Тамара Шорникова: Сергей Собянин объявил двухнедельные каникулы во всех московских школах – с 5 по 18 октября. Кружки в это время тоже работать не будут. Все из-за роста заболеваемости COVID-19. Иван Князев: Куда девать детей? – вот главный вопрос. В большинстве школ каникулы должны были начаться позже и были бы короче. И главное – вообще что это все значит? Это какая-то временная мера или дистанционка возвращается? И еще важно – пойдут ли регионы по столичному пути? Это все сейчас будем обсуждать. Тамара Шорникова: Да, вопросов много. Как вы вообще отнеслись к этой новости? – это мы московских родителей спрашиваем. Ну и родители в регионах, как у вас там в школах? Есть ли какие-то такие тревожные звоночки, новости? Как учеба проходит? Рассказывайте. Иван Князев: Алексей Федоров у нас на связи, учитель литературы школы № 1516 Москвы, доктор филологических наук. Здравствуйте, Алексей Владимирович. Алексей Федоров: Здравствуйте. Иван Князев: Алексей Владимирович, вот эти все дополнительные каникулы – они на учебном процессе-то как отразятся? Алексей Федоров: Ну, обязательно отразятся. Скорее всего, негативно. Или придется каким-то образом уплотнять материал школьной программы, или придется даже задействовать субботы. Такая практика, к сожалению, уже была. Но самое главное, чтобы эта дополнительная неделя все-таки дала нам возможность избежать самого печального развития событий – то есть возвращения к этой несчастной удаленке. Иван Князев: А «уплотнять материал» – это что значит? Ну как его уплотнишь просто? Ну нельзя же все впихнуть сразу в молодой мозг. Алексей Федоров: Нет, это задача уже, конечно, учителя – то есть некоторым образом интенсифицировать процесс прохождения материала, что-то больше отдавать на самостоятельное изучение, более компактно давать только самое необходимое. Ну, придется, что называется, выкручиваться. Тамара Шорникова: Алексей Владимирович, вы говорите с печалью о том, что возможно возвращение к удаленке. При этом как-то привыкли, что в московских школах с этим проблем меньше. Но все равно педагогов тревожит такая перспектива, даже в Москве, да? Алексей Федоров: Конечно, тревожит. Ну, проблем технических меньше, а все остальные-то проблемы никуда не делись. Иван Князев: А что тогда тревожит? Ну, поподробнее расскажите. Алексей Федоров: Я думаю, что, в общем, ничего нового не скажу. Учебный процесс предполагает непосредственно нормальное живое человеческое общение. А удаленка – это суррогат, это вообще непонятно что. Это лучше, чем ничего вообще, но это крайняя мера, на которую все были вынуждены пойти для сохранения здоровья. Тамара Шорникова: Алексей Владимирович, а что в школах-то говорят? Есть такой риск? Обсуждается ли такая возможность, что с каникул дети не вернутся? Ну, в смысле, что действительно перейдет на удаленку все. Алексей Федоров: Вы знаете, вообще перспективы удаленки в кулуарах обсуждаются давно. Понятно, что мы каждый раз зависим от тех цифр по коронавирусу, которые выдает нам ежедневно статистика. И здесь фантазировать, то есть предполагать что-то боязно – ну, не дай бог, накаркаешь. Очень хотелось бы верить в то, что это решение о второй дополнительной неделе так или иначе поможет смягчить эту ситуацию и все-таки предотвратит наш переход опять в онлайн-режим. Тамара Шорникова: Алексей Владимирович, ну и что родители? В чатах уже пишут что-то? Алексей Федоров: Вы знаете, пока я про родителей сказать ничего не могу. У ребят я спросил, у своих учеников. Ну, можно сказать, что мнения разделились. Конечно, большая часть рада дополнительным дням отдыха. Но некоторых это настораживает, потому что они понимают, что за это придется расплачиваться чем-то, в том числе и как раз какими-то, может быть, дополнительными днями обучения летом. Или опять-таки, не дай бог, субботы рабочие. Или еще чем-то. То есть такое очень настороженное восприятие… Иван Князев: Ну, обучение летом – это, конечно, интересный момент, особенно для тех, кто сейчас в одиннадцатом классе или в девятом классе. Им сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Алексей Федоров: Конечно. Иван Князев: И им нужна серьезная подготовка. Летом им совсем будет не до этого. Вот как они просто будут готовиться, если такие меры сейчас будут? Алексей Федоров: Действительно, это самая проблемная наша группа – девятиклассники и одиннадцатиклассники, которых ждут выпускные экзамены в формате ЕГЭ и ОГЭ. Иван Князев: Просто, может быть, для них пересмотрят какие-то подходы в преподавании, в заданиях и так далее? Алексей Федоров: Вы знаете, скажем так, говорить о том, что учитель в девятом классе и в одиннадцатом классе видит главной своей целью подготовить к экзамену детей – это неправильно. В общем, у учителя, по большому счету, несколько иные цели. В результате, конечно, здорово, когда ребенок, изучая предмет по определенной методике, он автоматически подготавливается к экзамену. В общем, я не открою тоже ничего нового. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что репетиторская практика, которую должна была вроде как изжить эта система ЕГЭ… Иван Князев: …она возвращается и, в принципе, может стать спасением в этой ситуации. Понятно. Спасибо вам большое. Алексей Федоров, учитель литературы школы № 1516 города Москвы, был с нами на связи. Тамара Шорникова: Много SMS. Алтайский край: «Нужно школьникам по желанию начать ставить прививки от COVID-19 – это поможет избежать эпидемии». Татарстан: «Может, все-таки задания детям давать, пока дома сидят? Пусть занимаются. Иначе будут по улицам бегать или сидеть в Интернете». Нижегородская область: «Дети устали от каникул. Внучка хочет заниматься в школе. Дети хотят общаться». Иван Князев: Ну, мнения разделились. Из Челябинска тоже нам пишут: «Видимо, в школе хотят всех выпустить дворниками, необразованными». В чате прямого эфира наш телезритель пишет: «Дети должны учиться, однако здоровье все-таки важнее». Тамара Шорникова: Ну и Алтайский край тоже переживает: «Будет еще одна июльская сдача экзаменов?» Пока, конечно, непонятно. Давайте слушать звонки телефонные. Здравствуйте. Так, пока поговорим с экспертом. Ольга Полякова, руководитель педиатрического отделения клинического госпиталя «Лапино», кандидат медицинских наук. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Ольга Владиславовна. Ольга Полякова: Здравствуйте. Иван Князев: Школьникам действительно сейчас лучше дома посидеть, в этот период, как считаете? Ваше профессиональное мнение хотим узнать. Ольга Полякова: Меня слышно в маске? Или лучше маску снять? Я думаю, что сейчас такая пора, когда, безусловно, всплеск респираторных сезонных заболеваний будет усугубляться присутствием в нашей повседневной жизни COVID. Поэтому это решение – оно закономерное, очевидное и ожидаемое для меня как для врача. Нам нужно сейчас разобщить большое количество детей, уменьшить социальные контакты между ними. А, естественно, и детские сады, и школы, и учебные учреждения – это такие места, где социальные контакты между детьми самые максимальные, самые большие. И, на две недели разобщив, мы таким образом можем существенно уменьшить эпидемиологические контакты и прервать ту самую эпидемиологическую цепочку, которая приводит к дальнейшему заболеванию. Поэтому, с точки зрения меня как врача, это очень логичный шаг московских властей, это очень понятная история, потому что за две недели, пока дети будут находиться на более длительных каникулах, будет понятно, что происходит с эпидемиологической ситуацией: растет ли она вверх по экспоненте, или она выходит на какое-то плато, или она снижается. Сейчас же пока, я так понимаю, принято решение всего на две недели. И за эти две недели, я думаю, Роспотребнадзору, эпидемиологам, санитарным врачам станет понятно, в какую сторону качнется дальше ситуация. Поэтому я считаю, что это очень разумно. И сохранить здоровье детей гораздо важнее, ну, в данном случае, понимая, что происходит, потому что грипп очень похож на COVID, а COVID похож на грипп. Оба – РНК-содержащие вирусы. И может произойти такая ситуация, что заболевание, например, гриппом усугубит, сделает более тяжелым последующее заболевание COVID – и тогда организм человека, ребенка, взрослого человека, он будет находиться в достаточно сильном, серьезном иммунологическом дефиците, состояние здоровья ребенка пострадает. Поэтому я считаю (моя позиция такая очень положительная в этом отношении), что на две недели надо разобщить. Тамара Шорникова: Понятно. Давайте вместе послушаем телезрителя – Татьяна, Ленинградская область. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я, вообще-то, против того, что школы закрывают. Во-первых, дети гуляют все вместе на площадках – и маленькие, и большие, и школьники, и не школьники. И какая удаленка, если они дома сидят у компьютеров, все с компьютера списывают? Знаний никаких нет. Или родители объяснили, бабушки, дедушки, или учитель – разница же есть большая. Тамара Шорникова: Да, Татьяна, спасибо вам за ваш звонок. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Действительно, многие пишут: «Как это поможет, если дети все равно будут вместе играть на тех же площадках, гулять, собираться?» Это уже к вам вопрос. Ольга Полякова: Во-первых, заболевший ребенок или ребенок с признаками респираторной вирусной инфекции вряд ли выйдет на улицу, на площадку гулять. Наверное, все-таки его родители оставят его дома. Тем самым мы уменьшаем социальные контакты даже на площадках. Иван Князев: Ну, сейчас речь, наверное, о том, что здоровый ребенок выйдет и там заразится. Ольга Полякова: Второй момент – это все-таки свежий воздух. На свежем воздухе распространение любых заболеваний вирусных и бактерий в меньшей степени происходит, чем в замкнутом пространстве. Когда дети находятся в течение длительного времени в замкнутом пространстве без достаточно адекватной вентиляции (то есть там должна быть определенная система вентиляции), то, естественно, риск заболеть, контактировав, у них гораздо выше. Собственно говоря, этот основный эпидемиологический механизм сейчас и должен прерваться в период длительных каникул. Ну и потом, все же дети, которые сядут на каникулы, они, безусловно, не будут на улице гулять, поэтому… Иван Князев: Ну конечно, кто-то останется дома. Скажите, пожалуйста, а дети-то у нас вообще сейчас коронавирусом болеют? Тут просто ваши коллеги… Ольга Полякова: Дети болеют коронавирусом точно так же, как и взрослые. Просто коронавирус – это не совсем детская история. Дети, как правило, болеют гораздо легче. Дети, как правило, не имеют достаточно серьезных клинических проявлений. И, работая в «Лапино» в течение нескольких месяцев (а «Лапино» был инфекционным госпиталем, мы работали с COVID), мы ни разу не видели заболевших детей в очень тяжелых проявлениях этой болезни, какие бывают у взрослых. Поэтому надо сказать, что дети, конечно (и это уже понятно), переносят это заболевание гораздо легче, чем переносят взрослые. Иван Князев: Но подцепить все равно могут. Ольга Полякова: Но они могут быть источником для заражения взрослых. Если в семье, где ребенок посещает школу, риск у него заболеть существует, и риск заболеть тяжело у него существует минимально, то в его семье могут быть бабушки, дедушки, родители с хроническими заболеваниями. И он может просто механически принести инфекционное заболевание в семью – и все члены семьи заболеют. Иван Князев: Понятно. Спасибо большое. Ольга Полякова, руководитель педиатрического отделения клинического госпиталя «Лапино», была с нами на связи. Сейчас у нас есть телефонный звонок. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Из Москвы Рузанна, да? Приветствуем. Зритель: Здравствуйте. Я многодетная мать пятерых несовершеннолетних детей. Также у меня есть внук, который ходит во второй класс. Мое личное мнение, что сейчас эта мера необходима, чтобы прекратилось немного распространение коронавирусной инфекции. Все дети уходили бы на одну неделю на каникулы. Я считаю, что одна лишняя неделя… Пускай дети лучше отдохнут, подготовятся. Потому что после долгого и длительного карантина, как был, конечно, дети сейчас войти не смогли в полную силу. Необходимо детям подготовиться, потому что все контрольные были проведены сейчас, все тесты были сейчас проведены. Я считаю, что если дети отдохнут и не заразят других детей, то это будет правильной мерой. Иван Князев: Рузанна, скажите, пожалуйста, а как вы справляетесь с пятью детьми? Потому что сейчас многие родители хватаются за голову, не знают, что делать. Зритель: Скажу. Это, конечно, нелегкий труд. Вы же понимаете, что пять несовершеннолетних детей – это школа, плюс у нас допобразование, музыкальная школа. Вот справляемся. Я еще и президент благотворительного фонда, также провожу мероприятия с ограничениями, с масками – все как положено. Иван Князев: Вы не работаете, да? Я правильно понимаю? Зритель: Я работаю. Иван Князев: А, вы еще и работаете! Зритель: Я президент благотворительного фонда. Я работаю. Муж работает, я работаю. То есть мы работаем в полную силу, как положено. Иван Князев: А дети дома остаются, когда вы с мужем на работе? Сами справляются с хозяйством? Зритель: Сами справляются, учатся. Причем делают уроки сами, да. Тамара Шорникова: А младшему сколько? Зритель: Младшему – двенадцать. Ну, они все погодки. Тамара Шорникова: Тринадцать? Зритель: Двенадцать. Тамара Шорникова: Двенадцать? Зритель: Да. Иван Князев: Понятно. Спасибо. Тамара Шорникова: Молодцы! Здорово, да? Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам, Рузанна. Вот паникующим родителям на заметку, между прочим. Тамара Шорникова: И еще буквально пара SMS. Челябинская область: «Почему про учителей не говорят?» У нас в школе заболело вчера 13 учителей, а школа небольшая, всего 500 учеников». И конечно, много переживаний: «Что же будет с образованием?» Иван Князев: Из Ярославской области пишет телезритель: «У меня внук-семиклассник, не хочет учиться дистанционно, очень любит школу». Тамара Шорникова: Ну, немножко потерпеть надо будет все-таки. Следующая тема.