму уже с начала 2020 года, да? Сейчас эта поправка закреплена в Конституции. Что сейчас изменится для работника, которому, допустим, работодатель заплатит меньше, чем этот самый МРОТ? Какие у него теперь дополнительные инструменты есть? Сергей Калашников: Работодатель в принципе не может платить минимальную заработную плату ниже МРОТ. На это есть трудинспекция, которая сразу же окажет на него соответствующее воздействие. Это можно решать через суд. Это в принципе невозможно. Это нарушение закона. Иван Гостев: Конституционный Суд теперь будет уже рассматривать такое нарушение, да? Сергей Калашников: Нет, ну что вы? Это прямая норма, существующая на сегодняшний день в законе. Для этого не нужен Конституционный Суд. Это не нарушение Конституции. Конституция повторила ту норму, которая есть в законодательстве о труде. Тамара Шорникова: Ну и коротко о работе муниципальных властей, которые теперь, согласно тексту Конституции, встроены в единую власть. Что изменится? У них станет больше полномочий или меньше? Как изменится их работа и отстаивание интересов граждан? Сергей Калашников: Это очень важный вопрос – по одной простой причине. Действительно, полномочия и обязанности муниципалитетов расширились, однако не расширилась их налоговая база, то есть база поступлений их доходов. В условиях, когда муниципалитеты не обладают соответствующей финансовой базой, расширение полномочий и обязанностей муниципалитетов, например в области здравоохранения, выглядит достаточно проблематичным. И эта проблема должна быть решена дополнительными законами, которые должны быть приняты в развитие Конституции. Тамара Шорникова: И как раз над этим сейчас могут поработать парламентарии, чтобы адекватное материальное обеспечение дать. Сергей Калашников: Как раз они над этим и работают. Конституция не регламентирует, скажем так, все нюансы, как достигнуть этого положения. Это должен сделать тот пакет законов, который сейчас будет принят. Тамара Шорникова: Спасибо большое. Иван Гостев: Спасибо большое. На связи с нами был Сергей Вячеславович Калашников, первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике. Тамара Шорникова: И нужно сказать, что парламентарии уже говорят о том, что настроены работать эффективно, быстро, плотно, что-то примут уже в весеннюю сессию. То есть к сентябрю, возможно, какой-то блок уже активно будут обсуждать. Ну а мы, конечно, будем следить за этим. А сейчас переходим к следующей теме.