Петр Кузнецов: К следующей теме переходим. Российские водители будут светиться – и вряд ли от счастья, потому что их заставят носить светоотражающую одежду. Не всегда, разумеется, но, например, при ночных остановках вне населенных пунктов – точно. Соответствующую поправку в ПДД подготовило МВД. Там сказали, что такие меры позволят снизить количество наездов на водителей транспортных средств, происходящих на трассе в темное время суток. Тут вспоминает вчерашняя трагедия на Новом Арбате: Mercedes представительского класса с номерами АМР, двигаясь по разделительной полосе с включенными проблесковыми маячками, насмерть сбил сотрудника ГИБДД. Как вы понимаете, светоотражающих элементов на форме сотрудника ГИБДД было предостаточно. С другой стороны – все случилось в самом центре большого города, соответственно, где полно огней, светобликов, в которых спецодежда просто тонет. Но мы возвращаемся к инициативе, которая в темное время суток и за городом, а также в условиях плохой видимости (туман, например) должна нас защитить. Перед тем выйти из машины, вы обязательно должны надеть куртку, жилет или жилет-куртку, жилет-накидку со светоотражающими полосами. Это норма во многих европейских странах. Так делают в Италии, так одеваются в Испании, в Португалии, в Австрии – где угодно. Тогда как у нас в последнее время число наездов на водителей, вышедших на проезжую часть без светоотражающей одежды, возросло. Давайте посмотрим на статистику. За 6 месяцев 2017 года произошло 66 таких ДТП – это почти на 5% больше аналогичного показателя прошлого года. Это данные МВД. Между тем, за 6 месяцев этого года в России произошло на 10% меньше наездов на пешеходов, чем годом ранее. И это связано именно с тем, что пешеходов уже обязали носить светоотражающую одежду. Какие штрафы будут применяться в случае с жилетами? Пока непонятно. Но опять обращаемся к европейскому опыту. Есть в действующем КоАП у нас штраф за нарушение правил остановки и стоянки автомобиля – от 500 рублей. Давайте посмотрим, что, например в Австрии. В Австрии 14 евро за отсутствие жилета. В Бельгии больше – 50 евро. В Испании еще больше – 91. И вы видите, что Португалия получается возглавляющей этот "денежный рейтинг", несмотря на то что она находится на пятом месте. Просто в Португалии – 300 евро. Но тут стоит пояснить, что на 300 евро штрафуют, если у вас нет самого жилета в автомобиле. То есть каким образом будут отслеживать наличие жилета на самом водителе или наличие жилета в багажнике – не совсем понятно. Ольга Арсланова: И 300 евро – у нас это точно не прокатит, мне кажется. Петр Кузнецов: Совершенно верно, даже если их перевести в рубли. Но опять-таки непонятно. Встал за городом в темное время суток в поле, но не надел жилетку – что, там гаишник где-то из куста будет за тобой следить? Вопрос. Ольга Арсланова: Специальную камеру установят. Петр Кузнецов: Ну да. В поле. Ольга Арсланова: Ну что же, давайте вместе разбираться с нашим гостем – председателем Общероссийского движения автомобилистов России Виктором Похмелкиным. Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Виктор Похмелкин: Здравствуйте. Ольга Арсланова: У нас очень много вопросов, много непонятных пока моментов с этим новым правилом. А пока хотим наших зрителей спросить, используют ли они светоотражатели. Не важно, кто вы, автомобилист или пешеход, пожалуйста, примите участие в нашем опросе. Можно ответить "да" или "нет". Результаты посмотрим в конце нашей беседы. Виктор, объясните нам, пожалуйста. Вообще это как-то связано с безопасностью на дорогах или это формальность? Виктор Похмелкин: Вообще светоотражающие устройства (их еще называют фликерами) – это вещь очень хорошая и полезная. Ольга Арсланова: Это то, что носят все пешеходы в Белоруссии, например, и очень гордятся этим. Виктор Похмелкин: Да. И то, что должны носить и наши пешеходы (чего они практически не делают) тоже в темное время суток и вне населенных пунктов. Такая норма уже установлена. Петр Кузнецов: На школьниках очень много подобных полосочек. Виктор Похмелкин: Да. Есть, кстати, страны, где вообще предусмотрено, что нельзя выпускать детскую одежду, не снабженную и не обеспеченную фликерами. И это правильная вещь. То есть здесь как бы стимулируют не столько уже даже водителей и пешеходов, сколько производителей и торговцев одежды, что более эффективно, чем любой штраф. То есть фликеры – вещь полезная, безусловно. И конечно, в темное время суток водителя, который выбегает перед своей машиной, его, естественно, очень плохо видно, как и пешехода. И поэтому если на нем будут светоотражающие устройства, то это хорошо и правильно. Но, как всегда, дьявол в деталях. Что меня смущает в этой конкретной инициативе МВД? Первое. Почему обязательно речь идет о конкретном виде одежды? Там речь идет о жилете или куртке. На самом деле о пешеходах говорится по-другому: на одежде должно быть светоотражающее устройство. Пожалуйста. Ведь есть набор фликеров, их можно нацепить на любую куртку – и будешь светиться точно так же, как с любым жилетом. Когда такого рода инициатива появляется, у меня сразу возникают сомнения или даже подозрения: а нет ли здесь, так сказать, умысла поддержать и пролоббировать чьи-то конкретные коммерческие интересы? Петр Кузнецов: Представляете, сколько курток можно продать, если будет заточено именно под один формат? Виктор Похмелкин: Да. О чем и речь. Тем более там объявят конкурс, кто-то этот конкурс выиграет. А может быть, уже выиграл, так сказать. Ольга Арсланова: Ну, они же уже и сейчас продаются, я так понимаю. Виктор Похмелкин: Да, но пока необязательно покупать. А тут ведь получится, что это будет так. Во-вторых, конечно, вы правильно говорите насчет контроля. Кто и как это будет делать? Я очень боюсь, что скажут так: "Водитель обязан иметь при себе эту куртку". Значит, он обязан купить в принципе. Извините, а я, например, в темное время суток не езжу, я не выезжаю за пределы населенного пункта, я не собираюсь выезжать в туман. Зачем мне светоотражающие элементы? Ольга Арсланова: Но, с другой стороны, нас же не возмущает то, что мы должны с собой возить огнетушитель или аптечку. Виктор Похмелкин: Нет, огнетушитель – понятно. Пожар может случиться с тобой, с кем-то на дороге в любой момент. И это вещь полезная, безусловно. Что касается… Ольга Арсланова: Туман неожиданно опустился на город. Виктор Похмелкин: Тем не менее, почему жилет? Еще раз повторяю. У меня есть фликеры, я готов их прицепить на свою одежду, и выйду в этой ситуации. Поэтому, на мой взгляд, все-таки здесь надо все более основательно продумать. И третье, с чем я категорически не согласен. У нас есть такое предубеждение: "Давайте введем репрессии, введем санкции – и они помогут нам решить проблему". Ничего подобного! На самом деле суровость наказания совершенно не влияет на безопасность дорожного движения. Влияют другие факторы. Если говорить о наказании, то прежде всего – неотвратимость его. А когда неотвратимости нет, то, наоборот, начинается разболтанность, расхлябанность и безнаказанность. И вот представьте себе – ввели новый запрет, а он не обеспечен, его никто реально не реализует. И что? Люди будут наплевательски относиться как к этому запрету, так и к десятку других. Поэтому лучше эти все вещи внедрять позитивными методами, то есть, повторяю, стимулировать продавцов, производителей одежды, разъяснять, рассказывать, объяснять. И кстати, очень много объясняли, например, почему надо детскими креслами пользоваться. И стали пользоваться, потому что поняли, что если этого не делать, то это небезопасно для своих детей. Так же, кстати, и с ремнем безопасности. То есть начали пристегиваться не потому, что штрафуют. Штрафуют единицы, просто единицы штрафуют за это нарушение. Но разъяснили людям, что на самом деле это гораздо безопаснее – и в конце концов поняли. Давайте делать то же самое. Петр Кузнецов: Я хотел обратиться к статистике, которая частично прозвучала в самом начале. В России в год в среднем гибнет 35 тысяч человек в ДТП, из них 66, как мы узнали, водителей именно, на которых наехали в темное время суток. То есть это 0,003% от всех ДТП. Так есть ли вообще проблема, если мы сейчас говорим о жилетах именно для водителей? Виктор Похмелкин: Ну, проблема в любом случае есть. Просто в темное время… А у нас темное время суток в России особенно, так сказать. И долго это длится, и плохая видимость, и с освещением очень скверно на многих дорогах. Поэтому я за то, чтобы внедрять фликеры, внедрять светоотражающие устройства. Это вещь полезная, необходимая и на безопасность влияющая. Но я против того, чтобы это делать репрессивными и карательными мерами, чтобы не отпугнуть людей от этого. Я за то, чтобы шло максимальное разъяснение, чтобы было стимулирование всего этого дела и не было привязки к конкретному виду одежды. Ольга Арсланова: Смотрите – наши зрители поддерживают светоотражатели на пешеходах. Считают, что такие штуки должны обязательно носить велосипедисты, особенно которые в Подмосковье вечером на трассу выезжают. А вот что касается автомобилистов, то тут не все так однозначно. "Это очередная акция государства, желание набить карман, обдирая народ". "Прежде чем навязывать жилеты, надо привести в порядок аварийные дороги". И спрашивают: "Кому заводики по производству жилетов будут принадлежать?" Чей интерес в первую очередь здесь преследуется? Виктор Похмелкин: Ну, совершенно верно. Люди зафиксировали как раз те изъяны, которые в этой инициативе есть и о которых мы уже говорили. Ольга Арсланова: Послушаем Геннадия из Тюменской области. Геннадий – автомобилист. Спросим его мнение. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Говорите, Геннадий. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Геннадий. Ольга Арсланова: Что вы думаете об этом новом правиле? Зритель: Может, надо бронежилеты ввести? У нас тоже по дорогам пули летают. Петр Кузнецов: Ну да. И людей в машине расстреливают, есть такое. Ну, смотрите, Геннадий. Просто я сталкивался, видел комплект. Сейчас наборы совершенно разные для автомобилистов. И туда уже входит совершенно стандартная, такая простая жилетка. Что в этом плохого? Ольга Арсланова: Причем стоить она, наверное, недорого будет. Петр Кузнецов: Место в машине у вас она не занимает, она будет где-то в комплекте рядом с огнетушителем, в компактной упаковке. Ольга Арсланова: Задумался Геннадий. Петр Кузнецов: Ну, вас что смущает? Вы принципиально не хотите? Зритель: Это опять отмытие денег. Ольга Арсланова: Понятно. Петр Кузнецов: То есть туда – к тендеру? Ольга Арсланова: Никто не хочет тратиться. Но, с другой стороны, мы же смотрим на меры, которые на Западе применяются. Там это, кстати говоря, еще цветочки. Где-то, в какой-то европейской стране сейчас запретили водить в тапочках, и за это серьезно штрафуют. Вот эти 300 евро за отсутствие жилета в Португалии. Ну, если цивилизованный мир уже выбрал такой путь, то, может быть, ничего плохого в нем нет? Виктор Похмелкин: Видите, не во всем надо подражать, как мне кажется, во-первых. А во-вторых, всегда надо помнить, что там совершенно другой уровень законопослушания и другой уровень квалификации дорожной полиции, как и полиции в целом, и доверие гораздо выше. Видите, у нас сразу первая реакция у людей: "А, хотят заработать, хотят на нас нажиться". Потому что не изжита коррупция в ГИБДД. Потому что все эти меры воспринимаются прежде всего как репрессивные и как фискальные, но отнюдь не как направленные на безопасность дорожного движения. Поэтому давайте тогда устранять эти факты, давайте догонять Европу с точки зрения институтов, которые там построены и сформированы, в том числе институт полиции, институт судов и так далее, и тогда можно будет говорить обо всем остальное. Ну и наконец – понимаете, все-таки я считаю, что гораздо более эффективными были бы косвенные меры. Например, говорим так: "Если выскочил без фликера и стал виновником ДТП, то не получаешь страховку, не получаешь возмещение по ОСАГО, хотя в другой бы ситуации получил". И это, мне кажется, было бы полезнее. То есть когда ты стал виновником ДТП, но не вводить эти штрафы, потому что они будут применяться избирательно и к единицам, а нарушать будут многие. И в этой ситуации получается самое скверное. Как любил говорить герой Честертона (я люблю цитировать), знаменитый отец Браун: "Или равная для всех законность, или равное для всех беззаконие". А самое худшее – это избирательный подход, когда для одних законность, а для других – беззаконие. Вот этого допустить нельзя. Петр Кузнецов: Если эти поправки примут, то мы можем прогнозировать массовую проверку автомобилей, как это было с внедрением аптечек тех же самых? Виктор Похмелкин: Если заставят возить с собой, то – да. Петр Кузнецов: Не раз просто проверяли у меня в багажнике аптечку. А здесь будут останавливать: "Покажите жилет". Виктор Похмелкин: Кстати, не имеют права проверять ни аптечку, ни огнетушитель. На самом деле это не входит в обязанности. Петр Кузнецов: Там же должен быть информационный повод у них, то есть обоснование, да? Виктор Похмелкин: Нет. Потому что если вы прошли техосмотр, обязательный техосмотр, у вас есть полис ОСАГО – все, проблема закрыта, так сказать. И все, что связано с атрибутами вашего автомобиля, здесь уже… Петр Кузнецов: А мы знаем, как у нас можно проходить техосмотр. Виктор Похмелкин: Ну, это другой вопрос. Главное, что если есть полис ОСАГО, который подтверждает прохождение техосмотра, – все, претензий со стороны дорожной полиции в этой части быть уже не может. Ольга Арсланова: Несколько сообщений. "У нас хоть что надевай на переходе, часто водители не пропускают", – Тверская область жалуется. "На спецодежде есть светоотражатели, ночью видно хорошо". – Самарская область уже варианты покупки предлагает. "Не хотите покупать? Сшейте жилет сами". Наверное, тоже можно будет. Петр Кузнецов: Ульяновская область. И тут интересуется Воронежская: "Пассажирам надо будет потом с собой жилет возить? Уже до этого дойдет?" Виктор Похмелкин: Давайте объясним людям простую вещь… Петр Кузнецов: Пассажир же тоже может выйти. Виктор Похмелкин: Если вы выбегаете, если вы выходите из машины в ночное время, и вас не видно, вы рискуете своей жизнью. Всё! Вы своей жизнью рискуете. Это вам нужно! Поэтому не надо заставлять, а просто ради себя, ради своих близких позаботьтесь. Это действительно не так уж дорого. Ну, сами, без всякого наказания. Не потому, что кто-то вас за это накажет, а потому, что это угроза вашей безопасности. Наши люди же, в конце концов, в большинстве своем это понимают. Почему мы сразу начинаем с карательных мер, вместо того чтобы просто и элементарно все разъяснить? Петр Кузнецов: Петербург пишет: "Такие жилеты шьют в местах заключения. И слава богу. Тоже работа". "Идея правильная, – это уже Игорь из Краснодарского края. – Это лучше, чем знаки менять. Еще бы за ксенон реально наказывали". Кстати, что это за история с уменьшением дорожных знаков? Виктор Похмелкин: Это московский эксперимент, насколько я знаю. Петр Кузнецов: Для чего? Виктор Похмелкин: Якобы, так сказать, так удобнее водителям. Чего-то они там заслоняют. Я, честно говоря, так мотивацию особо и не понял. Но на мой взгляд, конечно, это опасная кампания. Петр Кузнецов: Логика не совсем понятна: знак меньше, чтобы водитель различал? Виктор Похмелкин: Люди привыкли к определенным габаритам знаков. Ольга Арсланова: Прищуриваться. Виктор Похмелкин: И когда что-то появляется другого габарита, то они могут это за дорожный знак не воспринять. Петр Кузнецов: Ну, это только московская история, да? Виктор Похмелкин: Пока – да. Петр Кузнецов: И для центра, видимо, характерно. Виктор Похмелкин: Но дурной пример заразителен, поэтому… Ольга Арсланова: Уже из центра, как спрут, у нас обычно распространится. Виктор Похмелкин: Да, из Москвы очень часто распространяется все. Петр Кузнецов: Если это распространится на всю Россию, и ты не видишь, что это за знак, маленький какой-то, уменьшенный, ты должен надеть жилетку, потому что должен выйти и рассмотреть, что это за знак. Посмотрел – снять жилетку, сесть и поехать Виктор Похмелкин: Ну, примерно так. Ольга Арсланова: Александр, Иркутская область. Добрый вечер. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Александр, вы автомобилист? Зритель: Добрый вечер. Да, 41 год водительского стажа, поездил по области Иркутской много. И мое мнение такое. У вас эксперт сидит и говорит о том, что это чья-то инициатива и кто-то хочет заработать на этом деньги. Я единственное могу сказать. Если водитель стоит на дороге за городом, он обязательно должен выставить знак аварийной остановки, а нормально едущий водитель обязательно его увидит. Если в городе, то там, да, много огней, тяжело увидеть, даже знак аварийной остановки и мигающие огни тяжело увидеть. Но если дурак на дороге, то он никогда нигде и ничего не увидит. И ни один фликер, ни одна жилетка не спасет водителя, который ходит около остановившегося автомобиля. Вот такое мое мнение. Ольга Арсланова: Но, наверное, речь немного о другом. Речь о том, что в основном автомобилисты – адекватные люди. Они едут и хотят видеть, что происходит впереди, и на это ориентироваться. Виктор Похмелкин: Это замечание по-своему резонное. Только есть один нюанс: для того чтобы выставить аварийный знак во время остановки, тоже надо выйти из машины. И где гарантия, что именно в этот момент на тебя не наедут? Ольга Арсланова: Пишут: "На рукаве очень удобно". "Идея замечательная. И детям школ обязательно, и всем остальным. Почему бы нет?" – Забайкальский край. И вспоминает Краснодар о том, что когда ввели закон о детском автокресле, сразу с самого утра останавливали всех подряд. Петр Кузнецов: Вот-вот-вот! Ольга Арсланова: Наверное, будет то же самое – какая-нибудь спецоперация "Жилет". Виктор Похмелкин: Ну, как сигнал. У нас ведь кампанейщина, к сожалению. И здесь тоже кампания будет. А чтобы регулярно и целенаправленно это внедряли и, самое главное, пропагандировали (чего нам явно не хватает) – вот я боюсь, что всего этого не будет. Все ограничится, к сожалению, расширением полномочий сотрудников Госавтоинспекции, как всегда, а это чревато понятно чем – новыми злоупотреблениями, новой коррупционной проблемой. Петр Кузнецов: Ну да. А потом будут говорить, что жилет не тот. "Он есть, но он не тот, не по стандартам", – и так далее. Проходили уже, да. "Жилет – вещь хорошая, но не первая необходимость", – это Эдуард, регион неизвестен. Марат считает, что нужно еще жестче наказывать водителей. Алексей из Новосибирска у нас на прямой связи по телефону. Здравствуйте, Алексей. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Ребята, я хочу что объяснить? Мне 35 лет, из них 14 лет я таскаю только "хвосты", то есть работаю дальнобойщиком. И я вам сейчас объясняю эту систему так. У меня жилет всегда с собой. Почему? Потому что на дороге бывает воздух зимой замерзает. По дороге бывают проблемы с колесами. И в конце концов, так как живу в Сибири, у нас дороги не всегда успевают расчистить, солью засыпать. Когда мы ходим по трассе, да, он нам нужен. Но опять же это все ложится… Как вам объяснить-то? Смотрите, тахограф нам навязали? Навязали. "Платон" нам навязывают? Навязывают. Так же и здесь навяжут эти жилеты, то есть будут обязывать. У нас, дальнобойщиков, они у каждого под сиденьем эти жилеты валяются. Мы их всегда одеваем, когда выходим в ночное время на трассу. Вплоть до того что кофе в кофейню пошел пить – и все равно его накинешь и побежал. Но я езжу также и на легковой машине. И я вам что хочу сказать? Действительно правильно человек вам сказал, что если у человека есть зрение и все с ним в порядке, он увидит знаки аварийной остановки, если где-то выбежал. Это видно, если у него со зрением действительно все в порядке. "А если человек хочет спать, так он пускай ляжет, спит и отдыхает". Вот так мы говорим, дальнобойщики. Уснул на дороге – его вина. А жилет, не жилет… Я понимаю, да, это все правильно. Те, кто ходят по трассе, пускай их одевают. Это нужно. Но чтобы за это кто-то получал опять деньги в карман, за эти жилеты… Ольга Арсланова: Спасибо. Мне кажется, как раз солидарен с вами наш зритель. Виктор Похмелкин: Фактически воспроизведено все, о чем мы говорили. Действительно нормальный водитель об этом позаботится. Но навязывание это с помощью репрессивных мер люди отторгают. Поэтому, мне кажется, МВД все-таки пора это понять и перестроить, что называется. Да, это неплохая, правильная идея, только давайте ее подадим в нужной форме и начнем все-таки с позитива, так сказать, с тем чтобы людям это разъяснить и попытаться все это рекомендовать. А штрафы вводить уже тогда, когда только останутся отмороженные единицы, которые это будут игнорировать. Если этого не произойдет, я очень боюсь, что люди это не воспримут. А закон, который отторгается обществом, он применяться не будет. Ольга Арсланова: Это как раз ситуация Белоруссии с этой "фликеродержимостью", потому что я очень хорошо помню социальную рекламу, которая была развешана по всем городам, по трассам Белоруссии, разъяснительная работа, ролики по телевидению. И только потом действительно сотрудники начали останавливать и штрафовать. Виктор Похмелкин: Вообще нам есть чему поучиться у белорусов в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Ольга Арсланова: Так они все ходят с этими отражателями. Виктор Похмелкин: Да, там много чего. Ольга Арсланова: Получилось! Петр Кузнецов: Необязательно смотреть в сторону Португалии, да? Пожалуйста, есть сосед. Виктор Похмелкин: Да, там много чего делается полезного – и, кстати, не только и не столько с помощью карательных мер. Петр Кузнецов: А вот наши зрители просчитали на восемь шагов вперед. Они считают, что эти жилеты, наоборот, будут провоцировать аварийные ситуации. Смотрите, что пишет Воронежская область: "Жилет в багажнике…" Ну, это, наверное, по нормам же, да? Хотя дальнобойщик звонил и сказал, что под сиденьем. Ну, это уже особенности профессии. "Вышел из машины – и попал под колеса". Или вышел за жилетом в багажнике, и в это время тебя гибэдэдэшник – оп-па! – "Вышел из машины без жилета". Ольга Арсланова: В общем – да. Если есть желание оштрафовать, то можно всегда оштрафовать. Виктор Похмелкин: Кстати, этот тоже. Такой момент: для того чтобы надеть жилет, надо выйти из машины. А раз вышел из машины без жилета… Петр Кузнецов: Пробелов очень и очень много. Виктор Похмелкин: И здесь тоже останется… Петр Кузнецов: Такая невинная поправка, кажется, а сколько… Виктор Похмелкин: Да. Останется почва для произвольного толкования, а значит – и злоупотребления. Ольга Арсланова: Ну что же, давайте подведем итоги нашего голосования. Мы спрашивали зрителей: используют ли они светоотражатели? Итак, используют светоотражатели у нас всего лишь 15% опрошенных, все остальные не используют. Виктор Похмелкин: А это не так плохо. Я ожидал, что будет гораздо меньше. Ольга Арсланова: Спасибо всем, кто принимал участие. В гостях у нас сегодня был Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского движения автомобилистов России. Еще раз повторюсь: а результаты такие, потому что мы всех спрашивали – и автомобилистов, и пешеходов. Так что… Петр Кузнецов: И пешеходов. Спасибо большое.