Марианна Ожерельева: В эфире программа «ОТРажение». И последнее событие, которое обсудим. Поставил машину – плати. Минтранс настроен снижать нагрузку на парковки методами – внимание! – экономических ограничений, причем научно обоснованных. Видимо, просто будет больше платных парковок (уже вот так высказываются эксперты), в этом и вся экономика. Кстати, региональные власти отчасти с этим согласны. А вот что же думают автовладельцы? Звоните нам в эфир: 8-800-222-00-14. Пишите на наш бесплатный SMS-портал: 5445. Очень интересно, что вы думаете о платных парковках. А в студии со мной Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Антон, здравствуйте. Антон Шапарин: Приветствую. Марианна Ожерельева: Минтранс готовит научное обоснование введения по всей России систем администрирования парковочного пространства. Как можно с этим не согласиться? Надо? Антон Шапарин: Ну, совершенно никак нельзя не согласится, если уже наука… Марианна Ожерельева: Без науки никуда. Антон Шапарин: Они могут, правда, подготовить и обоснование, почему на Марсе нужно сделать сначала платную парковку, а только потом колонизировать. Вопрос, который ставит каждый россиянин, он предельно прост: какая выгода моему городу от этой платной парковки? Марианна Ожерельева: Легче в Москве стало после введения большого количества платных парковок? Антон Шапарин: Конечно нет. Потому что город превратился… Когда тебе нужно куда-то приехать и припарковаться, ты переживаешь «веселый» квест – тебе нужно найти парковочное место. Я уже молчу про таксистов, которых в городе сотни тысяч и которым нужно каким-то образом человека посадить, человека высадить, а мест для этого нет. И везде висят камеры, которые контролируют эту ситуацию. Я вообще, кстати говоря, сомневаюсь, что… У нас камера призвана снижать смертность и аварийность. Это ключевой инструмент, и он работает. Но какая аварийность и смертность снижается при контроле с помощью камер парковочного пространства – лично для меня тайна, покрытая мраком. Вроде на парковке люди массово не погибают. Однажды имел я такой забавный опыт. Я решил посмотреть, в Омске горсовет обсуждал введение платной парковки. Я прочитал всю стенограмму. Омские мужи мудрые обсуждали… Как вы считаете – что? Как город поедет? Пробок будет меньше? Или все-таки вопрос наполнения бюджета города Омска? Марианна Ожерельева: Ну, витиевато как-то. Понятно, что заплати – и бюджет пополнится. Антон Шапарин: Ни слова не было, ни слова не было про трафик, что город поедет и так далее. Ни единого! Марианна Ожерельева: Деньги? Антон Шапарин: Только деньги, больше ничего. В Омске тяжело с бюджетом, я это знаю, я давно наблюдаю за этим городом. И тяжело с бюджетом очень много где в муниципалитетах. И они действительно хотят монетизировать городское пространство, смотрят на Москву. А все же всегда смотрят на Москву. А у нас парковочное место приносит в день денег больше, чем номер в пятизвездочном люксовом отеле через дорогу от Кремля. Марианна Ожерельева: Вот вам и статья дохода. Антон, вашу позицию услышали. «Нужно ли вводить платные парковки? Как вы к ним относитесь? И сколько они должны стоить?» – спросили наши корреспонденты. ОПРОС Марианна Ожерельева: Ну, 150 рублей за день, наверное, все были бы готовы платить, да? Антон Шапарин: Ну, это достаточно гуманно. Но здесь сам подход: люди в целом понимают, зачем это нужно, потому что нужно структурировать прежде всего парковочное пространство. Вот мой любимый… Марианна Ожерельева: Ну, хотелось бы как лучше все-таки, да. Антон Шапарин: У нас, к сожалению, в одну кучу сваливается несколько разных вещей. С одной стороны, с помощью парковок платных пытаются как-то упорядочить систему, а с другой стороны, ограничивают максимально количество парковочных мест. И про это говорят люди. В итоге парковку искусственно делают ультрадефицитным товаром, а потом говорят: «Она вся перегружена, давайте повышать тарифы». Естественно, она перегружена – вы же убрали все парковочные места. Марианна Ожерельева: Научным обоснованием, Антон, это называется. Антон Шапарин: А-а-а… Марианна Ожерельева: Алексей из Питера сейчас с нами на связи. Алексей, здравствуйте. Вы автомобилист? Зритель: Здравствуйте. Да, я автомобилист. Как бы в центре бываю частенько, ну, частным образом я там бываю довольно часто. Мне кажется, что на самом деле платные парковки сделали так, что все люди, которые туда приезжают, теперь по дворам разъезжаются, то есть они забивают все дворы, которые вокруг есть. Если вы посмотрите, практически 80% не уехали из центра, но платить они не хотят. Соответственно, они заезжают во все дворы, все дворы забиты, если вы посмотрите, практически. А улицы пустые. Вот и весь разговор. Марианна Ожерельева: Алексей, а вообще смысл платной парковки, о котором говорят власти, разгрузить улицы, – вы видите, если это сделать как-то правильным путем и здесь научную методику какую-то применить? Не как деньги собирать научным способом, а вот как-то организовать это правильно. В этом есть плюс? Зритель: Ну, может быть, и есть плюс. Но единственное хотелось, чтобы было больше тогда парковочных автоматов, которыми можно было бы оплачивать. Марианна Ожерельева: Вот! Зритель: Просто вы ставите машину и бежите за квартал оплачивать эту машину. Это бывает не всегда очень удобно на самом деле. Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое, спасибо, спасибо, Алексей. На связи с нашей студией Илья Зотов, член Общественной палаты России, член Общественного совета при Министерстве транспорта России. Илья Сергеевич, здравствуйте. У нас к вам много вопросов. Илья Зотов: Добрый день. Марианна Ожерельева: Вот сейчас наш телезритель сказал: «Побольше бы автоматов, как-то все это неудобно». А еще складывается впечатление, что все это ради наживы, если уж откровенно говорить. И можно это научно обосновать, можно ненаучно, но люди не понимают, за что они платят. То есть места больше не становится, а неудобств больше становится. Илья Зотов: Я представляю в Общественной палате Комиссию по территориальному развитию и местному самоуправлению, поэтому хочу сказать, что территория каждого города и муниципалитета ограничена определенным количеством метров, и всю территорию важно сохранить и использовать по назначению, с максимальной выгодой для жителей. Так вот, мы можем посчитать, какое количество квадратных километров используется как парковочное пространство в городах. Ужасающее количество! У нас парков гораздо меньше, гораздо меньше социальных учреждений. Поэтому у организации парковочного пространства задача не собрать деньги. Задача – сделать приоритет прежде всего общественного транспорта. Для того чтобы люди стали пользоваться больше общественным транспортом, транспорт должен поехать быстрее, а для того делаются выделенные полосы. Для того чтобы пассажиры сэкономили деньги, также используется общественный транспорт, для этого вводятся платные парковки. Марианна Ожерельева: Илья Сергеевич, люди купили машину не для того, чтобы ездить на общественном транспорте. Она у них есть на балансе. Вот в сюжете у нас был человек, помните, Антон, он говорил: «Я плачу налог транспортный. Почему я должен еще платить?» Антон Шапарин: Да, безусловно. Марианна Ожерельева: То есть либо как-то объясните, помогите… А то получается, что всех загнали в эту историю, что парковка платная. Более того, на нашем SMS-портале сообщения следующие: «Что, они построили новые места для парковки? Нет. Нарисовали линии и поставили знак «Платная парковка». Илья Зотов: Еще раз повторюсь, что территорию города важно использовать эффективно. И если мы поставим такое количество парковочных мест, которое необходимо каждому жителю, чтобы он мог припарковаться где угодно, наши улицы будут полностью состоять из парковок, не из детских площадок, не из парков, а абсолютно все будет заставлено машинами. Поэтому для организации парковочного пространства используется платный тариф, который своего рода ограничивает въезд в центр города для тех людей, которые пользуются личным транспортным средством. При этом предоставляется более бюджетная альтернатива в виде общественного транспорта. Не везде это эффективно работает. И парковка 20 рублей/час – это не совсем эффективная мера. Но здесь важно внедрять и степень загрузки дорог, степень загрузки улиц, и внедрять дифференцированную оплату парковки, то есть на одной улице это будет 30 рублей, а на другой это будет 100 рублей, для того чтобы жители могли иметь альтернативную возможность припарковаться более бюджетно. Марианна Ожерельева: Звонок у нас из Удмуртии. Алексей, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Я хочу посоветовать и обратить внимание на город Пермь. Я сам из Перми, но живу в Ижевске. У нас есть такая практика, что есть многоуровневые, многоэтажные парковки, где днем бесплатно у любого торгового центра, а ночью – 30 рублей. Днем бесплатно. Понимаете, у нас есть парки, у нас есть газоны, у нас есть какая-то придомовая территория, которая отвечает каким-то ведомствам – ЖКХ, город, все такое. Почему нельзя поставить на баланс парковки? Почему нельзя это сделать? На определенного жителя должно быть какое-то место, пространство, скажем, как квартира, 8 квадратов на человека, так же должна быть и парковка. Марианна Ожерельева: Хорошо, спасибо, Алексей. Антон Шапарин: Я прокомментирую чуть-чуть. Марианна Ожерельева: Антон, как вы думаете? Антон Шапарин: Во-первых, у нас уровень автомобилизации в стране ниже, чем даже в самых бедных странах Европы. Марианна Ожерельева: То естьих мало на дорогах? Антон Шапарин: Машин мало. Мы не прошли еще этап насыщения России автомобилями. Марианна Ожерельева: А как мало? У нас пробки по стране. Антон Шапарин: У нас пробки, потому что отсутствующая инфраструктура, у нас не строится необходимое количество дорог. Понимаете, людям нужно преподносить и объяснять. Вот господин Зотов говорит: «Платные парковки нужны для того, чтобы регулировать городское пространство и так далее». Понятная идея. Но как ее преподносят? Вместо того чтобы рассказать, что вот эти деньги, собранные с московского парковочного пространства, пошли на вот этот многоуровневый подземный паркинг, который решает транспортную проблему вот здесь… Марианна Ожерельева: Вот! Илья Сергеевич… Антон Шапарин: Ни единого места не было построено за годы в Москве существования этой истории. Марианна Ожерельева: А ведь Антон дело говорит. Антон Шапарин: Это во-первых. Во-вторых, понимаете, можно подойти к вопросу научно, но людям нужно давать альтернативу не только в виде общественного транспорта. Если человек хочет ехать автобусом – ну, он поедет автобусом. Если человек хочет приехать на машине… В любой европейской столице, даже в абсолютно перегруженной какой-нибудь Вене, вы можете приехать в оперу, в центр и припарковаться рядом, и там будет альтернатива. В Москве эту альтернативу выкоренили, искоренили везде практически. Марианна Ожерельева: Ну, теперь вы и до Вены не долетите. Антон, давайте Илье Сергеевичу дадим ответить все-таки. Много прозвучало в адрес разгрузки этого общественного транспорта. Альтернативы – где они? И, видите, телезрители тоже говорят, что вроде как оно все и есть, но хочется все-таки понимать – за что. Илья Зотов: Хотелось бы ответить на предыдущий тезис. К сожалению, к Венской опере не так-то просто подъехать. И стоимость платной парковки там в разы выше, чем в Москве. Ну, это во-первых. Антон Шапарин: Нет. Илья Зотов: А во-вторых, хотелось бы сказать, что действительно важно, о чем и сказал спикер, эффективно расходовать денежные средства, собранные с платных парковок, и открыто говорить о том, куда они потрачены, на какие цели они потрачены. Потому что у большинства жителей складывается ощущение, что они деньги отдают, но ничего в городе не меняется. Марианна Ожерельева: Так и есть, да. Илья Зотов: Поэтому эти деньги должны быть четко «окрашены». И люди должны понимать: сегодня мы собираем платными парковками на новый детский центр либо на ФОК, либо на новый парк. Тогда людям будет более понятно, они будут готовы платить за эту платную парковку, наверное, на более добровольных началах, то есть не принуждая. Антон Шапарин: Вы знаете… Илья Зотов: И при этом часть парковочного пространства в ряде российских городов используется неэффективно, потому что отсутствуют камеры, отсутствуют паркоматы, люди паркуются все равно как хотят. Например, город Ялта – это самый негативный пример, как выстроена парковочная политика, когда вроде бы все принято, все работает, но при этом ни паркоматов нет, ни служб, которые контролируют это парковочное пространство. Ялта – это такой яркий негативный пример. Марианна Ожерельева: Антон, вы хотели сказать? Антон Шапарин: Конечно, хотел. Деньги, собранные с автомобилистов, все-таки было бы разумно направлять на развитие все-таки транспортной инфраструктуры. Если мы платим за парковку, то отлично было бы, если бы строились подземные парковки. Это первое. Второе – про цены. Вы знаете, к глубокому сожалению, в Москве парковки одни и самых дорогих в мире, без преувеличения. Марианна Ожерельева: Это вы про Венскую оперу? Антон Шапарин: В Вене дешевле. Это во-первых. Марианна Ожерельева: А по какому курсу вы считаете? Это важно. Антон Шапарин: А во-вторых, если вдруг мы посмотрим еще привязку к средней зарплате, то внезапно выяснится, что москвичу лучше вообще не парковаться, потому что это безумно дорогая роскошь для горожанина. При этом огромное количество мест… Например, рядом с Общественной палатой приезжаешь, а там парковка стоит 150 рублей в час, 125–150. И часто ты видишь, что она вообще не загружена. А это значит, что можно тариф там снизить. Я в Общественной палате бываю частенько. Приезжаю, машину «сбрасываю» регулярно без проблем – там половина парковки пустая. И там нужно отменять. Но кто это делает? Никто. Понимаете, когда ты укусил бутерброд, вкусный бутерброд, ты его не отдаешь. Знаете, это как с котами, которые утягивают кильку. Вот то же самое. К сожалению, в городах, по которым сейчас идет платная парковка, людям вообще ничего не объясняют, просто ее вводят. И дальше мы сталкиваемся… Вот не будет ни единого позитивного сообщения, я боюсь, из тех, что придут к нам, или звонка. Есть адепты такие, которые: «Давайте запретим автомобили в целом». Марианна Ожерельева: Да. Антон Шапарин: Но мы живем в колоссальных городах, и общественный транспорт, будем честны и справедливы, качественно работает в очень небольшом количестве российских городов, а в большинстве случаев (как моя любимая Махачкала, например) это маршрутка. Там есть троллейбусы на одном маршруте, и все, и больше ничего. И человеку не дают альтернатив, а парковку платную рассматривают как инструмент. Марианна Ожерельева: Илья Сергеевич, о ценах очень много вопросов. Последний к вам вопрос: откуда они берутся? Тоже как-то научным способом она обосновывается и высчитывается, что вот 250, 150, 40 рублей? Или у этого есть какие-то другие возможности для расчетов? Илья Зотов: По поводу цен. Ну, прежде всего – по поводу парковки у Общественной палаты. Поскольку я приезжаю в Общественную палату на самокате… Марианна Ожерельева: На электросамокате? Илья Зотов: На электросамокате. Антон Шапарин: Вы нарушаете заранее. Илья Зотов: Поэтому хотелось бы сказать про цены. Первое – цены должны быть привязаны к средней зарплате по региону, они должны коррелироваться со стоимостью проезда на общественном транспорте, если мы говорим про парковки. Стоимость должна различаться: на загруженных улицах стоимость должна быть чуть выше, а на менее загруженных, конечно, должна быть ниже. И, конечно, расценки должны быть абсолютно подъемными, то есть не быть такими драконовскими, чтобы вызвать большой протест. Марианна Ожерельева: Хорошо. Антон Шапарин: Могу кратко вопрос задать? Марианна Ожерельева: Спасибо вам. Илья Зотов с нами был по телефону, член Общественной палаты России, член Общественного совета при Министерстве транспорта России. Звонок успеваем еще принять из Ставрополя. Федор, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У нас в городе, в центре города великолепно организованы парковки и все остальное. Но на общественном транспорте после спектакля (а у нас в центре города основные театры расположены) невозможно уехать. Поэтому надо организовывать транспорт так, чтобы люди могли уехать с мероприятий. Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое. Антон Шапарин: Какая театральная у нас страна! Это чудесно! Марианна Ожерельева: Вот об общественном транспорте говорят тоже. Антон Шапарин: Про маршруты общественного транспорта – это вообще отдельная песня. Часто они проложены вне какой-либо человеческой логики, к глубокому сожалению. Что-то осталось релитами из советского прошлого, пролегало по каким-то районам, когда это нужно было. Что-то просто ввели, потому что: «А, вот так нарисуем?» – ну, нарисовали. И часто это приводит к большим проблемам – к отмене электричек и так далее. Приводит просто почти к бунтам, потому что людям нужен транспорт. И я прекрасно понимаю, что наши города, построенные преимущественно в советское время, к автомобилям не адаптированы. И необходимо перестраивать их инфраструктуру и вкладывать в это деньги. Но мы вместо того, чтобы… Деньги с парковок в Москве «окрашены», но они идут на тот самый газон, против которого выступают жители из сюжета, который вы показывали. Они идут туда. И дальше возникают обсуждения: а нужно ли закатывать деньги в плитку городу, как в могильную плиту? И этот вопрос обсуждается широко. И я не уверен, что в других городах практика применения этих денег будет более осознанной. В том же Омске эти деньги просто уходят на затыкание дыр в городском бюджете, а, вообще-то, должны идти куда-то, чтобы люди понимали, за что они платят. Понимаете, у нас действительно есть налог, у нас есть акциз в топливе. Но мы можем придумать еще много разных опций, назвать их другими словами – и по сути это будут квазиналоги, да? Вот это квазиналог на парковку. И это грустная история. Марианна Ожерельева: Антон, есть те, кто все-таки поддерживают, причем пишут, например, как из Нижегородской области: «Платные парковки – на здоровье народа». Москва: «Платные парковки – это обдираловка народа и пополнение бюджета». Но есть и другое сообщение из той же Москвы: «Платные парковки обеспечивают безопасность дорожного движения для водителей и для пешеходов». Антон Шапарин: Ну, я вижу, в Дептрансе города нас смотрят. Марианна Ожерельева: Да, дорого, но безопасно. Безопасность все-таки здесь каким-то образом работает или нет? Вот про то, что неправильно паркуются, где хотят и так далее. Антон Шапарин: Безопасность действительно фигурирует здесь отчасти, потому что если машины припаркованы так, что там не может никто проехать, то это одна история. То есть структурировать парковочное пространство нужно, контролировать выполнение правил в данном случае, безусловно, нужно. Марианна Ожерельева: А это специалисты, структуры занимаются, да? Антон Шапарин: Ну, это действительно часть транспортного планирования огромного. И часто оно в городах наших осуществляется по остаточному принципу: люди, которые работают в местных минтрансах и так далее, люди, которые работают в администрациях, они уделяют чему-то другому внимание. Здесь нет системности. Плюс часто возникают в той же самой Москве несколько разных ведомств, которые этим ведают и занимаются. Мы понимаем, что есть конкретная улица и там конкретные транспортные проблемы. Приходишь в Дептранс, а они говорят: «Нет, это тебе к другим». И все, и возникает закольцованный круг. Марианна Ожерельева: Давайте сейчас покажем графику платных парковок по России. В каких городах уже есть такая опция, именно платные парковки? Антон, вот смотрите: Москва, Петербург, Воронеж, Пермь, Казань, Краснодар, Ставрополь, Екатеринбург, Курск, Сочи… Антон Шапарин: Ростов. Марианна Ожерельева: Ну, где-то это хорошо устроено? Антон Шапарин: У вас его в списке нет, но я лично там платил за парковку. Марианна Ожерельева: Есть. Ну скажите. Вот немало городов. Где-то хорошо это устроено, где-то это работает как благо? Антон Шапарин: Вот Казань, например. Марианна Ожерельева: Казань, да? Антон Шапарин: В Казани, во-первых, если мне память не изменяет, 50 рублей стоит час парковки. Марианна Ожерельева: Час? Антон Шапарин: Во-вторых, парковка платная в определенный промежуток времени, когда самый большой транспортный поток – с девяти до шести. Парковка бесплатная ночью и бесплатная в выходные дни. И это разумный и понятный подход к планированию. То есть они действительно отсекают какой-то поток в час пик. Во многих мировых городах как делается? Парковка тоже платная по времени. И, действительно, в какие-то дни она бесплатная вообще. Я не понимаю, зачем в Москве вечером делать платную парковку, ну и в других городах тоже. Марианна Ожерельева: Мы будем в этом разбираться в наших следующих эфирах. Спасибо вам большое. В студии был Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Мы обсуждали платные парковки. Ну и под конец нашей программы несколько сообщений. Краснодарский край: «В Анапе парковка стоит 400 рублей в день, почасово оплаты нет». Белгородская область утверждает о том, что необходимы именно бесплатные парковки. Из Москвы нам пишут, что деньги с парковок в Москве идут на замену бордюров. Предложение: «Платные парковки не должны быть. Это просто обдираловка народа и пополнение бюджета, причем на халяву». В общем, больше негатива, чем позитива. А я с вами прощаюсь. До свидания!