Тамара Шорникова: Новые правила тонировки, парковки и стоянки: Минтранс разработал масштабный проект поправок к правилам дорожного движения. Иван Князев: Что нужно знать водителям легковых автомобилей, автобусов, а также владельцам средств индивидуальной мобильности, тех самых роликовых коньков, самокатов и гироскутеров? Все это будем спрашивать у наших экспертов. У нас на связи Леонид Ольшанский, почетный адвокат России, вице-президент Движения автомобилистов нашей страны. Тамара Шорникова: Здравствуйте, Леонид Дмитриевич. Леонид Ольшанский: Здравствуйте, здравствуйте. Тамара Шорникова: Леонид Дмитриевич, вы бы какие основные нововведения отметили? Скорость для автобусов и так далее? Леонид Ольшанский: Ну, я бы отметил то, что вы не спрашиваете, – отколь существует на белом свете ГАИ, ни одна структура в нашей стране, ни уголовный розыск, ни ОБЭП, ни следователи, никто так часто не пытается делать новации, нужные не нужные. Десять раз только номерные знаки меняли: то черные, то белые, то буквы вместе, то порознь и так далее. Ну, так часто новации делать не надо, вот! Тамара Шорникова: Леонид Дмитриевич, смотрите, давайте я вот прямо коротко, буквально тезисно перечислю. Значит, автобусы: со скоростью 90 километров в час за городом смогут ездить только автобусы исключительно с сидячими местами и оборудованные ремнями безопасности, для остальных ограничение скорости движения составит 70 километров в час. Маленький нюанс о тонировке – ветровое стекло должно пропускать не менее 70% света, для остальных стекол этот показатель не нормируется теперь. Мне вот лично, можно я спрошу... Иван Князев: Ты часто пристегиваешься в автобусах? Тамара Шорникова: ...то, что меня волнует? Это как раз самокаты, гироскутеры и так далее, очень много было обсуждений вокруг этого. Что сейчас предлагается? При движении совместно с пешеходами им, то есть людям, передвигающимся на гироскутере, моноколесе и других таких вот видах транспорта, запрещено превышать скорость в 20 километров в час. Пользоваться в нетрезвом состоянии запретят, вот, дети до 7 лет должны кататься только в сопровождении взрослых. И вот тут начинаются споры, это все-таки водители каких-либо видов транспорта, это пешеходы? Какие к ним должны применяться правила? Леонид Ольшанский: Во-первых, нам не сказали, я не услышал, что вот водителя этого самоката или скутера-мутера приравняли к водителю неважно чего. Что самое дорогое для водителя машины и мотоцикла? – водительское удостоверение. Какая высшая мера наказания, равная расстрелу в уголовном кодексе? Иван Князев: Лишение. Леонид Ольшанский: Изъятие удостоверения на срок, изъятие права управления, говоря официальным языком, на какой-то срок, за это ведется борьба. Нам сказали, что водитель скутера должен иметь теперь при себе удостоверение? Нам это не сказали. Значит, можно отнять то, чего нет? Нельзя. Теперь дальше. Мне непонятно, водитель скутера будет ближе к пешеходу, или все-таки он будет водитель? Почему? Потому что его не дай бог собьют, одно дело две машины столкнулись, еще надо долго разговаривать, кто прав, первый водитель или второй. А другое дело, не дай бог зацепили пешехода. Поэтому вот тут четкого определения я не увидел, давайте, значит, наше ходатайство, четко понимать, пусть определят. Иван Князев: Просто сейчас, Леонид Дмитриевич, есть, по-моему, уже точнее будет прецедент, когда один участник дорожного движения ехал на самокате, разогнался быстро, ехал, по-моему, по проезжей части, если я не ошибаюсь, попал в ДТП, и сейчас его будут лишать прав на управление именно мопедом, по-моему, приравняли его к той категории, потому что он вроде как двигался с такой же скоростью и на похожем транспортном средстве. Леонид Ольшанский: Да. Ну, такие «хорошие» у него адвокаты, потому что... На чем он двигался? Иван Князев: На самокате на электрическом таком. Леонид Ольшанский: Ну вот, если бы я был его адвокатом, я бы сказал: водительского удостоверения нет, я двигался на самокате – покажите мне статью кодекса, где нужно иметь удостоверение. Нет? – разговор закончен. Такие адвокаты у него «хорошие». Тамара Шорникова: Леонид Дмитриевич, а вот то, что ограничивают скорость до 20 километров в час, совместно с пешеходами если двигается такой человек на гироскутере или на чем-либо... Леонид Ольшанский: Вот это мы должны с вами поддержать. Тамара Шорникова: Кто-то будет это теперь отслеживать? Потому что действительно иногда так мчатся, кажется, что тебя просто ветром снесет, даже если он не соприкасается с тобой. Леонид Ольшанский: Вот смотрите, вы грамотно... Значит, каждое дело, мы таким простым языком скажем, а не занаученным, состоит из трех частей. Первое – чего делать нельзя. Например, самый яркий пример – на красный сигнал светофора ехать нельзя и пешеходу переходить нельзя. Второй вопрос – а что за это полагается? За это уже не по правилам дорожного движения, а по нашему горячо любимому, длинно называемому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, положен штраф. А третье... Нет, четыре аспекта получается. Третье – кто же будет оформлять. Ну кто, наше горячо любимое ГАИ. И четвертый вопрос – а доказательство? Ведь самый классический, правильный приемчик всех адвокатов, или которые без адвоката, – «вы мне докажите, что я плюнул/дунул/выстрелил/проехал не так». Поэтому идея правильная, но мертворожденная. Все, почитав мои труды, скажут: «Докажите». Вы ее что, мерили, мою скорость? Где мерили, когда мерили? Но я, забегая вперед, хочу задать вопрос сам нам всем и на него ответить... Иван Князев: Просто, может быть, радаром будут ловить вот таких вот гонщиков? Леонид Ольшанский: Ну, лови радаром, тогда лови радаром, тогда... Вот если водитель автомобиля выехал без водительского удостоверения в кармане, наказание, нельзя без документов выезжать. А на скутере, на самокате выехал без документов? У меня нет документов, то ли нет, то ли из кармана их не достает, – что, каждого в отделение? Тогда сотрудник должен бросить работу. Вот вы подводите к тому вопросу, который я хотел поставить на повестку дня... Тамара Шорникова: Сорок секунд у нас на повестку. Леонид Ольшанский: У нас не может быть частной прокуратуры, суда, ГАИ, уголовного розыска и так далее. К сожалению, на дорогах создают службы, которые не относятся к органам внутренних дел. Иван Князев: Ага. Леонид Ольшанский: Различные там МАДИ, ТПМН, ТПМ – вот это недопустимо. Государственные функции должны принадлежать только государственным органам. Тамара Шорникова: Понятно, да, спасибо. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Леонид Ольшанский, почетный адвокат России. Сразу после новостей будем говорить о том, как побороть безработицу.