Александр Денисов: Всю неделю мы составляли ваш портрет, нашего зрителя. Вы писали нам из всех уголков страны, и вот что получилось, сейчас посмотрим на графики. Наш главный зритель – это женщина, почти 54% от всей аудитории составляют женщины, 46% мужчины. В ходе опроса развеялось заблуждение, бытующее в журналистской среде, что у телевидения аудитория исключительно пожилая, – не исключительно, а 50 на 50 (была такая раньше молодежная программа): 51% старше 50 лет, 49% от 18 до 50 лет. При этом среди зрителей старше 50 преобладают женщины, а до 50 – мужчины. Аудитория у нас образованная. Среди женской части наших зрителей высшее образование у 73%, у мужчин почти тоже 70%. Средний доход женской аудитории почти 30 тысяч рублей, мужской – 32. Как правило, наши зрительницы работают врачами, учителями, экономистами, мужчины – инженерами, врачами, водителями. Смотрят нас прежде всего малые города и деревни, что и не удивительно: столько репортажей и фильмов мы снимаем именно про жизнь в русской провинции. Чуть меньше аудитория в крупных городах, но там тоже смотрят, чем живет провинция, любопытно. Почитаем некоторые сообщения. Из Арзамаса прислала наша телезрительница 1951 года рождения, образование высшее, по профессии инженер-электрик, 60 тысяч зарабатывает. Из Бурятии пришло письмо, поселок городского типа Новый Уоян, мужчина 37 лет, образование среднее специальное, работает охранником, 20 тысяч. Из Приморского края из Владивостока написала зрительница, 34 года ей, образование высшее, работает кладовщиком, 40 тысяч; вот кладовщик 40 тысяч, профессия сейчас такая, серьезная. Из Челябинской области написала зрительница, ей 36 лет, образование высшее, руководит информационными проектами в IT-сфере, зарабатывает 150 тысяч рублей в Челябинске. Ну и Красноярский край: зрителю 29 лет, высшее образование, инженер нефтегазовой отрасли, гитарист (хобби указал), 30 тысяч рублей. Ну, если одинокий гитарист, то, значит... Да, интересный, интересный тоже у нас телезритель. Безусловно, взрослыми аудитория наша не ограничивается. В ходе опроса мы не считали детскую аудиторию, потому что у нас еще есть детское «ОТРажение», по выходным оно выходит, там тоже много зрителей. Так что держим это в уме. В студии у нас Олег Анатольевич Ефремов, кандидат философских наук, доцент кафедры философского факультета Московского университета. Олег Анатольевич, добрый день. Олег Ефремов: Добрый день. Александр Денисов: Я припоминаю историю, 2013 год, когда образовалось «Общественное телевидение», я ушел с другого крупного канала. У меня коллеги удивились, говорят: «Что? Чего?» – вот. И я им рассказываю, говорю: ну вот интересные у нас новости, смотрите, открыли детский театр в Брянской области... И мне вот коллега, он известный журналист, он говорит: «Сань, ну зачем мне знать, что открылся в Брянске детский театр?» Тем не менее, судя по ответам аудитории, интересно. Как вы думаете, зачем аудитории знать, что в Брянске открылся детский театр? Олег Ефремов: Александр, вот этот опрос очень интересный. Он показал, что «Общественное телевидение России» действительно общественное. Вы видите, сколько разных людей разных возрастов, уровня доходов, профессий – все его смотрят. И вот вопрос, почему. Когда я стал иногда у вас появляться в эфире, то близкие, отдаленные знакомые, увидев меня, разумеется, считали долгом сообщить: «Вот видели, как ты выступал». И один из комментариев, кстати, тоже из далекой области России, звучал так: «Вот, знаете, а если смотреть телевизор, я вообще смотрю чаще всего ОТР. Там как-то спокойно, по-доброму рассказывают о событиях нашей жизни, о том, чем, собственно, мы все живем, что вокруг нас происходит. Там нет криков, скандалов, там нет никаких намеренно заостренных, специально чтобы привлечь наше внимание, тем. Мы говорим о том, что нас окружает, мы говорим о том, что всех нас волнует, что составляет нашу повседневную жизнь, и нам это очень нравится, – говорит. – Мы с большим удовольствием всегда смотрим телевидение. Проблем, всяких взрывов, вспышек нам хватает вокруг, в нашей обычной жизни, а так хочется иногда поговорить о чем-то вот таком нас окружающем, обыденном, повседневном, и на ОТР мы всегда можем это услышать и увидеть». Александр Денисов: Даже о самом тревожном можно поговорить спокойно, всесторонне и глубоко. Олег Ефремов: Да-да-да, т. е. без каких-то, знаете, намеренно заостренных точек зрения... Александр Денисов: Без истерик, да. Олег Ефремов: Без истерик, без крика, ругани, совершенно верно. Александр Денисов: Анатолий Григорьевич Лысенко, он когда запускал «Общественное телевидение России», такая фраза знаменитая пошла у нас тут по коридорам, что «нужно знать и про открытие булочной в Туле, это тоже важно». Я поехал снимать репортаж, действительно булочная в Туле открылась, было такое, сняли репортаж, он был в эфире. И вот, судя по всему, идея была реализована на 100%, потому что действительно аудитория провинциальная интеллигенция, пожалуй, та аудитория, которую так на мякине не проведешь, все-таки люди смотрят, что им интересно. Еще один важный момент, на мой взгляд. Сейчас информационное поле сужено, потому что есть интернет, есть Telegram-каналы, информационные ленты, и там все четко разложено, что происходит. Информационное поле – оно такое ограниченное. ОТР было вынуждено выйти в это поле буквально ногами, вот как раз в провинцию, осваивать ее информационно, снимать репортажи. И тут обнаружился такой большой жирный плюс: мы получаем новости не с лент новостей, не из интернета, а как раз от людей. И зачастую жизнь раскрывается совершенно с другой стороны. Вот я вам рассказывал про коллегу, который говорил: «Зачем мне про Брянск, про театр детский знать?» А как раз вот его приятель, оператор высококлассный, он говорит: «Увидел твой сюжет про Скнятиново (это Ярославская область) и, – говорит, – Саня, отлично!» Там как мужик корову держит, как он зашел в церковь и снял обувь. Понимаете, обувь грязная, он перед входом на паперти ее снял, оставил и пошел в носках, оператор, естественно, обратил на это внимание и снял. Это другое немного отношение к жизни. Я ни в коей мере не говорю, что мы тут в Москве все мерзавцы и негодяи, абсолютно нет, но все-таки жизнь бывает разной, и посложнее, и где-то попроще, и это интересно. И он говорит: «Вот мы такого не снимаем». То есть ограниченность информационного поля очевидна, и стоило было нам выбраться, как жизнь стала интереснее. Вот для вас, тоже вот наверняка смотрите наш эфир, что-то такое открываете для себя, именно вот в современной жизни России? Олег Ефремов: Ну разумеется, потому что, действительно, ваш канал очень часто показывает, как живут простые люди в своей простой, обычной жизни. Но очень важный момент еще и то, что вы даете слово этим людям. Александр Денисов: Да, у нас телефон прямого эфира работает. Олег Ефремов: В каждой программе эти люди участвуют в создании программы, и не только вы о них рассказываете, вы что-то обсуждаете, но и они сами рассказывают о себе и становятся полноправными собеседниками и ведущих, и гостей, и поэтому выстраивается такой приятный, спокойный диалог, беседа людей о волнующих их вопросах. И вот действительно в этом плане тоже телевидение общественное. Вот я вот считаю, что есть две группы телезрителей. Есть телезрители ритуальные – это люди, для которых просмотр телевизора является частью какого-то другого ритуала, сопутствующая часть. Например, «я кушаю и перебираю каналы»... Александр Денисов: Фон. Олег Ефремов: Да, «я лег на диван, ну скучно просто так лежать, дай-ка я тоже пощелкаю кнопками». Им обычно все равно что смотреть, за что-то зацепились и смотрят. А есть телезрители сознательные, которые специально включают телевизор в определенное время, может быть, даже готовятся как-то к просмотру той или иной программы. И мне кажется, что среди зрителей ОТР очень много зрителей сознательных. Потому что, смотрите, люди звонят в эфир, люди задают вопросы, люди высказывают свое мнение. Значит, они не просто лежат на диване и краем уха слушают, что там происходит, даже не запоминая, а они пытаются активно участвовать в этом диалоге. Их задевает за живое, ну потому что если человека не задело, что он будет звонить, что он будет дозваниваться, что он будет что-то рассказывать? Значит, видимо, их задевает, видимо, их привлекает, их интересует, и они считают важным высказать тоже свое мнение, поучаствовать в этой беседе. И ведь обычно звонки доброжелательные, т. е. не злобные, не агрессивные, а, в общем, действительно звонки с уважением к каналу, к ведущим. Получается, да, взаимоуважительная, спокойная, интересная беседа. Александр Денисов: Интеллигентная. Олег Ефремов: Да. Александр Денисов: Олег Анатольевич, у нас на связи Ирина Анатольевна Полуэхтова, профессор кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики Московского университета. Добрый день, Ирина Анатольевна. Ирина Полуэхтова: Добрый день. Александр Денисов: Да, здравствуйте. Ирина Анатольевна, тут мы в самом начале, в заходе на тему, опровергли еще такой стереотип, что телевидение – это средство массовой информации людей 50+. Выяснилось, что аудитория делится ровно наоборот, ну по нашему опросу проведенному, что как раз половина аудитории, да, возрастная, а остальная – от 18 до 50, может быть, даже еще раньше, детская, мы не считали детей, не опрашивали. Вот в связи с чем такие изменения произошли? Долгое время считалось, что молодежь – это как раз вот Telegram, интернет, другое потребление информации. Все-таки телевидение чем цепляет молодежь, как вы думаете, вот сейчас? Ирина Полуэхтова: Телевидение действительно смотрят самые разные возрастные группы населения. Есть небольшой провал в возрастной группе 12–24, они меньше других групп смотрят телевидение, но так было всегда, так было и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е гг. Это связано не столько с интернетом, как сейчас это интерпретируется, сколько вот с особенностями жизненного этапа и образа жизни молодых в этот период. Но, безусловно, появление интернета усилило некоторый отток молодежи от телевидения, но тем не менее это совершенно не означает, что они отказались от телевидения или его не смотрят. И знаете, есть еще такая закономерность, что после 35 лет, когда люди обзаводятся семьей, заводят детей, телесмотрение начинает возрастать, и эта закономерность тоже повторяется вот многие годы, и сейчас она тоже наблюдается, несмотря на появление интернета. Александр Денисов: А чем это объяснить, вот обзавелись детьми и надо сесть перед телевизором непременно? Ирина Полуэхтова: Больше находятся дома. Когда люди больше находятся дома, телевизор по-прежнему остается самым востребованным медиа и самым востребованным экраном. Это всегда большой экран напротив хорошего, удобного дивана, который комфортно посмотреть. И подтверждением этому является, скажем, рост телесмотрения в период локдаунов: когда люди оказались замкнуты в домашнем пространстве, объем телесмотрения вырос именно в тех возрастных группах, которые в обычное время его меньше всего смотрят, т. е. те самые молодые, старшие школьники, студенты, молодежь – они стали смотреть гораздо больше телевизор. Просто это еще раз подтверждает вот эту идею о том, что они меньше, чем другие, чем старшие группы, смотрят телевизор, потому что они меньше бывают дома в силу особенностей своего образа жизни и своего жизненного этапа, когда они решают еще какие-то другие проблемы. Александр Денисов: Ирина Анатольевна, спасибо большое! Присылайте своих студентов к нам на стажировку, пусть приходят ребята работают, нужны корреспонденты и ведущие. Спасибо. С родного журфака была преподаватель. Олег Анатольевич, вот как раз Ирина Анатольевна сказала, что обзавелись детьми и сели перед экраном. Курт Воннегут, американский писатель, говорил, что телевидение в современном обществе – это как друг: вот ты включаешь и все, и там твои друзья. ОТР, как думаете, тоже стало другом? Олег Ефремов: Я думаю, безусловно, и как раз это одна из характеристик ОТР. Потому что, понимаете, трудно дружить с тем, кто кричит, ругается, провоцирует на какую-то агрессию... Многие, кстати, на этом делают рейтинг, потому что тоже иногда интересно посмотреть, как там мужики, а может быть, еще и женщины, друг друга за волосы таскают, обливают друг друга соком, выгоняют друг друга из студии... Это тоже шоу своеобразное. Но иногда от этих шоу устаешь. Ты, с одной стороны, понимаешь, что все это режиссура, что все это в принципе показуха, что все это даже не на самом деле, и хочется спокойной, доброжелательной, искренней беседы. И если телевизор действительно стоит в твоей комнате, рядом стоит твой уютный диван, то беседа становится очень естественной. Действительно, ведущий становится твоим другом, он становится твоим собеседником, гость как будто бы пришел к тебе в гости, а ты как будто бы присутствуешь там. Вот такой эффект присутствия, видимо, тоже здесь создается. Мне кажется, это как раз один из фирменных знаков ОТР, т. е. это такой вот канал, который позволяет выстроить беседу, который в телезрителе видит собеседника, а не просто реципиента информации, не просто компонент рейтинга. Это очень важно, и это привлекает к каналу. Даже когда опять же комментируют какие-то мои выступления и параллельно знакомые что-то говорят о канале, они вот это замечают, что действительно канал... ну, у нас есть канал «Домашний»... но что действительно этот канал очень так органично вписывается в такой досуг домашний, в домашний быт, в спокойные беседы с приятными, близкими людьми, и это очень хорошо. Потому что, действительно, ведь не обязательно что-то обсуждать... можно, конечно, и бытовое обсуждать... но можно очень серьезные вещи так обсуждать. Почему обязательно их надо обсуждать с криком и с руганью, почему их не обсудить серьезно, взвешенно, с уважением друг к другу и с правом каждого высказаться без того, что здесь кто-то умный, а кто-то должен сидеть и слушать? Здесь умные все, здесь у каждого есть право на свою точку зрения. И даже тот же самый мужчина, который снимает обувь при входе в церковь, тоже как будто что-то говорит этим своим жестом, этим своим поступком. И когда вы показываете его по телевизору и вся страна видит, что кто-то все-таки, входя в церковь, снимает обувь, это может быть тоже очень важно и тоже очень знаково для кого-то, и этот мужчина тоже кому-то становится интересен, важен и тоже в чем-то, может быть, становится близким, в чем-то собеседником, может быть, и к нему тогда тоже обращаются, если человек так себя ведет в святом месте. Поэтому да, это важное свойство канала, и хотелось бы, чтобы он его сохранил. Я не думаю, что рейтинг можно делать только скандалами. Александр Денисов: Да. Вот звонок у нас, сейчас пообщаемся. Лидия из Курска дозвонилась. Лидия, добрый день. Зритель: Спасибо, спасибо. Александр Денисов: Да, Лидия?.. Звонок сорвался у нас? Лидия, мы вас слушаем. Зритель: Да. Добрый день, студия! Александр Денисов: Здравствуйте. Зритель: Я Лидия, мне 70 лет. Я с каналом ОТР уже 6 лет, это мой самый любимый канал! Каждое утро у меня начинается с просмотра новостей. Самые свежие и достоверные новости я смотрю только на ОТР! Все три выпуска «ОТРажения» смотрю тоже на ОТР, мне все интересно! У вас очень все, это самое, очень интересные все программы! Про спецоперацию всегда смотрю, мне это нужно знать, и я как бы в курсе всех событий. Фильмы смотрю вечером только на канале ОТР! Это наши, простые советские фильмы, черно-белые, они по душе, они для нас, они мне очень нравятся! Еще у вас появилась «Страна поэтов», мне очень нравится, как наши простые граждане читают стихи. Самое лучшее прочтение, это было у авиадиспетчера: «Гой ты, Русь моя святая!» – он меня просто покорил! Я бы на него смотрела каждый день. Еще хочу сказать, не хватает чего? Хотелось бы немножко больше музыкальных программ, вот рассказать об интересных людях, о музыке, вот этого мне немножко не хватает. Желаю вашему каналу процветания, долгих лет жизни! И спасибо, что вы есть! Александр Денисов: Да. Лидия, а вы же когда дела-то свои делаете, если все три «ОТРажения» вы смотрите? Это ж сколько получается, 6 часов... Зритель: А я одинокая женщина, я делаю дел очень мало. Зимой я все время дома сижу, поэтому я от канала от вашего вообще не отхожу! А летом нет, летом я в лесу, в полях и кругом. В общем, вот так. Александр Денисов: Все, спасибо вам за звонок! Очень приятно, Лидия, спасибо большое, что смотрите наше «ОТРажение». Олег Анатольевич, а как поменялись запросы аудитории не только нашего канала, но вообще, в целом? Ведь, если обратить внимание, многие программы такого плана, ну не шибко, так скажем, ушли напрочь. Их пытаются вернуть, рассчитывая, что, возможно... А вкус все, поменялся безвозвратно, они тут же выпадают. Я не про наш канал говорю, про соседей по кнопкам, так сказать. Чем это объяснить? Все-таки вкусы аудитории тут хочется тоже понять, как они меняются. Вот задавались этим вопросом? Олег Ефремов: Понимаете, есть что-то неизменное, есть то, что, конечно, меняется. Общество не стоит на месте, мы не стоим на месте. Естественно, происходит всегда что-то, что меняет и наши интересы, и наши предпочтения, и само наше настроение, понимаете. Потому что иногда бывает настроение, когда вот что-то смотреть не хочется, вот такая обстановка, может быть, в стране, в твоей семье, в мире в целом, но что-то вот не идет, что-то уже не ложится, то, что вчера еще, может быть, ты смотрел, сегодня вызывает раздражение, хочется переключить этот канал на что-нибудь другое. Видимо, то, что... Действительно, люди как-то это не поняли... Понимаете, ведь ведущие тоже же не с неба спускаются, они же тоже отражают в какой-то степени настроения людей. И может быть, тогда, когда они это говорили, это воспринималось, а сегодня другой мир, другие люди. Если они продолжают говорить то же самое, может быть, боясь поменяться, «вот меня таким смотрели, а вдруг меня не будут смотреть?», они делают большую ошибку. Потому что они должны все-таки как-то реагировать на изменения в мире, они должны понимать, что чувствуют люди и к чему они стремятся, и как-то, в общем... Это не значит прогибаться под изменчивый мир – это означает просто понимать, что происходит вокруг тебя. Александр Денисов: Олег Анатольевич, спасибо вам большое! Что мы и делаем – держим руку на пульсе, чувствуем изменения аудитории, стараемся соответствовать, читаем ваши сообщения. Спасибо большое! Олег Анатольевич Ефремов был у нас в студии, кандидат философских наук, доцент кафедры философского факультета Московского университета. Говорили про ваш портрет. Олег Ефремов: Спасибо.