Марина Калинина: И, как и обещали, мы представляем вам новую рубрику – она называется "Портрет российского общества". Всю неделю, а может быть, и несколько недель в ней мы будем говорить о различных слоях населения в нашей стране. Константин Чуриков: И, что характерно, чем дальше, тем интереснее будет. Например, завтра поговорим об управленческой элите – о чиновниках, о депутатах; послезавтра о наших бюджетниках – о врачах, учителях. Марина Калинина: Но будет интересно и сегодня. Константин Чуриков: Ну а сегодня тем более, потому что в годовщину революции мы, конечно же, поговорим о человеке труда. Марина Калинина: Итак, современный российский рабочий – какой он сегодня? Сколько вообще рабочих в нашей стране сейчас? Давайте посмотрим на несколько цифр. Итак… Константин Чуриков: Итак, вот у нас индустриальный рабочий класс составляет примерно 25 миллионов человек, около 10 миллионов граждан России трудится в торговле, в бытовом обслуживании, в сфере ЖКХ (это тоже рабочие специальности), и еще около 2 миллионов человек у нас заняты в сельском и лесном хозяйстве. То есть суммарно можно сказать, что в России около 37 миллионов рабочих, и по разным оценкам рабочий класс в нашей стране сейчас составляет около 50% всего экономически активного населения. А далее, что интересно, сколько, собственно, платят представителям этой специальности. Марина Калинина: Да, сколько получают эти рабочие? Вот такие цифры у нас есть. Уровень зарплат рабочих отличается от региона к региону: так, сегодня по данным сайта russia.trud.com, самые высокооплачиваемые вакансии открыты в Новгородской и Смоленской областях и в Красноярском крае. Наиболее высокие зарплаты работодатели предлагают соискателям вакансий зимой и весной; летом потребности в привлечении рабочих снижаются, и уровень зарплат, соответственно, тоже падает. Рост возобновляется осенью. Сейчас средний уровень зарплат рабочих составляет 35 500 рублей. Сегодня работодатель в половине случаев предлагает зарплату от 30 до 40 тысяч в месяц. Константин Чуриков: Да, кстати, если мы посмотрим, как в течение года динамика складывалась, то с января по октябрь, можно сказать, средняя зарплата рабочего в России сильно упала. И, конечно же, наибольшее количество рабочих мест приходится на оклады в 21, в 40 тысяч рублей, и всего у нас чуть больше 3% тех, кто имеет зарплату из числа рабочих, больше 50 тысяч рублей. Вот сейчас об этом будем говорить с вами и с нашим гостем. Присоединяйтесь к нашей беседе, звоните 8 800 222 00 14. А в студии у нас Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, кандидат социологических наук. Сейчас он занимается системой наставничества в России и как раз-таки тоже консультирует рабочие кадры. Николай, здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте. Николай Калмыков: Здравствуйте. Константин Чуриков: Что можно сказать о таком грустном явлении, как зарплата рабочего? Это правда, что у нас основная масса рабочих получает совсем какие-то небольшие деньги? Николай Калмыков: На самом деле действительно очень большая разница от самой сферы и от отрасли даже, это во-первых. Во-вторых, от территориальной специфики совершенно разные зарплаты есть. Есть, опять же, ситуации, когда вроде бы кажется, что зарплата неплохая. К примеру, у шахтера достаточно серьезная зарплата. Марина Калинина: Например, сколько? Николай Калмыков: Но при этом есть серьезнейшая нагрузка на здоровье. Бывает, некоторые и 80 тысяч зарабатывают. Марина Калинина: Но вы представляете, что такая работа шахтера и 80 тысяч? Это, по-моему, неадекватная зарплата. Николай Калмыков: Это здоровье, да. Человек, естественно, получает дополнительную нагрузку и получает большую зарплату. Есть ситуация обратная, когда действительно работа значимая, но при этом маленькие зарплаты. Опять же, в… достаточно небольшие зарплаты, к примеру, хотя потенциал отрасли колоссальный, есть хорошие возможности. Но, наверное, нужно опять же разделить рабочих, которые занимают, так сказать, высокотехнологические места, где уже внедряются технологии – тот же, допустим, специалист по каким-то вопросам, который занимается полностью автоматизированным производством, все равно числится рабочим. Он управляет процессом, сам уже не выполняя всю черновую, техническую какую-то работу. Это тоже нужно разделять, и это действительно те самые несколько процентов, которые получают достаточно высокие зарплаты и зачастую имеют очень даже высокого уровня образование. Необязательно даже высшее, это могут быть колледжи, но хорошего уровня, и человек занимается своим развитием, от этого очень сильно зависит зарплата. Те, кто хотят построить свою карьеру именно в рабочей специальности, могут это сейчас сделать. Действительно, в России есть такие возможности, есть спрос. Марина Калинина: Это доступно сейчас? Николай Калмыков: Есть спрос на хорошие высококвалифицированные кадры, которые хотят свою карьеру, связанную с конкретными отраслями. Но далеко не все вовремя успевают сориентироваться, потому что профориентация, нужно вовремя понять, что тебе для этого нужно. Не просто отучиться в колледже, а участвовать в самых разных в том числе и конкурсах, которые и в WorldSkillsпроводят, и проводятся другие различные форматы интеграции предприятий и процесса обучения. И здесь, конечно же, есть те вещи, которые мы в наших исследованиях выявляли. К примеру, та же самая система наставничества для молодых кадров. По нашим опросам, 18% предприятий считает, что это вообще одна из самых эффективных мер поддержки молодых специалистов. Это один из механизмов, механизмов много разных. То есть ребята зачастую, завершая обучения в колледже, не всегда попадают сразу по своей специальности, но при этом некоторые соображают и вовремя начинают ходить на стажировку, то есть не только на учебную практику, которая есть, базовая, в программе обучения, но и самостоятельно идут, получают практический опыт, прикрепляются к тем или иным мастерам, специалистам, и это дает возможность построить действительно серьезную карьеру. Но для этого нужно быть проактивным: чтобы быть высокооплачиваемым рабочим, тоже нужно действовать. Константин Чуриков: Уважаемые зрители, пожалуйста, тоже будьте проактивны. Если вам есть, что сказать по этой теме – может быть, вы как раз представитель рабочей среды, работаете на фабрике, на заводе, может быть, на себя – позвоните, внизу экрана указано, как с нами связаться. А сейчас давайте обратимся к небольшому сюжету: наши корреспонденты напомнят о том, кто такой рабочий в современной России. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Вот такой сюжет. Нам зрители пишут: "Все заводы закрываются – какие рабочие?" Тоже вот из Омской области говорят: "Где вы такие зарплаты видели? На железной дороге 20 тысяч рублей платят рабочим". Марина Калинина: Да. Еще одно сообщение: "Откуда вы берете такие зарплаты? У меня жена медсестра, работает на трех работах, зарплата 35 тысяч рублей". Ну вот так вот. Константин Чуриков: Николай Николаевич, вы говорили, что занимаетесь системой наставничества, как раз-таки тоже консультируете рабочие кадры. А вот с точки зрения престижности этой работы – как вы мотивируете молодежь идти в рабочие? Потому что я вот думаю, что если какой-то сейчас выпускник какого-то ССУЗа, училища или просто молодой парень узнает о том, что в Москве фрезеровщик получает 36 тысяч рублей, у меня сомнения, что он согласится на эту судьбу. Николай Калмыков: Бывает и побольше. На самом деле вопрос, каким образом вовлечь, каким образом сориентировать – для этого необходимо, с одной стороны, объяснять, что эта профессия включает в себя, что это не просто одно и то же действие каждый день, а это действительно обучение, человек всю жизнь (хороший профессионал) учится. Я могу сказать даже на примере своей семьи. Мой дед работал токарем на производстве обычным рабочим. И он всегда занимался своим обучением, занимался тем, что он выписывал всякие журналы, разбирался. Даже когда он вышел на пенсию, он продолжал заниматься в этой сфере, она ему была интересна всегда. То есть либо интерес появляется, либо нет. Но привить интерес может кто? Могут либо родители, как молодой человек сказал сейчас, что он хочет своим детям свою профессию передать, либо это может сделать наставник на производстве, то есть мастер, который действительно не только тебя на работу возьмет, но и станет твоим наставником, подскажет, как ты можешь что-то сделать, как ты можешь реализовать себя, куда тебе дальше стоило бы пойти, может быть, доучиться, может быть, тебе развиваться в какой-то новой специализации, в новом направлении (допустим, в инженерные специализации некоторые уходят глубже, некоторые получают дополнительное образование, какие-то новые компетенции), либо участие в конкурсах – замечательно. WorldSkills – это один из форматов, таких проектов на самом деле много, есть региональные различные акции для рабочих. Это тоже вовлечение в обмен опытом с профессионалами, между прочим, не только внутри России, но и международный уровень. Это тоже одна из сильнейших мотиваций. Но мы говорим про зарплаты. Не только зарплата важна. Давайте все-таки обратим внимание на то, что зачастую незаметно. Если есть хорошая система поддержки рабочих на предприятиях… Зачастую некоторые предприятия организуют свои частные детские садики для своих рабочих, зачастую выстраивается действительно дополнительное медицинское страхование, когда действительно нужна медицинская забота о тех работниках, которые занимаются на опасных производствах своей деятельностью – это тоже очень важно, и это дополнительный аргумент. Есть формы поддержки дополнительного образования, к примеру. Мы сейчас проводили социологическое исследование: представьте себе, у нас более половины людей, работающих в приоритетных отраслях экономики (в том числе рабочий класс, практически половина) – это люди, которые хотят получать дополнительное образование. Но, к сожалению, среди предприятий лишь около четверти действительно об этом задумываются, о развитии своих кадров дальше. Здесь вопрос к предприятиям, потому что это очень сильный аргумент. Если предприятие говорит: "Да, может быть, зарплата чуть пониже, но мы тебя отправим на курсы, мы сделаем так, что у твоего ребенка будет детский садик удобно организован рядом с работой" и так далее. Марина Калинина: Ну это вы какую-то идеальную картину рисуете. Николай Калмыков: Ряд предприятий это делает, это делают чаще всего крупные компании. К сожалению, как раз в основном это крупные компании могут себя позволить и организовать. Малые и средние реже, но тем не менее тоже в этом вкладываются. Константин Чуриков: А в количественном отношении? Мы сейчас говорим о системе, что это часто, что чаще всего именно так, как вы говорите, или чаще всего как-то по-другому? Николай Калмыков: Ну смотрите. Допустим, если говорить про допобразование, среди предприятий это 25% – это те, кто действительно активно ведут работу и хотели бы вкладываться в свои кадры. Это без иллюзий, без красивых слов около четверти. При этом среди крупных предприятий таковых более 33%, кто действительно выстраивает программы допобразования своим сотрудникам и так далее. Среди малых это, к сожалению, 10-15% всего лишь. И здесь конкретные цифры. Это одна из мер поддержки, мер развития своих людей. Есть точно так же другие форматы. Та же система наставничества, которую мы сейчас продвигаем и предлагаем всем предприятиям, особенно крупным, потому что они могут больше людей охватить, внедрять у себя. Не все имеют, сами сделав, и далеко не все готовы включаться в общероссийскую систему, потому что не все понимают, зачем это. Не каждый начальник (в репортаже как раз рассказывали) может развить те мысли, которые есть у обычного рабочего. И вот здесь как раз нужно спуститься на землю и посмотреть, чего не хватает. А не хватает в том числе механизмов карьерного роста, механизма профессионального роста, удобной системы адаптации. Вот как показывает наше исследование, сейчас, к сожалению, приходя на первое место работы среди молодых людей практически половина уходит в первые полгода. Константин Чуриков: Почему? Николай Калмыков: По разным причинам. И далеко не потому, что их зарплата не устраивает, вы удивитесь. Да, действительно это так. Чаще всего (опять же, мы тех же самых молодых спрашивали, только молодежи опрос был) большинство из них были готовы дальше работать, но они хотели найти конкретные механизмы, как они могут развиваться в профессии. И не увидев этого, не поняв, что есть система наставничества, есть система допобразования, есть возможность получить высшее образование, если его у них еще нет и так далее. Константин Чуриков: А возможность роста есть сегодня? Николай Калмыков: Я говорю, я перечисляю разные вида роста – и профессиональный, и личностный, и карьерный. Здесь же разные механизмы. Если они этого не видели, зачастую у них возникал определенный конфликт и напряжение с руководством, и их увольняют. Да, действительно это происходит именно по той причине, что нет понимания между потребностью молодых сотрудников, нет зачастую системы адаптации и наоборот, не всегда работодатель это понимает. Вот это причина, почему мы теряем молодые кадры как раз, которые могут стать действительно хорошими рабочими на высокопроизводительных местах. И здесь вопрос как раз-таки выстраивать системы поддержки, в том числе ту тему про наставничество, о которой я рассказываю. Марина Калинина: Давайте послушаем, что по этому поводу считают наши телезрители. У нас есть звонок. Константин Чуриков: Это Софья из Екатеринбурга – Софья, здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Расскажите свою историю. Вы работали в этой сфере? Зритель: Я работала в сфере вредного производства, очень даже вредного – лакокрасочная отделка древесины, реставрация (это уже в личном плане было). Вы говорите по поводу карьерного роста и что садики предоставляют. Меня лет 7 назад позвали на железную дорогу; в то время я зарабатывала, наверное, тысяч 25. Это было немного, мне едва хватало со старшим ребенком, в принципе водить ее куда-то, в какой-то кружок (мы ходили на фигурное катание), оплатить садик и как-то пожить еще немножко (оплатить квартплату и все такое). Меня пригласили на железную дорогу на зарплату в 6 тысяч, но там оформлялась вредность, все остальное. Садика никто не предлагал никакого, то есть соцпакет был минимальный. О каких вы говорите таких прямо заоблачных перспективах? У нас единственная в Екатеринбурге, наверное, крупная организация, которая может предоставить садик – у них это есть – это… предприятие "Бухара-Урал", по-моему, называется. У них там есть садик, они могут предложить хорошую зарплату, у них какие-то есть… Но на эту фирму не пробиться просто так, то есть там либо по знакомству, либо с большими связями. Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок. Константин Чуриков: Спасибо. Марина Калинина: Ну вот какой у вас комментарий? Видите… Николай Калмыков: Действительно, есть разные ситуации. И все-таки компания, которая заботится о сотруднике (не только по связям), здесь скорее еще вопрос того, что нужно действительно вовремя начинать, карьеру нужно начинать с самого начала, когда еще приходишь молодым специалистом. Да, действительно, бывает легче построить свою карьеру… Марина Калинина: Ну вот есть молодой специалист, хочет устроиться на этот завод… Николай Калмыков: …сориентировавшись вовремя, участвовать в том числе в конкурсах различных, получать хороший диплом, делать хорошую проектную активность. Между прочим, да, колледжи выстраивают проектную активность. Константин Чуриков: То есть у нашей зрительницы был, видимо, плохой диплом, плохая проектная активность? Николай Калмыков: Нет, я просто говорю простой пример. Я говорю о том, что позволяет повысить свои шансы попасть на хорошее рабочее место. Конечно же, мир не идеален, давайте без иллюзий. Я в данном случае не являюсь руководителем этого предприятия, я являюсь экспертом, который может сказать, как необходимо. И мы консультируем в том числе и власть, и компании о том, как было бы правильно внедрить наставничество, внедрить систему открытых лифтов, выстраивать отношения по работе с колледжами, и тогда появляются возможности выявить эти талантливые кадры. Константин Чуриков: Как надо – это большой отдельный вопрос. Наша рубрика называется "Портрет российского общества". У меня к вам вопрос: почему люди пишут то, что пишут? Пишет нам зритель из Ярославской области: "На мой взгляд, с конца 1980-х гг. рабочий человек перестал быть заметным для нашей власти. Шахтеры отказываются работать из-за задержек зарплаты. В Союзе рабочих уважали, сегодня чиновники уважают себя". Нам пишет Калужская область: "У нас в стране теперь главный рабочий класс – это чиновники". Вот откуда такой социальный пессимизм? Это случайность или? Николай Калмыков: Это не случайность, это в том числе очень большая работа по популяризации… профессий. Марина Калинина: Вот это основной вопрос. Николай Калмыков: Мы на длительный период времени… Сейчас постепенно эта ситуация выправляется, действительно запускаются проекты по профориентации, которых, давайте будем честными, в 1990-х гг. практически не реализовывались, минимальный объем активности был. Сейчас есть, допустим, проект "Zaсобой" замечательный, который ведет Наталья Алиева, продвигая профориентацию в том числе для разных специализаций. И когда преподаватели объединяются в сообщество, которое может обменяться опытом... Не каждый преподаватель знает про новые профессии, не каждый знает новые технологии, новые какие-то решения, которые можно было бы передать учащимся, чтобы они впоследствии себя успешно реализовали. Есть профориентационный блок, есть в принципе популяризация как таковая, когда действительно эфиры – такие, как у вас сейчас – поднимают на высокий уровень обсуждение конкретной профессии, конкретной отрасли и специализации. Константин Чуриков: Я боюсь, что такой эфир, как у нас сейчас, просто начисто отвадит людей вообще от любых мыслей о такой карьере. Марина Калинина: У меня такой вопрос. Вот вы рассказывали о своем дедушке, который был всю жизнь рабочим и этим гордился. А почему вы не пошли по его стопам? Николай Калмыков: Знаете, наверное… У меня с руками не очень, честно признаюсь. У меня папа работал…в лесничестве 19 лет (я всегда это всем рассказываю). Я всегда говорю: у меня у папы руки золотые, а у меня как-то они не из того места, честно признаюсь. Я это совершенно самокритично говорю, как есть. Но при этом я могу сказать, что да, меня с детства приучали: я ходил на уроки труда, мне это было интересно, нас учили работать на токарном станке (во всяком случае он у меня в школе был), показывали, как и что, и это было интересно всем ребятам, мы делали какие-то детали. Я помню, маме подарил доску, которую сам сделал; для меня это было гордостью, мама была счастлива, потом она мне резала на ней салат. Но вот эти вещи, самые простые азы зачастую не везде и не всегда прививаются. Не каждый преподаватель, педагог даже не в колледже, а еще на этапе школы может это привить. Здесь тоже моменты всегда разные возникают. Константин Чуриков: Нам звонит Александр – токарь из Подмосковья. Александр, добрый вечер, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, сколько вы заработаете и как вам удается заработать эти деньги. Зритель: Значит, работаю в Подмосковье, предприятие не буду озвучивать, это не столь важно. Зарплата 35 тысяч, совмещаю 3 специальности – токарь, шлифовщик, фрезеровщик – и это на протяжении 30 лет. Вот вам результат. Для того чтобы рабочий был заметен… Ваш оппонент, видимо, не владеет вопросом. На заводах убито оборудование, нет оснастки. Убито профтехобразование в стране. Кто будет готовить кадры, скажите, пожалуйста? Некому обучать. Наставничество убито на производствах, оно отсутствует. Вот такая ситуация у нас происходит на производстве. Константин Чуриков: А если бы вы были наставником какого-то, я не знаю, молодого парня, который с руками как раз и хочет работать, что бы вы ему сказали? Зритель: Я вам скажу, что молодой человек в возрасте 25 лет хотя бы не пойдет сейчас на производство, потому что зарплата такая никому не интересна. Он не будет за эти деньги работать. Сейчас люди проходят в отдел кадров, и первый вопрос: "Какая зарплата?" Он спрашивает 50 тысяч рублей. Вот и все. Константин Чуриков: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо большое за ваш звонок. Вот видите, все равно все упирается в зарплату. Николай Калмыков: Конечно, это основной стимул в любом случае. Марина Калинина: Потому что пишут нам, например, наши зрители, очень много сообщений: "Мой сын работает в Оренбурге в железнодорожном депо, получает 10 тысяч". Где-то 9 тысяч… На такие деньги жить невозможно. Николай Калмыков: Так как раз-таки это и взаимосвязано с тем, что у нас в указах озвучена тема по высокопроизводительным рабочим местам – это те места, которые могут выдавать больше результата, больше продукции за счет в том числе внедрения новых технологий, за счет приведения в порядок самих станков, оснастки и так далее. Именно на таких местах получается большая добавленная стоимость, соответственно, работодатель может платить большую зарплату более высококвалифицированному специалисту, и тогда выгодно вкладываться в его развитие, в его оплату, чтобы он не убежал с предприятия. Но это возможно, только при реализации как раз-таки высокопроизводительных рабочих мест, как раз-таки о том и речь. И темпы, которые сейчас идут, к сожалению, да, сейчас недостаточно быстрые, и это один из ключевых приоритетов, которые позволяют решать эту проблему. Марина Калинина: Но понимаете, изначально нужно сделать престижнее эту профессию, платить нормальную зарплату, чтобы человек после школы просто получил хотя бы желание пойти научиться. Николай Калмыков: Это вещи параллельные. Смотрите, есть предприятия... Они не все государственные. Марина Калинина: Ведь он себе рисует перспективу, что у него будет вот такая зарплата, что он будет вкалывать 8 часов, а то и больше каждый день, с утра до вечера, ему нужно будет кормить себя, впоследствии ему нужно будет кормить семью и, может быть, престарелых родителей, которым пенсии не будет хватать. И какую перспективу он видит? Даже если он будет к чему-то стремиться, как вы говорите, участвовать в каких-то конкурсах и так далее, у него должно родиться желание это делать. Николай Калмыков: Да. Марина Калинина: И пойти не на социолога учиться, на экономиста, на юриста, а пойти научиться что-то делать своими руками. Николай Калмыков: Как раз-таки почему статистика, которую вы же и приводили, очень разная? Есть те, которые получают маленькую зарплату (таких, к сожалению, большинство), и те, кто уже выходит на высокопроизводительные рабочие места, которые действительно позволяют получать большие зарплаты. Но для этого необходимо стимулировать не только кадры. Вы говорите про то, чтобы зарплату повысить. Зарплату повышает предприятие, оно зачастую негосударственное, и это решает не государство или какой-то чиновник, а это решает конкретное предприятие, потому что оно либо может себе это позволить, либо не может. Если у него производство идет на старых станках, если он не вложился, не проинвестировал, если он не смог получить кредит под свое предприятие, если он вовремя не взял себе квалифицированные кадры, которые могут выдавать больше продукции, тогда у него возникают проблемы, что он не может… Марина Калинина: Но тогда тут государство должно что-то сделать, чтобы этому предприятию было выгодно повышать зарплату. Николай Калмыков: И здесь возникают меры по стимулированию. Марина Калинина: Чтобы у него кредиты были с меньшими процентами. Николай Калмыков: Доступность кредитов предприятиям. Сейчас, допустим, оборонно-промышленный комплекс очень большую работу на этот счет ведет. Буквально недавно конференция… Марина Калинина: Но давайте… Оборонно-промышленный комплекс – он стоит немножко особняком. Николай Калмыков: Но подождите, рабочих кадров там очень много. Есть точно так же вложения с точки зрения стимулирования технологического перевооружения. К примеру, когда в 2014-2015-х гг. работали меры по поддержке среднего бизнеса, опросы показали как раз-таки о том, что многие предприятия за счет новых мер поддержки в сложный период взяли ориентир на технологическое перевооружение. Константин Чуриков: И последний вопрос вытекает из сообщения нашего зрителя из Тюменской области – он пишет: "Раньше человек трудился на благо страны, а сейчас на чужого дядю, а этот дядя не хочет платить". У меня вопрос: что изменилось с нашим рабочим классом за 100 лет? У нас сегодня годовщина, столетие революции – как изменилось его положение в стране? Николай Калмыков: Ну давайте… Сравнить на самом деле сложно, потому что у нас сейчас в данном случае есть экономика бюджетная (государственные предприятия, так или иначе с государственным участием) – это одна совершенно история, а частные компании – это совершенно другая история. Есть рынок труда, и если специалист квалифицированный, если он занимается своим развитием, он будет стоить дороже. Обидно это кому-то или нет, но если человек проявляет активность не только на своем текущем рабочем месте, что было привычно (да, ты делаешь свою работу, ты считаешь, что ты молодец, ты знаешь, что ты действительно суперспециалист), но сейчас, к сожалению или к счастью, нужно еще бороться за то, чтобы, как та женщина, которая у нас была в эфире – нужно постараться сегодня максимально везде показать, обратить внимание на то, что вы не просто специалист хороший, а вы в чем-то уникальны. И здесь действительно возникают определенные вещи, которые не всем привычны. Нужно себя показывать на конкурсах, нужно участвовать в различных профессиональных мероприятиях, конференциях, выставляться на выставках. Да, действительно, есть различные возможности себя проявить. Константин Чуриков: Повысят зарплату и будет престиж. Спасибо большое. Марина Калинина: Спасибо большое. Это был Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, кандидат социологических наук. Константин Чуриков: Через пару минут мы к вам вернемся.